Рабочая программа по ТЕХНОЛОГИИ 1 КЛАСС ВАРИАНТ 7.2 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих раз-делах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планированиирабочая программа
ТЕХНОЛОГИЯ. 1 КЛАСС. ВАРИАНТ 7.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на
формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков
познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков, обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР).
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Общая цель предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПАООП) заключается в:
создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;
приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико
технологическими умениями и проектной деятельностью;
формировании позитивного эмоциональноценностного отношения к труду и людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной
ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями
определяются общие задачи учебного предмета:
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
усвоение правил техники безопасности;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и
трудового взаимодействия;
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки в жизни;
формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия
«профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение
представлений о профессиях строитель, дизайнер;
знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой,
клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами;
обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола); формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка.
Общая характеристика и коррекционноразвивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для
формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и
позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки
моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации
деятельностного подхода в образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует
операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного
высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.
Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей
адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей
обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому
имеет большое воспитательное значение.
Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практикоориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о
технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какойлибо продукции правил, показывает, как использовать полученные
знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования
системы специальных технологических действий.
Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей
программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства, обучающегося за пределы образовательной организации
(экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации,
коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия,
формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению
запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовнонравственного развития, поскольку формирование
нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются
представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет
пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия
и др.
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью
учебных затруднений (изза дефицита познавательных способностей), и мотивационноповеденческими особенностями, и степенью проявления
дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя
требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого.На уроках, для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;
выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;
трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют
предварительного обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как
внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки,
недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительнодвигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует
действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения.
Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же, как и несовершенства мыслительных операций, может
различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется:
при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей
помощи;
затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие
наглядного пошагового плана действий;
объем заданий, и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС)
и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).
Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционноразвивающей работы
Общая система коррекционноразвивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в
зависимости от материальнотехнической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения
результатов на психологомедикопедагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях).
Объектами коррекционноразвивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально
волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники
сопровождения рефлексируют коррекционноразвивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных
результатов в соответствии с ним.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:
расширение представлений о трудовой деятельности людей;
развитие возможностей знаковосимволического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические
карты);
совершенствование пространственных представлений;
улучшение ручной моторики;
развитие действий контроля;
совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану); вербализация плана деятельности;
умение работать в парах и группах сменного состава;
совершенствование диалогических умений;
формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной
действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования
речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию
рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Технология» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию
первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким
образом, в 1 классе календарнотематическое планирование рассчитано на 33 часа.
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Технология» может корректироваться в рамках предметной области «Технология» с
учётом психофизических особенностей обучающихся.
Методические указания к организации обучения по разделам
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом
труда человека происходит посредством бесед, анализа окружающих предметов, выделения их составных частей и обсуждения их назначения. Познание
разнообразия предметов рукотворного мира. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015
г.)..на первом этапе проходит на предметах, окружающих ребенка в быту: посуда, мебель, игрушки, одежда, предметы быта и декоративноприкладного
искусства.
На уроках, исходя из темы, необходимо уделять время для ознакомления с профессиями людей связанными с изготовлением предметов обихода и
быта. Обязательны краткие беседы с обучающимися о сфере деятельности родителей и их профессиях, обсуждение, в чем заключается их труд.
Подобные беседы обязательно должны быть подготовлены заранее, т.е. родители и дети сориентированы в вопросах, которые будут заданы. Следует
поощрять визуальные презентации профессиональной занятости родителей.
Рассматриваются особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа.
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов формируется через рациональные способы конструирования изделия и
расходования материалов, демонстрируемых детям педагогом (с соответствующими словесными комментариями).
На занятиях педагогу необходимо показывать и формировать первоначальные способы анализа задания, слушать и слышать инструкцию. Учитывая
особенности восприятия обучающихся с ЗПР, инструкции следует делать краткими, четкими, понятными. В инструкциях недопустимы сложные обороты
и многоступенчатость.
В формулировках инструкций глагол лучше ставить на последнее место, так как школьники с ЗПР, как и дети с умственной отсталостью, часто его
воспринимают как разрешение к действию. Если поставить глагол в начало инструкции, то последующие слова дети могут уже не слушать и выполнять
инструкцию так как поняли сами, что может привести к искажению планируемого результата.Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы формируются в ходе выполнения практических заданий. (Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени). Навыки контроля и корректировки хода работы
формируются очень постепенно путем обучения сравниванию результата продукта собственной деятельности с эталонным образцом и последующей
корректировке обнаруженных недочетов.
В начале учебного года, пока первоначальные умения только формируются, в занятия не рекомендуется включать работу в парах и группах
сменного состава. Подобная организация урока возможна не ранее, чем во втором полугодии. Однако в последующем групповая работа совершенно
необходима. Так осуществляется формирование культуры межличностных отношений в совместной деятельности, происходит обучение правильной
коммуникации и правилам безопасной работы.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) сводится к подбору цвета узора,
украшающего изделие.
Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты начинают создаваться также не ранее, чем во второй половине года. Но в начале,
на этапе формирования первоначальных навыков проектной деятельности, конечно же ведущую роль в организации, контроле действий осуществляет
учитель.
Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды) происходит на каждом занятии. Учитель обращает внимание детей на эти характеристики предметов, дает возможность
самостоятельного сравнения по заданным признакам. Необходимо следить, чтобы обучающиеся, описывая предметы, обращали внимание на
перечисленные свойства, а обозначающие их слова появлялись в активном словаре.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. В первом классе происходит знакомство с инструментами и
приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека). Дети обучаются приемам их
рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на
поверхность кистью).
Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, сминание,
складывание, скатывание), лишь затем включаются задания, предполагающие использование инструментов. Изобразительно–иллюстративный материал
может быть представлен в виде фотографий, рисунков, графических предметнооперационных планов, которые должны характеризоваться четкостью,
легкостью понимания, быть эстетичными и привлекающими внимание обучающихся, мотивировать на выполнение задания.
Благодаря этому формируются и автоматизируются такие операции как сравнение (образца с изделием, с выделением критериев сравнения), анализ
(определение составных частей и деталей, выделение существенных признаков предмета: форма, цвет, размер, материал, свойства).
Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань) предпочтительно формировать в игровой деятельности, с опорой на практические
действия, направленные на подтверждение изученных свойств и качеств материала. Последнее производится путем исследования элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов (хрупкость, прочность, промокаемость, изменение формы и т.п.).
Дается понятие и обозначается сфера применения таких материалов как бумага, ткань, пластилин.
Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты
инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей) осуществляется преимущественно репродуктивным путем (по
подражанию, заданному учителем). Вместе с тем допустимо использование поисковых действий (поэкспериментировать как лучше расположить шаблон
на листе). В 1 классе сначала происходит обучение выбору материалов для изготовления изделия по их декоративнохудожественным и конструктивным
свойствам. Когда способы усвоены, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материала по какомулибо параметру (например,
выбор цвета или формы будущего изделия).На уроке путем практического взаимодействия постигается общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Причем
знакомство с каждой составляющей происходит рекомендательно очень подробно на отдельных занятиях. В 1 классе осваиваются наименования и
способы выполнения основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу);
выделение деталей (отрывание, резание ножницами);
формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.);
сборка изделия (клеевое соединение);
отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация).
Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема) происходит на уровне механического запоминания:
узнавание с последующим называнием.
Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо изделий так же носит
ознакомительный характер. Дети должны отличать целое изделие от его деталей. Осваивается клеевой способ сборки целостного изделия.
Конструирование и моделирование изделий осуществляется по образцу, рисунку.
Практика работы на компьютере. Работа с компьютером носит также практикоознакомительный характер. Осуществляется знакомство с
функциями разных частей компьютера. Осваивается включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. В обязательном порядке
изучаются правила работы, соблюдения безопасности, формируется бережное отношение к техническим устройствам. Содержательно обучающиеся
осваивают работу с рисунками (преобразование, удаление).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной
оценке в конце этапа начального образования.
Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента
мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями
(законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психологомедикопедагогическом консилиуме с целью разработки и
корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности
своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание
четверти и т.п.).
В общей системе коррекционноразвивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие
позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.
Личностные результаты на конец обучения:
формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;
формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;
овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;
формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;
способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД позволяют:
определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;
понимать смысл инструкции учителя;
определять план выполнения заданий под руководством учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД позволяют:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять различие;
с помощью учителя различать новое от уже известного;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД позволяют:
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
контролировать свои действия при совместной работе;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению; осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании,
способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой
оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
– осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;
– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:
–использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;
– получать и уточнять информацию от партнера, учителя;
– осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:
– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;
–в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.
Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПАООП как:
формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы
их обработки в зависимости от их свойств;
формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила
безопасной работы и санитарногигиенические требования и т.д.);
формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил
техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета «Технология» представлено видами работ с различными материалами: пластилином, природным материалом, бумагой и
картоном, тканью. В соответствии с ПАООП учебный предмет «Технология» может быть представлен ниже перечисленными разделами.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом
труда человека. Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего места в зависимости от
вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и
проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного
мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки
бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и безопасного использования (резанье,
вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).
Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование
материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей.
Общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия;
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу). Выделение
деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия (клеевое соединение).
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема).
Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании. Целое изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного
изделия. Конструирование и моделирование изделий по образцу, рисунку.
Практика работы на компьютере. Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование
клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
а
к
о
р
у
№
1
а
т
а
Д
Тема (раздел)
Колво часов
Основные
предметные понятия
Рукотворный и
природный мир
города и села
Знакомство
с
учебником и рабочей
тетрадью;
критериями оценки
изделия по разным
основаниям.
слушать, понимать и
выполнять
предлагаемое
задание;
сравнивать
классифицировать
предметы по их
происхождению;
осмысливать
бережное отношение
природе,
к
и
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Природная мастерская
Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу;
учиться готовить рабочее место и выполнять
практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки
учебника.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела.
отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях; отвечать на вопросы
Личностные
результаты
Характеристика деятельности
обучающихся
Ценить и принимать
следующие базовые
ценности:
«добро»,
«терпение», «родина»,
«природа», «семья».
Положительно
относиться к занятиям
предметно
практической
деятельностью.
Сравнивать учебник, рабочую
объяснять значение
тетрадь,
каждого пособия.
Осваивать
критерии выполнения изделия и
навигационную систему учебника
условных знаков)
(систему
Осуществлять
поиск
необходимой
информации
(задавать и отвечать на вопросы о
круге интересов). Анализировать,
отбирать, обобщать полученную
информацию и переводить ее в
знаковосимволическую системуокружающему
материальному
пространству
2
3
На земле, на
воде и в
воздухе.
и
Природа
творчество.
Природные
материалы
с
и
Знакомство
понятиями:
«материалы»
«инструменты».
Организация рабочего
места. Рабочее место.
Подготовка рабочего
Размещение
места.
инструментов
и
материалов. Уборка
рабочего места
природных
Виды
материалов.
