Рабочая программа по русскому языку для начальных классов

  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по русскому языку для начальных классов разработана в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России". Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Содержание программы: планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык", содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Иконка файла материала Рабочая программа по русскому языку 1-4кл.docx
Планируемые  результаты освоения учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» Личностные результаты освоения учебного предмета  «Русский  язык» В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом сформированность   универсальных   учебных   действий   у   обучающихся   на   ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.  У выпускника будут сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации   на   содержательные   моменты   школьной   действительности   и принятия образца «хорошего ученика»;  широкая   мотивационная   основа   учебной   деятельности,   включающая социальные,  учебно – познавательные и внешние мотивы;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;  учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;  способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешности   учебной деятельности;  основы  гражданской   идентичности  в  форме осознания  «Я»  как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;   ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;  развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;   знание   основных   моральных   норм   и   ориентация   на   их   выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;  установка на здоровый образ жизни;  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. Выпускник получит возможность для формирования:  внутренней   позиции   школьника   на   основе   положительного   отношения   к школе,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании учебно   –   познавательных   мотивов   и   предпочтений   социального   способа оценки знаний;  выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;  устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;  адекватного   понимания   дифференцированной   самооценки   на   основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;  компетентности   в   реализации   основ   гражданской   индентичности   в поступках и деятельности;  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных   дилемм   на   основе   учета   позиции   партнеров   в   общении,ориентации   на   их   мотивы   и   чувства,   устойчивое   следование   в   поведении моральным нормам и этическим требованиям;  установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;  осознанных   устойчивых   эстетических   предпочтений   и   ориентации   на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,   выражающих   в   поступках,   направленных   на   помощь   и   обеспечение благополучия. Метапредметные результаты освоения учебного предмета  «Русский  язык» В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом сформированность   универсальных   учебных   действий   у   обучающихся   на   ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.  Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия» Выпускник научится:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем;  планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать правило в планировании и контроле способа решения;  осуществлять итоговый контроль по результату;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия;  оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной ретроспективной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;  выполнять   учебные   действия   в   материализованной,   громкоречевой   и умственной форме.  Выпускник получит возможность научиться:  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;  выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;  соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;  активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;  концентрация   воли   для   преодоления   интеллектуальных   затруднений   и физических препятствий;  стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.Раздел «Познавательные универсальные учебные действия» Выпускник научится:  осуществлять   поиск   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием учебной литературы;  использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;  основам   смыслового   чтения   художественных   и   познавательных   текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  осуществлять синтез как составление целого из частей;  проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно – следственные связи;  строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его строении, свойствах и связях;  обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;  осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;  устанавливать аналогии;  владеть общим приемом решения задач. Выпускник получит возможность научиться:   создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  моделировать,   т.е.   выделять   и   обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;  поиск   и   выделение   необходимой   информации   из   различных   источников   в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);  сбор   информации   (извлечение   необходимой   информации   из   различных источников; дополнение таблиц новыми данными;  обработка   информации   (определение   основной   и   второстепенной информации;   запись,   фиксация   информации   об   окружающем   мире,   в   том   числе   с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;  анализ информации;  передача информации (устным, письменным, цифровым способами);  интерпретация   информации   (структурировать;   переводить   сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);  оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов,   выделения существенных признаков;  анализ;   синтез;   сравнение;   сериация;   классификация   по   заданным критериям;   установление   аналогий;   установление   причинно­следственных связей; построение рассуждения;  обобщение.Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия» Содержание   и   способы   общения   и   коммуникации   обусловливают   развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе,  использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Выпускник научится:  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе   не   совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать  разные мнения и  стремиться  к координации  различных  позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;  задавать вопросы;  контролировать действия партнеров;  использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание,   владеть диалоговой формой речи. Выпускник получит возможность научиться:  слушать собеседника;  определять общую цель и пути ее достижения;  осуществлять взаимный контроль,   адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;   аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в   совместной деятельности,  прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения   разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Чтение. Работа с текстом Поиск информации и понимание