Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №
от августа 2015 года
Председатель педсовета
_____________ О.Д.Шабала
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку_
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее образование 5-
9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование с указанием классов)
Количество часов 714 часов в год
Уровень базовый_
Учитель Драй Тамара Васильевна_
Программа разработана на основе Рабочей программы
«Русский язык» Предметная линия учебников Т.А.
Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9
классы. М., «Просвещение»,2011 г.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год
издания при наличии) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему
средством: общения во всех сферах жизни (в быту, между
гражданами и учреждениями, в научном и художественно-
словесном
творчестве);хранения и передачи информации; связи
поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он
отличается богатством словаря, словообразовательных и
грамматических средств, располагает неисчерпаемыми
возможностями изобразительно-выразительных средств,
стилистическим разнообразием. На русском языке созданы
художественная литература и наука, имеющие мировое
значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных
языков ООН. В Российской Федерации он является
государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное
условие успешности русского человека в жизни, труде,
творчестве.
Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание
русского языка на уровне, соответствующем потребностям
современного общества, усилить практическую
направленность обучения русскому языку, повысить
эффективность каждого
урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в
основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно
ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою
родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно
относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство
получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности, средство освоения морально-этических норм,
принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми
умениями и навыками, развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной
учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и
закономерностях её функционирования, развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности, развитие
умений стилистически корректного использования лексики и
фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, развитие речевой культуры учащихся,
овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию, осознание
эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей,
формирование готовности к сотрудничеству, созидательной
деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
В школе изучается современный русский литературный язык,
поэтому программу школьного курса русского языка
составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё
включаются элементы общих сведений о языке, истории
языка, его современных разновидностях — территориальных,
профессиональных.
Программа содержит:
• отобранную в соответствии с задачами обучения систему
понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,
морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и
стилистики русского литературного языка, а также
некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке
как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия,
на основе которых строится работа по развитию связной речи
учащихся, формирование коммуникативных умений и
навыков; сведения об основных нормах русского
литературного языка;
• сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень
видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа
включает перечень орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков, которыми должны овладеть
учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной
школе обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение
видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использо-
вания языка в жизненно важных для данного возраста
сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации,
быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения. Изучение каждого раздела, каждой
темы должно содействовать развитию логического
мышления и речи учащихся. Раз-
витие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности
(говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и
осущест-
вляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение
нормами русского литературного языка: литературно-
го произношения, образования форм слов, построения
словосочетаний и предложений, употребления слов в
соответствии с их лексическим значением и стилевой
принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка
предполагает систематическую работу по устранению из
речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех
обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание
особенности местного говора, будет систематически следить
за правильностью речи учащихся, приучать школьников к
сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки
зрения её соответствия литературным нормам. Второе направление — обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся
пополняется при изучении всех учебных предметов, но
особая
роль в этом принадлежит русскому языку и литературе.
Обогащение запаса слов на уроках русского языка
обеспечивается систематической словарной работой. Одно из
важнейших
требований к словарной работе — развитие у школьников
умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку
обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться
словарями-справочниками. Обогащение грамматического
строя речи детей достигается
постоянной работой над синонимией словосочетаний и
предложений, наблюдениями над формой, значением и
особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся —
формирование умений и навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме. Развитие связной речи
предполагает работу над содержанием, построением и
языковым оформлением высказывания, которая
осуществляется при выполнении специальных упражнений и
при подготовке изложений и сочи нений. Она включает
формирование и совершенствование умений анализировать
тему, уточнять её границы, определять основную мысль,
составлять план и в соответствии с ним систематизировать
материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание
совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-
научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с
основными
видами бытового, общественно-политического и
академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи
учащихся — предупреждение и устранение различных
языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование
навыков выразительного чтения. Занятиям по
выразительному чтению предшествует и сопутствует работа
над развитием ре-
чевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове,
отчётливо произносить слова, различать ударные и
безударные слоги, определять границы предложения,
повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое
ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный
текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
формируются на основе овладения необходимыми знаниями
о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; приобретения
необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
освоения основных норм русского литературного языка;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирования представлений о нормативной речи
и практических умений нормативного употребления слов,
фразеологических выражений, грамматических форм,
синтаксических конструкций; совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности; умения
пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка
— организация работы по овладению учащимися прочными и
осознанными знаниями. Усиление практической
направленности обучения русскому языку в школе требует
особого внимания к тем вопросам теории, которые служат
базой для формирования орфографических, пунктуационных
и речевых умений и навыков: деление слова по составу,
различение частей речи, определение грамматической
основы предложения, умение устанавливать связи слов в
предложении и т.д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в
практической деятельности учащихся при анализе,
сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении
фонетического, морфологического, синтаксического,
орфографического, пунк туационного и других видов
разбора, которые следует использовать прежде всего для
объяснения условий выбора ор-
фограммы и знаков препинания, а также для выработки
навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка
является формирование навыков грамотного письма. Изучая
с учащимися орфографические и пунктуационные правила,
важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали
их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали
способами применения правил на практике. Большое
значение в формировании прочных орфографических умений
и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Запоминание требует обязательной зрительной опоры и
целенаправленной тренировки. В словарно-лексической
работе используются особые приёмы: тематическое
объединение слов в особые лексические группы, составление
с данными словами словосочетаний, предложений,
включение их
в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд
однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков,
обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и
толковыми словарями, использование словарных диктантов.