Подготовка
природных
материалов к работе,
приемы и способы
работы с ними. Сбор,
сортировка,
сушка
под прессом и
хранение природного
материала.
Выполнение
аппликации
заданному образцу.
Понятия:
по
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель выполнения
заданий на уроке, под руководством учителя.
учиться высказывать свое предположение на
основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные УУД:
группировать предметы, объекты на основе
существенных признаков
определять тему; ориентироваться в учебнике
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого
этикета; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке;
учиться высказывать свое предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на
вопросы,
понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях;
Знать о причины
успеха в предметно
практической
деятельности;
принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе.
С помощью учителя:
слушать, понимать и выполнять
предлагаемое задание;
наблюдать технические объекты
окружающего мира;
назначение
средств;
делать выводы о наблюдаемых
явлениях.
называть функциональное
транспортных
Соблюдать
гигиену
учебного труда и уметь
организовать рабочее
место;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех
правила
простые
поведения,
делать
выбор, какой поступок
совершить.
наблюдать и отбирать
С помощью учителя:
природные материалы;
называть известные природные
материалы;
предметов окружающего мира
делать выводы о наблюдаемых
явлениях.
свой выбор
объяснять«аппликация»,
«пресс», «природные
материалы»,
слушать и понимать речь других.
45
Листья, семена,
веточки
и
фантазии.
Использование
растений человеком.
Знакомство с частями
растений. Знакомство
профессиями,
с
связанными
с
земледелием.
Получение и сушка
семян.
Понятие:
«земледелие»,
Фантазии из
шишек,
желудей
каштанов.
и
Композиция из
листьев.
Выполнение изделия
природного
из
материала
с
использованием
техники соединения
пластилином.
Составление
тематической
композиции.
Понятие:
«композиция».
Орнамент из
листьев.
Выполнение изделия
природного
из
материала
с
использованием
техники соединения
6
7
8
УУД:
определять
во внеурочной деятельности,
Регулятивные
и
формулировать цель выполнения заданий на
уроке,
в
жизненных ситуациях под руководством
учителя; понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу.
Познавательные УУД ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела;
отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные участвовать в диалоге на
уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на
вопросы
Регулятивные УУД:
определять план
выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности,
жизненных ситуациях под
руководством учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке.
Познавательные УУД: сравнивать предметы,
объекты: находить общее и различие;
группировать предметы, объекты на основе
существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или
прослушанное.
Коммуникативные
соблюдать простейшие нормы речевого
этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свою
версию на основе работы с иллюстрацией
учебника; с помощью учителя объяснять выбор
наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов.
Ценить и принимать
следующие базовые
ценности:
«добро»,
«терпение», «родина»,
«природа», «семья»;
проявлять уважение к
своей семье, к своим
родственникам, любовь
к родителям.
С помощью учителя:
слушать, понимать и выполнять
предлагаемое задание;
наблюдать семена различных
растений;
называть известные растения и
их семена;
узнавать семена в композициях
из семян;
осмысливать необходимость
бережного отношения к природе,
окружающему материальному
пространству.
Оценивать жизненные
ситуации (поступки,
явления, события) с
точки
зрения
собственных
ощущений
события),
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить как хорошие
или плохие.
(явления,
в
Называть и объяснять
и
свои чувства
ощущения
от
созерцаемых
произведений
наблюдать и называть
С помощью учителя:
организовывать рабочее место
для работы с природными
материалами;
особенности композиций;
анализировать образцы
изделий, понимать поставленную
цель, отделять известное от
неизвестного;
открывать новые знания и
практические умения через
пробные упражнения;
изготавливать изделие с опорой
на рисунки и подписи
Организовывать рабочее место
для работы с природными
материалами;
материалы для орнамента;
необходимые
отбирать9
Природные
материалы.
10
Материалы для
лепки.
пластилином.
Составление
тематической
композиции.
Понятие:
«композиция»,
«орнамент».
Использование
растений человеком.
Знакомство с частями
растений. Знакомство
профессиями,
с
связанными
с
земледелием.
Получение и сушка
семян.
Понятие:
«земледелие»,
Познавательные УУД: определять тему;
ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Коммуникативные
принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами; понимать важность коллективной
работы.
Регулятивные УУД:
использовать в своей
деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.
учиться готовить рабочее место и выполнять
практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки
учебника;
Познавательные УУД: делать предварительный
отбор
информации:
ориентироваться в учебе; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Коммуникативные
действия при совместной работе;
допускать существование различных точек
зрения.
контролировать свои
источников
искусства, объяснять
свое отношение к
поступкам с позиции
общечеловеческих
нравственных
ценностей.
Положительно
относиться к занятиям
предметно
практической
деятельностью;
знать причины успеха
в
предметно
практической
деятельности.
со
Знакомство
свойствами
пластилина.
Инструменты,
при
используемые
работе
с
пластилином. Приемы
работы
с
пластилином.
Выполнение
аппликации
пластилина.
из
Пластилиновая мастерская
Регулятивные УУД:
выполнять контроль
точности разметки деталей с помощью
шаблона;
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
перерабатывать
Познавательные
полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
понимать знаки, символы, модели, схемы,
приведенные в учебнике и учебных пособиях.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек
УУД:
Знать причины успеха
в
предметно
практической
деятельности;
ориентироваться на
оценку результатов
собственной
деятельностью.
объяснять
свой выбор
природного материала;
осваивать умение обсуждать и
оценивать свои знания, искать
ответы в учебнике.
веточек,
Сравнивать свойства различных
природных материалов листьев,
шишек,
кленовых
крылаток, желудей, каштанов.
