РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии.
Уровень образования, класс - основное общее образование, 5-8 класс
Количество часов - 68
Учитель Хачатурян Анастасия Аванесовна
Программа разработана на основе Примерной программы по технологии ФГОС ООО второй ступени.- Москва.- Просвещение.- 2011. / Тищенко А.Т., Синица Н.В. - Москва.- Вентана-Граф.- 2012.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по технологии для 5-8 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию Программы стандарта второго поколения:
1) Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года; зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрация № 19644).
3) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный № 19993.
4)Примерной программы по технологии ФГОС ООО второй ступени Москва Просвещение 2011г.
5) авторской программы по учебному предмету Технология А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы, 5-8 классы. Москва.- Вентана-Граф.- 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии (мальчики), которые определены стандартом. Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
■ нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рам¬ках необходимого объёма изучаемого материала чёткую диф¬ференциацию по разделам и темам учебного предмета (с рас¬пределением времени по каждому разделу);
■ плановое построение содержания учебного процесса, вклю¬чающее планирование последовательности изучения техно¬логии в основной школе и учитывающее возрастание слож¬ности изучаемого материала в течение учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
■ общеметодическое руководство учебным процессом, вклю¬чающее описание учебно-методического и материально-тех¬нического обеспечения образовательного процесса. Программа учебного предмета «Технология» составлена с учё¬том полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности.Программа разработана на основе Примерной программы по технологии ФГОС ООО второй ступени.- Москва.- Просвещение.- 2011. / Тищенко А.Т., Синица Н.В. - Москва.- Вентана-Граф.- 2012.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по технологии для 5-8 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию Программы стандарта второго поколения:
1) Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года; зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрация № 19644).
3) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный № 19993.
4)Примерной программы по технологии ФГОС ООО второй ступени Москва Просвещение 2011г.
5) авторской программы по учебному предмету Технология А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы, 5-8 классы. Москва.- Вентана-Граф.- 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии (мальчики), которые определены стандартом. Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
Краснодарский край, муниципальное образование город Новороссийск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
школа №15
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
Председатель педсовета
_____________ Н. В. Акимова
от___ августа 2016 года протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии.
Уровень образования, класс основное общее образование, 58 класс
Количество часов 68
Учитель Хачатурян Анастасия Аванесовна
Программа разработана на основе Примерной программы по технологии
ФГОС ООО второй ступени. Москва. Просвещение. 2011. / Тищенко А.Т.,
Синица Н.В. Москва. ВентанаГраф. 2012.Пояснительная записка.
Настоящая программа по технологии для 58 класса создана на основе
нормативных документов, обеспечивающих реализацию Программы стандарта
второго поколения:
1) Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 32661
«Об образовании» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122ФЗ.
2) Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17
декабря 2010 года; зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрация № 19644).
3) постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный №
19993.
4)Примерной программы по технологии ФГОС ООО второй ступени
Москва Просвещение 2011г.
5) авторской программы по учебному предмету Технология А. Т.
Тищенко, Н. В. Синицы, 58 классы. Москва. ВентанаГраф. 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии (мальчики),
которые определены стандартом. Рабочая программа по учебному предмету
«Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания
общего образования и требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования второго поколения. Рабочая программа по курсу «Технология»
выполняет следующие функции:
■ нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимогообъёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и
темам учебного предмета (с распределением времени по каждому
разделу);
■ плановое построение содержания учебного процесса, включающее
планирование последовательности изучения технологии в основной школе
и учитывающее возрастание сложности изучаемого материала в течение
учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
■ общеметодическое руководство учебным процессом, включающее
описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса. Программа учебного предмета «Технология»
составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной
школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе
основного общего образования являются:
■ формирование представлений о составляющих техносферы, современном
производстве и распространённых в нём технологиях;
■ освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;
■ формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения
обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
■ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными)
приёмами ручного и механизированного труда с использованием
распространённых инструментов, механизмов и машин, способами
управления отдельными видами бытовой техники;
■ овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего
хозяйства;
■ развитие у обучающихся познавательных интересов, технического
интеллектуальных,
мышления,
творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
пространственного воображения,
■ формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно
исследовательской деятельности;
■ формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности,
которая подразумевает освоение технологий получения двухтрех видовнаиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в
условиях школьного учебноопытного участка или личного подсобного
хозяйства, а применительно к животноводству — знание технологического
цикла получения основных видов животноводческой продукции и умение
выполнять основные технологические приемы ухода за животными,
соответствующие возрастным возможностям учеников 5—7 классов;
■
трудолюбия,
воспитание
аккуратности,
целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и
патриотических качеств личности;
бережливости,
■ профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда,
формирование гуманистически и прагматически ориентированного
мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии:
«Индустриальные технологии», «Сельскохозяйственные технологии», в
рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения
должен исходить возможностей образовательных учреждений, местных
социальноэкономических условий. Направленность содержания обучения на
реализацию
предусмотренной стандартом второго поколения программы
воспитания и социализации учащихся. Для этого предусмотрено расширение
учебноматериальной базы обучения за счет личных подсобных и фермерских
хозяйств родителей учащихся и выполнение социально ориентированных
сельскохозяйственных проектов. Это будет способствовать ознакомлению
школьников с социальноэкономическими проблемами современного села,
формированию ценностных ориентации учащихся.
