Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.02.2018
Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" разработана к ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Сорк реализации предмета при 8 - летнем сроке обучения - 3 года. Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с обучающимися. Предмет знакомит обучающихся с различными техниками и материалами декоративно-прикладного творчества.
Прикладное творчество ДПОП 8 лет.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «Локосовская ДШИ») Принято Педагогическим советом МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" Утверждаю Директор МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" __________________Шевченко А.В. Протокол №________ " _________"  2017г. Дата утверждения____________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Срок обучения 8 лет Возраст обучающихся: с 6,6 лет Предметная область ПО.01.ХДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02.ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Срок реализации программы: 3 года Составитель: Преподаватель первой категории Городилова А.В. 1 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе; 2. Цели и задачи учебного предмета; 3. Срок реализации учебного предмета; 4. Сведения о затратах учебного времени 5. Форма проведения учебных аудиторных занятий; 6. Обоснование структуры программы учебного предмета; 7. Методы обучения;  8. Описание материально­технических условий реализации учебного  предмета. II. Содержание учебного предмета 1. Учебно­тематический плана; 2. Содержание тем;  III. Требования к уровню подготовки учащихся 1. Требования к уровню подготовки учащихся; IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; 1. 2. Критерии оценки; V. Список литературы и средств обучения 1. Список рекомендуемой литературы; 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на   основании   и   с   учетом   федеральных   государственных   требований   к дополнительным   предпрофессиональным   программам   в   области художественного   творчества   «Декоративно­прикладное   искусство» преподавателем   изобразительного   искусства   и   декоративно   прикладного творчества 1 квалификационной категории Гордиловой А.В. Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программы  «Декоративно­прикладное искусство». Он является  базовой  составляющей  для последующего  изучения  предметов  в области изобразительного искусства. Целью данной программы является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам   народного   искусства.   Для   достижения   данной   цели   необходимо создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его мотиваций   и   представлений,   воспитания   у   детей   интереса   к   занятиям. Занятия декоративно­прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение. Программа включает в себя три раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных   с   изобразительной   деятельностью,   дети,   на   протяжении   всего курса   обучения,   учатся   организовать   композиционную   плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками   и   видами   декоративного   творчества,   они   узнают   о   его многообразии,   учатся   создавать   своими   руками   предметы,   в   которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Учитывая   возраст   детей,   программа   предполагает   использование разных   форм   проведения   занятий:   просмотр   тематических   фильмов, прослушивание   музыки,   применение   игровых   приемов   обучения, 3 выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся знакомятся со   специальной   литературой,   раскрывающей   секреты   прикладного творчества. 2. Цели и задачи учебного предмета Цели: выявление   одаренных   детей   в   области   изобразительного   искусства   в раннем детском возрасте; формирование   у   детей   младшего   школьного   возраста   комплекса начальных   знаний,   умений   и   навыков   в   области   декоративно­ прикладного творчества; формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: обучающие: научить основам художественной грамоты; сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; овладеть различными техниками декоративно­прикладного творчества и основами художественного мастерства; научить   практическим   навыкам   создания   объектов   в   разных   видах декоративно­прикладного творчества; научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; научить   планировать   последовательность   выполнения   действий   и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; развивающие: раскрыть   и   развить   потенциальные   творческие   способности   каждого ребенка; формировать творческое отношение к художественной деятельности; развивать   художественный   вкус, воображение;   пространственное   фантазию, воспитательные: пробудить   интерес   к   изобразительному   и   декоративно­прикладному творчеству; воспитать   внимание,   аккуратность,   трудолюбие,   доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. приобретение детьми опыта творческой деятельности; 4                 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. 