Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
20.10.2019
Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. В ней прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные и предметные результаты общие для 5 - 9 классов. А предметные результаты прописаны для каждого класса отдельно. Также указано содержание предмета для каждого класса.
Раб. прогр. русский яз 5-9.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Железногрская средняя общеобразовательная школа №1» РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета  русский язык 2019– 2020 учебный год  Забелина Татьяна Анатольевна, 1КК Учитель                                           Класс              5 – 9 класс Всего часов в неделю 5 класс – 5                                           6 класс – 6                                          7 класс – 4                                           8 класс – 3                                           9 класс – 3 г. Железногорск­Илимский, 2019 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей   русского   народа,   определяющей   роли   родного   языка   в   развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для   свободного   выражения   мыслей   и   чувств   в   процессе   речевого   общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной   установки,   темы   текста,   основной   мысли;   основной   и дополнительной информации); •   владение   разными   видами   чтения   (поисковым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); •   способность   извлекать   информацию   из   различных   источников,   включая средства массовой информации, компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета;   свободно   пользоваться   словарями   различных   типов,   справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;   умение   вести   самостоятельный   поиск   информации;   способность   к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,   стилистических   особенностей   и   использованных   языковых средств; говорение и письмо: •   способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности (индивидуальной   и   коллективной),   последовательность   действий,   оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;   просмотровым, •   умение   воспроизводить   прослушанный   или   прочитанный   текст   с  заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,  соответствие  теме   и  др.);  адекватно   выражать   свое  отношение   к фактам   и   явлениям   окружающей   действительности,   к   прочитанному, услышанному, увиденному; •   владение   различными   видами   монолога   (повествование,   описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог­ расспрос,   диалогпобуждение,   диалог   —   обмен   мнениями   и   др.;   сочетание разных видов диалога); •   соблюдение   в   практике   речевого   общения   основных   орфоэпических, лексических,   грамматических,   стилистических   норм   современного   русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; •   способность   участвовать   в   речевом   общении,   соблюдая   нормы   речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; •   способность   осуществлять   речевой   самоконтроль   в   процессе   учебной деятельности   и   в   повседневной   практике   речевого   общения;   способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; •   умение   выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими сообщениями,   докладом,   рефератом;   участие   в   спорах,   обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность   использовать   родной   язык   как   средство   получения   знаний   по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе   речевого   общения,   совместного   выполнения   какого­либо   задания, участия   в   спорах,   обсуждениях   актуальных   тем;   овладение   национально­ культурными   нормами   речевого   поведения   в   различных   ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: Выпускник научится:  владеть   навыками   работы   с   учебной   книгой,   словарями   и   другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;  владеть   навыками   различных   видов   чтения   (изучающим,   ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;  владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного   содержания,   с   выборочным   извлечением   информации)   и информационной   переработки   текстов   различных   функциональных разновидностей языка;  адекватно   понимать,  интерпретировать   и  комментировать   тексты   различных функционально­смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;  участвовать   в   диалогическом   и   полилогическом   общении,   создавать   устные монологические   высказывания   разной   коммуникативной   направленности   в зависимости   от   целей,   сферы   и   ситуации   общения   с   соблюдением   норм современного русского литературного языка и речевого этикета;  создавать   и   редактировать   письменные   тексты   разных   стилей   и   жанров   с соблюдением   норм   современного   русского   литературного   языка   и   речевого этикета;  анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально­смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;  использовать знание алфавита при поиске информации;  различать значимые и незначимые единицы языка;  проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;  классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;  членить слова на слоги и правильно их переносить;  определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;  опознавать   морфемы   и   членить   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового, грамматического   и   словообразовательного   анализа;   характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;  проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;  проводить лексический анализ слова;  опознавать   