Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.02.2018
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету "Лепка" разработан к ДПОП в области декоративно прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет. Срок реализации программы - 3 года (с 1 по 3 класс). Рабочая программа знакомит обучающихся с приемами и техниками лепки из традиционных материалов (пластилин, тесто, глина).
Лепка ДПОП 8 лет.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «Локосовская ДШИ») Принято Педагогическим советом МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" Утверждаю Директор МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" __________________Шевченко А.В. Протокол №________ " _________"  2017г. Дата утверждения____________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Срок обучения 8 лет Возраст обучающихся: с 6,6 лет Предметная область ПО.01.ХДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.03.ЛЕПКА Срок реализации программы: 3 года Составитель: Преподаватель первой категории Городилова А.В. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе; 2. Цели и задачи учебного предмета; 3. Срок реализации учебного предмета; 4. Сведения о затратах учебного времени 5. Форма проведения учебных аудиторных занятий; 6. Обоснование структуры программы учебного предмета; 7. Методы обучения;  8. Описание материально­технических условий реализации учебного  предмета. II. Содержание учебного предмета 1. Учебно­тематический плана; 2. Содержание тем;  III. Требования к уровню подготовки учащихся 1. Требования к уровню подготовки учащихся; IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; 2. 3. Критерии оценки; V. Список литературы и средств обучения I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета,   его место и роль в образовательном процессе Программа   учебного   предмета   «Лепка»   разработана   на   основе   и   с учетом   федеральных   государственных   требований   к   дополнительным предпрофессиональным   общеобразовательным   программам   в   области изобразительного   искусства   «Живопись»,   «Декоративно­прикладное творчество»   преподавателем   изобразительного   искусства   и   декоративно­ прикладного творчества 1 квалификационной категории  Городиловой А.В.  Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов   обязательной   части   предметной   области   «Художественное творчество». Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной   программы   в   области   изобразительного   искусства «Живопись»,   а   именно:   «Основы   изобразительной   грамоты»,   «Прикладное творчество», «Лепка» ­ взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При   этом   знания,   умения   и   навыки,   полученные   учащимися   на   начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».  Особенностью   данной   программы   является   сочетание   традиционных приемов   лепки   пластилином,   глиной,   соленым   тестом   с   современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная   масса,   что   активизирует   индивидуальную   творческую деятельность учащихся.  Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.  Цели и задачи учебного предмета Целями учебного предмета «Лепка» являются:               Создание   условий   для   художественного   образования,   эстетического воспитания, духовно­нравственного развития детей. Выявление   одаренных   детей   в   области   изобразительного   искусства   в раннем детском возрасте. Формирование   у   детей   младшего   школьного   возраста  комплекса начальных   знаний,   умений   и   навыков   в   области   художественного творчества,   позволяющих   в   дальнейшем   осваивать   учебные   предметы дополнительной общеобразовательной программы   в   области   изобразительного   искусства   «Декоративно   ­ прикладное творчество». предпрофессиональной     Задачи учебного предмета Образовательные: Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пласти­ лин, соленое тесто. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов. Формирование   понятий:   «скульптура»,   «объемность»,   «пропорция», «характер   предметов»,     «плоскость»,   «декоративность»,     «рельеф», «круговой обзор»,  «композиция». Развивающие: Формирование   умения   наблюдать   предмет,   анализировать   его   объем, пропорции, форму. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов. Формирование умения работать с натуры и по памяти. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи. Формирование конструктивного и пластического способов лепки. Воспитательные:  Пробудить   интерес   к   изобразительному     искусству   и   декоративно­ прикладному творчеству; Воспитать   внимание,   аккуратность,   трудолюбие,   доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Приобретение детьми опыта творческой деятельности;  Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Срок реализации учебного предмета Срок   реализации   предмета   «Лепка»   при   8   летнем   сроке   обучения составляет 3 года, с 1 по 3 класс.  