Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Оценка 4.9
Документация
docx
биология
8 кл
24.09.2019
Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- М.:Вентана-Граф, 2018. -336 с. Учебным планом на изучение данного предмета в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что 5 уроков выпадают на нерабочие праздничные дни (24.02.20, 09.03.20, 04.05.20, 01.05.20, 11.05.20) программа будет выполнена в полном объеме за 65 часов в год за счет уменьшения часов по темам: - «Общие сведения о мире животных» - на 1 час, - «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» - на 1 час, - «Тип Моллюски» - на 1 час, - «Класс Птицы» - на 1 час.
РП по биологии 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Давыдчинская основная общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО Руководитель   МО   учителей биологии __________Н.В. Овчинникова СОГЛАСОВАНО Заместитель   директора   по УВР   МБОУ   Давыдчинской ООШ ___________Л.А. Коляникова Протокол № 1 от  «27»        августа    2019г. «29» августа 2019г. УТВЕРЖДАЮ Директор Давыдчинской ООШ  _________В.И. Сахаров   МБОУ Приказ № 52 от «29» августа 2019г Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8  класса Программу разработала  Юдакова Ольга Геннадьевна,  учитель биологии Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от "29" августа 2019г. 2019­2020 учебный   год Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «Биология»   разработана   для обучающихся 8 класса  на основе: ­Федерального Закона  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273­ФЗ.; ­Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ   от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577»); ­  Примерной   государственной   программы   по  биологии   для   общеобразовательных   школ И.Н.   Пономарёва,   В.С.   Кучменко,   О.А.   Корнилова,   А.Г.   Драгомилов,   Т.С.   Сухова. Биология: 5­9 классы: программа. — М.: Вентана­Граф, 2014. ­Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   (5­9   классы) МБОУ Давыдчинской ООШ (с изменениями и дополнениями); ­Учебного плана МБОУ Давыдчинской ООШ на 2019­2020 год. Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология.   8   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.­ М.:Вентана­Граф, 2018. ­336 с.               Учебным планом МБОУ Давыдчинской ООШ на изучение данного предмета в 8   классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что 5 уроков выпадают на нерабочие   праздничные   дни   (24.02.20,   09.03.20,   04.05.20,   01.05.20,   11.05.20)   программа будет выполнена в полном объеме за 65 часов в год за счет уменьшения часов по темам: ­ «Общие сведения о мире животных» ­ на 1 час, ­ «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» ­ на 1 час, ­ «Тип Моллюски» ­ на 1 час, ­ «Класс Птицы» ­ на 1 час. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Ученик  научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать   правила   работы   в   кабинете   биологии,  с   биологическими   приборами   и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми   растениями,   укусах   животных;   работы   с   определителями   растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой   природы   (признание  высокой   ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях, экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное   отношение   к   объектам   живой природы); • находить   информацию   о   растениях   и   животных  в   научно­популярной   литературе, биологических словарях  и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить  из одной формы в другую; • выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе. Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: ­         экологическое   сознание,   признание   высокой   ценности   жизни   во   всех   её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;  В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: ­        гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; ­        эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; ­         уважение   к   другим   народам   России   и   мира   и   принятие   их,   межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; ­         уважение   к   личности   и   её   достоинству,   доброжелательное   отношение   к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; ­       любовь к природе; ­        потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: ­         готовность   и   способность   к   участию   в   школьном   самоуправлении   в   пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); ­        готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; ­        умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; ­        готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; ­        потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; ­         умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально­исторических, политических и экономических условий; ­         устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; ­        готовность к выбору профильного образования. Ученик получит возможность для формирования: ­        выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению; ­        готовности к самообразованию и самовоспитанию; ­        адекватной позитивной самооценки и Я­концепции; ­         компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: ­         целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; ­         самостоятельно   анализировать   условия   достижения   цели   на   основе   учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; ­       планировать пути достижения целей; ­       устанавливать целевые приоритеты; ­       уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; ­       принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; ­        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ­         ­         основам   прогнозирования   как   предвидения   будущих   событий   и   развития процесса. Ученик получит возможность научиться: ­        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; ­        построению жизненных планов во временной перспективе; ­        при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; ­         выделять   альтернативные   способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее эффективный способ; ­         основам   саморегуляции   в   учебной   и   познавательной   деятельности   в   форме осознанного   