Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Оценка 4.9
Документация
docx
биология
9 кл
24.09.2019
Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология. 9 класс: учебник /А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- М.:Вентана-Граф, 2019. -336 с. Учебным планом на изучение данного предмета в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что 5 уроков выпадают на нерабочие праздничные дни (17.09.19, 01.05.20, 05.05.20) программа будет выполнена в полном объеме за 65 часов в год за счет уменьшения часов по темам: - «Общий обзор организма человека» - на 1 час, - «Пищеварительная система» - на 1 час, - «Кожа» - на 1 час, - «Поведение человека и высшая нервная деятельность» - на 1 час.
9 класс биология ФГОС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Давыдчинская основная общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО Руководитель   МО   учителей биологии _________Н.В. Овчинникова Протокол № 1 от  «27» августа 2019г. СОГЛАСОВАНО Заместитель   директора   по УВР   МБОУ   Давыдчинской ООШ __________Л.А. Коляникова «29» августа 2019г. УТВЕРЖДАЮ Директор  МБОУ   Давыдчинской ООШ  _________В.И. Сахаров Приказ № 52 от «29» августа 2019г Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса Программу разработала  Юдакова Ольга Геннадьевна,  учитель биологии Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от "29" августа 2019г. 2019­2020 учебный   год Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «Биология»   разработана   для обучающихся 9 класса  на основе: ­Федерального Закона  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273­ФЗ.; ­Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ   от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577»); ­  Примерной   государственной   программы   по   биологии   для   общеобразовательных   школ И.Н.   Пономарёва,   В.С.   Кучменко,   О.А.   Корнилова,   А.Г.   Драгомилов,   Т.С.   Сухова. Биология: 5­9 классы: программа. — М.: Вентана­Граф, 2017. ­Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   (5­9   классы) МБОУ Давыдчинской ООШ (с изменениями и дополнениями); ­Учебного плана МБОУ Давыдчинской ООШ на 2019­2020 год. Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология. 9 класс: учебник /А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.­ М.:Вентана­Граф, 2019. ­336 с. Учебным планом МБОУ Давыдчинской ООШ на изучение данного предмета в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что 5 уроков выпадают на нерабочие праздничные дни (17.09.19, 01.05.20, 05.05.20) программа будет выполнена в полном объеме за 65 часов в год за счет уменьшения часов по темам: ­ «Общий обзор организма человека» ­ на 1 час, ­ «Пищеварительная система» ­ на 1 час, ­ «Кожа» ­ на 1 час, ­ «Поведение человека и высшая нервная деятельность» ­ на 1 час. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Ученик  научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать   правила   работы   в   кабинете   биологии,  с   биологическими   приборами   и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми   растениями,   укусах   животных;   работы   с   определителями   растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой   природы   (признание  высокой   ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях, экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное   отношение   к   объектам   живой природы); • находить   информацию   о   растениях   и   животных  в   научно­популярной   литературе, биологических словарях  и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить  из одной формы в другую; • выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе. Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: ­         экологическое   сознание,   признание   высокой   ценности   жизни   во   всех   её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;  В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: ­        гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; ­        эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; ­         уважение   к   другим   народам   России   и   мира   и   принятие   их,   межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; ­         уважение   к   личности   и   её   достоинству,   доброжелательное   отношение   к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; ­       любовь к природе; ­        потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: ­         готовность   и   способность   к   участию   в   школьном   самоуправлении   в   пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); ­        готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; ­        умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; ­        готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; ­        потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; ­         умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально­исторических, политических и экономических условий; ­         устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; ­        готовность к выбору профильного образования. Ученик получит возможность для формирования: ­        выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению; ­        готовности к самообразованию и самовоспитанию; ­        адекватной позитивной самооценки и Я­концепции; ­         компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: ­         целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; ­         самостоятельно   анализировать   условия   достижения   цели   на   основе   учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; ­       планировать пути достижения целей; ­       устанавливать целевые приоритеты; ­       уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; ­       принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; ­        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ­         ­         основам   прогнозирования   как   предвидения   будущих   событий   и   развития процесса. Ученик получит возможность научиться: ­        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; ­        построению жизненных планов во временной перспективе; ­         при   планировании   достижения   целей   самостоятельно,   полно   и   адекватно учитывать условия и средства их достижения; ­         выделять   альтернативные   способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее эффективный способ; ­         основам   саморегуляции   в   учебной   и   познавательной   деятельности   в   форме осознанного   управления   своим   поведением   и   деятельностью,   направленной   на достижение поставленных целей; ­         