Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.02.2018
Рабочая программа по предмету "Лепка" разработан к ДПОП в области декоративно прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет. Срок реализации программы - 3 года (с 1 по 3 класс). Рабочая программа знакомит обучающихся с приемами и техниками лепки из традиционных материалов (пластилин, тесто, глина).
Лепка ДПОП 8 лет.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МБОУ ДО «Локосовская ДШИ»)
Принято
Педагогическим советом
МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ"
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД
"Локосовская ДШИ"
__________________Шевченко А.В.
Протокол №________ " _________"
2017г.
Дата утверждения____________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Срок обучения 8 лет
Возраст обучающихся: с 6,6 лет
Предметная область
ПО.01.ХДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.03.ЛЕПКА
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Преподаватель первой категории
Городилова А.В. Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
2. Цели и задачи учебного предмета;
3. Срок реализации учебного предмета;
4. Сведения о затратах учебного времени
5. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Учебнотематический плана;
2. Содержание тем;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
1.
Требования к уровню подготовки учащихся;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2.
3. Критерии оценки;
V. Список литературы и средств обучения I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного искусства «Живопись»,
«Декоративноприкладное
творчество» преподавателем изобразительного искусства и декоративно
прикладного творчества 1 квалификационной категории Городиловой А.В.
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить
образование детей в области изобразительного искусства, является одним из
предметов обязательной части предметной области «Художественное
творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую
индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное
творчество», «Лепка» взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном
этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных
приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными
способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика,
скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую
деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Цели и задачи учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
Создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовнонравственного развития детей.
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области художественного
творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы
дополнительной
общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Декоративно
прикладное творчество».
предпрофессиональной
Задачи учебного предмета
Образовательные:
Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами:
стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пласти
лин, соленое тесто.
Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
Формирование понятий: «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф»,
«круговой обзор», «композиция».
Развивающие:
Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные
особенности предметов.
Формирование умения работать с натуры и по памяти.
Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и
росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Воспитательные:
Пробудить интерес к изобразительному искусству и декоративно
прикладному творчеству;
Воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Приобретение детьми опыта творческой деятельности;
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации предмета «Лепка» при 8 летнем сроке обучения
составляет 3 года, с 1 по 3 класс.
Сведения о затратах учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Лепка» при
8летнем сроке обучения составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные
занятия, 98 – самостоятельная работа.
Виды учебной деятельности
Класс
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
Общее количество часов на аудиторные
занятия (по годам)
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Таблица 1
Распределение по годам обучения
(срок реализации программы 3 года)
1
32
2
64
2
33
2
66
196
3
33
2
66
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций
рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью
от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения
в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы "Лепка" являются ФГТ,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к фондам школьной
библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по
изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по
специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью
(столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками,
наглядными
пособиями, натюрмортным фондом, наглядными методическими пособиями,
плакатами, фондом работ учащихся, настенными иллюстрациями, магнитной
доской.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом
возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
материалы и инструменты;
пластилиновая живопись;
пластилиновая аппликация;
пластические фактуры;
полуобъемные изображения;
объемные изображения.
Учебнотематический план №
Наименование раздела, темы
Вид учеб
ного заня
тия
Таблица 2
Общий объем времени в часах
Ауди
Макси
торные
мальная
учебная
занятия
нагрузка
Самосто
ятельная
работа
96
32
64
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 полугодие
1 раздел «Материалы и инструменты»
1.1
Вводный урок. Инструменты и материалы.
Урок
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
Физические и химические свойства
материалов.
Выполнение несложной композиции из
простых элементов по шаблону:
«новогодний носок», «колпак волшебника»,
«пластилиновая мозаика».
Выполнение композиции из сплющенных
шариков: «бабочки», «рыбка».
Выполнение плоской композиции из
жгутиков: «барашек», «дерево», «букет
цветов».
Урок
Урок
Урок
Применение в композиции нескольких
Урок
элементов. Композиция «часы», «домик»,
«машинка».