Занятия по растениеводству проводятся на базе школьного учебноопытного
участка. Проектные работы учащихся могут выполняться на базе личных
подсобных или фермерских хозяйств родителей.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы
предусматривает освоение материала по следующим сквознымобразовательным линиям:
■ культура, эргономика и эстетика труда;
■ получение, обработка, хранение и использование технической и
технологической информации;
■ основы черчения, графики и дизайна;
■ элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
■ знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных,
профессиональных планов;
■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье
человека;
■ творческая, проектноисследовательская деятельность;
■ технологическая культура производства;
■ история, перспективы и социальные последствия развития техники и
технологии;
■ распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
■ с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда,
технологической культурой производства;
■ функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и
технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
пред
принимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью,
налогом;
элементами домашней экономики,
бюджетом семьи,
■
■
экологическими требованиями к технологиям,
социальными
последствиями применения технологий;
■ производительностью труда, реализацией продукции;
■ устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных
(инструментов,
техникотехнологических средств производства
механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
■ предметами потребления, материальным изделием или нематериальной
услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
■ методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой
общения на производстве;
■ технологией выращивания растений и животных как целостном
технологическом процессе получения продукции;
■ информационными технологиями в производстве и сфере услуг,перспективными технологиями;
■ овладеют:
■ основными методами и средствами преобразования и использования
материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной
среды,
творческой
деятельности;
навыками созидательной,
преобразующей,
■ умением распознавать и оценивать свойства конструкционных,
текстильных и поделочных материалов;
■ умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для
выполнения работ, находить необходимую информацию в различных
источниках, в том числе с использованием компьютера;
■ навыками чтения и составления конструкторской и технологической
документации, измерения параметров технологического процесса и
продукта труда;
конструирования,
моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
■ навыками подготовки, организации и планирования трудовой
деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий,
соблюдения культуры труда;
проектирования,
выбора,
■ навыками организации рабочего места с соблюдением требований
безопасности труда и правил пользования инструментами,
приспособлениями, оборудованием;
■ навыками выполнения технологических операций с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
■ умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия
■
или получать продукты с использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с требованиями,
предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным
качествам человека.
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося,
его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может
подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен
отбираться с учётом следующих положений:
■ распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере
производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных
научнотехнических достижений;
■ возможность освоения содержания курса на основе включения
обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности,имеющие практическую направленность;
■ выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе
изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
■ возможность реализации общетрудовой и практической направленности
обучения, наглядного представления методов и средств осуществления
технологических процессов;
■ возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно
нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и
лабораторнопрактические и практические работы. При этом предполагается,
что перед выполнением практических работ школьники должны освоить
необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения
— учебнопрактическая деятельность. Приоритетными методами являются
упражнения, лабораторнопрактические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом
учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному
плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако
методически возможно построение годового учебного плана занятий с
введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся
необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и
стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве
объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам
выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с
имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума
рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При
этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников
соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование
межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении
расчётных операций и графических построений; с химией при изучении
свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с
физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и
принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных
технологий; с историей и искусством при изучении технологий
художественноприкладной обработки материалов. При этом возможно
проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом
общего образования школьников.
Его содержание предоставляет
обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми
среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной
составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного
общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного
изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том
числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч
из расчёта 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии
может быть выделено за счёт резерва времени в базисном (образовательном)
учебном плане.
С учётом общих требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
■ развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в
процессе решения прикладных учебных задач;
■ активное использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
■ совершенствование умений осуществлять учебноисследовательскую и
проектную деятельность;
■ формирование представлений о социальных и этических аспектах научно
технического прогресса;
■ формирование способности придавать экологическую направленность
любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление
в разных формах деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
освоения обучающимися предмета
«Технология» в основной школе:
■ формирование целостного мировоззрения,
соответствующегосовременному уровню развития науки и общественной практики;
проявление познавательной активности в области предметной
технологической деятельности;
■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации
умственного и физического труда;
■ самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и
стратификации;
■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей
деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения
перспективных потребностей;
■ осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду аль ной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду;
■
становление самоопределения в выбранной сфере будущей
профессиональной деятельности, планирование образовательной и
профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно
полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
■ формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном
выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и
возможностей членов трудового коллектива;
■ проявление техникотехнологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
■ самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
■ формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления; бережное отношение к
природным и хозяйственным ресурсам;
■ развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
■ формирование индивидуальноличностных позиций учащихся.Метапредметные
«Технология» в основной школе:
результаты
освоения учащимися предмета
■ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной
деятельности;
■ алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой
деятельности;
■ определение адекватных имеющимся организационным и материально
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения
одного из них; поиск новых решений возникшей технической или
организационной проблемы;
■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная
■ организация и выполнение различных творческих работ по созданию
изделий и продуктов;
■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов
и технологических процессов; проявление инновационного подхода к
решению учебных и практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;
■ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию техникотехнологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
■ формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие
базы данных;
■ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; согласование и координация совместной
познавательнотрудовой деятельности с другими её участниками;объективное оценивание вклада своей познавательнотрудовой
деятельности в решение общих задач коллектива;
■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; диагностика результатов познавательно
трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах;
■ соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил
культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
■ оценивание своей познавательнотрудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
■ формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»
в основной школе:
в познавательной сфере:
■ осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере,
сущности технологической культуры и культуры труда; классификация
видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих
технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и
возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
■ практическое освоение обучающимися основ проектноисследовательской
деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством
учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе
исследований;
■ уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка техно
логических свойств сырья, материалов и областей их применения;■ развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда;
■ овладение средствами и формами графического отображения объектов
или процессов, правилами выполнения графической документации,
овладение методами чтения технической,
технологической и
инструктивной информации;
■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение
общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в
процессе подготовки и осуществления технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение
элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
■ овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико
технологических задач; овладение элементами научной организации труда,
формами деятельности,
соответствующими культуре труда и
технологической культуре производства;
■
в трудовой сфере:
■ планирование технологического процесса и процесса труда; подбор
материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор
инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований
технологии и материально энергетических ресурсов;
■
овладение методами учебноисследовательской и проектной
деятельности,
моделирования,
конструирования; проектирование последовательности операций и
составление операционной карты работ;
творческих
решения
задач,
■ выполнение технологических операций с соблюдением установленных
норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической
дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены;
■ выбор средств и видов представления технической и технологической
информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и
ситуацией общения;■ контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе
труда и обоснование способов их исправления;
■ документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт
себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка
возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и
услуг;
в мотивационной сфере:
■ оценивание своей способности к труду в конкретной предметной
деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
■ согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательнотрудовой деятельности;
■ формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное
продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших
классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях
начального профессионального или среднего специального образования;
■ выраженная готовность к труду в сфере материального производства или
сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к
предпринимательской деятельности;
■ стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры
при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
■ рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом
требований эргономики и элементов научной организации труда;
■ умение выражать себя в доступных видах и формах художественно
прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и
оптимальное планирование работ;
■ рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды;
■ участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка,
стремление внести красоту в домашний быт;в коммуникативной сфере:
■ практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
■ установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование
эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и
построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
■ сравнение разных точек зрения перед принятием решения и
осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения,
отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов
образом;
■ адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
построение монологических контекстных
■ высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта
труда или услуги;
в физиологопсихологической сфере:
■ развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
■ соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам,
с учётом технологических требований;
■ сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Направление «Индустриальные технологии»
В области индустриальных технологий главными целями образования
являются:
■ формирование целостного представления о техносфере, основанного на
приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;■ приобретение опыта разнообразной практической деятельности с
техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта
созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
■ формирование готовности и способности к выбору индивидуальной
траектории последующего профессионального образования для
деятельности в сфере промышленного производства.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям
являются упражнения, лабораторнопрактические и практические работы,
выполнение творческих проектов. Лабораторнопрактические работы
выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все
практические работы направлены на освоение различных технологий
обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций,
освоение строительноотделочных, ремонтных, санитарнотехнических,
электромонтажных работ и выполнение проектов.