лексические   средства   выразительности   и   основные   виды   тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);  опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;  проводить морфологический анализ слова;  применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;  опознавать   основные   единицы   синтаксиса   (словосочетание,   предложение, текст);  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно­смысловой организации и функциональных особенностей;  находить грамматическую основу предложения;  распознавать главные и второстепенные члены предложения;  опознавать   предложения   простые   и   сложные,   предложения   осложненной структуры;  проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;  соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;  опираться   на   фонетический,   морфемный,   словообразовательный   и морфологический анализ в практике правописания;  опираться на грамматико­интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;  использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться:  анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;  оценивать  собственную   и чужую  речь  с точки  зрения  точного,  уместного  и выразительного словоупотребления;  опознавать различные выразительные средства языка;   писать   конспект,   отзыв,   тезисы,   рефераты,   статьи,   рецензии,   доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;  осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;   участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и   аргументировать   ее,   привлекая   сведения   из   жизненного   и   читательского опыта;  характеризовать   словообразовательные   цепочки   и   словообразовательные гнезда;  использовать   этимологические   данные   для   объяснения   правописания   и лексического значения слова;  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для   себя   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной   деятельности,   развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Планируемые результаты изучения учебного предмета по направлениям Речь и речевое общение Выпускник научится: •   использовать   различные   виды   монолога   (повествование,   описание,   рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия   ситуации   речевого   общения,   достижения   коммуникативных   целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: •   выступать   перед   аудиторией   с   небольшим   докладом;   публично   представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; логику   изложения   учебно­научного, • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного   содержания,   с   выборочным   извлечением   информации);   передавать содержание   аудиотекста   в   соответствии   с   заданной   коммуникативной   задачей   в устной форме; •   понимать   и   формулировать   в   устной   форме   тему,   коммуникативную   задачу, основную   мысль,   публицистического, официально­делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится  •   понимать   содержание   прочитанных   учебно­научных,   публицистических (информационных   и   аналитических,   художественно­публицистического   жанров), художественных   текстов   и   воспроизводить   их   в   устной   форме   в   соответствии   с ситуацией   общения,   а   также   в   форме   ученического   изложения   (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; •   использовать   приёмы   работы   с   учебной   книгой,   справочниками   и   другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; •   отбирать   и   систематизировать   материал   на   определённую   тему,   анализировать отобранную   информацию   и   интерпретировать   её   в   соответствии   с   поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально­стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно­научных текстов, текстов СМИ,   в   том   числе   представленных   в   электронном   виде   на   различных информационных   носителях,   высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: •   создавать   устные   монологические   и   диалогические   высказывания   (в   том   числе оценочного характера) на актуальные социально­культурные, нравственно­этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием   других   изучаемых   учебных   предметов)   разной   коммуникативной   официально­деловых   текстов), направленности   в   соответствии   с   целями   и   ситуацией   общения   (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно­научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); •   обсуждать   и   чётко   формулировать   цели,   план   совместной   групповой   учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; •   соблюдать   в   практике   устного   речевого   общения   основные   орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически   корректно   использовать   лексику   и   фразеологию,   правила   речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно­научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально­ культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо  Выпускник научится: •   создавать   письменные   монологические   высказывания   разной   коммуникативной направленности   с   учётом   целей   и   ситуации   общения   (ученическое   сочинение   на социально­культурные, нравственно­этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; •   соблюдать   в   практике   письма   основные   лексические,   грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; •  писать  резюме,  деловые   письма,  объявления   с  учётом   внеязыковых   требований, предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со   спецификой   употребления   языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки   зрения   смыслового   содержания   и   структуры,   а   также   требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; •   