Рабочая программа по технологи, предметная область - технология составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России». При составлении рабочей программы использовались примерная программа по отдельным учебным предметам (2012 г.) и авторская программа по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы» М.: «Просвещение, 2011 г. К учебнику Технология. 4 класс:Рабочая программа по технологии 4 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №3
г. Яранска Кировской области»
Утверждаю
Директор МКОУ СШ с УИОП
№3
__________________
Д.А.Хвостанцев
Приказ № 82/1 от 30
августа 2017 г.
Рабочая программа
на 2017 – 2018 учебный год
по технологии
в 4 классе
Авторы- составители:
учителя начальныхклассов
1Лобанова С.В.- первая
квалификационная категория
Яранск, 2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологи, предметная область технология составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 06 октября 2009 г.№373) и на основе
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы
формирования универсальных учебных действий (УУД). Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России». При составлении
рабочей программы использовались примерная программа по отдельным учебным предметам (2012 г.) и авторская программа по технологии
Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 14 классы» М.: «Просвещение, 2011 г. К учебнику Технология. 4 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе./Роговцева Н. И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова
С.В. М.: Просвещение, 2014, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта
начального образования 2009 года.
Место курса в учебном плане.
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. В 4 классе на курс отводится 34 ч .
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
1.Планируемые результаты
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
2находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио,
видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий
и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил
техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач.
3 Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения
учебнопознавательных и проектных художественноконструкторских задач.
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни
осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в
соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной
обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими
(ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией:
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия
по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых
свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной
художественноэстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере» выпускник научится:
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в
ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторскотехнологических задач;
использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
4Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится
с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
2.Содержание учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности
и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых
и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия,
которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной
деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи
малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративнохудожественным
и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
5Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ
устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение
деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия
(клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное
заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России
(растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы
соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным
условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Конструирование и моделирование на
компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word.
6с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
3. Тематическое планирование
Как работать с учебником.
Тема
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Итого
Количество часов
1
1
21
3
3
6
34
№
п/п
Раздел. Название темы.
Колво
часов
Дата
Характеристика деятельности учащихся
Календарнотематическое планирование
34ч (1ч в неделю)
71
Здравствуй дорогой друг. Как
работать с учебником.
Путешествие по городу.
23 Вагоностроительный завод.
Кузов вагона. Пассажирский
вагон.
4 Полезные ископаемые. Буровая
вышка.
5 Полезные ископаемые.
Малахитовая шкатулка.
67 Автомобильный завод. КамАЗ.
Кузов грузовика.
89 Монетный двор. Стороны
медали. Медаль.
1011 Фаянсовый завод. Основа для
вазы. Ваза.
1
2
1
1
2
2
2
Отвечать на вопросы по материалу,
изученному в предыдущих классах.
Планировать изготовления изделия
на основе «Вопросов юного технолога»
и технологической карты.
Земля и человек. (21ч)
Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного
транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и
последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.
Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия,
выполнять разметку деталей при помощи циркуля.
Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их
добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей
полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие
месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального
объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.
Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных
камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и
других источников. Определять технологию лепки слоями для создания
имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для
создания нового оттеночного цвета.
Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие
автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять
этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила
безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)
Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских
медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и
других источников. Освоить правила теснения фольги.
Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из
фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других
812 Швейная фабрика. Прихватка.
1
13 Мягкая игрушка. Новогодняя
игрушка. Птичка.
1415 Обувное производство. Модель
детской летней обуви.
1617 Деревообрабатывающее
производство. Лесенкаопора
для растений.
1819 Кондитерская фабрика.
«Пирожное «Картошка»»,
«Шоколадное печенье»
2021 Бытовая техника. Настольная
лампа.
1
2
2
2
2
источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для
определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России
города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.
Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и
профессиональной деятельности людей, работающих на швейном
производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и
отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные
производства.
Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на
швейном производстве, из материалов учебника и других источников.
Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим
процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно
разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и
профессиональной деятельности людей, работающих на обувном
производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять,
используя таблицу размеров, свой размер обуви.
Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии
производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для
обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки
при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным
клеем.
Находить и отбирать информацию о технологии производства
кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей,
работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где
находятся крупнейшие кондитерские фабрики.
Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и
назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся
крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила
пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для
соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила
922 Тепличное хозяйство. Цветы
1
для школьной клумбы.
23 Водоканал. Фильтр для воды.
1
24 Порт.
25 Узелковое плетение. Браслет.
2628 Самолетостроение. Самолет.
29 Создание титульного листа.
1
1
3
1
пользования бытовыми приборами.
Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их
значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать
информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт,
высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их
выращивания.
Человек и вода (3ч)
Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения
города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления
рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для
человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на
основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды,
которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи.
Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии
людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты
России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы
вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту
применять свои знания.
Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы
крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания
морских узлов в стиле «макраме».
Человек и воздух (3ч)
Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и
назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором
находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.
Человек и информация (6ч)
Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги,
о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания
1030 Работа с таблицами.
31 Создание содержания книги.
3233 Переплетные работы. Книга
«Дневник путешественника».
34 Итоговой урок.
1
1
2
1
книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих
в ее создании.
Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста,
последовательность и особенности работы в текстовом редакторе
MicrosoftWord.
Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи
информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском
деле, в процессе создания книги.
Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ.
Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка)
книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.
Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.
Для учителя.
Перечень учебнометодических средств
1. Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 14 классы, Просвещение 2010
2. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего
образования.
3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс (128 с.), Просвещение 2011
Для учащихся.
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011
1112