Для выполнения лабораторнопрактических и практических работ
необходимо силами школы подготовить соответствующие учебные стенды и
наборы раздаточного материала.
Направление «Сельскохозяйственные технологии»
Это направление технологического образования реализуется в сельских
школах. Новым в данном варианте программы являются:
• технологическая направленность обучения, т. е. формирование у
школьников представления о выращивании растений и животных как
целостном технологическом процессе получения продукции;
• направленность содержания обучения на реализацию предусмотренной
стандартом второго поколения программы воспитания и социализации
учащихся. Для этого предусмотрено расширение учебноматериальной базы
обучения за счет личных подсобных и фермерских хозяйств родителей учащих
ся и выполнение социально ориентированных сельскохозяйственных проектов.
Это будет способствовать ознакомлению школьников с социально
экономическими проблемами современного села, формированию ценностных
ориентации учащихся.
Занятия по растениеводству проводятся на базе школьного учебно
опытного участка. Проектные работы учащихся могут выполняться на базе
личных подсобных или фермерских хозяйств родителей.Школьный учебноопытный участок должен содержать отделы овощных и
полевых культур, плодовоягодных растений, плодовый питомник, школы
сеянцев и саженцев, цветники, дендрарий, коллекционный участок, отдел
лекарственных растений, сарай для хранения инвентаря и удобрений,
малогабаритной сельхозтехники.
Школьный учебноопытный участок должен иметь рекомендованный
Министерством образования и науки РФ набор инструментов, инвентаря и
оборудования и т. д. согласно утвержденному Перечню средств обучения и
учебного оборудования. Кабинет должен быть укомплектован учебной,
справочной, научнопопулярной литературой, компьютером и электронными
учебными и наглядными пособиями.
При работе школьников на участке особое внимание следует уделять
соблюдению правил санитарии и гигиены, электро и пожарной безопасности,
безопасных приемов труда при выполнении технологических операций,
соответствию размеров используемого ручного инструмента возрастным
особенностям учащихся.
Занятия по животноводству проводятся на базе учебной мастерской и
изучаются в объеме теоретическиисследовательского материала. Проектные
работы учащихся могут выполняться на базе личных подсобных или
фермерских хозяйств родителей.
Таблица тематического распределения количества часов.
Разделы и темы программы
Количество часов по классам
авторская
программа
примерная
программа
рабочая программа
5
6
7
8
5
6
7
8Технологии обработки конструкционных
материалов
50
50
26
34
34
14
1.Технологии ручной обработки древесины
и древесных материалов.
20
18
8
16
10
2. Технологии машинной обработки
древесины и древесных материалов.
3.Технология ручной обработки металлов и
искусственных материалов.
6
4
22
18
2
6
22
18
4.Технологии машинной обработки металлов и
искусственных материалов.
2
5.Технологии художественноприкладной
обработки материалов.
Технология домашнего хозяйства
1.Технологии ремонта деталей интерьера,
одежды и обуви и ухода за ними.
2. Эстетика и экология жилища.
3. Бюджет семьи.
4. Технологии ремонтноотделочных работ.
5.Технологии ремонта элементов систем
водоснабжения и канализации.
Электротехника
1.Электромонтажные и сборочные технологии.
2.Элекротехнические устройства с
элементами автоматики.
3.Бытовые электроприборы.
Современное производство и
профессиональное самоопределение
1.Сферы производства и разделение труда.
2.Профессиональное образование и
профессиональная карьера.
6
6
4
2
4
3
2
3
3
2
2
4
2
2
6
2
2
2
2
1
1
2
4
6
2
2
2
2
6
6
6
2
4
8
2
10
6
2
4
4
2
2
4
2
12
4
4
4
4
2
2
4
2
Технологии исследовательской и
опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная
деятельность.
12
10
12
10
6
6
8
8
Раздел 1. Технологии растениеводства(34)
Тема 1. Технологии выращивания овощных и
цветочнодекоративных культур
Тема 2. Технологии выращивания плодовых и
ягодных культур
Тема 3. Технологии выращивания растений
рассадным способом и в защищенном грунте
Тема 4. Организация производства продукции
растениеводства на пришкольном участке и в
личном подсобном хозяйстве
Тема 5. Профессиональное образование и
профессиональная карьера.
Раздел 2.
опытническая
растениеводстве (24)
Исследовательская и
в
деятельность
Тема 1. Значение сельскохозяйственных
опытов и правила их проведения
2.
Тема
направленности
Исследования
социальной
животноводства(38)
Раздел 3.
Технологии
Тема 1. Основы птицеводства. Взращивание
молодняка сельскохозяйственной птицы
Тема 2. Основы молочного скотоводства
Тема 3. Кролиководство
Тема 4. Организация домашней или школьной
животноводческой минифермы
Тема 5. Профессиональное образование и
профессиональная карьера
12
10
8
10
8
2
6
2
4
2
2
8
10
4
4
2
6
2
4
2
2
6
6
6
2
2
2
2
2
2
2
8
8
6
4
2
2
2
4
2Раздел 4. Опытническая и
исследовательская деятельность в
животноводстве (32)
Тема 1. Опытническая работа в
животноводстве
Тема 2. Исследования социальной
направленности
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
Всего: 204 часа
68
68
34
34
68
68
34
34
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных
материалов
5 класс
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный
материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их
виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области
применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и
изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж.
Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три
плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак,
Ручные инструменты и
его устройство.
приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический
процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольноизмерительных и
разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из
древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины:пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль
качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление
деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов,
саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными
инструментами.
Лабораторнопрактические и практические работы. Распознавание
древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из
древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно
измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными
инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и
изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам,
чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с
помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и
их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании
ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего
места.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и
искусственных материалов
5 класс
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения.
Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов.
Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока.
Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область
Особенности обработки
применения искусственных материалов.
искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке,
применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и егоназначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления
для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и
способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных
материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных
материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами:
правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности
выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных
предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок,
получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных
материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно
измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из
металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла
фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных
материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторнопрактические и практические работы. Ознакомление с
образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов.
Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение
правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового
металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической
документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и
искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и
приспособления для правки.Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка
навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных
материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для
сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла,
проволоки,
искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла,
проволоки,
искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление
дефектов и их устранение.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных
материалов
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды
механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии,
связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места
для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для
работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на
сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла,
проволоки,
искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторнопрактические и практические работы. Ознакомление с
механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с
приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применениеконтрольноизмерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4.
Технологии художественноприкладной обработки
материалов
5 клаас
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративноприкладного
творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство
функционального назначения, формы и художественного оформления
изделия.
Технологии художественноприкладной обработки материалов.
Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для
выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ.
Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и
приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы
выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Выпиливание
изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка.
Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и
их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративноприкладного творчества по эскизам и
чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и
ухода за ними
5 класс
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к
интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная,
детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый
набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной
и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивкимебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами,
посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химических средств и
препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды.
Технологии ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Выполнение
мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных
покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение
правил безопасности и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла) .
Тема 2. Эстетика и экология жилища
5 класс
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические,
экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для
поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной
среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с
учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой
техникой.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Оценка
микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным
проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов
размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла) .Раздел «Технологии исследовательской и опытнической
деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
5 класс
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора
темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке
товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах,
журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый,
технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия,
возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции,
инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт
стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и
оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за
учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при
выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных
потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети
Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза,
модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости
материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки.
Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных
материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и
карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки
под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря,
домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для
фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки,
куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для
учебных занятий и др.Варианты творческих проектов из металлов и искусственных
материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки
для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду,
брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь
квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей,
головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Тематическое планирование
Направление «Индустриальные технологии» (204 ч)
резервное время)
5 класс (68
ч . 2 ч
Тема раздела
программы,
количество
отводимых
учебных часов
Основное содержание
материала темы
Характеристики
основных видов
деятельности учащихся
3
Распознавать материалы по
внешнему виду. Читать и
оформлять графическую
документацию.
Организовывать рабочее
место. Составлять
последовательность
выполнения работ.
Выполнять измерения.
Выполнять работы ручными
инструментами. Изготовлять
детали и изделия по
техническим рисункам,
эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Соблюдать правила
безопасного труда
Распознавать металлы,
сплавы и искусственные
материалы. Организовывать
рабочее место для слесарной
обработки. Знакомиться с
устройством слесарного
верстака и тисков. Убирать
2
1
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50 ч)
Тема 1.
Технологии ручной
обработки древесины
и древесных
материалов
(20 ч)
Древесина. Пиломатериалы.
Древесные материалы.
Графическое изображение
деталей и изделий.
Технологический процесс,
технологическая карта.
Столярный верстак, ручные
инструменты и
приспособления. Виды
контрольноизмерительных и
разметочных инструментов.
Технологические операции.
Сборка и отделка изделий из
древесины. Правила
безопасного труда
Тема 2.
Технологии ручной
обработки металлов и
искусственных
материалов (22 ч)
Металлы и их сплавы, область
применения, свойства.
Тонколистовой металл и
проволока. Виды и свойства
искусственных материалов,
назначение и область
применения, особенностиобработки. Экологическая
безопасность при обработке,
применении и утилизации
искусственных материалов.
Слесарный верстак,
инструменты и
приспособления для
слесарных работ. Графические
изображения деталей из
металлов и искусственных
материалов. Технологии
изготовления изделий из
металлов и искусственных
материалов ручными
инструментами. Контрольно
измерительные инструменты.
Сборка изделий из
тонколистового металла,
проволоки, искусственных
материалов. Способы отделки
поверхностей изделий из
металлов и искусственных
материалов. Профессии,
связанные с ручной
обработкой металлов. Правила
безопасного труда при ручной
обработке металлов
Понятие о машинах и
механизмах. Виды соединений.
Профессии, связанные с
обслуживанием машин и
механизмов.
Сверлильный станок:
назначение, устройство.
Организация рабочего места
для работы на сверлильном
станке, инструменты и
приспособления. Правила
безопасного труда при работе
на сверлильном станке
Технологии художественно
прикладной обработки
материалов. Выпиливание
лобзиком. Материалы,
инструменты и
приспособления для
выпиливания. Организация
рабочего места. Правила
безопасности труда.
Технология выжигания по
рабочее место. Читать
техническую документацию.
Разрабатывать эскизы
изделий из тонколистового
металла, проволоки и
искусственных материалов.
Разрабатывать технологии
изготовления деталей из
металлов и искусственных
материалов. Изготовлять
детали из тонколистового
металла, проволоки,
искусственных материалов
по эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Выполнять сборку и отделку
изделий из тонколистового
металла, проволоки,
искусственных материалов.
Контролировать качество
изделий выявлять и
устранять дефекты.
Соблюдать правила
безопасного труда
Знакомиться с механизмами,
машинами, соединениями,
деталями. Выполнять работы
на настольном сверлильном
станке. Применять
контрольноизмерительные
инструменты при
сверлильных работах.
