Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)
Оценка 4.7

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология
5 кл
02.04.2017
Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)
Рабочая программа по направлению " Технология ведения дома" составлена для учащихся 5 класса (девочки) на основе следующих документов: 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа) 3. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2012 год (стандарты второго поколения) 4. Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной, составленная на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома». 5. Образовательный (учебный) план средней общеобразовательной школы 6. Федеральный перечень учебников. Обучение осуществляется по учебному комплексу учебника «Технология. Обслуживающий труд» авторов О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая, издательство-М: Дрофа, 2015г., что соответствует федеральному перечню учебников. Программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.Рабочая программа по направлению «Технология ведения дома» составлена для учащихся 5 класса (девочки) Обучение осуществляется по учебному комплексу учебника «Технология. Обслуживающий труд» авторов О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая, издательство-М: Дрофа, 2015г., что соответствует федеральному перечню учебников. Программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
РП 5.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 класс (девочки) ФГОС ООО на 2016­2017 учебный год Учитель   Смирнова В.А.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основании Фундаментального ядра   содержания   общего   образования   и   требований   к   результатам   освоения   основной образовательной программы основного общего образования, представленных  в федеральном государственном     образовательном   стандарте   основного   общего   образования   второго поколения в соответствии с законом РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,  Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 о введении ФГОС ООО, Уставом образовательного учреждения. Рабочая программа по направлению «Технология ведения дома» составлена для учащихся     на основе следующих документов: 1.   Федеральный   Государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа) 3.  Примерная программа по технологии для учащихся 5­9 классов, М.: Просвещение, 2012 год (стандарты второго поколения) «Технология.   Обслуживающий   труд»   под 4.   Программа   основного   общего   образования редакцией   О.   А.   Кожиной,   составленная   на   основе   фундаментального   ядра   содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома».  5. Образовательный (учебный) план средней общеобразовательной школы 6. Федеральный перечень учебников.      Учебный план  основного общего образования обеспечивает организацию образовательной деятельности   в условиях становления и формирования личности ребёнка и направлены на развитие   его   склонностей,   интересов   и   способностей   к   социальному   и   профессиональному самоопределению.  Учебный план МБОУ СОШ четко соответствует  базисному учебному плану по количеству часов, выделенных на основные предметы на базовом уровне.      Обучение осуществляется по учебному комплексу учебника «Технология. Обслуживающий  труд» авторов О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая, издательство­М: Дрофа, 2015г., что соответствует федеральному перечню учебников.  Программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников,  предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда,  управления техникой, применить в практической деятельности  полученные знания.                     Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных  процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов  природной и социальной среды.  Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в  учреждениях общего образования на этапе основной школы являются:    формирование у учащихся технологической грамотности, технологической  культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений;  развитие творческой созидательной деятельности, подготовка к  профессиональному самоопределению и последующей социально­трудовой  адаптации в обществе. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета   Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:    развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения  прикладных учебных задач; активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно­исследовательской и проектной  деятельности;  формирование представлений о социальных и этических аспектах научно­технического  прогресса;  формирование способности придавать экологическую направленность любой  деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах  деятельности. Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать: 1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры  труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий  промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; 2) овладение методами учебно­исследовательской и проектной деятельности, решения  творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,  обеспечения сохранности продуктов труда; 3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,  правилами выполнения графической документации; 4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для  решения прикладных  учебных задач; 5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования  информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в  современном производстве или сфере обслуживания; 6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их  востребованности на рынке труда. Изучение технологии в основной школе по направлению «Технология ведения дома»,  реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение  следующих результатов. Раздел  «Кулинария» Выпускник научится: • самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных  овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов  теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания,  соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно­ гигиенические требования и правила безопасной работы. Выпускник получит возможность научиться: • составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма; • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках,  углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное  питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с  целью сохранения в них питательных веществ; • применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в  домашних условиях; • экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять  приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; • определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние  техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; • выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на  окружающую среду и здоровье человека.  Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» Выпускник научится: • изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно­ прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий,  пользуясь технологической документацией; • выполнять влажно­тепловую обработку швейных изделий. Выпускник получит возможность научиться: • выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с  использованием традиций народного костюма; • использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять  дефекты швейных изделий; • выполнять художественную отделку швейных изделий; • изготавливать изделия декоративно­прикладного искусства, региональных народных  промыслов; • определять основные стили в одежде и современные направления моды. Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности» Выпускник научится:    планировать и выполнять учебные технологические  проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта   или   желаемого   результата;   планировать   этапы   выполнения   работ; составлять   технологическую   карту   изготовления   изделия;   выбирать   средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами  проектной документации;   готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы;  представлять проект к защите.                                                                                                                                                           Выпускник получит возможность научиться:   организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов,   поиска   новых   технологических   решений;   планировать   и   организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; осуществлять   презентацию,   экономическую   и   экологическую   оценку   проекта,   давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабаты­ вать вариант рекламы для продукта труда. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИЯ Личностные результаты 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области  предметной технологической деятельности. 2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и  перспективных потребностей. 3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и  физического труда. 5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с  позиций будущей социализации. 6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. 7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и  эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 10. Проявление технико­технологического и экономического мышления при организации своей  деятельности. Метапредметные результаты 1. Планирование процесса познавательной деятельности. 2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа  жизни. 3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на  основе заданных алгоритмов. 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе  моделирования изделия или технологического процесса. 5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных  изделий декоративно­прикладного искусства. 6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и  объектов. 7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную  или социальную значимость. 9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных  задач, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных. 10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,  имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 11. Согласование и координация совместной познавательно­трудовой деятельности с другими  ее участниками. 12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 13. Оценка своей познавательно­трудовой деятельности с точки зрения нравственных,  правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и  принципам. 14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в  выполняемых технологических процессах. 15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой  производства. 16. Соблюдение безопасных приемов познавательно­трудовой деятельности и созидательного  труда. Предметные результаты В познавательной сфере: 1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической  информации для проектирования и создания объектов труда; 2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения; 3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания  объектов труда; 4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; 5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических  возможностей; 6) владение методами чтения и способами графического представления технической и  технологической информации; 7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической  деятельности; 8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процессатруда; 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; 5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально­энергетических ресурсов; 6) планирование последовательности операций и составление технологической карты; 7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и  ограничений; 8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными  методами; 9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом  требований здорового образа жизни; 10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; 11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; 12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой  ценности; 13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и  гигиены; 14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 15) выбор и использование кодов и средств  представления технической и технологической  информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и  др.)  