создавать   и   редактировать   собственные   тексты   различных   типов   речи,   стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: публицистические,   официально­деловые, •   создавать   в   устной   и   письменной   форме   учебно­научные   тексты   с   учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: •   владеть   практическими   умениями   различать   тексты   разговорного   характера, научные,   тексты   художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров,  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; •   оценивать   чужие   и   собственные   речевые   высказывания   разной   функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; •   выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими   информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно­научную тему. Выпускник получит возможность научиться: •   различать   и   анализировать   тексты   разговорного   характера,   научные, публицистические, официально­деловые, тексты художественной литературы с точки зрения   специфики   использования   в   них   лексических,   морфологических, синтаксических средств; •   создавать   тексты   различных   функциональных   стилей   и   жанров,   участвовать   в дискуссиях на учебно­научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в   официально­деловом   стиле;   готовить   выступление,   информационную   заметку, сочинение­рассуждение   в   публицистическом   стиле;   принимать   участие   в   беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать   бытовые   рассказы,   истории,   писать   дружеские   письма   с   учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; •   анализировать   образцы   публичной   речи   с   точки   зрения   её   композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; •   выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшой   протокольно­этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место   русского   языка   среди   славянских   языков,   роль   старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными   разновидностями   языка,   жаргоном   и   характеризовать   эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится : •   делить   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового,   грамматического   и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; •   анализировать   и   самостоятельно   составлять   словообразовательные   пары   и словообразовательные цепочки слов; •   применять   знания   и   умения   по   морфемике   и   словообразованию   в   практике правописания,   а   также   при   проведении   грамматического   и   лексического   анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: •   характеризовать   словообразовательные   цепочки   и   словообразовательные   гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; •   извлекать   необходимую   информацию   из   морфемных,   словообразовательных   и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; •   использовать   этимологическую   справку   для   объяснения   правописания   и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: •   проводить   лексический   анализ   слова,   характеризуя   лексическое   значение, принадлежность   слова   к   группе   однозначных   или   многозначных   слов,   указывая прямое   и   переносное   значение   слова,   принадлежность   слова   к   активной   или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; •   пользоваться   различными   видами   лексических   словарей   (толковым   словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; •   оценивать   собственную   и   чужую   речь   с   точки   зрения   точного,   уместного   и выразительного словоупотребления; •   извлекать   необходимую   информацию   из   лексических   словарей   разного   типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,   фразеологического   словаря   и   др.)   и   справочников,   в   том   числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; •   употреблять   формы   слов   различных   частей   речи   в   соответствии   с   нормами современного русского литературного языка; •   применять   морфологические   знания   и   умения   в   практике   правописания,   в различных видах анализа; •   распознавать   явления   грамматической   омонимии,   существенные   для   решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять   особенности   употребления морфологических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том   числе   мультимедийных;   использовать   эту   информацию   в   различных   видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: •   опознавать   основные   единицы   синтаксиса   (словосочетание,   предложение)   и   их виды; •   анализировать   различные   виды   словосочетаний   и   предложений   с   точки   зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; •   употреблять   синтаксические   единицы   в   соответствии   с   нормами   современного русского литературного языка; •   использовать   разнообразные   синонимические   синтаксические   конструкции   в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; •   опознавать   основные   выразительные   средства   синтаксиса   в   публицистической   и художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять   особенности   употребления синтаксических   конструкций   в   текстах   научного   и   официально­делового   стилей речи; •   анализировать   особенности   употребления   синтаксических   конструкций   с   точки зрения   их   функционально­стилистических   качеств,   требований   выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; •   извлекать   необходимую   информацию   из   орфографических   словарей   и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; •   извлекать   необходимую   информацию   из   мультимедийных   орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: •   выявлять   единицы   языка   с   национально­культурным   компонентом   значения   в произведениях   устного   народного   творчества,   в   художественной   литературе   и исторических текстах; •   приводить   примеры,   которые   доказывают,   что   изучение   языка   позволяет   лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. 