осуществлять   познавательную   рефлексию   в   отношении   действий   по   решению учебных и познавательных задач; ­         адекватно   оценивать   объективную   трудность   как   меру   фактического   или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; ­        адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; ­       основам саморегуляции эмоциональных состояний; ­         прилагать   волевые   усилия   и   преодолевать   трудности   и   препятствия   на   пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: ­         учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; ­        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её   с   позициями   партнёров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в совместной деятельности; ­        устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; ­         аргументировать   свою   точку   зрения,   спорить   и   отстаивать   свою   позицию   не враждебным для оппонентов образом; ­         задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; ­         осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; ­        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ­         адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; ­        организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; ­        осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; ­        работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; ­       основам коммуникативной рефлексии; ­         использовать   адекватные   языковые   средства   для   отображения   своих   чувств, мыслей, мотивов и потребностей; ­        отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик получит возможность научиться: ­         учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; ­        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ­         продуктивно   разрешать   конфликты   на   основе   учёта   интересов   и   позиций   всех участников,   поиска   и   оценки   альтернативных   способов   разрешения   конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ­         брать   на   себя   инициативу   в   организации   совместного   действия   (деловое лидерство); ­         оказывать   поддержку   и   содействие   тем,   от   кого   зависит   достижение   цели   в совместной деятельности; ­        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; ­        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ­         вступать   в   диалог,   а   также   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ­         устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; ­         в   совместной   деятельности   чётко   формулировать   цели   группы   и   позволять   её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: ­        основам реализации проектно­исследовательской деятельности; ­        проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ­         осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и Интернета; ­        создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ­         осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­       давать определение понятиям; ­       устанавливать причинно­следственные связи; ­         осуществлять   логическую   операцию   установления   родовидовых   отношений, ограничение понятия; ­         обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; ­         осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ­         строить   классификацию   на   основе   дихотомического   деления   (на   основе отрицания); ­         строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; ­         объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования; ­        основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; ­         структурировать   тексты,   включая   умение   выделять   главное   и   второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; ­         работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Ученик получит возможность научиться: ­       основам рефлексивного чтения; ­        ставить проблему, аргументировать её актуальность; ­         самостоятельно   проводить   исследование   на   основе   применения   методов наблюдения и эксперимента; ­        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; ­        организовывать исследование с целью проверки гипотез; ­       делать   умозаключения   (индуктивное   и   по   аналогии)   и   выводы   на   основе аргументации. Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся  Обращение с устройствами ИКТ Ученик научится: ­         подключать   устройства   ИКТ   к   электрическим   и   информационным   сетям, использовать аккумуляторы; ­         соединять   устройства   ИКТ   (блоки   компьютера,   устройства   сетей,   принтер, проектор,   сканер,   измерительные   устройства   и   т. д.)   с   использованием   проводных   и беспроводных технологий; ­         правильно   включать   и   выключать   устройства   ИКТ,   входить   в   операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); ­        осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; ­        входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; ­         выводить   информацию   на   бумагу,   правильно   обращаться   с   расходными материалами; ­         соблюдать   требования   техники   безопасности,   гигиены,   эргономики   и ресурсосбережения   при   работе   с   устройствами   ИКТ,   в   частности   учитывающие специфику работы с различными экранами. Ученик получит возможность научиться: ­         психологические особенности восприятия информации человеком. Фиксация изображений и звуков Ученик научится: осознавать   и   использовать   в   практической   деятельности   основные ­         осуществлять   фиксацию   изображений   и   звуков   в   ходе   процесса   обсуждения, проведения   эксперимента,   природного   процесса,   фиксацию   хода   и   результатов проектной деятельности; ­        учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для   фиксации   отдельные   элементы   объектов   и   процессов,   обеспечивать   качество фиксации существенных элементов; ­         выбирать   технические   средства   ИКТ   для   фиксации   изображений   и   звуков   в соответствии с поставленной целью; ­         проводить   обработку   цифровых   фотографий   с   использованием   возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; ­         проводить   обработку   цифровых   звукозаписей   с   использованием   возможностей специальных   компьютерных   инструментов,   проводить   транскрибирование   цифровых звукозаписей; ­         осуществлять   видеосъёмку   и   проводить   монтаж   отснятого   материала   с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Ученик получит возможность научиться: ­        различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; ­         использовать   возможности   ИКТ   в   творческой   деятельности,   связанной   с искусством; ­       осуществлять трёхмерное сканирование. Создание графических объектов Ученик научится: ­         создавать   различные   геометрические   объекты   с   использованием   возможностей специальных компьютерных инструментов; ­         создавать   диаграммы   различных   видов   (алгоритмические,   концептуальные, классификационные,   организационные,   родства   и   др.)   