Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
труд
5 кл—6 кл
07.11.2019
Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс
Публикация является частью публикации:
программа 5 кл.doc
Пояснительная записка (5 класс) Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   со   следующими   нормативно­правовыми   и   инструктивно­методическими документами: • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.); • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1067 от 19 декабря 2012г «Об утверждении федеральных перечней   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в   образовательных учреждениях,  реализующих  образовательные  программы  общего образования  и имеющих  государственную аккредитацию,  на 2013/2014 учебный год»; В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются   возрастные     и   психологические   особенности   школьников,   обучающихся   на   ступени   основного   общего   образования, учитываются межпредметные связи. Рабочая  программа  по технологии   для  5 классов   (универсальная   линия)  разработана  на основе  примерной  программы   общего образования по предмету «Технология. Трудовое обучение» 1 ­ 4, 5 ­11 классы\ научные руководители: Ю.Л.Хотунцева; В.Д.Симоненко – М.:Просвещение  2006,  подготовлена в  соответствии  с федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного общего образования (2010 г.), с учётом возможностей образовательного учреждения. Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: − освоение  технологических   знаний,   технологической   культуры   на   основе   включения   учащихся   в   разнообразные   виды − овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;  проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;  − развитие  познавательных   интересов,   технического   мышления,   пространственного   воображения,   интеллектуальных,   творческих, коммуникативных и организаторских способностей; муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска − воспитание  трудолюбия,   бережливости,   аккуратности,   целеустремленности,   предприимчивости,   ответственности   за   результаты − получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;  В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:  формирование политехнических знаний и экологической культуры;  привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;  ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;  развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;  обеспечение   учащимся   возможности   самопознания,   изучения   мира   профессий,   выполнения   профессиональных   проб   с  целью профессионального самоопределения;  воспитание   трудолюбия,   коллективизма,  человечности  и  милосердия,   обязательности,   честности,  ответственности  и  порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;  использование в качестве объектов труда потребительских  изделий  и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно­ прикладного  искусства  для повышения  конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и  художественной инициативы ребенка. Решение   задач   творческого   развития   личности   учащихся   обеспечивается   включением   в   программу   творческих   заданий,   которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико­технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и   проектную   деятельность,   причем   проекты   могут   выполняться  учащимися   как   в   специально   выделенное   в   программе   время,   так   и интегрироваться   с   другими   разделами   программы.  Ведущей   структурной   моделью   для   организации   занятий   по   технологии   является комбинированный урок. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно­практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно­практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в данной программе направлены на освоение различных технологий. 2 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираю такой объект или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитываю посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.  Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего   обучения.   В   первую   очередь,   метода   проектов.   Смысл   проектного   обучения   заключается   в   самостоятельном   освоении школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся,   в   познавательной   и   преобразовательной   деятельности,   способствует   развитию   их   интеллектуальных   способностей, самостоятельности,   ответственности,   умений   планировать,   принимать   решения,   оценивать   результаты.   Учащиеся   приобретают   опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни. В своей деятельности использую следующие технологии:      проблемного обучения,  проектной деятельности, личностно­ориентированного обучения, элементы здоровьесберегающей технологии. В результате освоения обучающимися различных видов деятельности предполагается сформировать и развить компетенции: коммуникативные; учебно­познавательные; общекультурные; социально­бытовые; социально­трудовые; компетенции личностного самосовершенствования. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,   информации,   объектов   природной   и   социальной   среды.   С   целью   учета   интересов   и   склонностей   учащихся,   возможностей образовательного учреждения, местных социально­экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома».  Я выбрала направление «Технология ведения дома».  Базовыми в данной рабочей программе для 5 класса являются разделы   «Кулинария», «Технология ведения дома», «Элементы материаловедения», «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»,  «Создание изделий из текстильных материалов». 