Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
10 кл
04.05.2019
Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (базовый уровень) по биологии(Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом программы среднего общего образования (базовый уровень) по биологии 10-11 классы. Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина.Дополнена региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания ряда учебных предметов в рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона.
Биология 10 общеобразовательный.docx
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ­ 03­02    СОГЛАСОВАНО    Методист Карасульская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ Заведующая   Карасульской   СОШ __________ Гинтер Т.В. 30.08.2018г. Приказ №84/2 ___________Юрова С.Н. 30.08. 2018г.  СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 30.08.2018 п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 10 класс (общеобразовательный)  на 2018­2019 учебный год Составитель: учитель Завьялова М.Л. п.Октябрьский 1 2018 2 Пояснительная записка. Рабочая   программа     по   биологии   10   класса   составлена   в   соответствии   с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (базовый уровень) по биологии(Приказ Министерства образования РФ от 5 марта   2004   г.   №1089   «Об   утверждении   федерального   компонента   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего   образования»),   с   учетом     программы   среднего   общего   образования   (базовый уровень)   по   биологии   10­11   классы.   Авторы:   Г.М.   Дымшиц,   О.В.   Саблина.Дополнена региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания ряда   учебных   предметов   в   рамках   реализации   Комплекса   мер,   направленных   на систематическое   обновление   содержания   общего   образования   (приказ   МОН   РФ   от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно­технических кадров для развития региона. Общая характеристика учебного предмета. Курс   биологии   на   ступени   среднего   общего   образования     на   базовом   уровне направлен   на   формирование   у   учащихся   знаний   о   живой   природе,   её   отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой   природы.   Основу   отбора   содержания   на   базовом   уровне   составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения,   значимые   для   формирования   общей   культуры,   определяющие   адекватное поведение   человека   в   окружающей   среде,   востребованные   в   жизни   и   практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделяется содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.  Место предмета в учебном плане. Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения биологии на ступени среднего общего образования  на базовом уровне. Согласно учебному плану в 2018­2019 учебному году   филиала   МАОУ   Тоболовская   СОШ­Карасульская   средняя   общеобразовательная школа на изучение биологии в 10 классе отводится 1 ч в неделю (34часов за год).  Изучение биологии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:   освоение знаний  о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных   представлений   о   живой   природе;   выдающихся   открытиях   в биологической   науке;   роли   биологической   науки   в   формировании   современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение   умениями  обосновывать   место   и   роль   биологических   знаний   в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в   процессе   изучения   выдающихся   достижений   биологии,   вошедших   в общечеловеческую   культуру;   сложных   и   противоречивых   путей   развития современных   научных   взглядов,   идей,   теорий,   концепций   в   ходе   работы   с различными источниками информации; 3  воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного   отношения   к   природной   среде,   собственному   здоровью;   уважения   к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий   своей   деятельности   по   отношению   к   окружающей   среде,   здоровью других   людей   и   собственному   здоровью;   обоснования   и   соблюдения   мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Учебно­методический комплект утвержден приказом заведующей  филиалом МАОУ Тоболовская   СОШ­Карасульская   средняя   общеобразовательная   школа  от  30.05   2018 №65/2: 1. Программа среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по биологии для   10­11   классов   образовательных   учреждений.   