Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
02.07.2017
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)
Пояснительная записка.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено  на заседании МО Протокол №____ ________ /Брагина Л.Г./ руководитель МО учителей начальных классов «____»_____________2016 г. «Согласовано» зам. директора по УВР ________ /Фомина  А.С./ «Утверждаю»   Директор МАОУ «Верхнедубровская СОШ» _______/Медянцева Ю.Б./ «____»__________2016 г. «____»_________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Класс 4 Учитель: Назарова Наталья Владимировна, высшая квалификационная категория. Верхнее Дуброво 2016­2017  год РАЗДЕЛ I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Статус  документа    Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с учебным   планом   МАОУ   «Верхнедубровская   СОШ»   на   2016­2017   учебный   год, Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального   общего образования 2009 года, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной   и   В. Г. Горецкого  УМК «ШКОЛА РОССИИ». Для реализации программного содержания используется учебник «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий.   Москва,  «Просвещение», 2015 г.  1, 2 часть   2. Структура документа.       Программа   включает   следующие     разделы:   пояснительную   записку,   учебно­ тематический   план,   содержание   тем   учебного   курса,   характеристика   результатов формирования УУД у учащихся 4 класса по предмету «Литературное чтение», основные требования   к   уровню   подготовки   учащихся,   оканчивающих   четвертый   класс,   система оценки   достижения   планируемых   результатов   освоения   предмета,   перечень   учебно­ методического обеспечения.    3. Общая характеристика учебного предмета         Учебно­методический   комплект   по   русскому   языку   (программа,   учебник, методическое   пособие)   направлен  на  осуществление   языкового   образования   и  развития младших   школьников,   необходимого   и   достаточного   для   дальнейшего   обучения   детей русскому языку в средней школе.     В   программе   и   учебниках   реализован   коммуникативно­речевой,   системно­ функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово». 4. Основные содержательные линии Цели обучения: 1 Развитие   и   совершенствование   основных   видов   речевой   деятельности   (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). 2 Формирование   научных,   доступных   младшим   школьникам   представлений   о   языковых понятиях   и   явлениях,   а   также   умений   и   навыков   их   использования   в   практической деятельности. 3 Активизация   мыслительной, деятельности учащихся.   познавательно­языковой   и   коммуникативно­речевой 4 Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.          Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является   диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой. 2 Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида  и форм:  это упражнения, говорение, произношение слов,  грамматический    разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.                                                Задачи  обучения: 1) развитие  речи,   мышления,   воображения   школьников,   способности   выбирать     средства языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»; 2) освоение  первоначальных   знаний   о   лексике,   фонетике,   грамматике   русского   языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка; 3) овладение  умениями   правильно   писать   и   читать,   участвовать       в   диалоге,     оставлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения к  родному  языку, чувства   пробуждение сопричастности   к   сохранению   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою   речь.   его   уникальности     и   чистоты;            В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально­ синтаксическое.   Значительное   место   уделяется   частям   речи   и   их   существенным признакам.   Учащиеся   знакомятся   со   словоизменением   частей   речи   (склонением  имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над   формированием   сложных   орфографических   навыков   правописания   безударных падежных   окончаний   имен   существительных,   имен   прилагательных,   местоимений   (в ознакомительном   плане),   безударных   личных   окончаний   глаголов.   Развивается   умение анализировать   слово   в   единстве   всех   его   сторон:   смысловой,   произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.          Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в  процессе   изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.  Одновременно   четвероклассники   получают   и   новые   сведения  о   речи,   тексте, предложении,   об   однородных   членах   предложения,   о   лексическом   значении   слова. Продолжается работа со словарями учебника.                                       5 Место предмета в учебном плане. В 4 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебные недели).                                               РАЗДЕЛ II.  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Наименование темы Всего часов 11 1 Повторение 9 2 Предложение 3 Слово в языке и речи 19 4 Имя  41 существительное Диктанты Проверочные работы Из них Изложения Сочинения Проекты 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 3 5 Имя прилагательное 6 Местоимение 7 Глагол 8 Повторение ИТОГО: 31 9 32 18 136 1 1 1 1 9 1 3 2 1 3 1 12 3 1 1 9 1 1 4 РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи ( 136ч) Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)    Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.       