2 раздел «Пластилиновая живопись»
Локальный цвет и его оттенки. Получение
оттенков цвета посредством смешивания
пластилина Работа по шаблону. Осенние
листья, бабочка и др.
Закрепление техники «Пластилиновая
живопись». «Мое любимое животное»,
«игрушка».
Выполнение творческой работы в технике
«Пластилиновая живопись». «Космос»,
«Летний луг».
Применение техники «Пластилиновая
живопись» в конкретном изделии.
«Карандашница», «Декорированная
вазочка».
Урок
Урок
Урок
Урок
3 раздел «Пластилиновая аппликация»
Знакомство с приемом «пластилиновая
аппликация». Композиция: «Посудная
полка», «Аквариум».
Урок
3.2
«Пластилиновый алфавит». Выполнение
Урок
силуэтов букв с декорированием
приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.
3.3 Использование пластилиновой аппликации и
процарапывания в творческой работе
Урок
3
3
3
6
6
3
3
3
6
6
3
2
1
1
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
4
4
2
2
2
4
4
2
1 «Снежинка».
Просмотр творческих работ
Контроль
ный урок
1
3.4
Выполнение многослойной композиции:
Урок
3
«Пирожное», «Торт».
4 раздел «Пластические фактуры»
2 полугодие
4.1
4.2
4.3
4.4
5.1
Знакомство с фактурами. Способы
выполнения различных фактур.
Выполнение композиции «Лоскутное
одеяло» в рамках тем: «Бабушкин
сундучок», «Швейная фантазия»,
«Канцелярский мир» и др.
Соединение пластилиновых фактур и
природных форм (семечки, крупы,
макаронные изделия и др.). «Платье для
куклы», «Карнавальный костюм»,
«Театральный (цирковой) занавес».
Интерпретация природных фактур.
Применение знаний в творческой
композиции «Зоопарк», «Домашние
животные».
Урок
Урок
Урок
Урок
5 раздел «Полуобъемные изображения»
Знакомство с выполнением невысокого
рельефного изображения. Композиция
«Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко»,
«Ягоды» и др.
Урок
5.2
Закрепление умения набирать полуобъемную
Урок
5.3
5.4
6.1
6.2
6.3
массу изображения. Композиция «Божья
коровка», «Жуки», «Кит».
Выполнение тематической композиции:
«Праздник», «Новый год», «Рождество».
Создание сложной формы предмета с
последующим декорированием. «Печатный
пряник», «Жаворонки» и др.
Урок
Урок
6 раздел «Объемные формы»
Лепка геометрических форм.
Выполнение задания: «Робот», «Ракета»,
«Трансформер (бакуган)».
Закрепление навыков работы с объемными
формами. Выполнение композиции
«Новогодняя елка».
Изготовление игрушек из пластилина и
природных материалов: ежик, лесовик,
пугало огородное и др.
Творческая работа
Урок
Урок
Урок
Зачёт
3
3
3
6
3
3
6
6
3
3
51
1
0
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
0
2
2
4
2
2
4
4
2
2
3
1 №
Наименование раздела, темы
Вид
учебно
заняти
го
я
Таблица 3
Общий объем времени в часах
Ауди
Макси
торные
мальная
учебная
занятия
нагрузка
Самос
тоятельн
ая работа
99
33
66
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 полугодие
Вводный урок. Знакомство с техникой
«Соленое тесто». Физические и химические
1 раздел "Соленое тесто"
Урок
свойства материалов. Инструменты и
материалы.
Полуобъемная композиция «цирк» в технике
«соленое тесто» с применением гуаши.
«Театральная кукла».
Урок
Урок
игра
2 раздел «Пластилиновая композиция»
«Изразец».
Урок
Урок
3
6
6
6
6
6
Коллективная работа «Русская печка», «Очаг»,
«Камин».
2.3 Изготовление магнита на тему: «Времена года». Урок
3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
Изготовление «фактурных валиков» для
дальнейшего использования в композициях.
Композиция «Замороженное оконце».
Дальнейшее знакомство с фактурами,
Урок
Урок
Урок
текстурами. Способы выполнения различных
фактур, текстур.
Просмотр творческих работ
Контро
льный
урок
Творческая работа «Пенек с грибами».