Авторы:   Г.М.Дымшиц,   О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2007. 2. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др.Общая биология. 10­11 класс. М.: Просвещение, 2010. 3. Саблина О.В., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10­11 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. М.: Просвещение, 2010. 4. С. В. Суматохин, А. С. Ермакова. Биология. Поурочные разработки. 10­11 класс. М.: Просвещение, 2010. Тематическое планирование. Раздел Количество часов  В том числе Лабораторные работы Практические работы № п/п 1 2 3 Биология как наука. Методы  научного познания. Клетка. Организм.  4 Итого 1 11 22 34 2 2 1 5 6 Биология как наука. Методы научного познания (1 час). Содержание тем учебного курса Объект   изучения   биологии   –   живая   природа.   Отличительные   признаки   живой природы:   уровневая   организация   и   эволюция.   Основные   уровни   организации   живой природы.   Роль   биологических   теорий,   идей,   гипотез   в   формировании   современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.  Клетка (11 часов). Развитие знаний о клетке(Р.Гук,  Р.Вирхов,  К.Бэр,  М.Шлейден  и  Т.Шванн)1.Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. 1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню  подготовки выпускников. 4 Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.  Вирусы – неклеточные формы.  Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение   биологических   исследований:   наблюдение   клеток   растений   и животных   под   микроскопом   на   готовых   микропрепаратах   и   их   описание;   сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Актуальная тематика для региона: Инфекционные заболевания региона и пути борьбы с  ними (урок № 11). Проблема СПИДа в регионе (урок № 12).  Организм (22 часа). Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление   клетки   –   основа   роста,   развития   и   размножения   организмов.   Половое   и бесполое размножение.  Оплодотворение,   его   значение.  Искусственное   оплодотворение   у   растений   и животных. Индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез).   Причины   нарушений   развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность   и   изменчивость   –   свойства   организмов.   Генетика   –   наука   о закономерностях   наследственности   и   изменчивости.   Г.Мендель   –   основоположник генетики.   Генетическая   терминология   и   символика.   Закономерности   наследования, установленные   Г.Менделем.  Современные представления о гене и геноме.  Хромосомная   теория   наследственности. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения   культурных   растений.  Основные   методы   селекции:   гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение   биологических   исследований:  выявление   признаков   сходства   зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей   среде   (косвенно)   и   оценка   возможных   последствий   их   влияния   на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Актуальная тематика для региона:  Проблема   наркомании   в   области   и   районе (урок № 22). Преобладающие сорта растений и породы животных Ишимского района (урок № 33).   Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/понимать  основные   положения  биологических   теорий   (клеточная);   сущность   законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; 5 строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;     уметь  объяснять:  роль   биологии   в   формировании   научного   мировоззрения;   вклад биологических   теорий   в   формирование   современной   естественнонаучной   картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние   мутагенов   на   организм   человека;   взаимосвязи   организмов   и   окружающей среды;   причины   нарушений   развития   организмов,   наследственных   заболеваний, мутации; решать  элементарные   биологические   задачи;   составлять   элементарные   схемы скрещивания; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); сравнивать:   биологические   объекты   (тела   живой   и   неживой   