Текст.  Текст   и   его   признаки.   Тема,   основная   мысль,  заголовок   текста. Построение   (композиция)   текста.   Связь  между   частями   текста.   План.   Типы   текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).    Предложение (9 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели   высказывания   и   интонации.   Знаки   препинания   в   конце   предложений.   Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).   Составление предложений с обращением.   Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.   Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.   Разбор предложения по членам предложения.     Однородные   члены   предложения   (общее   представление).  Предложения   с однородными   членами   без   союзов.   Интонация   перечисления,   запятая   при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­ числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но.   Составление   и   запись   предложений   с   однородными   членами   с   союзами   и   без союзов.     Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных   предложениях.   Сложное   предложение   и   предложение  с  однородными членами.         Слово в языке и речи (19 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение   слова.   Однозначные  и  многозначные  слова.  Прямое  и переносное  значения слов.   Синонимы,   антонимы,   омонимы.   Устаревшие   и   новые   слова.  Заимствованные слова.   Устойчивые   сочетания   слов   (фразеологизмы).   Ознакомление   со   словарем иностранных слов учебника.      Формирование  умения  правильно  выбирать  слова  для  выражения  мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи Части речи (94ч) Имя существительное (41 ч)      Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении   Несклоняемые   имена имен   существительных   и   в   распознавании   падежей. существительные. 4 Основные   тины   склонения   имен   существительных   (общее   представление). Первое   склонение   имен   существительных   и  упражнение   в   распознавании   имен существительных   1­го  склонения.   Второе   склонение   имен   существительных   и   уп­ ражнение в распознавании имен существительных 2­го склонения. 3­е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3­го склонения.     Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3­ го склонения в единственном числе  (кроме имен существительных на ­мя, ­ий,  ­ие,  ­ия). Ознакомление   со   способами   проверки   безударных   падежных   окончаний   имен существительных   (общее   представление).   Развитие   навыка   правописания   безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3­го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине,   на   почте;   гордиться   товарищем,   гордость   за  товарища;   слушать   музыку, прислушиваться к музыке).        Склонение   имен  существительных   во  множественном  числе.   Развитие  навыка правописания  окончаний  имен   существительных  во  множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)  и правильно употреблять их в речи. Имя прилагательное (31 ч)            Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным.   Упражнение   в   распознавании   имен   прилагательных   по   общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.      Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и   оканчивающихся   на  ­ья,   ­ье,   ­ов,  ­ин).  Способы  проверки правописания  безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).        Склонение имен прилагательных в мужском и среднем  роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.       Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка   правописания   падежных   окончаний   имен   прилагательных   женского   рода   в единственном числе.     Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.        Употребление в речи имен прилагательных в прямом и  переносном значениях, прилагательных­синонимов, прилагательных­антонимов, прилагательных­паронимов. Местоимение (9 ч)    Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3­го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол (32 ч)         Глагол   как   часть   речи.   Упражнение   в   распознавании   глаголов   по   общему лексическому   значению,   в   изменении   глаголов   по   временам   и   числам,   глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. 5 Неопределенная форма глагола (особенности данной  формы). Образование временных   форм   от   неопределенной  формы   глагола.   Возвратные   глаголы   (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.         Изменение   глаголов   по   лицам   и   числам   в   настоящем   и  будущем   времени (спряжение). Развитие умения изменять  глаголы   в   настоящем   и   будущем   времени   по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2­го лица единственного числа после шипящих.         Глаголы  I  и  II  спряжения   (общее   представление).   Глаголы­исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание   возвратных   глаголов   в   3­м   лице   и   в   неопределенной  форме   по вопросам   (что   делает?  умывается,  что   делать?  умываться).  Правописание буквосочетаний   ­тся  в возвратных глаголах в 3­м лице и ­ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).      Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)       Употребление   в   речи   глаголов   в   прямом   и   переносном  значении,   глаголов­ синонимов,   глаголов­антонимов.   Развитие   умения   правильно   употреблять   при   глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).         