Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русский язык
9 кл
08.07.2019
Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)
Разработка урока направлена не только на закрепление изученного по теме "Сложноподчиненные предложения", но и на активизацию учащихся посредством обращения к творчеству М.Ю.Лермонтова. Подобная работа благотворно сказывается на результатах урока. Учащимся очень нравится анализировать художественные тексты, особенно поэтические. Так они отвлекаются от привычных упражнений из учебника русского языка и с огромным интересом выполняют задания.
открытый урок СПП по ЛЕРМОНТОВУvidС ФОТО y_spp.docx
Обобщающий урок по русскому языку на тему: (на материале произведений М.Ю.Лермонтова) Учитель русского языка: Дука Людмила Николаевна. Цели урока: Обучающие: Приобретение учащимися знаний и умений классифицирования СПП.Формирование умения отличать СПП от предложений других видов, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.Формирование пунктуационных навыков.Работа с текстом на всех уровнях. Развитие навыков построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствование умения выполнять тестовую работу. Развивающие:Привитие интереса к классическим произведениям русской литературы (на примере произведений М. Ю. Лермонтова). Воспитательные:Воспитание внимания к художественному слову, любви к родному языку. Оборудование: 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3.Видеоролики к уроку. Эпиграф: Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста… А. А. Ахматова Ход урока: Орг.момент. (слайд 1) I. 3. Слово учителя. Сегодняшний урок будет немного необычным Он будет проходить сразу по двум предметам – русскому языку и литературе. По русскому языку мы будем повторять материал о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них, а по литературе нам представится возможность обратиться к творчеству классика, который известен современному читателю как великий поэт и выдающийся прозаик,стоящий по значимости в русской литературе на втором месте после А. С. Пушкина. -Послушайте что о нем говорит А.Ахматова : Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…А. А. Ахматова -- О ком сказаны эти замечательные слова? Мы посвящаем урок 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Задача: на материале произведений М.Ю,Лермонтова повторить сведения о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них. Когда речь заходит о каком-нибудь человеке, который однозначно признается великим, то людям, говорящим о нем, всегда интересно, каким он, этот гений, был в жизни. Такой загадкой является для вас и М.Ю.Лермонтов. 3.ВИДЕОРОЛИК «М.Ю.Лермонтов» Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти, В основе творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. но, с другой стороны, – дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины. Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить, не используя сложные предложения. 4.Проверка домашнего задания. (слайды 4 – 6) 1. Фронтальный опрос о СПП по плану: --Сложное предложение -- определение СПП -- средства связи -- отличие подчинительных союзов от союзных слов -- знаки препинания в СПП -- виды придаточных  Поверь мне — счастье только там,                                                                                                             Где любят нас, где верят нам!(записать в тетрадь) -- Эти замечательные слова сказаны Лермонтовым -Как понимаете? -какова структура предложения? 2.Проверка практических навыков. А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы  так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, ­ по предложениям, по частям  предложения. Так чтобы и учился писать”. Последуем же совету писателя: поучимся. ( Класс делится на 2 группы( у доски и самостоят.)) А)Строки из поэмы «Мцыри» для самостоятельной работыЗадание: Списать, расставить знаки препинания,определить вид придаточного, 1) Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. (обстоятельственное времени) 2) Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил. (изъяснительное) 3) И вспомнил я наш мирный дом И пред вечерним очагом Рассказы долгие о том, Как жили люди прежних дней, Когда был мир еще пышней. (Изъяснительное и обстоятельственное времени) 4) Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой? (изъяснительное) 5) В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог. (обстоятельственное меры и степени) 6) Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко… (обстоятельственное времени) 7) И если б хоть минутный крик Мне изменил, клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык. (Обстоятельственное условия) для Б)Текст работы у доски из романа »Герой нашего времени»Монолог Печорина(ФОРМАТ ОГЭ)(3 ученика) Знаки не все расставлены Задание : найти СПП , указать номер, вид придаточного, составить с (1)Я ехал на перекладных из Тифлиса.(2) Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана  который до половины был набит путевыми записками о Грузии. (3) Большая часть из них, к счастию для вас,  потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел      (4) Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет  когда я въехал в Койшаурскую  долину. (5) Осетин­ извозчик неутомимо погонял лошадей :мы хотели успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору. (6)  Славное место эта долина! (7) Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным  плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко­высоко золотая  бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из чёрного,  полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью  и сверкает, как змея своею чешуёю.  (8) Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана.(9) Тут толпились  шумно десятка два грузин  и горцев; поблизости караван верблюдов остановился  для ночлега.(10) Я должен был  нанять  быков  чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору  потому что была уже осень и гололедица, ­ а эта гора имеет около двух вёрст длины. =Где происходят действия в этих произведениях? (Кавказ.