Рабочая программа по технологии : изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность,
самостоятельность, самоуважение и самооценка),
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
3а класс ТЕХНОЛОГИЯ.doc
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования,
требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего
образования,
«Технология»
(Образовательная система «Школа России») и ориентирована на работу по учебно –
методическому комплексу:
на основе авторской программы Лутцевой Е.А.
1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2. Лутцева Е.А., Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС
НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа
России».
В начальной школе закладываются основы технологического образования,
позволяющие, вопервых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной
художественнотворческой и техникотехнологической деятельности, основанной на
образцах духовнокультурного содержания и современных достижениях науки и техники;
вовторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической
творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной
среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и
использования современных информационных технологий.
Уникальная предметнопрактическая среда, окружающая ребенка, и его предметно
манипуляторная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не
только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное
развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей
младших школьников, стремления активно изучать историю духовноматериальной
культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а
также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной
деятельности (планирование, ориентировка в здании, преобразование). Оценка продукта,
умение распознавать и ставить задачи.
Цель изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств
(потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность,
самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта
практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования
элементарных конструкторскотехнологических знаний и умений и проектной деятельности,
расширение и обогащение личного жизненнопрактического опыта, представлений о
профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на
основе организации предметнопреобразующей, художественноконструкторской
деятельности;
— развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению
объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско
технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических
задач), прогнозирование (предвосхищении будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметнопреобразовательных действий;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их
социальным значением, историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации.
Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех
этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии
реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование
единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности,
комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное
восприятие, младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного
мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника,
источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических
объектах.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (третий год обучения в
общеобразовательной школе).
. ΙΙ Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание.
Учащийся будет знать о:
характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства;
профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами
(светильниками, звонками, теле и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической
деятельности.
Учащийся будет знать:
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических
материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных
инструментов;
линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, её варианты, назначение;
2 несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
композиции декоративноприкладного характера на плоскости и в объёме;
традициях канонов декоративноприкладного искусства в изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на
чертёж (эскиз);
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы
изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том
числе из Интернета);
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
основные правила безопасной работы на компьютере.
Учащийся будет иметь общее представление о:
назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого
задания);
выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать,
читать);
работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами
на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение
предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера.
ΙΙΙ Содержание учебного предмета
.
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
3 Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и др. разных народов России
и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление
ролей (руководитель и
подчинённый).
сотрудничества,
выполнение
социальных
Элементарная творческая и проектная
деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь
ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание
помощи младшим, сверстникам и взрослым.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при
выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в
жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и
безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений.
основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону,
лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка
материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание),
сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия
или
вышивка, аппликация и др.). Умение читать
инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
(окрашивание,
выполнение
Называние
деталей
его
и
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений,
чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий
по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
4 3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды
конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные
требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления
назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско
технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и др.).
4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (CD/DVD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера. Освоение программ Word, Power Point.
В приведённом ниже тематическом планировании представлена последовательность
изучения тем курса и примерное количество часов на каждую тему. Окончательное
распределение часов зависит от конкретного планирования учителя (школы).
Тематическое содержание
Информационная мастерская (3 ч)
Вспомним и обсудим. Знакомство с компьютером. Что такое компьютер, где и как он
служит человеку. Компьютер твой помощник. Что такое СД –диск и как им пользоваться.
Правила работы на компьютере.
Мастерская скульптора (4 ч)
Как работает скульптор? Скульпторы разных стран и народов. Статуэтки. Рельеф и его
виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Конструируем из фольги.
Мастерская рукодельниц (8 ч)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговицы. Наши
проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». История швейной машины. Секреты
швейной машины. Футляры. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (13 ч)
Строительство и крашение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные
упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных
развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная
армия. Художник декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из
креповой бумаги.
Мастерская кукольника (6 ч)
Что такое игрушка? Театральные куклы. Марионетки. Игрушка из носка. Кукла
неваляшка. Дизайнанализ изделия. Технологические операции и способы их выполнения.
Оценка выполненной работы. Правила работы канцелярским ножом.
5 Правила работы за компьютером. Как работать над проектом
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практикоориентированную
направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития
личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы
специальных технологических и универсальных учебных действий. Отличительные
особенности отбора и построение содержания учебного материала:
1. В 3 классе основная форма практической работы — простейшие
технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже
усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого
мышления.
2. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные
упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для
последующего выполнения изделий и проектов.
3. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь
средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный
характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной
последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое
изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одногодвух новых
знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа
изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного
изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.
Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что
позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного кружка
(факультатива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить
изученное,
продолжения
понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положительный и
качественный результат своей работы.
самосовершенствоваться,
удовольствие
получать
от
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой
деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только
технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и
применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода
источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и
накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к
рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь
идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему,
наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный
результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного
результата.
Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение,
открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в
новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта
своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для
этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному
опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной
информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний
и умений.
Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и
умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные
изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
6 Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение
пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных
технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют
изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать
оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного
выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов
решения конструкторскотехнологической или декоративнохудожественной проблемы,
выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие духовнонравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны
и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов
культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно
прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом
индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ,
особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса, дети постепенно
включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности,
умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в
активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла
изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе
конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных
приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.
Особенности организации учебного процесса: классноурочная деятельность. При
работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные,
групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более
эффективна для его учеников.
Используемые методы обучения:
практические методы: опыты, упражнения и др.;
наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
работа с индивидуальными ноутбуками
по источнику знаний:
по типу познавательной деятельности
по дидактическим целям:
упражнения).
Используемые технологии:
технология проблемного обучения;
технология деятельностного подхода;
дифференциация обучения;
объяснительноиллюстративные методы;
репродуктивные;
методы проблемного изложения;
частично поисковые методы;
исследовательские.
методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика,
7
информационнокоммуникативные технологии;
проектная деятельность;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «Портфолио»
Виды учебной деятельности учащихся:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки,
конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели,
условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)',
решение доступных конструкторскотехнологических задач (определение области
поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор
оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой
информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и
технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их
обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка
изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и
сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В
зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или
коллективный характер.
8 9
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.