РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
19.11.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
2018-2019 учебный год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1 Личностные результаты: Требования ФГОС Достижение требований 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах… 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
окружающий мир.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ   2018­2019 учебный год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  1.1 Личностные результаты: Требования ФГОС  Достижение требований    1.   Формирование   основ   российской гражданской   идентичности,   чувства гордости   за   свою   Родину,   российский народ и историю России, осознание своей национальной этнической принадлежности; формирование   многонационального ценностей российского   общества;   становление гуманистических   и   демократических ценностных ориентаций  и         2.   Формирование   целостного,   социально ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном   единстве   и   разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. уважительного отношения   к   иному   мнению,   истории   и культуре других народов    Формирование   4.   Овладение   начальными   навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности   формирование личностного смысла учения  и   6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе   в   информационной   деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,   социальной   справедливости   и свободе        осознаёт несмотря   друзьями; Ученик свою принадлежность   к   своей   стране   – России, к своему народу. Отвечает на вопросы:   Что   связывает   тебя   с родными,   с   родной природой,   с   Родиной?   Какой   язык   и какие   традиции   являются   для   тебя родными   и   почему?   Что   обозначает для   тебя   любить   и   беречь   родную землю, родной язык?  Знает   и   с   уважением   относится   к Государственным символам России.  Сопереживает   радостям   и   бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.  Ученик   воспринимает   планету   Земля как   общий   дом   для   многих   народов, принимает   как   данность   и   с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает   отношения,   общение   со сверстниками, на национальную   принадлежность,   на основе   общекультурных   принципов, уважать   иное   мнение  историю   и культуру других народов и стран, не   допускать оскорбления, высмеивания.  Ученик выстраивать добропорядочные   отношения   в учебном   коллективе,   в   коллективах дня, групп дополнительного   образования,   во временных творческих группах…   Ученик   воспринимает   важность (ценность) как интеллектуального   труда   и   познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, учебную мотивацию. Ученик активно участвует в   процессе   обучения,   выходит   на постановку собственных образовательных целей и задач.  Ученик осмысленно относится к тому что   делает,   знает   для   чего   он   это делает,   соотносит   свои   действия   и поступки   с   нравственными   нормами. Различает   «что   я   хочу»   и   «что   я могу».  Осуществляет   добрые   дела, продлённого отражают учёбы умеет     их 1.2 Метапредметные результаты:  Требования ФГОС  Достижение требований  1. Овладение способностью принимать и сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности,   поиска   средств   ее осуществления.  2.   Освоение   способов   решения   проблем творческого и поискового характера.  3.   Формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации; определять   наиболее   эффективные способы достижения результата.      Формирование   умения   понимать 4. причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности способности конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха.  5. познавательной и личностной рефлексии   начальных   форм   Освоение и           знания.  осуществляет Ученик   принимает   учебную   задачу, соотносит   свои   действия   с   этой задачей,   ищет   способ   её   решения, осуществляя пробы.  Ученик отбор источников   информации   для   поиска нового   Самостоятельно отбирает   для   решения     предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные   диски;   сопоставляет     и отбирает информацию, полученную из различных   источников   (словари, энциклопедии, справочники, Интернет,   компетентные   люди   – библиотекарь,   учитель   старших классов), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.  Ученик намечает действия при работе в   паре,   составляет   простой   план действий   при   написании   творческой работы, создании проектов.  В   диалоге   с   учителем   вырабатывает критерии   оценки   и   определяет степень успешности выполнения своей работы   и   работы   всех,   исходя   из имеющихся   критериев,   может совершенствовать критерии оценки и пользоваться   ими   в   ходе   оценки   и самооценки.  В ходе представления проекта может дать   обоснованную   оценку   его результатов.  Сопоставляя   свои   действия   и результат,   понимать   причины   своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.  Ученик   должен   уметь   отвечать   на вопросы:   Что   мне   удалось?   Что   не удалось? И почему?  Как,   каким   способом   действовал? Какой   способ   сложнее   (удобнее, подходит или нет) и почему? … Ученик   может   перевести   в   устный текст   данные   из   таблицы,   схемы, диаграммы,   может   дополнить   или достроить   их,   использовать   эти средства   для   записи   текстовой информации.   Активно   использует   модели   при   слов, решении предложений, математических   задач.   Активно использует словари при анализе слов.  анализе при       Ученик   соблюдает   в   повседневной жизни   нормы   речевого   этикета   и правила устного общения (обращение, вежливые   слова).   Может   решать разные   коммуникативные   задачи, адекватно   используя   имеющиеся   у него   языковые   средства   (просьба, отказ, поздравление, доказательство…) Умеет   презентовать   результаты   своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.  Ученик использовать компьютерную   технику   для   решения поисковых   задач,  в  том   числе   умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме   измеряемые   величины   и анализировать   изображения,   звуки, готовить   своё   выступление   и выступать   с   аудио­,   видео­   и графическим   сопровождением;   при этом   от   нормы информационной   избирательности, этики и этикета.  