1. Содержание учебного предмета  5 класс Язык – важнейшее средство общения  Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи. Повторение пройденного в 1 – 4 классах  I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. II.Самостоятельные и служебные части речи.  Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.  Имя   прилагательное:   род,   падеж,   число.   Правописание   гласных   в   падежных окончаниях прилагательных.  Местоимения 1, 2 и 3­го лица. вопросительные,     повествовательные, Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2­м   лице   единственного   числа   глаголов.   Правописание   ­тся   и   ­ться;   раздельное написание не с глаголами.  Наречие (ознакомление).  Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами. III.   Текст.   Тема   текста,   его   основная   мысль.   Изложение   подробное,   по   плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.  Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.  Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.  Предложение.   Простое   предложение;   виды   простых   предложений   по   цели высказывания: побудительные. Восклицательные   и   невосклицательные   предложения.   Знаки   препинания:   знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).  Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Главные   члены   предложения,   второстепенные   члены   предложения:   дополнение, определение, обстоятельство.  Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами  а,   но  и   одиночным   союзом  и;   запятая   между   однородными   членами   без союзов   и   с   союзами  а,   но,   и.   Обобщающие   слова   перед   однородными   членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.  Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.  Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как  признак сложного   предложения.   Сложные   предложения   с   союзами   (с   двумя   главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед  и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.  Диалог. Тире в начале реплик диалога. Пунктуационный разбор простого предложения. II. Умение  соблюдать  правила  пунктуации  в рамках   изучения  материала.  Умение интонационно   правильно   произносить   повествовательные,   вопросительные, побудительные   и   восклицательные   предложения,   а   также   предложения   с обобщающим словом. III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное   сжатое   изложение.   Сочинение   ­   повествование.   Отзыв   о   сочинении товарища. Сочинение по картине. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи             I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные   и   согласные   звуки.   Ударение   в   слове.   Гласные   ударные   и   безударные. Твердые   и   мягкие   согласные.   Твердые   и   мягкие   согласные,   не   имеющие   парных звуков.   Звонкие   и   глухие   согласные.   Сонорные   согласные.   Звонкие   и   глухие согласные,не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.  Фонетический разбор слова.  Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.  Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.  Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.           II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).                   III.  Типы   текстов.   Повествование.   Описание   предмета,  картины.  Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием. Лексика. Культура речи           I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое   значение.   Многозначные   и   однозначные   слова.   Прямое   и   переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.               II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.        Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение  от  третьего  лица), членение  его  на  части.  Описание  изображенного  на картине с использованием необходимых языковых средств. Морфемика. Орфография. Культура речи           I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,   приставка;   их   назначение   в   слове.   Чередование   гласных   и   согласных   в слове.  Беглые   гласные.  Варианты   морфем.   Морфемный   разбор   слов.   Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы  з  и  сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных  о  и  а  в корнях  ­лож­ ­ ­лаг,­рос­ ­ ­раст­. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.           II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.         III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.  Морфология. Орфография. Культура речи  Имя существительное выделение   этих   названий   кавычками.   Три   склонения   имен   существительных:   имеющие   форму   только   единственного   или   только             I.   Имя   существительное   как   часть   речи.   Синтаксическая   роль   имени             III.   Доказательства   и   объяснения   в   рассуждении.   Сжатое   изложение   –   существительного в предложении.  Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные   и   нарицательные.   Большая   буква   в   географическими   названиях,   в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных   произведений;   Род существительных.   изменение существительных по падежам и числам. Существительные, множественного числа. Склонение   существительных   на  ­ия,   ­ий,   ­ие.   Правописание   гласных   в   падежных окончаниях имен существительных. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор слов.               