Выявлять дефекты и
устранять их. Соблюдать
правила безопасного труда
Выпиливать изделия из
древесины и искусственных
материалов лобзиком.
Отделывать изделия из
древесины выжиганием.
Изготовлять изделия
декоративноприкладного
творчества по эскизам и
чертежам. Соблюдать
правила безопасного труда.
Тема 3.
Технологии машинной
обработки металлов и
искусственных
материалов (2 ч)
Тема 4.
Технологии
художественно
прикладной обработки
материалов (6 ч)Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)
Тема 1.
Технологии ремонта
деталей интерьера,
одежды и обуви и
ухода за ними (4 ч)
Тема 2.
Эстетика и экология
жилища (2 ч)
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (12 ч)
Тема 1.
Исследовательская и
созидательная
деятельность (12 ч)
дереву. Материалы,
инструменты и
приспособления для
выжигания. Организация
рабочего места. Правила
безопасного труда
Интерьер жилого помещения.
Способы ухода за различными
видами напольных покрытий,
лакированной и мягкой
мебели, их мелкий ремонт.
Технология ухода за кухней.
Средства для ухода.
Экологические аспекты
применения современных
химических средств в быту.
Технологии ухода за одеждой
и обувью. Профессии в сфере
обслуживания и сервиса
Эстетические, экологические,
эргономические требования к
интерьеру жилища.
Регулирование микроклимата
в доме. Приборы для
поддержания температурного
режима, влажности и
состояния воздушной среды.
Роль освещения в интерьере.
Правила пользования бытовой
техникой
Порядок выбора темы
проекта. Формулирование
требований к выбранному
изделию. Методы поиска
информации в книгах,
журналах и сети Интернет.
Этапы выполнения проекта
(поисковый, технологический,
заключительный). Подготовка
графической и
технологической
документации. Расчёт
стоимости материалов для
изготовления изделия.
Окончательный контроль и
оценка проекта. Способы
проведения презентации
проектов. Использование ПК
Представлять презентацию
результатов труда
Выполнять мелкий ремонт
одежды, чистку обуви,
восстановление
лакокрасочных покрытий на
мебели. Осваивать
технологии удаления пятен с
одежды и обивки мебели.
Соблюдать правила
безопасности и гигиены.
Изготовлять полезные для
дома вещи
Оценивать микроклимат в
помещении. Подбирать
бытовую технику по
рекламным проспектам.
Разрабатывать план
размещения осветительных
приборов. Разрабатывать
варианты размещения
бытовых приборов
Обосновывать выбор изделия
на основе личных
потребностей. Находить
необходимую информацию с
использованием сети Интер
нет. Выбирать вид изделия.
Определять состав деталей.
Выполнять эскиз, модель
изделия. Составлять учебную
инструкционную карту.
Изготовлять детали, собирать
и отделывать изделия.
Оценивать стоимость
материалов для изготовления
изделия. Подготавливать
пояснительную записку.
Оформлять проектные
материалы. Проводитьпри выполнении и презентации
проектов
презентацию проекта
Раздел 1. Технологии растениеводства
Тема 1. Технологии выращивания овощных и цветочнодекоративных
культур
Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в регионе,
в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке.
Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее
основных элементах.
Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и
многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к
посеву.
Почва — основное средство сельскохозяйственного производства.
Характеристика основных типов почв, понятие «плодородие почвы».
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое
оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.
Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные
приемы ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений.
Использование органических удобрений с учетом требований безопасного
труда, охраны здоровья и окружающей среды. Технологии и средства защиты
растений от болезней и вредителей. Понятие об экологической чистоте
продукции растениеводства.
Виды и применение севооборотов. Понятия «урожай», «урожайность».
Учет урожайности. Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки
почвы. Подготовка к зиме теплолюбивых растений. Способы хранения урожая
овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних
овощных культур.
Подзимние посевы и посадки.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Весенний периодПланирование весенних работ на учебноопытном участке, выбор культур,
планирование их размещения на участке, определение качества семян,
подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение
удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и
посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование
посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений.
Составление схемы простых севооборотов, подготовка посевного материала и
семенников двулетних растений, подготовка почвы, посевы и посадки ово
щей, цветочнодекоративных растений, уход за ними.
Осенний период
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка
урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными
данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение
семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с
внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного
участка.
Тема 2. Технологии выращивания плодовых и ягодных культур
Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, их основные
ягодных
виды и сорта в своем регионе. Технологии выращивания
кустарников, плодовых растений.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Осенний период
Уход за земляникой и ягодными кустарниками, оценка их состояния,
выбраковка, подготовка к зиме, выбор экземпляров и заготовка материала для
размножения, подготовка участка и осенние посадки розеток земляники.
Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников.
Тема 3. Технологии выращивания растений рассадным способом и в
защищенном грунте
Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном
грунте. Особенности выращивания основных овощных и цветочно
декоративных культур региона рассадным способом и в защищенном грунте.Виды защищенного грунта. Современные укрывные материалы, состав
почвосмесей, подкормки. Защита растений от болезней и вредителей.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Весенний период
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев
семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт,
установка пленочных укрытий, теплиц, проведение подкормки. Разработка
конструкции и изготовление простейших сооружений для защищенного
грунта.
Тема 4. Организация производства продукции растениеводства на
пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве
Понятие об организации и планировании технологической деятельности в
растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно
декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном
подсобном хозяйстве. Источники информации по растениеводству. Расчет
основных экономических показателей в растениеводстве. Понятие о
предпринимательстве, маркетинге.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Определение примерного объема производства продукции и расчет
площади под культуры с учетом потребностей семьи с использованием
справочной литературы. Определение планируемого дохода, прибыли.
Составление плана размещения культур на участке.
Тема 5. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Современные профессии в растениеводстве. Понятие о региональном
рынке труда в сельскохозяйственной сфере. Возможности построения
карьеры в сельскохозяйственной сфере.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Ознакомление с профессиограммами профессий растениеводства. Оценка
своих склонностей и способностей. Обсуждение профессиональных планов.Раздел 2. Исследовательская и опытническая деятельность в
растениеводстве
Тема 1. Значение сельскохозяйственных опытов и правила их
проведения
Выявление и формулирование проблем в технологиях производства
сельскохозяйственной продукции на учебноопытном участке или в личном
подсобном хозяйстве, местных фермерских хозяйствах. Выбор и обоснование
темы опыта.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Поиск информации, составление плана опыта, подготовка посевного или
посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и
посадка, уход за растениями, проведение наблюдений, уборка и учет урожая,
анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций.