соблюдает умеет       6. Использование знаково­символических средств   представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,   схем   решения   учебных   и практических задач. 7. Умение работать в материальной   и   информационной   среде начального   общего   образования   (в   том числе   с   учебными   моделями)   в соответствии с содержанием конкретного учебного   предмета,   формирование начального уровня культуры пользования словарями   в   системе   универсальных учебных действий.  8.   Активное   использование   речевых средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   (далее   – ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач.      анализа, задачами 9.   Использование   различных   способов поиска   (в   справочных   источниках   и открытом   учебном   информационном пространстве   сети   Интернет),   сбора, обработки,   организации, передачи и интерпретации информации в соответствии   с   коммуникативными   и познавательными и технологиями учебного предмета; в том числе   умение   вводить   текст   с  помощью клавиатуры,  фиксировать  (записывать)   в цифровой форме измеряемые величины и анализировать   изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с   и   аудио­, графическим   видео­ сопровождением;   соблюдать   нормы информационной избирательности, этики и этикета. 10.   Овладение   навыками   смыслового чтения   текстов   различных   стилей   и жанров   в   соответствии   с   целями   и задачами;   осознанно   строить   речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации   и   составлять   тексты   в устной и письменной формах.  11.   Овладение   логическими   действиями сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации родовидовым признакам,   установления   аналогий   и причинно­следственных связей, построения   рассуждений,   отнесения   к известным понятиям.  по       12.   Готовность   слушать   собеседника   и вести   диалог;   готовность   признавать возможность   существования   различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  13. Определение общей цели и путей ее достижения;   умение   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в совместной   деятельности;   осуществлять взаимный   контроль   в   совместной деятельности,   адекватно   оценивать собственное   поведение   и   поведение окружающих.  14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.        описание, родовидовым   Ученик   предъявляет   смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Ученик адекватно использует речь   и   речевые   средства   для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной   жизни,   он   может составлять   тексты   в   устной   и письменной   форме   на   определённую тему с использованием разных типов речи:   повествование, рассуждение.  На изученном предметном материале предъявляет   овладение   логическими действиями   сравнения,   анализа, синтеза,   обобщения,   классификации по признакам, установления   аналогий   и   причинно­ следственных   связей,   построения рассуждений,  отнесения  к   известным понятиям.  Ученик умеет  вести диалог, учитывая разные   мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению;  умеет  задавать   вопросы, уточняя   непонятое   в   высказывании; умеет   доказательно  формулировать собственное мнение.  Ученик   активно   участвует   в коллективном диалоге по постановке общей   цели   и   путей   её   достижения, умеет о распределении  функций и ролей  при работе   в   паре,   в   творческой   группе; умеет   взаимный контроль и в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,  адекватно   оценивать собственное   поведение   и   поведение окружающих.  Ученик   проявляет   готовность   к решению   конфликта   посредством учета сторон   и стремиться   к сотрудничества, осуществлять   договариваться   интересов      оказывать 15. Овладение начальными сведениями о сущности   и   особенностях   объектов, процессов   и   явлений   действительности (природных,   социальных,   культурных, технических   и   др.)   в   соответствии   с содержанием   конкретного   учебного предмета.  16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими   существенные   связи   и отношения   между   объектами   и процессами.    координации   различных   позиций   при работе в паре.  Ученик   предъявляет   освоенность начальных   сведений   о   сущности   и особенностях   объектов,   процессов   и явлений в соответствии содержанием конкретных учебных предметов.  действительности с           предметных Ученик   предъявляет   освоенность базовых и межпредметных понятий, отражающих   существенные   связи   и отношения   между   объектами   и процессами.      1.3 Предметные результаты:  1 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;  2 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;  3 осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  4 освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества (наблюдение,   запись,   измерение,   опыт,   сравнение,   классификация   и   др.,   с получением   информации   из   семейных   архивов,   от   окружающих   людей,   в открытом информационном пространстве);  5 развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные связи в окружающем мире.  В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся при получении начального   общего   образования   получат   возможность   расширить, систематизировать   и   углубить   исходные   представления   о   природных   и социальных   объектах   и   явлениях   как   компонентах   единого   мира,   овладеть основами   практикоориентированных   знаний   о   природе,  человеке   и   обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  В   результате   изучения   курса   выпускники   заложат   фундамент   своей экологической   и   культурологической   грамотности,   получат   возможность научиться   соблюдать   правила   поведения   в   мире   природы   и   людей,   правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.  