управления   своим   поведением   и   деятельностью,   направленной   на достижение поставленных целей; ­         осуществлять   познавательную   рефлексию   в   отношении   действий   по   решению учебных и познавательных задач; ­         адекватно   оценивать   объективную   трудность   как   меру   фактического   или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; ­        адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; ­       основам саморегуляции эмоциональных состояний; ­         прилагать   волевые   усилия   и   преодолевать   трудности   и   препятствия   на   пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: ­         учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; ­        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её   с   позициями   партнёров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в совместной деятельности; ­        устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; ­         аргументировать   свою   точку   зрения,   спорить   и   отстаивать   свою   позицию   не враждебным для оппонентов образом; ­         задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; ­         осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; ­        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ­         адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; ­        организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; ­        осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; ­        работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; ­       основам коммуникативной рефлексии; ­         использовать   адекватные   языковые   средства   для   отображения   своих   чувств, мыслей, мотивов и потребностей; ­        отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик получит возможность научиться: ­         учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; ­        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ­         продуктивно   разрешать   конфликты   на   основе   учёта   интересов   и   позиций   всех участников,   поиска   и   оценки   альтернативных   способов   разрешения   конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ­         брать   на   себя   инициативу   в   организации   совместного   действия   (деловое лидерство); ­         оказывать   поддержку   и   содействие   тем,   от   кого   зависит   достижение   цели   в совместной деятельности; ­        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; ­        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ­         вступать   в   диалог,   а   также   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ­         устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; ­         в   совместной   деятельности   чётко   формулировать   цели   группы   и   позволять   её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: ­        основам реализации проектно­исследовательской деятельности; ­        проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ­         осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и Интернета; ­        создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ­         осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­       давать определение понятиям; ­       устанавливать причинно­следственные связи; ­         осуществлять   логическую   операцию   установления   родовидовых   отношений, ограничение понятия; ­         обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; ­         осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ­         строить   классификацию   на   основе   дихотомического   деления   (на   основе отрицания); ­         строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; ­         объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования; ­        основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; ­         структурировать   тексты,   включая   умение   выделять   главное   и   второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; ­         работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Ученик получит возможность научиться: ­       основам рефлексивного чтения; ­        ставить проблему, аргументировать её актуальность; ­         самостоятельно   проводить   исследование   на   основе   применения   методов наблюдения и эксперимента; ­        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; ­        организовывать исследование с целью проверки гипотез; ­       делать   умозаключения   (индуктивное   и   по   аналогии)   и   выводы   на   основе аргументации. Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся  Обращение с устройствами ИКТ Ученик научится: ­         подключать   устройства   ИКТ   к   электрическим   и   информационным   сетям, использовать аккумуляторы; ­         соединять   устройства   ИКТ   (блоки   компьютера,   устройства   сетей,   принтер, проектор,   сканер,   измерительные   устройства   и   т. д.)   с   использованием   проводных   и беспроводных технологий; ­         правильно   включать   и   выключать   устройства   ИКТ,   входить   в   операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); ­        осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; ­        входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; ­         выводить   информацию   на   бумагу,   правильно   обращаться   с   расходными материалами; ­         соблюдать   требования   техники   безопасности,   гигиены,   эргономики   и ресурсосбережения   при   работе   с   устройствами   ИКТ,   в   частности   учитывающие специфику работы с различными экранами. Ученик получит возможность научиться: ­        осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. Фиксация изображений и звуков Ученик научится: ­         осуществлять   фиксацию   изображений   и   звуков   в   ходе   процесса   обсуждения, проведения   эксперимента,   природного   процесса,   фиксацию   хода   и   результатов проектной деятельности; ­        учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для   фиксации   отдельные   элементы   объектов   и   процессов,   обеспечивать   качество фиксации существенных элементов; ­         выбирать   технические   средства   ИКТ   для   фиксации   изображений   и   звуков   в соответствии с поставленной целью; ­         проводить   обработку   цифровых   фотографий   с   использованием   возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; ­         проводить   обработку   цифровых   звукозаписей   с   использованием   возможностей специальных   компьютерных   инструментов,   проводить   транскрибирование   цифровых звукозаписей; ­         осуществлять   видеосъёмку   и   проводить   монтаж   отснятого   материала   с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Ученик получит возможность научиться: ­        различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; ­         использовать   возможности   ИКТ   в   творческой   деятельности,   связанной   с искусством; ­       осуществлять трёхмерное сканирование. Создание графических объектов Ученик научится: ­         создавать   различные   геометрические   объекты   с   использованием   возможностей специальных компьютерных инструментов; ­         создавать   диаграммы   различных   видов   (алгоритмические,   концептуальные, классификационные,   организационные,   родства   и   др.)   