«Морские камешки».
2 полугодие
4 раздел «Коллаж»
Коллаж «Морские сокровища».
Декоративное панно «Словообраз».
Декоративное панно «Русская народная
сказка» (коллективная творческая работа).
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
6
6
2
1
9
3
3
6
9
5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
2
Композиция с использованием ниток,
Урок
6
пластиковых трубочек, декоративных булавок,
лент, кружев и др. в творческой работе «Паук
с паутиной», «Муравейник».
Изделие «Волшебное зеркало» с применением
пластилиновой живописи, декоративных
Урок
игра
3
1
материалов, фольги.
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
0
3
1
1
2
3
2
4
4
4
4
4
4
4
1
1
6
2
2
4
6
4
2 6.1
6.2
6.3
№
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
Объемная композиция на тему: «Овощная
6 раздел «Объемные формы»
Урок
семейка».
Объемная лепка на тему: «Домашние
животные», «Кошки», «Животные севера и
юга».
Знакомство с каркасом. Выполнение
пластилиновой модели человека.
Творческая работа
Наименование раздела, темы
Урок
Урок
Зачёт
Вид
учеб
ного
заня
тия
3
6
2
1
1
2
1
0
2
4
1
1
Таблица 4
Общий объем времени в часах
Максима
Аудиторн
льная
учебная
нагрузка
Самосто
ятельна
я работа
ые
занятия
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
99
33
66
Вводный урок. Инструменты и материалы.
1 раздел «Полимерная глина»
Урок
1 полугодие
Физические и химические свойства материалов.
Знакомство с техникой лепки из полимерной
глины. Выполнение простейших форм для
бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские
формы – колокольчик, бабочка и др.).
Изготовление украшений, брелоков, шкатулки
Урок
фокусника, рамочки для фото.
Изготовление магнитов. Тема: продукты
Урок
питания, инициалы, цветы и др.
Вводный урок. Инструменты и материалы.
Физические и химические свойства материалов.
2 раздел «Лепка из глины»
Урок
Знакомство с техникой лепки из глины.
Изготовление декоративной тарелки.
Изготовление декоративной вазочки, сосуда с
росписью.
Изготовление традиционной игрушки из глины с
росписью: козлики, уточка, петушок.
Тематическое панно с подвесками «Кот на
крыше», «Ярмарка», «Рождество».
Урок
Урок
Урок
3 раздел «Пластилиновая композиция»
Тематический натюрморт из нескольких
предметов.
Композицияпанорама «Замок. Рыцарский
турнир».
Просмотр творческих работ
Урок
Урок
Конт
роль
ный
3
6
6
3
6
6
6
3
8
1
1
2
2
1
2
2
2
1
3
0
2
4
4
2
4
4
4
2
5
1 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
6.8
урок
2 полугодие
«Геометрическая пирамидка». Изучение и
изготовление геометрических тел (конус,
4 раздел «Объемные формы»
Урок
цилиндр, куб, шар, пирамида).
Шахматное королевство.
Лепка с натуры. Использование чучел птиц и
животных.
Творческая работа «Басни», «Птичий двор».
Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик,
обезьяна, жираф.
Урок
Урок
Урок
Урок
Человек. Фигура в движении: «спорт», «на
Урок
катке», «танец» и др.
Человек и животное. «Хозяин и его животное»,
Урок
«охота», «цирк».
Коллективная работа: «пираты», «каникулы»,
«путешествие во времени», «виртуальный мир»
и др.
Творческая работа
Урок
Зачё
т
3
6
6
9
6
6
6
8
1
Содержание тем
Первый год обучения
1. Раздел «Материалы и инструменты»
1
2
2
3
2
2
2
3
0
2
4
4
6
4
4
4
5
1
Использование картона,
1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.
Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок
работы в мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и
химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация
рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на
цветовые смешения.
цветного пластилина.
Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.
1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по
шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая
мозаика». Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка».
Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых
элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др.
Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов. 1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление
изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы,
развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое
задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок «Бабочка»,
«Рыбка».
1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление
изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет
цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов. Развитие
наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Композиция
«Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск
цветового решения.
