Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Оценка 4.9
Документация
doc
биология
5 кл
24.09.2019
Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,- 2015 Учебным планом на изучение данного предмета в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что 1 урок выпадает на нерабочий праздничный день (01.05.2020) программа будет выполнена в полном объеме за 34 часа в год за счет уменьшения часов по теме: - «Человек и разнообразие жизни на Земле» - на 1 час.
5 класс ФГОС Биология.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Давыдчинская основная общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО Руководитель МО  учителей биологии ____________Н.В. Овчинникова  СОГЛАСОВАНО Заместитель   директора   по   УВР МБОУ Давыдчинской ООШ. ______________Л.А. Коляникова УТВЕРЖДАЮ Директор  МБОУ Давыдчинской ООШ  __________ В.И. Сахаров Протокол № 1 от  «27» августа 2019г. «29»  августа 2019г  Приказ № 52  от «29»  августа 2019г. Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса Программу    разработала  Юдакова Ольга Геннадьевна,  учитель биологии Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от "29" августа 2019г. 2019­2020 учебный   год Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана для обучающихся 5 класса  на основе: ­ Федерального Закона  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273­ФЗ.; ­   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования (приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17   декабря   2010   г.   №   1897   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ  от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577»); ­­ Программы по учебному предмету «Биология» для 5­9 класса. (Биология. Примерная рабочая   программа   по   учебному   предмету.   5­9   кл.;   учебно­методическое   пособие/В.И. Лапшина,   Д.И.   Рокотова,   В.А.   Самкова,   А.М.   Шереметьева.   М.:   Академкнига/учебник, 2015 ­Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   (5­9   классы) МБОУ Давыдчинской ООШ на 2016­2020 год (с изменениями и дополнениями); ­учебного плана МБОУ Давыдчинской ООШ на 2019­2020 год; Данная Рабочая программа ориентирована на учебник:  Биология. Самкова   В.А.,   Рокотова   Д.И.   5   класс:   учебник.   М.: Академкнига/Учебник,­ 2015 Учебным   планом   МБОУ   Давыдчинской   ООШ   на   изучение   данного   предмета   в   5 классе   отводится   35   часов   (1   час   в   неделю).   В   связи   с   тем,   что   1   урок   выпадает   на нерабочий праздничный день (01.05.2020) программа будет выполнена в полном объеме за 34 часа в год за счет уменьшения часов по теме: ­ «Человек и разнообразие жизни на Земле» ­ на 1 час. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Ученик научится: • характеризовать   особенности   строения   и   процессов   жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять   методы   биологической   науки   для   изучения   клеток   и   организмов: проводить   наблюдения   за   живыми   организмами,   ставить   несложные   биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по изучению   живых   организмов   (приводить   доказательства,   классифицировать,   сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать   правила   работы   в   кабинете   биологии,  с   биологическими   приборами   и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми   растениями,   укусах   животных;   работы   с   определителями   растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы); • находить  информацию  о растениях  и  животных  в  научно­популярной  литературе, биологических   словарях  и   справочниках,   анализировать,   оценивать   её   и   переводить  из одной формы в другую; • выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе. Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: ­         экологическое   сознание,   признание   высокой   ценности   жизни   во   всех   её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;  В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: ­        гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; ­         уважение   к   другим   народам   России   и   мира   и   принятие   их,   межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; ­         уважение   к   личности   и   её   достоинству,   доброжелательное   отношение   к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; ­       любовь к природе; ­        потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: ­        готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; ­        умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; ­        готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; ­        потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; ­         устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Ученик получит возможность для формирования: ­        выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению; ­        готовности к самообразованию и самовоспитанию; ­         компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности; ­         эмпатии   как   осознанного   понимания   и   сопереживания   чувствам   других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: ­         целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; ­         самостоятельно   анализировать   условия   достижения   цели   на   основе   учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; ­       планировать пути достижения целей; ­       устанавливать целевые приоритеты; ­        уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; ­        принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; ­        основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Ученик