Связная речь      Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от  речевой   ситуации.  Текст.   Текст,   основная   мысль, заголовок. Построение  (композиция) текста. План. Составление  плана к изложению  и сочинению   (коллективно   и   самостоятельно).   Связь   между  предложениями   в   тексте, частями текста. Структура текста­повествования, текста­описания, текста­рассуждения.         Составление   небольшого   рассказа   с   элементами   описания  и   рассуждения   с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).           Изложение.   Изложение   (подробное,   сжатое)   текста   по  коллективно   или самостоятельно составленному плану.         Использование   при   создании   текста   изобразительно­выразительных   средств (эпитетов,   сравнений,   олицетворений),  глаголов­синонимов,   прилагательных­синонимов, существительных­синонимов и др.          Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных   рисунков,   демонстрационной  картине,   по   заданной   теме   и   собственному выбору   темы  с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.       Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. Повторение изученного ( 1 8 ч )        Чистописание       Закрепление   навыка   правильного   начертания   букв,   рациональных   способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме.  способствующих формированию скорости.  Упражнение   в   развитии   ритмичности,   плавности   письма,    Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. Слова с непроверяемыми написаниями 6 Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство,   ботинки,   вагон,   везде,   вокзал,   впереди,   вчера,   газета,   гореть,   горизонт, двадцать,   двенадцать,   директор,   ещё,   железо,   завтра,   здесь,   издалека,   инженер, календарь,   каникулы,   кастрюля,   километр,   командир,  комбайн,   корабль,   космонавт, костёр,   костюм,   лучше,   медленно,   металл,   назад,   налево,   направо,   оборона, одиннадцать,  пассажир,   пейзаж,   победа,   портрет,   правительство,   председатель,. прекрасный,   путешествие,   расстояние,   салют,   самолёт.   сверкатъ,   сверху,   свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз,   хлебороб,   хозяин,   хозяйство,   человек,   шестнадцать,  шофёр,   экскурсия, электричество, электровоз, электростанция. РАЗДЕЛ IV.  ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД  У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Личностные результаты Обучающийся   получит   возможность   для   формирования   следующих   общих личностных результатов: становление   внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к школе,   к   изучению   русского   языка,   ориентация   на   содержательные   моменты   школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности (социальных, учебно­познавательных и внешних); формирование личностного смысла   учения,   устойчивого   учебно­познавательного   интереса   к   изучению   языка,   к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности; осознание   языка   как   основного   средства   человеческого   общения,   понимание   важности общения как значимой составляющей жизни общества; восприятие   русского   языка   как   одной   из   основных   национально­культурных   ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка; понимание   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь   является   показателем индивидуальной культуры человека; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание   целостного,   социально   ориентированного   взгляда  на  мир   в   его   органичном единстве   и   разнообразии   природы,   народов,   культур   и   религий;   овладение   начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   (так   и окружающих   людей),   в   том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; развитие   этических   чувств   (стыда,   совести,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;             7                 развитие   навыков   сотрудничества   с   учителем,   взрослыми,   сверстниками   в   процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; развитие   мотивации   к   творческому   труду   (в   проектной   деятельности),   к   созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   её   реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы достижения результата; выполнять действия  по намеченному плану, а  также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осуществлять   итоговый   и   пошаговый   контроль   по   результату,   адекватно   оценивать правильность   выполнения   действия   и   вносить   необходимые   коррективы   в   исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и   развивать   способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: уметь   использовать   язык   с   целью   поиска   необходимой   информации   в   различных источниках   для   выполнения   учебных   заданий   (учебная,   дополнительная   литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов; записывать,   фиксировать   информацию   с   помощью   инструментов   информационных   и коммуникационных технологий (далее ИКТ); ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; использовать   знаково­символические   средства   (в   том   числе   модели,   схемы,   таблицы) представления   информации   для   создания   моделей   изучаемых   единиц   языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач; овладевать   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста   художественного   или   познавательного,   анализировать   и   оценивать   содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; 8                   осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с   задачами коммуникации   и   составлять   тексты   в   устной   и   письменной   формах;   выступать   перед аудиторией   с   небольшими   сообщениями,   используя   аудио­,   видеосопровождение   и графическое сопровождение;   обобщения, осуществлять   логические   действия   сравнения, классификации   по   родовидовым   признакам,   устанавливать   аналогии   и   причинно­ следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.   