Рабочая программа по "Технологии"(швейное дело) 5-7кллассы
Оценка 4.9

Рабочая программа по "Технологии"(швейное дело) 5-7кллассы

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
труд
5 кл—7 кл
11.11.2018
Рабочая программа по "Технологии"(швейное дело) 5-7кллассы
Программа ставит своими задачами: -формирование у обучающихся элементарные знания основ швейного дела; навыков пошива швейных изделий, и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности; –формирование набора предметных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; – использование процесса обучения швейному делу для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
Рабочая программа по предмету.docx

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рабочая программа по предмету «Технология (швейное дело)» для обучающихся 5 – 7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии ФКГОС НОО на основе АОП НОО (вариант 1), Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. – М.: Владос, 2011, под редакцией В.В. Воронковой. Программы допущены к использованию Министерством образования Российской Федерации.

Учебники:

1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина,

Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2016 г.

2.Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина,

Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2013г.

3.Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина,

Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2015 г.

           Рабочая программа составлена в соответствии с:

·         Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

·         Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г.№1089;

·         Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования умственно отсталых обучающихся ГБОУРК «Керченская специальная школа-интернат», утвержденной приказом от 31.08.18

·         Учебным планом ГБОУРК «Керченская специальная школа-интернат» на 2018/2019 учебный год.

 Срок реализации программы: 5 лет. Реализация программы рассчитана на соответствующее количество учебных часов:

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за учебный год

5

6

204

6

6

204

7

8

272

 

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к само­стоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мо­тористка женской и детской легкой одежды.

Цель предмета –развитие у обучающихся общетрудовых и специальных умений, необходимых для поиска и использования

технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

 

Задачи:

-формирование у обучающихся элементарные знания основ швейного дела; навыков пошива швейных изделий, и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

–формирование набора предметных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использование процесса обучения швейному делу для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей  каждого ученика.

воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда.

Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

 

В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной маши­ны. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.

В 6—8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Выра­батывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7, 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, ко­торое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое вни­мание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализи­ровать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторе­ние» школьникам предлагают заказы базового предприятия.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися про­мышленной технологией пошива женской и детской легкой одеж­ды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику спе­циализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что дает возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вно­сить соответствующие изменения в программу 9 класса.

В программе не указано количество часов, отведенных на изуче­ние той или иной темы. Учитель исходя из уровня подготовленнос­ти учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приоб­ретают на уроках математики, биологии и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать рас­ходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, на­выки и умения, полученные при освоении швейных операций спо­собствуют более успешному изучению школьницами общеобразо­вательных предметов.

В программе учтены требования, предъявляемые к выпускни­кам производственными предприятиями, о чем свидетельствуют такие, например, темы, как «Технология пошива простейших изде­лий, выпускаемых базовым предприятием» или «Правила безопас­ной работы на швейной фабрике».

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у ано­мальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на ста­новлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

5 класс

Основной целью курса является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной трудовой деятельности.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  1. формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
  2. развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  3. формирование эстетических представлений и вкуса;
  4. воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков

Планируемые результаты

 

Учащиеся должны знать:

-правила работы на ножной швейной машине;

-правила безопасной работы с электроутюгом;

-иметь представление о х\б волокнах и тканях;

-виды ремонта одежды;

-инструменты и приспособления для выполнения чертежа, название линий;

-конструкцию и применение краевых (шов вподгибку) и соединительных

(стачной, двойной и накладной) швов.

 

Уметь:

-выполнять краевые (шов вподгибку) и соединительные (стачной, накладной и двойной) швы на машине с ножным приводом;

-утюжить однодетальные изделия;

-строить чертеж квадрата по заданным размерам;

-рассчитывать расход ткани.

 

 

                                                                             Содержание учебного курса

I четверть

Швейная машина Вводное занятие

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требова­ния. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, ма­териалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получе­ние ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к ра­боте (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машин­ных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигза­гообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и ма­шинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (кра­евой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закры­тым и открытым срезами.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и откры­тым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подго­товка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косы­ми стежками.

Ремонт одежды

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришива­ния пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответ­ствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складыва­ние ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распо­ровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание сре­зов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом ши­риной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными от­верстиями на стойке.

 

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мас­терской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и ма­шинного рабочего места.