в   соответствии   с   решаемыми задачами; ­         хронологические; ­         создавать   графические   объекты   проведением   рукой   произвольных   линий   с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Ученик получит возможность научиться: ­       создавать мультипликационные фильмы; ­        создавать виртуальные модели трёхмерных объектов. Коммуникация и социальное взаимодействие Ученик научится: ­         выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; ­        участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; ­        использовать возможности электронной почты для информационного обмена; ­         соблюдать   нормы   информационной   культуры,   этики   и   права;   с   уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Ученик получит возможность научиться: ­        взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); ­        участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; ­         взаимодействовать   с   партнёрами   с   использованием   возможностей   Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Поиск и организация хранения информации создавать   специализированные   карты   и   диаграммы:   географические, Ученик научится: ­         использовать   различные   приёмы   поиска   информации   в   Интернете,   поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; ­         использовать   приёмы   поиска   информации   на   персональном   компьютере,   в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; ­         использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; ­        искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; ­         формировать   собственное   информационное   пространство:   создавать   системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. Ученик получит возможность научиться: ­        создавать и заполнять различные определители; ­        использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Моделирование, проектирование и управление Ученик научится: ­        моделировать с использованием виртуальных конструкторов; ­        конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; ­        моделировать с использованием средств программирования; ­        проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. Ученик получит возможность научиться: ­        проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования. Основы учебно­исследовательской и проектной деятельности Ученик научится: ­         планировать   и   выполнять   учебное   исследование   и   учебный   проект,   используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; ­        выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; ­         распознавать  и  ставить  вопросы,   ответы  на  которые   могут  быть   получены  путём научного   исследования,   отбирать   адекватные   методы   исследования,   формулировать вытекающие из исследования выводы; ­        использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример,   индуктивные   и   дедуктивные   рассуждения,   построение   и   исполнение алгоритма; ­         использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   наблюдение, постановка   проблемы,   выдвижение   «хорошей   гипотезы»,   эксперимент,   моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; ­         использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ­        ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; ­        отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; ­        видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Ученик получит возможность научиться: ­ самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; ­ использовать догадку, озарение, интуицию; ­   использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   абстрагирование   от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать   некоторые   методы   получения   знаний,   характерные   для   социальных   и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира,  образность, художественный  вымысел,  органическое  единство  общего  особенного (типичного) и единичного, оригинальность; ­ целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; ­   осознавать   свою   ответственность   за   достоверность   полученных   знаний,   за   качество выполненного проекта. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом  Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: ­        определять главную тему, общую цель или назначение текста; ­         выбирать   из   текста   или   придумать   заголовок,   соответствующий   содержанию   и общему смыслу текста; ­        формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ­         предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ­        объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; ­         сопоставлять   основные   текстовые   и   внетекстовые   компоненты:   обнаруживать соответствие   между   частью   текста   и   его   общей   идеей,   сформулированной   вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить   в   тексте   требуемую   информацию   (пробегать   текст   глазами,   определять   его основные  элементы,   сопоставлять  формы   выражения  информации  в  запросе   и  в  самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи,   требующие   полного   и критического понимания текста: ­        определять назначение разных видов текстов; ­        ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; ­        различать темы и подтемы специального текста; ­        выделять не только главную, но и избыточную информацию; ­        прогнозировать последовательность изложения идей текста; ­        сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; ­        выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; ­         формировать   на   основе   текста   систему   аргументов   (доводов)   для   обоснования определённой позиции; ­        понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться: ­ анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Ученик научится: структурировать   текст,   используя   нумерацию   страниц,   списки,   ссылки,   оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать   текст,   используя   новые   формы   представления   информации:   формулы, графики,   диаграммы,   таблицы   (в  том   числе  динамические,  электронные,  в  частности  в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: ­         сравнивать   и   противопоставлять   заключённую   в   тексте   информацию   разного характера; ­        обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; ­        делать выводы из сформулированных посылок; ­        выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Ученик получит возможность научиться: выявлять   имплицитную   информацию   текста   на   основе   сопоставления   иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Ученик научится: откликаться на содержание текста: ­        связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; ­        оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; ­      находить доводы в защиту своей точки зрения; ­      на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся   информации,   обнаруживать   недостоверность   получаемой   информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; Ученик получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Содержание программы «Биология. 9 класс» Тема 1.Общий обзор организма человека ­ 5 часов. Науки об организме человека:  анатомия, физиология, гигиена; методы наук о человеке; санитарно­эпидемиологические институты нашей страны; Структура   тела,   место   человека   в   живой   природе:  искусственная   (социальная)   и природная среда; биосоциальная природа человека; части тела человека; пропорции тела человека; сходство человека с другими животными; общие черты в строении организма млекопитающих,   приматов   и   человекообразных   обезьян;   специфические   особенности человека как биологического вида; Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность: части клетки; органоиды в  животной   клетке;   процессы,   происходящие   в   клетке   (обмен  веществ,   рост,   развитие, размножение); возбудимость; Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные ткани; нервная ткань; ­Общая   характеристика   систем   органов   организма   человека,   регуляция   работы внутренних органов: система покровных органов; опорно­двигательная, пищеварительная, физиология,   ядро,   гигиена;   клеточная   мембрана, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы   органов;   уровни   организации   организма;   нервная   и   гуморальная   регуляция внутренних органов; рефлекторная дуга. Основные   понятия:  природная   (естественная   среда),   социальная   (искусственная) среда, биосо­циальная среда человека, древние люди, человек разумный; части тела, области тела, внешние органы, внутренние органы, полости тела (грудная, брюшная), анатомия,   цитоплазма, эндоплазматическая   сеть,   коплекс   Гольджи,   рибосомы,   митохондрии,   лизосомы, клеточный   центр,   ядрышко;   гены,   АТФ:   неорганические   и   органические   вещества; ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная); жировая ткань, рыхлая соединительная ткань; мышечное волокно; гладкая, поперечнополосатая скелетная и поперечнополосатая   сердечная   мышечные   ткани;   нейрон;   дендрит;   аксон;   синапс; нейроглия;   межклеточное   вещество;   органы;   система   органов;   уровни   организации организма;   нервная   регуляция;   рефлекс;   рефлекторная   дуга;   чувствительные, вставочные,   исполнительные   нейроны;   рецепторы;   гуморальная   регуляция; эндокринная система; гормоны. JI.р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»,  Л.р. № 2 «Клетки и ткани под микроскопом». Пр.р. «Изучение мигательного рефлекса и его торможение». Тема 2. Опорно – двигательная система ­ 9 часов. Скелет; строение, состав и типы соединения костей: общая характеристика и значение скелета; три типа костей; строение костей; состав костей; типы соединения костей; Скелет   головы   и   туловища:  отделы   черепа;   кости,   образующие   череп;   отделы позвоночника; строение позвонка и грудной клетки; Скелет   конечностей:  строение   скелета   поясов   конечностей,   верхней   и   нижней конечностей; Первая   помощь   при   повреждениях   опорно­двигательной   системы:  виды   травм, затрагивающих   скелет   (растяжения,   вывихи,   открытые   и   закрытые   переломы); необходимые приемы первой помощи при травмах; Строение, основные типы и группы мышц: гладкая и скелетная мускулатура; строение скелетной мышцы; основные группы скелетных мышц; Работа мышц:  мышцы­антагонисты и мышцы­ синергисты; динамическая и статическая работа мышц; мышечное утомление; Нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причины и последствия неправильной осанки; предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия; Развитие опорно­двигательной системы: развитие опорно­двигательной системы в ходе взросления;   значение   двигательной   активности   и   мышечных   нагрузок;   физическая подготовка; статические и динамические физические упражнения. Основные   понятия:  опорно­двигательная   система:   компактное   вещество:   губчатое вещество;   надкостница;   костные   пластинки;   красный   костный   мозг;   желтый костный   мозг;   соединение   костей   (неподвижное,   подвижное   (сустав), полуподвижное);   суставная   головка,   суставная   впадина,   суставная   сумка;   связки; отделы   черепа   (мозговой,   лицевой);   отделы   позвоночника   (шейный.   грудной, поясничный,   крестцовый,   копчиковый);   позвонок;   тело,   дуги,   отростки   позвонка; позвоночный   канал;   межпозвоночные   хрящевые   диски;   крестец;   копчик;   грудная клетка; ребра; грудина; плечевой пояс, лопатки, ключицы; плечо, предплечье, кисть; локтевая, лучевая кости; запястье, пясть, фаланги; тазовый пояс; тазовые кости; бедро,   голень,   стопа;   бедренная,   большеберцовая,   малоберцовая   кости;   коленная чашечка;   предплюсна,   плюсна;   сухожилия;   жевательные   и   мимические   мышцы; мышцы­синергисты:   мышцы­антагонисты, мышцы   туловища;   мышцы   конечностей;   сократимость;   сила   мышц;   амплитуда движения;   утомление   мышц; работоспособность;   динамическая   и   статическая   работа;   осанка;   искривление позвоночника;   плоскостопие;   гиподинамия,   тренировочный   эффект;   статические   и динамические упражнения. Л.р.№ З «Строение костной ткани», Л.р.. № 4 «Состав костей». П.