в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и  показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; 17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 18) документирование результатов труда и проектной деятельности; 19) расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или  профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального  обучения; 3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства; 4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно­трудовой деятельности; 5) осознание ответственности за качество результатов труда; 6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных  средств и труда. В эстетической сфере: 1) дизайнерское конструирование изделия; 2) применение различных технологий декоративно­прикладного искусства (роспись ткани,  ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; 3) моделирование художественного оформления объекта труда; 4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; 5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; 6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; 7) создание художественного образа и воплощение его в материале; 8) развитие пространственного художественного воображения; 9) развитие композиционного мышления; 10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста; 11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; 12) понимание роли света в образовании формы и цвета; 13) решение художественного образа средствами фактуры материалов; 14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов  моделей; 15) сохранение и развитие традиций декоративно­прикладного искусства и народных  промыслов в современном творчестве; 16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома,  школы, детского сада и др.; 17) применение методов художественного проектирования одежды; 18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола; 19) соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива; 2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих  членов трудового коллектива; 3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе  коммуникации; 4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; 5) способность к коллективному решению творческих задач; 6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства  работ членов коллектива; 7) способность прийти на помощь товарищу; 8) способность бесконфликтного общения в коллективе. В физической сфере: 1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и  приспособлениями; 2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных  технологических операций; 3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом  технологических требований; 4) развитие глазомера; 5) развитие осязания, вкуса, обоняния. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА  «ТЕХНОЛОГИЯ» УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 1. Личностные УУД: ­ действие смыслообразования (интерес, мотивация); ­ действие нравственно­этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); ­ формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; ­ формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы); ­ эмоциональное осознание себя и окружающего мира; ­ формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; ­ формирования желания выполнять учебные действия; ­ использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. В сфере личностных УУД будут сформированы: ­ внутренняя позиция школьника; ­ личностная мотивация учебной деятельности; ­ ориентация на моральные нормы и их выполнение. 2. Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ­ структурирование знаний; ­ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Универсальные логические действия: ­ имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания; ­ способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез,  сравнение, обобщение и др.); ­ составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как  построение рассуждения с использованием различных логических схем). В сфере развития познавательных УУД ученики научатся: ­ использовать знако­символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; ­ овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. 3.Коммуникативные УУД: ­ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ­ постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ­ разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ­ умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ­ формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; ­ формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); ­ формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики,  жестов, позы, интонации и т.п.); ­ формирование умения работать в парах и малых группах; ­ формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: ­ учитывать позицию собеседника (партнера); ­ организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; ­ адекватно передавать информацию; ­ отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. 4.Регулятивные УУД: ­ целеполагание; ­ планирование; ­ прогнозирование; ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; ­ коррекция; ­ оценка; ­ волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению  препятствий. В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её  реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения курса технологии учащиеся должны  знать: основные технологические понятия и характеристики;  назначение  и  технологические   свойства  материалов;   назначение  и  устройство  применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;  виды,   приемы   и   последовательность   выполнения   технологических   операций,   влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;  профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из  них, получением продукции;  значение здорового питания для сохранения своего здоровья;  уметь:  рационально организовать рабочее место;  находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; готовить различные   кулинарные   блюда   с   учетом   принципов   здорового   питания;   конструировать, моделировать,   изготавливать   в   материале   швейные   изделия   и   изделия   декоративно­ прикладного   искусства;   выполнять   по   заданным   критериям   технологические   операции   с использованием   ручных   инструментов,   оборудования, электроприборов;   соблюдать   безопасные   приемы   труда   и   правила   пользования   ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; осуществлять доступными мерительными средствами,   измерительными   приборами   и   визуально   контроль   качества   изготавливаемого изделия   (детали);находить   и   устранять   допущенные   дефекты;   проводить   разработку творческого   проекта   изготовления   изделия   или   получения   продукта   с   использованием освоенных   технологий   и   доступных   материалов;   планировать   работы   с   учетом   имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;   приспособлений,   машин,  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:   понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической   среды   бытия;  развития   творческих   способностей   и   достижения   высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и   материальной  культуры;   получения   технико­технологических   сведений   из   разнообразных источников   информации;   организации   индивидуальной   и   коллективньшлой   трудовой деятельности; организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья; приготовления и оформления   кулинарных   блюд   здорового   питания;   сервировки   