Соотносить форму и цвет
природных материалов
с
реальными объектами, отбирать
необходимые материалы для
выполнения изделия. Осваивать
приемы соединения природных
материалов
помощи
пластилина.
Составлять
композицию их природных
материалов.
Осмысливать
значение бережного отношения к
выполнять
природе
практическую работу
по
получению и сушке семян.
при
свойства
Исследовать
пластичных
материалов.
Осваивать способы и правила
работы
пластичными
с
Анализировать
материалами.
планировать
изделие,
последовательность
его
выполнения под руководством
учителя.
Корректировать
выполнение изделия. Оценивать
выполняемое изделие на основе
«Вопросов юного технолога».
Планировать и осуществлять11
В мастерского
кондитера.
Отработка приемов
работы
с
пластилином,
навыков
использования
инструментов.
12
В море. Какие
цвета и формы
у
морских
обитателей?
Отработка приемов
работы
с
пластилином,
навыков
использования
инструментов.
зрения;
договариваться с партнерами и приходить к
общему решению.
УУД:
определять
во внеурочной деятельности,
Регулятивные
и
формулировать цель выполнения заданий на
уроке,
в
жизненных ситуациях под руководством
учителя;
оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
понимать заданный
вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков;
устанавливать причинно следственные связи
в изучаемом круге явлений;
обобщать выделять класс объектов по
заданному признаку.
Коммуникативные участвовать в диалоге на
уроке и в жизненных ситуациях;
договариваться с партнерами и приходить к
общему решению.
Регулятивные УУД:
понимать смысл
инструкции учителя и принимать учебную
задачу;
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД: устанавливать причинно
следственные связи в изучаемом круге
явлений; обобщать выделять класс объектов
по заданному признаку.
Коммуникативные отвечать
на вопросы
учителя, товарищей по классу; допускать
существование различных точек зрения.
Проявлять интерес к
отдельным
видам
предметно
практической
деятельности;
принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе.
Самостоятельно
и
определять
объяснять
свои
чувства и ощущения,
возникающие
в
результате созерцания,
рассуждения,
обсуждения,
самые
простые общие для
всех людей правила
поведения
(основы
общечеловеческих
нравственных
ценностей).
13
Наши проекты. Осмысление этапов Регулятивные УУД:
определять план Испытывать этические
на
работу,
основе
представленных в учебнике
слайдов и текстовых планов,
сопоставлять эти виды планов.
Осваивать приемы работы с
пластилином.
Подбирать
материал для выполнения
изделия. анализировать образцы
изделий, понимать поставленную
цель, отделять известное от
неизвестного;
отбирать
пластилин по цвету, придавать
деталям нужную форму;
изготавливать изделия с опорой
на рисунки и подписи к ним;
оценивать результат своей
деятельности.
Слушать собеседника, излагать
свое мнение, анализировать свою
деятельность.
Анализировать
план работы над изделием,
сопоставлять с ними свои
действия
дополнять
недостающие этапы выполнения
изделия.
Анализировать образцы изделий,
понимать поставленную цель,
отделять
от
неизвестного;
отбирать пластилин по цвету,
придавать деталям нужную
форму;
изготавливать изделия с опорой
на рисунки и подписи к ним.
известное
иАквариум.
(на
проектной
деятельности
практическом
уровне.).
Приобретение
первичных навыков
работы над проектом
под руководством
учителя.
Отработка
приемов работы с
пластилином,
навыков
использования
инструментов.
Понятие: «проект».
14
Мастерская
Деда Мороза и
Снегурочки.
Украшение на елку.
Подбор необходимых
инструментов
и
материалов.
Выполнение разметки
деталей по шаблону.
Соединение деталей
изделия при помощи
клея.
Выполнение
елочной игрушки.
15
Наши проекты.
Скоро Новый
год!
Проект «Украшаем
класс к новому году».
Освоение проектной
деятельности: работа
в
парах,
распределение ролей,
представление
выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности,
жизненных ситуациях под
руководством учителя; использовать в своей
деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.
Познавательные УУД:
ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела; отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике;
сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Коммуникативные
соблюдать простейшие
нормы речевого этикета; контролировать свои
действия при совместной работе.
Бумажная мастерская
задания материалов
Регулятивные УУД:
с помощью учителя
объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения
и
инструментов;
выполнять контроль точности разметки
деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела;
обобщать выделять класс объектов по
заданному признаку.
Коммуникативные
принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами; понимать важность коллективной
работы.
Регулятивные УУД:
учиться высказывать свое предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
чувства (стыда, вины,
совести) на основании
анализа
простых
ситуаций;
моральные
поведения.
знать основные
нормы
Соблюдать
гигиену
учебного труда и уметь
организовать рабочее
место;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех
простые
правила
поведения,
делать выбор, какой
поступок совершить.
Осваивать умение переносить
известные знания и умения
(свойства пластилина) на схожие
виды работ;
осваивать умение работать в
группе – изготавливать детали
композиции и объединять их в
единую композицию;
придумывать и предлагать свои
варианты деталей рыбок,
водорослей по форме, цвету;
осваивать умение помогать друг
другу в совместной
работы
Организовывать рабочее место
для работы с бумагой;
запоминать правила техники
безопасности
с
ножницами;
открывать новое знание и
практическое умение через
пробные упражнения (точечное
склеивание концов полосок и
самих полосок);
осмысливать своё эмоциональное
состояние от работы, сделанной
для себя и других.
Ценить и принимать
следующие базовые
ценности:
«добро»,
«терпение», «родина»,
«природа», «семья».
