Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.02.2018
Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" разработана к ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет. Срок реализации программы 3 года (с 1 по 3 класс). Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" познакомит обучающихся с основами рисунка и живописи.
Основы ИЗО ДПОП 8 лет.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «Локосовская ДШИ») Принято Педагогическим советом МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" Утверждаю Директор МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" __________________Шевченко А.В. Протокол №________ " _________"  2017г. Дата утверждения____________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Срок обучения 8 лет Возраст обучающихся: с 6,6 лет Предметная область ПО.01.ХДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.01ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Срок реализации программы: 3 года Составитель: Преподаватель первой категории Городилова А.В. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе; 2. Цели и задачи учебного предмета; 3. Срок реализации учебного предмета; 4. Сведения о затратах учебного времени 5. Форма проведения учебных аудиторных занятий; 6. Обоснование структуры программы учебного предмета; 7. Методы обучения;  8. Описание материально­технических условий реализации учебного  предмета. II. Содержание учебного предмета 1. Учебно­тематический плана; 2. Содержание тем;  III. Требования к уровню подготовки учащихся 1. Требования к уровню подготовки учащихся; IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; 1. 2. Критерии оценки; V. Список литературы и средств обучения 1. Список рекомендуемой литературы; I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»   разработана   на   основе   и   с   учетом   федеральных государственных   требований   к   дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной   программе   в   области   декоративно­прикладного искусства   «Декоративно­прикладное   творчество»   преподавателем изобразительного   искусства   и   декоративно   ­   прикладного   творчества   1 квалификационной категории Городиловой А. В. Учебный   предмет  «Основы   изобразительной   грамоты   и   рисование» занимает   важное   место   в   комплексе   предметов   предпрофессиональной программы   «Декоративно­прикладное   творчество».   Он   является   базовой составляющей   для   последующего   изучения   предметов   в   области изобразительного искусства. Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов ­ графики и цветоведения. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.   Последовательность   заданий   в   разделе   выстраивается   по принципу   нарастания   сложности   поставленных   задач.   Некоторые   темы предполагают   введение   краткосрочных   упражнений,   что   позволяет закрепить полученные знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из   разных   разделов.   Данный   принцип   способствует   поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Цели и задачи учебного предмета  Цели: выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;           формирование   у   детей   младшего   школьного   возраста   комплекса начальных   знаний,   умений   и   навыков   в   области   изобразительного искусства; формирование   понимания   основ   художественной   культуры,   как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: Образовательные формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.); овладение   детьми   духовными   и   культурными   ценностями   народов мира. приобретение детьми опыта творческой деятельности; Развивающие развитие   художественно­творческих   способностей   детей   (фантазии, эмоционального   отношения   к   предметам   и   явлениям   окружающего мира, зрительно­образной памяти); Воспитательные воспитание   эстетического   вкуса,   эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное; воспитание   детей   в   творческой   атмосфере,   обстановке доброжелательности,   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   а также профессиональной требовательности; Срок реализации учебного предмета Срок   реализации   учебного   предмета   «Основы   изобразительной грамоты   и   рисование   –   3   года   в   рамках   дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8­ летним сроком освоения. Вид учебной деятельности Класс Продолжительность учебных занятий в неделях Таблица 2 Распределение по годам обучения (срок реализации программы 3 года) 3 1 32 33 2 33 Количество часов на аудиторные занятия (в 2 2 2 неделю) Общее количество часов на аудиторные 64 занятия (по годам) Общее количество часов на аудиторные 66 196 66 занятия Форма проведения учебных занятий Занятия по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование»   и   проведение   консультаций   осуществляется   в   форме мелкогрупповых занятий численностью от 4х человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на   выполнение   домашнего   задания   обучающимися,   посещение   ими учреждений   культуры   (выставок,   галерей,   музеев   и   т.   д.),   участие   в творческих   мероприятиях,   конкурсах   и   культурно­просветительской деятельности школы. Консультации   проводятся   с   целью   подготовки   обучающихся   к зачетам,   экзаменам,   просмотрам,   творческим   конкурсам   и   другим мероприятиям.   Консультации   могут   проводиться   рассредоточено   или   в счет   резерва   учебного   времени   на   усмотрение   администрации образовательной организации.  