Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы по ФГОС, автор учебника Разумовская. Данная программа составлена в соответствии со всеми требованиями к рабочей программе. Она включает место предмета в учебном плане, планируемые результаты освоения программы, содержание тем учебного предмета, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование
,
Матвеева Г.А._6-7 классы_Разумовская.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Новоичинская
средняя общеобразовательная школа»
Принята: Утверждаю:
На педагогическом совете Директор школы:
Протокол №____ _______ Г.Л.Пышкина
От «31» _08_ 2017г. Приказ № ___ от _08_2017г.
Рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся 67 классов
(базовый уровень)
на 2017/2018 учебный год.
Программу составила:
Матвеева Галина Анатольевна,
учитель немецкого языка
высшей категории
(ФИО учителя) С. Новоичинское 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Паспорт рабочей программы………………………..…………………………....__3__
Пояснительная записка…………………………………………………………__311__
1. Место предмета в учебном плане………………………………………….................__5__
2. Планируемые результаты освоения программы……………………………….__511__
3. Содержание тем учебного предмета……………………………………………..__1215__
4. Учебнотематический план …………………………............................................__1520__
5. Календарнотематическое планирование…………………...............................__20154__
6. Замечания по рабочей программе…………………………………………...__155__ Паспорт рабочей программы по русскому языку
Тип программы программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на
информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на
гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании основного
образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего
образования;
для администрации программа является основанием для определения качества реализации
общего основного образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6 – 7 классов МКОУ Новоичинской СОШ, с. Новоичинское,
Куйбышевского района, Новосибирской области
Сроки освоения программы: 2 года.
Объём учебного времени: 350 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 часов в неделю в 6 классе и 4 часа в 7 классе
Формы контроля: текущий контроль.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерной программы по русскому языку в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от
17.12.2010г) и на основе основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго
поколения). — ISBN 9785090190435. (Письмо департамента общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03776.)
Примерная учебная программа основного общего образования по русскому языку для
59 классов (сборник «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5
9 классы: проект. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго
поколения»)
Авторская программа по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М.
Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы.
Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».2012)
Нормативы СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ МОН РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год". Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31 марта 2014 г. № 253"
Учебный план МКОУ Новоичинской СОШ.
Целью реализации программы по предмету «Русский язык» (далее – Программы)
является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися
результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
∙ формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
∙ усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и
оценке языковых фактов;
∙ овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
∙ овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как
средства коммуникации и средства.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла
отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные
линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание,
обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение
которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое
общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и
особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и
орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология»,
«Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и
культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и
интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и
совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а
также углубляют представление о родном языке как национальнокультурном феномене. При
таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в
определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому
последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из
них, имеет примерный характер.
Структура курса: 6—7 классы имеют морфологоорфографическую направленность,
включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и
орфоэпию, лексику и словообразование. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительноуглубляющий этап по материалам предыдущего
года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим
материалом:
введение понятия
осмысление лингвистической сути понятия
овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное
проведение анализа языкового материала
формулирование теоретических выводов
углубление знаний.
Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка,
способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой
культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных
видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и
разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией,
нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью
обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная
мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи
предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их
разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места,
описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств,
явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной
речевой деятельности.Данная программа отражает не только обязательное содержание
обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
2.Место предмета «Русский (родной) язык»
в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на
этапе основного общего образования в объеме 350 ч. В том числе:
Год обучения
6 класс
7 класс
Колво часов в
неделю
Колво учебных
недель
6
4
35
35
Всего часов за
учебный год
210
140
350 часов
3. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества
и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное
гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в
сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого»
как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов
реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоциональноценностное
видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение
к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к
занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные деиствия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность,
феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной
школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и
в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации в
зависимости от материальнотехнического оснащения, кадрового потенциала, используемых
методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия,
устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
создавать обобщения, • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно
следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной
цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст
nonfiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
обусловленные • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности
Предметные результаты:
Выпускник научится:
∙ владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
∙ владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
∙ владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
∙ адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально
смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
∙ участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
∙ создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
∙ анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
∙ использовать знание алфавита при поиске информации;
∙ различать значимые и незначимые единицы языка;
∙ проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
∙ классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
∙ членить слова на слоги и правильно их переносить;
∙ определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
∙ опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
∙ проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
∙ проводить лексический анализ слова;
∙ опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение);
∙ опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия; ∙ проводить морфологический анализ слова;
∙ применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
∙ опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
∙ анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно
смысловой организации и функциональных особенностей;
∙ находить грамматическую основу предложения;
∙ распознавать главные и второстепенные члены предложения;
∙ опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
∙ проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
∙ соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
∙ опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
∙ опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
∙ использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
∙ оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
∙ опознавать различные выразительные средства языка;
∙ писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
∙ осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
∙ участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
∙ характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
∙ использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
∙ самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
∙ самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 4.Содержание учебного предмета
6 класс
О ЯЗЫКЕ
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных
стилей речи (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи местоимения,
деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий
выразительность речи, и повторнедочет.
Стили речи: научный, официальноделовой стиль ) сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные
для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые
средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное)
повествование, рассуждениеобъяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях
фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Грамматика.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и
зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Предложение с
однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание.
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными,
прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при
обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с
однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном
падеже.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, суффиксальноприставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и
глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от
имен существительных; правописание приставок при и пре, букв ыи в корне после приставок. Правильное и выразительное употребление в
речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
Причастие и деепричастие.
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с
причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий.
Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Культура речи. Орфоэпические особенности причастий и деепричастий.
Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные
простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение,
особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учетом грамматических
норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в
косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное
произношение имен числительных.
Местоимение.
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение,
изменение, роль в предложении. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений ; раздельное написание предлогов с
местоимениями. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой
точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нем (не «о ем») и т.д.
7 класс
О ЯЗЫКЕ.
Язык как развивающее явление.
РЕЧЬ.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и
стилей речи. Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений – наречия и предложно
падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные
формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассужденияразмышления.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ.
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи.
Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы.
Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами,
причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (систематический курс)
Морфология. Орфография. Наречие
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнений наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на –о(е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н
нн в аречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова
категории состояния (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для
получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при
характеристике действия, признака. Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование
местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог.
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление
существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Союз.
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложных предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Культура речи. Союзы как средство связи
членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
Частица.
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные,
усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.