анализа,   синтеза, Коммуникативные Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД: уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; понимать   необходимость   ориентироваться   на   позицию   партнёра   в   общении,   учитывать различные   мнения   и   координировать   различные   позиции   в   сотрудничестве   с   целью успешного участия в диалоге; строить   понятные   высказывания;   проявлять   доброжелательное   отношение   к   партнёру; осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач   (диалог,   устные   монологические   высказывания,   письменные   тексты)   с   учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи,   выбирая   соответствующие   языковые   средства,   соблюдая   нормы   литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы Обучающийся   получит   возможность   для   формирования   следующих   общих предметных результатов: первоначальное   представление   о   единстве   и   многообразии   языкового   и   культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание   значения   русского   языка   как   национального   языка   русского   народа,   как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; представление   о   языке   как   основном   средстве   человеческого   общения   и   явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; позитивное эмоционально­оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании; 9               понимание   значимости   правильной   устной   и   письменной   речи   как   показателя   общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры; овладение   начальными   представлениями   о   нормах   русского   языка   (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса);   использование   этих   норм   для   успешного   решения   коммуникативных   задач   в ситуациях   учебной   языковой   деятельности   и   свободного   общения;   формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней; приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка; овладение   учебными   действиями   с   языковыми   единицами:   находить,   опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (сло­ ва,   словосочетания,   предложения,   тексты),   использовать   эти   действия   для   решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса); овладение   основами   грамотного   письма:   основными   орфографическими   и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы РАЗВИТИЕ РЕЧИ Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные   языковые   и   неязыковые   средства   в   соответствии   с   конкретной   ситуацией общения; практически   овладевать   формой   диалогической   речи;   овладевать   умениями   ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; овладевать   нормами   речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; оценивать   правильность   (уместность)   выбора   языковых   и   неязыковых   средств   устного общения   на   уроке,   в   школе,   в   быту,   со   знакомыми   и   незнакомыми,   с   людьми   разного возраста; практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить  монологическое  высказывание  на  определённую  тему с  использованием  разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); овладевать   умениями   работы   с   текстом:   определять   тему   и   главную   мысль   текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать   порядок   предложений   и   частей   текста),   составлять   план   к   заданным текстам; пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником; 10                  письменно   (после   коллективной   подготовки)   подробно   или   выборочно   передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста­образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; составлять   тексты   повествовательного   и   описательного   характера   на   основе   разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или по­ говорке, по воображению и др.); письменно   сочинять   небольшие   речевые   произведения   освоенных   жанров   (например, записку, письмо, поздравление, объявление); проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и   пунктуационные   ошибки;   улучшать   написанное:   добавлять   и   убирать   элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при   создании   собственных   речевых   произведений   на   заданную   или   самостоятельно выбранную тему. Обучающийся получит возможность научиться: подробно и выборочно письменно передавать содержание текста; различать   стилистические   варианты   языка   при   сравнении   стилистически   контрастных текстов   (художественного   и   научного   или   делового,   разговорного   и   научного   или делового); создавать   собственные   тексты   и   корректировать   заданные   тексты   с   учётом   точности, правильности,   богатства   и   выразительности   письменной   речи;   использовать   в   текстах синонимы и антонимы; анализировать   последовательность   своих   действий   при   работе   над   изложениями   и сочинениями   и   соотносить   их   с   разработанным   алгоритмом;   оценивать   правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов); оформлять результаты исследовательской