оценивать жизненные
ситуации (поступки,
Использовать умения работать
над проектом под руководством
составлять план,
учителя:
используя
«Вопросы юного
технолога»; распределять роли,
проводить самооценку. Слушать
собеседника,
излагать своеи
классу,
работы
оценка
готового
изделия. Украшение
на елку.
Подбор
необходимых
инструментов
материалов.
Выполнение разметки
деталей по шаблону.
Соединение деталей
изделия при помощи
клея.
Выполнение
елочной игрушки из
полосок
цветной
бумаги.
16
Бумага
картон.
Секреты
бумаги
картона
и
и
Знакомство с видами
и свойствами бумаги.
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство
с
правилами разметки
при помощи шаблона
и
сгибанием,
соединение деталей
при помощи клея.
Составление
симметричного
орнамента
геометрических
фигур. Знакомство с
использованием
бумаги и правилами
экономного
расходования ее.
Понятия: «шаблон».
из
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике;
группировать предметы, объекты на основе
существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или
прослушанное.
Коммуникативные
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях;
слушать и понимать речь других;
принимать участие в коллективных работах,
работах парами и группами.
(явления,
в
явления, события) с
точки
зрения
собственных
ощущений
события),
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить, как хорошие
или плохие.
Называть и объяснять
свои чувства
и
ощущения
от
созерцаемых
произведений
искусства, объяснять
свое отношение к
поступкам с позиции
общечеловеческих
нравственных
ценностей.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель
выполнения заданий на уроке, во внеурочной
деятельности, в жизненных ситуациях под
руководством учителя;
учиться высказывать свое предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Познавательные УУД:
сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
устанавливать причинно следственные связи
в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные
слушать и понимать речь других;
контролировать свои действия при
совместной работе;
допускать существование различных точек
зрения.
осуществлять
практическую
анализировать
мнение,
совместную
деятельность,
свою деятельность.
необходимые
Выбирать
материалы и
инструменты,
приемы работы.
Осваивать
способы работы с бумагой:
выполнять разметку деталей по
шаблону и раскрой бумаги без
ножниц в технике обрывания по
контуру.
Создавать на основе заданной
технологии и приведенных
образцов собственного изделия.
Оформлять класс. Участвовать в
творческой деятельности по
украшению класса.
Исследовать,
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет,
прочность);
определять виды
бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приемы работы с
бумагой, правила работы
с ножницами, разметки деталей
по шаблону и сгибанием, правила
соединения деталей изделия при
помощи клея. Планировать и
осуществлять работу, на основе
представленных в учебнике
слайдов и текстовых планов,
сопоставлять эти виды планов.
Выполнять
симметричную
аппликацию из геометрических
фигур по заданному образцу.17
Оригами.
«симметрия»,
«правила безопасной
работы».
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Понятие «оригами»
18
Обитатели
пруда.
со
и
Знакомство
способами
приемами
выполнения изделий в
технике
оригами.
Осуществление
работы над проектом.
Понятие: «оригами».
Правила безопасной
работы с ножницами.
Понятие «оригами»
19
Животные
зоопарка.
Приемы и способы
работы с бумагой
(придание
деталям
формы
путём
УУД:
определять
задания материалов
Регулятивные УУД:
с помощью учителя
объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения
и
инструментов; учиться готовить рабочее место
и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на
образцы, рисунки учебника.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; понимать
знаки, символы, модели, схемы, приведенные в
учебнике и учебных пособиях.
Коммуникативные УУД: контролировать свои
действия при совместной работе; допускать
существование различных точек зрения.
Регулятивные
и
формулировать цель выполнения заданий на
уроке,
в
жизненных ситуациях под руководством
учителя; понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу.
Познавательные УУД: сравнивать предметы,
объекты: находить общее и различие; делать
предварительный
источников
информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные
соблюдать
простейшие нормы речевого этикета:
здороваться,
благодарить;
договариваться с партнерами и приходить к
общему решению.
Регулятивные
и
формулировать цель выполнения заданий на
уроке,
в
жизненных ситуациях под руководством
во внеурочной деятельности,
во внеурочной деятельности,
определять
прощаться,
УУД:
УУД:
отбор
Знать причины успеха
в
предметно
практической
деятельности;
ориентироваться на
оценку результатов
собственной
деятельностью.
Открывать новое знание и
практическое умение через
пробные упражнения (придание
формы
путём
деталям
складывания и сгибания);
оценивать результат своей
деятельности (качество изделия:
складывания,
точность
аккуратность,
общая
эстетичность).
Соблюдать
гигиену
учебного труда и уметь
организовать рабочее
место;
в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех
простые
правила
поведения,
делать выбор, какой
поступок совершить.
деталям
Открывать новое знание и
практическое умение через
пробные упражнения (придание
формы
путём
складывания и сгибания, резание
бумаги ножницами, вытягивание
и накручивание бумажных
деталей);
осмысливать необходимость
бережного
к
окружающему природному и
материальному пространству.
отношения
Оценивать жизненные
ситуации (поступки,
явления, события) с
зрения
точки
Открывать новое знание и
практическое умение через
пробные упражнения (приданиеи
складывания
сгибания,
резание
бумаги ножницами,
вытягивание
и
накручивание
бумажных деталей,
наклеивание мелких
деталей на всю
поверхность);
Правила безопасной
работы с ножницами.
учителя; учиться совместно с учителем и
другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД: добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке; обобщать выделять
класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать
речь других;
принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами;
понимать важность коллективной работы.
20
Наша армия
родная.
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
21
Ножницы. Что
ты о них
знаешь?