Тема 2. Исследования социальной направленности
Выбор тем исследований на основе анализа потребностей и спроса на
рынке товаров и услуг в сфере растениеводства; потребностей школьных
кабинетов в наглядных пособиях; проблем в производстве растениеводческой
продукции в личных подсобных хозяйствах жителей села, социально
незащищенных групп населения; проблем в озеленении территорий детских
садов, больниц и других социальных объектов.
Технологии изготовления гербариев, заготовки материала для
флористики, консервирования плодов и овощей.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Изучение потребности школьных кабинетов в наглядных материалах,
коллективный анализ и оценка возможности их выращивания, заготовка
растительного материала,
консервирование
натуральных образцов.
изготовление гербариев,
Изучение эффективности применения имеющихся ручных орудий труда на
учебноопытном участке, выявление потребности в усовершенствовании
ручных орудий для обработки почвы и ухода за растениями, разработке
новых ручных инструментов, приспособлений для повышения эффективности
труда на учебноопытном участке и в личном подсобном хозяйстве,коллективный анализ и оценка возможности их изготовления в школьных
мастерских на уроках технического труда.
Сбор информации об урожайности основных сельскохозяйственных
культур в личном подсобном хозяйстве своего села и оценка эффективности
производства основных видов растениеводческой продукции. Анализ
проблем. Выбор и обоснование темы исследования по повышению культуры
растениеводства в личных подсобных хозяйствах села (распространение
новых сортов и видов сельскохозяйственных культур).
Выращивание сортового посадочного материала, распространение его с
рекомендациями по выравниванию.
Выращивание посадочного материала и посадка декоративных растений на
территории различных объектов села.
Раздел 3. Технологии животноводства
Тема 1. Основы птицеводства. Взращивание молодняка
сельскохозяйственной птицы
Животноводство и его структура. Основные направления животноводства в
регионе. Понятие о технологии получения животноводческой продукции, ее
основные элементы: содержание животных, кормление, разведение,
ветеринарная защита.
Птицеводство. Биологические и хозяйственные особенности основных видов
сельскохозяйственной птицы: кур, уток, гусей, индеек. Новые виды птицы
для продуктивного разведения: японские перепела, цесарки, страусы.
Требования к условиям содержания молодняка сельскохозяйственной птицы,
способы поддержания оптимальной температуры, необходимые корма,
организация кормления.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Изготовление кормушек и поилок, устройств для обогрева цыплят;
инкубация в небольших инкубаторах; уход за молодняком; подготовка
кормов и кормление; заготовка дикорастущих растений для подкормки
птицы.
Тема 2. Основы молочного скотоводстваМолочное и мясное скотоводство, его развитие в регионе. Крупный и
мелкий рогатый скот. Основные породы, понятие о технологическом цикле
производства молока. Понятия «рацион» и «норма кормления», составление
примерных рационов по образцам, ручное доение, первичная обработка моло
ка на ферме.
Выращивание телят. Основные периоды в жизни телят, особенности ухода
и кормления в эти периоды, особенности кормления телочек и бычков.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Уход за телятами, ручная выпойка, приготовление сенного настоя, чистка
кожи телят, взвешивание, определение суточных приростов массы,
подготовка кормов и кормление.
Примерная оценка экстерьера коровы, козы. Ручное доение, первичная
обработка молока, ведение простейшего зоотехнического учета.
Тема 3. Кролиководство
Биологические особенности и условия содержания кроликов.
Кормление, требования к кормам. Понятие о классификации кормов, их
питательности. Составление рационов по образцам, правила замены кормов в
рационе. Размножение кроликов. Наиболее распространенные болезни, их
признаки и профилактика.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Уход за кроликами, их кормление. Изготовление поилок и кормушек,
заготовка кормов. Взвешивание и измерение животных, оценка экстерьера.
Отбор и подбор животных для размножения.
Тема 4. Организация домашней или школьной животноводческой
минифермы
Основные элементы технологии получения животноводческой продукции:
содержание, кормление, разведение, ветеринарная защита, непосредственное
получение продукции. План создания животноводческой фермы: выбор вида
животных, пути их приобретения, требования к помещению и его примерный
план, организация кормления и ухода, получение приплода. Понятие окормовой базе, определение источников кормов. Экологические проблемы
животноводства. Механизация технологических процессов в животноводстве.
Источники информации по животноводству: книги, периодические
издания, ресурсы Интернета.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Описание технологии производства животноводческой продукции на
небольшой ферме. Экскурсии на животноводческие фермы.
Тема 5. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Профессии в животноводстве, их востребованность в регионе.
Перспективы изменения характера труда в животноводстве. Пути получения
профессий, связанных с животноводством.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Изучение профессиограмм животноводческих профессий.
Самодиагностика.
Раздел 4. Опытническая и исследовательская деятельность в
животноводстве
Тема 1. Опытническая работа в животноводстве
Правила проведения опытов с животными. Комплектование опытной и
контрольной групп. Проведение наблюдений, их фиксация, ведение дневников
наблюдений. Особенности проведения опытов по кормлению и условиям
содержания животных.
Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Выбор темы опыта на основе анализа потребностей школьной фермы или
личных подсобных хозяйств. Отбор животных, составление плана опыта,
разработка формы дневника наблюдений. Проведение наблюдений,
обсуждение результатов опыта, формулирование выводов и рекомендаций.
Тема 2. Исследования социальной направленности
Возможные пути выявления проблем, сбора необходимой информации.
Проведение социологических миниопросов и маркетинговых исследований.
Простейшие экономические расчеты в животноводстве.Примерные темы лабораторнопрактических и практических работ
Сбор информации и выявление проблем, связанных с производством
животноводческой продукции в семье, в личных подсобных хозяйствах своего
села, на школьной ферме. Выбор тем и разработка плана исследований
(структура животноводства в приусадебных хозяйствах, оценка экономической
эффективности производства основных продуктов животноводства в личных
хозяйствах, анализ породного состава и рекомендации по его улучшению,
рекомендации по повышению качества животноводческой продукции и т. д.).