Работа с тканью

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух сло­ев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, кон­струкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежка­ми или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание сре­зов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего сре­за швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продер­гивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отде­лочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. При­утюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешал­ки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закры­тым срезом.

 

III четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопас­ной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приво­дом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и под­бор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Выполнение строчек с различной дли­ной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машин­ных строчек на тонких и толстых тканях.

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани

Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обра­ботанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изго­товления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кри­вая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штрихо­вая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонталь­ные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямо­му направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложе­нием сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и попереч­ной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к по­шиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стеж­ками вручную. Утюжка изделия.

Двойной шов

Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Конт­роль размеров шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.  

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применение двойного шва

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по по­душке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Рас­кладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с при­пуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двой­ным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюж­ка готового изделия.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Самостоятельная работа

Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и про­верка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

 

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

Накладной шов

Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: примене­ние, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с дву­мя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя от­крытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Об­щее представление о хлопчатнике. Общее представление о пряде­нии. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, разме­ры, швы.

Умение. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Определение ширины и длины прямо­угольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с при­пуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обра­ботка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Размет­ка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторо­ну дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйствен­ных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Самостоятельная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Темы программы

Количество часов

Всего

часов

Практических работ

Самостоятельных работ

 

1 четверть

48

 

 

1

Вводное занятие

3

 

 

2

Швейная машина

9

6

 

3

Работа с тканью

15

10

 

4

Ремонт одежды

6

4

 

5

Практическое повторение

12

8

 

6

Самостоятельная работа

3

 

3

 

2 четверть

48

 

 

1

Вводное занятие

3

 

 

2

Работа с тканью

33

22

 

3

Ремонт одежды

9

6

 

4

Самостоятельная работа

3

 

3

 

3 четверть

66

 

 

1

Вводное занятие

3

 

 

2

Швейная машина с ножным приводом

12

8

 

 

Построение чертежа изделия и изготовление выкройки

6

4

 

3

Шитье на швейной машине

12

8

 

4

Двойной шов

6

4

 

5

Построение чертежа по заданным размерам

12

8

 

6

Практическое повторение

12

12

 

7

Самостоятельная работа

3

 

 

 

4 четверть

42

 

 

1

Вводное занятие

3

 

 

2

Накладной шов

6

4

 

3

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.

18

12

 

4

Практическое повторение

9

9

 

5

Самостоятельная работа

3

 

3

6

Повторение изученного за год

3

 

 

 

Всего

204

 

 

 

 

 

6 класс

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

- развитие познавательно-трудовой активности;

- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;

- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;

- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда.

 

Планируемые результаты 

К концу обучения швейному делу в 6 классе обучающие должны знать:

-строение и основные свойства льняных тканей, их применение;

-основные механизмы швейных машин с электроприводом, в том числе и промышленных;

-характеристику настрочного и расстрочного швов;

-название деталей и контурных срезов плечевого и поясного белья;

-последовательность пошива бельевых изделий.

Должны уметь:

-распознавать льняные ткани;

-выполнять машинные швы- вподгибку, стачной, запошивочный, настрочной;

-обрабатывать прямые и косые срезы подкройной обтачкой;

-обрабатывать углы и карманы в швейных изделиях

-выполнять раскрой и пошив фартука с нагрудником;

-выполнять мелкий ремонт одежды.

 

Содержание учебного курса

 

I четверть (48ч)
Вводное занятие (3ч)
Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Швейные изделия (3ч)

Теоретические сведения. Сведения о швейных изделиях. Отделочные материалы. Влажно-тепловая обработка швейных изделий.
Практические работы.
Составление коллекции отделочных материалов.

Прядильное и ткацкое производство (15ч)

Теоретические сведения.  Сведения о прядении и ткачестве, их производстве. Отделка и дефекты тканей. Полотняное, саржевое и сатиновое переплетение. Производство хлопчатобумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной  и льняной ткани.

 Умение. Распознавание вида хлопчатобумажной  и льняной ткани.
Упражнение. Выполнение полотняного, саржевого и сатинового переплетения. Составление коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей.
Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях (21ч)

Обработка обтачкой среза ткани
Теоретические сведения. Виды срезов и свойства ткани. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Умение. Ориентировка, пооперационной предметной карте.
Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани
Изделие. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств, при обработке изделия.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.
Самостоятельная работа (3ч)

Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.