Эти и другие виды упражнений способствуют прочному
усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного
человека. Важно обеспечить закрепление орфографических и
пунктуационных навыков при изучении всех без исключения
разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым
создавая непрерывность в совершенствовании навыков
правописания. Для работы по формированию умений и
навыков отводится большая часть времени,
предназначенного для изучения предмета.
Особую важность приобретает контроль учителя за
классными и домашними работами учащихся. Тщательный
анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании
обучающих
и особенно контрольных работ, используется для
определения направления дальнейшей работы учителя по
формированию и коррекции умений и навыков школьников.
Большое значение для формирования у школьников
самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к
работе со справочной литературой. Постепенно переходя от
справочного аппарата учебника к специально созданным для
школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у
учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных
или сомнительных случаях написания слов, их произношения,
ударения, образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание
родного языка как формы выражения национальной
культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка,
освоение норм русского речевого этикета, культуры
межнационального общения;
способность объяснять значения слов с национально-
культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный
подход, предполагающий предъявление материала не только
в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на
формирование коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенции нашла отра-
жение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка по классам
располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах
изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология,
морфемика и сло-
вообразование, морфология и орфография. Систематический
курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9
классах.
Однако первоначальные сведения об основных понятиях
синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это
позволяет организовать работу над синтаксическими,
пунктуационными
и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению
систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных
возмож ностей учащихся. В соответствии с этим изучение
некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа.
Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя
существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются
в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в
5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В
каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском
языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для
решения воспитательных задач и создают эмоциональный
настрой, способствующий повышению интереса к предмету и
успешному его изучению. Знания, полученные на этих
уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие
сведения о языке», которым заканчивается школьный курс
русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение
материала,для чего значительное место в ней отводится
повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом
классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе
«Повторение пройденного в 1—4 классах» определено
содержание этой работы, что продиктовано необходимостью
правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним
звеном обучения. В остальных классах содержание работы на
уроках повторения не регламентируется. Учитель использует
их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам,
изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени
предшествует повторение сведений, полученных в
предыдущем классе
(классах). Каждая тема завершается повторением
пройденного. Данная система повторения обеспечивает
необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной
речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для
данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие
понятия и виды работы над текстом — пропорционально
распределяются среди грамматического материала. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его
организации. В конце программы каждого класса в
специальном разделе перечислены основные умения и
навыки, которые формируются в процессе изучения сведений
о языке и речи.
В программе указан годовой объём учебного времени по
каждому классу, а также распределение количества часов по
темам программы. Преподаватель, учитывая значимость
материала для формирования навыков грамотной
письменной и устной речи, а также подготовленность
учащихся и условия работы с данным классом, в
указанное распределение может вносить свои
коррективы.
Программа включает базовые знания и умения, которыми
должны овладеть все учащиеся общеобразовательной
школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе
с тем ему
предоставляется право по своему усмотрению использовать
пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых
знаний и работу по формированию умений и навыков. Для
этого преподаватель располагает следующими
возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы
обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать
материал повторения пройденного; увеличивать (за счёт
повторения пройденного в сильных классах) количество
работ по развитию связной речи.
Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к
восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний
школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам
распределяет время на программные темы того или иного
класса.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации
(вариант 1) предусматривает обязательное изучение
русского (род-
ного) языка на этапе основного общего образования в объёме
735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7
классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по русскому (родному) языку для
основного общего образования отражает инвариантную
часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы
состав-
ляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
По базисному учебному плану школы на изучение русского
языка в 5-9 классах отводится 714 учебных часов. В том
числе: в 5 классе – 170 часов, в 6 классе – 204 часа, в 7 классе
– 136 часов, в 8 классе – 102 часа, в 9 классе – 102 часа.
В связи с уменьшением количества часов на изучение
русского языка в 5-9 классах по базисному учебному плану
школы количество часов в данной рабочей программе
сокращено следующим образом: в 5 классе на 5 часов
отводится меньше на повторение в начале учебного года; в 6
классе ….
В 7 классе отводится на изучение русского языка на 34 часа
меньше, по разделам это выглядит так: на тему
«Деепричастие» - на 2 часа меньше, «Наречие» – на 7 часов,
«Категория состояния» - на 2 часа, «Предлог» - на 2 часа, «
Союз» - на 3 часа, « Частица» - на 6 часов, «Междометие» - на
2 часа, «Повторение и системацизация изученного в 5-7
классах» - на 10 часов.; в 8 классе - на 3 часа сокращен
раздел « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»; в 9 классе –
на з часа меньше отводится на изучение раздела «
Повторение и системацизация изученного в 5-9 классах»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по русскому (родному) языку
являются: 1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, твор-
ческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения; способность к само-
оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по русскому (родному) языку
являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и
жанров;
• способность извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала
на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекват-
но формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный
текст с разной степенью свёрнутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных
типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и
ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюде-
ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая
нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её
содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по русскому (родному) языку
являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли
русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка
меж-
национального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных
наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики
и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа
текста с точки зрения
его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования
выразительных
средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование
их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка,
способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и
письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог
и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной
речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение
диалогической и монологической речи. Владение
различными видами монолога и диалога. Понимание
коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных
ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в
типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование
(слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной
информации текста, воспринимаемого зрительно или на
слух. Передача содержания прочитанного или
прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение
практическими умениями про-
смотрового, ознакомительного, изучающего чтения,
приёмами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками. Овладение различными
видами аудирования. Из-
ложение содержания прослушанного или прочитанного
текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и
письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация
материала на определённую тему; поиск, анализ и
преобразование информации, извлечённой из различных
источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость,
смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль
текста. Микротема текста. Средства связи предложений и
частей текста. Абзац как средство композиционно-
стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение. Структура текста. План текста
и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли,
структуры, принадлежности к функционально-смысловому
типу речи. Деление текста на смысловые части и
составление
плана. Определение средств и способов связи предложений в
тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор
языковых средств в зависимости от цели, темы, основной
мысли
и ситуации общения. Создание текстов различного типа,
стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.). Оценивание и редактирование устного и
письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык;
функциональные стили: научный, публицистический,
официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад),
публицистического (выступление, интервью), официально-
делового (расписка, доверенность, заявление) стилей,
разговор-
ной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой
функциональной разновидности языка. Создание письменных
высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление;
повествование, описание, рассуждение. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом.
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения. Русский язык в современном
мире
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль
старославянского (церковнославянского) языка в развитии
русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы
функционирования современного русского языка:
литературный язык, диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы.
Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни
человека, понимание роли русского языка в жизни общества
и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и
диалектами, просторечием, профессиональными
разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского
языка. Наблюдение за использованием изобразительных
средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система
согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила
нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и
безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких
согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции
особенностей произношения и написания слов. Проведение
фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в
собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения
произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и
буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных. Способы обозначения [J’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и
буквенного состава слова. Использование знания алфавита
при поиске информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как
минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание
как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и
согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная
(производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из
одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.
Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка.
Осознание роли морфем в процессах формо- и
словообразования.
