Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
4 кл
17.10.2017
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г); на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой; с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Цели и задачи курса В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира; • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребѐнка как субъекта учебной деятельности. Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребѐнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; • овладение способами орфографического действия; • развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать; • формирование учебной деятельности учащихся; • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа (они включен в корпус УМК)). • усиленное формирование фонематического слуха
русский язык.doc
Муниципальное образовательное учреждение Горекинская общеобразовательная школа Обсуждено на заседании МО протокол №___ Согласовано с заместителем директора Утверждено решением педсовета От______ __________________2017г. Руководитель МО____________________ Подпись___________________ Протокол №___________ от___________ Председатель педсовета_______________ Подпись_________________________ Рабочая программа по предмету русский язык для 4 класса Горека Учитель начальных классов: Дектярева О.И. 2017 1. Пояснительная записка Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г); на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой; с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.  Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения   и   усвоения   знаний,   средоточием   духовной   культуры   народа,   основной   формой   проявления   национального   и   личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.  Цели и задачи курса  В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:  •  познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира,   ознакомление   учащихся   с   основными   положениями   науки   о   языке   и   формирование   на   этой   основе   знаково­символического   и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;  формирование   научного   представления   о   системе   и   структуре   родного   языка,   развитие   логического   и   абстрактного   мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;  •  социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и   письменной   речи,   монологической   и   диалогической   речи,   а   также   навыков   грамотного,  безошибочного   письма   как  показателя   общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребѐнка как субъекта учебной деятельности.  Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.  Исходя из этого, назначение предмета «Русский  язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребѐнка, помочь ему осознать себя носителем языка.  Для достижения поставленных целей изучения  русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:  •  развитие   речи,   мышления,   воображения   школьников,   умения   выбирать   средства   языка   в   соответствии   с   целями,   задачами   и условиями общения;  •  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;  •  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и 2 письменные тексты­описания и повествования небольшого объема;  •  воспитание   позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   русскому   языку,   чувства   сопричастности   к   сохранению   его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;  •  овладение способами орфографического действия;  •  развитие   умений   вычленять   и   характеризовать   языковую   единицу   изучаемого   уровня   (звук,   часть   слова   (морфема),   слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;  •  формирование учебной деятельности учащихся;  •  формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа (они включен в корпус УМК)).  •  усиленное формирование фонематического слуха  2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» Основное   содержание   обучения   в   программе   представлено   крупными   блоками:   «Обучение   грамоте»,   состоящего   из   разделов «Фонетика»,   «Графика»,   «Чтение»,   «Письмо»,   «Слово   и   предложение»,   «Орфография»,   «Развитие   речи»   и   «Систематический   курс», состоящий   из   разделов   «Фонетика   и   орфоэпия»,   «Графика»,   «Лексика»,   «Состав   слова   (морфемика)»,   «Морфология»,   «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».  Слушание.  Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.  Говорение.  Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.   Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Овладение   умениями   начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание   и   т.п.   Практическое   овладение   устными   монологическими   высказываниями   в   соответствии   с   учебной   задачей   (описание, повествование,  рассуждение).  Овладение  нормами  речевого этикета в ситуациях  учебного и бытового общения (приветствие,  прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.  Чтение.  Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной   в   тексте   в   явном   виде.   Формулирование   простых   выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте.   Интерпретация   и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.  Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.   Письменное   изложение   содержания   прослушанного   и   прочитанного   текста   (подробное,   выборочное).   Создание   небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).  3 3.Описание места учебного предмета в учебном курсе Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них ­ в 1 классе 165 ч.(5 ч.­ в неделю, 33 учебные недели), во 2­4 классах по 170 ч. (5 ч. ­ в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).  4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»  Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком   Российской   Федерации,   родным   языком   русского   народа,   средством   межнационального   общения.   Изучение   русского   языка способствует   формированию   у  учащихся   представлений   о  языке  как  основном  средстве  человеческого  общения,  явлении  национальной культуры и основе национального самосознания.  