II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными,   род   которых   может   быть   определен   неверно   (например, фамилия, яблоко).  Умение   правильно   образовывать   формы   именительного   (инженеры,   выборы)   и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.  Умение   использовать   в   речи   существительные­синонимы   для   более   точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.    повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика. Имя прилагательное    прилагательного в предложении. Правописание   гласных   в   падежных   окончаниях   прилагательных   с   основой   на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные.  Изменение   полных   прилагательных   по   родам,   падежам   и   числам,  а   кратких   ­   по родам и числам.  Морфологический разбор имён прилагательных. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение   пользоваться   в   речи   прилагательными­синонимами   для   более   точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.  III.   Описание   животного.   Структура   текста   данного   жанра.   Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе. Глагол  I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголом. Неопределенная форма глагола (инфинитив на ­ть (­ться), ­ти (­тись), ­чь (­чься). Правописание ­ться и ­чь (­чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.                I.   Имя   прилагательное   как   часть   речи.   Синтаксическая   роль   имени Правописание чередующихся гласных  е и и  в корнях глаголов ­бер­ ­ ­бир­, ­дер­ ­ ­дир­, ­мер­ ­ ­мир­, ­ nep­ ­ ­пир­, ­ тер­ ­ ­ тир­, ­стел­ ­ ­стил­. Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Морфологический разбор глагола. II.   Соблюдение   правильного   ударения   в   глаголах,   при   произношении   которых допускаются   ошибки   (начать,   понять;   начал,   понял;   начала,   поняла;   повторит, облегчит и др.). Умение   согласовывать   глагол­сказуемое   в   прошедшем   времени   с   подлежащим, выраженным   существительным   среднего   рода   и   собирательным   существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение   использовать   в   речи   глаголы­синонимы   (например,   со   значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.  III.   Понятие   о   рассказе,   об   особенностях   его   структуры   и   стиля.  Невыдуманный рассказ   о   себе.  Рассказы   по   сюжетным   картинкам.  Репортаж.  Устный   рассказ   по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе   6 класс Русский язык – один из развитых языков мира Повторение изученного в 5 классе  Деление текста на части; официально­ деловой стиль, его языковые особенности. Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки   препинания.   Сложное   предложение.   Запятые   в   сложном   предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога. Текст. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые   слова.   Основные   признаки   текста.   Текст   и   стили   речи.   Официально­ деловой   стиль.P.P.  Речь   устная   и   письменная;   диалогическая   и   монологическая. Основная мысль текста. Лексика и фразеология. Культура речи  Слово   и   его   лексическое   значение.   Собирание   материалов   к   сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.  P.P. Написание   сжатого   изложения.   Приемы   сжатия   текста.   Составление   словарной статьи   по   образцу.  Фразеологизмы.   Источники   фразеологизмов.   Повторение.  P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов. Словообразование. Орфография. Культура речи  Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Морфемика и словообразование. Описание   помещения.   Основные   способы   образования   слов   в   русском   языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас­ кос­. Буквы а л о в корне –гар гор­. Буквы а и о в корне –зар зор­.  Буквы  ы  и  и  после   приставок.   Гласные   в   приставках  пре­  и  при­. Соединительные   гласные  о  и  е  в  сложных   словах.   Сложносокращенные   слова. Морфемный   и   словообразовательный   разбор   слова.   Повторение.  P.P.  Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план   сочинения.   Описание   помещения.   Составление   рассказа   по   рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине. Морфология. Орфография. Культура речи  Имя   существительное.  Имя   существительное   как   часть   речи.   Разносклоняемые имена   существительные.   Буква  е  в   суффиксе  –ен­  существительных   на   –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена   существительные   общего   рода.   Морфологический   разбор   имени   сущест­ вительного.  Не  с существительными. Буквы  ч  и  щ  в суффиксе существительных  – ник   (­щик).  Гласные  о   же  после   шипящих   в   суффиксах   существительных. Повторение.  P.P.  Написание   письма.   Составление   текста­описания.   Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста. Имя   прилагательное.  Имя   прилагательное   как   часть   речи.   Описание   природы. Степени   сравнения   имен   прилагательных.   Разряды   прилагательных   по   значению. Качественные   прилагательные.   Относительные   прилагательные.   Притяжательные прилагательные.   Морфологический   разбор   имени   прилагательного. с прилагательными. Буквы  о  и  е  после шипящих и  ц  в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к— ­ск~. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение. P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в опиани. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Имя   числительное.  Имя   числительное   как   часть   речи.   Простые   и   составные числительные.   Мягкий   знак   на   конце   и   в   середине   числительных.   Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые   числа.   Собирательные   числительные. Морфологический   разбор   имени   числительного.   