РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
технология
5 кл
21.03.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
основного общего образования 5 класса
Количество часов 2 часа в неделю, 70 часов за год
Учитель: Касач Анна Алексеевна.
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных учреждений
по технологии,5класс «Просвещение»,2011г.,
примерной программы по технологии для общеобразовательных школ. Составитель: Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д.
- М.:Вентана-Граф,2013г.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5 класс / авт.-сост. П.С.Самородский, Н. В. Синица, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко - М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и " Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 5 классов, которые подготовлены авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, П.С. Самородский, О.В. Яковенко) и изданных Издательским центром "Вентана-Граф".2013
Место учебного предмета
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. В этом учебном году по плану в 5 классе 70часов, 3 праздника выпадает на праздники (23.02,01.05,08.05)таким образом по плану за год 67 часов.
Класс Федеральный базисный учебный план Утверждённый годовой календарный учебный график на 2016-2017 уч. год Потеря времени Причина потери учебного времени
5 2 часа в неделю-70 часов в год
67часов
3 23.02,01.05,08.05- праздники
Основные цели курса технология.
Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.
В реализации программы важное место от водится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных учащимися соответствующих знаний, умений и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у учащихся целостного представления о мире и роли техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико - технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного образования для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как к возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыком ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
• проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико - технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико - технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; • владение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчёт себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, предпринимательской деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
• художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
• участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; в коммуникативной сфере:
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
• устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
• удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
• аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; • построение монологических контекстных высказываний;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи - ческих операций;
• соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
основного общего образования 5 класса
Количество часов 2 часа в неделю, 70 часов за год
Учитель: Касач Анна Алексеевна.
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных учреждений
по технологии,5класс «Просвещение»,2011г.,
примерной программы по технологии для общеобразовательных школ. Составитель: Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д.
- М.:Вентана-Граф,2013г.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5 класс / авт.-сост. П.С.Самородский, Н. В. Синица, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко - М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и " Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 5 классов, которые подготовлены авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, П.С. Самородский, О.В. Яковенко) и изданных Издательским центром "Вентана-Граф".2013
Место учебного предмета
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. В этом учебном году по плану в 5 классе 70часов, 3 праздника выпадает на праздники (23.02,01.05,08.05)таким образом по плану за год 67 часов.
Класс Федеральный базисный учебный план Утверждённый годовой календарный учебный график на 2016-2017 уч. год Потеря времени Причина потери учебного времени
5 2 часа в неделю-70 часов в год
67часов
3 23.02,01.05,08.05- праздники
Основные цели курса технология.
Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.
В реализации программы важное место от водится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных учащимися соответствующих знаний, умений и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у учащихся целостного представления о мире и роли техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико - технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного образования для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как к возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыком ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
• проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико - технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико - технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; • владение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчёт себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, предпринимательской деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
• художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
• участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; в коммуникативной сфере:
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
• устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
• удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
• аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; • построение монологических контекстных высказываний;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи - ческих операций;
• соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
технология 5 2016.docx
Ремонтненский район пос. Краснопартизанский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОПАРТИЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Краснопартизанской СШ
Приказ от 01.09.2016 № 70
__________Г.Л.Кравцова.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
основного общего образования 5 класса
Количество часов 2 часа в неделю, 70 часов за год
Учитель: Касач Анна Алексеевна.
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных учреждений
по технологии,5класс «Просвещение»,2011г.,
примерной программы по технологии для общеобразовательных школ.
Составитель: Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д.
М.:ВентанаГраф,2013г. Пояснительная записка
Программа по предмету «Технология» составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам освоения основной общеобразовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования второго
поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5 класс
/ авт.сост. П.С.Самородский, Н. В. Синица, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко
М.: ВентанаГраф, 2013.
Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и
" Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам
"Технология" для 5 классов, которые подготовлены авторским коллективом
(Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, П.С. Самородский, О.В. Яковенко) и изданных
Издательским центром "ВентанаГраф".2013
Место учебного предмета
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 5 классе
отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. В этом учебном году по плану в 5
классе 70часов, 3 праздника выпадает на праздники (23.02,01.05,08.05)таким
образом по плану за год 67 часов.
Класс
Федеральный
базисный
учебный план
Утверждённый
годовой
календарный
учебный график
на 20162017
уч. год
Потеря
времени
Причина потери
учебного времени
5
2 часа в
неделю70
часов в год
67часов
3
23.02,01.05,08.05
праздники
Основные цели курса технология.