работы; редактировать   собственные   тексты,   совершенствуя   правильность   речи,   улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА Обучающийся научится: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые —мягкие,   парные—непарные   твёрдые—   мягкие;   согласные   глухие—звонкие,   парные— непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию; соблюдать   нормы   русского   литературного   языка   в   собственной   речи   и   оценивать соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников   (в   объёме   «Орфоэпического   словаря» учебника); пользоваться   «Орфоэпическим   словарём»   при   определении   правильного   произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.); различать звуки и буквы; 11                       классифицировать слова с точки зрения их звуко­буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; знать   последовательность   букв   в   русском   алфавите,   пользоваться   алфавитом   для упорядочивания слов и поиска нужной информации; пользоваться   при   письме   небуквенными   графическими   средствами:   пробелом   между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса). Обучающийся получит возможность научиться: выполнять   (устно   и   письменно)   звуко­буквенный   разбор   слова   самостоятельно   по предложенному   в   учебнике   алгоритму;   оценивать   правильность   проведения   звуко­ буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса). ЛЕКСИКА Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять   значение   слова   по   тексту   или   уточнять   с   помощью   толкового   словаря, Интернета и др.; распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи); подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; понимать этимологию мотивированных слов­названий; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально­оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения  (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами; работать с разными словарями; приобретать опыт редактирования предложения (текста). СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА) Обучающийся научится: различать изменяемые и неизменяемые слова; различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов); находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс  ­ся),  соединительные   гласные   в   сложных   словах,   овладевать   алгоритмом опознавания изучаемых морфем; находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; 12                    узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово,   соответствующее   заданной   модели,   составлять   модель   заданного   слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели; понимать   значения,   вносимые   в   слово   суффиксами   и   приставками   (простые   случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; образовывать   слова   (разных   частей   речи)   с   помощью   приставки   или   суффикса   либо   с помощью и приставки и суффикса. Обучающийся получит возможность научиться: понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова; понимать   смысловые,   эмоциональные,   изобразительные   возможности   суффиксов   и приставок; узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок); разбирать   самостоятельно   (устно   и   письменно)   по   составу   слова   с   однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; подбирать   однокоренные   слова   и   формы   одного   и   того   же   слова   с   целью   проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи). МОРФОЛОГИЯ Обучающийся научится: определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи; распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса); пользоваться   словами   разных   частей   речи   и   их   формами   в   собственных   речевых высказываниях; выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; определять   грамматические   признаки   имён   существительных   —  род,   склонение,   число, падеж; определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число,   род   (у   местоимений   3­го   лица   в   единственном   числе);   иметь   представление   о склонении   личных   местоимений;   использовать   личные   местоимения   для   устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений; распознавать   неопределённую   форму   глагола;   определять   грамматические   признаки глаголов   —  время,   число,   род   (в  прошедшем   времени   в  единственном   числе),   лицо   (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число,   род   (у   местоимений   3­го   лица   в   единственном   числе);   иметь   представление   о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать 13 личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения; иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи; различать   наиболее   употребительные   предлоги   и   определять   их   роль   при   образовании падежных форм имён существительных и местоимений; понимать роль союзов и частицы не в речи; подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи. Обучающийся получит возможность научиться: разграничивать самостоятельные и служебные части речи; сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; различать смысловые и падежные вопросы имён существительных; склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте; различать родовые и личные окончания глагола; наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов; проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить   в   тексте   личные   местоимения,   наречия,   числительные,   возвратные   глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы  и,   а,   но, частицу не при глаголах; находить   