Сведения о затратах учебного времени Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Лепка» при 8­летнем сроке обучения составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 – самостоятельная работа. Виды учебной деятельности Класс Продолжительность   учебных   занятий   в неделях Количество часов  на аудиторные  занятия (в неделю) Общее   количество   часов   на   аудиторные занятия (по годам) Общее   количество   часов   на   аудиторные занятия  Таблица 1 Распределение по годам обучения (срок реализации программы 3 года) 1 32 2 64 2 33 2 66 196 3 33 2 66 Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия   по   предмету   «Лепка»   и   проведение   консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в   соответствии   с   принципами   дифференцированного   и   индивидуального подходов. Обоснование структуры программы Обоснованием   структуры   программы   "Лепка"   являются   ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок;       методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный   (подбор   ассоциаций,   образов,   создание   художественных впечатлений). Каждый   обучающийся   обеспечивается   доступом   к   фондам   школьной библиотеки.   Во   время   самостоятельной   работы   обучающиеся   могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный   фонд   укомплектовывается   печатными   изданиями основной и дополнительной учебной и учебно­методической литературы по специфике предмета. Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы   и   стулья),   подиумами,   натюрмортными   столиками,  наглядными пособиями,  натюрмортным фондом, наглядными методическими пособиями, плакатами, фондом работ учащихся, настенными иллюстрациями, магнитной доской. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание   учебного   предмета   «Лепка»   построено   с   учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления. Содержание программы включает следующие разделы: материалы и инструменты; пластилиновая живопись; пластилиновая аппликация; пластические фактуры; полуобъемные изображения; объемные изображения.       Учебно­тематический план № Наименование раздела, темы Вид учеб­ ного заня­ тия Таблица 2 Общий объем времени в часах Ауди Макси торные мальная учебная занятия нагрузка Самосто ятельная работа 96 32 64 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1 полугодие 1 раздел «Материалы и инструменты» 1.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Урок 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 Физические и химические свойства материалов. Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика». Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка». Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов». Урок Урок Урок Применение в композиции нескольких Урок элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка». 2 раздел «Пластилиновая живопись» Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка». Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг». Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка». Урок Урок Урок Урок 3 раздел «Пластилиновая аппликация» Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Посудная полка», «Аквариум». Урок 3.2 «Пластилиновый алфавит». Выполнение Урок силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. 3.3 Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе Урок 3 3 3 6 6 3 3 3 6 6 3 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 4 4 2 2 2 4 4 2 1 «Снежинка». Просмотр творческих работ Контроль ный урок 1 3.4 Выполнение многослойной композиции: Урок 3 «Пирожное», «Торт». 4 раздел «Пластические фактуры» 2 полугодие 4.1 4.2 4.3 4.4 5.1 Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Урок Урок Урок Урок 5 раздел «Полуобъемные изображения» Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. Урок 5.2 Закрепление умения набирать полуобъемную Урок 5.3 5.4 6.1 6.2 6.3 массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество». Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Урок Урок 6 раздел «Объемные формы» Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)». Закрепление навыков работы с объемными формами. Выполнение композиции «Новогодняя елка». Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др. Творческая работа Урок Урок Урок Зачёт 3 3 3 6 3 3 6 6 3 3 51 1 0 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 2 0 2 2 4 2 2 4 4 2 2 3 1 № Наименование раздела, темы Вид учебно заняти го я Таблица 3 Общий объем времени в часах Ауди Макси торные мальная учебная занятия нагрузка Самос тоятельн ая работа 99 33 66 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1 полугодие Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические 1 раздел "Соленое тесто" Урок свойства материалов. Инструменты и материалы. Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. «Театральная кукла». Урок Урок ­игра 2 раздел «Пластилиновая композиция» «Изразец». Урок Урок 3 6 6 6 6 6 Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». 2.3 Изготовление магнита на тему: «Времена года». Урок 3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции» Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях. Композиция «Замороженное оконце». Дальнейшее знакомство с фактурами, Урок Урок Урок текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Просмотр творческих работ Контро льный урок Творческая работа «Пенек с грибами». «Морские камешки». 