Программа включает в себя следующие разделы: культура питания,
электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение,
машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка
металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В
содержание программы введен также инновационный раздел дизайн
пришкольного участка.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых
классах является разработка методики проведения занятий одновременно с
мальчиками и девочками.
В реализации программы важное место от водится методу проектов,
который способствует повышению познавательной и трудовой активности
школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы
предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного
труда, представлений о технологической культуре на основе включения
учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми
для поиска и использования технологической информации,
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего
хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных
и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности; уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических
знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся
к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно
формулировать цели и определять пути их достижения, использовать
приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят
: в сформированности целостного представления о техносфере, которое
основано на приобретенных учащимися соответствующих знаний, умений и
способах деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности,
познания и самообразования; созидательной преобразующей, творческой
деятельности;
в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и
материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить
:
становление у учащихся целостного представления о мире и роли техники и
технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей
действительности – природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого технико технологические знания;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание
ценности технологического образования, значимости прикладного
образования для каждого человека, общественной потребности в развитии
науки, техники и технологий, отношения к технологии как к возможной
области будущей практической деятельности;
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности,
опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых
компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,
базовых трудовых навыком ручного и умственного труда; навыки измерений,
навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной
жизни.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета
«Технология» в основной школе:
проявление познавательной активности в области предметной
технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и
перспективных потребностей;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и
стратификации; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей
профессиональной деятельности, планирование образовательной и
профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного
труда как условия безопасной и эффективной социализации;
проявление техникотехнологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
осознание необходимости общественно полезного труда как условие
безопасной и эффективной социализации;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технического труда.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета
«Технология» в основной школе:
алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой
деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного
из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических
задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию технико технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы
и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками;
согласование и координация совместной познавательнотрудовой
деятельности с другими её участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательнотрудовой деятельности
в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения;
диагностика результатов познавательнотрудовой деятельности по
принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения
ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических
процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры
труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательнотрудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в
основной школе: в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов
труда;
оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания
объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико
технологических задач;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах; овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации, овладение
методами чтения технической, технологической и инструктивной
информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно
математического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности
деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий
и проектов; владение элементами научной организации труда, формами
деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре
производства; в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья,
материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований
технологии и материальноэнергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной
карты работы;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности,
правил санитарии и гигиены;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
выбор средств и видов представления технической и технологической
информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов
их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом
сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной
деятельности, предпринимательской деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательнотрудовой деятельности;
направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки
в старших классах полной средней школы или будущей профессии в
учреждениях начального профессионального или среднего специального
образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или
сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской
деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств, труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и
выполнении работ; в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом
требований эргономики и элементов научной организации труда;
художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование
работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка,
стремление внести красоту в домашний быт;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование
эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение
продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение
монологических контекстных высказываний;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или
услуги; в физиологопсихологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологи ческих операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание курса
Введение. Раздел 1«Сельскохозяйственные технологии»
Гл.Растениеводство(16ч )
Технологии растениеводства. Осенние работы. Инструктаж по ТБ.
Растениеводство и его структура.
Знакомство с учебноопытным участком. Экскурсия на УОУ. Контрольная
работа. Правила безопасности и рационального труда. Основные приемы
ухода за растениями. Осенняя обработка почвы. Пр/р «Орудия труда для
обработки».
Весенние аграрные работы Виды и применение севооборотов. Понятие
урожай .Урожайность. Пр/р «Учет урожайности» Пр /р «ручные орудия для
обработки почвы» Виды и применение севооборотов Виды и применение
севооборотов Понятие урожай урожайность Практическая работа « Учет
урожайности». Весенняя обработка почвы. Предпосевная обработка почвы.
Предпосевная обработка почвы. Посев овощных культур. Контрольная
работа.
Раздел 2«Технологии домашнего хозяйства» ( 1ч)
Тема 1. Интерьер кухни, столовой(1)
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические,
санитарногигиенические, эстетические. Бытовые
электроприборы (1ч)
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно
гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления
пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его
рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование
современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили
в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Разработка плана размещения оборудования на кухнестоловой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Раздел3 «Электротехника» (1 ч)
Тема 1.