II четверть (48ч)
Вводное занятие (3ч)
План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.
Обработка сборок (3ч)
Изделие. Отделка изделия (сборки).
Теоретические сведения. Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.
Упражнения. Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).
Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок.

Обработка мягких складок (6ч)
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Упражнение. Выполнение на образце мягких не заутюженных складок.
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.
Выполнение машинных швов (9ч)

Теоретические сведения. Виды соединительных швов, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный, настрочной  и расстрочной швы.
Умение. Выполнение запошивочного шва.
Упражнение. Выполнение запошивочного шва на образце.
Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.
Построение чертежей одежды (6ч)
Теоретические сведения.
Снятие мерок, их названия  и обозначения. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия.
Понятие масштабМасштабная линейка, применение, приемы работы.

Умение. Снятие мерок и их запись

Практические работы. Определение по меркам  полуобхвата груди и бедер размеров изделий.

Пошив фартука на поясе (18ч)

Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе.
Теоретические сведения. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Снятие мерок. Построение чертежа.
Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Заметывание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.
Самостоятельная работа (3ч)
Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).

III четверть (66ч)
Вводное занятие (3ч)

Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.

Построение чертежа  и пошив  ночной сорочки с круглым вырезом (27ч)
Изделие.
 Сорочка с круглым вырезом.
Теоретические сведения.  Способы перевода контурных линий. Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.
Практические работы. Прокладывание контрольных линий (посередине деталей). Соединение деталей изделия по образцу. Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений (кружево, тесьма). Утюжка изделия.
Бытовая швейная машина с электроприводом (9ч)
Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Обработка углов и карманов в швейных изделиях(18ч)
Изделие. Накладной карман.
Теоретические сведения. Сведения о подкройных обтачках. Обработка углов подкройной обтачки. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.
Умение. Работа по лекалу.
Упражнение. Выполнение на образце накладных карманов гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.
Практические работы. Раскрой деталей кармана по лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.
Ремонт одежды (9ч)
Изделие. Заплата. Штопка. 
Теоретические сведения. Эстетика одежды.
Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Упражнение. Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

Самостоятельная работа (3ч)
Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соедине­ние кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.

IV четверть (42ч)
Вводное занятие (3ч)
Виды предстоящих работ. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.

Раскрой  и пошив фартука с нагрудником (18ч)
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.
Теоретические сведения. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.
Умение. Экономия ткани при раскрое изделия. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой. Ориентировка в работе по образцу изделия. Коллективное обсуждение последовательности операций пошива на основе предметной технологической карты. Краткая запись плана работы. Уточнение плана в процессе работы. Анализ качества выполненного изделия при сравнении с образцом.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков на швы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов — швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.
Пошив трусов-плавок (9ч)
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов.
Умение. Снятие и запись мерок.
Упражнение. Построение чертежа в масштабе 1:4 под руководством учителя.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза. Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью. Соединение запошивочным швом боковых срезов. Заготовка и соединение в кольцо по размеру нижнего среза косой обтачки. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка). Утюжка изделия.

Пошив летнего головного убора (9ч)
Изделие. Берет.
Теоретические сведения. Кепи и берет: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма).
Настрочной и расстрочной швы; характеристика. Использование при пошиве головных уборов.

Умение. Учет рисунка ткани при раскрое изделия.
Упражнение. Выполнение настрочного и расстрочного швов на образце.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя. Вырезание выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой. Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. Вкладывание подкладки в головку. Обработка козырька. Утюжка и складывание изделия
Контрольная работа (3ч)
Пошив поварского фартука на поясе по готовому крою. Анализ контрольной работы

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Всего часов

Практическая работа

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Контрольная работа

 

1 четверть

48

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

3

 

 

 

 

2.

Швейные изделия

3

2

 

 

 

3.

Прядильное и ткацкое производство

15

10

 

 

 

4.

Лабораторная работа.

3

 

 

3

 

5.

Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях

21

14

 

 

 

6.

Самостоятельная работа

3

 

3

 

 

 

2 четверть

48

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

3

 

 

 

 

2.

Обработка сборок

3

2

 

 

 

3.

Обработка мягких складок

6

4

 

 

 

4.