2 полугодие 4 раздел «Коллаж» Коллаж «Морские сокровища». Декоративное панно «Слово­образ». Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Урок Урок Урок Урок Урок 6 6 2 1 9 3 3 6 9 5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» 2 Композиция с использованием ниток, Урок 6 пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник». Изделие «Волшебное зеркало» с применением пластилиновой живописи, декоративных Урок­ игра 3 1 материалов, фольги. 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 0 3 1 1 2 3 2 4 4 4 4 4 4 4 1 1 6 2 2 4 6 4 2 6.1 6.2 6.3 № 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 Объемная композиция на тему: «Овощная 6 раздел «Объемные формы» Урок семейка». Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга». Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Творческая работа Наименование раздела, темы Урок Урок Зачёт Вид учеб­ ного заня­ тия 3 6 2 1 1 2 1 0 2 4 1 1 Таблица 4 Общий объем времени в часах Максима Аудиторн льная учебная нагрузка Самосто ятельна я работа ые занятия 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ 99 33 66 Вводный урок. Инструменты и материалы. 1 раздел «Полимерная глина» Урок 1 полугодие Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчик, бабочка и др.). Изготовление украшений, брелоков, шкатулки Урок фокусника, рамочки для фото. Изготовление магнитов. Тема: продукты Урок питания, инициалы, цветы и др. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. 2 раздел «Лепка из глины» Урок Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Тематическое панно с подвесками «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Урок Урок Урок 3 раздел «Пластилиновая композиция» Тематический натюрморт из нескольких предметов. Композиция­панорама «Замок. Рыцарский турнир». Просмотр творческих работ Урок Урок Конт роль ный 3 6 6 3 6 6 6 3 8 1 1 2 2 1 2 2 2 1 3 0 2 4 4 2 4 4 4 2 5 1 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 6.8 урок 2 полугодие «Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, 4 раздел «Объемные формы» Урок цилиндр, куб, шар, пирамида). Шахматное королевство. Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных. Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик, обезьяна, жираф. Урок Урок Урок Урок Человек. Фигура в движении: «спорт», «на Урок катке», «танец» и др. Человек и животное. «Хозяин и его животное», Урок «охота», «цирк». Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени», «виртуальный мир» и др. Творческая работа Урок Зачё т 3 6 6 9 6 6 6 8 1 Содержание тем Первый год обучения 1. Раздел «Материалы и инструменты» 1 2 2 3 2 2 2 3 0 2 4 4 6 4 4 4 5 1   Использование   картона, 1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов. Предмет     «Лепка».   Оборудование   и   пластические   материалы.   Порядок работы в мастерской лепки.    Знакомство с пластилином, его физическими и химическими   свойствами.   Знакомство   с   инструментами.   Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые   смешения.   цветного   пластилина. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов. 1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика».  Знакомство   с   выразительными   средствами   предмета   «Лепка». Выполнение   предварительных   упражнений   на   изготовление   простых элементов:   жгут,   шарик,   пластина,   колбаска,   сплющенный   шарик   и   др. Формирование   умения   комбинировать   простые   формы   в   изделии. Использование   картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов. 1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие   наблюдательности,   фантазии,   образного   мышления.   Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная   работа:  выполнение   набросков   и   зарисовок   ­   «Бабочка», «Рыбка». 1.4.   Тема:  Выполнение   плоской   композиции   из   жгутиков.  Закрепление изученной   техники.   Творческое   задание:   «Барашек»,   «Дерево»,   «Букет цветов».   Использование   картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию. 1.5.   Тема:  Применение   в   композиции   нескольких   элементов.  Развитие наблюдательности,   образного   мышления,   мелкой   моторики.     Композиция «Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:  выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения. 2. Раздел «Пластилиновая живопись» 2.1.   Тема:  Локальный   цвет   и   его   оттенки.  Получение   оттенков   цвета посредствам   смешивания   пластилина.  Знакомство   с   техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др.   Развитие   образного   мышления,   способность   передать   характер   формы. Использование   картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету. 2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний,   полученных   на   предыдущих   занятиях,   умение   прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование   картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных. 2.3.   Тема:  Выполнение   творческой   работы   в   технике   «Пластилиновая живопись».  