природы   по химическому   составу,   зародыши   человека   и   других   млекопитающих),   процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать   и   оценивать  различные   гипотезы   сущности   жизни,   последствия собственной деятельности в окружающей среде; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения   мер   профилактики   отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания   первой   помощи   при   простудных   и   других   заболеваниях,   отравлении пищевыми продуктами; оценки   этических   аспектов   некоторых   исследований   в   области   биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).         Список дополнительной литературы: 1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1­3. М.: Мир, 1987. 2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. 3. Воробьёв Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995. 4. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. ­ М.: Академия, 2001 г. 5. Кемп П., Армс К. введение в биологию. М: Мир, 1988. 6. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. ­ М.: Просвещение, 2006 г. 7. Энциклопедия  для детей. Т. 2. Биология. ­ 5­е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. ­М.: Аванта+, 1998 г. 8. Я познаю мир:  детская энциклопедия: миграции животных / автор А. X. Тамбиев. ­ М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999 г. Электронные издания: 1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 6 2. 1С:   Репетитор.   Биология.   –   ЗАО   «1   С»,   1998–2002 гг.   Авторы   –   к.б.н.   А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова 3. Уроки биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 График лабораторных и практических работ. № п/п № урока Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 7 8 9 21 24 26 31 34 Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и  животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их  описание». Лабораторные работы №2 «Приготовление и описание  микропрепаратов клеток растений». Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток  растений и животных». Практическая работа № 2 «Выявление признаков сходства  зародышей человека и других млекопитающих как  доказательство их родства». Практическая работа №3 «Составление простейших схем  скрещивания». Практическая работа №4 «Решение элементарных  генетических задач». Практическая работа №5 «Выявление источников мутагенов в  окружающей среде (косвенно) и оценка возможных  последствий их влияния на собственный организм». Практическая работа №6 «Анализ и оценка этических  аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». № п/п № урока График самостоятельных работ: Самостоятельные работы 1 2 3 4 5 13 23 33 По темам «Неорганические вещества. Углеводы. Липиды.  Строение белков» По темам: «Строение клетки», «Химический состав клетки»,  «Бактерии и вирусы» По темам: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»,  «Размножение организмов» По темам: «Генетика», «Закономерности изменчивости и  наследственности», «Селекция». Актуальная тематика для региона: Тема урока Инфекционные заболевания региона и пути борьбы с ними.  Проблема СПИДа в регионе.  № п/п 1. 2. № урока 11 12 Дата 16.10 23.10 06.11 12.02 05.03 19.03 30.04 28.05 Дата 02.10 04.12 26.02 14.05 Дата 20.11 27.11 7 3. 4. 22 33 Проблема наркомании в области и районе. Преобладающие сорта растений и породы животных  Ишимского района. 19.02 14.05 8 Дата проведения Тема урока а к о р у №     я а м е у р и н а л П я а к с е ч и т к а Ф 1. 04.09 Инструктаж по  технике  безопасности.  Биология как  наука. Методы  научного  познания. 2. 11.09 Химический  состав клетки:  неорганические  (минеральные)  соединения. 3. 18.09 Биополимеры.  Углеводы.  Липиды. 4. 25.09 Биополимеры.  