Выполнение машинных швов

9

6

 

 

 

5.

Построение чертежей одежды

6

4

 

 

 

6.

Пошив фартука на поясе

18

12

 

 

 

7.

Самостоятельная работа

3

 

3

 

 

 

3 четверть

66

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

3

 

 

 

 

2.

Построение чертежа и пошив  ночной сорочки с круглым вырезом

21

14

 

 

 

3.

Бытовая швейная машина с электроприводом

9

6

 

 

 

4.

Обработка углов и карманов в швейных изделиях

18

12

 

 

 

5.

Ремонт одежды

9

6

 

 

 

6.

Самостоятельная работа

3

 

3

 

 

 

4 четверть

42

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

3

 

 

 

 

2.

Раскрой  и пошив фартука с нагрудником

18

12

 

 

 

3.

Пошив трусов-плавок

9

6

 

 

 

4.

Пошив летнего головного убора

9

6

 

 

 

5.

Контрольная работа

3

 

 

 

3

6.

Повторение за год

3

 

 

 

 

 

7 класс

Цель профессионально-трудового обучения: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Задачи:

-        приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об элементах машиноведения, технологии обработки ткани, художественной обработке материалов;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

 

Планируемые результаты

 

По окончании 7 класса учащиеся должны знать:

-устройство и правила работы на промышленной швейной машине

-название основных мерок при построении чертежей сорочки, пижамных брюк, юбки

-название контурных срезов и деталей выкройки

-дефекты швейных игл и их устранение

-сведения о ткацком производстве

-назначение и фасоны пододеяльников

-производство льняных и шерстяных волокон и тканей и их свойства

-виды складок

-виды застежек в боковом шве

-виды обработки верхнего и нижнего среза юбки

-устройство и правила работы на оверлоке

-последовательность пошива двухдетальных изделий

 

Учащиеся должны уметь:

-выполнять пошив на промышленной швейной машине

-работать на краеобметочной машине

-снимать мерки для построения чертежа сорочки, брюк, юбки

-строить чертеж в масштабе

-работать бригадным методом с пооперационным разделением труда

-самостоятельно анализировать и контролировать качество выполненной работы

-выполнять обработку рамки пододеяльника, застежки в боковом шве, нижнего и верхнего срезов юбки

-составлять план пошива двухдетальных бельевых изделий

-определять шерстяные ткани по внешним признакам, подбирать в соответствии с фасоном

Для мотивации обучения перед выполнением каждого задания необходимо конкретно устанавливать норму времени и оценивать результат в зависимости от выполнения.

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

I четверть

Вводное занятие

Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Прави­ла безопасной работы.

Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ

Теоретические сведения. Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ, назначение, скорости, виды выполняемых опера­ций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышлен­ной швейной машине. Организация рабочего места. Правила безо­пасной работы. Посадка во время работы: положение рук, ног, кор­пуса. Установка стула (напротив игловодителя).

Умение. Строчка на промышленной швейной машине по пря­мым и закругленным линиям. Одновременная и последовательная работа обеими руками.

Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка машины, на­матывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток.

Практические работы. Подготовка машины к работе (наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и ниж­ней ниток).

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва

Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фи­гурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

Теоретические сведения. Получение пряжи из льняного волок­на. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фа­соны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Осо­бенности складывания ткани при раскрое детского белья без плече­вого шва. Производственный способ раскроя (вразворот). Надстав­ка-клин: допустимые соединение с основной деталью (по какой нити).

Упражнения. Построение чертежа в масштабе.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкрой­ки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание гор­ловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки

Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вы­резом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

Теоретические сведения. Качество машинных игл. Дефект в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устране­ние. Неполадка в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.

Экскурсия. Ткацкая фабрика, производство льняных тканей или магазин (ознакомление с ассортиментом льняных тканей).

Упражнение. Обработка на образце выреза горловины. Вырез по выбору — углом, каре или круглой (овальной) формы.

Практические работы. Обработка горловины и рукава обтач­кой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запошивочным швом, нижнего — швом вподгибку. Утюжка и складыва­ние изделия.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление ночной сорочки без плечевого шва с горловиной, обработанной подкройной или косой обтачкой. Кар­навальный костюм.

Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда

Изделие. Наволочка с клапаном.

