Рабочая программа по русскому языку для начальных классов разработана в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России". Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Содержание программы: планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык", содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в
начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая
социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей
этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных,
так и окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как
переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа
оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской индентичности в
поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении,ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и
поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в
начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровня усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного
конфликта;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы
для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать,
т.е.
выделять и обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных
источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной
информации;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный
текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной
текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным
критериям; установление аналогий; установление причинноследственных
связей; построение рассуждения;
обобщение.Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие
способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют
образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств
языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;
самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает
и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнеров;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности,
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Чтение. Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
У выпускника будут сформированы:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватри
существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять
общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию;
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое
утверждение);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и
обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность для формирования:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации
У выпускника будут сформированы:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность для формирования:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Оценка информации
У выпускника будут сформированы:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность для формирования:
сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
У выпускника будут сформированы:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно
двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
У выпускника будут сформированы:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную
информацию;
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов;
рисовать изображения на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность для формирования:
использовать программу распознавания сканированного текста на русском
языке.
Обработка и поиск информации
У выпускника будут сформированы:
подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и
техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования,
использовать сменные носители (флэшкарты);
описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя
инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие
средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование
текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
следовать основным правилам оформления текста;
использовать
полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида;
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность для формирования:
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска
внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);.
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
У выпускника будут сформированы:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы
для презентации;
создавать диаграммы, планы территории и пр.;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательного учреждения;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Выпускник получит возможность для формирования:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов
и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
У выпускника будут сформированы:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для
компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения; планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность для формирования:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы;
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом
для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора
слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научится:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме
представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или
обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в
соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать
правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится: выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имен существительных — род, число,
падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число,
падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в
прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных,
имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создавае
мых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы
связи).
Содержание учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного
и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости –
мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное
написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по
слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных
звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости –
глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –
согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи;
деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и
Определение принадлежности имен
смысловых (синтаксических) вопросов.
существительных к 1, 2, 3му склонению.
Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический
разбор имен прилагательных.Местоимение. Общее представление о местоимении.
Личные местоимения,
значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.
Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.
Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства
и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные;
по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож,
рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных
(кроме
существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться; безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с
помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми,
плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение).Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в
тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и
корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения повествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
1.
2.
3.
Тема раздела
Добукварный
период
Букварный
период
Послебукварный
Кол
во
часов
17
73
25
1 класс
Диктанты Проверочные
Формы контроля
Списывание
работы
Проекты
1
1
1период
Наша речь.
Текст и
предложение.
Слова, слова,
слова.
Слово и слог.
Ударение.
Звуки и буквы.
Повторение.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2
3
5
7
31
2
1
1
1
1
1
2 класс
1
1
Тема раздела
№
п/п
Колво
часов
Диктанты Проверочные
Изложения Сочинения Проекты
Формы контроля
работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
№
п/п
1.
2.
3.
4
5
12
22
34
29
Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова,
слова…
Звуки и буквы
Правописание
буквосочетаний
с шипящими
звуками
Части речи
Повторение
47
17
1
1
2
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
3
1
2
2
1
1
3 класс
Тема раздела
Колво
часов
Диктанты Проверочные
Изложения Сочинения Проекты
Формы контроля
Язык и речь
Текст.
Предложение.
Словосочетание
Слово в языке и
2
14
19
1
1
работы
1
1
1
2
1
1речи
Состав слова
Части речи
Повторение
4.
5.
6.
16
96
23
4
1
1
2
1
4
3
1
3
Тема раздела
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Повторение
Предложение
Слово в языке и
речи
Имя
существительное
Имя
прилагательное
Личные
местоимения
Глагол
Повторение
Кол
во
часов
11
9
21
43
30
7
34
15
4класс
Формы контроля
Диктанты Проверочные
работы
Изложения Сочинения Проекты
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
1
1
2
2
1