стола   и   соблюдения   правил поведения за столом; организации праздников и юбилеев; изготовления изделий декоративно­ прикладного   искусства   для   оформления   интерьера;   изготовления   или   ремонта   изделий   из текстильных   и   поделочных   материалов   с   использованием   ручных   инструментов, приспособлений,   машин,   оборудования;   измерения   фигуры   человека   для   определения размерных признаков одежды; выбора собственного стиля в одежде с учетом особенностей своей   фигуры;   контроля   качества   выполняемых   работ   с   применением   мерительных, контрольных и разметочных инструментов; выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитариии гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Раздел 1. Кулинария (20 ч) Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч) Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему  пищеварению. Общие сведения о питательных веществах. Современные данные о роли  витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых  продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Практические работы 1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. 2. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность  человека в витаминах. Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч) Основные теоретические сведения Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к  помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных  правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и  предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.   Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими  инструментами, горячими жидкостями. Практическая работа Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета. Тема 3. ИНТЕРЬЕР КУХНИ, СТОЛОВОЙ (4 ч) Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь  архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с  учетом запросов и потребностей семьи и санитарно­гигиенических требований. Разделение  кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного Изготовления. Практические работы 1. Выполнение эскиза интерьера кухни. 2. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др. Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч) Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу.  Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за  столом. Практические работы 1. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. 2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Тема 5. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч) Основные теоретические сведения Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в  питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки.  Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах. Виды бутербродов: открытые, ассорти  на хлебе, закрытые  (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для  украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача  их к столу. Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах.  Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки. Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков. Практические работы 1. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. 2. Приготовление бутербродов и горячих напитков к зав_ траку. Примерный перечень блюд 1. Бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром. 2. Бутерброд с вареной или копченой колбасой. 3. Бутерброд с мясными продуктами (корейка, грудинка, окорок и др.). 4. Бутерброд с сельдью и маслом. 5. Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе. 6. Закрытый бутерброд с сыром или со свининой. 7. Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей. 8. Сандвичи из филе жареной курицы со сливочным маслом. 9. Бутерброд канапе с сыром или с копченой колбасой. Тема 6. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч) Основные теоретические сведения Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы  определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления  блюд из яиц. Приспособления и оборудование дл взбивания и приготовления блюд из яиц.  Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд. Практические работы 1. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. 2. Приготовление блюда из яиц. Примерный перечень блюд 1. Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные. 2. Яичница, глазунья. 3. Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной. 4. Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем, яблоками, шпинатом и др. Тема 7. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч) Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.  Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обра_ ботки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов. Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования. Механическая обработка овощей Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической  обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы и формы  нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей.  Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие  сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Приготовление блюд из свежих овощей Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных  гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей.  Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску  (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени. Приготовление блюд из вареных овощей Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание,  припускание).  Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширо_ вание) .  Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной  температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Время варки овощей.  Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания.  Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий  кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы  подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Практические работы 1. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. 2. Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов. 3. Приготовление салата из сырых овощей. 4. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. 5. Приготовление одного блюда из вареных овощей. 6. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид). 7. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Примерный перечень блюд 1. Салат из зеленого лука и редиса с яйцом. 2. Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем. 3. Салат из редьки с огурцами и сметаной. 4. Салат из отварной свеклы с изюмом. 5. Винегрет зимний постный. 6. Картофель отварной с маслом и зеленью. 7. Картофель, сваренный в молоке. 8. Картофель, сваренный на пару. 9. Тыква, запеченная в духовом шкафу. 