3 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФБУП на изучение курса «Технология» в 5 классах  выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), изучение предмета  построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. Программа предусматривает  лабораторно–практические работы  и выполнение практических работ на каждом занятии. Оценка знаний, умений и уровня развития учащихся осуществляется с помощью перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года. Для оценки теоретических понятий используются зачётные или контрольные задания, для оценки умений – практические задания.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии Личностные результаты: • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; • проявление технико­технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно­ полезной, учебно­исследовательской, творческой деятельности; • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации оборудования. Метапредметные результаты: • алгоритмизированное планирование процесса познавательно­трудовой деятельности; 4 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия; • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико­технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов; • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ресурсы и другие базы данных; • использование дополнительной информации при проектировании; •  согласование и координация совместной познавательно­трудовой деятельности с другими ее участниками; • объективное оценивание вклада своей познавательно­трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; • оценивание своей познавательно­трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно­трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты В познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда; • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико­технологических задач; • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; •  владение   средствами   и   формами   графического   отображения   объектов   или   процессов,   правилами   выполнения   графической документации;  •   применение   общенаучных   знаний   по   предметам   естественно­математического   цикла   в   процессе   подготовки   и   осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда; • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: • планирование технологического процесса и процесса труда; • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 5 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии; • проектирование последовательности операций; • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; • соблюдение трудовой и технологической дисциплины; • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; • выявление допущенных ошибок в процессе труда; • документирование результатов труда и проектной деятельности. В мотивационной сфере: • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; •   согласование   своих   потребностей   и   требований   с   потребностями   и   требованиями   других   участников   познавательно­трудовой деятельности; • осознание ответственности за качество результатов труда; • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований научной организации труда. В коммуникативной сфере: • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. В физиолого­психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; 6 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; •  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. Планируемые результаты обучения: Раздел "Кулинария" Учащийся научится: • самостоятельно готовить для себя и своей семьи бутерброды, горячие напитки, простые кулинарные блюда из варёных овощей, яиц, макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно­гигиенические требования и правила безопасной работы. Учащийся получит возможность научиться: • • • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в витаминах,  применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них витаминов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол к завтраку, соблюдать правила этикета. Раздел “Культура дома”. Учащийся научится: • • • выбирать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;  применять бытовые санитарно­гигиенические средства;  применять средства индивидуальной гигиены. Учащийся получит возможность научиться: вести себя культурно в семье и обществе; создавать семейный уют. • • Раздел “Элементы материаловедения” Учащийся научится: • распознавать ткани из растительных волокон; Учащийся получит возможность научиться: ориентироваться в мире условных знаков ухода за одеждой. • • • Раздел "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" Учащийся научится: планировать и выполнять учебные технологические проекты: обосновывать цель проекта, планировать этапы выполнения работ;  представлять проект к защите; 7 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска • • • изготовлять   с   помощью   ручных   инструментов   и   оборудования   швейных   и  декоративно­прикладных   работ,   швейной   машины проектные изделия, пользуясь технологической документацией; изготовлять изделия декоративно­прикладного искусства; оформлять интерьер комнаты, кухни  Учащийся получит возможность научиться: • • • выявлять и формулировать проблему;  отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;  прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей. Содержание программы. Раздел 1. «Вводное занятие»  (2 ч ) Тема. Введение в предмет «Технология».  Правила  поведения в мастерской. (2 ч ) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Правила ТБ   в кабинете обслуживающего труда. Организация труда и оборудование рабочего места. Введение   в   курс   технологии.   