в   соответствии   с   решаемыми задачами; ­         хронологические; ­         создавать   графические   объекты   проведением   рукой   произвольных   линий   с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Ученик получит возможность научиться: ­       создавать мультипликационные фильмы; ­        создавать виртуальные модели трёхмерных объектов. Коммуникация и социальное взаимодействие Ученик научится: ­         выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; ­        участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; ­        использовать возможности электронной почты для информационного обмена; ­         соблюдать   нормы   информационной   культуры,   этики   и   права;   с   уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Ученик получит возможность научиться: ­        взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); ­        участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; ­         взаимодействовать   с   партнёрами   с   использованием   возможностей   Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Поиск и организация хранения информации Ученик научится: ­         использовать   различные   приёмы   поиска   информации   в   Интернете,   поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; создавать   специализированные   карты   и   диаграммы:   географические, ­         использовать   приёмы   поиска   информации   на   персональном   компьютере,   в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; ­         использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; ­        искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; ­         формировать   собственное   информационное   пространство:   создавать   системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. Ученик получит возможность научиться: ­        создавать и заполнять различные определители; ­        использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Моделирование, проектирование и управление Ученик научится: ­        моделировать с использованием виртуальных конструкторов; ­        конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; ­        моделировать с использованием средств программирования; ­        проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. Ученик получит возможность научиться: ­        проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования. Основы учебно­исследовательской и проектной деятельности Ученик научится: ­         планировать   и   выполнять   учебное   исследование   и   учебный   проект,   используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; ­        выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; ­         распознавать   и  ставить   вопросы,  ответы   на  которые  могут  быть  получены   путём научного   исследования,   отбирать   адекватные   методы   исследования,   формулировать вытекающие из исследования выводы; ­        использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример,   индуктивные   и   дедуктивные   рассуждения,   построение   и   исполнение алгоритма; ­         использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   наблюдение, постановка   проблемы,   выдвижение   «хорошей   гипотезы»,   эксперимент,   моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; ­         использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ­        ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; ­        отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; ­        видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Ученик получит возможность научиться: ­ самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; ­ использовать догадку, озарение, интуицию; ­   использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   абстрагирование   от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать   некоторые   методы   получения   знаний,   характерные   для   социальных   и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира,  образность,  художественный   вымысел,   органическое   единство  общего  особенного (типичного) и единичного, оригинальность; ­ целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; ­   осознавать   свою   ответственность   за   достоверность   полученных   знаний,   за   качество выполненного проекта. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом  Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: ­        определять главную тему, общую цель или назначение текста; ­         выбирать   из   текста   или   придумать   заголовок,   соответствующий   содержанию   и общему смыслу текста; ­        формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ­         предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ­        объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; ­         сопоставлять   основные   текстовые   и   внетекстовые   компоненты:   обнаруживать соответствие   между   частью   текста   и   его   общей   идеей,   сформулированной   вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить   в   тексте   требуемую   информацию   (пробегать   текст   глазами,   определять   его основные   элементы,  сопоставлять  формы  выражения   информации   в  запросе  и   в  самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи,   требующие   полного   и критического понимания текста: ­        определять назначение разных видов текстов; ­        ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; ­        различать темы и подтемы специального текста; ­        выделять не только главную, но и