и   исправлять   в   устной   и   письменной   речи   речевые   ошибки   и   недочёты   в употреблении изучаемых форм частей речи. СИНТАКСИС Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание и слово; устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме; устанавливать   при   помощи   смысловых   вопросов   связь   между   словами   в   предложении, отражать её в схеме; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); выделять из потока речи предложения, оформлять их границы; находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания; распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения; составлять   предложения   с   однородными   членами   и   использовать   их   в   речи;   при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но. Обучающийся получит возможность научиться: различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; находить в предложении обращение;                          14  выполнять   в   соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом   разбор   простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. РАЗДЕЛ  V. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К концу 4 класса обучающиеся должны знать:  изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки. Обучающиеся должны уметь:  орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;    производить звуко­буквенный разбор слов типа  школьный,  сливки,  народ,  ружьё,  ель, морковь;  производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;  производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен   существительных;  начальная   форма,   род,   падеж,   число   имен   прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3­м лице единственного числа) местоимений;  производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;  определять   тему   текста,   его   основную   мысль,   автором  прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;  определять   тип   текста   (повествование,   описание,   рассуждение);   использовать   эти   типы текстов в речи;  писать   изложение   и   сочинение   (60—75   слов)   повествовательного   текста   с   элементами описания  и  рассуждения  по  коллективно   или   самостоятельно  составленному   плану  под руководством учителя;  в   соответствии   с   правилами   культуры   общения   выражать  просьбу,   благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление. РАЗДЕЛ VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В   соответствии   с   требованиями   Стандарта,   при   оценке   итоговых   результатов освоения   программы   по   русскому   языку   должны   учитываться   психологические возможности   младшего   школьника,   нервно­психические   проблемы,   возникающие   в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с   уровнем   освоения   третьеклассником   программы   по   русскому   языку.   70%   сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». В   соответствии   с   требованиями   Стандарта,   составляющей   комплекса   оценки достижений   являются   материалы   стартовой   диагностики,   промежуточных   и   итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их   совокупность   демонстрировала   нарастающие   успешность,   объём   и   глубину   знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. 15 Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме.  Для   тематических   проверок   выбираются   узловые   вопросы   программы:   проверка безударных   гласных   в   корне   слова,   парных   согласных,   определение   частей   речи   и   др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных,   главных   членов   предложений   и   др.   В   этом   случае   для   обеспечения самостоятельности   учащихся   подбирается   несколько   вариантов   работы,   на   выполнение которой отводится 5­6 минут урока. Основанием   для   выставления   итоговой   оценки   знаний   служат   результаты наблюдений   учителя   за   повседневной   работой   учеников,   устного   опроса,   текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Основные   виды   письменных   работ   по   русскому   языку:   списывание,   диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В   конце   года   проводится   итоговая   комплексная   проверочная   работа   на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов   освоения   программы   по   русскому   языку:   способность   решать   учебно­ практические и учебно­познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. При   оценивании   письменных   работ   учитель   принимает   во   внимание сформированность каллиграфических и графических навыков. Оценивая письменные работы по русскому языку, и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее: ­ повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка; ­ две негрубые ошибки считаются за одну ошибку; ­ ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки; ­ при трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Негрубыми считаются следующие ошибки: ­ повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»); ­ перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена; ­ дважды написанное одно и то же слово. Ошибками в диктанте (изложении) не считаются: ­ ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ ствующих классах не изучались; ­   отсутствие   точки   в   конце   предложения,   если   следующее   предложение   написано   с большой буквы; ­ единичный случай замены слова другим без искажения смысла; ­ отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел. Ошибкой считается: ­ нарушение орфографических правил при написании слов; ­  неправильное   написание   слов   с   непроверяемыми   