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах:
эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой
печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторино практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.
Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.
Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника
Раздел «Кулинария» (9 ч)
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне (1 ч)
Теоретические сведения. Санитарногигиенические требования к лицам, приготовляющим
пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность
мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие
средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами,
электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарём.
Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторнопрактические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к
приготовлению пищи.
Тема 2. Физиология питания (2ч)
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность.
Пищевые
(питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности
человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене
веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила,
позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой
пирамиды.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки (1ч)
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов.
Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология
приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов.
Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача
бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их
вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество
напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола
зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления
кофе. Получение какаопорошка. Технология приготовления какао, подача напитка. Лабораторнопрактические и практические работы.
Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).
Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из молока и молочных продуктов (1 ч)
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в
питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для
приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких
каш. Требования к качеству каши. Приготовление молочных блюд в кулинарии.
Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных
изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов (1ч)
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание
в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах,
её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов.
Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного
использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение
доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества
нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с
помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних
нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки
листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных
овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов.
Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей.
Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к
мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).
Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при пускание, бланширование,
жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных
способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из
варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие
сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению
готовых блюд.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в
кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести
(1ч) яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для
взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных
яиц. Жарение яиц: приготовление яичницыглазуньи, омлета натурального. Подача готовых
блюд.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Определение свежести яиц.
Приготовление блюд из яиц.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч)
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о
сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья,
приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за
столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Разработка меню завтрака.
Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку.
Складывание салфеток.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (14 ч)
Тема 1. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и
свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и
тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в
домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное,
саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические,
технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного
происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии
оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты
и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия.
Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения
выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке,
сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила
безопасной работы ножницами.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 3. Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим
приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения
машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на
(2 ч)
(2ч)
(4ч) (6ч)
шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы
работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление
машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с
неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих
механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.
Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками.
Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с
учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от
ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя.
Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия.
Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными
иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы
переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резцаколёсика, прямыми стежками,
с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания ручное
обмётывание; временное соединение деталей смётывание; временное закрепление
подогнутого края замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания
машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение
деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края застрачивание (с
открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажнотепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения
ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов в разутюжку и стачной
шов в заутюжку) и краевые (шов в подгибку с открытым срезом и шов в подгибку с
открытым обмётанным срезом, шов в подгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки,
фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в
фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторнопрактические и практические работы.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажнотепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4ч)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных
и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе.
Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
( 4ч) Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта,
обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований, к
проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.
Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия,
подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с
соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный
(аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.
Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни столовой», «Приготовление
воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне»,
«Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухнистоловой», «Лоскутная мозаика» .
№ п/п
Название темы
Тематическое планирование
1
2
3
4
Введение. Раздел 1«Сельскохозяйственные технологии»
Гл. Растениеводство. Осенние работы. Инструктаж по ТБ.
Растениеводство и его структура. Знакомство с учебно
опытным участком. Экскурсия на УОУ. Правила
безопасности и рационального труда. Основные приемы
ухода за растениями. Осенняя обработка почвы. Пр/р
«Орудия труда для обработки» .Контрольная работа.
Весенние аграрные работы Виды и применение
севооборотов. Понятие урожай урожайность. Пр/р учет
урожайности. Пр /р «ручные орудия для обработки почвы»
Виды и применение севооборотов Виды и применение
севооборотов Понятие урожай урожайность Практическая
работа « Учет урожайности». Весенняя обработка почвы.
Предпосевная обработка почвы. Предпосевная обработка
почвы. Посев овощных культур. Контрольная работа.
Раздел2 «Творческая проектная деятельность»
Творческая проектная деятельность
Раздел3 «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Интерьер кухни, столовой
Раздел «Электротехника»
Тема 1.
электроприборы
Бытовые
Кол
во
часо
в
16
1
1
1 (1 ч)
Раздел4 «Кулинария»
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне (1 ч)
Тема 2. Физиология питания (1 ч)
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки (1 ч)
Тема 4. Блюда из молока и молочных продуктов (1 ч)
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов (1ч)
Тема 6. Блюда из яиц
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2
ч) Тема 8 Тепловая кулинарная обработка овощей. (1)
Раздел 5«Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема «Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс»
Создание изделий из текстильных материалов
Тема 1. Свойства текстильных материалов
Тема 2. Конструирование швейных изделий
Тема 3. Швейная машина
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий
(6ч)
(2ч)
(4 ч)
(2ч)
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Заключительные занятия
4
9
20
14
4
1
67
5
6
7
ИТОГО №
уро
ка
Календарно тематическое планирование.5 кл.
