Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
28.01.2017
Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Публикация является частью публикации:
ладыженская 5-9.docx
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № от августа 2015 года Председатель педсовета _____________ О.Д.Шабала подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку_ (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее образование 5- 9 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов 714 часов в год Уровень базовый_ Учитель Драй Тамара Васильевна_ Программа разработана на основе Рабочей программы «Русский язык» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М., «Просвещение»,2011 г. (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно- словесном творчестве);хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи. Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются: • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных. Программа содержит: • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо- вания языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Раз- витие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осущест- вляется в трёх направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературно- го произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам. Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц. Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочи нений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно- научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием ре- чевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунк туационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора ор- фограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета. Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально- культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отра- жение в структуре программы. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и сло- вообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах. Материал в программе расположен с учётом возрастных возмож ностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе. Программа предусматривает прочное усвоение материала,для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1—4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счёт повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи. Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (род- ного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч. Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы состав- ляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ. По базисному учебному плану школы на изучение русского языка в 5-9 классах отводится 714 учебных часов. В том числе: в 5 классе – 170 часов, в 6 классе – 204 часа, в 7 классе – 136 часов, в 8 классе – 102 часа, в 9 классе – 102 часа. В связи с уменьшением количества часов на изучение русского языка в 5-9 классах по базисному учебному плану школы количество часов в данной рабочей программе сокращено следующим образом: в 5 классе на 5 часов отводится меньше на повторение в начале учебного года; в 6 классе …. В 7 классе отводится на изучение русского языка на 34 часа меньше, по разделам это выглядит так: на тему «Деепричастие» - на 2 часа меньше, «Наречие» – на 7 часов, «Категория состояния» - на 2 часа, «Предлог» - на 2 часа, « Союз» - на 3 часа, « Частица» - на 6 часов, «Междометие» - на 2 часа, «Повторение и системацизация изученного в 5-7 классах» - на 10 часов.; в 8 классе - на 3 часа сокращен раздел « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»; в 9 классе – на з часа меньше отводится на изучение раздела « Повторение и системацизация изученного в 5-9 классах» ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, твор- ческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само- оценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват- но формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюде- ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж- национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Раздел 1. Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Раздел 2. Речевая деятельность 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями про- смотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Из- ложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников. Раздел 3. Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно- стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Раздел 4. Функциональные разновидности языка 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально- делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговор- ной речи (рассказ, беседа). 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ Раздел 5. Общие сведения о языке 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах. Раздел 6. Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Раздел 7. Графика 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’]. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях. Раздел 8. Морфемика и словообразование 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Раздел 9. Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово- употребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности. Раздел 10. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Раздел 11. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, мо- рфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Раздел 13. Язык и культура 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Учебники, реализующие рабочую программу: 1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ _ Дидактические материалы, входящие в учебно- методический комплект: Тростенцова Л. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В. и др. Русский язык. Дидактические материалы.5 класс. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс. Тростенцова Л. А., Подстреха Н. М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. _ Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учиелей и методистов. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Александро- ва О. М. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Александро- ва О. М. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов. Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 8 класс. Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 9 класс. Запорожец А. И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8—9 классы (из опыта работы). Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения:Пособие для учителей и методистов. 5 класс. Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения:Пособие для учителей и методистов. 6 класс. Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс. Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 8 класс. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА. Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать   различные   виды   монолога   (повествование,   описание, рассуждение;   сочетание   разных   видов   монолога)   в   различных   ситуациях общения; • использовать   различные   виды   диалога   в   ситуациях   формального   и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения   соответствия   ситуации   речевого   общения,   достижения коммуникативных   целей   речевого   взаимодействия,   уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность. Аудирование Выпускник научится: • различным   видам   аудирования   (с   полным   пониманием   аудиотекста,   с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать   содержание   аудиотекста   в   соответствии   с   заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную   мысль,   логику   изложения   учебно­научного,   публицистического, официально­делового,   художественного   аудиотекстов,   распознавать   в   них основную   и   дополнительную   информацию,   комментировать   её   в   устной форме; Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: • понимать   содержание   прочитанных   учебно­научных,   публицистических (информационных   и   аналитических,   художественно­публицистического жанров),   художественных   текстов   и   воспроизводить   их   в   устной   форме   в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного,   выборочного,   сжатого),   в   форме   плана,   тезисов   (в   устной   и письменной форме); • использовать   практические   умения   ознакомительного,   изучающего, просмотрового   способов   (видов)   чтения   в   соответствии   с   поставленной коммуникативной задачей; • передавать   схематически   представленную   информацию   в   виде   связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать   и   систематизировать   материал   на   определённую   тему, анализировать   отобранную   информацию   и   интерпретировать   её   в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать,   анализировать,   оценивать   явную   и   скрытую   (подтекстовую) информацию   в   прочитанных   текстах   разной   функционально­стилевой   и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной  проблеме (включая противоположные точки   зрения   на   её   решение)   из   различных   источников   (учебно­научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных   информационных   носителях,   официально­деловых   текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: • создавать   устные   монологические   и   диалогические   высказывания   (в   том числе   оценочного   характера)   на   актуальные   социально­культурные, нравственно­этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а   также   темы,   связанные   с   содержанием   других   изучаемых   учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и   ситуацией   общения   (сообщение,   небольшой   доклад   в   ситуации   учебно­ научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать   и   чётко   формулировать   цели,   план   совместной   групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать   из   различных   источников,   систематизировать   и   анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,   грамматические   нормы   современного   русского   литературного языка;   стилистически   корректно   использовать   лексику   и   фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: письменные   монологические • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов   и   жанров   в   учебно­научной   (на   материале   изучаемых   учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; • выступать   перед   аудиторией   с   докладом;   публично   защищать   проект, реферат;           • анализировать и оценивать  речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится:   высказывания   разной • создавать коммуникативной   направленности   с   учётом   целей   и   ситуации   общения (ученическое   сочинение   на   социально­культурные,   нравственно­этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать   содержание   прослушанного   или   прочитанного   текста   (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать   в   практике   письма   основные   лексические,   грамматические, орфографические   и   пунктуационные   нормы   современного   русского литературного   языка;   стилистически   корректно   использовать   лексику   и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать   резюме,   деловые   письма,   объявления с   учётом   внеязыковых требований,   предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со   спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать   и   характеризовать   тексты   различных   типов   речи,   стилей, жанров   с   точки   зрения   смыслового   содержания   и   структуры,   а   также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять   информационную   переработку   текста,   передавая   его содержание   в   виде   плана   (простого,   сложного),   тезисов,   схемы,   таблицы и т. п.; • создавать   и   редактировать   собственные   тексты   различных   типов   речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно­научные тексты с учётом внеязыковых   требований,   предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: официально­деловые,   (экстралингвистические   особенности, • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,   публицистические,   официально­деловые,   тексты   художественной литературы     лингвистические особенности   на   уровне   употребления   лексических   средств,   типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров, • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать   чужие   и   собственные   речевые   высказывания   разной функциональной   направленности   с   точки   зрения   соответствия   их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно­научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать   и   анализировать   тексты   разговорного   характера,   научные, публицистические, тексты   художественной литературы с точки   зрения   специфики   использования   в   них   лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно­научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление   в   официально­деловом   стиле;   готовить   выступление, информационную   заметку,   сочинение­рассуждение   в   публицистическом стиле;   принимать   участие   в   беседах,   разговорах,   спорах   в   бытовой   сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории,   писать   дружеские   письма   с   учётом   внеязыковых   требований, предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со   спецификой   употребления языковых средств; • анализировать   образцы   публичной   речи   с   точки   зрения   её   композиции, аргументации,   достижения   поставленных коммуникативных задач; • выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшой   протокольно­ этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять   различия   между   литературным   языком   и   диалектами, просторечием,   профессиональными   разновидностями   языка,   жаргоном   и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка.   языкового   оформления, Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать   основные   орфоэпические   правила   современного   русского литературного языка; • извлекать   необходимую   информацию   из   орфоэпических   словарей   и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать   необходимую   информацию   из   мультимедийных   орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового,   грамматического   и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания,   а   также   при   проведении   грамматического   и   лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать   словообразовательные   цепочки   и   словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать   основные   выразительные   средства   словообразования   в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать   этимологическую   справку   для   объяснения   правописания   и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: • проводить   лексический   анализ   слова,  характеризуя   лексическое   значение, принадлежность   слова   к   группе   однозначных   или   многозначных   слов, указывая   прямое   и   переносное   значение   слова,   принадлежность   слова   к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать   лексическую   синонимию   как   средство   исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться   различными   видами   лексических   словарей   (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять   общие   принципы   классификации   словарного   состава   русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового   словаря,   словарей   синонимов,   антонимов,   устаревших   слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе   мультимедийных;   использовать   эту   информацию   в   различных   видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать   самостоятельные   (знаменательные)   части   речи   и   их   формы, служебные части речи; • анализировать  слово с точки зрения его принадлежности  к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать   явления   грамматической   омонимии,   существенные   для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать   основные   выразительные   средства   морфологии   в публицистической   и   художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; • извлекать   необходимую   информацию из   словарей   грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать   различные   виды   словосочетаний   и   предложений   с   точки зрения   структурной   и   смысловой   организации,   функциональной предназначенности; • употреблять   синтаксические   единицы   в   соответствии   с   нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять   синтаксические   знания   и   умения   в   практике   правописания,   в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать   основные   выразительные   средства   синтаксиса   в публицистической   и   художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально­делового стилей речи; • анализировать   особенности   употребления   синтаксических   конструкций   с точки   зрения   их   функционально­стилистических   качеств,   требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать   необходимую   информацию   из   орфографических   словарей   и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать   роль   орфографии   и   пунктуации   в   передаче   смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: • выявлять единицы языка с национально­культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить   примеры,   которые   доказывают,   что   изучение   языка   позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно   использовать   правила   русского   речевого   этикета   в   учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать   на   отдельных   примерах   взаимосвязь   языка,   культуры   и истории народа — носителя языка; • анализировать   и   сравнивать   русский   речевой   этикет   с   речевым   этикетом отдельных народов России и мира.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017