Тематическое планирование
Направление «Сельскохозяйственные технологии» ( 68 ч)
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов
Основное содержание
материала темы
Раздел 1. Технологии растениеводства (32 ч)
Характеристики
основных видов
деятельности учащихся
Тема 1. Технологии
выращивания овощных и
цветочнодекоративных
культур (14 ч)
Направления
растениеводства.
Технологии производства
продукции
растениеводства.
Ведущие овощные и
цветочнодекоративные
культуры региона, их
биологические и
хозяйственные
особенности. Способы
размножения растений.
Почва, ее плодородие,
охрана почв. Обработка
почвы, необходимое
оборудование и
инструменты, посевы и
по садки. Правила
безопасного и
рационального труда в
растениеводстве. Приемы
ухода за растениями,
фенологические
наблюдения.
Планировать весенние и
осенние работы на
учебноопытном
участке и в личном
подсобном хозяйстве,
выбирать культуры,
планировать их
размещение на участке
с учетом севооборотов,
выбирать технологию,
инструменты, орудия и
выполнять основные
технологические
приемы выращивания
растений и уборки
урожая с учетом правил
безопасного труда и
охраны окружающей
среды, проводить
опыты и
фенологические
наблюдения. Оценивать
урожайность
основных культур иИспользование
удобрений. Понятие об
экологической чистоте
продукции
растениеводства.
Механизация
растениеводства.
Севообороты.
Технологии и средства
защиты культурных
растений от болезней и
вредителей. Правила
безопасного труда при
работе со средствами за
щиты растений. Учет
урожая. Способы
хранения урожая овощей,
клубней и луковиц,
семенников двулетних
овощных куль тур.
Подзимние посевы и
посадки
Группировка и
характеристика плодовых
и ягодных растений,
технологии выращивания
ягодных растений
Тема 2. Технологии
выращивания плодовых и
ягодных культур(6 ч)
Тема 3. Технологии
выращивания растений
рассадным способом и в
защищенном грунте(6 ч)
Технология выращивания
растений рассадным
способом и в защищенном
грунте. Основные
культуры региона. Виды
защищенного грунта.
Современные укрывные
материалы, состав
сортов в сравнении со
справочными данными,
анализировать
допущенные ошибки.
Профессиональное
самоопределение
Осваивать общие
приемы выращивания
травянистых ягодных
растений и ягодных
кустарников, оценки их
состояния, выбраковки,
подготовки к зиме,
выбирать экземпляры и
заготавливать материал
для размножения,
подготавливать участок
и посадки
Выбирать культуры для
выращивания рассадным
способом и в
защищенном грунте,
знакомиться с
устройством простых
сооружений
защищенного грунта,Тема 4. Организация
производства продукции
растениеводства на
пришкольном участке и в
личном подсобном
хозяйстве(4 ч)
Тема 5. Профессиональное
образование и
профессиональная карьера
(2 ч)
почвосмесей, подкормки.
Защита растений от
болезней и вредителей
Понятие об организации и
о планировании
технологической
деятельности в
растениеводстве. Расчет
основных экономических
показателей в
растениеводстве. Понятие
о предпринимательстве,
маркетинге
Современные профессии
в растениеводстве.
Представление о
региональном рынке
труда в
сельскохозяйственной
сфере. Возможности
построения карьеры в
сельскохозяйственной
сфере
последовательностью и
правилами выполнения
основных
технологических
приемов выращивания
растений рассадным
способом и в
защищенном грунте
Определять примерный
объем производства
продукции и
рассчитывать площадь
под культуры с учетом
потребностей семьи,
определять планируемый
до ход, прибыль.
Составлять план
размещения культур на
участке с учетом
севооборотов.
Оценивать возможности
реализации излишков
растениеводческой
продукции в регионе
Знакомиться с
профессиограммами
профессий
растениеводства.
Оценивать свои
склонности и
способности. Строить
профессиональные планы
Раздел 2. Исследовательская и опытническая деятельность в растениеводстве
( 16 ч)
Тема 1. Значение
сельскохозяйственных
опытов и правила их
проведения (4 ч)
Выявление и
формулировка проблем в
технологиях
производства
Находить информацию,
составлять план опыта,
подготавливать посевной
или посадочный материал,Тема 2. Исследования
социальной направленности
(12 ч)
сельскохозяйственной
продукции на учебно
опытном участке или в
личном подсобном
хозяйстве, местных
фермерских хозяйствах.
Выбор и обоснование
темы опыта
Выбор тем исследований
на основе анализа
потребностей и спроса
на рынке товаров и услуг
в сфере растениеводства,
потребностей школьных
кабинетов в
наглядных пособиях,
проблем в производстве
растениеводческой
продукции в личных
подсобных хозяйствах
жителей села, социально
незащищенных групп
населения, проблем в
озеленении территорий
детских садов, больниц и
других социальных
объектов
разрабатывать форму
дневника наблюдений,
осуществлять посев и
посадку, уход за
растениями, проведение
наблюдений, уборку и
учет урожая,
анализировать результаты,
формулировать выводы и
рекомендации
Изучать эффективность
применения имеющихся
ручных орудии труда
на учебноопытном
участке, выявлять
потребности в
усовершенствовании
ручных орудий для
обработки почвы и ухода
за растениями, разработке
новых видов ручных
инструментов,
приспособлений для
повышения
эффективности труда
на учебноопытном
участке и в личном
подсобном хозяйстве,
проводить коллективный
анализ и оценку
возможности их
изготовления в школьных
мастерских на уроках
технического труда.
Собирать информацию об
урожайности основных
сельскохозяйственных
культур в личном
подсобном хозяйстве
своего села и оценивать
эффективность
производства основныхвидов растениеводческой
продукции.
Анализировать проблемы.
Выбирать и обосновывать
тему исследования по
повышению культуры
растениеводства в личных
подсобных хозяйствах
села (распространение
новых сортов и видов
сельскохозяйственных
культур)
Выделять основные
элементы технологии
выращивания
молодняка
сельскохозяйственной
птицы и выполнять
подготовку кормов и
кормление; заготовку
дикорастущих растений
для подкормки;
изготовление кормушек
и поилок, устройств для
обогрева; инкубацию.