3. Срок реализации учебного предмета Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность   учебных   занятий   составляет   32   недели,   во   второй   и третий годы ­ по 33 недели.  4. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной нагрузки Класс Продолжительность учебных занятий в неделях Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) Общее количество часов на аудиторные занятия Таблица 1 Распределение по годам обучения (срок реализации программы 3 года) 1 32 2 64 2 33 2 66 196 3 33 2 66 Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3­летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из них: 196 часов ­ аудиторные занятия, 98 часов ­ самостоятельная работа.  Занятия по учебному предмету «Прикладное творчество» и  осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до  10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс  обучения в соответствии с принципами дифференцированного и  индивидуального подходов. Самостоятельная (внеаудиторная) работа, предусмотренная учебным планом   учреждения,   занимает   50%   аудиторного   времени   и   может   быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися,   участие в творческих   мероприятиях,   конкурсах   и   культурно­просветительской деятельности школы. 5. Обоснование структуры программы Обоснованием   структуры   программы   "Прикладное   творчество" являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.   Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; 5     описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 1. Методическое обеспечение Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в    учебном процессе применяются следующие основные методы:  объяснительно­иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); частично­поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские   (исследование   свойств   бумаги,   красок,   а   также возможностей других материалов). Применение   различных   методов   и   форм   (теоретических   и практических   занятий,   самостоятельной   работы   по   сбору   натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:  обзорная беседа­знакомство с новой техникой работы в материале.  освоение приемов работы в материале.  выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. 7. Описание материально­технических условий реализации  учебного предмета Каждый   обучающийся   обеспечивается   доступом   к   библиотечным фондам   школьной   библиотеки.   Во   время   самостоятельной   в   работы, некоторых   заданиях,   предусмотрена   работа   с   интернетом   для   сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы   с   материалами,   а   также   информацию   о   мастерах   и   народных умельцах. Библиотечный   фонд   укомплектовывается   печатными   изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно­методической литературой по 6 декоративно­прикладному   искусству   и   народным   ремёслам,   а  также альбомами по искусству.  На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы учащиеся могли ознакомиться   со   способами   изготовления   изделий,   с   инструментами, которые   будут   использованы   при   работе   в   материале,   их   назначением   и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий: натуральные наглядные пособия  ­  образец изготавливаемого предмета, его   развертка   или   выкройка,   материалы   и   инструменты,  применяемые   на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали   увеличенного   размера.   