р.: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья», «Изучение расположения мышц головы», «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника». Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма ­ 7 часов Значение крови и ее состав: жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость); функции крови в организме; состав плазмы крови; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты); Иммунитет:  иммунная   система;   важнейшие   открытия   в   сфере   изучения   иммунитета: виды иммунитета; прививки и сыворотки; Тканевая совместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы крови; резус­фактор; правила переливания крови; Сердце   и   круги   кровообращения:  органы   кровообращения;   строение   сердца;   виды кровеносных сосудов; большой и малый круги кровообращения; Движение   лимфы:  лимфатические   сосуды;   лимфатические   узлы;   роль   лимфы   в организме; Движение крови по сосудам: давление крови в сосудах; верхнее и нижнее артериальное давление;   заболевания   сердечно­сосудистой   системы,   связанные   с   давлением   крови; скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах; Регуляция работы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющие работой сердца; гуморальная регуляция сердца; автоматизм сердца; Предупреждение  заболеваний  кровеносной  системы:  физические нагрузки и здоровье сердечно­со­   судистой   системы;   влияние   табака   и   алкоголя   на   состояние   сердечно­ сосудистой системы; Первая   помощь   при   кровотечениях:  значение   кровотечения;   виды   кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное). Основные   понятия:  кровь;   тканевая   жидкость;   лимфа;   гомеостаз,   плазма   крови: форменные   элементы   крови:   тромбоциты,   эритроциты,   лейкоциты   (фагоциты, лимфоциты); гемоглобин; антиген, антитело; иммунитет (клеточный и гуморальный, активный   и   пассивный,   естественный   и   искусственный,   наследственный   и приобретенный);   иммунная   реакция;   эпидемия;   вакцина;   лечебная   сыворотка; иммунная система; тканевая совместимость; группы крови; резус­фактор; антитела игрупповая   совместимость   крови;   сердце;   предсердия,   желудочки;   створчатые   и полулунные   клапаны;   аорта,   артерия,   капилляры,   вены;   органы   кровообращения; большой и малый круги кровообращения; лимфатические капилляры: лимфатические сосуды;   лимфатические   узлы;   артериальное   кровяное   давление   (верхнее   и   нижнее, систолическое   и   диастолическое   давление);   гипертония:   гипотония;   инсульт; инфаркт; пульс; частота пульса (частота сердечных сокращений); автоматия сердца; адреналин;   ацетилхолин;   абстиненция;   тренировка   сердца;   функциональные   пробы; дозированная   нагрузка;   кровотечение   (капиллярное,   артериальное,   венозное);   жгут: закрутка; давящая повязка. Л. р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». Пр.   р.:  «Изучение   явления   кислородного   голодания»,   «Определение   ЧСС,   скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включающимся  в работу», «Доказательство вреда табакокурения», «Функциональная  сердечно­сосудистая проба». Тема 4. Дыхательная система ­ 7 часов Значение   дыхательной   системы;   органы   дыхания:  связь   дыхательной   и   кровеносной систем; строение дыхательных путей; органы дыхания и их функции; Строение легких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления кисло рода   в   кровь   и   транспорт   кислорода   от   легких   по   телу;   роль   эритроцитов   и гемоглобина в переносе кислорода; Дыхательные   движения:  механизм   вдоха   и   выдоха;   органы,   участвующие   в дыхательных движениях; влияние курения на функции альвеол легких; Регуляция дыхания: контроль дыхания центральной нервной системой; бессознательная и   сознательная   регуляция;   рефлексы   кашля   и   чихания;   дыхательный   центр; гуморальная регуляция дыхания; Заболевания   дыхательной   системы:  болезни   органов   дыхания,   передающиеся   через воздух   (грипп,   туберкулез   легких);   рак   легких;   значение   флюорографии;   жизненная емкость   легких;   значение   закаливания,   физических   упражнений   для   тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека; Первая   помощь   при   поражении   органов   дыхания:  первая   помощь   при   попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землей, электротравмах; искусственное дыхание; непрямой массаж сердца. Основные   понятия:  дыхательная   система;   легочное   дыхание;   тканевое   дыхание; дыхательные пути; носовая и ротовая полости; носоглотка; ротоглотка; гортань; трахея;   бронхи;   альвеолы;   легкие;   легочная   плевра,   пристеночная   плевра; плевральная полость; плевральная жидкость; диафрагма, дыхательные движения; дыхательный   центр   продолговатого   мозга;   высшие   дыхательные   центры; регуляция   дыхания   (рефлекторная,   гуморальная);   чихание;   кашель;   грипп; туберкулез легких; рак легких; флюорография; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); дыхательные   упражнения;   первая   помощь  при   утоплении,   удушении,   заваливании землей;   электротравма;   обморок;   клиническая   смерть,   биологическая   смерть; реанимация; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Л.р. №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»,  Л.р. №7«Дыхательные движения». Пр. р.: «Измерение обхвата грудной клетки», «Определение запыленности воздуха». Тема 5. Пищеварительная система ­ 5 часов. Значение   пищи:  значение   и   состав   пищи;   питательные   вещества;   вода,   минеральные вещества   и   витамины   в   пище;   правильная   подготовка   пищи   к   употреблению   (части растений,   накапливающие   вредные   вещества;   санитарная   обработка   пищевых продуктов); Строение пищеварительной системы: значение пищеварения; органы пищеварительной системы; пищеварительные железы; Зубы:  строение   зубного   ряда   человека;   смена   зубов:   строение   зуба;   значение   зубов; уход за зубами; Пищеварение в ротовой полости и в желудке:  механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости; пищеварение в желудке; строение стенок желудка; Пищеварение   в   кишечнике:  химическая   обработка   пиши   в   тонком   кишечнике   и всасывание питательных веществ; печень и ее функции; толстая кишка, аппендикс и их функции; Регуляция   пищеварения:  рефлексы   органов   пищеварительной   системы;   работы   И.