прочитанного У выпускника будут сформированы:  находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;  определять тему и главную мысль текста;  делить тексты на смысловые части, составлять план текста;  вычленять   содержащиеся   в   тексте   основные   события   и   устанавливать   их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать   между   собой   объекты,   описанные   в   тексте,   выделяя   два­три существенных признака;  понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить   в   тексте   несколько   примеров,   доказывающих   приведённое утверждение);  понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;  понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность для формирования:  использовать   формальные   элементы   текста   (например,   подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;  работать с несколькими источниками информации;  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации У выпускника будут сформированы:  пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;  соотносить   факты   с   общей   идеей   текста,   устанавливать   простые   связи,   не высказанные в тексте напрямую;  формулировать   несложные   выводы,   основываясь   на   тексте;   находить аргументы, подтверждающие вывод;  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;  составлять   на   основании   текста   небольшое   монологическое   высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность для формирования:  делать   выписки   из   прочитанных   текстов   с   учётом   цели   их   дальнейшего использования;  составлять   небольшие   письменные   аннотации   к   тексту,   отзывы   о прочитанном. Оценка информации У выпускника будут сформированы:  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;  оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;  на   основе   имеющихся   знаний,   жизненного   опыта   подвергать   сомнению достоверность   прочитанного,   обнаруживать   недостоверность   получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;  участвовать   в   учебном   диалоге   при   обсуждении   прочитанного   или прослушанного текста. Выпускник получит возможность для формирования:  сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  в   процессе   работы   с   одним   или   несколькими   источниками   выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером У выпускника будут сформированы:  использовать   безопасные   для   органов   зрения,   нервной   системы,   опорно­ двигательного   аппарата,   эргономичные   приёмы   работы   с   компьютером   и другими средствами ИКТ;   выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);  организовывать   систему   папок   для   хранения   собственной   информации   в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных У выпускника будут сформированы:  вводить   информацию   в   компьютер  с   использованием   различных   технических средств   (фото­  и   видеокамеры,   микрофона   и   т.д.),   сохранять   полученную информацию;  владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;   набирать   текст   на   иностранном   языке,   использовать   экранный   перевод отдельных слов;  рисовать изображения на графическом планшете;  сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность для формирования:  использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации У выпускника будут сформированы:  подбирать   оптимальный   по   содержанию,   эстетическим   параметрам   и техническому   качеству   результат   видеозаписи   и   фотографирования, использовать сменные носители (флэш­карты);  описывать   по   определённому   алгоритму   объект   или   процесс   наблюдения, записывать   аудиовизуальную   и   числовую   информацию   о   нём,   используя инструменты ИКТ;  собирать   числовые   данные   в   естественно­научных   наблюдениях   и экспериментах,   используя   цифровые   датчики,   камеру,   микрофон   и   другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;  редактировать   цепочки   экранов   сообщения   и   содержание   экранов   в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео­ и аудиозаписей, фотоизображений; пользоваться   основными   функциями   стандартного   текстового   редактора, следовать   основным   правилам   оформления   текста;   использовать полуавтоматический   орфографический     контроль;   использовать,   добавлять   и удалять ссылки в сообщениях разного вида;  заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность для формирования:  искать   информацию   в   соответствующих   возрасту   цифровых   словарях   и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри   компьютера;   ­составлять   список   используемых   информационных источников (в том числе с использованием ссылок);.  грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;   критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений У выпускника будут сформированы:  создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;  создавать сообщения в виде аудио­ и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;  готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;  создавать диаграммы, планы территории и пр.;  создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);  размещать   сообщение   в   информационной   образовательной   среде образовательного учреждения;  пользоваться   основными   средствами   телекоммуникации;   участвовать   в коллективной   коммуникативной   деятельности   в   информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность для формирования:  представлять данные;  создавать   музыкальные   произведения   с   использованием   компьютера   и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация У выпускника будут сформированы:  создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно­ управляемых средах;  определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые   алгоритмы)   в   несколько   действий,   строить   программы   для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность для формирования:  проектировать   несложные   объекты   и   процессы   реального   мира,   своей собственной деятельности и деятельности группы;  моделировать объекты и процессы реального мира. Предметные результаты освоения учебного предмета  «Русский  язык» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится:  различать звуки и буквы;  характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);  знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться:  проводить   фонетико­графический   (звуко­буквенный)   разбор   слова самостоятельно   по   предложенному   в   учебнике   алгоритму,   оценивать правильность проведения фонетико­графического (звуко­буквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научится:  соблюдать   нормы   русского   литературного   языка   в   собственной   речи   и оценивать   соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников   (в   объеме представленного в учебнике материала);  находить   при   сомнении   в   правильности   постановки   ударения   или произношения   слова   ответ   самостоятельно   (по   словарю   учебника)   или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится:  различать изменяемые и неизменяемые слова;  различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;  находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться:  