10. Кукуруза в початках отварная. Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч) Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы  приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод,  грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов. Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для  замораживания и хранения овощей и фруктов. Практические работы 1. Закладка яблок на хранение. 2. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. 3. Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике. Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч) Тема 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч) Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно­прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки.  Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке  вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань,  увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология  выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед  иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания  узелков и складывания ткани. Технология крашения. Практические работы 1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов  для вышивки. 2. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. 3. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. 4. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. 5. Оформление салфеток в технике «узелковый батик». Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч) Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и  уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная  стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об  ассортименте  хлопчато ­ бумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в  декоративно­прикладном искусстве. Практические работы 1. Изучение свойств нитей основы и уткà. 2. Определение направления долевой нити в ткани. 3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. 4. Выполнение образца полотняного переплетения. Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч) Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной  промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики.  Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и  недостатки. Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки  универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей,  выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при  работе на швейной машине. Практические работы 1. Намотка нитки на шпульку. 2. Заправка верхней и нижней нитей. 3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Тема 4. РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч) Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная,  наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Практическая работа Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Тема 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч) Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления  чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными  инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и  ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.  Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала,  отделка). Подготовка выкройки к раскрою. Практические работы 1. Снятие мерок и запись результатов измерений. 2. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. 3. Моделирование фартука выбранного фасона. Тема 6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч) Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция  соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология  выполнения. Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от  ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и раскрой ткани. Способы переноса контурных и  контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных  карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия. Влажно­тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности  влажно­тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества  готового изделия. Практические работы 1. Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани. 2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. 3. Обработка деталей кроя. 4. Соединение деталей изделия машинными швами. 5. Отделка и влажно­тепловая обработка изделия. Раздел 3. Творческое проектирование (10 ч) 1. Блюда национальной кухни для традиционных праздников. 2. Отделка швейного изделия вышивкой. Резервное время (2 ч)                   Тематическое планирование  Разделы 5 класс Кулинария  Создание изделий из текстильных и  поделочных материалов  Технологии ведения дома  Творческие,   проектные  работы  Резерв 20ч 38 ч 2 ч 8 ч 2ч Содержательная Предметное содержание Основные действия учащихся область Физиология питания (1—2) Санитария и гигиена (3—4) Изучение основ физиологии  питания человека. Поиск и презентация  информации о содержании в  пищевых продуктах витаминов. Подготовка и презентация  сообщения о последствиях для  здоровья человека нехватки  витаминов Соблюдение личной гигиены при приготовлении пищи. Организация рабочего места. Подготовка кухонного  инвентаря с помощью  безопасных моющих средств.  Анализ требований к  соблюдению технологических  процессов приготовления пищи.  Освоение безопасных приемов  работы кухонным  оборудованием, колющими и  режущими инструментами,  горячими жидкостями Понятие о процессе пищеварения, об  усвояемости пищи; условия,  способствующие лучшему пищеварению; роль слюны,  кишечного сока и желчи в  пищеварении; общие сведения о  питательных веществах. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, их содержание в  пищевых продуктах; суточная  потребность в витаминах Общие правила безопасных приемов  труда, санитарии и гигиены.  Санитарные требования к помещению  кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю.  Соблюдение санитарных правил и  личной гигиены при кулинарной обработке продуктов  для сохранения их качества и  предупреждения пищевых отравлений.  Правила мытья посуды ручным  способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и  дезинфицирующих средств для мытья  посуды. Требования к точности  соблюдения технологического  процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения  температурного режима и  длительности тепловой обработки продуктов для  предупреждения пищевых отравлений  и инфекций. Безопасные приемы  работы с кухонным оборудованием,  колющими и режущими  инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и  порезах. Поиск и презентация  информации по истории  интерьера народов мира. Знакомство с функциональными, эстетическими, санитарно­ гигиеническими требованиями к  интерьеру. Выполнение эскиза интерьера  кухни, столовой, кухни­ столовой. Выполнение эскизов элементов  декоративного оформления столовой Сервировки стола к завтраку.  