Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ". Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Приложение к АООП. Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ"
Приложение к АООП
Рабочая программа
по учебному курсу
«Мир природы и человека»
1 класс
Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учительПояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» разработана
на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Цель:
Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
новые знания об основных её элементах;
Задачи:
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт
расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных
работ, отмечать фенологические данные;
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
человека, учит детей бережному отношению к природе;
формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
ребёнка;
любознательности;
Название учебнометодического комплекта
1 класс
Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекцион
ных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 1 ч. Москва,
«Просвещение», 2014 г., 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» образовательная область
«Естествознание». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с
ОВЗ» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа
в неделю, 66 часов в год:
Класс
Количество часов
в неделю
Количество
часов в год
Количество
контрольных работ1
2 часа
66 час
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека»
является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подходов.
Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами
обучения. Т.е. на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства
обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные
мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения
предмета «Мир природы и человека» являются:
Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации
на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
способность проявлять учебнопознавательный процесс к новому учебному
материалу по предмету «Мир природы и человека»;
уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих
норм (хорошо и плохо);
формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные
гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и
музыкальная);
Регулятивные учебные действия
организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека»
цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за
природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с
животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего
предмета;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,
родителей.
Познавательные учебные действия
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
относить изученные объекты к определённым группам (корова домашнее
животное) с помощью учителя;
называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты;
птицы; зимняя одежда);
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и в обществе;
владеть несложными санитарно гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы,
спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и
т.д.
Коммуникативные учебные действия
адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
выполнять доступные природоохранительные действия;
совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарно
гигиенических норм в классе.
проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и
пришкольном участке.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 2
Количество учебных часов в год: 66
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
2
3
4
5
Неживая природа
Сезонные изменения (времена года)
Растения
Животные
Человек
Итого:
10
20
10
10
16
66
Содержание программы учебного курса
1 класс
«Неживая природа»:
Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнце. Солнце
и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Занятия людей в течение
суток.
«Сезонные изменения (времена года)»:
Осень. Признаки осени. Занятия и одежда детей осенью.
Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой.
Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной.
Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом.«Растения»:
Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. Разнообразие
цветов. Семена. Плоды растений. Приспособление растений к сезонным изменениям
в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни.
«Животные»:
Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. Детёныши
животных. Домашние животные. Дикие животные. Приспособление животных к
различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года.
«Человек»:
Человек. Части тела человека. Гигиенические навыки. Лицо человека. Глаза.
Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не
предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего
контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат
Критерии оценивания
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико
ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль
ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу
этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных
компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения
первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебнометодических средств обучения
№
Наименование объектов и средств
% оснащенности
Литература
Основная
1.1
1.2
Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
вида:
подготовительный, 14 классы / под редак
цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение,
2014 г.
Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1
VIII
100
1002.1
класса специальных (коррекционных) образо
вательных учреждений VIII вида: подготови
тельный, в 1 ч. Москва, «Просвещение», 2014
г., 95 с.
Дополнительная:
Дидактические игры:
«Покорми диких животных»
«Покорми домашних животных»
Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
Растения. Строение растений;
Дикие и домашние животные;
Грибы съедобные и несъедобные;
Человек. Строение человека. Правильная
осанка.
Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.
Вселенная. Космос. Солнечная система.
100