избыточную информацию; ­        прогнозировать последовательность изложения идей текста; ­        сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; ­        выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; ­         формировать   на   основе   текста   систему   аргументов   (доводов)   для   обоснования определённой позиции; ­        понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться: ­ анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Ученик научится: структурировать   текст,   используя   нумерацию   страниц,   списки,   ссылки,   оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать   текст,   используя   новые   формы   представления   информации:   формулы, графики,   диаграммы,   таблицы   (в  том   числе   динамические,   электронные,   в  частности   в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: ­         сравнивать   и   противопоставлять   заключённую   в   тексте   информацию   разного характера; ­        обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; ­        делать выводы из сформулированных посылок; ­        выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Ученик получит возможность научиться: выявлять   имплицитную   информацию   текста   на   основе   сопоставления   иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Ученик научится: откликаться на содержание текста: ­        связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; ­        оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; ­      находить доводы в защиту своей точки зрения; ­      на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся   информации,   обнаруживать   недостоверность   получаемой   информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; Ученик получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Содержание учебного предмета  Тема1 . Общие сведения о мире животных (3 часа) «Зоология – наука о животных» Зоология   –   наука   о   животных.   Многообразие   животных,   их   распространение.   Дикие   и домашние животные. Значение животных. «Животные и окружающая среда» Среды   жизни.   Места   обитания   —   наиболее   благоприятные   участки   среды   жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания «Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных»   Заповедники   Классификация   животных. Наука   систематика.   Вид.   Популяция.   Систематические   группы.   Косвенное   и   прямое влияние.  Красная   книга.   Основные систематические группы» «Краткая история развития зоологии» Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху  Возрождения.   Изобретение   микроскопа.   Труды   К.   Линнея.  Экспедиции   русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии. Тема 2. «Строение тела животных» (2 часа) «Клетка» Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток Содержание. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.   «Ткани,   органы   и   системы   органов»   Ткани:   эпителиальные,   соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни. Тема 3. «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) «Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые» Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы­протея. Разнообразие саркодовых. «Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы» Среда   обитания,   строение   и   передвижение   на   примере   эвглены   зелёной.   Характер питания,   его   зависимость   от   условий   среды.   Дыхание,   выделение   и   размножение. Сочетание   признаков   животного   и   растения   у   эвглены   зелёной.   Разнообразие   «Тип Инфузории» Среда   обитания,   строение   и   передвижение   на   примере   инфузории­туфельки.   Связь усложнения   строения   инфузорий   с   процессами   их   жизнедеятельности.   Разнообразие инфузорий. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории­туфельки» «Значение простейших» Место   простейших   в   живой   природе.   Простейшие­паразиты.   Дизентерийная   амёба, малярный  плазмодий,   трипаносомы   —   возбудители   заболеваний   человека   и   животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими. Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч) «Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность» Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации. «Разнообразие кишечнополостных» Класс   Гидроидные.   Класс   Коралловые   полипы,   жизненные   циклы,   процессы жизнедеятельности.   Класс   Сцифоидные   медузы,   характерные   черты   строения   и жизнедеятельности, жизненный цикл. Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 ч) «Тип Плоские черви. Общая характеристика» Класс   Ресничные   черви.   Места   обитания   и   общие   черты   строения.   Системы   органов, жизнедеятельность.   Черты   более   высокого   уровня   организации   по   сравнению   с «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики» Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями «Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика» Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями. «Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви» Места   обитания,   строение   и   жизнедеятельность   систем   внутренних   органов.   Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей. «Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Места   обитания,   значение   в   природе.   Особенности   внешнего   строения.   Строение систем   органов   дождевого   червя,   их   взаимосвязь   с   образом   жизни.   Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». Тема 6. Тип Моллюски (3 ч) «Общая характеристика типа Моллюски» Среда   обитания,   внешнее   строение.   Строение   и   жизнедеятельность   систем   внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков «Класс Брюхоногие моллюски» Среда   обитания,   внешнее   строение   на   примере   большого   прудовика.   Строение   и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Индивидуальный   проект   «Роль   брюхоногих   моллюсков   в   экосистемах»   «Класс Двустворчатые моллюски» Среда   обитания,   внешнее   строение   на   примере   беззубки.   Строение   и   функции   систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» «Класс Головоногие моллюски» Среда   обитания,   внешнее   строение.   Характерные   черты   строения   и   функции   опорно­ двигательной   системы.   Строение   и   функции   систем   внутренних   органов.   Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации. Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) «Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные» Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека «Класс Паукообразные» Общая   характеристика,   особенности   внешнего   строения   на   примере   паука­крестовика. Разнообразие   паукообразных.   Роль   паукообразных   в   природе   и   жизни   человека.   Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых «Класс Насекомые Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее Насекомые» «Типы развития насекомых» Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых «Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых»   насекомого»Класс   строение Состав   и   функции   обитателей   муравейника,   пчелиной   семьи.   Отношения   между особями   в   семье,   их   координация.   Полезные   насекомые.   Редкие   и   охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека. Индивидуальные проекты «Разнообразие насекомых» «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека» Мини проект Содержание Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека» Вредители   сельскохозяйственных   культур.   Насекомые   —   переносчики   заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч) «Хордовые. Примитивные формы» Общие   признаки   хордовых   животных.   Бесчерепные.   Класс   Ланцетники.   Внешнее   и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки. «Надкласс   Рыбы.   Общая   характеристика,   внешнее   строение»   Особенности   внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» «Внутреннее строение рыб» Опорно­двигательная   система.   Скелет   непарных   и   парных   плавников.   Скелет   головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником. Лабораторная работа №6 «Внутреннее строение тела рыбы» «Особенности размножения рыб» Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции. «Основные систематические группы рыб» Класс   Хрящевые   рыбы,   общая   характеристика.   Класс   Костные   рыбы:   лучепёрые, лопастепёрые,   двоякодышащие   и   кистепёрые.   Место   кистепёрых   рыб   в   эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании «Промысловые рыбы»  Их   использование   и   охрана.   Рыболовство.   Промысловые   рыбы.   Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы. Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч) «Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика» Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно­двигательная система   земноводных,   её   усложнение   по   сравнению   с   костными   рыбами.   Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде «Строение и деятельность внутренних органов земноводных» Характерные   черты   строения   систем   внутренних   органов   земноводных   по   сравнению   с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб. «Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных» Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных «Разнообразие и значение земноводных» Современные   земноводные,   их   разнообразие   и   распространение.   Роль   земноводных   в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» Индивидуальный проект «Разнообразие земноводных, их охрана» Тема 10. «Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (4 ч) «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика» Взаимосвязь   внешнего   строения   и   наземного   образа   жизни.   Особенности   строения скелета пресмыкающихся. «Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся» Сходство   и   различия   строения   систем   внутренних   органов   пресмыкающихся   и земноводных. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий. «Разнообразие пресмыкающихся» Общие   черты   строения   представителей   разных   отрядов   пресмыкающихся.   Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи «Значение пресмыкающихся, их происхождение» Роль   пресмыкающихся   в   биоценозах,   их   значение   в   жизни   человека.   Охрана   редких   и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий. Тема 11. Класс Птицы (7 ч) «Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц» Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» «Опорно­двигательная система птиц» Изменения   строения   скелета   птиц   в   связи   с   приспособленностью   к   полёту. Особенности   строения   мускулатуры   и   её   функции.   Причины   срастания   отдельных костей скелета птиц. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы» «Внутреннее строение птиц» Черты   сходства   строения   и   функций   систем   внутренних   органов   птиц   и   рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями «Размножение и развитие птиц» Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц «Изучение строения куриного яйца» «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц» Роль   сезонных   явлений   в   жизни   птиц.   Поведение   самцов   и   самок   в   период   размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины «Разнообразие птиц» Систематические   группы   птиц,   их   отличительные   черты.   Признаки   выделения экологических  групп   птиц.   Классификация   птиц   по   типу   пищи,   по   местам   обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц» Роль   птиц   в   природных   сообществах:   охотничье­промысловые,   домашние   птицы,   их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий. Экскурсия№2 «Птицы леса (парка)» «Обобщение и систематизация знаний по темам: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», «Класс Птицы» Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) «Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих» Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные   черты   строения   и   жизнедеятельности   «Внутреннее   строение млекопитающих» Особенности   строения   опорно­двигательной   системы.   Уровень   организации   нервной системы  по   сравнению   с   другими   позвоночными.   Характерные   черты   строения пищеварительной  системы   копытных   и   грызунов.   Усложнение   строения   и   функций внутренних органов. Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих» «Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл» Особенности   развития   зародыша.   Забота   о   потомстве.   