Возможно,   использование   предметно­ технологической карты; образец  ­ это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых   позволит   определить   действия   и   операции,   необходимые   для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на   первом   этапе   обучения,   делает   выполнение   детьми   операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; устное описание внешнего вида предмета и его конструкции ­  способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества; материальные  ­  для   полноценного   усвоения   заданий   каждого   раздела программы   необходимо,   чтобы   обучающиеся   были   обеспеченны   всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой   разных   видов,   гелиевыми   ручки,   материалами   для   изготовления кукол и др. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития   их   пространственного   мышления;   включает   теоретическую   и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и   способами   работы   с   различными   материалами,   а   практическая   часть основана   на   применении   теоретических   знаний   в   учебном   и   творческом процессе.   За   годы   освоения   программы   дети   получают   знания   о 7 многообразии декоративно­прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы включает следующие основные разделы: Раздел 1: Работа с бумагой. Раздел 2: Росписи по различным поверхностям. Раздел 3: Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве. Содержание программы направлено на освоение различных способов работы   с   материалами,   ознакомление   с   традиционными   народными ремеслами,   а   также   с   другими   видами   декоративно­прикладного творчества. 1. Учебно­тематический план Первый год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 2 Общий объем времени (в часах) Самосто ятельная работа Аудиторн ые занятия Макси мальная учебная нагрузка 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6 1.7 1.8. 2.1. 1 полугодие Раздел 1: Работа с бумагой. Вводное занятие. Техника торцевания. «Цветы». «Ежик», «Цыпленок»­ объемное торцевание. « Петушок»­ рваная аппликация. « Натюрморт»­ рваная аппликация. « Рыбка» ­ аппликация из салфеток. «Открытка»­ техника квиллинг. Декорирование кухонной доски ­ декупаж Поздравительная открытка – коллаж. Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок 3 3 6 6 3 6 6 3 Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях. Декорирование рамки для Урок фотографии. Использование точечной техники ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ КОНТРОЛЬН ЫЙ УРОК 5 1 2 полугодие 1 1 2 2 1 2 2 1 2 0 2 2 4 4 2 4 4 2 3 1 8 2.2. Пейзаж. Витражная роспись по стеклу. 2.3. Точечная роспись. Точечная роспись 2.4. «Цветы и бабочки».  Декоративное на тарелке. панно в технике витража. Городецкая роспись по дереву. Роспись разделочной доски. Батик. Свободная техника росписи. « Космос». Техника горячий батик. Урок Урок Урок Урок Урок Урок 6 6 6 6 6 6 2.5. 2.6. 2.7. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. Монотипия. Рисунки отпечатками Экскурсия листьев. «Цветик­семицветик». Техника ­ Урок ватные палочки «Кошка». Техника ­ граттаж. «Сова». Техника ­ соленое тесто. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Урок Урок ЗАЧЁТ Всего часов 6 3 6 2 1 96 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 0 32 4 4 4 4 4 4 4 2 4 1 1 64 Второй год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 4 Общий объем времени (в часах) Самосто ятельная работа Аудитор ные занятия Макси мальная учебная нагрузка 1 полугодие 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 1.6. 2.1. 2.2. Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж, аппликация, декупаж. Цветок. Коллаж. Урок 6 Бабочка. Торцевание. Открытка. Квиллинг. Царевна ­ лебедь. Аппликация из салфеток Декупаж на стеклянной тарелке Ветка рябины. Квиллинг. Урок Урок Урок Урок Урок 6 6 6 6 6 Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях. Роспись разделочной досочки. Хохломская роспись. Пейзаж. Витражная роспись по стеклу. Урок Урок 9 5 2 2 2 2 2 2 3 2 4 4 4 4 4 4 6 3 9 ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ КОНТРОЛЬН ЫЙ УРОК 2 полугодие « Бабочка», «Рыбка». Точечная роспись. Роспись новогодних игрушек контуром. Композиция в технике холодный Урок Урок Урок 1 6 6 12 батик Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. Коллективная работа « Цветы и бабочки» Монотипия. « Фрукты на столе» Ватные палочки «Подводный мир». Граттаж. «Цветы». Панно из соленого теста. Урок Урок Урок Урок ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАЧЁТ 6 6 6 5 1 2.3. 2.4. 2.5. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 0 2 2 4 2 2 2 2 0 1 4 4 8 4 4 4 3 1 Всего часов 99 33 66 Третий год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 5 Общий объем времени (в часах) Самос тоятельна я работа Ауди торные занятия Макси мальная учебная нагрузка Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж. Квиллинг. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. «Подводное царство» Коллаж. Корзина с цветами. Квиллинг. Объемная форма. « Волшебное дерево» Композиция в технике вырезания из бумаги Коллаж. Урок Урок Урок Урок Урок 6 9 9 6 6 2 3 3 2 2 Раздел 2: Виды росписи на различных поверхностях. 4 6 6 4 4 10 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3.1. 3.2. 3.3 3.4. Жостовская роспись Роспись по деревянному яйцу. Урок Урок ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ КОНТРОЛЬН Роспись по стеклу. Роспись на вазе. Точечная роспись, декупаж. Батик. Смешанная техника росписи. Панно «Птица­пава». Холодный батик. ЫЙ УРОК Урок Урок Урок 9 2 1 6 6 6 9 Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. Пейзаж. Техника монотипия. Урок « Цветы в вазе». Техника набрызг. « Красивые цветы». Граттаж. Фрукты. Панно из соленого теста. Урок Урок Урок ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАЧЁТ 6 6 6 4 4 3 1 0 3 2 2 2 2 2 2 2 2 . 6 1 1 6 4 4 4 4 4 4 2 2 Всего часов 99 33 66 2. Содержание тем 1 год обучения Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликации с элементами коллажа 1.1. Тема: «Цветы» Познакомиться с особенностями декоративной  композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность  силуэта, локальные цветовые отношения. Знакомство с техникой торцевания  ­ создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из  бумаги. Материалы: цветной картон, клей, ножницы, торцовочный инструмент,  гофрированная бумага. Самостоятельная работа: Закрепление техники "торцевание". 1.2. Тема:   Ежик.   Цыпленок.   Изготовление   объемных   изделий   в технике торцевание на заготовке из пластилина. Материалы: пластилин, гофрированная бумага, торцовочный инструмент. 11 Самостоятельная работа: « Божья коровка», «Грибок» выполнить в технике торцевание, салфетки или гофрированная бумага, клей, А5. 1.3.   Тема:   Петушок.  Познакомиться   с   техникой   мозаичной аппликации.   Узнать   о   виде   монументального   декоративно   ­   прикладного искусства – мозаика. Знакомство  с понятием «простая и сложная форма». Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей. Самостоятельная   работа:   используя   технику   мозаичной   аппликации выполнить   упражнение   «Радуга­дуга»,   цветная   мозаичная   бумага,   картон формат А5. 1.4.Тема:   Натюрморт.  Выполнить   натюрморт   в   технике   рваной аппликации.   Понятие   симметрии   и   асимметрии.   Найти   выразительное композиционное решение. Материалы: цветной картон, цветная бумага, клей. Самостоятельная работа: Закрепление техники рваная аппликация. 1.5.   Тема:   Рыбка.   Техника   аппликация   из   салфеток.   Выполнить композицию   из   салфеток   разных   оттенков   одного   цвета   на   контрастном фоне. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Материалы: цветные салфетки, цветной картон, клей. Самостоятельная работа: Знакомство с техникой аппликации из салфеток. 1.6. Тема: Открытка. Знакомство с техникой квиллинг ­ искусство бумагокручения. Выполнить плоскую композицию из тонких разноцветных бумажных   лент,   скручивая   в   спирали   специальным   образом.   Подобрать гармоничное сочетание фона и цветов. Материалы: бумага для квиллинга, булавки, линейка, зубочистки, клей. Самостоятельная   работа:   Познакомиться   с   работами,   выполненными   в технике квиллинг. 1.7.   Тема:   Декорирование   кухонной   доски. Использование салфеточной   техники   ­   декупаж.   Техника   декупажа   ­   это   техника украшения,   декорирования   с   помощью   вырезанных   бумажных   мотивов. Составить композицию из салфеточных мотивов, ритмически расположив их по форме доски. Подобрать цвет фона таким образом, чтобы салфеточный мотив   казался   нарисованным,   а   не   приклеенным.   Законченную   работу дополнить росписью акрилом и контурами, и вскрыть лаком. Материалы: доска, ножницы, салфетки, клей, кисти, акрил, контуры, лак. Самостоятельная работа: познакомиться с техникой декупаж. 12 1.8.   Тема:   Поздравительная   открытка. Выполнить   открытку   в технике   коллаж.  Знакомство   с   новой   техникой.  Коллаж  (приклеивание)  ­ технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую­ либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.   