Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
4 кл
09.03.2019
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Цель обучения учебного предмета "логопедические занятия" – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы; -своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях. формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе
конспект.docx
Рабочая  программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе  Пояснительная записка составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на  основании нормативно­ правовых документов:  Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273­ФЗ);  Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной  отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015,№35850;  Конвенция о правах ребенка.15.09.1990;  Федеральный закон « О ратификации Конвенции о правах инвалидов»№46­ФЗ, от  03.05.2012;  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  разработанной на основе федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями). При составлении программы учитывались возрастные и психофизические  особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого­ педагогического процесса и коррекционной направленности обучения воспитания. Содержание программы курса «Логопедические занятия» для обучения детей с  умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов : соответствия  содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и  процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на  различных уровнях его формирования.  Программа   предполагает   возможность   реализации   актуальных   в   настоящее   время компетентности, личностно­ориентированного, деятельного подхода, которое определяет цели и задачи. Цель обучения – формирование речи как средства общения, как способа коррекции  познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания  школы; ­своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей  и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы,  социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально­ значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной  среде, повседневных жизненных ситуациях. формирование коммуникативно­речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное  социальное положение в обществе. Задачи изучения:  исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного               анализаторов; развитие речевой и мелкой моторики; сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и  общения – вербальными и невербальными; научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике  экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих  возрасту житейских задач. развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. 1 Основные направления коррекционной работы: совершенствование работы артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания и голоса; развитие артикуляционной и мелкой моторики; развитие фонематических процессов; развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; коррекция нарушений эмоционально­личностной сферы; пополнение и активизация словарного запаса; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.           Уровень программы коррекционно­развивающий. Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить  представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного  пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к  построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся. Структура документа: Данная программа имеет следующие разделы: ­ пояснительная записка; ­содержание программы; ­ учебно­ тематическое планирование образовательной области; ­ мониторинг образовательной области; ­ учебно­ методический комплекс к программе; ­ приложение. Общая характеристика учебного предмета Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с умеренной  умственной отсталостью. Его ведение в учебный план обусловлено значительным  отставанием обучающихся с умеренной умственной отсталостью в общем и речевом  развитии от своих сверстников, их речь скудна и дефектна, собственные высказывания  обучающихся отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются  выражением своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются  среди них и дети с отсутствием речи  ( «безречевые» дети). Для устной речи обучающихся  характерны аграмматизмы. В их высказываниях часто отсутствует использование  служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. ( склонения и  спряжения). Словарный запас крайне беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же  обороты речи, не к месту ( механически), используют чужие слова и выражения без учета  смыслового содержания. Содержание программы направлено на обучение обучающихся с умеренной  умственной отсталостью по возможности правильному звукопроизношению, правильному  произношению слова, ответами на поставленные вопросы, правильному и  последовательному изложению содержания информации, установлению несложных  причинно­ следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и  обобщения. У обучающихся формируется элементарные представления и понятия, необходимые  при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о  непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,  конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно­ 2 следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико­синтетической  деятельности обучающихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях  окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся  соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов ( стакан­ чашка­ кружка), показывается различие между видовым и родовым понятием ( кукла, мяч,  машинка­ игрушки), обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании  слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе наблюдений за  окружающим обогащается словарный запас, при организации беседы он активизируется,  т.е. усвоенные слова включаются в речь. В работе с обучающимися, имеются грубые нарушения произносительной стороны  речи, а также с «безречевыми» обучающимися, используются индивидуальные задания. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимание обращенной речи и освоение  дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.        Для  «безречевых» обучающихся необходимо создавать ситуации, стимулирующие их  речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми  обучающимися необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении  отдельных слов, вопросов и ответов­ смотри на меня, говори со мной. При такой работе у  ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом  общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем.  Научились показывать учеников, части тела, лица, предметы находящиеся в классе. Формы и методы организации учебного процесса В программе основным принципом является принцип коррекционной  направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся   у обучающихся  специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип  воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и  доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении,  принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного  подхода в обучении и т.д.                              Основными видами   работ учащихся являются: артикуляционные упражнения для  губ, языка, нёба и щёк, упражнения на формирование общеречевых навыков, по развитию  слухового и зрительного восприятия, дидактические игры, игровые упражнения, работа в  тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д. Контрольная работа во 2 классе  предусматривается в конце года ­ итоговая. Методы работы: ­словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с букварём ­наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, показ, иллюстрация ­практические – выполнение артикуляционной гимнастики, развитие ручной и  мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия и т.