Технология   как   способ   создания   рукотворного   мира.   Связь   технологии   с   ремеслом   и   декоративно­ прикладным искусством. Раздел 2.  «Технологии творческой и опытнической деятельности».  (4 ч). Тема. Исследовательская и созидательная деятельность 2ч. Этапы выполнения проекта (2 ч). Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия,   формулирование   требований   к   проектируемому   изделию.   Разработка   нескольких   вариантов   изделия   и   выбор   наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии  изготовления  изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего   места,   изготовление   изделия   с   соблюдением   правил   безопасной   работы,   подсчёт   затрат   на   изготовление.   Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. прикладным творчеством Раздел 3. «Оформление интерьера» (4 ч.) 8 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Тема. Интерьер кухни, столовой. Декоративное оформление кухни (2 ч.) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно­гигиенические, эстетические. Создание   интерьера   кухни   с   учётом   запросов   и   потребностей   семьи   и   санитарно­гигиенических   требований.   Планировка   кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.  Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т ы .   Разработка плана размещения оборудования на кухне­столовой. Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т а :   выполнить проект по разделу «Планирование кухни­столовой». Тема. Бытовые электроприборы 2 ч. Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Общие сведения о видах, принципе действия и правилах  эксплуатации  бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б от ы . Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.    Изучение   потребности   в   бытовых   электроприборах   на   кухне. Раздел 4.  «Кулинария» (14 ч.) Тема. Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания(2 ч.)         Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Санитарно­гигиенические   требования   к   лицам,   приготовляющим   пищу,   к   приготовлению   пищи, хранению продуктов и готовых блюд.      Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.        Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.  Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.  Режим питания. Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т ы .   Подготовка   посуды   и   инвентаря   к   приготовлению пищи.Составить индивидуальный режим питания и дневной рацион. Тема. Блюда из овощей.  (4 ч.) Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей . Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание   влаги   в   продуктах,   её   влияние   на   качество   и   сохранность   продуктов.   Способы   хранения   овощей   и   фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. 9 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие  сохранение цвета овощей и витаминов. Правила  измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов  в качестве самостоятельных  блюд и дополнительных  гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Лабораторно­практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества. Тема. Блюда из яиц (2 ч.) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы­ глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд. Ла б о р а т о р н о ­ п р а к т и ч е с к и е   и   п р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы .   Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегу­ стация блюд. Оценка качества. Тема. Бутерброды и горячие напитки (4 ч.) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао­порошка. Технология приготовления какао, подача напитка. Ла б о р а т о р н о ­ п р а к т и ч е с к и е   и   п р а к т и ч е с к и е   р а б от ы .   Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью. 10 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч.)   Меню   завтрака.   Понятие   о   калорийности   продуктов.   Понятие   о   сервировке   стола.   Особенности Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я . сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. Ла б о р а т о р н о ­ п р а к т и ч е с к и е   и   п р а к т и ч е с к и е   р а б от ы .   Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток. Раздел 5. «Художественные ремёсла» (14 ч.) Тема. Декоративно­прикладное искусство (2 ч.) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и и : Понятие   декоративно­прикладного   искусства.   Традиционные   и   современные   виды   декоративно­ прикладного   искусства   России:   узорное   ткачество,   вышивка,   кружевоплетение,   вязание,   роспись   по   дереву,   роспись   по   ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т ы .   Изучение лучших работ мастеров декоративно­прикладного искусства родного края. Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия. «Выполнить эскизы орнаментов для салфетки, платка». Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно­прикладного искусства (2ч.)         Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие  орнамента.  Символика   в орнаменте.  Применение  орнамента  в народной  вышивке.   Стилизация   реальных   форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т ы .   Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на листе бумаги в клетку. Тема. Вышивка (8ч.) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я . Виды декоративно­прикладного искусства. Материалы и инструменты. Цвет и его свойства. Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт). Симметрические и асимметрические композиции, их основное решение. Перевод рисунка на ткань. Подбор игл и ниток. Подготовка пасм мулине к работе. Заправка ткани в пяльцы. Правила посадки и постановки рук во время вышивания.  