Знакомиться с
современными
технологиями
животноводства
(экскурсии на
ближайшие
животноводческие
фермы)
Осваивать основные
технологические
приемы в молочном
скотоводстве: ручное
доение, первичную
обработку молока,
ведение простейшего
зоотехнического учета,
Раздел 3. Технологии животноводства ( 10 ч)
Тема 1. Основы
птицеводства. Выращивание
молодняка
сельскохозяйственной птицы
(2 ч)
Тема 2 Основы молочного
скотоводства( 2 ч)
Животноводство и его
структура. Понятие о
технологии получения
животноводческой
продукции.
Птицеводство.
Биологические и
хозяйственные
особенности основных
видов
сельскохозяйственной
птицы. Требования к
условиям содержания
молодняка
сельскохозяйственной
птицы
Крупный и мелкий
рогатый скот. Основные
породы. Понятие о
технологическом цикле
производства молока,
кормление молочного
скота. Ручное доение,
первичная обработкаТема 3. Кролиководство (2 ч)
Тема 4. Организация
домашней животноводческой
минифермы(2 ч)
Тема 5. Профессиональное
образование и
профессиональная карьера
(2 ч)
молока на ферме
уход за молодняком
Осуществлять уход за
кроликами, их
кормление.
Изготавливать поилки и
кормушки, проводить
заготовку кормов.
Составлять рационы,
рассчитывать годовой
запас кормов.
Взвешивать и измерять
животных, оценивать
экстерьер. Отбирать и
подбирать животных
для размножения
Описывать технологию
производства
животноводческой
продукции на
небольшой ферме.
Находить и
анализировать
технологическую
информацию в литера
туре по животноводству
Изучать
профессиограммы
животноводческих
профессий. Проводить
само диагностику
Биологические
особенности и условия
содержания кроликов.
Кормление, требования к
кормам. Понятие о
классификации кормов,
их питательности.
Составление рационов по
образцам, правила
замены кормов в
рационе. Размножение
кроликов. Наиболее
распространенные
болезни, их признаки и
профилактика
Технология производства
животноводческой
продукции: содержание,
кормление, разведение,
ветеринарная защита,
получение продукции;
план создания
животноводческой
фермы. Источники
информации по
животноводству
Профессии в
животноводстве, их
востребованность в
регионе. Перспективы
изменения характера
труда в животноводстве.
Траектории получения
профессионального
образования
Раздел 4. Опытническая и исследовательская деятельность в животноводстве
(8 ч)
Тема 1. Опытническая
работа в животноводстве
Правила проведения опытов с
животными.
Комплектование
Выбирать тему опыта на
основе
анализа(3 ч)
опытной и контрольной групп.
Проведение наблюдений, их
фиксация, ведение дневников
Особенности
наблюдений.
проведения опытов
по
кормлению и
условиям
содержания животных
Тема 2. Исследования
социальной
направленности (5 ч)
Возможные пути выявления
проблем, сбора необходимой
информации. Проведение
социологических мини опросов
и маркетинговых исследований.
Простейшие экономические
расчеты в животноводстве
потребностей школьной
фермы или личных
подсобных хозяйств.
Отбирать
животных,
составлять план опыта,
разрабатывать форму
дневника наблюдений.
Проводить наблюдения,
обсуждать результаты
опыта, формулировать
выводы и рекомендации
Собирать информацию и
выявлять проблемы,
связанные с
производством
животноводческой
продукции в семье, в
личных подсобных
хозяйствах своего
села, на школьной
ферме. Выбирать темы и
разрабатывать план
исследований (структура
животноводства в
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного
процесса:
печатные пособия
1. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.Технология. Индустриальные технологии 5
класс — Москва. ВентанаГраф. 2012
2.Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.Технология. Индустриальные технологии 6
класс — Москва. ВентанаГраф. 2012
экраннозвуковые пособия
технические средства обучения:
1.ноутбук
2.проектор
цифровые и электронные образовательные ресурсы;
1.«Технология»
2.Комплект презентаций по технологии
учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование;1.комплект инструментов и оборудования для выполнения столярных работ;
2.комплект инструментов и оборудования для выполнения слесарных работ;
3.сельскохозяйственный инвентарь для работы на пришкольном участке.
демонстрационные пособия;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов
Выпускник научится:
■ находить в учебной литературе сведения, необходимые для
конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
■ читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; выполнять в
масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы
разрабатываемых объектов;
■ осуществлять технологические процессы создания или ремонта
материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
■ грамотно пользоваться графической документацией и технико
технологической информацией, которые применяются при разработке,
создании и эксплуатации различных технических объектов;
■ осуществлять технологические процессы создания или ремонта
материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Электротехника»
Выпускник научится:
■ разбираться в адаптированной для школьников технико технологической
информации по электротехнике и ориентироваться в электрических
схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации
электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые
электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
■ осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов,
содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии
электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
■ составлять электрические схемы, которые применяются при разработке
электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных
приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации(включая Интернет):
■ осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов,
содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной
деятельности»
Выпускник научится:
■ планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию
изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту
изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла;
осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты
выполнения проекта;
■ представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными
видами проектной документации; готовить
■ пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы;
представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
■ организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе
установленных норм и стандартов, поиска новых технологических
решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом
имеющихся ресурсов и условий;
■ осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку
проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта
как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
■ сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение
технологий получения двухтрех видов наиболее распространенной в
регионе растениеводческой продукции в условиях личного подсобного
хозяйства, а применительно к животноводству — знание технологического
цикла получения основных видов животноводческой продукции и умение
выполнять основные технологические приемы ухода за животными
Раздел «Современное производство и профессиональное
самоопределение»
Выпускник научится:■ построению двухтрёх вариантов личного профессионального плана и
путей получения профессионального образования на основе соотнесения
своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по
массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке
труда.
Выпускник получит возможность научиться:
■ планировать профессиональную карьеру;
■
рационально выбирать пути продолжения образования или
трудоустройства;
■ ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению
образования;
■ оценивать свои возможности и возможности своей семьи для
предпринимательской деятельности.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей технологии
МБОУ ООШ № 15
от ___________ 20__ года № 1
___________ _________
подпись руководителя МО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись
О. Ю. Квачевская
______________ 20__ года