Человек и природа  Выпускник научится:  •узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; •описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;  •сравнивать   объекты   живой   и   неживой   природы   на   основе   внешних признаков   или   известных   характерных   свойств   и   проводить   простейшую классификацию изученных объектов природы;  •проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать   инструкциям   и   правилам   техники   безопасности   при   проведении наблюдений и опытов;  •использовать естественно ­ научные тексты (на бумажных и электронных носителях,   в   том   числе   в   контролируемом   Интернете)   с   целью   поиска   и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;  •использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;  •использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;  •обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;  •определять   характер   взаимоотношений   человека   и   природы,   находить примеры   влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   здоровье   и безопасность человека;  •понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.  Выпускник получит возможность научиться:  •использовать   при   проведении   практических   работ   инструменты   ИКТ (фото­ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;  •моделировать   объекты   и   отдельные   процессы   реального   мира   с использованием   виртуальных   лабораторий   и   механизмов,   собранных   из конструктора;  •осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за   её   сохранение,   соблюдать   правила   экологичного   поведения  в   школе   и   в быту   (раздельный   сбор   мусора,   экономия   воды   и   электроэнергии)   и природной среде;  •пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для сохранения   здоровья;   осознанно   соблюдать   режим   дня,   правила рационального питания и личной гигиены;  •выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  •планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания   окружающего   мира   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации.  Человек и общество  Выпускник научится:  •узнавать   государственную   символику   Российской   Федерации   и   своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;  •различать   прошлое,   будущее;   соотносить   изученные исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком;   находить   место изученных событий на «ленте времени»;    настоящее, •используя   дополнительные   источники   информации   (на   бумажных   и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; •оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;  •использовать   различные   справочные   издания   (словари,   энциклопедии)   и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на   вопросы,   объяснений,   для   создания   собственных   устных   или   письменных высказываний.  Выпускник получит возможность научиться:  •осознавать   свою   неразрывную   связь   с   разнообразными   окружающими социальными группами;  •ориентироваться   в   важнейших   для   страны   и   личности   событиях   и фактах   прошлого   и   настоящего;   оценивать   их   возможное   влияние   на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;  •наблюдать   и   описывать   проявления   богатства   внутреннего   мира человека   в   его   созидательной   деятельности   на   благо   семьи,   в   интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;  •проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми   и   сверстниками   в   официальной   обстановке;   участвовать   в коллективной   коммуникативной   деятельности   в   информационной образовательной среде;  •определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её достижения;   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  2. Содержание учебного предмета  Человек и природа Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и   живая   природа.   Признаки   предметов   (цвет,   форма,   сравнительные размеры и др.).  Примеры   явлений   природы:   смена   времен   года,   снегопад,   листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.  Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:  соль,   сахар,   вода,   природный   газ.   Твердые   тела,   жидкости,   газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о   форме   и   размерах   Земли.   Глобус   как   модель   Земли.   Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Важнейшие   природные   объекты   своей   страны,   района. Ориентирование на местности. Компас.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг   Солнца   как   причина   смены   времен   года.   Смена   времен   года   в родном крае на основе наблюдений.  Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.  Формы   земной   поверхности:   равнины,   горы,   холмы,   овраги   (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).  Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.  Вода.   Свойства   воды.   Состояния   воды,   ее   распространение   в   природе, значение   для   живых   организмов   и   хозяйственной   жизни   человека. Круговорот воды в природе.  Полезные   ископаемые,   их   значение   в   хозяйстве   человека,   бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2– 3 примера).  Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.  Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,   семя).   Условия,   необходимые   для   жизни   растения   (свет,   тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям. Растения   родного   края,   названия   и   краткая   характеристика   на   основе наблюдений.  Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности   питания   разных   животных   (хищные,   растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение   человека   к   животным.  Животные   родного   края,  их   названия, краткая характеристика на основе наблюдений.  Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,   вода,   почва,   растения,   животные).   Круговорот   веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние   человека   на   природные   сообщества.   Природные   сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).  Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек   –   часть   природы.   Зависимость   жизни   человека   от   природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком   законов   жизни   природы   посредством   практической деятельности.   Народный   календарь   (приметы,   поговорки,   пословицы), определяющий сезонный труд людей.  Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на природу   (в   том   числе   на   примере   окружающей   местности).   Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки,   их   роль   в   охране   природы.   Красная   книга   России,   ее   значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.  Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов (опорнодвигательная,   кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем   органов.   Измерение   температуры   тела   человека,   частоты   пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья   окружающих   его   людей.   Внимание,   уважительное   отношение   к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.  Человек и общество  Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны   друг   с   другом   совместной   деятельностью   во   имя   общей   цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.  Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее   представление   о   вкладе   в   культуру   человечества   традиций   и религиозных   воззрений   разных   народов.   Взаимоотношения   человека   с   пищеварительная,   дыхательная, другими   людьми.   Культура   общения   с   представителями   разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения   прислушиваться   к   чужому   мнению.  Внутренний   мир   человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.  Семья   –   самое   близкое   окружение   человека.   Семейные   традиции. Взаимоотношения   в   семье   и   взаимопомощь   членов   семьи.   Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого   человека.  Хозяйство   семьи.   Родословная.   Имена   и   фамилии членов   семьи.   Составление   схемы   родословного   древа,   истории   семьи. Духовно­нравственные   ценности   в   семейной   культуре   народов   России   и мира.  Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.   Оценка   великой   миссии   учителя   в  культуре   народов   России   и мира.   Классный,   школьный   коллектив,   совместная   учеба,   игры,   отдых. Составление режима дня школьника.  Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная   ответственность   человека   за   результаты   своего   труда   и профессиональное мастерство.  Общественный   транспорт.   Транспорт   города   или   села.   Наземный, воздушный   и   водный   транспорт.   Правила   пользования   транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­ и видеочаты, форум.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.  Наша   Родина   –   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный  герб России, Государственный флаг России,   Государственный   гимн   России;   правила   поведения   при прослушивании   гимна.   Конституция   –   Основной   закон   Российской Федерации. Права ребенка.  Президент   Российской   Федерации   –   глава   государства.   Ответственность главы   государства   за   социальное   и   духовно­нравственное   благополучие граждан.  Праздник   в   жизни   общества   как   средство   укрепления   общественной солидарности   и   упрочения   духовно­нравственных   связей   между соотечественниками.   Новый   год,   Рождество,   День   защитника   Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники   и   памятные   даты   своего   региона.   Оформление   плаката   или стенной газеты к общественному празднику.  Россия на карте, государственная граница России.  Москва   –   столица   России.   Святыни   Москвы   –   святыни   России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и   др.   Характеристика   отдельных   исторических   событий,   связанных   с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города   Золотого   кольца   России   (по   выбору).   Святыни   городов   России. Главный   город   родного   края:   достопримечательности,   история   и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.  Россия   –   многонациональная   страна.   Народы,   населяющие   Россию,   их обычаи,   характерные   особенности   быта   (по   выбору).   Основные   религии народов   России:   православие,   ислам,   иудаизм,   буддизм.   Уважительное отношение   к   своему   и   другим   народам,   их   религии,   культуре,   истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.  Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,   край,   республика):   название,   основные   достопримечательности; музеи,   театры,   спортивные   комплексы   и   пр.   Особенности   труда   людей родного   края,  их   профессии.  Названия   разных   народов,  проживающих   в данной   местности,   их   обычаи,   характерные   особенности   быта.   Важные сведения из истории родного края.  Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя   Русь,   Московское   государство,   Российская   империя,   СССР, Российская   Федерация.   Картины   быта,   труда,   духовно­нравственные   и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края.  Страны   и   народы   мира.   Общее   представление   о   многообразии   стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными   особенностями):   название,   расположение   на   политической карте, столица, главные достопримечательности.  Правила безопасной жизни  Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения   и   укрепления   здоровья.   Личная   ответственность   каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.   Номера   телефонов   экстренной   помощи.   Первая   помощь   при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу,  на   водоеме   в  разное  время   года.  Правила   пожарной  безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.  3. Тематическое   планирование   с   указанием   количества   часов, отводимых на освоение каждой темы.  1 класс  Тема урока Количество часов, отводимых на освоение темы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Что изучает предмет «Окружающий мир». Природа. Признаки  предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Имена и фамилии членов семьи. Родословная. Составление схемы  родословного древа, истории семьи Устройство школьного здания. Правила поведения в школе, на  уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в  культуре народов России и мира. Профессии работников школы Классный школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.  