Стандарт Календарно­тематическое планирование региона Актуальная тематика для Интегрируем ые темы Основные понятия и термины. р о т а к и ф и д о К Э Г Е ) ( науки;       справочниках,  клетки   неорганические   и Знать:  вклад   выдающихся   ученых  в   развитие биологической биологическую терминологию. Уметь: ­объяснять:  роль   биологии   в   формировании научного   мировоззрения;   вклад   биологических теорий   в   формирование   современной естественнонаучной   картины   мира;   единство живой   и   неживой   природы,   родство   живых организмов;  ­находить  информацию   о   биологических объектах   в   различных   источниках   (учебных текстах,   научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; Знать: ­строение   биологических   объектов: (химический   состав: органические вещества);  ­биологическую терминологию. Уметь: ­сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу) и делать выводы на основе сравнения;  ­находить  информацию   о   биологических объектах   в   различных   источниках   (учебных текстах,   научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. Знать:­ ­строение   биологических   объектов:  клетки (химический состав: моносахариды, дисахариды и полисахариды);  ­биологическую терминологию. Уметь: ­находить  информацию   о   биологических объектах   в   различных   источниках   (учебных текстах,   справочниках)   и   критически   ее оценивать. Знать:   справочниках, 1.1 1.2 2.1.1 Уровни  организации  живого. Теория.  Гипотеза. Методы  познания живой  природы.  Виртуальная образовательная экскурсия:   База отдыха   «Верхний бор»;ООО «Долина Карабаш», рекреационно­ оздоровительный комплекс; Ишимский район,  спортивно­ туристический  комплекс  «Красная горка. 2.3 1.2.1 1.4 2.2.1 Макроэлементы.  Микроэлементы.  Ультрамикроэлим енты. Химия   ­Галогены их  свойства и  соединения;  ­Азот,  Фосфор и их  соединения;  ­Элементы  1А группы и  их  соединения. Химия – Химические  свойства  углеводов и  липидов. 2.3 1.2.1 1.4 2.2.1 Полимер.  Мономер.  Углеводы.  Моносахариды.  Полисахариды.      Жиры. Липиды.  Холестерин.   9 Виртуальная  Химия – 2.3 Аминокислоты. «Строение клетки», «Химический состав клетки», «Бактерии и вирусы». Самостоятельная работа по темам:  Задания части А. Выберите один ответ, который является наиболее правильным 1. К полимерам относят: Вариант 1. А) глюкозу       Б) ДНК 2.Назовите дисахарид. В) фосфолипиды        Г) жиры    А) сахароза      Б) хитин       В) крахмал                Г) гликоген    3.Сколько полинуклеотидных нитей входит в состав одной молекулы ДНК? А) 1    Б) 2    4. Ферментативную  функцию в организме выполняют В) 3    Г) 4    А)  витамины    Б)  белки     В)  нуклеиновые кислоты    Г)  АТФ     5.   «Клетка   —   наименьшая   единица   живого,   единица   строения,   жизнедеятельности   и   развития организмов» — это положение теории А)  эволюции   Б)  онтогенеза    6. Согласно клеточной теории клетки всех организмов В)  клеточной   Г)  хромосомной    А) сходны по химическому составу  Б) одинаковы по выполняемым функциям   В) имеют ядро и ядрышко   Г) имеют одинаковые органоиды   7.   Назовите   химические   соединения,   которые   мозаично   расположены   в   наружной   плазматической мембране   и   обеспечивают   выполнение   мембраной   транспортной,   ферментативной   и   рецепторной функций. А) белки        Б) полисахариды    В) липиды           Г)  РНК    8.   Назовите   один   из   органоидов,   внутри   которых   имеется   ДНК,   благодаря   чему   эти   органоиды способны размножаться. В) митохондрия       Г) аппарат Гольджи 9.Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами А) лизосома        Б) рибосома    А) гликогена и крахмала   Б) ДНК  и  АТФ    В) белков и липидов    Г) клетчатки и глюкозы    10.Назовите органоид, который представляет собой образованный одной мембраной пузырек, внутри которого находится несколько десятков пищеварительных (гидролитических) ферментов. В) полисома       Г) центросома    А) рибосома       Б) лизосома    Задания части В. Выберите три верных ответа из шести предложенных В1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют А) оформленное ядро    Б) цитоплазму    В) митохондрии    Г) плазматическую мембрану    Д) гликокаликс Е) рибосомы    В2.