д. Типы уроков: ­урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала); ­урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок); ­урок обобщения и систематизации знаний (повторительно­обобщающий урок); ­комбинированный урок; ­нестандартные уроки (урок­викторина, урок­игра и др.)  В процессе формирования знаний могут быть использованы следующие формы  взаимодействия: фронтальные, групповые и индивидуальные. Фронтальная работа характеризуется совместной деятельностью школьников по  общему заданию под руководством педагога. Это способствует воспитанию чувства  3 коллективизма, позволяет формировать у обучающихся умение рассуждать. Находить  ошибки в рассуждениях другого, сообща делать выводы и заключения. В процессе групповой работы обучающиеся с ограниченными возможностями  здоровья контактируют не только с педагогом, но и с друг с другом. Каждый обучающийся  имеет возможность высказать свои мысли, свое мнение, обсуждать их со сверстниками. Общение в процессе групповой деятельности служит для более тесных  коммуникативных взаимодействий. Индивидуальная работа строится с учетом психофизических особенностей каждего  ребенка. В процессе данной формы организации работы на уроке развивается мышление,  внимание, самостоятельность обучающегося, что в конечном итоге также способствует  формированию коммуникативной культуры. В структуру занятия входит: ­ упражнения для развития артикуляционной моторики; ­ упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; ­ дыхательная гимнастика; ­ коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; ­ формирование фонематических процессов; ­ работа со словами, звуко­слоговой анализ слов; ­ работа над предложением; ­ обогащение и активизация словарного запаса.             Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Описание места коррекционного курса « Логопедические занятия» в учебном плане. Данная программа предназначена для обучающихся 4  классов с ограниченными  возможностями здоровья. Базисным учебным планом предусматривается следующее  распределение нагрузки: Класс 4 класс Количество часов в год 68 ч в неделю 2 часа   Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса      Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни  «Логопедические занятия». общества, как одного из основополагающих элементов культуры.      Коммуникативные ценности­ развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных  социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных  вопросов     Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и  самосовершенствованию.       Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными  связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).      Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;  формирование эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, взаимной  ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Актуальность программы: 4 Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет  системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную,  познавательную, регулятивную. однако в структуре общего речевого недоразвития на  первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку  кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный  период детства ( возникновение и развитие Я­ позиции и Я­ образа, стремление к  самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими,  выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.). Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие  коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения  коммуникативной деятельности ( с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и  неречевами средствами, целевыми и контрольными моментами). Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность  познавательной функции. На всех этапах развития детей ( как в дошкольном, так и в  школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего  влияния. В «программе» определены основные задачи коррекционно­ педагогической работы  по развитию речи школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом  учитывается речевая активнось учащихся, мотивационный план речевой деятельности и  характер речевого и символического  материала. Среди форм работы выделяются: игровая, предметно­ практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность. При разработке  программы учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно – развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться.  Однако, даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций,  слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких  обучающихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на  бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят  системный характер и распространяются на все ее функции­ коммуникативную,  познавательную, регулятивную. Для этих обучающихся характерно ярко выраженная  неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и  пробелов, чрезвычайная скупость представлений, несформированность способов  восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи  приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и  подростков.  Планируемые результаты освоения  учебной программы.          В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой   умственной   отсталостью   (вариант   2)   результативность   обучения   каждого обучающегося   оценивается   с   учетом   особенностей   его   психофизического   развития   и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной   программы   представляют   собой   описание   возможных   результатов образования данной категории обучающихся.   Базовые учебные действия (БУД) Личностные:  Осознание   себя   как   ученика,   заинтересованного   посещением   школы,   обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. 5  Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей  Положительное   отношение   к   окружающей   действительности,   готовность   к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.  Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.  Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;  Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо   и хорошо); Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;   Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические   охранительные   режимные   моменты   (пальчиковая   гимнастика,   физ. навыки; минутка).   Познавательные:  Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов  Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;  Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;  Назвать,   характеризовать   предметы   по   их   основным   свойствам   (цвету,   форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя; Группировать   предметы   на   основе   существенных   признаков   (одного­двух)   с помощью учителя;  Использовать знаково­символические средства с помощью учителя. Коммуникативные:  Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель ­ класс)  Обращаться за помощью и принимать помощь  Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту  Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;  Оформлять свои мысли в устной речи;  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;  Слушать и понимать речь других;  Участвовать в парной работе. Регулятивные:  Входить и выходить из учебного помещения со звонком  Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)  Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и  выходить из­за парты и т. д.) Работать   с   учебными   принадлежностями   и   организовывать   рабочее   место   под руководством учителя;  Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя. Таким образом: ­В сфере  личностных базовых учебных действий  будут формироваться  мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. ­В   сфере   познавательных   базовых   учебных   действий   ученики   научатся  использовать  знаково­символические средства. 