П. Павлова   в   области   изучения   рефлексов;   гуморальная   регуляция   пищеварения; правильное питание; Заболевания   органов   пищеварения:  инфекционные   заболевания   желудочно­кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы; пищевые отравления: симптомы и первая помощь. Основные   понятия:  питательные   вещества;   белки,   жиры,   углеводы;   вода, минеральные   соли;   витамины;   пищеварение;   пищеварительная   система;   ротовая полость; глотка; гортань; надгортанник; мягкое и твердое небо; небный язычок: миндалины;   пищевод;   пищеварительные   железы;   пищеварительный   канал; желчный   пузырь;   тонкая   кишка;   двенадцатиперстная   кишка;   слепая   кишка; толстая   кишка;   прямая   кишка;   зубы,   резцы,   кльгки,   малые   и   большие   коренные зубы; выпадающие (молочные) и постоянные зубы, смена зубов; коронка зуба, шейка зуба, корень зуба, эмаль, дентин, цемент, зубная пульпа; кариес; слюна; птиалин (амилаза),   крахмал,   глюкоза,   желудок,   желудочный   сок,   брюшина;   желчь, поджелудочная железа, поджелудочный сок, кишечный сок, брыжейка, кишечные ворсинки, незаменимые аминокислоты, гликоген, мочевина, аппендикс, аппендицит; пищевой   рефлекс;   условный   и   безусловный   рефлексы;   условное   и   безусловное торможение;   ориентировочный   рефлекс;   режим   питания;   желудочно­кишечные заболевания, переносчики заболеваний, глистные заболевания, пищевые отравления, промывание желудка. Л.р.  № 8  «Действие   ферментов   слюны   на   крахмал»,  Л.р.  № 9  «Действие   ферментов желудочного сока на белки». Пр.р. «Определение местоположения слюнных желез». Тема 6. Обмен веществ и энергии ­ 3 часа Обменные   процессы   в   организме:  стадии   обмена   веществ;   пластический   и энергетический обмен; Нормы питания: расход энергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий обмен организма; нормы питания; калорийность пиши; Витамины:  роль   витаминов   в   организме;   гипер­   и   гиповитаминоз,   авитаминоз; важнейшие  витамины,  их  значение  для  организма;  источники   витаминов;  правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу. Основные   понятия:  обмен   веществ,   пластический   обмен,   энергетический   обмен; основной   обмен,   обший   обмен;   энерготраты   человека;   энергоемкость (калорийность)   пищи,   суточный   рацион;   витамины   А,   В,   С,  D;  гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз, «куриная слепота», бери­бери, цинга, рахит. Пр.р.  «Определение   тренированности   организма   по   функциональной   пробе   с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». Тема 7. Мочевыделительная система ­ 2 часа. Строение   и   функции   почек:  строение   мочевыделительной   системы;   функции   почек; строение нефрона; механизм фильтрации мочи в нефроне; этапы формирования мочи в почках; Заболевания   органов   мочевыделения;   питьевой   режим:  причины   заболеваний   почек; значение   воды   и   минеральных   солей   для   организма;   гигиена   питья;   обезвоживание; водное отравление; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды. Основные понятия: мочевыделительная система; почки, корковый и мозговой слои, почечные   пирамиды,   почечная   лоханка;   нефрон,   капсула   и   каналец,   капиллярный клубочек;   первичная   и   вторичная   моча;   мочеточники,   мочевой   пузырь, мочеиспускательный   канал;   обезвоживание,   водное   отравление,   гигиена   питья, кишечная палочка, жесткость воды. Тема 8. Кожа ­ 2 часа. Значение кожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи; Нарушения   кожных   покровов   и   повреждения   кожи:  причины   нарушения   здоровья кожных   покровов;   первая   помощь   при   ожогах,   обморожениях;   инфекции   кожи (грибковые заболевания, чесотка); Гигиена   кожных   покровов:  участие   кожи   в   терморегуляции;   закаливание;   первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Основные понятия:  эпидермис, дерма, подкожная  жировая  клетчатка; пигмент, загар;   сальные   и   потовые   железы;   волосы,   ногти;   жирная,   нормальная,   сухая кожа;   термический   ожог,   химический   ожог,   обморожение;   стригущий   лишай, чесоточный   зудень,   чесотка;   теплообразование,   теплоотдача,   терморегуляция, закаливание   (обтирания,   обливания,   душ,   плавание);   солнечный   ожог,   тепловой удар, солнечный удар. Тема 9. Эндокринная и нервная системы ­ 5 часов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции: отличия и сходства желез внешней, внутренней и смешанной секреции, их функции; эндокринная система; Роль   гормонов   в   организме:  роль   гормонов   в   росте   и   развитии   организма;   влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития; роль поджелудочной   железы   в   организме;   сахарный   диабет;   роль   надпочечников   в организме; адреналин и норадреналин. Основные понятия:  железы внешней, внутренней и смешанной секреции; эндокринная система;   гипофиз,   гормон   роста,   щитовидная   железа,   гормоны   щитовидной   железы; кретинизм,   базедова   болезнь,   инсулин,   сахарный   диабет;   надпочечники,   адреналин, норадреналин. Значение, строение и функция нервной системы:  общая характеристика роли нервной системы;   части   и   отделы   нервной   системы;   центральная   и   периферическая   нервная система; соматический и вегетативный отделы; прямые и обратные связи; Автономный отдел нервной системы: парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы; Нейрогуморальная регуляция:  связь   желез   внутренней   секреции   с   нервной   системой; согласованное   действие   гуморальной   и   нервной   регуляции   на   организм;   скорость реагирования нервной и гуморальной систем; Спинной   мозг:  строение   спинного   мозга;   рефлекторная   функция   спинного   мозга (соматические и вегетативные рефлексы); проводящая функция спинного мозга; Головной мозг: серое и белое вещество головного мозга; строение и функции отделов головного мозга; расположение и функции зон коры больших полушарий. Основные   понятия:  центральная   нервная   система,   периферическая   нервная система;   нервы,   нервные   узлы,   нервные   центры;   прямые   и   обратные   связи, соматический   и   автономный   (вегетативный)   отделы   нервной   системы; симпатический и парасимпатический отделы автономной (вегетативной) нервной системы; симпатический ствол, нервное сплетение, блуждающий нерв, иннервация; гипоталамус,   нейрогормоны,   единство   гуморальной   и   нервной   регуляции;   спинной мозг,  позвоночный  канал, спинномозговая  жидкость,  центральный  канал, серое и белое вещество, деятельность спинного мозга; головной мозг, продолговатый мозг, средний   мозг,   мост,   мозжечок,   промежуточный   мозг,   большие   полушария головного   мозга,   кора   больших   полушарий,   ядра,   борозды   и   извилины,   доли   коры (лобные, теменные, затылочные, височные), зоны коры. Пр.