разбирать   по   составу   слова   с   однозначно   выделяемыми   морфемами   в соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом;   оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» Выпускник научится: выявлять слова, значение которых требует уточнения;  определять   значение   слова   по   тексту   или   уточнять   с   помощью   толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться:  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  подбирать   антонимы   для   точной   характеристики   предметов   при   их сравнении;  различать   употребление   в   тексте   слов   в   прямом   и   переносном   значении (простые случаи);  оценивать уместность использования слов в тексте;  выбирать   слова   из   ряда   предложенных   для   успешного   решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится:  определять   грамматические   признаки   имен   существительных   —   род,   число, падеж, склонение;  определять   грамматические   признаки   имен   прилагательных   —   род,   число, падеж;  определять   грамматические   признаки   глаголов   —   число,   время,   род   (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться:  проводить   морфологический   разбор   имен   существительных,   имен прилагательных,   глаголов   по   предложенному   в   учебнике   алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;  находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги   вместе   с   существительными   и   личными   местоимениями,   к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится:  различать предложение, словосочетание, слово;  устанавливать   при   помощи   смысловых   вопросов   связь   между   словами   в словосочетании и предложении;  классифицировать   предложения   по   цели   высказывания,   находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;  находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;  выделять предложения с однородными членами.  Выпускник получит возможность научиться:  различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого   предложения   (по   членам   предложения,   синтаксический), оценивать правильность разбора;  различать простые и сложные предложения.Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится:  применять правила правописания (в объеме содержания курса);  определять   (уточнять)   написание   слова   по   орфографическому   словарю учебника;  безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;  писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;  проверять   собственный   и   предложенный   тексты,   находить   и   исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться:  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;  подбирать примеры с определенной орфограммой;  при   составлении   собственных   текстов   перефразировать   записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;  при   работе   над   ошибками   осознавать   причины   появления   ошибки   и определять   способы   действий,   помогающих   предотвратить   ее   в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится:  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения   (умение   слышать,   точно   реагировать   на   реплики,   поддерживать разговор);  выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;  самостоятельно озаглавливать текст;  составлять план текста;  сочинять   письма,   поздравительные   открытки,   записки   и   другие   небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться:  создавать тексты по предложенному заголовку;  подробно или выборочно пересказывать текст;  пересказывать текст от другого лица;  составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;  анализировать   и   корректировать   тексты   с   нарушенным   порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;  корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями   и   сочинениями   и   соотносить   их   с   разработанным алгоритмом;   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи:соотносить   собственный   текст   с   исходным   (для   изложений)   и   с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создавае­ мых текстов);  соблюдать   нормы   речевого   взаимодействия   при   интерактивном   общении (sms­сообщения,   электронная   почта,   Интернет   и   другие   виды   и   способы связи). Содержание учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для   эффективного   решения   коммуникативной   задачи.   Практическое   овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь   внимание   и   т.   п.   Практическое   овладение   устными   монологическими высказываниями   в   соответствии   с   учебной   задачей   (описание,   повествование, рассуждение).   Овладение   нормами   речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового общения   (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность,   обращение   с   просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение.  Понимание   учебного   текста.   Выборочное   чтение   с   целью   нахождения необходимого   материала.   Нахождение   информации,   заданной   в   тексте   в   явном   виде. Формулирование   простых   выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте. Интерпретация   и   обобщение   содержащейся   в   тексте   информации.  Анализ   и   оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.Письмо.  Письмо   букв,   буквосочетаний,   слогов,   слов,   предложений   в   системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований   к   этому   виду   учебной   работы.   Списывание,   письмо   под   диктовку   в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений)   по   интересной   детям   тематике   (на   основе   впечатлений,   литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление   числа   и   последовательности   звуков   в   слове.   Сопоставление   слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог   как   минимальная   произносительная   единица.   Деление   слов   на   слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом   обозначения   звуков   буквами.   Буквы   гласных   как   показатель   твердости   – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение.  Формирование   навыка   слогового   чтения   (ориентация   на   букву, обозначающую   гласный   звук).   Плавное   слоговое   чтение   и   чтение   целыми   словами   со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,   предложений   и   коротких   текстов.   чтение   с   интонациями   и   паузами   в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо.  Усвоение   гигиенических   требований   при   письме.   Развитие   мелкой моторики   пальцев   и   свободы   движения   руки.   Развитие   умения   ориентироваться   на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  Овладение   начертанием   письменных   прописных   (заглавных)   и   строчных   букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.   Овладение   разборчивым,   аккуратным   письмом.   Письмо   под   диктовку   слов   и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение.  Восприятие   слова   как   объекта   изучения,   материала   для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение   слова   и   предложения.   