Грузия) 5.Лермонтов много произведений посвятил Кавказу Короткая справка Стихотворение раннего Лермонтова, написано 1830 году. «Кавказ» одно из первых обращений к теме и образам Кавказа. Произведение отличается особо нежным лиризмом: воспоминание о величии и красоте кавказского пейзажа переплетается здесь с сокровенными переживаниями поэта - воспоминанием о матери и воспоминанием о первой отроческой любви. Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. «Кавказ» -Найти CПП И ДАТЬ ИМ ХАРАКТЕРИСТИКУ 6.. Работа с текстом «Виды сложноподчиненных предложений»(в формате ОГЭ)Нахождение СПП. Определение вида придаточных В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. В этом году вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку в новой форме. Одна из частей экзамена – тестирование по прочитанному тексту. Сегодня на уроке мы еще раз потренируемся в выполнении подобных заданий. 1. Чтение текста (фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Княжна Мери) (1)Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. (2)Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге. (3)Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. (4)Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. (5)Я скакал, задыхаясь от нетерпения. (6)Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… (7)Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. (8)При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! (9)Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… (10)А между тем я все скакал, погоняя беспощадно. (11)И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уже спотыкнулся на ровном месте… (12)Оставалось пять верст до Есентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. (13)Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! (14)Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. (15)Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. (16)И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. (17)Душа обессилела, рассудок замолк. (18)Если б в эту минуту кто- нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся. (19)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. (20)Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? (21)Не все ли кончено между нами? (22)Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расстаться. (23)Мне, однако, приятно, что я могу плакать! (24)Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо. Работа с текстом. Класс делится на 4 группы. 1 группа – 1 абзац 2 группа. – 2 абзац 3 группа – 3,4 абзацы 4 группа – 5,6 абзацы 1.Задания: - Найдите в своем фрагменте СПП, выпишите их ИЛИ НОМЕРА - Укажите вид придаточного предложения. Начертите схемы. 2. Проверка выполнения работы. (слайды 11 – 14) (1)[ , (которого ), ]. Определительное (2) [ ], (который ). определительное (11)[ ], (что ); [ ]. Изъяснительное (12)[ ], (где ). определительное (13)[ ], (если б ). Обстоятельственное условия (18)(Если б ), [ ]. Обстоятельственное условия (19)(Когда ) и ( ), [ ], (что ). Обстоятельственные времени и изъяснительное (23)[ ], (что ). Изъяснительное Тестовые задания. Выполним задание на основе этого же текста в формате ОГЭ 1) Из предложений 4 – 7 выпишите слово с орфограммой «Буквы Е – И в корнях с чередованием» . (пробираясь) 2) Замените словосочетание горный ветер (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (ветер гор) 3) Из предложений 19 – 23 выпишите вводное слово. (однако) 4) Выпишите количество грамматических основ из предложения 24. (1) 5) В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом. Но вдруг,1 поднимаясь из небольшого оврага,2 при выезде из гор,3 на крутом повороте,4 он грянулся о землю. (1, 2) 7.Анализ использования изобразительных средств в сложноподчиненных предложениях. Работа с отрывками из стихотворений. Красоту языка стихотворений М.Ю.Лермонтова создают и сложноподчиненные предложения, некоторые из них настолько значительны, что могут даже составить целое стихотворение. - Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова, состоящее из одного сложного предложения? («Когда волнуется желтеющая нива…» на экране) Видеоролик Когда волнуется желтеющая нива... Создание лирических произведений немыслимо без использования изобразительных и выразительных средств Задания.: 1.Прочитать предлагаемые фрагменты стихотворений, представляющие собой сложноподчиненные предложения. 2.Указать вид придаточного 3.Найти в каждом предложении изобразительные средства. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой («Бородино») Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. («Отчего») Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь..(«Выхожу один я на дорогу») Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день, Укрывшися лесов в таинственную сень… («Пан») Я видал иногда, как ночная звезда В зеркальном заливе блестит, Как трепещет в струях и серебряный прах От нее, рассыпаясь, бежит. («Еврейская мелодия») 8. Подведение итогов урока. - Какую задачу мы ставили в начале урока? (на материале произведений М.Ю,Лермонтова повторить сведения о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них) - Удалось ли ее выполнить? - Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях -- По каким признакам можно определить, что предложение сложноподчиненное?(две части, одна из которых зависит от другой; наличие подчинительных союзов или союзных слов в придаточной части) -- Назовите виды придаточных предложений. VII. Выставление оценок.VIII. Домашнее задание:Написать эссе (сочинение рассуждение) .Прокомментировать слова М.Ю.Лермонтова: «Поверь мне – счастье только там,Где любят нас, где верят нам! На уроках литературы мы еще встретимся с Лермонтовым. Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)

Конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения"(на материале произведений М.Ю.Лермонтова, 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2019