Теоретические сведения. Льняная ткань: изготовление, свой­ства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отноше­ние к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое про­изводство (общее представление). Профессии.

Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Необ­ходимость контроля за правильностью выполнения предшествую­щих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве белье­вого изделия.

Лабораторная работа. Изучение свойств льняной ткани.

Практические работы. Обработка поперечного среза швом впод­гибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см). Разметка длины кла­пана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или одним из швов, применяемых в производстве) одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.

Самостоятельная работа

Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.

 

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасной работы с инст­рументами и оборудованием.

Понятие о ткацком производстве

Теоретические сведения. Ткацкое производство. Общее пред­ставление о профессии.

Практические работы. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопос­тавление переплетения с соответствующей тканью.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника

Изделие. Пододеяльник.

Теоретические сведения. Пододеяльник, назначение, стандар­тные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей. Утюжка пододеяльника.

Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на об­разце. (Обтачка раскраивается из выпада ткани. Внешний срез об­тачки может быть обработан кружевом или шитьем).

Бригадный метод пошива постельного белья

Изделия. Наволочка, простыня, пододеяльник с пооперацион­ным разделением труда.

Теоретические сведения. Основные стандартные размеры на­волочек, простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постель­ного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постель­ного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции.

Умение. Работа бригадным методом. Самоконтроль качества работы.

Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчато­бумажных тканей.

Практические работы. Раскрой изделия. Пошив изделия бри­гадным методом. Проверка качества операций и готовых изделий. Утюжка и складывание изделий.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия

Изделие. Брюки пижамные.

Теоретические сведения. Пижама: назначение, ткани для поши­ва. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название дета­лей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных де­талей. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Снятие с себя мерок, построение черте­жа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей.

Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой

Изделие. Пижамная сорочка без плечевого шва с круглым вы­резом горловины.

Теоретические сведения. Пижама: фасоны, виды отделок. Ис­пользование выкройки сорочки без плечевого шва.

Умение. Моделирование выкройки.

Практические работы. Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.

Соединение основных деталей в изделии поясного белья

Изделие. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пи­жамных брюк).

Теоретические сведения. Швы, применяемые при пошиве дет­ской пижамы. Технические требования к выполнению запошивоч-ного шва в бельевом изделии.

Умение. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым сре­зом верхних и нижних срезов деталей.

Практические работы. Подготовка кроя к обработке. Обработ­ка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины ко­сой обтачкой с применением отделки, срезов рукава — швом впод­гибку с закрытым срезом деталей.

Ремонт одежды

Изделия. Штопка. Заплата.

Теоретические сведения. Эстетика одежды.

Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ни­ток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения запла­ты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной маши­не. Выполнение штопки.

Самостоятельная работа

Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.

 

III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасной работы на швей­ной машине.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой. Основы прямой юбки

Изделие. Прямая юбка с шестью вытачками.

Теоретические сведения. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность), получение пряжи. Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки.

Умение. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстя­ной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.

Лабораторная работа. Определение волокон шерсти по внеш­нему виду, на ощупь, по характеру горения. Определение длины, из­витости, тонины, прочности, шерстяных волокон.

Упражнение. Построение чертежа в масштабе по инструктажу.

Практические работы. Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Из­готовление основы выкройки прямой двухшовной юбки.

Обработка складок в поясном женском и детском платье

Изделие. Складка на платье.

Теоретические сведения. Складка: виды (односторонняя, встреч­ная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками.

Упражнение. Обработка складок на образце.

Практические работы. Разметка линий внутреннего и наруж­ного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.

Обработка застежек в боковом шве поясного изделия

Изделие. Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма «молния», крючки).

Теоретические сведения. Получение ткани из шерстяной пря­жи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошер­стяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухо­проницаемость, теплозащита). Действие воды, тепла и щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань (с добавлением волокон лавсана, нит­рона). Правила утюжки шерстяной ткани.

Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработ­ки в юбках из разных тканей. Петли из ниток.

Лабораторная работа. Определение чистошерстяных и полу­шерстяных тканей по внешним признакам (шерстистая поверх­ность), на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.

Упражнение. Обработка на образце застежки тесьмой «молния» и застежки на крючках.