Установите соответствие между чертами строения и функцией и органоидом, для которого они характерны. Строение и функции 1) расщепляют органические вещества до мономеров 2) окисляют органические вещества до СО2 и Н2О 3) отграничены от цитоплазмы двумя мембранами 4) отграничены от цитоплазмы одной мембраной 5) содержат кристы 6) содержат ДНК органоиды А) лизосомы Б) митохондрии Выберите верные утверждения. А. Вирусы не проявляют свойств живого вне других живых организмов. Б. Генетический материал вирусов представлен исключительно молекулами ДНК. В. Вирусы размножаются в клетке – хозяине, используя при этом собственный синтетический аппарат – рибосомы 10 Г. С вирусными инфекциями человечество научилось бороться  раньше, чем вирусы были открыты. Д. Вирусы – внутриклеточные паразиты человека, животных и растений. «Строение клетки», «Химический состав клетки», «Бактерии и вирусы». Самостоятельная работа по темам:  Вариант 2. Задания части А Выберите один ответ, который является наиболее правильным 1. Назовите химическое соединение, которое имеется в РНК, но отсутствует в ДНК? А) рибоза  Б) дезоксирибоза В) тимин Г) гуанин 2. Как называется процесс потери белком четвертичной и третичной структур, ведущий к утрате им биологической активности? А) денатурация    Б) редупликация     В) репарация    Г) диссимиляция    3. Какое азотистое основание ДНК комплементарно цитозину? А) аденин Б) гаунин 4. К липидам относится: А) холестерин     Б) хитин      В) урацил Г) тимин В) инсулин     Г) крахмал      5. Функцию переноса углекислого газа в организме человека и многих животных выполняет  Б) гемоглобин 6. Какую функцию в клетке выполняют липиды? А) хлорофилл  В) фермент Г) гормон А) энергетическую    Б) транспортную   В) каталитическую    Г) защитную    7. Назовите органоид клетки, который представляет собой систему плоских наложенных  друг на друга мешочков, стенка которых образована одной мембраной; от мешочков отпочковываются пузырьки. А) митохондрия    Б) аппарат Гольджи В) клеточный центр    Г) хлоропласты    8. Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро, цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов  А) эукариот    Б) содержащих нуклеоид В) автотрофов    Г) прокариот    9. Назовите структурный компонент клетки, в котором образуются рибосомные и транспортные РНК,  участвующие в синтезе белков А) лизосома    Б) эндоплазматическая сеть    В) рибосома    Г) ядро    10. Некоторые структурные компоненты эукариотической клетки имеют две мембраны. Назовите один из таких компонентов. А) хлоропласт   Б) лизосома    В) аппарат Гольджи   Г) рибосома    Задания части В. Выберите три верных ответа из шести предложенных В1. Клетки бактерий отличаются от клеток животных А) отсутствием оформленного ядра            Б) наличием плазматической мембраны      В) наличием плотной оболочки                  Г) отсутствием митохондрий     Д) наличием рибосом                                     Е) отсутствием комплекса Гольджи В2. Установите соответствие между характеристикой органических веществ и их видами 1) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот Строения и функция Вещества  А) липиды 11 Б) белки 2) состоят из остатков молекул аминокислот 3) защищают организм от переохладжения 4) защищают организм от чужеродных веществ 5) относятся к полимерам 6) не являются полимерами Выберите верные утверждения. А. Аденовирусы вызывают различные инфекции дыхательных путей. Б. Вирусы можно обнаружить при просмотре через световой микроскоп. В. Вирусы строят собственные белки на основе вирусной нуклеиновой кислоты, используя синтетический аппарат клетки ­ хозяина. Г. Бактериофаги ­ это вирусы растений. Д. РНК ­ содержащие вирусы сначала образуют в клетке комплиментарную ДНК. 12 Самостоятельная работа по темам: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Размножение организмов» Из четырех вариантов ответа выберите один верный. Вариант 1 1. Процесс образования органических веществ с использованием световой энергии называют: а) хемосинтезом;  б) фотосинтезом;  в) биосинтезом;  г) фагоцитозом. 2. Фотосинтез в растительных клетках происходит: а) в рибосомах;  б) в митохондриях;  в) в хлоропластах;  г) в цитоплазме. 3. Процесс расщепления молекул воды на протоны, электроны и атомы кислороданазывают: а) гликолизом;  б) фагоцитозом;  в) фотолизом;  г) метаболизмом. 4. Какой процесс происходит в клетке с использованием энергии? 5. Отрезок   молекулы   ДНК,   контролирующий   синтез   одной   полипептидной   цепи   белка, а) расщепление липидов;  б) окисление органических веществ;  в) биосинтез белка; г) бескислородное расщепление глюкозы. называют: В1. Какие процессы характерны для фотосинтеза? 1) биосинтез белка 2) выделение кислорода 3) выделение углекислого газа 4) поглощение клеткой воды и углекислого газа. 5) восстановление углекислого газа до углеводов. 