Складывание салфеток  различными способами Общие сведения из истории  архитектуры и интерьера, связь  архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их  комфортность. Современные стили в  интерьере. Создание интерьера кухни.  Создание интерьера кухни с учетом  запросов и потребностей семьи и  санитарно­гигиенических требований.  Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой.  Оборудование кухни и его  рациональное размещение в интерьере. Использование в интерьере кухни  откидных разделочных досок, полочек, скамеек. Посуда, приборы для сервировки  стола. Особенности сервировки стола к  завтраку. Набор столовых приборов и посуды.  Способы складывания салфеток.  Правила пользования столовыми  приборами. Подача готовых блюд к столу. Подача  горячих напитков Интерьер кухни, столовой (5— 6,7—8) Сервировка стола (9—10) Бутерброды,  горячие напитки (11 —12) Выполнение эскизов  художественного оформления бутербродов.  Приготовление и оформление  бутербродов. Подсушивание  хлеба для бутербродов канапе в  жарочном шкафу или тостере. Определение вкусовых  сочетаний по вкусу и цвету продуктов в бутерброда  ассорти на хлебе. Приготовление горячих  напитков. Сравнительный анализ вкусовых  качеств различных видов чая и кофе.  Освоение безопасных приемов  мытья посуды и кухонного  инвентаря. Продукты, употребляемые для  приготовления бутербродов. Значение  хлеба в питании человека. Способы  обработки продуктов для  приготовления бутербродов. Способы  нарезки продуктов для бутербродов,  инструменты и приспособления для  нарезки. Использование обрезков.  Толщина хлеба в бутербродах. Виды  бутербродов: открытые, ассорти на  хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности  технологии приготовления разных  видов бутербродов. Дополнительные  продукты для украшения открытых  бутербродов. Сочетание по вкусу и  цвету продуктов в бутербродах  ассорти на хлебе. Применение  кондитерского мешочка для  укладывания масляных смесей на  бутерброды. Подсушивание хлеба для  бутербродов канапе в жарочном шкафу или тостере. Использование вместо  хлеба выпечки из слоеного теста. Применение  пластмассовых вилочек и шпажек в  бутербродах канапе. Требования к качеству готовых  бутербродов. Условия и сроки  хранения бутербродов. Подача к столу. Виды горячих напитков (чай, кофе,  какао). Сорта чая, их вкусовые  достоинства. Чайный сбор (мята,  чабрец, липа и др.). Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах.  Приспособления для размола зерен  кофе. Технология приготовления  кофе. Кофеварки. Правила хранения  чая, кофе, какао. Требования к  качеству готовых напитков. Изучение способов определения  свежести яиц. Приготовление  блюда из яиц. Художественное  оформление яиц к народным  праздникам. Блюда из яиц (13—14) Значение яиц в питании человека.  Использование яиц в кулинарии.  Строение яйца. Способы определения  свежести яиц. Способы длительного  хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц.  Приспособления и оборудование для  взбивания и приготовления блюд из  яиц. Особенности кулинарного  использования яиц водоплавающих  птиц (гусей, уток и др.). Способы определения готовности. Оформление  готовых блюд. Способы крашения яиц  (в шелухе от луковиц, в листьях  молодой березы, в лоскутках  линяющей ткани, химическими  красителями). Подготовка яиц к  покра­ ске. Время крашения. Блюда из овощей (15—16, 17 —18) Определение  доброкачественности овощей по внешнему виду. Определение количества  нитратов в овощах при помощи  индикаторов. Выполнение  сортировки, мойки, очистки,  промывания овощей. Экономное расходование  продуктов. Выполнение нарезки  овощей соломкой, кубиками,  кружочками, дольками,  кольцами и др. Выполнение фигурной нарезки  овощей для художественного  оформления салатов. Отработка точности и  координации движений при  выполнении приемов нарезки. Чтение технологической  документации.  Последовательность  приготовления блюд по инструкционной карте. Приготовление салата из сырых  овощей. Освоение безопасных  приемов тепловой обработки  овощей (варка, жарка, тушение, запекание, пассерование,  припускание и др.). Приготовление гарниров и блюд  из вареных овощей. Органолептическая оценка  готовых блюд (вкус, цвет, запах,консистенция,  внешний вид). Выполнение эскизов  оформления салатов для  различной формы салатниц.  Освоение безопасных приемов  мытья посуды и кухонного  инвентаря. Расчет калорийности  приготовленных блюд. Формирование деловых  уважительных культурных  отношений со всеми членами Бригады. Понятие о пищевой ценности овощей.  Виды овощей, используемых в  кулинарии. Классификация овощей:  клубнеплоды, корнеплоды, капустные,  листовые, пряные, луковые,  тыквенные, томатные, бобовые, грибы. Содержание в овощах минеральных  веществ, белков, жиров, углеводов,  витаминов. Сохранность этих веществ  в пищевых продуктах в процессе  хранения и кулинарной обработки.  Содержание влаги в продуктах.  Влияние ее на качество и сохранность  продуктов. Свежемороженые овощи.  Условия и сроки их хранения, способы  кулинарного использования. Влияние экологии окружающей среды  на качество овощей. Методы  определения качества овощей.  Определение количества нитратов в  овощах с помощью измерительных  приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Механическая  обработка овощей Санитарные условия механической обработки овощей.  Назначение и правила механической  обработки овощей (сортировка, мойка,  очистка, промывание, нарезка).  Способы размораживания быстро  замороженных овощных  полуфабрикатов. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Механическая  обработка листовых, луковых и пряных овощей (переборка, зачистка, удаление  корешков, загнивших и желтых  листьев, промывка, нарезка).  Особенности механической обработки  тыквенных, томатных и капустных овощей. Способы и безопасные приемы шинкования капусты. Способы и  формы нарезки. Назначение и  кулинарное использование различных  форм нарезки овощей. Инструменты и  приспособления для нарезки овощей.  Правила обработки, обеспечивающие  сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Приготовление блюд из свежих  овощей. Виды салатов. Использование  салатов в качестве самостоятельных  блюд и дополнительных гарниров к  мясным и рыбным блюдам. Технология Заготовка продуктов (19—20) Механическая обработка  овощей, фруктов, ягод. Выбор способов хранения  пищевых продуктов,  обеспечивающий минимальные  потери их вкусовых качеств и  пищевой ценности. Закладка яблок на хранение.  