Годовой   жизненный   цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление. «Происхождение и разнообразие млекопитающих» Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями. Индивидуальный проект «Исчезающие виды млекопитающих. Меры охраны» «Высшие,   или   плацентарные,   звери:   насекомоядные   и   рукокрылые,   грызуны   и зайцеобразные, хищные» Общая   характеристика,   характерные   признаки   строения   и   жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека. «Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные» Характерные   черты   строения   и   жизнедеятельности   водных   млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека «Высшие, или плацентарные, звери: приматы» Общие   черты   организации   представителей   отряда   Приматы.   Признаки   более   высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами «Экологические группы млекопитающих Признаки   животных   одной   экологической   группы   «Значение   млекопитающих   для человека   Происхождение   домашних   животных.   Отрасль   сельского   хозяйства   — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» Тема 13. Развитие животного мира на Земле (7 ч) «Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина» Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира «Развитие животного мира на Земле» Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение   строения   многоклеточных   организмов.   Происхождение   и   эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира «Современный мир живых организмов. Биосфера» Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания.   Круговорот   веществ   и   превращения   энергии.   Экосистема.   Биогеоценоз. Биосфера.  Деятельность   В.И.   Вернадского.   Живое   вещество,   его   функции   в   биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь Обобщение и систематизация знаний по теме «. Развитие животного мира на Земле» Тематическое планирование учебного предмета «Биология» № п/п Тема урока, раздел Кол­во часов Даты план факт 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17 18. 19.  Общие сведения о мире животных Зоология — наука о животных Стартовая контрольная работа Животные и окружающая среда Классификация животных и основные  систематические группы. Влияние человека на  животных.  Краткая история развития зоологии. Строение тела животных Клетка — основная единица живого организма Ткани, органы и системы органов. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип  Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс  Жгутиконосцы Тип Инфузории Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории­туфельки» Значение простейших. . Подцарство Многоклеточные Общая характеристика многоклеточных животных.  Тип Кишечнополостные. Строение и  жизнедеятельность Разнообразие кишечнополостных Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые  черви Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.  Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая  характеристика. Контрольная работа за 1 четверть Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс  Многощетинковые черви. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс  Малощетинковые черви Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его  передвижение, раздражимость». Тип Моллюски 5 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 4 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Общая характеристика моллюсков Класс Брюхоногие моллюски Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип  Моллюски». Тип Членистоногие Общая характеристика типа Членистоногие. Класс  Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого» Типы развития насекомых Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Полезные насекомые. Охрана насекомых Насекомые — вредители культурных растений и  переносчики заболеваний человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип  Членистоногие» Контрольная работа за 2 четверть Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы Хордовые. Примитивные формы Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее  строение Внутреннее строение рыб Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения  рыбы» Особенности размножения рыб Основные систематические группы рыб Промысловые рыбы. Их использование и охрана Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип  Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» Класс Земноводные, или Амфибии Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика Строение и деятельность внутренних органов  земноводных Годовой жизненный цикл и происхождение  земноводных Разнообразие и значение земноводных 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс  Земноводные, или Амфибии» Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая  характеристика Внутреннее строение и жизнедеятельность  пресмыкающихся Разнообразие пресмыкающихся Значение пресмыкающихся, их происхождение Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс  Пресмыкающиеся, или Рептилии» Класс Птицы Общая характеристика класса Птицы. Внешнее  строение птиц  Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Опорно­двигательная система птиц Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы» Внутреннее строение птиц Размножение и развитие птиц Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц Разнообразие птиц Значение и охрана птиц. Происхождение птиц Контрольная работа за 3 четверть Обобщение и систематизация знаний по темам Класс Млекопитающие, или Звери Общая характеристика класса. Внешнее строение  млекопитающих Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих» Размножение и развитие млекопитающих. Годовой  жизненный цикл Происхождение и разнообразие млекопитающих Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и  рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и  китообразные, парнокопытные и непарнокопытные,  хоботные Высшие, или Плацентарные, звери: приматы Экологические группы млекопитающих Экскурсия №3 4 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52 53. 54 55. 56 57. 58. 59. 60. 61. «Разнообразие млекопитающих (зоопарк,  краеведческий музей)» Значение млекопитающих для человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс  Млекопитающие, или Звери» Развитие животного мира на Земле Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина Развитие животного мира на Земле Современный мир живых организмов Биосфера 1 1 5 1 1 1 1 Обобщение и систематизация знаний . Итоговая контрольная работа за курс 8 класса Обобщение и систематизация знаний. Анализ  контрольной работы 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68 69 70

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2019