6) расщепление органических веществ с освобождением энергии. В2. Какие процессы происходят в клетке в темновую фазу фотосинтеза? 1) использование энергии НАДФ Н 2) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы. 3) фотолиз молекул воды 4) возбуждение молекулы хлорофилла фотоном 5) использование энергии молекул АТФ на синтез молекул глюкозы 6) присоединение электрона молекулы воды к молекуле хлорофилла. В3. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. Признак обмена веществ А) происходит в хлоропластах  Б) происходит в клетке серобактерии  В) используется энергия, освобождаемая  при окислении сероводорода Г) используется энергия солнечного света Д) сопровождается выделением кислорода Вид обмена веществ 1) фотосинтез 2) хемосинтез Выписать номера, которыми обозначаются процессы, свойственные митозу: 1. Процесс состоит из двух делений 2. Типичное деление соматических клеток 3. Перед началом деления происходит удвоение ДНК 4. Процесс является обязательным на этапе созревания гамет 5. Состоит всего из одного деления 6. Происходит при распускании листьев из почек 7. Осуществляется перекрест хромосом – кроссинговер 8. Гомологичные хромосомы конъюгируют 9. Результатом является образование воспроизводящих клеток 10. Не происходит конъюгации гомологичных хромосом 11. Происходит редукционное деление 12. Образовавшаяся клетка имеет диплоидный набор хромосом Самостоятельная работа по темам: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Размножение организмов» Вариант 2 13 Из четырех вариантов ответа выберите один верный. 1. В   обеспечении   всех   организмов   органическими   веществами   с   запасенной   в   них   энергией состоит значение: а) гликолиза;  2. Какой органоид поглощает и использует энергию солнечного света на синтез органических б) фотосинтеза;  в) хемосинтеза;  г) синтеза молекул АТФ. веществ из неорганических? а) рибосома;  б) лизосома;  в) хлоропласт;  г) комплекс Гольджи. 3. На   синтез   каких   веществ   используется   энергия   возбужденного   электрона   в   молекуле хлорофилла? а) белка;  б) липидов;  в) аминокислот;  г) АТФ. 4. В световую фазу фотосинтеза энергия солнечного света используется на синтез молекул: а) АТФ;  б) глюкозы;  в) липидов;  г) белка. 5. Запись   информации   о   первичной   структуре   белка   с   помощью   определенной последовательности   расположения   триплетов   в   молекулах   ДНК   или   иРНК   представляет собой: а) ген; в) генетический код;  г) генофонд.  б) геном;  Выберите три верных ответа из шести. В1. Какие процессы происходят в клетке в темновую фазу фотосинтеза? 1) использование энергии НАДФ Н 2) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы. 3) фотолиз молекул воды 4) возбуждение молекулы хлорофилла фотоном 5) использование энергии молекул АТФ на синтез молекул глюкозы 6) присоединение электрона молекулы воды к молекуле хлорофилла. В2. Какие процессы характерны для фотосинтеза? 1) поглощение углекислого газа и воды;  2) синтез молекул белка 3) фотолиз воды;  4) возбуждение электрона в молекуле хлорофилла 5) расщепление биополимеров до мономеров;  6) окисление органических веществ. В3. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. Характеристика метаболизма  Вид метаболизма 1) фотосинтез 2) биосинтез белка А) происходят реакции матричного синтеза  Б) используется энергия света В) происходит в хлоропластах Г) участвуют нуклеиновые кислоты  Выписать номера, которыми обозначаются процессы, свойственные мейозу: 1. Процесс состоит из двух делений 2. Типичное деление соматических клеток 3. Перед началом деления происходит удвоение ДНК 4. Процесс является обязательным на этапе созревания гамет 5. Состоит всего из одного деления 6. Происходит при распускании листьев из почек 7. Осуществляется перекрест хромосом – кроссинговер 8. Гомологичные хромосомы конъюгируют 9. Результатом является образование воспроизводящих клеток 10. Не происходит конъюгации гомологичных хромосом 11. Происходит редукционное деление 12. Образовавшаяся клетка имеет диплоидный набор хромосом Самостоятельная работа по темам: «Генетика», «Закономерности изменчивости и наследственности», «Селекция». Вариант 1 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены 1) Морганом 2) Менделем 3) Корренсом Чермаком 4) 14 5) 2.   