Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
4 кл
09.03.2019
Цель обучения учебного предмета "логопедические занятия" – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы;
-своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.
формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе
конспект.docx
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Пояснительная записка
составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на
основании нормативно правовых документов:
Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря
2012 г. №273ФЗ);
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015,№35850;
Конвенция о правах ребенка.15.09.1990;
Федеральный закон « О ратификации Конвенции о правах инвалидов»№46ФЗ, от
03.05.2012;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
разработанной на основе федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизические
особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого
педагогического процесса и коррекционной направленности обучения воспитания.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» для обучения детей с
умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов : соответствия
содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и
процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на
различных уровнях его формирования.
Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время
компетентности, личностноориентированного, деятельного подхода, которое определяет
цели и задачи.
Цель обучения – формирование речи как средства общения, как способа коррекции
познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания
школы;
своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей
и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы,
социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально
значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной
среде, повседневных жизненных ситуациях.
формирование коммуникативноречевых умений, владение которых в дальнейшем поможет
выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное
социальное положение в обществе.
Задачи изучения:
исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного
анализаторов;
развитие речевой и мелкой моторики;
сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и невербальными;
научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира,
личным опытом ребенка.
1 Основные направления коррекционной работы:
совершенствование работы артикуляционного аппарата,
развитие речевого дыхания и голоса;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие фонематических процессов;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы;
пополнение и активизация словарного запаса;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Уровень программы коррекционноразвивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к
построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся.
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
пояснительная записка;
содержание программы;
учебно тематическое планирование образовательной области;
мониторинг образовательной области;
учебно методический комплекс к программе;
приложение.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с умеренной
умственной отсталостью. Его ведение в учебный план обусловлено значительным
отставанием обучающихся с умеренной умственной отсталостью в общем и речевом
развитии от своих сверстников, их речь скудна и дефектна, собственные высказывания
обучающихся отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются
выражением своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются
среди них и дети с отсутствием речи ( «безречевые» дети). Для устной речи обучающихся
характерны аграмматизмы. В их высказываниях часто отсутствует использование
служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. ( склонения и
спряжения). Словарный запас крайне беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же
обороты речи, не к месту ( механически), используют чужие слова и выражения без учета
смыслового содержания.
Содержание программы направлено на обучение обучающихся с умеренной
умственной отсталостью по возможности правильному звукопроизношению, правильному
произношению слова, ответами на поставленные вопросы, правильному и
последовательному изложению содержания информации, установлению несложных
причинно следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и
обобщения.
У обучающихся формируется элементарные представления и понятия, необходимые
при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно
2 следственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической
деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся
соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов ( стакан чашка
кружка), показывается различие между видовым и родовым понятием ( кукла, мяч,
машинка игрушки), обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании
слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе наблюдений за
окружающим обогащается словарный запас, при организации беседы он активизируется,
т.е. усвоенные слова включаются в речь.
В работе с обучающимися, имеются грубые нарушения произносительной стороны
речи, а также с «безречевыми» обучающимися, используются индивидуальные задания. Они
направлены на формирование пассивного словаря, понимание обращенной речи и освоение
дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.
Для «безречевых» обучающихся необходимо создавать ситуации, стимулирующие их
речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми
обучающимися необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении
отдельных слов, вопросов и ответов смотри на меня, говори со мной. При такой работе у
ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом
общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя,
имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем.
Научились показывать учеников, части тела, лица, предметы находящиеся в классе.
Формы и методы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся
специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип
воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении и т.д.
Основными видами работ учащихся являются: артикуляционные упражнения для
губ, языка, нёба и щёк, упражнения на формирование общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, дидактические игры, игровые упражнения, работа в
тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д. Контрольная работа во 2 классе
предусматривается в конце года итоговая.
Методы работы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с букварём
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, показ, иллюстрация
практические – выполнение артикуляционной гимнастики, развитие ручной и
мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия и т.д.
Типы уроков:
урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
урок обобщения и систематизации знаний (повторительнообобщающий урок);
комбинированный урок;
нестандартные уроки (уроквикторина, урокигра и др.)
В процессе формирования знаний могут быть использованы следующие формы
взаимодействия: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальная работа характеризуется совместной деятельностью школьников по
общему заданию под руководством педагога. Это способствует воспитанию чувства
3 коллективизма, позволяет формировать у обучающихся умение рассуждать. Находить
ошибки в рассуждениях другого, сообща делать выводы и заключения.
В процессе групповой работы обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья контактируют не только с педагогом, но и с друг с другом. Каждый обучающийся
имеет возможность высказать свои мысли, свое мнение, обсуждать их со сверстниками.
Общение в процессе групповой деятельности служит для более тесных
коммуникативных взаимодействий.
Индивидуальная работа строится с учетом психофизических особенностей каждего
ребенка. В процессе данной формы организации работы на уроке развивается мышление,
внимание, самостоятельность обучающегося, что в конечном итоге также способствует
формированию коммуникативной культуры.
В структуру занятия входит:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звукослоговой анализ слов;
работа над предложением;
обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза.
Описание места коррекционного курса « Логопедические занятия» в учебном плане.
Данная программа предназначена для обучающихся 4 классов с ограниченными
возможностями здоровья. Базисным учебным планом предусматривается следующее
распределение нагрузки:
Класс
4 класс
Количество часов
в год
68 ч
в неделю
2 часа
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
«Логопедические занятия».
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Коммуникативные ценности развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных
вопросов
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными
связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь
милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Актуальность программы:
4 Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет
системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную,
познавательную, регулятивную. однако в структуре общего речевого недоразвития на
первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку
кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный
период детства ( возникновение и развитие Я позиции и Я образа, стремление к
самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими,
выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.).
Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают
возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие
коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения
коммуникативной деятельности ( с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и
неречевами средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность
познавательной функции. На всех этапах развития детей ( как в дошкольном, так и в
школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается
в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего
влияния.
В «программе» определены основные задачи коррекционно педагогической работы
по развитию речи школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом
учитывается речевая активнось учащихся, мотивационный план речевой деятельности и
характер речевого и символического материала. Среди форм работы выделяются: игровая,
предметно практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность. При разработке
программы учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно – развивающей
среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться.
Однако, даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета
и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций,
слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких
обучающихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на
бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят
системный характер и распространяются на все ее функции коммуникативную,
познавательную, регулятивную. Для этих обучающихся характерно ярко выраженная
неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и
пробелов, чрезвычайная скупость представлений, несформированность способов
восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи
приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и
подростков.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Базовые учебные действия (БУД)
Личностные:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
5 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические
охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ.
навыки;
минутка).
Познавательные:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одногодвух) с
помощью учителя;
Использовать знаковосимволические средства с помощью учителя.
Коммуникативные:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в парной работе.
Регулятивные:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить изза парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя.
Таким образом:
В сфере личностных базовых учебных действий будут формироваться мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере познавательных базовых учебных действий ученики научатся
использовать знаковосимволические средства.
6 В сфере коммуникативных базовых учебных действий первоклассники
приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
В сфере регулятивных базовых учебных действий дети будут овладевать
различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия.
Программа « Логопедические занятия» направлена на формирование базовых
учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
Характеристика базовых учебных действий IV класса
Личностные учебные
действия
Осознание себя как ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями, как
члена семьи, друга
одноклассника;
способность к осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
положительное к отношение
к окружающей
действительности,
готовность к организации
взаимодействия с ней и
эстетическому ее
восприятию;
целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве его
природной и социальной
Коммуникативные
учебные действия
Вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель – ученик,
ученик –ученик, ученик
–класс, учитель
класс;
использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем
обращаться за помощью и
принимать помощь;
слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно
Регулятивные учебные
действия
Входить и выходить из
учебного
помещения со звонком;
пользоваться мебелью;
ориентироваться
пространстве класса (зала,
учебного помещения);
передвигаться по школе,
находить свой класс,
другие необходимые
помещения;
соотносить свои действия
и их результаты с
заданными образцами,
принимать оценку
деятельности, оценивать ее
с учетом предложенных
критериев, корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочетов;
адекватно использовать
ритуалы школьного
Познавательные учебные
действия
Выделять
общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать видо
родовые отношения
предметов;
делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать
наглядном
материале;
пользоваться знаками,
символами, предметами
заместителями;
читать, писать,
выполнять
арифметические
действия
наблюдать;
работать с информацией
(понимать изображение,
текст, устное
высказывание,
7 частей;
самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей;
понимание личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений о этических
нормах
и правилах поведения в
современном обществе;
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с
людьми;
договариваться изменять
свое поведение с учетом
поведения других
участников спорной
ситуации;
поведения (поднимать
руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.)
работать с учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем)
и организовывать рабочее
место;
элементарное
схематическое
изображение,
предъявленные на
бумажных
электронных и других
носителях).
Мониторинг образовательной области по логопедии
МОНИТОРИНГ
4 класс
Ф.И. учащегося
Критерии оценивания
1
2
3
4
5
6
7
8
Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг
Условные обозначения:
1 Умение целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
2 Умение точно воспроизводить артикуляционную позицию опираясь на наглядный
пример.
3 Умение различать речевые и неречевые звуки.
4 Умение на слух определять направление звука.
5 Умение на слух различать количество звучащих предметов.
6 Умение определять гласные звуки и характеризовать их.
7 Умение определять согласные звуки и характеризовать их.
8Умение подобрать картинку на определенный звук.
9 Умение определять место звука в слове ( начало, середина, конец).
Н.г. начало года;
К.г. конец года;
Критерии
1б. отсутствие сформированных критериев;
2б. слабо сформированные критерии;
3б. неустойчиво сформированные критерии;
4б. сформированные критерии;
5б. самостоятельно использует полученные знания,
умения, навыки на практике.
Уровни оценивания:
Высокий 4535 баллов;
Средний 3424 баллов;
Низкий 2313 баллов;
Несформированный – 12 и ниже
Учебнометодический комплекс к программе
1) Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М., «Владос», 2001г.
2) Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.М., 1989г.
3) Парамонова Л.В. «Логопедия для всех» М., 2002г.
8 4) Лопухина И.С. Логопедия. (550 занимательных упражнений для развития речи) М.,
1996г.
5) Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции» М., 2003г.
6) Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М., 1999г.
7) Генинг М.Г., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары 1980г.
8) Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической
стороны речи у дошкольников» Санкт Петербург 2004г.
9) Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления лексикограмматического
недоразвития речи у дошкольников» Санкт Петербург 2004г.
10) Рыбина А.Ф. «Коррекция звукопроизношения у детей» Волгоград 2003г.
11) Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя» (Игры и упражнения со звучащим
словом) М.,2005г.
12) Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» М.,
1990г.
13) Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., 1983г.
14) Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» М., 1988г.
15) Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М., 1985г.
16) Большакова С.Е. «Речевые нарушения и их преодоление» М., 2005г.
17) Аналитический научнометодический центр «Развитие и коррекция» М., 2007г.
18) Майсурадзе И.Ю. Методическое пособие «Формирование перцептивных действий в
процессе сенсорного воспитания детей с отклонениями в развитии» Ульяновск 2005г.
19) Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и
письма» / Библиотека практикующего логопеда/ Изво Аркти 400стр Москва 2005г.
9
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.