Сушка фруктов, ягод, кореньев,  зелени, лекарственных трав. Замораживание фруктов в  домашнем холодильнике. Роль запасов в экономном ведении  домашнего хозяйства. Способы  приготовления домашних запасов  (консервирование, маринование,  сушка, соление, квашение,  замораживание, копчение, вяление и  др.). Способы хранения запасов из  свежих овощей, фруктов, ягод.  Температура и влажность в хранилище  овощей и фруктов. Процессы  дозревания овощей и фруктов во время хранения. Упаковочные материалы для хранения запасов. Устройство погреба. Хранение картофеля и зимних  корнеплодов (свекла, морковь, редька)  в ямах, тран­шеях, буртах и т. п.  Правила сбора ягод для закладки на  хранение. Принцип консервации путем  быстрой заморозки. Использование  домашнего холодильника для  замораживания и хранения овощей и  фруктов.    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч) Вышивка (21—22, 23— 24, 25—26) Традиционные виды рукоделия и  декоративно­прикладного творчества.  Традиции края в вышивке. Отделка  изделий вышивкой. Виды орнаментов.  Орнамент в круге, в полосе, в  квадрате. Законы восприятия цвета.  Яркость и насыщенность цвета.  Холодные, теплые, хроматические и  ахроматические цвета. Применение  вышивки в народном и современном  костюме. Знакомство с  разнообразными видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт  в вышивке. Построение узора в  художественной отделке вышивкой.  Определение места и размера узора на  изделии. Способы изменения размера  рисунка. Разметка рисунка и способы  перевода рисунка на ткань в  зависимости от структуры ткани.  Подбор игл и ниток. Правила  отрезания нитки от катушки, вдевания  нитки в иголку, заправки изделия в  пяльцы. Способы закрепления рабочей  нитки на ткани без узла. Подготовка  пасмы мулине к работе. Технология  выполнения простейших ручных швов,  стачных швов, свободной вышивки по  рисованному контуру узора. Организация рабочего места для  ручного шитья. Правильная посадка и  постановка рук во время работы.  Правила работы с ножницами, иглами, булавками. Анализ особенностей  декоративного искусства  народов России. Поиск  информации для изучения видов народных промыслов данного региона.  Зарисовка и фотографирование  наиболее интересных образцов  рукоделия. Сравнительный анализ  технологических и эстетических возможностей  различных материалов,  применяемых в  декоративно­ прикладном искусстве.  Коллективное обсуждение  творческих работ. Создание композиции с  изображением пейзажа для  панно или шарфа по природным мотивам. Определение  регионального  стиля вышивки по  репродукциям и коллекциям. Определение общих  изобразительных мотивов и их  различие в вышивке северных, южных и центральных регионов  России. Разработка эскиза, вышивание  метки, монограммы  стебельчатым швом. Изготовление образцов счетных  швов, вышивки по рисованному  контуру. Подбор рисунков для отделки  вышивкой фартука, скатерти, салфетки. Перевод рисунка на ткань  различными способами.  Изготовление сувениров с при­ менением   различных   техник вышивки. Оформление салфеток в технике «узелковый батик» Узелковый  батик  (27—28) История появления техники  «узелковый батик». Материалы и  красители. Подготовка ткани к  окрашиванию. Способы завязывания  узелков и складывания ткани.  Материалы и инструменты,  используемые для выполнения  узелкового батика. Организация  рабочего места, культура труда.  Подбор красителя к ткани.  Зависимость рисунка от способа  завязывания, силы закручивания,  толщины ткани, температуры красящего раствора и времени  окрашивания. Особенности построения композиции в узелковом батике.                                                 Элементы материаловедения (4 ч) Элементы материалове дения (29—30,  31—32) Классификация текстильных волокон.  Натуральные растительные волокна  (хлопок, лен). Способы их получения и свойства натуральных волокон.  Получение нитей из этих волокон в  условиях прядильного производства и  в домашних условиях. Основная и  уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды  переплетений нитей в тканях. Изучение характеристик  различных видов волокон и  тканей по коллекциям. Определение вида переплетения  нитей в ткани. Исследование  свойств долевой и уточной  нитей в ткани. Выполнение  простейших переплетений.  Определение лицевой и  изнаночной сторон ткани.  Определение направления  долевой нити в ткани.  Оформление результатов  исследований. Механизмы технологических  машин (33—34,  35 —36, 37—38) Элементы машиноведения (6 ч) Виды передач вращательного  движения. Кинематические схемы передач  вращательного движения. Виды  зубчатых передач. Классификация  машин швейного производства по  назначению, степени механизации и  автоматизации. Бытовая универсальная швейная  машина, ее технические характеристики,  назначение основных узлов. Виды  приводов швейной машины, их  устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего  места для выполнения машинных  Поиск информации об истории  развития швейных машин. Изучение устройства   современной бытовой швейной машины. Включение и  выключение махового колеса.  Намотка нитки на шпульку.  Заправка верхней и нижней  нитей. Выполнение машинных строчек  на ткани по намеченным линиям. Выполнение машинных строчек  с различной длиной стежка,  закрепление строчки обратным ходом машины. Регулировка качества машинной работ. Правила безопасной работы на  универсальной бытовой швейной  машине. Правила подготовки швейной  машины к работе. Включение и  выключение механизма махового  колеса. Устройство моталки. Заправка  верхней и нижней нитей. Запуск  машины и регулировка скорости. Формирование первоначальных  навыков работы на швейной машине:  выполнение машинных строчек (по  прямой, по кривой, с поворотом на  определенный угол с подъемом  прижимной лапки). Регулировка длины стежка. Назначение, устройство  и принцип действия регуляторов  универсальной швейной машины. Регулировка качества  машинной строчки. Устройство  машинной иглы. Установка иглы в  швейную машину Ручные работы (2 ч) Прямые стежки. Строчки,  выполняемые прямыми стежками: сметочная,  заметочная, наметочная,  капировальная и др. Правила безопасной работы с колющим инструментом строчки для различных видов  тканей.  Замена иглы в швейной  машине. Разборка и сборка  челнока универсальной швейной  машины. Выполнение  зигзагообразной строчки. Обработка срезов   зигзагообразной строчкой.  Анализ причин возникновения  дефектов машинной строчки и  способы их устранения. Чистка  и смазка швейной машины. Выполнение ручных и машинных стежков. Выполнение салфетки с  помощью стежков Конструирование швейных изделий (6 ч) Снятие мерок с фигуры  человека и запись результатов  измерений. Построение чертежа  фартука в масштабе 1 : 4 и в  натуральную величину по своим  меркам или по заданным  размерам. Расчет количества  ткани на изделие. Коррекция  выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры. Подготовка выкройки к  раскрою. Виды фартуков. Фартуки в  национальном костюме. Общие правила построения чертежей швейных изделий. Фигура человека и  ее измерение. Общие сведения о  строении фигуры человека.  