получит возможность научиться: ­        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; ­        построению жизненных планов во временной перспективе; ­         при   планировании   достижения   целей   самостоятельно,   полно   и   адекватно учитывать условия и средства их достижения; ­         выделять   альтернативные   способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее эффективный способ; ­         основам   саморегуляции   в   учебной   и   познавательной   деятельности   в   форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; ­         осуществлять   познавательную   рефлексию   в   отношении   действий   по   решению учебных и познавательных задач; ­       основам саморегуляции эмоциональных состояний; ­         прилагать   волевые   усилия   и   преодолевать   трудности   и   препятствия   на   пути достижения целей. сотрудничестве; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: ­         учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в ­        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ­        устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; ­         аргументировать   свою   точку   зрения,   спорить   и   отстаивать   свою   позицию   не враждебным для оппонентов образом; ­         задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; ­         осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; ­        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ­         адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных   задач;   владеть   устной   и   письменной   речью;   строить   монологическое контекстное высказывание; ­        осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; ­        работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и   способствовать   продуктивной   кооперации;   интегрироваться   в   группу   сверстников   и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; ­       основам коммуникативной рефлексии; ­        отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик получит возможность научиться: ­         учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; ­        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ­         брать   на   себя   инициативу   в   организации   совместного   действия   (деловое лидерство); ­         оказывать   поддержку   и   содействие   тем,   от   кого   зависит   достижение   цели   в совместной деятельности; ­        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; ­        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ­         вступать   в   диалог,   а   также   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем, участвовать   в   дискуссии   и   аргументировать   свою   позицию,   владеть   монологической   и диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и   синтаксическими нормами родного языка; ­         устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; ­         в   совместной   деятельности   чётко   формулировать   цели   группы   и   позволять   её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: ­        основам реализации проектно­исследовательской деятельности; ­        проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ­         осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и Интернета; ­        создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ­         осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­       давать определение понятиям; ­       устанавливать причинно­следственные связи; ­         осуществлять   логическую   операцию   установления   родовидовых   отношений, ограничение понятия; ­         обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; ­         осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ­         строить   классификацию   на   основе   дихотомического   деления   (на   основе отрицания); ­         строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; ­         объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования; ­        основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; ­         структурировать   тексты,   включая   умение   выделять   главное   и   второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Ученик получит возможность научиться: ­       основам рефлексивного чтения; ­        ставить проблему, аргументировать её актуальность; ­         самостоятельно   проводить   исследование   на   основе   применения   методов наблюдения и эксперимента; ­        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; ­        организовывать исследование с целью проверки гипотез; ­         делать   умозаключения   (индуктивное   и   по   аналогии)   и   выводы   на   основе аргументации. Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся  Обращение с устройствами ИКТ Ученик научится: ­         подключать   устройства   ИКТ   к   электрическим   и   информационным   сетям, использовать аккумуляторы; ­         соединять   устройства   ИКТ   (блоки   компьютера,   устройства   сетей,   принтер, проектор,   сканер,   измерительные   устройства   и   т. д.)   