Необходимость бережного отношения к школьному имуществу Во дворе школы. Устройство школьного двора Во дворе школы. Устройство школьного двора Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),  определяющий сезонный труд людей Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),  определяющий сезонный труд людей Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на  дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,  воздушном и водном) Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на  дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,  воздушном и водном) Составление режима дня школьника Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Примеры явлений природы: смена времен года, листопад, перелеты  птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза 14 Младший школьник 15 16 17 Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена  систем органов Общее представление о строении тела человека Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в  жизни человека. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 46 47 48 49 50 51 40 41 42 43 44 Животные, их разнообразие 45 Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в  жизни человека. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие  сохранения и укрепления здоровья Личная ответственность каждого человека за сохранение и  укрепление своего физического и нравственного здоровья. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего  мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих  людей, сопереживать им Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и  безопасности окружающих людей Повторение по теме: «Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека» Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и  живая природа Вещество. Первые представления о воде и воздухе. Вода. Свойства  воды Разнообразие веществ в окружающем мире. Свойства воздуха.  Воздух – смесь газов Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в  жизни растений и животных Повторение по теме: «Простейшие практические работы с  веществами, жидкостями, газами» Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя) Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя) Деревья, кустарники, травы Деревья, кустарники, травы Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,  вода) Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,  вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,  пища) Дикие и домашние животные Дикие и домашние животные Правила поведения в природе. Зависимость жизни человека от  природы Повторение по теме: «Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы» Наша Родина – Россия, Российская Федерация Государственная символика России: Государственный герб России,  Государственный флаг России, Государственный гимн России;  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 правила поведения при прослушивании гимна Дом, домашний адрес. Дом, домашний адрес. Общее представление  о городе и селе Семья – самое близкое окружение человека. Статус ребёнка в семье  (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Взаимоотношения в семье и  взаимопомощь членов семьи Семейные традиции. Оказание посильной помощи взрослым Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с  газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной  помощи Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура  поведения в школе и других общественных местах Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный,  воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом  (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным Повторение по теме: «Смена времен года в родном крае на основе  наблюдений» Комплексная проверочная работа Повторение по теме: «Родной край – частица России. Проведение  спортивного праздника на основе традиционных детских игр  народов своего края» Повторение по теме: «Родной город (населенный пункт), регион  (область, край, республика): название, основные  достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и  пр.» Повторение по теме: «Правила безопасного поведения в природе» Повторение по теме: «Правила безопасного поведения в природе» Повторение по теме: «Правила безопасного поведения в природе» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс  Тема урока Количество часов, отводимых на освоение темы Люди науки – ученые, разнообразия их профессии Люди науки – ученые, разнообразия их профессии Люди науки – ученые, разнообразия их профессии Наблюдения, опыты, фиксация результатов  Наблюдения, опыты, фиксация результатов Наблюдения, опыты, фиксация результатов. Организация  наблюдений за сезонными изменениями в природе  Наблюдения, опыты, фиксация результатов Общие представления  о приборах и инструментах Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра.  Определение времени по часам Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари,  справочники 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари,  справочники Искусство как способ познания мира Искусство как способ познания мира Искусство как способ познания мира Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе Наша планета Земля. Первые представления о космосе: звезды,  планеты Солнечная система Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Первые представления о форме Земли. Спутник Земли – Луна Космические исследования. Искусственные спутники Земли.  Первый полет человека в космос Глобус как модель Земли Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи Как   человек   изучал   земной   шар:   некоторые   географические открытия, исследование морей и океанов Как человек изучал земной шар: некоторые географические  открытия.  Исследование морей и океанов Наша планета Земля.  Наша планета Земля.  Наша планета Земля.  Разнообразие веществ в окружающем мире Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела,  жидкости, газы Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека Первые представления о телах и веществах; энергии, свете, цвете и звуке в  природе и жизни человека В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Оформление плаката или стенной газеты к общественным праздникам: Новый год и Рождество.  Растения и животные – обитатели суши, их приспособленность к 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 условиям жизни на примере леса Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение человека к растениям Особенности погоды в разные времена года Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде Первые   представления   о   человеке   как   социальном   существе: человек   –   член   общества.  