В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому   языку,   стремление   к   его   грамотному   использованию,   пониманию   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь   является показателем   общей   культуры   человека.   На   уроках   русского   языка   ученики   получают   начальное   представление   о   нормах   русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.  Русский   язык   является   для   учащихся   основой   всего   процесса   обучения,   средством   развития   их   мышления,   воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.  5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4­м классе является формирования следующих умений:  Самоопределение и смыслообразование:  • формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей   между   собой)   осуществляется   с   помощью   системы   заданий   в   линии,   которая   называется   «Азбука   вежливости».   •   формирование ценностно­смысловой   ориентации   (способности   ценить   мир   природы   и   человеческих   отношений,   умения   выделять   нравственный   аспект поведения   героев   текста   и   сквозных   героев   учебника,   способности   оценить   содержание   учебного   материала,   исходя   из   социальных   и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом   аппарате),   наряду   с   анализом   их   видовых   особенностей   (описание,   повествование,   рассуждение   и   т.д.),   обсуждаются нравственные   и   ценностные   проблемы:     •   формирование   базовых   историко­культурных   представлений   и   гражданской   идентичности школьников (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т.д., 4 но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие как любовь к Родине и к тому месту, где ты живѐшь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны. • формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстах, но и на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями.  • формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта "индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребѐнка.  Выпускник получит возможность для формирования:  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их  мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;  • установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.  В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:  • работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;  • ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;  • работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);  Выпускник получит возможность научиться:  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  • произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. 5 В области коммуникативных УУД выпускник научится:  • в рамках инициативного сотрудничества ­ освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);  • в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения;  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию;  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).  Выпускник получит возможность научиться:  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  • с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач  В области регулятивных УУД выпускник научится:  • осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;  • контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.  Выпускник получит возможность научиться:  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;  • адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности.  Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе являются формирование следующих умений  Содержательная линия «Система языка»  6 Раздел «Фонетика и графика»  Выпускник научится:  • различать звуки и буквы;  •   характеризовать   звуки   русского   языка   (ударные/безударные;   согласные   твердые/мягкие,   парные/непарные   твердые   и   мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и глухие);  • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.  Выпускник получит возможность научиться:  •  проводить фонетико­графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико­графического (звукобуквенного) разбора слов.  Раздел «Орфоэпия»  Выпускник получит возможность научиться:  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4­м классе;  • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;  • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);  •  находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ  самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).  Раздел «Состав слова (морфемика)»  Выпускник научится:  •   проводить   морфемный   анализ   слова   (по   составу);   элементарный   словообразовательный   анализ;•   сравнивать   слова,   связанные отношениями   производности,   объяснять,   какое   из   них   от   какого   образовано,   находить   словообразовательный   аффикс,   указывая   способ словообразования   (с   помощью   приставки,   с   помощью   суффикса,   с   помощью   приставки   и   суффикса   одновременно,   сложением   основ   с соединительным гласным).Раздел «Лексика» Выпускник научится: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. • Выпускник получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.  Раздел «Морфология» Выпускник научится:  • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз; • определять три типа склонения существительных; • определять названия падежей и способы их определения; • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.  Выпускник   получит   возможность   научиться:    проводить   морфологический   разбор   имен   существительных,   имен 7 прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить   в   тексте   такие   части   речи   как   личные   местоимения   и   наречия,   предлоги   вместе   с   существительными   и   личными местоимениями, к которым  они относятся, союзы  и,  а,  но, частицу  не  при глаголах.  Раздел «Синтаксис»  Выпускник  научится: • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); • определять однородные члены предложения; • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям. Выпускник получит возможность научиться:  •  различать  второстепенные   члены  предложения  –  дополнение,  обстоятельство, определение;  •  выполнять   в   соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом   разбора   простого   предложения   (по   членам предложения,  синтаксический), оценивать  правильность  разбора.  •  различать простые  и сложные  предложения.  Содержательная линия «Орфография и пунктуация»  Выпускник научится:  • применять общее правило написания: о­е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки; • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки,  безударных личных окончаний глаголов  1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов  в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении; • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря). • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника; • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но. Выпускник получит возможность научиться:  •  осознавать   место   возможного   возникновения   орфографической   ошибки;  •  подбирать   примеры   с   определенной орфограммой;  •  при   составлении   собственных   текстов   перефразировать   записываемое,   чтобы   избежать   орфографических   и пунктуационных   ошибок;  •  при   работе   над   ошибками   осознавать   причины   появления   ошибки   и   определять   способы   действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.  Содержательная линия «Развитие речи»  Выпускник научится:  • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);  • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;  • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;  • доказательно различать художественный и научно­популярный тексты;  • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;  • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;  • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. 8 Выпускник получит возможность научиться:  • создавать тексты по предложенному заголовку;  • подробно или выборочно пересказывать текст;  • пересказывать текст от другого лица;  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;  •  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;  •  оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи:   соотносить   собственный   текст   с   исходным   (для   изложений)   и   с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).  ­технологии: информационные (ИКТ), здоровьесберегающие.  6. Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 класс (170 ч)  Фонетика и орфография (25ч)  Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости­звонкости, твердости­мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).  Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.  Понятие   о   вариантах   произношения.   Наблюдения   над   некоторыми   проявлениями   «старшей»   и   «младшей»   нормы   (на   материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.  Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.  Правописание гласных в приставках (на примере приставок за­, про­, на­).  Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов ­лив­ и ­ов­).  Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.  Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов ­ик­/­ек­ с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о­ѐ после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).  Написание букв и­ы после приставки перед корнем, начинающимся на ­и­.  Звукобуквенный разбор слова.  Морфемика и словообразование (15ч)  Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов 9 словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.  Морфемная структура русского слова.  Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.  Разбор слов разных частей речи по составу.  Морфология и лексика (70ч)  Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.  Имя   существительное.   Категориальное   значение   имен   существительных.   Правописание   безударных   падежных   окончаний   имен существительных   трех   склонений   в   единственном   и   множественном   числе   и   их   проверка   (повторение).   Синтаксическая   функция   имен существительных в предложении.  Морфологический разбор имени существительного.  Имя   прилагательное.   Категориальное   значение   имен   прилагательных.   Правописание   безударных   падежных   окончаний   имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.  Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.  Местоимение.   Категориальное   значение   местоимений.   Личные   местоимения.   Склонение   личных   местоимений.   Стилистические особенности употребления местоимений.  Синтаксическая  роль местоимений  в предложении.  Глагол.  Категориальное  значение глагола.  Грамматическое  значение глагола  и система его словоизменения.  Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем   времени   по   лицам   и   числам.   Грамматическое   значение   личных   окончаний.   Понятие   о   типах   спряжения:   два   набора   личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.  Правописание   безударных   личных   окончаний:   необходимость   определения   спряжения   глагола.   Способы   определения   спряжения глагола:  по ударным личным окончаниям;  по суффиксу  начальной формы  при безударных личных окончаниях. Правописание  глаголов­ исключений.  Правописание глаголов в прошедшем времени.  Наблюдения   над   значением   и   написанием   глаголов   в   изъявительном   и   повелительном   наклонении   (без   введения   терминов)   типа выпишете — выпишите.  Синтаксическая функция глаголов в предложении.  Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.  Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.  10 Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.  Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.  Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.  Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.  Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.  Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.  Русская   фразеология.   Наблюдения   над   различиями   между   словом   и   фразеологизмом.   Источники   русской   фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.  Синтаксис и пунктуация (25ч)  Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.  Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.  Разбор простого предложения по членам предложения.  Представления о сложном предложении (наблюдения).  Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.  Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)  Использование   учебных   словарей:   толкового,   словаря   устойчивых   выражений,   орфографического   (словарь   «Пиши   правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического  (Словарь происхождения  слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.  Развитие речи с элементами культуры речи (35ч)  Освоение изложения как жанра письменной речи.  Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.  Определение   в   реальном   научно­популярном   и   художественном   текстах   элементов   рассуждения.   Использование   элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.  Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник  произведений.   Определение   основных   идей   (мыслей)   литературного   произведения   для   составления   аннотации   с   элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».  Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.  Азбука вежливости.  Культура  диалога.  Речевые  формулы,  позволяющие  корректно высказывать  и отстаивать  свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.  Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).  11 Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.  Словарь.  Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать,   железо,   завтра,   здесь,   инженер,   искусный,   искусство,   календарь,   коллектив,   коллекция,   корабль,   костѐр,   натюрморт,   отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).  7.Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  Методические пособия для учащихся:  1. Чуракова Н.А. Русский язык.4 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ.4 класс: Тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник  Учебно­методические пособия для учителя  Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник  Инструмент по отслеживанию результатов работы:  Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3­4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник  Программа по курсу «Русский язык»:  Авторская   программа   по   обучению   грамоте   (письмо)   Агарковой   Н.Г.,   Агаркова   Ю.А.   и   программа   по   систематическому   курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник   ,   2011   г.   –   Ч.1:   240   с.   Проект   «Перспективная   начальная   школа»,   разработанная   на   основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). 12 № п/п 1. 2 3. 4. 5. 6 . Календарно – тематическое планирование Тема урока Кол­во часов Формы контроля Дата проведения Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.ПР Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Урок развития речи. Знакомимся с текстом­рассуждением. Различение суффиксов. Значения суффиксов. 13 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Различение суффиксов. Значения суффиксов. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Склонение слов ОБЕ, ОБА. Урок развития речи. Учимся рассуждать.                                                                                                               ПР(списывание текста рассуждения Контрольная работа № 1 (входная контрольная работа). Однородные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Урок развития речи. Работа с картиной Васнецова И. «Алёнушка». Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами. Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами. Глагол. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. Словарный диктант 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 19. 20. 21. 22 23 24. 25. 26. 27 28 29 № 1. Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. Урок развития речи. Учимся рассуждать. Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов.ПР Урок развития речи. Учимся делать научное сообщение. Правило употребления предлогов о и об. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.ТР 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 30. 31 32 33. 34. 35. 36 37 38 39. 40. 41. Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом­рассуждением. Определяем спряжение глагола по его начальной форме. Определяем спряжение глагола по его начальной форме. Контрольная работа № 2 (правописание окончаний глаголов). Работа над ошибками. Азбука вежливости. Словарный диктант № 2. Урок развития речи. Письменное изложение Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Урок развития речи. Учимся делать научное сообщение. Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом­рассуждением. Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий.  Самоконтроль.  Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51 52 53. Глаголы с суффиксом ­Я­ в начальной форме. Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. Контрольное списывание №1. Урок развития речи. Работа с картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. Суффиксы повелительной формы глагола. Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2­го лица мн. ч. Урок развития речи. Что такое монолог и диалог. Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2­го лица мн. ч. Трудности написания глаголов на ­ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем  времени. Трудности написания глаголов на ­ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем  времени. Словарный диктант № 3. Обобщение и закрепление полученных знаний о глаголе. ПР 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Тематический. Самоконтроль. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 54. 55 56 57. 58. 59. 60. 61 62 63. 64. 65. 66. 67. Урок развития речи. Письменное изложение. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс ­чь. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс ­чь. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. Урок развития речи. Учимся делать научное сообщение. Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и  прилагательных. Урок развития речи. Азбука вежливости. Правописание О и Ё после шипящих в корне слова. Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова. Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на  18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Самоконтроль. Тематический. Самоконтроль. Итоговый.  Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий Самоконтроль. Тематический. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. шипящий. Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание. Словарный диктант № 4. Урок развития речи. Работа с картиной. Учимся писать сочинение по картине И.Левитана «Март». Обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание О и Ё после шипящих в  разных частях слова». Контрольная работа № 3 за I полугодие. Обобщение и закрепление знаний о правописании глаголов.ТР Обобщение и закрепление навыка правописания орфограмм в окончаниях разных  частей речи. Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом­рассуждением. Обобщение и закрепление изученного материала о написании корня, приставки и  суффикса.. Обобщение и закрепление изученного материала о написании окончаний разных частей  речи.ПР Где используются однородные члены. Где используются однородные члены. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75 76 77 78 79. Урок развития речи. 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самоконтроль. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. Учимся писать сочинение. Части речи. Имя существительное. Урок развития речи. Что такое аннотация и как её составить. Имя существительное. Имя прилагательное. Краткая форма прилагательных. Синонимы (повторение).ПР Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом­рассуждением. Части речи. Глагол. Словарный диктант № 5. Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок  РАЗ­ / РАС­ и С­. Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных,  прилагательных, глаголов. Определение спряжения. Устойчивые выражения. Урок развития речи. Описание предмета. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. Простая и сложная форма будущего времени глаголов. Простая и сложная форма будущего времени глаголов. Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола. Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных,  прилагательных и глаголов. Урок развития речи. Что такое аннотация и как её составить. Личные местоимения. Личные местоимения. Личные местоимения. 100. Разбор слова по составу.ПР 101. 102. Урок развития речи. Письменное изложение по опорным словам «Утята и  стрекоза». Разбор по составу глаголов. 103. Разбор слова по составу. 104. Орфограммы в корнях слов. 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 105. Орфограммы в корнях слов. 106. 107. 108. 109 110 111. 112. Урок развития речи. Что такое монолог и диалог. Орфограммы в корнях слов.ПР Орфограммы в суффиксах слов. Словарный диктант № 6. Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов. Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов. Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов. Урок развития речи. Учимся составлять аннотации. 113. Контрольная работа № 4 (написание орфограмм в разных частях слов). 114. Буквы О/ Е после шипящих. 115 116 117. Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц. Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц. Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом­рассуждением. 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. 118. 119 120 121. 122. 123. 124 125 126. 127. 128. Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц. Глагольные суффиксы. Глагольные суффиксы. Орфограммы в окончаниях существительных. ТР Урок развития речи. Письменное изложение. Орфограммы в окончаниях прилагательных.ПР Орфограммы в окончаниях глаголов. Орфограммы в окончаниях глаголов. Урок развития речи. Работа с картиной. Орфограммы в окончаниях глаголов. Словарный диктант № 733 Контрольная работа № 5 (глагол как часть речи). 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 129. Учимся различать форму 2­го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола. 130. Учимся различать форму 2­го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола. 131. 132. Урок развития речи. Учимся составлять аннотации. Орфограммы в приставках. 133. Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. 134. Работа разделительного Ь. 135. 136. 137. 138. 139. 140. Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии. Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? Словарный диктант № 8. Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? ПР Урок развития речи. Рассматриваем 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. старые фотографии. Слова, которые легко перепутать. 141. 142. Контрольная работа № 6 (разделительные знаки). 143. Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. 144. 145. 146. Прилагательные. Краткая форма. Словарный диктант № 9. Урок развития речи. Учимся писать сочинение. Ь после шипящих в глаголах. 147. Написание ­ТЬСЯ и ­ТСЯ в глаголах. 148. Глагол как часть речи. 149. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены. 150. 151. 152. Урок развития речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Разбор предложения по членам предложения. ПР Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 153. Закрепление знаний о сложном предложении. 154. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. 155. Постановка знаков препинания в сложных предложениях. 156 157 158. 159. Повторение: виды и разбор предложений. Контрольное списывание № 2.. Повторение: виды и разбор предложений.ТР Повторение: виды и разбор предложений. Словарный диктант № 10 Итоговая контрольная работа № 7. 160. Обобщение и закрепление изученного материала.. 161. Повторение: орфограммы корня. 162. 163. Урок развития речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Повторение: изменение имён существительных.ТР 164. Повторение: изменение имён прилагательных.ТР 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 165. Повторение: изменение глаголов.ТР 166. 167. 168. Урок развития речи. Учимся писат                                                                                                                            ь сочинение. Урок развития речи. Учимся писать сочинение. Олимпиадная работа. 169. Резервный урок. Повторение изуч. орфограмм 170. Резервный урок. Повторение изуч. орфограмм 171,172 ,173 174.175 Выполнение итоговой комплексной Работы Резервные уроки 1 1 1 1 1 1 5 Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. Текущий. Самоконтроль. 27

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2017