Его   можно   дорисовать   тушью,   акварелью…     При   составлении композиции вспомнить о способах выделения композиционного центра и как с помощью ритма добиться необходимого впечатления. Материалы: цветной картон, мягкая ткань ­ салфетка, контуры, бисер, клей. Самостоятельная работа: Выполнить коллаж из различных предметов, А5 Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях. 2.1. Тема: Декорирование рамки для фотографии. Использование  точечной техники. Современная точечная техника ( point­to­point)  выполняется акриловыми контурами. Контуры передают объем рисунка за  счет объемных точек. Работы, выполненные в точечной технике очень  похожи на работы, выполненные в технике старинной финифти с эмалью.  Выполнить несколько упражнений: виды узоров, орнаментов используемых в этой технике. Материалы: рамка, контуры, акрил. Самостоятельная работа: Познакомиться с точечной техникой. 2.2.Тема: Пейзаж. Витражная роспись по стеклу. Материалы: контуры, акрил; Самостоятельная работа: познакомиться с витражной росписью. 2.3.   Тема:   Точечная   роспись   на   тарелке.  Выполняется   эскиз   к работе, подбирается цветовое сочетание контуров и фона. Материалы: стеклянная тарелка, контуры, акрил. Самостоятельная работа: Украсить в точечной росписи чашку или стакан. 2.4.   Тема:   «Цветы   и   бабочки».   Декоративное   панно   в   технике витража. Познакомиться с историей возникновения витражей. Витраж­ это прозрачная   картина,   выполненная   на   стекле   витражными   красками. Выполнить эскиз, подобрать цветовое сочетание.  Самостоятельная работа: Выполнить веточку с цветами (розаны и купавки) Материалы: стекло, контуры, витражные краски. 2.5.   Тема:   Городецкая   роспись   по   дереву.   Роспись   разделочной доски.  Знакомство   с   центром   росписи   (Городец),   особенность   стиля   и орнаментальные мотивы. Выполнить  упражнения на овладение основными приемами этой техники. 13 2.6.Тема:   Батик.   Свободная   техника   росписи. на А5. Материалы: разделочная доска, гуашь. Самостоятельная работа: познакомиться с Городецкой росписью по дереву.   Познакомить   с историей   росписи   тканей,   материалах   и   приспособлениях,   основными техниками   росписи.   Рассказать   о   свободной   технике   росписи.   Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Материалы: Грунтованная ткань ( искусственный шелк) , краски , рамка или  подрамник А4. Самостоятельная работа: Выполнить аналогичную работу дома. 2.7. Тема: « Космос». Техника ­ горячий батик.  Изучение техники  горячий батик. Выполнение эскиза и упражнений по отработке приемов этой техники.  Подобрать цветовой колорит для батика. Материалы: Свечи, кисти, спирт, краски, подрамник или рамка  А 4 Самостоятельная работа: Выполнить аналогичную работу дома. Раздел 3:  Нетрадиционные техники рисования. 3.1. Тема: Монотипия. Рисунки отпечатками листьев. ( Например: « Осенний ковер», «Жар­ птица», « Солнышко» Знакомство с техникой  монотипия. Выполнить упражнения на отпечатывание листьев.  Придумать  композицию из листьев, разобраться с цветовым колоритом. Материалы: осенние листья, гуашь. Самостоятельная работа: выполнить подобную работу, А5 3.2. Тема: « Цветик ­ семицветик», « Подводная красавица».  Рисунок выполняется ватными палочками. Знакомство с техникой,  выполнение упражнений. Нарисовать эскиз и подобрать цветовую гамму. Материалы: ватные палочки, гуашь. Самостоятельная работа: Выполнить работу ватными палочками «  Натюрморт из фруктов», А5 3.3. Тема: « Кошка» или « Парусник». Работа выполняется в технике граттаж. Знакомство с новой техникой. Придумать эскиз  будущей  композиции и цветовые отношения. Материалы: масляная пастель, гуашь, зубочистки. Самостоятельная работа: «Удивительные цветы» в технике граттаж, А5 3.4. Тема: « Сова». Выполнить работу из соленого теста и расписать. Материалы: соленое тесто, ножницы, гуашь, контуры. Самостоятельная работа: познакомиться с работами из соленого теста. 14 2год обучения Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж, аппликация, декупаж. 1.1.Тема:   «Цветок» Используя   технику   коллажа   выполнить выразительное   решение   сюжета.   Выбрать   удачное   композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из журналов различных по цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: журналы, клей, А 4. Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре и  цвету предметы декора (пуговицы, бисер, ракушки…). 1.2Тема: Бабочка. Выполнить работу в технике торцевания.  Повторить особенности техники торцевания. Подобрать гармоничную  цветовую гамму. Материалы: гофрированная бумага, торцовочный инструмент, клей, А3. Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5. 1.3.