Способность   организмов   передавать   свои   признаки   и   свойства   из   поколения   поколение называют: 2) размножением 1) изменчивостью 4) 3. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это: 1) генотип; 2) фенотип; 5) 4. Ген – это часть молекулы 1) белка 2) ДНК 5) 5. Гены, расположенные в одних и тех же участках гомологичных хромосом, ответственные за 3) наследственностью 3) РНК 4) 4) АТФ 3) 4) феном генофонд развитие одного признака называются: аллельными 2) рецессивный 3) рецессивными 4) фенотипическими 1) 2) доминантными 5) 6. Не проявляющийся признак у гибридов первого поколения: 1) преобладающий 3) доминантный 4) 7. Количество фенотипов при скрещивании Аа х Аа в случае полного доминирования: 1) 4 2) 3 5) 8. Различия в размерах листьев одного дерева – это пример изменчивости: 1) 2) модификационной 5) 9. Популяция культурных, искусственно созданных человеком растений ­ это: 1) 4) В1. Установите соответствие между свойствами и типом изменчивости. Для каждого  3) мутационной 4) комбинативной генотипической 3) 3) штамм  2) порода 3) 2 4) 1 сорт наименования из первого столбца подберите цифру из второго столбца, и запишите её в  соответствующую пустую клеточку таблицы 5) Признаки А) носит групповой характер Б) не имеет заведомо приспособительного характера В) носит случайный характер  Г) имеет временный характер Д) характеризуется адекватностью Е) носит индивидуальный характер Ж) не наследуется потомками З) может происходить изменение числа генов в хромосоме 6) Изменчивость 7) 1) генотипическая 8) 2) фенотипическая 9) Запишите в таблицу выбранные цифры 10) А 18) 11) Б 19) 12) В 20) 13) Г 21) 14) Д 22) 15) Е 23) 16) Ж 24) 17) З 25) 26) Задания С1. Каковы особенности гибридологического метода изучения наследственности? 28) Самостоятельная работа по темам: «Генетика», «Закономерности изменчивости и 27) наследственности», «Селекция». 29) Вариант 2 б) 3 : 1 аллельными альтернативными 3) рецессивными 4) 30) 1. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков называются: 1) доминантными 2) 5) 2. Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2 а) г) 9 : 3 : 3 : 1 3.  Во   втором   поколении   наблюдается   проявление   признаков   в   числовом   соотношении   по фенотипу 3:1. Так проявляется закон: 1) чистоты гамет 2) расщепления 5) 4.Сцепленными генами называют гены, наследующиеся: 1) независимо друг от друга в свободных комбинациях 2) 3) совместно друг с другом 4) каждый ген наследуется вместе со всем генотипом 3) сцепленного наследования 4) неполного доминирования 1 : 2 : 1 в) 15 6) 5. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован в: 1) Х­ хромосоме 2)  У ­ хромосоме 5) 6.  При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один из аллельных аутосоме такого гена нет 3) 4) генов. Это закон в) г) чистоты гамет I закон Менделя а) Моргана б) II закон Менделя д) 7. Пределы, в которых возможно изменение признаков особи, называют: 1) количественный признак 2) качественный признак 5) 8. Из приведенных обозначений укажите гетерозиготный генотип: 1) ВВ 2) АА 5) 9. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий действие другого 3) модификация 4) норма реакции 3) аа 4) Аа признака, называется: 1) рецессивным 2) моногибридным 3) доминантным 4) дигибридным 5) В1.  Установите   соответствие   между   свойствами   и   типом   изменчивости.   Для   каждого наименования   из   первого   столбца   подберите   цифру   из   второго   столбца,   и   запишите   её   в соответствующую пустую клеточку таблицы 6) Признаки И) носит групповой характер К) не имеет заведомо приспособительного характера Л) носит случайный характер  М) имеет временный характер Н) характеризуется адекватностью О) носит индивидуальный характер П) не наследуется потомками Р) может происходить изменение числа генов в хромосоме 7) Изменчивость 8) 1) генотипическая 9) 2) фенотипическая 10) Запишите в таблицу выбранные цифры 11) А 19) 12) Б 20) 13) В 21) 14) Г 22) 15) Д 23) 16) Е 24) 17) Ж 25) 18) З 26) 27) Задания С 1. При моногибридном скрещивании некоторых организмов их потомки могут иметь  признаки промежуточного характера. Каковы причины такого явления? 28) 16 29)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмет «Биология» 10 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмет  «Биология» 10 класс (общеобразовательный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019