Конструктивные
особенности ножниц;
правила безопасного
пользования
ножницами и их
хранения,
приём
резания ножницами.
Знакомство
со
способом создания
мозаики. Знакомство
своих действий,
рисунки учебника;
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее
место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на
образцы,
оценивать
совместно с учителем или одноклассниками
результат
вносить
соответствующие коррективы.
Познавательные УУД: добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке; понимать знаки,
символы, модели, схемы, приведенные в
учебнике и учебных пособиях.
Коммуникативные УУД: контролировать свои
действия при совместной работе; допускать
существование различных точек зрения.
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее
место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на
образцы, рисунки учебника;
оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный
(явления,
в
собственных
ощущений
события),
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить, как хорошие
или
плохие;
положительно
относиться к занятиям
предметно
практической
деятельностью.
Знать причины успеха
в
предметно
практической
деятельности;
принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе.
деталям
формы
путём
складывания и сгибания, резание
бумаги ножницами, вытягивание
и накручивание бумажных
деталей, наклеивание мелких
деталей на всю поверхность);
изготавливать изделие с опорой
на рисунки и план;
осуществлять контроль по
шаблону.
Осваивать умение использовать
ранее приобретённые знания и
умения в практической работе
(сгибание и складывание);
анализировать образцы изделий,
понимать поставленную цель,
отделять
от
неизвестного;
материалы для композиций;
осознавать необходимость
уважительного отношения к
военным, ветеранам войн.
необходимые
известное
отбирать
Называть и объяснять
и
свои чувства
ощущения
от
созерцаемых
произведений
искусства, объяснять
свое отношение к
поступкам с позиции
общечеловеческих
нравственных
Соотносить профессии людей и
инструменты, с которыми они
работают;
исследовать конструктивные
особенности ножниц;
открывать новые знания и
умения – правила безопасного
пользования ножницами и их
хранения,
приём резания
ножницами;22
8
Как
Весенний
праздник
марта.
сделать
подарок
портрет?
23
Шаблон.
Для
чего он нужен?
способами
со
экономного
расходования бумаги
материалов.
Выполнение
аппликации.
Выполнение деталей
для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика».
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство с видами
и свойствами бумаги.
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство
с
правилами разметки
при помощи шаблона
и
сгибанием,
соединение деталей
при помощи клея.
Понятие «шаблон»
опыт и информацию, полученную на уроке;
анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
Коммуникативные УУД: принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами; понимать важность коллективной
работы.
ценностей;
ориентироваться на
оценку результатов
собственной
деятельностью.
искать информацию в
приложении учебника (памятки).
учителя.
Регулятивные УУД:
определять план
выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности,
жизненных ситуациях под
руководством
проговаривать
последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела.
перерабатывать полученную информацию:
делать выводы.
соблюдать простейшие
Коммуникативные
нормы речевого этикета:
здороваться,
прощаться, благодарить; понимать важность
коллективной работы.
задания материалов
Регулятивные УУД:
с помощью учителя
объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения
и
инструментов;
использовать в своей деятельности
простейшие приборы: линейку, треугольник и
т.д.
выполнять контроль точности разметки
деталей с помощью шаблона.
Познавательные УУД: ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела.
добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный
Принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
самостоятельно
и
определять
объяснять
свои
чувства и ощущения,
возникающие
в
результате созерцания,
рассуждения,
обсуждения,
самые
простые общие для
всех людей правила
поведения
Положительно
относиться к занятиям
предметно
практической
деятельностью;
проявлять интерес к
отдельным
видам
предметно
практической
деятельности.
необходимые
Исследовать
и сравнивать
приёмы резания ножницами по
разным линиям;
отбирать
материалы для композиций;
оценивать результат своей
деятельности (качество изделия:
точность
складывания,
аккуратность наклеивания, общая
эстетичность).
Организовывать рабочее место
для работы с бумагой и
картоном;
исследовать материалы и
отбирать те, из которых могут
быть изготовлены шаблоны;
сравнивать приёмы разметки
деталей по шаблонам разных
форм;
открывать новые знания и
умения – приёмы разметки
деталей по шаблонам.24
Бабочки.
Как
изготовить их
из
листа
бумаги?
25
Орнамент
полосе.
в
деталей
с
Конструктивные
особенности схожих
изделий и технологии
их изготовления;
приёмы
разметки
деталей по шаблонам,
складыванием;
формы
бабочек
геометрическими
формами;
приёмы
формообразования
складыванием
бумажной заготовки
гармошкой).
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство
с
правилами разметки
при помощи шаблона
и
сгибанием,
соединение деталей
при помощи клея.
Составление
симметричного
орнамента
геометрических
фигур.
из
заданий,
опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные участвовать в диалоге на
уроке и в жизненных ситуациях; принимать
участие в коллективных работах, работах
парами и группами; понимать важность
коллективной работы.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель
выполнения
во внеурочной
деятельности, в жизненных ситуациях под
руководством учителя;
понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу.
Познавательные УУД: понимать заданный
вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме; устанавливать причинно
следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к общему
решению; участвовать в диалоге
Проявлять уважение к
своей семье, к своим
родственникам, любовь
к родителям.
ориентироваться на
оценку результатов
собственной
деятельностью;
проявлять интерес к
отдельным
видам
предметно
практической
деятельности.
по
Сравнивать
конструктивные
особенности схожих изделий и
технологии их изготовления;
сравнивать приёмы разметки
деталей
шаблонам,
складыванием; формы деталей
бабочек с геометрическими
формами;
открывать новые знания и
умения
пробные
упражнения
(приёмы
формообразования складыванием
бумажной заготовки гармошкой).