Взаимоотношения   человека   с   другими людьми Общество – совокупность людей, которые объединены общей  культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во  имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности –  основа жизнеспособности общества Значение   труда   в   жизни   человека   и   общества.   Трудолюбие   как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство Семья – ячейка общества.  Семейные традиции Оказание посильной  помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг  каждого человека  Состав семьи, бюджет, деньги Распределение обязанностей в семье. Хозяйство семьи Времена года, их особенности (на основе наблюдений).  Духовно­нравственные   ценности   в   семейной   культуре   народов России и мира Внутренний   мир   человека:   общее   представление   о   человеческих свойствах и качествах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо   владеющим   русским   языком,   помощь   им   в   ориентации   в учебной среде и окружающей обстановке Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,  взаимной помощи Человек – член общества, носитель и создатель культуры.  Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру  человечества традиций и религиозных воззрений разных народов  Культура общения с представителями разных национальностей,  социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения  прислушиваться к чужому мнению Проверочная работа Смена времен года в родном крае на основе наблюдений 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 67 68 69 70 Комплексная контрольная работа.  Повторение по теме: «Средства связи:  почта,  телеграф,  телефон, электронная почта, аудио­ и видеочаты, форум» Повторение   по   теме:   «СМИ:   радио,   телевидение,   пресса. Избирательность   при   пользовании   средствами   массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья» Повторение по теме: « Интернет. Избирательность при пользовании средствами   массовой   информации   в   целях   сохранения   духовно­ нравственного здоровья» 1 1 1 1 3 класс  Тема урока Количество часов, отводимых на освоение темы Окружающая человека среда.  Окружающая человека среда.  Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых  существ с окружающей средой Горизонт, стороны горизонта Ориентирование на местности. Компас Разнообразие явлений природы, физические и химические явления Тела и вещества, их свойства. Примеры веществ: соль, сахар, вода,  природный газ. Первые представления о строении вещества Твердые тела, жидкости и газы Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов   и   хозяйственной   жизни   человека.  Свойства   воды   в жидком состоянии Свойства воды: способность растворять другие вещества Свойства снега и льда Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);  использование человеком Водоемы,   их   разнообразие   (океан,   море,   река,   озеро,   пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) Облака, роса, туман, иней, изморозь Круговорот воды в природе Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения Значение   воздуха   для   растений,   животных,   человека.  Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе Свойства воздуха Ветер. Использование энергии ветра человеком Загрязнение   воздуха   дымом,   пылью, Необходимость охраны воздуха от загрязнения Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные   другими   газами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 №  урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) Использование   важнейших   полезных   ископаемых   человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых Повторение   по   теме:   «Почва,   ее   состав,   значение   для   живой природы и для хозяйственной жизни человека» Четыре   царства   живой   природы   —   растения,   животные,   грибы, бактерии Растения, их разнообразие  части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя) Растения, их разнообразие  части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя) Дикорастущие и культурные растения Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Питание и  дыхание растений. Испарение воды листьями растений Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семени Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение  человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая  характеристика на основе наблюдений Первые представления об организме животного 34 35 Животные,   их   разнообразие.   Роль   животных   в   природе   и   жизни 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 людей, бережное отношение человека к животным. Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений Как животные воспринимают окружающий мир Передвижение,   дыхание,   питание,   размножение   и   развитие животных Особенности питания разных животных (хищные,  растительноядные, всеядные) Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) Повторение по теме: «Роль животных в природе и жизни людей,  бережное отношение человека к животным. Животные родного  края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений» Грибы, особенности их строения и разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Бактерии, их значение в природе и жизни человека Человек – часть природы. Общее представление об организме  человека. Внимание, уважительное отношение к людям с  ограниченными возможностями здоровья, забота о них Кожа. Гигиена кожи. Первая  помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела  человека, частоты пульса 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная,  дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого  человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его  людей Россия – многонациональная страна. Уважительное отношение к  своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Народы,  населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по  выбору).Названия разных народов, проживающих в данной  местности, их обычаи, характерные особенности быта Названия разных народов, проживающих в данной местности, их  обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов  России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Ознакомление с  лентой времени Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)  странами (с контрастными особенностями): название, расположение  на политической карте, столица, главные достопримечательности Города   России.  