р.:  «Изучение   действия   прямых   и   обратных   связей»,   «Штриховое   раздражение кожи», «Изучение функций отделов головного мозга». Тема 10. Органы чувств. Анализаторы ­ 6 часов. Принцип   работы   органов   чувств   и   анализаторов:  пять   чувств   человека; расположение, функции  анализаторов  и особенности их работы; развитость  органов чувств и тренировка; иллюзии; Орган   зрения   и   зрительный   анализатор:  значение   зрения;   строение   глаза;   слезные железы; оболочки глаза; Заболевания и повреждения глаз:  близорукость и дальнозоркость; первая помощь при повреждении глаз; Органы слуха, равновесия и их анализаторы:  значение   слуха;   части   уха;   строение   и функции наружного, среднего и внутреннего уха; шум как фактор, вредно влияющий на слух; заболевания уха; строение и расположение органа равновесия; Органы   осязания,   обоняния   и   вкуса:  значение,   расположение   и   устройство   органов осязания,   обоняния   и   вкуса;   вредные   пахучие   вещества;   особенности   работы   органа вкуса. Основные   понятия:  анализатор,   специфичность,   иллюзии;   глаз,   брови,   ресницы; глазницы, слеза, глазное яблоко, белочная оболочка (склера), роговица, сосудистая оболочка,   радужная   оболочка   (радужка),   сетчатка,   палочки,   колбочки,   зрачок, хрусталик, стекловидное  тело, желтое пятно, «слепое пятно»; дальнозоркость. близорукость;   ухо,   наружное   ухо,   ушная   раковина;   слуховой   проход,   барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, слуховая (евстахиева) труба, внутреннее ухо, улитка, спиральный орган, волосковые  клетки; гигиена слуха; вестибулярный аппарат   (орган   равновесия),   полукружные   каналы,   овальный   и  круглый   мешочки; осязание,   кожно­мышечная чувствительность;   обонятельные   клетки,   вкусовые   клетки;   токсикомания, вкусовые сосочки, послевкусие. Пр.р.  «Исследование   реакции   зрачка   на   освещенность»,   «Исследование   принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна», «Оценка состояния вестибулярного аппарата», «Исследование тактильных рецепторов».   тактильные   рецепторы,   нервные   окончания, Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность ­ 7 часов. Врожденные   формы   поведения:  положительные   и   отрицательные   (побудительные   и тормозные) инстинкты и рефлексы; явление запечатления (импринтинга); Приобретенные   формы   поведения:  условные   рефлексы   и   торможение   рефлекса: подкрепление рефлекса; динамический стереотип; Закономерности   работы   головного   мозга:  центральное   торможение:   безусловное (врожденное)   и   условное   (приобретенное)   торможение;   явление   доминанты;   закон взаимной индукции; Биологические ритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов; медленный и быстрый сон; природа сновидений; значение  сна для человека; гигиена сна; Особенности высшей нервной деятельности человека; познавательные процессы: наука о высшей  нервной деятельности;  появление   и  развитие   речи  в эволюции  человека   и индивидуальном   развитии;   внутренняя   и   внешняя   речь;   восприятие   и   впечатление; виды и процессы памяти; особенности запоминания; воображение и мышление; Воля и эмоции; внимание; регуляция поведения: волевые качества личности и волевые действия;   побудительная   и   тормозная   функции   воли;   внушаемость   и   негативизм; эмоциональные   реакции,   эмоциональные   состояния   и   эмоциональные   отношения (чувства);   астенические   и   стенические   эмоции;   непроизвольное   и   произвольное внимание; рассеянность внимания; Режим   дня;   работоспособность:  стадии   работоспособности   (врабатывание, устойчивая   работоспособность,   истощение);   значение   и   состав   правильного   режима дня, активного отдыха. Основные понятия:  врожденные формы поведения, инстинкты, положительные и отрицательные   рефлексы   и   инстинкты, (импринтинг); приобретенные   формы   поведения,   условно­рефлекторные   связи,   динамический стереотип, рассудочная деятельность, подкрепление; возбуждение, торможение, центральное   торможение,   доминанта,   закон   взаимной   индукции;   физиология высшей нервной деятельности, подсознание, языковая среда, внешняя и внутренняя речь,   подсознательные   процессы;   память,   виды   памяти,   процессы   памяти, долговременная  и краткосрочная память; воображение, мышление, впечатление; воля,   волевое   действие,   волевой   акт;   внушаемость,   негативизм;   эмоции, эмоциональные   реакции,   эмоциональное   состояние,   эмоциональные   отношения (чувства);   произвольное   и   непроизвольное   внимание;   работоспособность; врабатывание,   истощение,   активный   отдых,   режим   дня;   быстрый   и   медленный сон, электроэнцефалограф, сновидения, гигиена сна. Пр.р.  «Перестройка   динамического   стереотипа:   овладение   навыком   зеркального письма», «Изучение внимания».   запечатление   Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма ­ 3 часа. Половая система человека: факторы, определяющие пол; строение женской и мужской половой системы; созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме; гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний: Заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путем: врожденные заболевания: заболевания, передаваемые половым путем; СПИД; Внутриутробное развитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша; закономерности   роста   и   развития   ребенка;   ростовые   скачки;   календарный   и биологический возраст; Вред   наркогенных   веществ:  примеры  наркогенных   веществ;   причины   обращения молодых   людей   к   наркогенным   веществам;   процесс   привыкания   к   курению; последствия   курения;   влияние   алкоголя   на   организм;   опасность   наркотической зависимости; реакция абстиненции; Психологические   особенности   личности:  типы   темперамента;   характер   личности   и факторы,   влияющие   на   него;   экстраверты   и   интроверты;   интересы   и   склонности, способности; выбор будущей профессиональной деятельности. Основные   понятия:    половые   хромосомы, оплодотворение,   зигота;   женская   половая   система,   мужская   половая   система, овуляция,   менструация,   поллюция,   половое   созревание;   наследственные   и врожденные   заболевания;   СПИД,   ВИЧ,   венерические   болезни,   гонорея,   сифилис; дробление, рост, развитие, календарный и биологический возраст; плод, зародыш, плацента,   пупочный   канатик;   темперамент,   типы   нервной   системы   (типы темперамента),   меланхолик,   холерик,   флегматик,   сангвиник;   экстраверты, интроверты; интерес, склонность, способность (человека), характер (человека).   