через
Наблюдать и сравнивать образцы
орнаментов,
выполненных в
разных техниках, из разных
материалов;
осваивать умение работать по
готовому плану;
изготавливать изделие с опорой
на рисунки и план.
Испытывать этические
чувства (стыда, вины,
совести) на основании
анализа
простых
ситуаций;
моральные
поведения;
соблюдать гигиену
учебного труда и уметь
организовать рабочее
место.
знать основные
нормы
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее
место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на
образцы, рисунки учебника;
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке. оценивать
совместно с учителем или одноклассниками
результат
вносить
соответствующие коррективы.
Познавательные УУД: сравнивать предметы,
объекты:
находить общее и различие.
группировать предметы, объекты на основе
существенных
подробно
пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные УУД: принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами; понимать важность коллективной
своих действий,
признаков,26
Образы весны.
Какие краски у
весны?
27
Настроение
весны.
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство
с
правилами разметки
при помощи шаблона
и
сгибанием,
соединение деталей
при помощи клея.
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство
с
правилами разметки
при помощи шаблона
и
сгибанием,
работы; контролировать свои действия при
совместной работе.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель
выполнения заданий на уроке, во внеурочной
деятельности, в жизненных ситуациях под
руководством учителя.
понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу;
определять план выполнения заданий на
уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя.
Познавательные УУД:
ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела; отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике;
сравнивать предметы, объекты: находить общее
и различие. группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков, подробно
пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге
на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на
вопросы;
соблюдать простейшие нормы
речевого этикета; слушать и понимать речь
других.
УУД:
Регулятивные
проговаривать
последовательность действий на уроке; учиться
высказывать свое предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее
подходящих для выполнения
задания
материалов и инструментов; использовать в
своей деятельности простейшие приборы:
(явления,
в
Оценивать жизненные
ситуации (поступки,
явления, события) с
точки
зрения
собственных
ощущений
события),
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить, как хорошие
или плохие;
называть и объяснять
и
свои чувства
ощущения
от
созерцаемых
произведений
искусства, объяснять
свое отношение к
поступкам с позиции
общечеловеческих
нравственных
ценностей.
знать
основные моральные
нормы поведения;
соблюдать гигиену
учебного труда и уметь
организовать рабочее
место.
Ориентироваться на
оценку результатов
собственной
деятельностью;
проявлять интерес к
отдельным
видам
предметно
практической
Осваивать умение использовать
ранее приобретённые знания и
умения в практической работе
(разметка по шаблону, резание
ножницами,
наклеивание
бумажных деталей);
осознавать необходимость
уважительного и бережного
отношения к природе и культуре
своего народа;
осваивать умение обсуждать и
оценивать свои знания, искать
ответы в учебнике.
Организовывать рабочее место
для работы с бумагой и
картоном;
анализировать образцы изделий,
понимать поставленную цель,
отделять
от
неизвестного;
осваивать умение работать по
известноесоединение деталей
при помощи клея.
28
Праздники и
традиции
весны.
Приемы и способы
работы с бумагой.
Правила безопасной
работы с ножницами.
Знакомство
с
правилами разметки
при помощи шаблона
и
сгибанием,
соединение деталей
при помощи клея.
линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД: определять тему;
ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре);
добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
Коммуникативные УУД: принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами; понимать важность коллективной
работы; контролировать свои действия при
совместной работе; допускать существование
различных точек зрения;
Регулятивные УУД:
выполнять контроль точности
разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
понимать знаки,
символы, модели, схемы, приведенные в
учебнике и учебных пособиях; понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме; анализировать объекты
труда с выделением их существенных
признаков;
устанавливать причинно следственные связи
в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные участвовать в диалоге на
уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на
готовому плану.
деятельности;
принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
самостоятельно
и
определять
объяснять
свои
чувства и ощущения,
возникающие
в
результате созерцания,
рассуждения,
обсуждения,
самые
простые общие для
всех людей правила
поведения
Осваивать умение использовать
ранее приобретённые знания и
умения в практической работе
(разметка по шаблону, резание
ножницами,
наклеивание
бумажных деталей);
материалы для композиций;
осознавать необходимость
уважительного и бережного
отношения к природе и культуре
своего народа;
необходимые
отбирать
(явления,
в
Оценивать жизненные
ситуации (поступки,
явления, события) с
точки
зрения
собственных
ощущений
события),
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить, как хорошие
или плохие; называть и
объяснять
свои
чувства и ощущения от
созерцаемых
произведений
искусства, объяснять
свое отношение к
поступкам с позициивопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого
этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других; принимать
участие в коллективных работах, работах
парами и группами.
«Текстильная мастерская»
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель
выполнения
заданий на уроке под
руководством учителя;
понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу;
определять план выполнения заданий на уроке
под руководством учителя;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела.
отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике.
сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Коммуникативные
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях;
слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
учиться готовить рабочее место и выполнять
практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки
общечеловеческих
нравственных
ценностей;
положительно
относиться к занятиям
предметно
практической
деятельностью.
Называть и объяснять
и
свои чувства
ощущения
от
созерцаемых
произведений
искусства, объяснять
свое отношение к
поступкам с позиции
общечеловеческих
нравственных
ценностей;
положительно
относиться к занятиям
предметно
практической
деятельностью; знать о
причины успеха в
предметно
практической
деятельности.
предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех
правила
простые
поведения,
делать
выбор, какой поступок
совершить.
Самостоятельно
и
определять
объяснять
свои
чувства и ощущения,
в
Исследовать текстильные и
волокнистые материалы. Под
руководством
учителя
определять виды тканей и нитей,
их состав, свойства, назначение и
применение в быту и на
производстве.