Повторение.  P.P.  Стиль   текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!» Местоимение.  Местоимение   как   часть   речи.   Личные   местоимения.   Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения.   Притяжательные   местоимения. Рассуждение.   Указательные   местоимения.   Определительные   местоимения.   Место­ имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение. P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение­рассуждение. Глагол.  Глагол  как   часть  речи.  Разноспрягаемые   глаголы.  Глаголы   переходные  и непереходные.   Наклонение   глагола.   Изъявительное   наклонение.   Условное   на­ клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический   разбор   глагола.  Рассказ   на   основе   услышанного.  Правописание гласных   в   суффиксах   глагола.   Повторение.  P.P.  Сочинение­рассказ.   Изложение. Составление   текста   с   глаголами   условного   наклонения.   Рассказ   по   рисункам. Составление текста­рецепта. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи    Отрицательные   местоимения.  Не    Дробные   числительные. Разделы   науки   о   языке.   Орфография.   Пунктуация.   Лексика   и   фразеология. Словообразование. Сочинение­описание (рассуждение).   Морфология.   Синтаксис.  P.P.   7 класс     Причастный   оборот.   Фонетика   и   орфография. Русский язык как развивающееся явление  Повторение изученного в 5—6 классах  Публицистический   стиль,   его   жанры,   языковые   особенности.  Синтаксис. Синтаксический   разбор.   Пунктуация.   Пунктуационный   разбор.   Лексика   и фразеология.   Фонетический   разбор   слова. Словообразование   и   орфография.   Морфемный   и   словообразовательный   разбор. Морфология   и   орфография.   Морфологический   разбор   слова.  Развитие   речи. Морфологический разбор слова.  Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов.   Публицистический   стиль.  P.P.  Текст.   Тип   речи.   Стиль   речи.   Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.  Морфология. Орфография. Культура речи Причастие. Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в   падежных   окончаниях   причастий.   Выделение причастногооборота   запятыми.   Описание   внешности   человека.   Действительные   и страдательные   причастия.   Краткие   и   полные   страдательные   причастия. Действительные   причастия   настоящего   времени.   Гласные   в   суффиксах действительных   причастий   настоящего   времени.   Страдательные   причастия настоящего   времени.   Гласные   в   суффиксах   страдательных   причастий   настоящего времени.   Сострадательные   причастия   прошедшего   времени.   Гласные   перед  н  в полных   и   кратких   страдательных   причастиях.   Одна   и   две  н  в   суффиксах страдательных   причастий   прошедшего   времени.   Одна   буква  н  в   отглагольных прилагательных. Одна и две  н  в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких   отглагольных   прилагательных.   Морфологический   разбор   причастия. Слитное   и   раздельное   написание  не  с  причастиями   Буквы  еиё  после   шипящих   в суффиксах   страдательных   причастий   прошедшего   времени.  P.P.  Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Деепричастие.  Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несо­ вершенного   вида.   Деепричастия   совершенного   вида.   Морфологический   разбор деепричастия. P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине. Наречие.  Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание  не  с наречиями на ­о и ­е. Буквы е я и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две  н  в наречиях на  ­о  и  ­е.  Описание действий. Буквы  о и е  после шипящих на конце   наречий.   Буквы   о   и   а   на   конце   наречий.   Дефис   между   частями   слова   в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце   наречий.  P.P.  Творческое   задание   по   картине.   Сочинение­   рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.  Учебно­научная речь. Отзыв. Учебный   доклад.  P.P.  Текст   учебно­научного   стиля.  Отзыв   о   прочитанной   книге. Текст учебного доклада. Категория   состояния.  Категория   состояния   как   часть   речи.   Морфологический разбор   категорий   состояния.  P.P.  Творческое   задание   по   картине.   Сочинение­ рассуждение.   Сложный   план.   Устный   рассказ   по   опорным   словам.   Заметка   в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв. Служебные части речи  Предлог  Предлог   как   часть   речи.   Употребление   предлога.   Производные   и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. Союз  Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.   Запятая   между   простыми   предложениями   в   союзном   сложном предложении.   Сочинительные   союзы.   Подчинительные   союзы.   Морфологический разбор   союза.   Слитное   написание   союзов  также,  тоже,  чтобы.  Повторение сведений о предлогах и союзах.  P.P.  Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. Частица  Частица   как   часть   речи.   Разряды   частиц.   Формообразующие   частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не­. Частица ни, приставка ни­, союз ни... ни. P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение­рассказ по сюжету. Составление плана   публицистического   текста.   Публицистический   стиль.   Текст.   Стили   речи. Составление диалога. Впечатление от картины. Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова и их отличие   от   междометий.   Дефис   в   междометиях.   Интонационное   выделение междометий.   Запятая   и   восклицательный   знак   при   междометиях.Умение выразительно читать предложения с междометиями. Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах  Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.  8 класс  Функции русского языка в современном мире.   