Практические работы. Обработка среза припуска по шву для верхней и нижней стороны застежки. Обработка нижнего края зас­тежки. Разметка мест для петель и крючков. Пришивание петель и крючков. Изготовление петель из ниток. Приметывание тесьмы«молния» к подогнутым краям застежки. Настрачивание краев зас­тежки на тесьму «молния».

Обработка низа прямой юбки

Изделие. Юбка.

Теоретические сведения. Обработка низа юбки: виды, зависи­мость от фасона и ткани. Ширина подгиба.

Умение. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой.

Практические работы. Заметывание низа юбки. Обработка по­тайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, ко­сой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба руч­ными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.

Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки

Изделие. Юбка двухшовная прямая, слегка расширенная кни­зу, со складками или без складок.

Теоретические сведения. Краеобметочная швейная машина 51-А класса ПМЗ-2: назначение, устройство, работа и регулировка механизмов, регулировка длины и ширины стежка, правила безо­пасной работы. Виды обработки верхнего среза юбок (притачным поясом и корсажной тесьмой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная и заутю­женная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.

Умение. Работа на краеобметочной швейной машине. Выпол­нение потайных подшивочных стежков.

Упражнение. Обработка верхнего среза образца корсажной тесь­мой. Обметывание петли по долевой и поперечной нитям. Регули­ровка натяжения верхней и нижней нитей на промышленной швей­ной машине.

Практические работы. Прокладывание контрольных линий. Прокладывание контрольных стежков по контуру выкройки и ли­нии бедер.

Сметывание основных деталей. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки. Обработка вытачек и складок. Стачивание боко­вых срезов, обработка застежки. Обработка и соединение притач­ного пояса с юбкой. Разметка и обметывание петли.

Обработка потайным подшивочными стежками или другим спо­собом низа изделия. Изготовление и втачивание вешалки. Утюжка и складывание изделия.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору пошив юбки прямой или расширен­ной книзу, ночной сорочки, простыни, пододеяльника. Выполнение заказа базового предприятия с пооперационным разделением труда.

Самостоятельная работа

Выполнение отдельных операций по изготовлению прямой юбки в масштабе 1:2. (Верхний срез юбки обрабатывается притачным поясом, низ — швом вподгибку с закрытым срезом и застрачивается машинной строчкой).

 

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть.

Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки

Изделия. Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце».

 Теоретические сведения. Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.

Практические работы. Снятие мерок. Построение вспомогатель­ных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце» и «полусолнце». Расчет размера, построение клина на чер­теже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.

 

Обработка оборок

Изделие. Отделка на изделии (оборка).

Теоретические сведения. Назначение оборки. Правила расчета длины ткани на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.

Упражнение. Изготовление образца оборки.

Практические работы. Обработка отлетного среза оборок швом вподгибку с закрытым срезом, строчкой «зигзаг», двойной строч­кой и окантовочным швом. Соединение оборок с изделием стачным или накладным швом. Втачивание оборок между деталями изделия.

Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы

 

Изделие. Юбка расклешенная с оборкой или без нее.

Теоретические сведения. Выравнивание и подрезка низа рас­клешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.

Практические работы. Подрезка низа юбки, обработка верхне­го среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание стро­чек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки на крае-обметочной машине.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление юбок прямой и расклешенной, ноч­ной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение за­казов базового предприятия пооперационным разделением труда.

Самостоятельная работа

Выполнение отделочных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1 : 2. (Выполняется по готовому крою. Верхний срез обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом с вкладыванием эластичной тесьма. По низу юбки — оборка, обработанная окантовочным швом).

    Тематическое планирование

 

 

п/п

 

Наименование раздела и тем

Количество часов

Всего часов

Практическая работа

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Экскурсия

 

1 четверть

 

64

 

 

 

 

1.

Вводное занятие.

3

 

 

 

 

2.

Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ

11

7

 

 

 

3.

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва

16

10

 

 

 

4.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки

13

8

 

 

 

5.

Экскурсия.

3

 

 

 

3

6.

Практическое повторение

5

3

 

 

 

7.

Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда

8

5

 

 

 

    8.

Лабораторная работа.

3

 

 

3

 

9.

Самостоятельная работа

2

 

2

 

 

 

II четверть

64

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие.

3

 

 

 

 

2.

Понятие о ткацком производстве

3

2

 

 

 

3.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника

11

7

 

 

 

4.