Обоснование структуры программы Обоснованием   структуры   программы   "Основы   изобразительной грамоты   и   рисование"   являются   ФГТ   к   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программе   в   области декоративно­прикладного «Декоративно­прикладное творчество»,   отражающие   все   аспекты   работы   преподавателя   с обучающимся. искусства     Программа содержит следующие разделы: характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе; цели и задачи учебного предмета; срок реализации учебного предмета; сведения о затратах учебного времени форма проведения учебных аудиторных занятий;              обоснование структуры программы учебного предмета; методы обучения;  описание материально­технических условий реализации учебного  предмета. требования к уровню подготовки учащихся требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок аттестация: цели, виды, форма, содержание; критерии оценки; В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения    Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и   учетом   уровня   развития   детей.   Для   воспитания   и   развития   навыков творческой   работы   обучающихся   в   учебном   процессе   применяются следующие основные методы:  объяснительно­иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); частично­поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские   (исследование   свойств   бумаги,   красок,   а   также возможностей других материалов). Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится   на   каждом   занятии   после   объяснения   теоретического материала.   Создание   творческой   атмосферы   на   занятии   способствует появлению   и   укреплению   у   ребенка   заинтересованности   в   собственной творческой   деятельности.   С   этой   целью   необходимо   знакомить   детей   с работами   художников   и   народных   мастеров,   с   шедеврами   живописи   и графики. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является   приобщение   детей   к   конкурсно   ­   выставочной   деятельности (посещение   художественных   выставок,   проведение   бесед   и   экскурсий, участие в творческих конкурсах). Организация самостоятельной работы: Для полноценного усвоения материала учебной программы предусмотрена самостоятельная   работа.   На   самостоятельную   работу   обучающихся отводится 100 % времени аудиторных занятий. Самостоятельная   работа   выполняется   в   форме   домашних   заданий (упражнения   к   изученным   темам,   рисование   с   натуры,   применение шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно­просветительской деятельности школы. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Каждый   обучающийся   обеспечивается   доступом   к     электронной учебной литературе. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным   заданиям.  Учебные   аудитории,   специально   оборудованы наглядными   пособиями,   натюрмортным   фондом, демонстрационными моделями, фондом работ учащихся.   мебелью, II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»   ориентирована   на   знакомство   с   различными   видами изобразительного   искусства.   Большая   часть   заданий   призвана   развивать образное мышление и соображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память. Учебно­тематический план Первый год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 2 Общий объем времени (в часах) Самос тоятельна я работа Аудитор ные занятия Макси мальная учебная нагрузка 1 полугодие 1. Раздел «Графика» 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Многообразие линий в природе. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Выразительные возможности цветных карандашей. Техника работы пастелью. Орнамент. Виды орнамента. урок урок урок урок урок 4 4 4 4 8 2 2 2 2 4 2 2 2 2 4 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 Орнамент. Декорирование конкретной формы. Кляксография. Пушистые образы. Домашние животные. Фактуры. Техника работы пастелью. ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ урок урок урок урок Контрольн ый урок Вводное творческое задание «Чем и как рисует 2. Раздел «Цветоведение» урок 2 полугодие художник». Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Цветовые растяжки. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Техника работы акварелью «мазками» Техника работы акварелью «по­сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Техника работы акварелью «сухая кисть». Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Творческое задание «Портрет мамы». Смешанная техника. 4 стихии. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Всего часов урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок ЗАЧЁТ 4 4 8 8 7 1 4 4 4 8 8 8 8 4 8 8 7 1 128 Второй год обучения 2 2 4 4 4 0 2 2 2 4 4 4 4 2 4 4 4 0 64 2 2 4 4 3 1 2 2 2 4 4 4 4 2 4 4 3 1 64 № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 3 Общий объем времени Максима льная учебная нагрузка (в часах) Самос тоятельн ая работа Аудитор ные занятия Противостояние линии. Характерные 1. Раздел «Графика» урок 1 полугодие особенности линий. Работа с геометрическими формами. Применение тона. Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластическую Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Текстура. Ритм. Простой, усложненный. Симметрия. Пятно. Асимметрия. Линия горизонта. Плановость. Техника работы фломастерами. урок урок урок урок урок урок урок урок урок 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 8 8 8 8 4 4 4 4 8 7 4 4 4 4 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 4 3 1.11 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ КОНТРО ЛЬНЫЙ УРОК 2 полугодие Буквица. «Веселая азбука». урок 2. Раздел «Цветоведение» урок Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета. Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Контрасты. Контрастные пары цветов Цвет в тоне. Ахроматические цвета. Творческое задание. Локальный цвет и его оттенки. Плановость. Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент. Условный объем. Освещенность предметов. Изучение нетрадиционных живописных урок урок урок урок урок урок урок урок урок 1 4 4 4 8 4 4 4 4 8 4 8 приемов. Творческая композиция. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Всего часов урок ЗАЧЁТ 7 1 132 Третий год обучения 0 2 2 2 4 2 2 2 2 4 2 4 4 0 66 1 2 2 2 4 2 4 2 2 4 2 4 3 1 66 № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 4 Общий объем времени Максима льная учебная нагрузка (в часах) Самос тоятельн ая работа Аудитор ные занятия 1 полугодие Равновесие. Статика. Динамика. Силуэт. 1.1 1.2 1.3 1.4 Шахматный прием в декоративной графике. 1.5 1.6 1.7 1. Раздел «Графика» урок урок урок урок урок урок урок Работа фломастерами (цветными Перспектива. Пластика животных. 1.8 1.9 карандашами). Пластика человека. Графическая композиция. Просмотр творческих работ урок урок Контрольн ый урок 2 полугодие 2. Раздел «Цветоведение» 4 4 8 8 8 8 8 8 7 1 2 2 4 4 4 4 4 4 4 0 2 2 4 4 4 4 4 4 3 1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 Локальный цвет и его оттенки. Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Цветовые гармонии в пределах 2­3 цветов. Смешанная техника. Цвет в музыке. Психология цвета. Тематическая композиция. Тематическая композиция. Тематическая композиция. Тематическая композиция. урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок 4 4 8 4 4 4 4 8 8 8 8 2 2 4 2 2 2 2 4 4 4 4 2 2 4 2 2 2 2 4 4 4 4 ТВОЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАЧЁТ ИТОГО 3 132 2 66 1 66 Содержание тем Первый год обучения  1. Раздел «Графика» 1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение   графического   языка.   Выполнение   зарисовок   (скалы,   горы, водопад,   банка   с   льющимся   вареньем).   Использование   формата   ½   А   4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная   работа:   выполнить  3­4  упражнения  на   характер   линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д. 1.2   Тема:   Выразительные   средства   композиции:   точки,   линии, пятна. Знакомство   с   выразительными   средствами   графической   композиции. Выполнение зарисовок (следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А 4, черного фломастера, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона – рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно). 1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (праздничные воздушные   шары,   праздничный   торт,   осенние   листья).   Использование формата ½ А 4, цветных карандашей. Самостоятельная   работа:   выполнение   плавных   цветовых   переходов (цветовые растяжки). 1.4 Тема: Техника работы пастелью. Освоение   навыков   рисования   пастелью,   изучение   технологических особенностей   работы   (растушевка,   штриховка,   затирка).   Выполнение эскизов   (гриб,   цветок,   ежик,   рыбка).   Использование   пастельной   бумаги (формат А 4), пастели, фиксажа. Самостоятельная   работа:   посещение   действующих   выставок   работ художников. 1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение   эскизов   «Лоскутное   одеяло»,   скатерть. Использование формата ½ А 4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная   работа:   создание   орнаментов   из   геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).   салфетка, 1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать   понятие   о   композиционном   ритме.   Знакомство   с   правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки,   варежек,   перчаток.   Использование   акварели,   фломастеров, формат А 4. Самостоятельная   работа: растительных орнаментов.   выполнение   простых   геометрических 1.7 Тема: Кляксография. Знакомство   с   понятием   образность.   Создать   пятно   (кляксу)   из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать   его.   Выполнение   эскизов   («Космический   зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А 4, акварели, белой гуаши, туши, гелиевых ручек. Самостоятельная   работа: дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом). закрепление   материала   посредством   1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать   обучать   основным   приемам   техники   «по   ­   сырому», применение   новой   техники   в   творческих   работах.   Выполнение   этюдов (кошки, собаки). Использование формата  А 4, туши или черной акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная   работа: иллюстраторов детских книг.   знакомство   с   работами   художников­ 1.9 Тема: Фактуры. Знакомство   с   материальностью   окружающего   мира   средствами   графики. Выполнение упражнений­зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата ½ А 4, черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев. 1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата   А 4, пастели. Самостоятельная   работа:   выполнение   рисунка   домашнего   животного   в технике «пастель». 2. Раздел «Цветоведение» 2.1   Тема:  Вводное   творческое   задание   «Чем   и   как   рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими   инструментами,   их   свойствами   и   правильным   использованием. Выполнение   упражнений   на   проведение   разных   штрихов,   линий,   мазков, заливок.  Использование   формата   ½   А  4,  карандаша,   акварели,   гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. 2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство   с   понятием   «цветовой   круг»,   последовательностью спектрального   расположения   цветов.   Знакомство   с   основными   и составными   цветами.   Выполнение   эскизов   (зонтик,   парашют,   радуга, радужные игрушки). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги. 2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение   возможностей   цвета,   его   преобразование   (высветление, затемнение).   Выполнение   этюдов   («Бусы»,   «Лошарик»,   «Гусеница»). Использование акварели, формата А 4. Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек. 2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов («Северное   сияние»,   «Холодные   и   теплые   сладости»,   «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А 4. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы. 2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие   и   совершенствование   навыков   работы   акварелью.   Выполнение этюдов (река, ручеек, водопад, композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А 4. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок. 2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее   развитие   и   совершенствование   навыков   работы   акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы («Рыбка», «Курочка ­ ряба»). Использование акварели, формата А 4. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   репродукциями   художников, работавших в этой технике (В. Ван Гог и др.). 2.7 Тема: Техника работы акварелью «по ­ сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета.  Развитие   и   совершенствование   навыков   работы   акварелью.   Выполнение эскизов   животных   (слон,   бегемот,   носорог,   динозавр).   Использование формата А 4, акварели, мятой бумаги. Самостоятельная   работа:   закрепление   материала,   выполнение   этюда   с натуры (например, клубки ниток). 2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие   и   совершенствование   навыков   работы   акварелью.   Выполнение этюдов   («Ветреный   день»,   «Летний   луг»,   «Птичье   гнездо»   и   т.д.). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: закрепление приема. 2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, составление оттенков белого цвета путем   смешивания   с   различными   цветами.   Выполнение   этюдов   («Белые медведи»,   «Зайчик   зимой»,   «Белые   лебеди»,   «Голубки»).   Использование пастельной бумаги, гуаши, формата  А 4. Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге. 2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение   чувственного   опыта   детей   через   эстетическое   восприятие портретной   живописи.   Знакомство   с   жанром   «портрет».   Выполнение эскизов   (портрет   мамы,   бабушки,   сестры).   Использование   техники   на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат  А 4. Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гогена и др. 2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить   применять   разные   техники   и   технологии   в   одной   композиции. Выполнение эскизов на разные темы («Огонь»: салют, костер, бенгальские огни,   небесные   светила;   «Вода»:   фонтан,   ручей,   водопад,   озеро,   лужа; «Воздух»:   мыльные   пузыри,   облака,   ветер;   «Земля»:   камни,   скалы, пустыня). Использование материалов на выбор учащихся, формата А 4. Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А 4. Второй год обучения  1. Раздел «Графика» 1.1   Тема:   Противостояние   линий.   Характерные   особенности линий. Продолжение   знакомства   с   разнообразием   линий   в   природе.   Пластика линий.   Выполнение   зарисовок   (два   образа,   противоположные   по пластическому   решению:   голубь­орел,   лебедь­коршун).   Использование формата А 4, белой и черной гелиевой ручек. Самостоятельная   работа:   выполнение   упражнения   на   характер   линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная, линия, разная по толщине и др.),  формат А 4. 1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона. Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (пуговицы, печенье и др.) Использование формата ½  А 4, простого карандаша. Самостоятельная   работа:   заполнение   штрихом   простых   геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.). 1.3   Тема:   Стилизация.   Преобразование   геометризированной формы в пластичную. Формирование   умения   сравнивать,   анализировать   и   преобразовывать геометрическую   форму   в   пластичную.   Выполнение   упражнения­наброска схематичного изображения (посуда, обувь и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А 4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная   работа:   изображение   геометрического   и   пластического рисунка одного и того же предмета быта. 1.4   Тема:   Абстракция.   Преобразование   пластической   формы   в геометризированную.  Развитие   умения   сравнивать   и   преобразовывать   пластическую   форму   в геометрическую, работать над цельностью образа. Выполнение зарисовки сказочного   животного   (лисичка­сестричка,   бычок­смоляной   бочок, косолапый мишка, мышка­норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из   геометрических   фигур.   Геометрические   формы   разные   по   размеру   и характеру. Использование формата А 4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг. 1.5 Тема: Текстура. Развитие   художественных   способностей,   воспитание   внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры (ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата ½  А 4, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение фотографий собственных наблюдений. 1.6 Тема: Ритм. Дать   представление   о   ритмичной   композиции,   знакомство   с   понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы.   Выполнение   зарисовок   и   набросков   природных   форм   с   натуры. Выполнение   композиции   из   цветов,   сухих   растений,   водорослей   и   т.д. Использование формата ½  А 4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет). 1.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного   средства   композиции.   Выполнение   копий   и   зарисовок   с натуры   (насекомых,   морских   животных,   фантастических   образов). Использование формата ½  А 4, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги. 1.