Рабочая программа по учебному курсу «Физика» в 7 классе разработана в соответствии с УМК: «Физика. 7-9 классы» Перышкина А.В.(М.:Дрофа, 2014г.) на основе примерной программы основного общего образования по физике.7-9 классы(В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, А.Ф.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е.Фрадкин, М., «Просвещение», 2013г.) и рассчитана на 2 недельных часа (70 ч. в год)
Рабочая программа по учебному курсу «Физика» в 7 классе
разработана в соответствии с УМК: «Физика. 79 классы» Перышкина А.В.
(М.:Дрофа, 2014г.) на основе примерной программы основного общего
образования по физике.79 классы(В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин,
А.Ф.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е.Фрадкин, М., «Просвещение», 2013г.) и
рассчитана на 2 недельных часа (70 ч. в год)
I.Планируемые результаты освоения учебного курса «Физика» в 7 классе
Личностными результатами обучения являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий
и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей
результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить
из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике являются:
• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное
падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
• умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические
величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
• владение экспериментальными методами исследования в процессе
самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлиненияпружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения
от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от
объема вытесненной воды;
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: законы Паскаля и Архимеда;
• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с
которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании
использования законов физики;
• умение использования полученных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.).
Обучающийся научится:
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
• понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса,
плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия;,
• понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для
измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,
давления, температуры, работы и мощности;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы
упругости от удлинения пружины, силы трения и силы нормального давления;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических и тепловых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
•
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе
использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов,
контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.• использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных
Получит возможность научится:
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
• приобрести опыт выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
• владеть монологической и диалогической речью, развитие способности понимать
точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
• владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:
II. Содержание учебного курса «Физика» в 7 классе
Введение (3 ч)
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность
измерений. Физика и техника.
Демонстрации. Свободное падение тел, колебания маятника, притяжение
стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы, электрические искры.
Лабораторные работы. 1. «Определение цены деления измерительного
прибора».
Эксперименты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной
погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах.. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Демонстрации. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения
молекул в газе. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы. 1. «Измерение размеров малых тел»
Эксперименты. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел.
Масса тела. Единицы массы тела. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества.
Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и
массой. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.
Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая
сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность
движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы. 1. «Измерение массы тела на рычажных весах».
2. «Измерение объема тела». 3. «Определение плотности вещества твердого
тела».
4. «Градуирование пружины».
Давление твердых тел, газов, жидкостей (25 ч)
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.
Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в
жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся
сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка
Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометранероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный
насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей
силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение
атмосферного давления. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы. 1. «Измерение силы трения с помощью динамометра».
2. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость
тело».
3. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые
механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и
природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при
использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела.
Условия равновесия тел Коэффициент полезного действия механизма Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической
энергии в другой.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы. 1.«Выяснение условия равновесия рычага».
2. «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Эксперименты.
Повторение (2ч)
Работа. Мощность.
III.Тематическое планирование учебного курса «Физика»
в 7 классе
Количество часовТема
№
1
2
3
4
5
6
Введение. Физика и физические методы
изучения физики
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия
Повторение
Итого
Формы организации
учебных занятий
н
р
о
т
а
р
о
б
а
л
ы
т
о
б
а
р
е
ы
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
к
ы
т
о
б
а
р
е
1
1
4
2
2
10
3
1
1
5
Всего
часов
3
6
21
25
13
2
70Приложение к рабочей
программе по учебному
курсу «Физика.7 класс»
на20172018 учебный год
Календарнотематическое планирование
учебного предмета «Физика. 7 класс» на основе УМК: Перышкина А.В. «Физика. 7 класс» (М.,
Дрофа, 2014 г.)
Количество часов: в неделю-2ч всего -70ч.,
№
урока
Темы уроков
Введение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Инструктаж по технике безопасности.Что изучает физика.
Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Физические величины. Измерение физических величин.
Точность и погрешность измерений.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления
измерительного прибора».
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2
«Измерение размеров малых тел»
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Различие в молекулярном строении твердых тел, жи
Повторительнообобщающий урок по теме «Первоначальные
сведения о строении вещества»
Глава 2. Взаимодействие тел
10 Механическое движение.
11
12
Равномерное и неравномерное движение
Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени
движения.
Расчёт пути и времени движения.
Контрольная работа №1 «Скорость»
Инерция. Взаимодействие тел.
13
14
15
16 Масса тела. Единицы массы.
17
Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3
«Измерение массы тела на рычажных весах».
Плотность вещества. Лабораторная работа №4 «Измерение
объема тела»
Лабораторная работа №5
«Определение плотности твердого тела».
Решение задач на расчет равнодействующей силы.
Контрольная работа №2 «Масса, плотность, объем»
Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы.
18
19
20
21
22
колво
часов
Дата проведения
план
факт
3ч
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1
21ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
05.09
07.09
12.09
14.09
19.09
21.09
26.09
28.09
03.10
05.10
10.10
12.10
17.10
19.10
24.10
26.10
09.11
14.11
16.11
21.11
23.11
28.1123
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела.
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и
измерение сил динамометром»
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил.
Сила трения. Трение покоя.
Трение в природе и технике. Решение задач по теме
«Взаимодействие тел».
Контрольная работа №3 «Взаимодействие тел».
Глава 3. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Единицы давления.
Способы уменьшения и увеличения давления.
Давление газа.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе.
Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Решение задач на закон Паскаля.
Контрольная работа №4 «Давление»
Сообщающиеся сосуды.
Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного
давления, Опыт Торричелли.
Измерение атмосферного давления, Опыт Торричелли.
Барометранероид. Атмосферное давление на различных
высотах.
43 Манометры.
44
45
46
47
48
Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила.
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей
силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Плавание тел.
Решение задач по теме Архимедова сила.
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания
тела в жидкости».
Плавание судов. Решение задач по теме «Архимедова сила.
Условия плавания тел».
Воздухоплавание.
Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
Контрольная работа №5 «Давление твёрдых тел,
жидкостей и газов»,
49
50
51
52
53
54
55
1
1
1
1
1
1
1
1
25ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Глава 4. Работа и мощность. Энергия.
56 Механическая работа. Единицы работы.
57 Мощность. Единицы мощности.
58
59
Решение задач на расчет механической работы и мощности.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент
13ч
1
1
1
1
30.11
05.12
07.12
12.12
14.12
19.12
21.12
26.12
28.12
11.01.18
16.01
18.01
23.01
25.01
30.01
01.02
06.02
08.02
13.02
15.02
20.02
22.02
27.02
01.03
06.03
08.03
13.03
15.03
20.03
22.03
03.04
05.04
10.04
12.04
17.04
19.04
24.04силы.
60 Момент силы
61
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия
рычага».
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство
работ при использовании простых механизмов. «Золотое
правило механики».
Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторная работа №10 «Определение КПД при
подъёме тела по наклонной плоскости».
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Контрольная работа №6 «Работа и мощность. Энергия».
Превращение одного вида механической энергии в другой
Итоговый урок по теме « Работа и мощность»
Повторение
Повторение темы «Давление»
Повторение темы «Работа»
62
63
64
65
66
67
68
69
70
26.04
01.05
03.05
08.05
10.05
15.05
17.05
22.05
24.05
29.05
30.05
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1