6 ­В   сфере   коммуникативных     базовых   учебных   действий   первоклассники  приобретут   умения   адекватно   передавать   информацию   и   отображать   предметное содержание и условия деятельности в речи. ­В   сфере   регулятивных   базовых   учебных   действий   дети   будут   овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия.               Программа « Логопедические занятия» направлена на формирование базовых  учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у  обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и  включает следующие задачи: 1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к  эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2.        Формирование учебного поведения:   •        направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); •        умение выполнять инструкции педагога; •        использование по назначению учебных материалов; •        умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: •        в течение определенного периода времени, •        от начала до конца, •        с заданными качественными параметрами. 4.        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,  действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом  действия и т.д. Характеристика базовых учебных действий  IV­ класса Личностные учебные  действия Осознание себя как ученика,  заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями, как  члена  семьи,  друга  одноклассника; ­способность к осмыслению  социального окружения,  своего  места  в  нем,  принятие соответствующих  возрасту ценностей и  социальных ролей; ­положительное к отношение к окружающей  действительности,  готовность к организации  взаимодействия с ней и  эстетическому  ее  восприятию; ­целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его  природной и социальной  Коммуникативные  учебные действия Вступать в контакт и  работать  в коллективе  (учитель  –  ученик,  ученик  –ученик, ученик  –класс, учитель­ класс;         ­использовать принятые  ритуалы социального  взаимодействия с  одноклассниками и  учителем обращаться за помощью и принимать помощь; ­слушать и понимать  инструкцию к учебному  заданию   в   разных видах деятельности и быту сотрудничать         со  взрослыми и сверстниками   в разных социальных  ситуациях;         ­доброжелательно  Регулятивные учебные  действия Входить  и выходить  из  учебного  помещения        со звонком; ­пользоваться мебелью; ­ориентироваться  пространстве класса (зала,  учебного помещения); ­передвигаться  по школе,  находить свой        класс,  другие необходимые помещения; ­соотносить свои действия  и их результаты с  заданными образцами,  принимать оценку  деятельности, оценивать ее с учетом предложенных  критериев, корректировать свою деятельность с  учетом выявленных  недочетов; ­адекватно использовать ритуалы школьного  Познавательные учебные  действия Выделять   общие и отличительные  свойства предметов; ­устанавливать видо­ родовые отношения  предметов; ­делать простейшие  обобщения, сравнивать,  классифицировать  наглядном  материале; ­пользоваться знаками,  символами, предметами­ заместителями; ­читать, писать, выполнять  арифметические  действия наблюдать; ­работать с информацией  (понимать изображение,  текст,  устное  высказывание,  7 частей; ­самостоятельность        в  выполнении  учебных  заданий, поручений,  договоренностей; ­понимание личной  ответственности за свои  поступки  на  основе  представлений о этических  нормах и  правилах поведения  в  современном обществе; относиться,  сопереживать,  конструктивно  взаимодействовать с  людьми; ­договариваться изменять свое поведение с учетом  поведения  других  участников спорной ситуации; поведения  (поднимать  руку, вставать и выходить из­за парты и т. д.) ­работать с учебными  принадлежностями (инструментами,         спортивным инвентарем) и организовывать рабочее  место; элементарное  схематическое  изображение,   предъявленные на  бумажных  электронных и других  носителях). Мониторинг образовательной области по логопедии МОНИТОРИНГ 4 класс Ф.И. учащегося Критерии оценивания 1 2 3 4 5 6 7 8 Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Кг Нг Условные обозначения:  1­ Умение целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. 2 ­Умение точно воспроизводить артикуляционную позицию опираясь на наглядный  пример. 3 ­Умение различать речевые и неречевые звуки. 4­ Умение на слух определять направление звука. 5­ Умение на слух различать количество звучащих предметов. 6­ Умение определять гласные звуки и характеризовать их. 7­ Умение определять согласные звуки и характеризовать их. 8­Умение подобрать картинку на определенный звук. 9­ Умение определять место звука в слове ( начало, середина, конец). Н.г.­ начало года; К.г.­ конец года; Критерии 1б.­ отсутствие сформированных критериев; 2б.­ слабо сформированные критерии; 3б.­ неустойчиво сформированные критерии; 4б.­ сформированные критерии; 5б.­ самостоятельно использует полученные знания,  умения, навыки на практике. Уровни оценивания: Высокий­ 45­35 баллов; Средний­ 34­24 баллов; Низкий­ 23­13 баллов; Несформированный – 12 и ниже Учебно­методический комплекс к программе 1) Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М., «Владос», 2001г. 2) Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.­М., 1989г. 3) Парамонова Л.В. «Логопедия для всех» М., 2002г. 8 4) Лопухина И.С. Логопедия. (550 занимательных упражнений для развития речи) М.,  1996г. 5) Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и  пути его коррекции» М., 2003г. 6) Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»  М., 1999г. 7) Генинг М.Г., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары 1980г. 8) Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической  стороны речи у дошкольников» Санкт­ Петербург 2004г.  9) Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления  лексико­грамматического  недоразвития  речи у дошкольников» Санкт­ Петербург 2004г. 10) Рыбина А.Ф. «Коррекция звукопроизношения у детей» Волгоград 2003г. 11) Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя» (Игры и упражнения со звучащим  словом) М.,2005г. 12) Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» М.,  1990г.  13) Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»  М., 1983г. 14) Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» М., 1988г. 15) Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М., 1985г. 16) Большакова С.Е. «Речевые нарушения и их преодоление» М., 2005г.         17) Аналитический научно­методический центр «Развитие и коррекция» М., 2007г. 18) Майсурадзе И.Ю.  Методическое пособие «Формирование перцептивных действий в  процессе сенсорного воспитания детей с отклонениями в развитии» Ульяновск 2005г. 19) Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и  письма»  / Библиотека практикующего логопеда/ Из­во Аркти ­400стр Москва 2005г. 9

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019