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок   предметов   быта   сложной   формы   (чайник,   графин,   фонарик   и др.). Использование формата ½ А 4, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная   работа:   фотографирование   предметов   асимметричной формы. 1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение   зарисовки   любого   пейзажа   с   2­3   планами.   Использование гелиевой ручки, формата А 4. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   творчеством   художников, работающих   в   жанре   «пейзаж»,   посещение   экспозиции   музея изобразительных искусств. 1.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание   декоративного   образа.   Выполнение   эскиза­образа   (волшебный цветок,   улитка).   Использование   формата   А   4,   гелиевых   ручек, фломастеров. Самостоятельная   работа:   выполнение   упражнений   на   различные   техники (заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном). 1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука». Знакомство   с   буквицей,   как   элементом   книжной   графики,   воспитание эстетического   вкуса   через   рисование   структурного   элемента   книжной графики   –   буквицы.   Выполнение   эскиза   образа   буквицы,   подчеркивая характерные   особенности   буквы.   Использование   формата   ½     А   4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   видами   шрифтов,   буквицами,   со стихотворениями детских поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б. Заходер).  2. Раздел «Цветоведение» 2.1   Тема:   Большой   цветовой   круг.   Названия   цветов   большого цветового круга. «Тепло­холодность» цвета.  Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло­холодность   оттенков   одного   цвета   («Братья­гномы»   и   др.). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная   работа:   выполнение   упражнения,   поиск   теплого   и холодного оттенка в пределах одного цвета. 2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета.  Знакомство   с   понятиями:   «локальный   цвет»   и   «оттенок».   Выполнение этюдов с натуры (ягоды, ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А 4, акварели, пастели. Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета. 2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов.  Знакомство   с   контрастными   парами   цветов,   их   способностью   усиливать друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (фрукты, зонтики  под  дождем, игрушки  на полке  и  др.). Использование формата А 4, акварели, пастели. Самостоятельная   работа:   упражнение­аппликация   «Пары   контрастных цветов». 2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза («Котенок с клубками ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1­2 цветов. 2.5 Тема: Ахроматические цвета. Знакомство с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления. Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке  В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А 4, гуаши черной и белой. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   искусством   черно­белой фотографии. 2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развитие   у   детей   способности   видения   градаций   цвета   в   живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (осенние листья, цветы на клумбе). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло». 2.7 Тема: Плановость. Повторение   некоторых   законов   композиции   в   пейзаже   (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (морской, горный, лесной). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   творчеством   художников, работающих   в   жанре   «пейзаж»,   посещение   экспозиции   музея изобразительных искусств. 2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент. Знакомство   с   понятием   «доминанта»,   «акцент».   Выполнение   этюда   с натуры («Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А 4, акварели или гуаши. Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом. 2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Передача   света   посредством   цветов.   Выполнение   этюдов   с   натуры (игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная  работа:   фотографии  освещенных  объектов,  выполнение упражнений:   круглая   форма   (яблоко,   мячик),   четырехгранная   форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек). 2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов.  Знакомство   с   новыми   техниками   и   их   возможностями.   Освоение   новых техник. Выполнение  упражнений. Вощение (морская  волна   с барашками, морозные  узоры,  цветы   и  т.д.).  Набрызг  (салют,  фонтан).  Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани   в   создании   композиции   «Зима»).   Кляксография   +   раздувание («лунные цветы»). Использование формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: закрепление материала. 2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение   композиции   («Подводный   замок   Нептуна»,   «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций. 2.12. Контрольный урок. Третий год обучения 1. Раздел «Графика» 1.1 Тема: Равновесие. Выполнение   эскиза   равновесной   композиции   из   любых   предметов. Использование формата А 4, гелиевой ручки, черного фломастера. Самостоятельная   работа:   поиск   равновесных   композиций   в   журналах, книгах. 1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиции на   одну   из   понравившихся   схем.   Использование   формата   А   4,  гелиевой ручки. Самостоятельная   работа:   поиск   статичных   и   динамичных   композиций   в журналах, книгах. 1.3 Тема: Силуэт.   пересечение). Повторение   понятия   «силуэт».   Знакомство   со   сложными   силуэтами. Оверлеппинг   (наложение,   Создание   композиции   с использованием   сложного   силуэта   (полка   с   посудой,   белье   на   веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера. Самостоятельная   работа:   выполнение   аппликации­наложения   черного   на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке). 