Работа   с   предложением:   выделение   слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание   слов;   обозначение   гласных   после   шипящих   (ча  –  ща,  чу  –  щу,  жи  –  ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс Фонетика   и  орфоэпия.  Различение   гласных   и   согласных   звуков.   Нахождение   в слове   ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение   мягких   и   твердых   согласных звуков,   определение   парных   и   непарных   по   твердости   –   мягкости   согласных   звуков. Различение   звонких   и   глухих   звуков,   определение   парных   и   непарных   по   звонкости   – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный;   гласный   ударный   –   безударный;   согласный   твердый   –   мягкий,   парный   – непарный;   согласный   звонкий   –   глухой,   парный   –   непарный.   Деление   слов   на   слоги. Ударение,   произношение   звуков   и   сочетаний   звуков   в   соответствии   с   нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,  конь; в словах с йотированными гласными  е, е, ю,  я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание   алфавита:   правильное   название   букв,   знание   их   последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика.  Понимание   слова   как   единства   звучания   и   значения.   Выявление   слов, значение   которых   требует   уточнения.  Определение   значения   слова   по   тексту   или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных   словах,   о   прямом   и   переносном   значении   слова.   Наблюдение   за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав  слова  (морфемика).  Овладение   понятием   «родственные   (однокоренные) слова».   Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм   одного   и   того   же   слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов.  Представление о значении   суффиксов   и   приставок.   Образование   однокоренных   слов   с   помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология.  Части   речи;  деление   частей   речи   на   самостоятельные   и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение   имен   существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.   Изменение существительных   по   числам.   Изменение   существительных   по   падежам.   Определение падежа,   в   котором   употреблено   имя   существительное.  Различение   падежных   и  Определение   принадлежности   имен смысловых   (синтаксических)   вопросов. существительных   к   1,   2,   3­му   склонению.  Морфологический   разбор   имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Морфологический разбор имен прилагательных.Местоимение.   Общее   представление   о   местоимении.  Личные   местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3­го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол.   Значение   и   употребление   в   речи.   Неопределенная   форма   глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени   (спряжение).   Способы   определения   I   и   II   спряжения   глаголов   (практическое овладение).   Изменение   глаголов   прошедшего   времени   по   родам   и   числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог.  Знакомство   с   наиболее   употребительными   предлогами.   Функция предлогов:   образование   падежных   форм   имен   существительных   и   местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и   различий).   Различение   предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные, вопросительные   и   побудительные;   по   эмоциональной   окраске   (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных   и   второстепенных   членов   предложения.   Установление   связи   (при   помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография   и   пунктуация.  Формирование   орфографической   зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:  сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;  сочетания чк – чн, чт, щн;  перенос слов;   прописная буква в начале предложения, в именах собственных;  проверяемые   безударные   гласные   в   корне   слова;   парные   звонкие   и   глухие согласные в корне слова;  непроизносимые согласные;  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;  разделительные ъ и ь;  мягкий   знак   после   шипящих   на   конце   имен   существительных   (ночь,  нож, рожь, мышь);  безударные   падежные   окончания   имен   существительных   (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин);  безударные окончания имен прилагательных;  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;  не с глаголами;  мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа (пишешь, учишь);  мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться; безударные личные окончания глаголов;  раздельное написание предлогов с другими словами;  знаки   препинания   в   конце   предложения:   точка,   вопросительный   и восклицательный знаки;  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие   речи.  Осознание   ситуации   общения:   с   какой   целью,   с   кем   и   где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного   мнения,   его   аргументация.   Овладение   основными   умениями   ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами   речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью   средств   ИКТ.   Особенности   речевого   этикета   в   условиях   общения   с   людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План   текста.   Составление   планов   к   данным   текстам.  Создание   собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство  с  жанрами  письма  и  поздравления.  Создание  собственных  текстов и корректирование   заданных   текстов   с   учетом   точности,   правильности,   богатства   и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство   с   основными   видами   изложений   и   сочинений   (без   заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения ­повествования, сочинения­описания, сочинения­рассуждения. Тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы №  п/п 1. 2. 3. Тема раздела Добукварный   период Букварный   период  Послебукварный Кол­ во  часов 17 73 25 1 класс Диктанты Проверочные Формы контроля Списывание работы Проекты 1 1 1период Наша речь. Текст и предложение. Слова, слова, слова. Слово и слог. Ударение.  Звуки и буквы. Повторение. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2 3 5 7 31 2 1 1 1 1 1 2 класс 1 1 Тема раздела №  п/п Кол­во  часов Диктанты Проверочные Изложения Сочинения Проекты Формы контроля работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. №  п/п 1. 2. 3. 4 5 12 22 34 29 Наша речь  Текст  Предложение  Слова, слова,  слова…  Звуки и буквы  Правописание буквосочетаний с шипящими звуками  Части речи  Повторение 47 17 1 1 2 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 3 1 2 2 1 1 3 класс Тема раздела Кол­во  часов Диктанты Проверочные Изложения Сочинения Проекты Формы контроля Язык и речь Текст. Предложение. Словосочетание Слово в языке и 2 14 19 1 1 работы 1 1 1 2 1 1речи  Состав слова  Части речи Повторение 4. 5. 6. 16 96 23 4 1 1 2 1 4 3 1 3 Тема раздела №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Повторение Предложение Слово в языке и  речи Имя  существительное Имя  прилагательное Личные  местоимения Глагол Повторение Кол­ во  часов 11 9 21 43 30 7 34 15 4класс Формы контроля Диктанты Проверочные работы Изложения Сочинения Проекты 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 1 1 2 2 1