Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл—4 кл
23.01.2018
Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида
Настоящая программа по курсу «Музыка и пение» (И.В. Евтушенко) создана для учащихся 3-4 классов на основе учебного плана ОУ, согласно рекомендации ИПР обучающихся. Обучение ведётся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. Сборник под редакцией В.В. Воронковой.- М.: « Просвещение», 2010 г.рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида
3-4 музыка.docx
Пояснительная записка Настоящая программа по курсу  «Музыка и пение» (И.В. Евтушенко) создана для   учащихся 3­4 классов на основе учебного  плана ОУ, согласно рекомендации ИПР обучающихся. Обучение ведётся по  программе специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1­4 классы. Сборник под редакцией В.В. Воронковой.­ М.: « Просвещение», 2010 г. Музыкально­эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с  отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно­воспитательной работы музыка является одним из наиболее  привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала  одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого  подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми  процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в  коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на  аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку,  слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на  музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп,  динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и  пения. Задачи   формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной  музыкально­исполнительской деятельности;  формировать музыкально­эстетический словарь;  формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;  совершенствовать певческие навыки;  развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на  музыку, музыкально­исполнительские навыки. Основной формой музыкально­эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся  вырабатываются необходимые вокально­хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность нения. Дети  получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанров учатся воспринимать музыку. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной  грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы  используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно­психических процессов,  преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие  либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой,  веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально­ритмической разминки, совместное пение любимой песни,  несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает  совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к  колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение. После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого  используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными  звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом  способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим  самостоятельные занятия воспитанников. Формирование вокально­хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока  обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает  изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными  возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала  на письме и др., опирающихся на абстрактно­логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения,  оборудуется:  музыкальными инструментами (фортепиано или электронно­музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К.Орфа и  др.);  техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт­дисков, видеоаппаратура,  диапроектор);  музыкально­дидактическими пособиями (аудио­ и видеозаписи, компакт­диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально­ дидактические игры, нотная и методическая литература). В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. и.). Помещение должно иметь  хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места  двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия,  кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся. В МКОУ «Богородской школе №8»  имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами  постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых  группах, подгруппах, с учетом эмоционально­поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые,  стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности. Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма  дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных  способностей, умений и их дальнейшее развитие. Из массовых форм проводятся следующие мероприятия:  утренники, посвященные календарным датам;  музыкальные праздники;   постановка музыкальных спектаклей; представлений;   конкурсы песни;   смотры художественной самодеятельности;   танцевальные вечера, дискотеки;   посещение концертов, оперных и балетных спектаклей. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование  музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио­ и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и  магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки). Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не  только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать  музыкально­звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической  и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно  эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на  эмоционально­поведенческую сферу детей такие стили, как рок­ и рэп ­музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и  внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением  контроля со стороны сознания. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и  коррекционно­развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и  художественной формы музыкальных произведений. Учащимся с ОВЗ,  наиболее близки и доступны образы, связанные с их  интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен:  игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно­героические персонажи и ситуации, картины природы  ­ это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного  контингента:  это небольшой диапазон голосов,    общее недоразвитие,   фонетико­фонематическое недоразвитие речи и т. д.  В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям  доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для  произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими  образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения учащихся с ОВЗ, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального  репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста,  затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является  естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных  особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий. Основные теоретические методические положения по предмету  Музыка в  3 классе (1 ч в неделю) Пение Закрепление певческих навыков и умений на материале,  пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.  Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения  распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении  звучания). Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. Развитие умения  контролировать слухом качество пения. Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо  знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Использование разнообразных музыкальных  средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. Работа над чистотой интонирования  и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля. Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Развитие умения различать мелодию и сопровождение в  песне и в инструментальном произведении. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель,  балалайка. Закрепление навыков игры на ударно­шумовых инструментах, металлофоне. Обучение детей игре на балалайке,  ложках (или других доступных народных инструментах). Слушание музыки Примерный музыкальный матерная для пения Первая четверть С Днём рожденья осень  Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. Скворушка прощается Музыка В. Александрова, слова А. Тимофеевского. Если б не было школ. Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтинз. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. Вторая четверть Снежная песенка. Музыка Д. Львова­Компанейца, слова С. Богомазова. Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова, Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Третья  четверть Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева­Седого, слова С. Погореловского. Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Я служу России  Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой. Четвёртая четверть Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Чунга­Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского слова Э. Успенского. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.                                                            Музыкальные произведения для прослушивания Ф. Шуберт. Аве Мария. Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. М. Теодоракис. Сиртаки. П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Ф. Шуберт. экспромт Соч. 94, № 3. М. Мусоргский отрывок их балета «Золушка» С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» отрывок­ Вставайте люди русские. М. Глинка романс Я здесь Инезилья. Н. Римский­ Корсаков Снегурочка Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Бу­ра­ти­но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова,  слова  Ю. Энтина. Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова  Ю.Энтина   № Название темы  Требования к знаниям и умениям учащихся 1 или раздела Знакомство с  инструментами Знакомство и  слушание  муз. произведений Знакомство с  муз жанрами 4 Музыкальная  2 3 грамота 5 Разучивание  песен 6 Обобщающие  уроки И того; 5ч 5ч 6ч 12ч 4ч 35ч Знать название инструмента, понимать как на нем  играют, определять их по звучанию Уметь слушать произведение , понимать о чём  рассказывает музыка, уметь различать форму, и   контрастные части муз. произведения Уметь различать муз жанры по основным признакам. Уметь отвечать на вопросы по заданной теме, знать  муз. материал Уметь исполнять песню выразительно,  правильноформировать гласные, знать содержание и  слова, уметь распределять дыхание, использовать  при исполнении динамику. Уметь отвечать на вопросы по теме, знать муз.  материал. Кол  часов 3ч Основные изучаемые  вопросы Знакомство с музыкальным  инструментарием Знакомство с муз  произведениями Формы  контроля устный устный Знакомство с муз жанрами устный Знакомство с основными  муз понятиями, средствами  выразительности. Знакомство и разучивание  песен устный устный Обобщение материала по  пройденным темам. устный Учащиеся должны знать:  музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырех частная);  музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:  выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;  сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;  распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;  сохранять правильное формирование гласных при пенни двух звуков на один слог;  воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Основные теоретические методические положения по предмету  музыка в 4 классе (1 ч в неделю) Пение Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах. Развитие умения петь без  сопровождения инструмента ' несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой. Дифференцирование звуков по  высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на  одной высоте. Развитие умения показать рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.  Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано —   тихо). Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественно содержание. Музыкальные средства, с  помощью которых создаются образы. Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный,  траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). Формирование элементарных представлений о  многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: "домра, мандолина, баян, гусли,  Слушание музыки свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас­балалайка и др. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков  игры на уже знакомых музыкальных инструментах. Обучение детей игре на фортепиано. Примерный музыкальный материал для пения Первая четверть Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Колыбельная медведицы  Муз. Е Крылатова, лова Ю.Яковлева Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Вторая четверть Карнавал   муз.Ю Моисеева Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковско   го, слова А. Санина. Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова  М. Пляцковского. Третья четверть Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский  текст М. Светлова. Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова. Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. Четвертая четверть Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Во кузнице. Русская народная песня. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка  В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского Музыкальные произведения для слушания В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР». Н. Римский­Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко». К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий.  Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад». Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш. В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена  «Пер Гюнт». П. Чайковский. Баба­Яга. Из «Детского альбома». М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский­Корсаков. Три туда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь  попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера. Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова  Л. Дербенева. Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка  В. Казенина, слова Р. Лаубе. В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка  В. Шаинекого, слова Э. Успенского.  Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. № Название темы или Основные изучаемые  вопросы Знакомство с музыкальным  инструментарием Знакомство с муз произведениями Формы  контроля устный устный Требования к знаниям и  умениям учащихся Знать название инструмента, понимать как на нем играют Уметь слушать  произведение , понимать о  1 2  раздела Знакомство с  инструментами Знакомство и слушание  муз. произведений Кол  часов 3ч 5ч 3 Знакомство с муз  жанрами 4 Музыкальная грамота 3ч 8ч Знакомство с муз жанрами Знакомство с основными муз понятиями,  средствами выразительности. устный устный 5 Разучивание песен 12ч Знакомство и разучивание песен устный 6 Обобщающие уроки И того; 4ч 35ч Обобщение материала по пройденным  темам. устный чём рассказывает музыка. Уметь различать муз жанры. Уметь отвечать на вопросы  по заданной теме, знать муз.  материал Уметь исполнять песню  выразительно, правильно  интонировать, знать  содержание , чётко  произносить слова слова,  использовать при  исполнении динамику. Уметь отвечать на вопросы  по теме, знать муз.  материал.                                              Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:  современные детские песни для самостоятельного исполнения;   народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные  значение динамических оттенков (форте  ­ громко, пиано ­  тихо); ложки, бас­балалайка);  особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);  особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.                                             Учащиеся должны уметь:  петь хором, выполняя требования художественного исполнения;  ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;  исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;  различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. УМК; Рабочая программа по курсу  «Музыка и пение» (И.В.Евтушенко) составлена для   учащихся 1­4 классов, по  программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  1­4 классы. Сборник под редакцией В.В. Воронковой.­ М.: «Просвещение», 2010г. Дополнительные методические материалы: Нестандартные уроки музыки 1­5 классы сост.Н.Б. Улашенко Музыкальная грамота Т.А Затямина  Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки. Авилова

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету музыка для 3 - 4 классов коррекционной школы 8 вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018