Формирование   способности   добиваться   выразительности композиции.   Творческое   задание:   «Космос»,   «Летний   луг».   Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы. 2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках   и   приемах.   «Декорированная   вазочка».   «Карандашница», Использование   картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа: выполнение эскиза к творческому заданию. 1. Раздел «Пластилиновая аппликация» 3.1.   Тема:  Знакомство   с   приемом   «пластилиновая   аппликация». Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками   различные   формы.   Выполнение   композиции:   «Посудная   полка», «Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.  3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой. 3.3. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой  работе «Снежинка».  Формирование   умения   перерабатывать природные   формы,   развитие   наблюдательности,   фантазии,   образного мышления.   Использование   картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная работа: выполнение эскиза снежинки. 3.4. Тема:  Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». Развитие   наблюдательности,   фантазии,   мелкой   моторики.   Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия. 2. Раздел «Пластические фактуры» 4.1.   Тема:  Знакомство   с   фактурами.   Способы   выполнения   различных фактур.  Развитие   наблюдательности,   формирование   умения   работать   с природными   формами.   Упражнение   на   оттиски   различных   поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и   др.   Самостоятельная   работа:   подбор   различных   приспособлений   и материалов. 4.2.   Тема:   Выполнение   композиции   «Лоскутное   одеяло»  в   рамках   тем: «Бабушкин   сундучок»,   «Швейная   фантазия»,   «Канцелярский   мир»   и   др. Формирование   навыков   поэтапной   работы   (выполнение   оттисков, комбинирование, составление композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «лоскутное одеяло». 4.3.   Тема:  Соединение   пластилиновых   фактур   и   природных   форм. Развитие   наблюдательности,   фантазии,   мелкой   моторики.   «Платье   для куклы»,   «Карнавальный   костюм»,   «Театральный   (цирковой)   занавес». Использование   картона,   цветного   пластилина,   семечек,   круп,   макаронных изделий   и   др.   Самостоятельная   работа:   выполнение   эскиза   платья   для любимой куклы. 4.4. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи   животных   и   птиц.   Применение   знаний   в   творческой   композиции «Зоопарк»,   «Домашние   животные».   Использование   картона,   цветного пластилина,   мелких   предметов   (канцелярские   принадлежности,   швейные принадлежности и др.) Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале. 3. Раздел «Полуобъемные изображения» 5.1.   Тема:   Знакомство   с   выполнением   невысокого   рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон.     Композиция   «Репка»,   «Свекла»,   «Морковь»   «Яблоко»,   «Ягоды», «Виноград»   и   др.   цветного   пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод. 5.2.   Тема:   Закрепление   умения   набирать   полуобъемную   массу изображения.  Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением,   дополнение   композиции   мелкими   деталями.   Композиция «Божья   коровка»,   «Жуки»,   «Кит».   Использование   картона,   цветного пластилина.  Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом. 5.3.   Тема:   Выполнение   тематической   композиции.   Работа   над   сложной полуобъемной   композицией:   создание   предварительного   эскиза,   поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый год»,   цветного   пластилина. Самостоятельная   работа:   выполнение   композиционных   поисков   для тематической композиции. 5.4.   Тема:   Создание   сложной   формы   предмета   с   последующим декорированием.   Формирование   способности   добиваться   выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и   Использование   картона,   Использование   картона,   «Рождество». др. Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий   и   др.   Самостоятельная   работа:   выполнение   эскиза   тульского   или орловского пряника, печенья  «жаворонок». 4. Раздел «Объемные изображения»  Лепка   геометрических   форм. 6.1.   Тема:   Знакомство   с   объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение   шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение   задания   «Робот»,   «Ракета»,   «Трансформер».   Использование картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа:   изображение геометрических фигур. 6.2.   Тема:    Закрепление   навыков   работы   с   объемными   формами. Закрепление   предыдущего   материала,   развитие   фантазии,   воображения. Выполнение   композиции   «Новогодняя   елка».   Использование   картона, цветного   пластилина,   бусин,   лент,   пайеток.   Самостоятельная   работа: выполнение эскиза новогодней Елки. 6.3.   Тема:   Изготовление   игрушек   из   пластилина   и   природных материалов   (каштаны,   шишки,   желуди,   ореховая   и   яичная   скорлупа, ракушки).  