2. Раздел «Пластилиновая живопись»
2.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета
посредствам смешивания пластилина.
Знакомство с техникой
«Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и
др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы.
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление
знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать
композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка».
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.
2.3. Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая
живопись». Формирование способности добиваться выразительности
композиции. Творческое задание: «Космос», «Летний луг». Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных
иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном
изделии. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о
техниках и приемах.
«Декорированная вазочка».
«Карандашница», Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза к творческому заданию.
1. Раздел «Пластилиновая аппликация»
3.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».
Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него
стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка»,
«Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.
3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия
«декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с
декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой.
3.3. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания
в творческой работе «Снежинка». Формирование умения перерабатывать
природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного
мышления. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза снежинки.
3.4. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».
Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы
кондитерского изделия.
2. Раздел «Пластические фактуры»
4.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных
фактур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с
природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей
(природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение
фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и
др.). Выполнение разного характера линий. Использование картона, цветного
пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов
и др. Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и
материалов.
4.2. Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем:
«Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.
Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков,
комбинирование, составление композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов
и др. Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «лоскутное одеяло».
4.3. Тема: Соединение пластилиновых фактур и природных форм.
Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для
куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».
Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных
изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для
любимой куклы.
4.4. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности,
фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха,
кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции
«Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного
пластилина, мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные
принадлежности и др.) Самостоятельная работа: работа с иллюстративным
материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.
3. Раздел «Полуобъемные изображения»
5.1. Тема:
Знакомство с выполнением невысокого рельефного
изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом
отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение –
шаблон. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды»,
«Виноград» и др.
цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.
5.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу
изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным
изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция
«Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
5.3. Тема: Выполнение тематической композиции. Работа над сложной
полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск
пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый
год»,
цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для
тематической композиции.
5.4. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим
декорированием. Формирование способности добиваться выразительности
образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и
Использование картона,
Использование картона,
«Рождество». др. Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных
изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или
орловского пряника, печенья «жаворонок».
4. Раздел «Объемные изображения»
Лепка геометрических форм.
6.1. Тема:
Знакомство с объемом,
первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение шара
(глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое).
Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: изображение
геометрических фигур.
6.2. Тема: Закрепление навыков работы с объемными формами.
Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения.
Выполнение композиции «Новогодняя елка». Использование картона,
цветного пластилина, бусин, лент, пайеток. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза новогодней Елки.
6.3. Тема:
Изготовление игрушек из пластилина и природных
материалов (каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа,
ракушки). Формирование навыков моделирования, развитие воображения,
фантазии. Применение пластилина как соединительного материала. «Ежик»,
«Лесовик», «Пугало огородное» и др. Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из
природных материалов.
Второй год обучения
1. Раздел «Соленое тесто»
1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто».
Физические и химические свойства материалов. Инструменты и
материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его
физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и
материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа:
выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с
применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность
композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала
по теме «Цирк». 1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы
персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление
кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для
головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа:
выполнение эскиза будущей куклы.
2. Раздел «Пластилиновая композиция»
2.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование
навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для
изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по теме
«Орнамент».
2.2. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин».
Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение
плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на
предыдущем уроке.
цветного пластилина.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной
теме.
2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование
способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии,
воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных
деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной ленты.
Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.
Использование картона,
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего
использования в пластилиновых композициях.
Формирование
пространственного мышления, творческого воображения. Технология
изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы.
Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного
пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление собственных
валиков, выполнение разнообразных фактур.
3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в
работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники
«пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза
замороженного окна. 3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы
выполнения различных фактур, текстур.
Развитие наблюдательности,
формирование умения работать с природными формами. Упражнение на
выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани,
полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.
3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных
фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности,
формирование умения работать с природными формами. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение
зарисовок грибов с натуры.
3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер
предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии.
Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка
различных камешков.
4. Раздел «Коллаж»
4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных
знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать
выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность
композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона,
цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа:
зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным
материалом.