Осуществлять подбор тканей и
зависимости от
ниток в
выполняемых
изделий.
Определять инструменты и
приспособления необходимые
для работы. Осваивать умение
наматывать нитки, связывать их и
разрезать.
Планировать и осуществлять
работу,
основе
представленных в учебнике
слайдов и текстовых планов,
сопоставлять эти виды планов.
Осмысливать
способы
изготовления одежды и ее
назначение.
на
Осваивать правила безопасной
работы с иглой и шилом при
выполнении изделий.
Организовывать рабочее место.
29
Мир тканей.
30
Игла
труженица.
Знакомство с видами
ее
одежды,
назначением
и
их
материалы
которых
ее
изготавливают.
Способы создания
одежды. Виды ткани
и нитей, их состав,
свойства, назначение
и применение в быту
и на производстве.
Создание
разных
видов кукол из ниток
по одной технологии.
Понятия:
«выкройка», «модель
Знакомство
с
правилами работы с
Освоение
иглой.
строчки
прямыхстежков,
строчки
стежков с перевивом
змейкой,
строчки
стежков с перевивом
спиралью.
31
Вышивка. Для
чего
она
нужна?
Знакомство
с
правилами работы с
иглой.
Отмеривание нитки
для шитья, заправка
нитки в иглу, приёмы
выполнения строчки
прямого стежка.
учебника;
выполнять контроль точности разметки
деталей с помощью шаблона;
оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
понимать знаки, символы, модели, схемы,
приведенные в учебнике и учебных пособиях;
анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков;
устанавливать
причинно следственные связи в изучаемом
круге явлений; обобщать выделять класс
объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать
речь других;
принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами;
контролировать свои действия при
совместной работе.
Регулятивные УУД: с помощью учителя
объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения
и
инструментов;
использовать в своей деятельности
простейшие приборы: линейку, треугольник и
т.д.
учиться готовить рабочее место и выполнять
практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки
учебника;
Познавательные УУД: определять тему;
ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке;
перерабатывать полученную информацию:
делать выводы;
задания материалов
возникающие
в
результате созерцания,
рассуждения,
самые
обсуждения,
простые общие для
всех людей правила
поведения;
испытывать
этические чувства на
основании
анализа
простых ситуаций;
моральные
поведения;
соблюдать гигиену
учебного труда и уметь
организовать рабочее
место.
знать основные
нормы
Проявлять интерес к
отдельным
видам
предметно
практической
деятельности;
принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
самостоятельно
и
определять
объяснять
свои
чувства и ощущения,
возникающие
в
результате созерцания,
рассуждения,
самые
обсуждения,
простые общие для
всех людей правила
Осваивать правила экономного
расходования тканей и нитей при
выполнении изделия наблюдать и
сравнивать иглы, булавки и
другие приспособления по
внешнему виду и их назначению;
открывать новое знание и
практическое умение через
пробные
упражнения.
Планировать и осуществлять
работу,
основе
представленных в учебнике
слайдов и текстовых планов,
сопоставлять эти виды планов.
на
Открывать новое знание и
практическое умение через
пробные
упражнения
(отмеривание нитки для шитья,
заправка нитки в иглу, приёмы
выполнения строчки прямого
стежка);
размеченной основе;
осуществлять контроль по
точкам развёртки.
выполнять строчку по32
Прямая
строчка
перевивы.
и
Правила
работы с иглой.
строчки
Освоение
прямых
стежков,
строчки стежков с
перевивом змейкой,
строчки стежков с
перевивом спиралью.
УУД:
определять
Коммуникативные УУД: принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами; контролировать свои действия при
совместной работе.
Регулятивные
и
формулировать цель выполнения заданий на
уроке под руководством учителя; учиться
совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного
раздела;
отвечать на простые вопросы, добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке; понимать заданный
вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме; устанавливать причинно –
следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать
речь других;
принимать участие в
коллективных работах, работах парами и
группами;
договариваться и приходить к общему
решению.
33
и
Проверка
знаний
умений,
полученных в 1
классе.
Подведение итогов за
учебный год.
УУД:
определять
Регулятивные
и
формулировать цель выполнения заданий на
уроке под руководством учителя;
Познавательные УУД: отвечать на простые
вопросы обобщать выделять класс объектов
по заданному признаку.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге
на уроке; отвечать на вопросы учителя,
товарищей по классу; слушать и понимать речь
других; принимать участие в коллективных
работах, работах парами и группами.
поведения
Оценивать жизненные
ситуации с точки
зрения собственных
ощущений,
в
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить как хорошие
или плохие; принимать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к школе;
самостоятельно
и
определять
объяснять
свои
чувства и ощущения,
возникающие
в
результате созерцания,
рассуждения,
обсуждения,
самые
простые общие для
всех людей правила
поведения.
Оценивать жизненные
ситуации с точки
зрения собственных
ощущений,
в
предложенных
ситуациях отмечать
конкретные поступки,
которые
можно
оценить, как хорошие
или плохие;
испытывать
известное
Организовывать рабочее место
для работы с текстилем;
анализировать образцы изделий,
понимать поставленную цель,
отделять
от
неизвестного;
открывать новое знание и
практическое умение через
пробные
упражнения
(отмеривание нитки для шитья,
заправка нитки в иглу, приёмы
выполнения строчки прямого
стежка, получение перевивов);
делать выводы о наблюдаемых
явлениях.
Использовать освоенные знания и
умения
решения
предложенных задач.
дляэтические чувства на
основании
анализа
простых ситуаций