Формирование   навыков   моделирования,   развитие   воображения, фантазии.  Применение пластилина как соединительного материала. «Ежик», «Лесовик»,   «Пугало   огородное»   и   др.   Использование   картона,   цветного пластилина.   Самостоятельная   работа:   выполнение   эскизов   игрушек   из природных материалов. Второй год обучения 1. Раздел «Соленое тесто» 1.1.   Тема:   Вводный   урок.   Знакомство   с   техникой   «Соленое   тесто». Физические   и   химические   свойства   материалов.   Инструменты   и материалы.  Знакомство   с   технологией   изготовления   соленого   теста,   его физическими   и   химическими   свойствами.   Знакомство   с   инструментами   и материалами.   Использование   муки,   воды,   соли.   Самостоятельная   работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др. 1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением   гуаши.  Формирование   умения   сохранять   цельность композиции,   работая   с   мелкими   деталями.   Гармонизация   цветового   ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк». 1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы­ персонажа   любой   сказки   для   детского   пальчикового   театра.   Изготовление кукол   для   пальчикового   театра.   Использование   муки,   воды,   соли   (для головки),   тканей,   лент,   пуговиц   (для   костюма).   Самостоятельная   работа: выполнение эскиза будущей куклы. 2. Раздел «Пластилиновая композиция» 2.1.   Тема:   «Изразец».  Знакомство   с   русскими   изразцами.  Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная   работа:   подбор   иллюстративного   материала   по   теме «Орнамент». 2.2.   Тема:  Коллективная   работа   «Русская   печка»,   «Очаг»,   «Камин». Формирование   навыков   работы   над   коллективным   заданием.   Выполнение плоскостной   композиции   из   фрагментов   изразцов,   выполненных   на предыдущем   уроке.   цветного   пластилина. Самостоятельная   работа:   подбор   иллюстративного   материала   по   заданной теме. 2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование способности   добиваться   выразительности   образа,   развитие   фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей.   Использование   картона,   цветного   пластилина,   магнитной   ленты. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.    Использование   картона, 3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции» 3.1.   Тема:   Изготовление   «фактурных   валиков»   для   дальнейшего использования   в   пластилиновых   композициях.  Формирование пространственного   мышления,   творческого   воображения.   Технология изготовления   фактурного   валика,   знакомство   со   способом   работы. Использование   цилиндрических   форм   (основа   для   валика),   цветного пластилина,   клея.   Самостоятельная   работа:   изготовление   собственных валиков, выполнение разнообразных фактур. 3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе   изученных   ранее   фактур   и   приемов.   Использование   техники «пластилиновая   живопись»,   жгутов,   процарапывания   др.   Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна. 3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения   различных   фактур,   текстур.  Развитие   наблюдательности, формирование   умения   работать   с   природными   формами.   Упражнение   на выполнение   оттисков   различных   поверхностей   (камни,   фольга,   ткани, полиэтиленовая   пленка,   кора   и   др.).   Использование   картона,   цветного пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур. 3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур   в   композиции   «Пенек   с   грибами».   Развитие   наблюдательности, формирование   умения   работать   с   природными   формами.     Использование картона,   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа:   выполнение зарисовок грибов с натуры.  3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер предметов   и   поверхностей,   их   пластическое   решение,   развитие   фантазии. Использование   цветного   пластилина.   Самостоятельная   работа:   лепка различных камешков. 4. Раздел «Коллаж» 4.1.   Тема:   Коллаж   «Морские   сокровища».  Закрепление   приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать выразительность   изображаемых   фигур,   умение   сохранять   цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного   пластилина,   природного   материала.   Самостоятельная   работа: зарисовка   отдельных   элементов   композиции,   работа   с   иллюстративным материалом. 4.2.   Тема:  Декоративное   панно   «Слово­образ».  Формирование   умения находить   цельную   форму   изображаемой   композиции,   развитие   фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство   со   шрифтами,   шрифтовыми   композициями.   Копирование отдельных букв. 4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая   работа).  Развитие   умения   передавать   характер   сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием.   Использование   картона,   цветного   пластилина,   природного материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам. 5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» 5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева   и   др.   