Правила  ТБ работы с тканями. Способы  закрепления рабочей нити. Техника выполнения   стебельчатых  и тамбурных швов, «вперед иголку». Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т ы . Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов   для   вышивки.   Организация   рабочего   места   для   ручного   шитья.   Вышивание   метки,   монограммы   стебельчатым   швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод 11 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска рисунка   на   ткань,   увеличение   и   уменьшение   рисунка.   Заправка   изделия   в   пяльцы.   Выполнения   простейших   вышивальных   швов: стебельчатого,   тамбурного,   «вперед   иголку»,   «назад   иголку»,   петельного,   «козлик».   Способы   безузлового   закрепления   рабочей   нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок. Тема. Лоскутное шитьё (2ч.) Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы   для   лоскутного   шитья,   подготовка   их   к   работе.   Инструменты   и   приспособления.   Лоскутное   шитьё   по   шаблонам: изготовление   шаблонов   из   плотного   картона,   выкраивание   деталей,   создание   лоскутного   верха   (соединение   деталей   между   собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. Ла б о р а т о р н о ­ п р а к т и ч е с к и е   и   п р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы .   Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проект­ ного изделия в технике лоскутного шитья. Раздел 6. «Создание изделий из текстильных материалов» (30 ч.) Тема. Свойства текстильных материалов 4 ч. Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач. Ла б о р а т о р н о ­ п р а к т и ч е с к и е   и   п р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы .   Определение направления долевой нити в ткани.Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.Изучение свойств тканей из хлопка и льна. Тема. Конструирование швейных изделий 4 ч. Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки.   Определение   размеров   швейного   изделия.   Расположение   конструктивных   линий   фигуры.   Снятие   мерок.   Особенности построения выкроек салфетки, фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами. Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б о т ы .   Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. 12 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Тема. Швейная машина 4 ч. Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Современная бытовая (промышленная)  швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот   строчки   под   углом,   закрепление   машинной   строчки   в   начале   и   конце   работы,   окончание   работы.   Неполадки,   связанные   с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине. Л а б о р а т о р н о ­ п р ак т и ч е с к и е   и   п р а кт и ч е с к и е   р а б от ы .   Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нит­ ками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок. Тема. Технология изготовления швейных изделий 14 ч. Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я .   Подготовка   ткани   к   раскрою.   Раскладка   выкроек   на   ткани   с   учётом   направления   долевой   нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения   прямого   стежка.   Способы   переноса   линий   выкройки   на   детали   кроя:   с   помощью   резца­колёсика,   прямыми   стежками,   с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные   операции   при   машинной   обработке   изделия;   постоянное   соединение   деталей   —   стачивание;   постоянное   закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно­тепловой обработки ткани. Правила  выполнения влажно­тепловых работ. Основные операции влажно­ тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность   изготовления   швейных   изделий.   Технология   пошива   салфетки,   фартука.   Обработка   накладных   карманов. Профессии закройщик, портной. Ла б о р а т о р н о ­ п р а к т и ч е с к и е   и   п р а к т и ч е с к и е   р а б от ы .   Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. 13 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Проведение влажно­тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану. Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта. Варианты   творческих   проектов:  «Планирование   кухни­столовой»,   «Приготовление   воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни­столовой», «Лоскутная мозаика» и др. 14 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска № п/п КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Наименование раздела. Тема урока Раздел 1. Вводное занятие (2 ч ) Примерные сроки Кол­ во часов Кол – во практич работ 1 ­ 2 Введение в предмет «Технология». Правила  поведения в мастерской. 3 ­ 4 5 ­ 6 7 - 8 9 -10 Исследовательская и созидательная деятельность. Что такое творческие проекты.  Раздел 2. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 ч) Этапы выполнения проекта. Анализ,  защита проекта. Раздел 3. «Оформление интерьера» (4 часа) Интерьер и планировка кухни ­ столовой. Декоративное оформление кухни  изделиями собственного изготовления. Бытовые электроприборы на кухне. Изучение потребности в бытовых  2 2 2 1 3 1 15 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска электроприборах на кухне. Творческий проект «Планировка кухни­столовой». Раздел  4. Кулинария (14 ч ) Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание.   Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Салат «Здоровье». 11­12 13­14 15­16 Тепловая кулинарная обработка овощей. Винегрет. 