сперматозоид, яйцеклетка, Тема 13. Биосфера и человек ­ 2 часа. Влияние   экологических   факторов   на   человека:   человек   как   часть   живого   вещества биосферы;   влияние   абиотических   факторов   (кислорода,   воды,   света,   климата)   и биотических   факторов   на   человека   как   часть   живой   природы;   влияние   хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу. Влияние   человека   на   биосферу:  история   отношений   человека   и   биосферы;   причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы;   загрязнение   атмосферы   и     увеличение   концентрации   углекислого   газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние   человека   на   флору   и   фауну;   природоохранительная   деятельность   человека; экологическое образование; ноосфера.  Основные   понятия:   биосфера,   позитивное   и   негативное   влияние,   экологические факторы;     глобальная   экологическая   проблема;   ноосфера;   охрана   природы; экологическое образование. Тематическое планирование учебного предмета «Биология» №  урока Название раздела, тема урока Кол­во часов Дата план факт 1 2 3 4 5 7 8 9 10 Тема 1.  Общий обзор организма человека (5 ч) Введение: биологическая и социальная природа  человека. Структура тела. Место человека в живой  природе. Науки об организме человека. Стартовая контрольная  работа. Клетка: строение, химический состав и  жизнедеятельность. Л.р. №1 "Действие ферментов  каталазы на пероксид водорода. Ткани. Л.р. №2."Клетки и ткани под микроскопом" Общая характеристика систем органов организма  человека. Регуляция работы внутренних органов.  Уровни организации организма. Пр.р. №1 «Изучение  мигательного рефлекса и его торможение» Тема 2. Опорно – двигательная система (9 ч) Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л.р. №3"Строение костной ткани. Состав костей" Скелет головы и туловища Скелет конечностей. П.р. «Исследование строения  плечевого пояса и предплечья» Первая помощь при травмах: растяжении связок,  вывихах суставов, переломах костей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Мышцы. Пр.р. «Изучение расположения мышц» 12 13 Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие. Пр.р. "Проверяем  правильность осанки", "Выявление плоскостопия",  "Оценка гибкости позвоночника" Развитие опорно­двигательной системы Обобщение и систематизация изученного материала  по теме: Опорно­двигательная система. Контрольная  работа за 1 четверть. Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда  организма (7 ч) Значение и состав крови. Л.р.№5. "Сравнение крови  человека с кровью лягушки" Иммунитет Тканевая совместимость и переливание  крови Строение и работа сердца. Круги кровообращения Движение лимфы. Пр.р «Кислородное голодание» Движение крови по сосудам. Пр.р."Пульс и движение  крови", "Определение скорости кровотока в сосудах  ногтевого ложа большого пальца руки" Регуляция работы органов кровеносной системы.  Пр.р. «Доказательства вреда табакокурения» 14 15 16 17 18 19 20 21 1 Заболевания КС. Первая помощь при кровотечениях.  Пр.р. «Функциональная СС проба» Тема 4. Дыхательная система  (7 ч) Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. №6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха" Дыхательные движения Л.р. №7 «Дыхательные  движения» Регуляция дыхания Пр.р. «Измерение обхвата грудной клетки» Болезни органов дыхания  и их предупреждение.  Гигиена дыхания. Пр.р. «Определение запыленности  воздуха» Первая помощь при поражении органов дыхания Обобщение и систематизация знаний по темам:  Кровеносная система. Внутренняя среда организма.  Дыхательная система Тема 5. Пищеварительная система  (6 ч) Строение пищеварительной системы.   Пр. р.  «Определение местоположения слюнных желёз» Зубы. Контрольная работа за 2 четверть. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.р. 8  "Действие ферментов слюны на крахмал", Л.р.№9  "Действие ферментов желудочного сока на белки" Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение  пищи и её состав. Заболевание органов пищеварения. Тема 6. Обмен веществ и энергии  (3 ч) Обменные процессы в организме. Нормы питания. Пр.р. "Определение тренированности  организма по функциональной пробе с задержкой  дыхания до и после нагрузки" Витамины. Тема 7. Мочевыделительная система  (2 ч) Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой  режим. Тема 8. Кожа (2 ч) Значение кожи и её строение. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи.  Гигиена кожных покровов. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) 45 Железы и роль гормонов в организме  46 Значение, строение и функция н.с. Пр.р. "Изучение  действия прямых и обратных связей" 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Автономный отдел нервной системы.  Нейрогуморальная регуляция. Пр.р «Штриховое  раздражение кожи» Спинной мозг. Головной мозг. Пр.р. «Изучение функций отделов  головного мозга» Тема 9. Органы чувств. Анализаторы  (6 ч) Принцип работы органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Пр.р.  "Исследование реакции зрачка на освещённость" Заболевание и повреждение  органов зрения Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Пр. р.  «Оценка состояния вестибулярного аппарата» Органы осязания, обоняния и вкуса.     Пр.р.  «Исследование тактильных рецепторов» (проводится  дома) Обобщение и систематизация знаний по темам:  Эндокринная и нервная системы. Органы чувств и  анализаторы. Контрольная работа за 3 четверть. Тема 10.  Поведение человека и высшая нервная  деятельность  (7 ч) Врожденные формы поведения Приобретённые формы поведения. Пр.р.  «Перестройка динамического стереотипа» Закономерности работы головного мозга Сложная психическая деятельность: речь, память,  мышление Психологические особенности личности Регуляция поведения. Пр.р."Изучение внимания" Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.  Вред наркогенных веществ.  Половая   система.   Индивидуальное Тема  11. развитие организма (3 ч) Половая система человека. Заболевания  наследственные, врожденные, передающиеся половым  путем. Развитие организма человека Обобщение и систематизация знаний по теме: Половая система. Индивидуальное развитие организма. Тема 12. Биосфера и человек  (2 ч) Влияние человека на биосферу. Глобальное  антропогенное влияние Итоговая контрольная работа за курс биологии 9  класса 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ИТОГО: 68

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету  «Биология» для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2019