материалов   для   рукоделия.   Развитие   наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами   лепки.   Использование   картона,   цветного   пластилина,   ниток, бусин, пуговиц, лент и др. Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций. 5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с применением   пластилиновой   живописи,   декоративных   материалов,   фольги. Формирование   навыков   моделирования,   развитие   воображения,   фантазии. Использование   картона,  цветного   пластилина,  ниток,  бусин,  пуговиц,  лент, фольги и др. Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал. 6. Раздел «Объемные формы» 6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».  Развитие наблюдательности,   умения   найти   и   подчеркнуть   в   натуре   характерные особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина.   Самостоятельная   работа:   выполнение   зарисовок   овощей   и фруктов с натуры. 6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера   и   юга»,   «Кошки».  Развитие   наблюдательности,   умение   подмечать характерные   и   выразительные   движения,   позы   животных.   Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение   фотографий   домашних   животных.   Подбор   иллюстративного материала. 6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека.  Формирование   знаний   о   пропорциях   человеческой   фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий. 6.4.   Тема:  Коллективная   творческая   работа   «Ноев   ковчег».  Передача взаимоотношений   персонажей   пластическими   средствами,   закрепление знаний,   умений,   полученных   за   два   года   обучения   по   данной   программе. Самостоятельная   работа:   выполнение   эскиза   композиции   «Ноев   ковчег», поиск образов персонажей композиции. Третий год обучения 1. Раздел «Полимерная глина» 1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца,   кубики,   плоские   формы   –   колокольчики,   бабочки   и   др.). Формирование   художественного   вкуса,   умения   грамотно   подбирать   цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин. 1.2.   Тема:   Изготовление   украшений.  Закрепление   полученных   навыков выполнения   сувениров:   брелоков,   рамочки   для   фото.   шкатулки, Формирование   понятия   гармонии,   гармоничное   сочетание   цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий. 1.3.   Тема:   Изготовление   магнитов.  Применение   полученных   знаний   в изготовлении   сувениров,   например,   магнитов.   Формирование   понятия   о декоративности,   Самостоятельная   работа: выполнение эскизов изделий.   выразительности   образа. 2. Раздел «Лепка из глины»   Самостоятельная   работа:   работа   с   литературой, 2.1.   Тема:   Вводный   урок.  Инструменты   и   материалы.   Физические   и химические   свойства   материалов.   Знакомство   с   техникой   лепки   из   глины. Изготовление   декоративной   тарелки   с   последующей   росписью   гуашью. Дальнейшее формирование   понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы.   подбор иллюстративного материала. 2.2.   Тема:  Декоративная   вазочка.  Изготовление   декоративной   вазочки, сосуда   с   росписью.   Развитие   наблюдательности,   фантазии,   образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды. 2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки. 2.4.   Тема:  Выполнение   тематической   композиции   ­   панно   «Кот   на крыше», «Ярмарка», «Рождество».  Дальнейшее  формирование   понятия  о декоративности,   Самостоятельная   работа: выполнение эскизов к тематической композиции.   выразительности   образа. 3. Раздел «Пластилиновая композиция» Использование   картона, 3.1.   Тема:  Натюрморт.  Выполнение   тематического   натюрморта   из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа   с   натуры.   цветного   пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов. 3.2.   «Бал». Формирование знаний о пропорциях человеческой  фигуры, первоначальные навыки   передачи   движения.   Использование   картона,   цветного   пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.   Тема:  Композиция­панорама   «Рыцарский   турнир», 4. Раздел «Объемные формы» 4.1.   Тема:  «Геометрическая   пирамидка».  Развитие   наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел   (конус,   цилиндр,   куб,   шар,   пирамида).   Самостоятельная   работа: закрепление знаний,  посещение мастерской скульптуры, керамики. 4.2.   Тема:  Творческая   работа   «Басни»,   «Птичий   двор».  Дальнейшее формирование   понятия   о   декоративности,   выразительности   образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных. 4.3.   Тема:  Работа   с   каркасом.  Знакомство   с   каркасом.   Технические особенности   изготовления   объемной   фигуры   с   каркасом.   Выполнение композиции   –   животные:   «Динозавр»,   «Лошадка»,   «Ослик»,   «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. 4.4.   Тема:  Человек.  Дальнейшее   формирование   знаний   о   пропорциях человеческой фигуры, передачи движения.  