Понятие государственного языка. Русский   язык   как   государственный   язык   Российской   Федерации.   Русский   язык   ­ средство   межнационального   общения   народов   России   и   стран   Содружества Независимых Государств Повторение   пройденного   в   5­7классах.    Фонетика   и   графика.   Состав   слова   и словообразование. Орфограммы в корне слова, в приставке и суффиксе. Лексика и фразеология. Р.р. Подробное изложение с грамматическим заданием. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды   и   средства   синтаксической   связи.  Пунктуация   как   система   правил правописания   предложений.  Основные   принципы   русской   пунктуации.   Знаки препинания,   их   функции   Предложение   как   основная   единица   синтаксиса   и   как минимальное речевое высказывание Основные признаки предложения и его отличия от   других   языковых   единиц.  РР.   Текст   как   единица   синтаксиса   Средства   связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно­стилистического членения текста. Словосочетание.  Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по   морфологическим   свойствам   главного   слова:   именные,   глагольные,   наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.  Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно­падежной формы управляемого существительного Простое предложение.   Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.  Порядок слов в предложении. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных,   восклицательных   предложений.   Предложения   утвердительные   и отрицательные.  Р.Р.   Описание   архитектурного   памятника   как   вид   текста,   его языковые особенности. Сжатое изложение по тексту Л. Билецкого «Триумфальная арка» (описание архитектурного памятника). Простые  двусоставные  предложения. Главные  члены  предложения.   Главные члены   двусоставного   предложения   Способы   выражения   подлежащего.  Виды сказуемого.   Простое   глагольное   сказуемое   и   способы   его   выражения.  Р.р. Публицистическое   сочинение   о   памятнике   культуры.   Составное   глагольное сказуемое.   Способы   его   выражения   Составное   именное   сказуемое,   способы   его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные   члены   предложения.    Второстепенные   члены   предложения. Определение   согласованное   и   несогласованное.   Способы   выражения   определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение (прямое и   косвенное)   Способы   выражения   дополнения.  Обстоятельство.   Способы   его выражения.  Главные   и   второстепенные   члены   предложения.  Р.р.   Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности.  Главный   член   односоставного Простые   односоставные   предложения.   предложения. Основные группы односоставных предложений.  Определенно­личные предложения.   Их   структурные   и   смысловые   особенности.  Неопределенно­личные предложения, их структурные и смысловые особенности. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.  Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Назывные   предложения,   их   структурные   и   смысловые   особенности.  Полные   и неполные предложения Тире ч неполном предложении Наблюдение за употреблением неполных   предложений   в   устных   и   письменных   текстах.  Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Понятие   о   неполных   предложениях.  Неполные Неполные   предложения.   предложения в диалоге и в сложном предложении.  Предложения   с   однородными   членами. Однородные   члены   предложения.   Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности   предложений   с   однородными   членами.  Однородные   и   неоднородные определения. РР Изложение по тексту. Стилистические особенности предложений с однородными членами.  Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Нормы сочетания однородных членов. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Однородные члены». Р.Р .Сочинение ­ рассуждение. Обращения, вводные слова и междометия.   Обращение, его функции и способы выражения.   Выделительные   знаки   при   обращении   Интонация   предложений   с обращением.  Знаки   препинания   при   обращении..   Употребление   обращений. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально­деловом стиле.  Р.Р. Сочинение – рассуждение.  Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).   Группы вводных конструкций по   значению.  Синонимия   вводных   конструкций.  Р.Р.   Публичное   выступление   на общественно значимую тему. НРК Создание текста­выступления об истории своего края по темам: «Исследователи языков народов нашего края», «История создания письменности коренных народов нашего края», «Узорная письменность ненецкого народа». Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей   текста.   Наблюдение   за   использованием   вводных   конструкций   в   устных   и письменных   текстах.  Вставные   конструкции,   особенности   употребления   вставных конструкций  Предложения   с   обособленными   членами Обособленные   члены   предложения.    Обособление Понятие   об   обособлении   второстепенных   членов   предложения. согласованных  и   нераспространенных   определений. Выделительные знаки препинания при них Обособление определений. Выделительные знаки   препинания   при   них.  Обособление   определений   с   обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. Р.р. Рассуждение на дискуссионную   тему:   «Почему   на   суде   Гринев   перестал   доказывать   свою невиновность?», «Почему Мцыри отказывается остаться в краю, где живет красавица грузинка?», «Почему  Мцыри  испугался  ''вторжения  иной  страсти"»?  Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Отсутствие или наличие   запятой   перед   союзом   КАК.   Сравнительный   оборот.  Обособление обстоятельств,   выраженных   существительными   с   предлогами.  Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах   предложения.   Уточняющие,   поясняющие,   присоединительные   члены предложения, их смысловая и интонационная особенности. распространенных Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия   предложений   с   прямой   и   косвенной   речью.  Использование   разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Сжатое изложение.  9 класс Международное значение русского языка.  Повторение пройденного в 5 ­ 8 классах. Текст, его стили, средства связи его  частей. Сложное предложение. Культура речи.  Сложные предложения. Союзные сложные предложения.   Сложносочиненные предложения.  I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные  предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).  Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.   Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их тексто образующая  роль.  Авторское употребление знаков препинания.  II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.  III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.   Сложноподчиненные предложения. I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные  предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного  предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между  главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.   Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.   Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.  Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая  роль.  II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с  обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. III.  Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.  Сообщение на лингвистическую тему.  Деловые документы (автобиография, заявление).   Бессоюзные сложные предложения. I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки  препинания в бессоюзном сложном предложении.  Синтаксические синонимы  бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение  передавать с помощью интонации раз личные смысловые отношения между частями  бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими  союзными и бессоюзными сложными предложениями. III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.   Сложные предложения с различными видами связи.  I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью;  разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.  II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными  видами связи.  III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.  Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся  явление. Языковые контакты русского языка.  Русский язык ­ первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный  язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.  Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык  межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль  старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская  письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые­русисты,  исследовавшие русский язык.  Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи  Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного  высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании,  рассуждении; о стилях речи.  Сочинение публицистического характера на  общественные, морально­этические и историко­литературные темы.  Доклад или  реферат на историко­литературную тему (по одному источнику).  Тезисы статьи  (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно­ критической статьи. 3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс Тема Количество Язык – важнейшее средство общения Вспоминаем, повторяем, изучаем Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи Лексика. Культура речи Морфемика. Орфография. Культура речи Морфология. Орфография. Культура речи: Имя существительное Имя прилагательное Глагол Повторение и систематизация изученного Резерв Итого  6 класс Тема  Язык. Речь. Общение Повторение изученного в 5 классе Текст Лексика. Культура речи Фразеология. Культура речи Словообразование. Орфография. Культура речи Морфология. Орфография. Культура речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах Резерв Итого 3 24 32 15 11 21 61 18 14 27 5 5 175 Количество 3 9 5 12 4 34 124 25 25 18 25 31 13 6 210 7 класс Тема  Количество часов Введение Повторение пройденного в V ­ VI классах Причастие  Деепричастие Наречие Категория состояния Предлог Союз Частица Междометие.  Звукоподражательные слова Повторение и систематизация пройденного в VII классе ИТОГО 1 13 30 12 21 5 13 15 14 2 14 140ч                                                                     8 класс Функции  русского  языка  в  современном  мире. Повторение  изученного. Синтаксис, пунктуация, культура речи.   Простое  предложение . Двусоставное предложение. Главные  члены  предложения.   Второстепенные члены предложения.   Односоставные  предложения. Простое осложненное предложение Предложения  с  однородными  членами. Предложения  с  обособленными  членами. Слова грамматически не связанные с членами предложения.  Обращение    Вводные  слова  и  вводные  предложения.   Способы  передачи  чужой  речи.   Повторение  изученного  в  8  классе. Резерв  Итого  1 5+2 7+1 2+1 6+2 6+2 9+2 1 12+2 16+2 4 5+2 6+1 4+1 3 105 9 класс Тема  Международное значение русского языка Повторение пройденного материала в 5­8 классе Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Сложные союзные предложения. Сложносочиненные  предложения. Сложноподчиненные предложения. Основные группы  сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения Сложные предложения с разными видами связи. Повторение и систематизация изученного в 9 классе. Итого Количеств о часов 2 10 9 10 34 14 10 13 102

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2019