написаниями,   круг  которых   очерчен программой каждого класса; ­   отсутствие   знаков   препинания,   изученных   на   данный   момент   в   соответствии   с   про­ граммой: 16 ­   дисграфические   ошибки   на   пропуск,   перестановку,   замену   и   вставку   лишних   букв всловах. Оценка письменных работ по русскому языку Диктант «5»   ­   ставится,   если   нет   ошибок   и   исправлений;   работа   написана   аккуратно   в соответствии   с   требованиями   каллиграфии   (в   3   классе   возможно   одно   исправление графического характера). «4»   ­   ставится,   если   допущено   не   более   двух   орфографических   и   двух пунктуационных   ошибок   или   одной   орфографической   и   трёх   пунктуационных   ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» ­ ставится, если допущено 3­5 орфографических ошибок или 3^ орфографиче­ ских и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно. «2» ­ ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Грамматическое задание «5» ­ ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаружив осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; «4»   ­   ставится,   если   ученик   обнаруживает   осознанное   усвоение   правил,   умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; «3»   ­   ставится,   если   ученик   обнаруживает   усвоение   определённой   части   из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; «2» ­ ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; Контрольное списывание Словарный диктант Тест «5» ­ ставится за безошибочное  аккуратное выполнение работы «4» ­ ставится, если в работе 1 ор­ фографическая ошибка и 1 исправ­ ление «3» ­ ставится, если в работе до­ пущены 2 орфографические  ошибки и 1 исправление. «2» ­ ставится, если в работе допу­ щены 3 орфографические ошибки. «5» ­ без ошибок. «4» ­ 1 ошибка и 1 исправле­ ние. «5» ­ верно выполнено бо­ лее 5/6 заданий. «4» ­ верно выполнено 3/4  заданий. «3» ­ 2 ошибки и 1 исправле­ ние. «3» ­ верно выполнено 1/2  заданий «2» ­ 3­5 ошибок. «2» ­ верно выполнено ме­ нее 1/2 заданий. Изложение «5» ­ правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых » орфографических ошибок, допущено 1­2 исправления. «4» ­ незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются еди­ ничные (1­2) фактические и речевые неточности, 1­2 орфографические ошибки, 1­2 ис­ правления. «3» ­ имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения   в   последовательности   изложения   мыслей,   в   построении   двух­трёх предложений.­ беден словарь, 3­6 орфографических ошибки и 1­2 исправления. 17 «2» ­ имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,   отсутствует   связь   между   частями,   отдельными   предложениями,   крайне однообразен словарь, 7­8 орфографических ошибок, 3­5 исправлений. Сочинение «5» ­ логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1­2 исправления. «4»   ­   незначительно   нарушена   последовательность   изложения   мыслей,   имеются единичные (1­2) фактические и речевые неточности, 1­2 орфографические ошибки, 1­2 исправления. «3» ­ имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2­3 предложений, беден словарь 3­6 орфографических ошибки и 1­2 исправления. «2»   ­   имеются   значительные   отступления   от   темы,   пропуск   важных   эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует   связь   между   частями,   отдельными   предложениями,   крайне   однообразен словарь, 7­8 орфографических ошибок, 3­5 исправлений. Примечание: Учитывая,   что   изложения   и   сочинения   в   начальной   школе   носят   обучающий характер ­ удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная   оценка   есть   краткая   характеристика   результатов   учебного   труда школьников.   Эта   форма   оценочного   суждения   позволяет   раскрыть   перед   учеником динамику   результатов   его   учебной   деятельности,   проанализировать   его   возможности   и прилежание.   Особенностью   словесной   оценки   являются   ее   содержательность,   анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное   суждение   сопровождает   любую   отметку   в   качестве   заключения   по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. РАЗДЕЛ VII. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Печатные пособия: 1. Канакина, В. П. Русский  язык.  Рабочие  программы.  1–4 классы  [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011. 2. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015. 3. Узорова О.В. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений. Все правила, все контрольные работы, все виды тестов: 4­й класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015.   4. Крылова   О.Н.  Контрольные   работы   по   русскому   языку.   4   класс.   Части   1,   2:   к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс. В 2 ч.» / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. 5.  Тихомирова Е.М.  Тесты по русскому языку. 4 класс. Части 1, 2: к учебнику В.П. Канакиной,   В.Г.   Горецкого   «Русский   язык.   4   класс.   В   2   ч.»   /   Е.М.   Тихомирова.   ­   М.: Издательство «Экзамен», 2015. 18 6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. Информационно­коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 4 класс» (CD). Наглядные пособия: ­ Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.  ­ Наборы предметных (сюжетных) картинок. ­ Словари   по   русскому   языку:   орфографический,   толковый,   орфоэпический, фразеологизмов. Материально­технические средства: ­ Классная доска  ­ Компьютерная техника. ­ Интерактивная доска. ­ Видеопроектор. 19

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017