Особенности строения женской и  детской фигуры. Основные точки и  линии измерения. Мерки, необходимые для построения чертежа основы  швейного изделия (плечевого, поясного, воротника, рукава), правила  их измерения и условные обозначения.  Зависимость величины прибавок на  свободу облегания от силуэта изделия  и свойств ткани. Последовательность  построения чертежа фартука в рабочей тетради в масштабе 1 : 4 и в  натуральную величину по своим  Ручные работы (39— 40) Конструирование  швейных изделий (41—42, 43—44, 45 —46) Технология изготовления  швейных изделий (47—48, 49—50, 51 —52, 53—54,  55— 56, 57—58) меркам или по заданным размерам.  Моделирование фартука. Подготовка  выкройки к раскрою. Технология изготовления швейных изделий (12 ч) Конструкция машинных швов, их  условные графические обозначения.  Длина стежка, ширина шва. Назначение и технология выполнения  соединительных, краевых и  отделочных швов. Зависимость ширины шва от свойств материалов, от модели  изделия. Способы распускания швов.  Подготовка ткани к раскрою  (декатировка, выявление дефектов,  определение направления долевой  нити, лицевой и изнаночной сторон). Раскладка выкройки на ткани  с учетом припусков на швы. Способы  раскладки выкройки в зависимости от  ширины ткани, направления рисунка  или ворса. Особенности раскладки  выкройки на тканях с крупным  рисунком, в клетку и в полоску.  Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка и раскрой ткани.  Способы переноса контурных и  контрольных линий выкройки на ткань. Правила обработки деталей кроя  (обработка вытачек, рельефов,  складок, обметывание срезов);  обработка карманов накладных, пояса  и бретелей; сборка изделия; обработка  воротников различной конструкции  (двойного с острыми концами,  двойного круглого, одинарного,  стойки, цельнокроеного с полочками и  др.). Сборка изделия (скалывание,  сметывание). Художественная отделка  изделия. Приемы влажно­тепловой  обработки и ее значение при  изготовлении швейных изделий.  Оборудование рабочего места для Влажно­тепловой обработки. Контроль качества изделия. Выполнение образцов ручных и  машинных стежков, строчек и  швов. Отработка точности  движений, координации и  глазомера при выполнении швов. Подшивание низа изделия потайными  подшивочными стежками.  Обоснование выбора вида  соединительных, краевых и  отделочных швов для данного  изделия в зависимости от его  конструкции, технологии  изготовления, свойств ткани и наличия необходимого  оборудования. Определение  способа подготовки данного вида ткани к раскрою. Планирование времени и  последовательности выполнения отдельных операций и работы в  целом. Выполнение раскладки выкроек  на ткани. Перевод контурных и  контрольных линий выкройки на парные детали кроя. Чтение технологической  документации и выполнение  образцов поузловой обработки швейных изделий. Подготовка и  проведение примерки,  исправление дефектов.  Стачивание деталей и  выполнение отделочных работ.  Выполнение безопасных приемов труда. Выбор режима и  выполнение влажно­тепловой  обработки изделия. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ  ошибок. Творческие проекты (10 ч) Творческие проекты (59—60, 61—62, 63 Изготовление изделия в технике  узелкового батика. Изготовление подарка из текстильных  Расчет затрат на изготовление  швейного изделия. Выбор оптимального варианта —64,65—66,  67—68)  материалов.  выполнения проекта.  Изготовление изделия  самостоятельно и под  руководством учителя.  Контроль деятельности на  каждом этапе изготовления  изделия. Подсчет материальных затрат на изготовление изделия Обобщающее  занятие (резерв)   (69­70) Промыслы Озёрского района Краеведческая работа        Проведение праздника Материально­техническое и научно­методическое обеспечение образовательного процесса № п/п 1 средства вид   обучения Книгопечатная продукция 2 Печатные пособия наименование средства обучения / учебного пособия УМК:  Программа курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5—8 классов общеобразовательных учреждений (автор О. А. Кожина) УМК « Технология. Обслуживающий труд. 5 класс» 1. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Учебник (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая). 2. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы О. А. Кожина, С. Э. Маркуцкая). 3. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методиче_ ское пособие (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова). Стенды и плакаты по т/б Таблицы: – Правила по технике безопасности при работе на кухне  –  Пищевые вещества  –  Классификация блюд  –  Санитарно­гигиенические правила  –  Приемы работы ножом и приспособлениями  –  Сервировка стола  – Правила пользования столовыми приборами  – Первичная обработка овощей  – Приготовление бутербродов  – Приготовление блюд из яиц  – Напитки (чай, какао, кофе)  – Правильная посадка   – Техника безопасности при работе ручными инструментами  –  Швейная машина типа ПМЗ   –    Организация  рабочего  места   и  т/б  при   работе  ручными инструментами  –  Раскрой швейных изделий (раскладка)  – Машинные швы  – Обработка фартука  – Приводные устройства  – Ручные стежки и строчки  – Разработка моделей фартуков  – Заправка ниток в швейную машину Карточки контроля знаний КК 5­1   – «Физиология питания» КК 5­2   – «Бутерброды и горячие напитки» КК 5­3   – «Блюда из яиц» КК 5­4   – «Блюда из овощей» КК 5­5   – «Сервировка стола. Правила этикета» КК   5­6   –   «Заготовка   продуктов   впрок   методом   закладки, сушки, замораживания» КК 5­7   – «Работа над вышивкой» КК 5­8   – «Основные характеристики ткани» КК 5­9   – «Бытовая швейная машина» КК 5­10 – «Терминология ручных и машинных работ» КК 5­11 – «Соединительные машинные швы» КК 5­12 – «Краевые машинные швы» КК 5­13 – «Терминология влажно­тепловых работ» КК 5­14 – «Благоустройство кухни» КК   5­15   –   «Производство   ткани   из   волокон   растительного происхождения» СОГЛАСОВАНО                                                                                                      ШМО учителей  Протокол №_____ «___»_____________20___г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УЧ ______________  «___»_____________20____г

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии (5 класс, девочки)

Рабочая программа по технологии  (5 класс, девочки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017