17­18 19­20 Технология приготовления блюда из яиц. Технология приготовления бутербродов и горячих напитков. 21­ 22 Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.  23 ­ 24 Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака». 27­28 29­32 33­34     35­36 37­38 39 ­40 41­42 Раздел 5. Художественные ремесла. (14 часов)  Декоративно – прикладное искусство. Основы композиции при создании предметов  декоративно – прикладного искусства. Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. Лоскутное шитье. Технология изготовления лоскутного изделия. Вышивка как вид декоративно­прикладного искусства и ее применение в народном и  современном костюме. Зарисовка эскиза вышивки. Подготовка ткани и инструментов и материалов к вышивке. Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный, «вперед иголку», «назад иголку». Выполнение простейших вышивальных швов. Вышивание по контуру. Творческий  проект «Изделие для кухни». Раздел 6. Создание изделий из текстильных материалов (30 часа) 43­44 45­46 Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Сырье и способы получения натуральных растительных волокон. Текстильные материалы. Изучение свойства  хлопка и льна. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 16 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска 47­48 49­50 51­52 53­56 57­58 59­60 Конструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия Конструирование и моделирование швейного изделия. Изготовление выкройки.  Моделирование изделия. Бытовая швейная машина, её технические характеристики.  Виды приводов  швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Приемы работы на швейной машине.  Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы. Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы. 61 ­ 62 Технология изготовления швейных изделий. Обработка накладных карманов.  63 ­ 66 Способы соединения деталей.   Сборка  проектного изделия. 65 ­ 68 Основные операции при влажно­тепловой обработки. Определение качества  готового изделия. Творческий проект «Наряд для завтрака». 2 4 2 4 2 2 2 4 4 1 2 1 1 1 1 2 1 Всего: 68 27 17 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска Приложение к программе. Система оценки достижений учащихся Практические работы оцениваются по критериям оценки качества учащихся для разных видов работ: «5»­ готовность к уроку ( спецодежда, конспект, задание к практической части), соблюдения правил безопасности труда, самостоятельное  правильное выполнение практического задания, аккуратность , творческий подход при выполнении практического задания, активная  работа при изучении теоретического материала , ответы на дополнительные вопросы. «4»­ готовность к уроку , соблюдение правил безопасного труда , выполнение практического задания, аккуратность, правильные ответы по  теме: «3»­ готовность  к уроку, соблюдение правил безопасного труда, практическая работа с помощью учителя или одноклассниц, аккуратность; «2»­ неготовность к уроку , несоблюдение правил безопасного труда не правильное выполнение  практического задания. Темы проектов: « Воскресный завтрак», « Прихватка», «Фартук». Тема творческой работы: «Вышитая салфетка», « Кухня моей мечты»  В основу тематического планирования по проектным работам положен дифференцированный подход к учащимся. Ядром мотивации  проектной деятельности  признаётся спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Выбор проектного задания  может завить от темы социального заказа со стороны родителей и школы. 18 муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска  В 5 классе учащимся сложно выбрать самостоятельно темы проекта и выполнить его не зная, что такое творческий проект. Поэтому в 5 классе педагог даёт первичное понятие о проекте, показывает совокупность приёмов и операций овладения определённой областью  практического и теоретического  знания, обучает приёмам  планирования.  Цели метода проектов в 5 классе  ­обучения приёмов планирования ­ закрепления определённых практических навыков ­ обучения оформлению результатов творческой деятельности. ­ развитие  ассоциативного мышления ­ развитие познавательного интереса Индивидуальность творческих работ обеспечивается разными вариантами технологической обработки, разнообразием тканей,  способом декоративной и отделки, индивидуальным подходом к решению со стороны учащихся. Перечень учебно­методического обеспечения. 1. Электрические приборы: утюг, швейные машины, оверлог(1), плита (1), холодильник(1), чайник. 2. Кухонные  приборы:  кастрюли  (2 набора), ложки, вилки,  ножи, кружки, тарелки различной ёмкости, чайники,  разделочные доски. 3. Кухонный инвентарь: стол разделочный, раковина,  посудный шкаф (1),  и т.д. 4. Таблицы по разделам: «Домашнее ведение дома ­ кулинария, элементы машиноведения, материаловедения, конструирование и  моделирование швейных изделий, пропорции фигурычеловека, образцы изделий, рисунки, поузловая обработка изделий. 5. Наглядно раздаточный материал: кроссворды, чертежи, схемы, технологические и инструкционные карты, образцы проектов,  пособие по разным возрастным группам(5­8 класс). Список используемых источников: 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010г. № 1897. 2. Примерные программы по учебным предметам «Технология 5­9 классы», М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго  поколения);  Технология : программа : 5­8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.­ М.: Вентана­Граф, 2012г 3. 19 4. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. ФГОС / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.­ М.: Вентана­Граф, 2013г  муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска 20

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 - 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019