История   возникновения.   Имя   города,   символы города История возникновения. Имя города, символы города История возникновения. Имя города, символы города История города в памятниках и достопримечательностях. Святыни городов России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Санкт­Петербург: (Зимний   дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору)   достопримечательности   60 61 59 Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Герб Москвы.   Расположение   Москвы   на   карте.   Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.)  Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», Отечество»,  «Отчизна» Конституция   –   Основной   закон   Российской   Федерации.   Права ребенка Повторение   по   теме: Государственный герб России Повторение   по   теме: Государственный флаг России  Повторение   по   теме: Государственный   гимн   России; прослушивании гимна  Государственная   символика   России:   правила   поведения   при  Государственная   символика   России:  Государственная   символика   России: 62 63 64 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65 66 67 68 69 70 Повторение по теме: «Государственная символика России».  Итоговая проверочная работа Повторение   по   теме:  Главный   город   родного   края: достопримечательности,   история   и   характеристика   отдельных исторических событий, связанных с ним Комплексная контрольная работа Родной город (населенный пункт), регион (область, край,  республика): название, основные достопримечательности; музеи,  театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей  родного края, их профессии Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  1 1 1 1 1 1 4 класс  Тема урока Количество часов, отводимых на освоение темы Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,  ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей Наблюдение за погодой. Правила поведения в природе его края. Вид местности. Правила поведения во время грозы. Правила поведения во  время урагана. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и  условные знаки Географическая карта и план. Правила пешеходов Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление, условное обозначение равнин и гор на карте) Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Оказание  первой помощи при ушибах и переломах. Изменение   форм   поверхности   суши   в   результате   естественного разрушения горных пород. Оказание первой помощи при солнечном ударе. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган Особенности   поверхности   родного   края   (краткая   характеристика   на основе наблюдений) Осторожно, газ. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека Осторожно, огонь. Природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Влияние человека на природные сообщества Съедобные и ядовитые грибы. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила поведения в лесу. Наблюдение за погодой своего края Правила поведения в лесу. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46   Евразия. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) Природные   сообщества   родного   края   (2–3   примера   на   основе наблюдений).   Этическое   и   эстетическое   значение   природы   в   жизни человека.   Освоение   человеком   законов   жизни   природы   посредством практической деятельности. Правила поведения у воды. Искусственные   сообщества:   поле   и   сад.   Животные   искусственных сообществ, их связь с растениями Искусственные сообщества: поле и сад Форма и размеры Земли Карта   полушарий.  Материки   и   океаны,   их   названия,   расположение   на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года Путешествие по материкам: пустыня Африки Путешествие по материкам: экваториальные леса Южной Америки Путешествие   по   материкам:   пустыня   Африки,   экваториальные   леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Путешествие по материкам: Антарктида, Евразия Путешествие по материкам: Евразия. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги  Заповедники, Путешествие   по   материкам:   Австралия, национальные парки, их роль в охране природы. Правила поведения на железной дороге. Путешествие   по   материкам:   пустыня   Африки,   Австралия,   Евразия. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком   законов   жизни   природы   посредством   практической деятельности Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на природу   (в   том   числе   на   примере   окружающей   местности).   Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.  История Отечества. Счет лет в истории Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство Проверочная работа по теме: «Древняя Русь. Московское царство». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя  Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны   в   разные   исторические   периоды:   Российская   империя. Оформление   плаката   или   стенной   газеты   к   общественному   празднику: Международный женский день Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя Картины   быта,   труда,   духовно­нравственные   и   культурные   традиции людей в разные исторические времена Проверочная работа по теме:»Российская империя». Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: СССР Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: СССР Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: СССР Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: СССР Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны   в   разные   исторические   периоды:   Российская   Федерация. Оформление   плаката   или   стенной   газеты   к   общественному   празднику: День весны и труда Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация ВПР Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы   государства   за   социальное   и  духовно­нравственное   благополучие граждан Родной край – частица России. Оформление плаката или стенной газеты к общественному   празднику   «День   победы»,   праздникам     и   памятным датам своего региона Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранность   историко­ культурного наследия своего края 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018