Бригадный метод пошива постельного белья

8

5

 

 

 

5.

Лабораторная работа.

3

 

 

3

 

6.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия

8

5

 

 

 

7.

Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой

8

5

 

 

 

8.

Соединение основных деталей в изделии поясного белья

13

8

 

 

 

9.

Ремонт одежды

3

2

 

 

 

10.

Самостоятельная работа

3

 

2

 

 

 

III четверть

 

88

 

 

 

 

1.

Вводное занятие.

3

 

 

 

 

2.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой. Основы прямой юбки

5

3

 

 

 

3.

Лабораторная работа.

3

 

 

3

 

4.

Обработка складок в поясном женском и детском платье

10

6

 

 

 

5.

Обработка застежек в боковом шве поясного изделия

6

4

 

 

 

5.

Лабораторная работа.

2

 

 

2

 

7.

Обработка низа прямой юбки

8

5

 

 

 

8.

Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки

16

10

 

 

 

9.

Практическое повторение

27

16

 

 

 

10.

Самостоятельная работа

2

 

2

 

 

 

IV четверть

 

56

 

 

 

 

1.

Вводное занятие.

3

 

 

 

 

2.

Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки

13

8

 

 

 

3.

Обработка оборок

11

7

 

 

 

4.

Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы

6

4

 

 

 

5.

Практическое повторение

20

20

 

 

 

6.

Самостоятельная работа

2

 

2

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по "Технологии"(швейное дело) 5-7кллассы

Рабочая программа по "Технологии"(швейное дело) 5-7кллассы

Рабочая программа по предмету «Технология (швейное дело)» для обучающихся 5 – 7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии

Рабочая программа по предмету «Технология (швейное дело)» для обучающихся 5 – 7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений

В 6—8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена…

В 6—8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена…

Планируемые результаты Учащиеся должны знать : -правила работы на ножной швейной машине; -правила безопасной работы с электроутюгом; -иметь представление о х\б волокнах и тканях; -виды…

Планируемые результаты Учащиеся должны знать : -правила работы на ножной швейной машине; -правила безопасной работы с электроутюгом; -иметь представление о х\б волокнах и тканях; -виды…

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ ней и нижней ниток

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ ней и нижней ниток

Вводное занятие План работы на четверть

Вводное занятие План работы на четверть

Упражнения. Установка иглы в игловодитель

Упражнения. Установка иглы в игловодитель

Самостоятельная работа Построение квадрата по заданным размерам

Самостоятельная работа Построение квадрата по заданным размерам

Темы программы Количество часов

Темы программы Количество часов

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам

Содержание учебного курса I четверть (48ч)

Содержание учебного курса I четверть (48ч)

Раскрой и соединение долевой обтачки

Раскрой и соединение долевой обтачки

Практические работы. Определение по меркам полуобхвата груди и бедер размеров изделий

Практические работы. Определение по меркам полуобхвата груди и бедер размеров изделий

Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали

Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали

Теоретические сведения. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов

Теоретические сведения. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов

Практические работы. Снятие и запись мерок

Практические работы. Снятие и запись мерок

Построение чертежа и пошив ночной сорочки с круглым вырезом 21 14 3

Построение чертежа и пошив ночной сорочки с круглым вырезом 21 14 3

По окончании 7 класса учащиеся должны знать : -устройство и правила работы на промышленной швейной машине -название основных мерок при построении чертежей сорочки, пижамных брюк,…

По окончании 7 класса учащиеся должны знать : -устройство и правила работы на промышленной швейной машине -название основных мерок при построении чертежей сорочки, пижамных брюк,…

Содержание учебного курса I четверть

Содержание учебного курса I четверть

Теоретические сведения. Качество машинных игл

Теоретические сведения. Качество машинных игл

Практические работы. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент

Практические работы. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент

Соединение основных деталей в изделии поясного белья

Соединение основных деталей в изделии поясного белья

Практические работы. Снятие мерок

Практические работы. Снятие мерок

Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки

Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки

Теоретические сведения. Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые)

Теоретические сведения. Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые)

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Бригадный метод пошива постельного белья85 5

Бригадный метод пошива постельного белья85 5

IV четверть 56 1

IV четверть 56 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018