с   использованием   проводных   и беспроводных технологий; ­         правильно   включать   и   выключать   устройства   ИКТ,   входить   в   операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); ­         выводить   информацию   на   бумагу,   правильно   обращаться   с   расходными материалами; ­         соблюдать   требования   техники   безопасности,   гигиены,   эргономики   и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. Ученик получит возможность научиться: ­         осознавать   и   использовать   в   практической   деятельности   основные психологические особенности восприятия информации человеком. Фиксация изображений и звуков Ученик научится: ­         осуществлять   фиксацию   изображений   и   звуков   в   ходе   процесса   обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; ­        учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; ­         выбирать   технические   средства   ИКТ   для   фиксации   изображений   и   звуков   в соответствии с поставленной целью; ­         проводить   обработку   цифровых   фотографий   с   использованием   возможностей специальных   компьютерных   инструментов,   создавать   презентации   на   основе   цифровых фотографий; ­         проводить   обработку   цифровых   звукозаписей   с   использованием   возможностей специальных   компьютерных   инструментов,   проводить   транскрибирование   цифровых звукозаписей; ­         осуществлять   видеосъёмку   и   проводить   монтаж   отснятого   материала   с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Ученик получит возможность научиться: ­        различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; ­         использовать   возможности   ИКТ   в   творческой   деятельности,   связанной   с искусством; ­       осуществлять трёхмерное сканирование. Создание графических объектов Ученик научится: ­         создавать   различные   геометрические   объекты   с   использованием   возможностей специальных компьютерных инструментов; ­         создавать   диаграммы   различных   видов   (алгоритмические,   концептуальные, классификационные,   организационные,   родства   и   др.)   в   соответствии   с   решаемыми задачами; ­         создавать   специализированные   карты   и   диаграммы:   географические, хронологические; ­         создавать   графические   объекты   проведением   рукой   произвольных   линий   с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Ученик получит возможность научиться: ­       создавать мультипликационные фильмы; ­        создавать виртуальные модели трёхмерных объектов. Коммуникация и социальное взаимодействие Ученик научится: ­        выступать с аудиовидео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; ­         участвовать   в   обсуждении   (аудиовидео   форум,   текстовый   форум)   с использованием возможностей Интернета; ­        использовать возможности электронной почты для информационного обмена; ­        вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; ­         осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); ­         соблюдать   нормы   информационной   культуры,   этики   и   права;   с   уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Ученик получит возможность научиться: ­        взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); ­        участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; ­         взаимодействовать   с   партнёрами   с   использованием   возможностей   Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Поиск и организация хранения информации Ученик научится: ­         использовать   различные   приёмы   поиска   информации   в   Интернете,   поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; ­         использовать   приёмы   поиска   информации   на   персональном   компьютере,   в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; ­         использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; ­        искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; ­         формировать   собственное   информационное   пространство:   создавать   системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. Ученик получит возможность научиться: ­        создавать и заполнять различные определители; ­        использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Моделирование, проектирование и управление Ученик научится: ­        моделировать с использованием виртуальных конструкторов; ­        конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; ­        моделировать с использованием средств программирования; ­        проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. Выпускник получит возможность научиться: ­        проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования. Основы учебно­исследовательской и проектной деятельности  Ученик научится: ­         планировать   и   выполнять   учебное   исследование   и   учебный   проект,   используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; ­        выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; ­         распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного   исследования,   отбирать   адекватные   методы   исследования,   формулировать вытекающие из исследования выводы; ­         использовать   такие   математические   методы   и   приёмы,   как   абстракция   и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,   контрпример,   индуктивные   и   дедуктивные   рассуждения,   построение   и исполнение алгоритма; ­         использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   наблюдение, постановка   проблемы,   выдвижение   «хорошей   гипотезы»,   эксперимент,   моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; ­         ясно,   логично   и   точно   излагать   свою   точку   зрения,   использовать   языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; ­         отличать   факты   от   суждений,   мнений   и   оценок,   критически   относиться   к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; ­         видеть   и   комментировать   связь   научного   знания   и   ценностных   установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать   такие   математические   методы   и   приёмы,   как   перебор   логических возможностей, математическое моделирование; использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   абстрагирование   от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать   некоторые   методы   получения   знаний,   характерные   для   социальных   и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать   некоторые   приёмы   художественного   познания   мира:   целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать   свою   ответственность   за   достоверность   полученных   знаний,   за   качество выполненного проекта. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом  Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: ­        определять главную тему, общую цель или назначение текста; ­         выбирать   из   текста   или   придумать   заголовок,   соответствующий   содержанию   и общему смыслу текста; ­        формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ­        предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ­        объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; ­         сопоставлять   основные   текстовые   и   внетекстовые   компоненты:   обнаруживать соответствие   между   частью   текста   и   его   общей   идеей,   сформулированной   вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные  элементы,  сопоставлять  формы  выражения   информации  в  запросе  и  в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи,   требующие   полного   и критического понимания текста: ­        определять назначение разных видов текстов; ­         ставить   перед   собой   цель   чтения,   направляя   внимание   на   полезную   в   данный момент информацию; ­        различать темы и подтемы специального текста; ­        выделять не только главную, но и избыточную информацию; ­        прогнозировать последовательность изложения идей текста; ­         сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; определённой позиции; ­        выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; ­         формировать на основе текста систему  аргументов (доводов) для обоснования ­        понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться: анализировать   изменения   своего   эмоционального   состояния   в   процессе   чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Ученик научится: структурировать   текст,   используя   нумерацию   страниц,   списки,   ссылки,   оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики,   диаграммы,   таблицы   (в  том   числе  динамические,  электронные,  в  частности  в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: ­         сравнивать   и   противопоставлять   заключённую   в   тексте   информацию   разного характера; ­        обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; ­        делать выводы из сформулированных посылок; ­        выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Ученик получит возможность научиться: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Ученик научится: откликаться на содержание текста: ­         связывать   информацию,   обнаруженную   в   тексте,   со   знаниями   из   других источников; ­         оценивать  утверждения,  сделанные  в тексте,  исходя из  своих  представлений  о мире; ­        находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся   информации,   обнаруживать   недостоверность   получаемой   информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Ученик получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять   достоверную   информацию   в   случае   наличия   противоречивой   или конфликтной ситуации. Содержание учебного предмета «Биология» Введение (1 ч) Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь?   Средневековые   представления   о   возможности   самозарождения   жизни.   Опыт   Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения. Тема   1.   Человек   изучает   живую   природу (8   ч)   Познание   —   процесс   получения знаний   о   различных   объектах,   явлениях   и   закономерностях   окружающего   мира. Обязательное   условие   существования   человека   —   постоянный   обмен   информацией   с окружающей   средой   при   помощи   органов   чувств:   зрения,   слуха,   обоняния,   вкуса   и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде. Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты   и   явления   живой   природы.   Связь   биологии   с   другими   науками.   Важность  биологических знаний для каждого человека. Научные   методы   познания.   наука   —   один   из   способов   познания   человеком окружающего   мира.   Универсальные   методы   научного   познания   окружающего   мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. значение описания, сравнения, измерения для получения информации. Наблюдение   и   эксперимент   в   биологии.   Выдвижение   гипотез.   Моделирование   в науке   —   важнейший   метод   получения   новых   знаний.   Этапы   научного   моделирования: построение   модели   исследуемого   природного   объекта;   изучение   модели;   перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие   биологии.   Биологические   иллюстрации:   рисунки,   фотографии,   компьютерные модели. научная фотография. Макросъемка. Демонстрация наглядные   пособия,   иллюстрирующие   связь   биологии   с   другими   науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации. Лабораторные и практические работы знакомство с оборудованием для научных исследований*.  Опыт с элодеей (работа в группе). Измеряем рост (работа в группе). Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч) Системы   природные   (системы   живой   и   неживой   природы)   и   искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические   системы   —   живые   объекты   различной   сложности.   Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера. Биосфера   —   живая   оболочка   планеты.   Устойчивость   биосферы.   Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ. Вид — единица  живого  мира. Основные признаки вида.  Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете. Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно   скрещивающихся   между   собой.   Структура   популяции.   Объединения   внутри популяции. Связи между членами популяции.   Условия   окружающей   среды. Организм   —   неделимая   единица   живого   мира.   единство   организма   и   окружающей   Воздействие   экологических   факторов. среды. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка — наименьшая  единица живого  организма.  Основные  части  и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения   и   др.   Ткани.   Многообразие,   особенности   строения   и   функции   тканей   тела человека. Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека. Демонстрация Наглядные   пособия,   иллюстрирующие   основные   уровни   организации   жизни,   структуру экосистем   и   популяций.   Строение   клетки.   Примеры   тканей   человеческого   организма. Многообразие вирусов. Лабораторные и практические работы Изучаем кожу (индивидуальная работа). Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)  Возникновение   и   развитие   жизни.   Работа   палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора —   о   происхождении   человека.   Происхождение   человека   от   древних   обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза. человек   разумный   —   один   из   миллионов   видов   организмов.   Место   человека   в  системе   живой   природы.   Ближайшие   родственники   человека.   человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия. Периодические   явления   в   живой   природе.   Ритмы   космические,   биологические   и экологические. Демонстрация Репродукции картин з. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости,   отпечатки   растений   в   древних   породах.   Изображения   человекообразных обезьян и предков современного человека. Лабораторные и практические работы ­ Изучение  мела   (известняка)   под   микроскопом   (работа в группах). Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)  Биологическое  разнообразие  (биоразнообразие)  —  разнообразие жизни во всех ее проявлениях.   Три   уровня   биоразнообразия:   внутривидовое   разнообразие,   видовое разнообразие,   разнообразие   экосистем.   необходимость   сохранения   биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия. Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей   среды:   непрерывный   об­   мен   веществом,   энергией   и   информацией. Потребности   чело­   века:   биологические   и   социальные;   материальные   и   духовные. Взаимовлияние природы и человека. видов. Влияние   деятельности   человека   на   биологическое   разнообразие.  Исчезновение Отрицательные   качества,   которые   свойственны   современному   человеку.   Азбука экологической культуры. Демонстрация Изображения   животных,   вымерших   за   последние   200–   300   лет.   негативные последствия влияния человечества на живую природу. Тематическое планирование учебного предмета «Биология» Название раздела, темы урока Кол­во часов Дата проведения урока план факт Введение  Величайшее чудо на планете. Глава 1. Человек изучает живую природу В поиске ответов на вопросы: как человек познает мир природы Биология – наука для всех Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент  в биологии С   какой   целью   в   биологии   используется моделирование? Какое оборудование необходимо биологу?   Лаб. работа   №1  «Знакомство   с   оборудованием   для научных исследований» Биологические иллюстрации: фотографии, компьютерные модели Урок обобщения знаний.  Глава 2. По ступеням «лестницы» жизни «Невозмутимый   строй   во   всем»,   или   Что   такое система? рисунки,     11   Живое   и   неживое: биологических систем?   каковы   особенности 12  Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13  14  15  16  17 18  19 20  21  22  23 24 к клетке Биосфера: жизнеобеспечения планеты как     работает   система 1 1 1 1 1 1 1  I   полугодие. Экосистемы­ живая мозаика планеты Контрольная работа за    Вид   –   единица   живого   мира.   Популяция     ­   это «население».  Организм, особь, индивид «Нити жизни»: организм в окружающей среде Как растут и развиваются организмы? Путешествие   в   мир   клетки,   или   Что   общего между клеткой и космическим кораблём? Из   каких   тканей   «сотканы»   живые   организмы? Лаб. работа №2 Изучаем кожу (индивидуальная работа). На границе живого и неживого: вирусы Обобщающий урок Контроль знаний по главам 1 и 2 Глава   3.   Жизнь   на   Земле   –   явление космическое По   страницам   истории   жизни  Лаб. работа  №3 1 1 1 6 1 «Изучение мела (известняка) под микроскопом» Следы   былых   биосфер:   как   ученые   узнают   о прошлом Земли Происхождение   человека:   три   взгляда   в   одну проблему Человек   разумный­   один   из   миллионов   видов организмов Периодические   явления   в   живой   природе:   как связаны космические и биологические ритмы Обобщающий урок Глава   4.   Человек   и   разнообразие   жизни   на Земле Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку?  Как   деятельность   человека   влияет   на биологическое разнообразие?  Кто отвечает за Землю?. Итоговая контрольная работа за год. Анализ контрольной работы 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2019