Наименование раздела ,глав и темы урока.
Дата
часы
План. Фак
т.
Раздел 1«Сельскохозяйственные технологии» Гл. Растениеводство
01.09
05.09
08.09
1 Осенние работы. Инструктаж по ТБ.
2
3
Растениеводство и его структура.
Знакомство с учебноопытным участком.
Экскурсия на УОУ.
4 Правила безопасности рационального труда.
5 Основные приемы ухода за растениями.
6 Осенняя обработка почвы.
7 Практическая работа. «Орудия труда для обработки».
8 Контрольная работа .
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29.09
03.10
06.10
10.10
Раздел 2 Творческая проектная деятельность
Введение. Творческий проект.
Графическое изображение изделия.
9
РАЗДЕЛ «Технологии домашнего хозяйства»(1) Гл1.Оформление интерьера
10 Интерьер и планировка кухни.
Раздел «Электротехника»
11 Бытовые электроприборы на кухне.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
12 Творческий проект «Планирование кухнистоловой».
Раздел 3 Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс
13 Организация . Планирование и создание изделий из древесины.
14
15 Практическая работа №1
16 Разметка изделия на заготовке.
17 Практическая работа №2
18 Древесина и материалы для изготовления изделий.
19 Операции и приемы пиления и строгания
20 Операции и приемы сверления отверстий.
21 Соединение деталей из древесины
22 Практическая работа №3.
23 Выпиливание лобзиком.
24 Выжигание рисунка.
25
26 Оборудование рабочего места учащегося.
27 Устройство сверлильного станка.
Зачистка и лакирование поверхностей.
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
07.11
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
01.12
05.12
08.12 29.12
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
16.02
20.02
27.02
02.03
06.03
28 Практическая работа №4.
29 Разметка деталей из металлических листов и проволоки.
30 Практическая работа №5.
31 Технология обработки металлического листа и проволоки.
32 Соединение фальцевым швом, заклепками.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 1
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
33
Творческий проект «Подставка под горячее».1
Раздел 4.Создание изделий из текстильных материалов.
34 Технология изготовления ткани.
35 Текстильные волокна.
36 Изготовление выкройки фартука.
37 Раскрой швейного изделия.
38 Ручные швейные работы.
39 Выполнение прямого стежка.
40 Практическая работа №5
41 Швейная машина. Основные операции
42 Машинные швы.
43 Оборудование для влажно – тепловой обработки.
44 Основные операции влажно – тепловой обработки.
45 Последовательность изготовления швейных изделий.
46 Материалы и оборудование для вышивки крестом.
47 Вышивание .Практическая работа №6
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 1
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность 1
1
48 Творческий проект «Наряд для завтрака на траве».
Весенние аграрные работы
8
1
49 Виды и применение севооборотов
1
50 Понятие урожай урожайность
1
51 Практическая работа « Учет урожайности».
1
52 Весенняя обработка почвы.
1
53 Практическая работа «Ручные орудия для обработки»
1
54 Предпосевная обработка почвы.
1
55 Посев овощных культур.
56 Контрольная работа
1
Раздел «Кулинария» 9
57 Санитария и гигиена на кухне.
1
1
58 Пищевые (питательные) вещества. Режим питания
59 Бутерброды. Горячие напитки.
1
13.03
16.03
20.03
23.03
03.04
06.04
10.04
13.04
09.03
17.04
20.04
24.04 60 Блюда из овощей и фруктов.
61 Тепловая кулинарная обработка овощей.
62 Блюда из яиц. Приготовление.
63 Блюда из молока и молочных продуктов.
64 Приготовление завтрака.
65 Сервировка стола к завтраку.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 1
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность 1
66
67
Защита творческого проекта.
Заключительное занятие за курс 5 класса.
27.04
04.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
29.05
1
1
1
1
1
1
1
1
Согласовано Согласовано
на заседании МО Зам. Директора по УВР
учителей гуманитарного Л.Н. Еременко
цикла 31.08.2016.
протокол № 1 от 30.08.16г.
О.Ф.Куникина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии основного общего образования 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.