4.2. Тема: Декоративное панно «Словообраз». Формирование умения
находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии,
освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного
пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой.
Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование
отдельных букв.
4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная
творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных
персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным
заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного
материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» 5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с
использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент,
кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности,
фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм
средствами лепки. Использование картона, цветного пластилина, ниток,
бусин, пуговиц, лент и др. Самостоятельная работа: сбор подготовительного
материала, изучение иллюстраций.
5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с
применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги.
Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии.
Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент,
фольги и др. Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.
6. Раздел «Объемные формы»
6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие
наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные
особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и
фруктов с натуры.
6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные
севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать
характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение
пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа:
выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного
материала.
6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели
человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,
первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного
пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в
движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций
и фотографий.
6.4. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача
взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление
знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег»,
поиск образов персонажей композиции.
Третий год обучения 1. Раздел «Полимерная глина»
1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы.
Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки
из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины,
кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.).
Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета.
Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
1.2. Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков
выполнения сувениров: брелоков,
рамочки для фото.
шкатулки,
Формирование понятия гармонии,
гармоничное сочетание цветов.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
1.3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в
изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о
декоративности,
Самостоятельная работа:
выполнение эскизов изделий.
выразительности образа.
2. Раздел «Лепка из глины»
Самостоятельная работа: работа с литературой,
2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и
химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины.
Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью.
Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой
гаммы.
подбор
иллюстративного материала.
2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки,
сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного
мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины
с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения
подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение
пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза глиняной игрушки.
2.4. Тема: Выполнение тематической композиции панно «Кот на
крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о
декоративности,
Самостоятельная работа:
выполнение эскизов к тематической композиции.
выразительности образа.
3. Раздел «Пластилиновая композиция» Использование картона,
3.1. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из
нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов.
Работа с натуры.
цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.
3.2.
«Бал».
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные
навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
Тема: Композицияпанорама «Рыцарский турнир»,
4. Раздел «Объемные формы»
4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности,
фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику
объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических
тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа:
закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.
4.2. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее
формирование понятия о декоративности, выразительности образа.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
4.3. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические
особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение
композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна»,
«Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.4. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях
человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении:
«спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор
иллюстративного материала.
4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк».
Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,
животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического
решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
Знание понятий: «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция».
Знание оборудования и различных пластических материалов.
Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
Умение работать с натуры и по памяти.
Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Видами контроля по учебному предмету «Лепка» промежуточная и
итоговая аттестации в каждом классе.
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени в
конце 1, 3, 5 полугодия в виде контрольных уроков в форме просмотров работ
обучающихся. В конце 2,4,6 полугодий проводится итоговая аттестация в
виде творческих работ.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,
технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») в работе есть незначительные недочеты в композиции и
в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
VI.
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой методической литературы
1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в
учебновоспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004
3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. М.: Профиздат, 2005
4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
5.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1
век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников
средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд.
пед. наук. – М., 1998
Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и
подростков. – М.: «Владос», 2004
Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.:
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
6.
7.
8.
9.
10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,
М.В.Нащокина. М.: Изво «Жираф», 2000
11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.
М.: «Владос», 2002.
12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в
школе. Издание 3е. – М.: «Агар», 1998. с. 179184
13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 820
14. Малолетков В.А. Керамика. В 2х частях. М.: «Юный художник», 2000
15. МеликПашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
«Искусство в школе», 1995
16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с
англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003
17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 1980
18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М:
Внешторгиздат, 1980
19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И.
М.: Издательство «Знание», 1984 20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.
Е.Н.Евстратовой. 2002
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999
22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Издво Эксмо, 2003
23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – РостовнаДону. «Феникс»,
2000
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002
2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в
детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.:
Просвещение, 1979
4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство,
5.
Ленинградское отделение, 1975
Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:
«Сварог и К», 1999
Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982
6.
7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:
Высшая школа, 1979
9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо Пресс, 2002
10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:
АСТПРЕСС, 1997
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.