Определение основных способов словообразования,
построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и
словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и
этимологического словарей при решении разнообразных
учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица
языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слов как основа
тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского
языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и
антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения:
исконно русские и заимствованные слова. Словари
иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и
пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её
употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные
слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы.
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.
Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении
словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения
с точки зрения её активного и пассивного запаса,
происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски
и
стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со
значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи
с точки зрения точного, уместного и выразительного слово-
употребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических
словарей различных типов (толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и использование её в
различных
видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее
грамматическое значение, морфологические и
синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения,
глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов
категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и
синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению,
морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей
речи. Нормативное употребление форм слов различных
частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике
правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в
речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и
предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы
словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения, главные и
второстепенные члены, способы их выражения. Виды
сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и
односоставные, распространённые и нераспространённые,
предложения осложненной и неосложнённой структуры,
полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения,
обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного
предложения. Сложные предложения союзные
(сложносочинённые,
сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с
различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и
предложений разных видов. Анализ разнообразных
синтаксических конструкций и правильное употребление их в
речи.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
правильности, уместности и выразительности употребления
синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике
правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография
и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие
орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление
прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении:
сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а
также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в
диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью.
Соблюдение основных орфографических и пунктуационных
норм в письменной речи. Опора на фонетический, мо-
рфемно-словообразовательный и морфологический анализ
при выборе правильного написания слова. Опора на
грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников
по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский
речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным
компонентом значения. Уместное использование правил
русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Учебники, реализующие рабочую программу:
1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и
др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н.
М. Шанский.
2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и
др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н.
М. Шанский. 3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и
др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н.
М. Шанский.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. Научный
редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. Научный
редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
_ Дидактические материалы, входящие в учебно-
методический комплект:
Тростенцова Л. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В.
и др. Русский язык. Дидактические материалы.5 класс.
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М.
и др. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс.
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А. и др.
Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А.
Д.Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс.
Тростенцова Л. А., Подстреха Н. М. Русский язык.
Дидактические материалы. 9 класс.
_ Методические пособия, входящие в учебно-методический
комплект:
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для
учиелей и методистов.
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для
учителей и методистов.
Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т.
и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для
учителей и методистов.
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Александро-
ва О. М. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Пособие
для учителей и методистов.
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Александро-
ва О. М. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие
для учителей и методистов.
Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык:
Поурочные разработки. 8 класс.
Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык:
Поурочные разработки. 9 класс.
Запорожец А. И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8—9
классы (из опыта работы).
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и
изложения:Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и
изложения:Пособие для учителей и методистов. 6 класс.
Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 8 класс. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки
зрения соответствия ситуации речевого общения,
достижения
коммуникативных целей речевого взаимодействия,
уместности
использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебнонаучного, публицистического,
официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них
основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной
форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического
текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной
форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебнонаучных, публицистических
(информационных и аналитических, художественнопублицистического
жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и
письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного,
изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного
текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему,
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и
жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные
точки зрения на её решение) из различных источников (учебнонаучных
текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официальноделовых текстов),
высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том
числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные,
нравственноэтические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические,
а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных
предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями
и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно
научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе,
споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой
учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать
материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом
заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию,
правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться: письменные
монологические
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект,
реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их
успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
высказывания разной
• создавать
коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственноэтические,
бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо,
отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей,
жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также
требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его
содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы
и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,
стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебнонаучные тексты с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится: официальноделовые,
(экстралингвистические особенности,
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной
литературы
лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств, типичных
синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов
речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
тексты художественной
литературы с точки зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать
в дискуссиях на учебнонаучные темы; составлять резюме, деловое письмо,
объявление в официальноделовом стиле;
готовить выступление,
информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом
стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере
общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления
языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,
аргументации,
достижения поставленных
коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно
этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и
мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
языкового оформления, Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического
анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных
и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления
неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым
словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.)
и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского
языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной
части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официальноделового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
Синтаксис Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и
их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой организации,
функциональной
предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и
официальноделового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с
точки зрения их функциональностилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.