1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½  А 4, черного фломастера. Самостоятельная   работа:   выполнение   упражнений   различных   видов шахматных сеток. 1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.),   пропорциональные   отношения   (люди,   машины,   дома).   Копирование архитектурных   образов   (замки,   город).   Использование   формата   А   4, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам. 1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее   знакомство   с   понятием   «стилизация».   Выполнение   рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И. А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных   форм   того   же   животного.   Использование   формата   А   4, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина. 1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А 4, цветных карандашей, фломастеров. Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.). 1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство   с   условными   пропорциями   и   схемами   построения   фигуры человека.   Выполнение   композиции   (например,   «Спорт»,   «Танец», «Акробаты»). Использование формата А 4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная   работа:   поиск   фотографий   или   других   изображений людей в движении. 1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование   умения   работать   над   сложной   графической   композицией. Выполнение композиции («В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», славянские   мифологические   образы:   птица   Феникс,   Сирин,   Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А 4, гелиевых ручек. Самостоятельная   работа:   поиск   подготовительного   материала   для творческой композиции, выполнение композиционных поисков. 2. Раздел «Цветоведение» 2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение   и   закрепление   понятия   локальный   цвет   и   разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А 3, акварели. Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.). 2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом,  светлое на темном. Выделение   тоном   главного   пятна   композиции.   Выполнение   эскизов («Парусник на море», «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт   цветка   в   окне»,   «Привидения»).   Использование   формата   А   4, акварели. Самостоятельная   работа: преподавателем.   копирование   образцов,   предложенных 2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных   цветов»   большого   цветового   круга.   Формирование   знаний   о дополнительных   цветах.   Выполнение   эскиза   витража   («Жар­птица», «Волшебный   цветок»,   «Золотой   петушок»,   «Бабочки»).   Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   произведениями   известных художников, изучение техники витража в журналах. 2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2­3 цветов. Использование   ограниченной   палитры   цветов   в   создании   композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А 4, акварели, гуаши. Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции. 2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение   эскиза   композиции   (например,   «Замороженное   оконце»). Использование формата  А 4, акварели, воска, соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров. 2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие   абстрактного   мышления.   Прослушивание   музыкальных произведений   П.   И.   Чайковского   «Времена   года»,   «Вальс   цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки. 2.7 Тема: Психология цвета. Знакомство   с   психологическими   характеристиками   цвета   на   примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (Буратино, Карабас Барабас, Пьеро, баба Яга). Использование любого формата, гуашь, акварель. Самостоятельная   работа:   тестирование   на   предмет   цвет­настроение, сочинение сказки о цветах и красках. 2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение   эскиза   к   сюжетной   композиции   («праздник»,   «каникулы»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели. Самостоятельная   работа: выполнение композиционных поисков.   подбор   подготовительного   материала, 2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение   сюжетной   композиции   («Зоопарк»,   «Человек   и   животное»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели. Самостоятельная   работа: выполнение композиционных поисков.   подбор   подготовительного   материала, 2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение   сюжетной   композиции   (например,   «Театр»).   Использование формата любого размера, гуаши, акварели. Самостоятельная   работа: выполнение композиционных поисков.   подбор   подготовительного   материала, 2.11 Тема: Тематическая композиция.   подбор   подготовительного   материала, Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение   сюжетной   композиции   (например,   «Путешествие»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели. Самостоятельная   работа: выполнение композиционных поисков. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:     знание различных видов изобразительного искусства; знание основных жанров изобразительного искусства; знание терминологии изобразительного искусства; знание   основ   цветоведения   (основные   и   составные   цвета,   малый   и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.); знание   разнообразных   техник   и   технологий,   художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе; знание основных выразительных средств изобразительного искусства; знание   основных   формальных   элементов   композиции:   принципа трехкомпонентности,   силуэта,   ритма,   пластического   контраста, соразмерности,   центричности   ­   децентричности,   статики­динамики, симметрии асимметрии;           навыки   организации   плоскости   листа,   композиционного   решения изображения; навыки передачи формы, характера предмета; умение   выбирать   колористические   решения   в   этюдах,   зарисовках, набросках; наличие   творческой   инициативы, цветового и композиционного решения; наличие   образного   мышления,   памяти,   эстетического   отношения   к действительности; умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции; умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.   понимания   выразительности IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СИСТЕМА ОТЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Видами контроля по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты   и   рисование»   промежуточная   и   итоговая   аттестации   в   каждом классе. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени в конце 1, 3, 5 полугодия в виде контрольных уроков в форме просмотров работ   обучающихся.   В   конце   2,4,6   полугодий   проводится   итоговая аттестация в виде творческих работ. Критерии оценок По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются «удовлетворительно», «отлично», «хорошо»,   оценки: «неудовлетворительно».     Оценка   уровня   успеваемости   включает   в   себя   три   компонента:   за фантазию, композицию и технику исполнения (выразительность цветового или графического решения). «Фантазия».  Оценивается   оригинальность   мышления   ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. Оценка   5   «отлично»  ­   учащийся   демонстрирует   свое   оригинальное решение задачи; Оценка   4   «хорошо»  преподавателя; ­   решение   поставленной   задачи   с   помощью Оценка   3   «удовлетворительно»  ­   использование   готового   решения (срисовывание с образца); Оценка 2 «неудовлетворительно» ­ отсутствие собственного отношения к работе, небрежно и не полностью выполненное задание. «Композиция».  Предполагает   грамотный   выбор   формата,   пропорциональные определение   величины   предмета   (предметов), отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.). Оценка   5   «отлично»  ­   все   параметры   раздела   соблюдены;   в   случае незначительных   ошибок   ребенку   предлагается   исправить   недочеты самостоятельно.   При   самостоятельном   исправлении   ошибок   оценка   за работу не снижается; Оценка 4 «хорошо» ­ имеются незначительные ошибки; Оценка   3   «удовлетворительно»  ­   грубые   ошибки,   учащийся   плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов; Оценка 2 «неудовлетворительно» ­ множество грубых ошибок в передаче пропорций и формы предметов. «Техника   исполнения»  (выразительность   цветового   и   (или) графического   решения)   предполагает   обобщение   знаний   по   изученным разделам,   наличие   индивидуального   цветового   (графического   решения), законченность работы. Оценка   5   «отлично»  ­   учащийся   способен   самостоятельно   применять полученные   знания,   умения,   навыки,   демонстрируя   индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; Оценка   4   «хорошо»  ­   работой   учащегося   руководит   преподаватель   (в большей части словесно); Оценка   3   «удовлетворительно»  преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося; Оценка 2 «неудовлетворительно»  ­ учащийся не справился с заданием даже   с   помощью   преподавателя,   работа   небрежно   выполнена   и   не закончена. модели, натюрмортный фонд; ­   работой   учащегося   руководит V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: 2. 3. книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984 Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 1991 Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 4. Давыдов   В.   В.     Проблемы   развивающего   обучения. и экспериментального   Опыт психологического теоретического исследования. – М.: Педагогика, 1989 Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996 5. 6. Казакова   Т.   С.   Изобразительная   деятельность   и   художественное     развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983 7. Кирилло   А.   Учителю   об   изобразительных   материалах.   –   М: Просвещение, 1971 8. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985 9. Курчевский В. В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985 10. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977 11. Полунина   В.   Искусство   и   дети.   Из   опыта   работы   учителя.   –   М.: Просвещение, 1982 12. Сокольникова   Н.   М.   Изобразительное   искусство   и   методика   его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008 13. Швайко   Г.   С.   Занятия   по   изобразительной   деятельности   в   детском саду. – М.: Просвещение, 1985 14. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Коготкова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990 Учебная литература 15. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009 16. Бесчастнов   М.   П.   Графика   пейзажа.   –   М.:   Гуманитарное   издание Владос, 2008 17. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998 18. Искусство и ты. Учебник для 1 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998 19. Логвиненко   Г.   М.   Декоративная   композиция:   учеб.   пособие   для студентов   вузов,   обучающихся   по   специальности   «Изобразительное искусства» ­ М. Гуманитар. изд. центр Владос, 2008 20. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006 21. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009 22. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.:АСТ Слово, 2010

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"  ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018