Выполнение фигуры в движении: «спорт»,   «на   катке»,   «танец»   и   др.   Самостоятельная   работа:   подбор иллюстративного материала. 4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее   формирование   знаний   о   пропорциях   человеческой   фигуры, животных,   передачи   движения.   Поиск   выразительного   пластического решения. Самостоятельная работа:  подбор иллюстративного материала. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел   содержит   перечень   знаний,   умений   и   навыков,   приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:  Знание  понятий:  «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,     «плоскость»,   «декоративность»,   «рельеф»,   «круговой обзор», композиция».       Знание оборудования и различных пластических материалов. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности  предметов. Умение работать с натуры и по памяти. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи. Навыки конструктивного и пластического способов лепки. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Видами   контроля   по   учебному   предмету   «Лепка»   промежуточная   и итоговая аттестации в каждом классе. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени  в конце 1, 3, 5 полугодия в виде контрольных уроков в форме просмотров работ обучающихся.   В   конце   2,4,6   полугодий   проводится   итоговая   аттестация   в виде творческих работ. Критерии оценок Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:  “5”   («отлично»)   ­   ученик   выполнил   работу   в   полном   объеме   с соблюдением   необходимой   последовательности,   составил   композицию, учитывая   законы   композиции,   проявил   фантазию,   творческий   подход, технически грамотно подошел к решению задачи; “4” («хорошо») ­ в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность; “3”   («удовлетворительно»)   ­   работа   выполнена   под   руководством преподавателя,   самостоятельность   обучающегося   практически   отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен. VI.  СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой методической литературы 1. Бабанский   Ю.А.   Учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   в учебно­воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982 2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.:  Владос, 2004 3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. ­ М.: Профиздат, 2005 4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003 5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977 Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998  Ерошенков И.Н. Культурно­воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004 Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004 Захаров   А.И.   Основы   технологии   керамики.   Учебное   пособие.   –   М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004 6. 7. 8. 9. 10. Керамика   Абрамцева.   Под   ред.   О.И.Арзуманова,   В.А.Любартович, М.В.Нащокина. ­ М.: Из­во «Жираф», 2000 11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. ­ М.: «Владос», 2002. 12. Кузин   В.С.   Изобразительное   искусство   и   основы   его   преподавания   в школе. Издание 3­е. – М.: «Агар», 1998. с. 179­184 13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8­20 14. Малолетков В.А. Керамика. В 2­х частях. ­ М.: «Юный художник», 2000 15. Мелик­Пашаев   А.А.,   Новлянская   З.Н.   Ступеньки   к   творчеству.   –   М.: «Искусство в школе», 1995 16. Моделирование   фигуры   человека.   Анотомический   справочник./Пер.   с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003 17. Ростовцев   Н.Н.  Методика   преподавания   изобразительного   искусства   в школе. – М.: Просвещение, 1980 18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980 19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. ­ М.: Издательство «Знание», 1984 20. Скульптура.   История   искусства   для   детей.  –  М.:  «Росмэн».   Под   ред. Е.Н.Евстратовой. 2002 21. Сокольникова   Н.М.   Изобразительное   искусство   и   методика   его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999 22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд­во Эксмо, 2003 23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов­на­Дону. «Феникс», 2000  Список рекомендуемой учебной литературы 1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002 2. Алексахин   Н.Н.   Волшебная   глина.   Методика   преподавания   лепки   в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998 3. Боголюбов   Н.С.   Лепка   на   занятиях   в   школьном   кружке.   –   М.: Просвещение, 1979 4. Богуславская   И.   Русская   глиняная   игрушка.   ­   Л.:   Искусство, 5. Ленинградское отделение, 1975 Ватагин   В.А.   Изображение   животного.   Записки   анималиста.   –   М.: «Сварог и К», 1999  Волков И.П. Учим творчеству. ­ М.: Педагогика, 1982 6. 7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985  8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо ­ Пресс, 2002 10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ­ПРЕСС, 1997

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018