Тема: Открытка. Выполнить в технике квиллинг. Продумать  сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий  ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок  формирования изображения способом послойного наложения  заготовок на  плоскость. Материалы: бумага для квиллинга, цветной картон, зубочистки, клей. Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу. 1.4.Тема:   «Царевна­лебедь».  Работа   выполняется   в технике аппликации из салфеток. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить  его в технике аппликации с использованием различных по цвету салфеток.   Материалы: бумага А3, салфетки, клей. Самостоятельная работа: познакомиться с иллюстрациями к « Сказке о царе Салтане». 1.5.Тема:   Обратный   декупаж   на   стеклянной   тарелке. Познакомиться   с   техникой   ­   обратный   декупаж.   Составить композицию   из   салфеточных   мотивов   и   ритмически   расположить   их   на тарелке.   Подобрать   цвет   фона.   Работу   оформить   контурами   и   росписью акрилом. Материалы:   стеклянная   тарелка,   салфетки   для   декупажа,   клей,   акрил, контуры. Самостоятельная работа: познакомиться с техникой обратный декупаж. 15 1.6.   Тема:   «   Ветка   рябины». Используется   техника   квиллинг. Выполнить   эскиз   композиции,   подобрать   гармоничное   сочетание   фона   и элементов композиции. Материалы: цветной картон, бумага для квиллинга, зубочистки, клей. Самостоятельная работа: познакомиться с панно, выполненными в технике квиллинг. Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях. 1.1. Тема:   Роспись   разделочной   досочки.   Хохломская роспись. Беседа об истории возникновения и развития  росписи «Хохлома». Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Материалы: гуашь, разделочная доска. Самостоятельная работа: выполнить орнамент с цветочками и листочками хохломской росписью, А5. 2.2. Тема:   Пейзаж.   Витражная   роспись   по   стеклу. Повторить технику исполнения витражной росписи. Выполнить эскиз к   композиции, подобрать гармоничное сочетание цветов. Материалы: стекло, витражные краски, контуры. Самостоятельная   работа:   познакомиться   с   пейзажами,   выполненными   в витражной росписи. 2.3. Тема:   «Бабочка»,   «Рыбка».   Точечная   роспись.  Повторение основных   особенностей   точечной   росписи   и   приемов   ее   выполнения. Создать свой эскиз и выполнить роспись стеклянной тарелки. Материалы: стеклянная тарелка, акрил, контуры. Самостоятельная работа: познакомиться с точечной росписью на тарелках. 2.4. Тема:   Роспись   новогодних   игрушек   контурами   и акрилом. Выполнить работу акриловыми красками с применением точечной росписи по предварительно выполненному эскизу. Материалы: акрил, игрушки, контуры. Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу. 2.5. Тема: Композиция в технике холодный батик. Познакомить с новой техникой ­ холодный батик, выполнить серию упражнений на освоение приемов выполнения росписи.  Выполнить эскиз будущей работы, подобрать цветовые отношения, обвести резервом и выполнить в цвете. Законченную работу украсить контурами. Материалы:   искусственный   шелк,   краски   по   ткани,  резерв,  трубочка   для резерва, контуры. 16 Самостоятельная   работа:   познакомиться   с   работами,   выполненными   в технике холодный батик. Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. 3.1.Тема:   Коллективная   работа   «Цветы   и   бабочки».  Выполнить работу  в   технике   монотипия.   Вспомнить   о   приемах   выполнения   работ   в технике монотипия. Выполнить эскиз к композиции, вспомнить о симметрии в   композиции,   подобрать   гармоничное   сочетание   цветов.   Бабочки выстригаются и приклеиваются на основную работу. Материалы: бумага А 1, А4, акварель, ножницы. Самостоятельная работа: выполнить бабочку в технике монотипия, А4 3.2.Тема: «Натюрморт. Фрукты на столе». Выполнить композицию ватными палочками. Повторить технику работы ватными палочками. Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза, разбор работы в цвете. Материалы: Тонированная бумага, гуашь, ватные палочки. Самостоятельная работа: познакомиться с детскими работа « Подводный мир». 3.3.Тема: «Подводный мир». Работа выполняется в технике граттаж. Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза, подобрать   гармоничное   сочетание   цветов.   Вспомнить   основные   правила работы в технике граттаж. Материалы: бумага А3, масляная пастель, гуашь, зубочистки. Самостоятельная работа: выполнить работу в данной технике, А5 3.4.Тема:   «Цветы».   Панно   из   соленого   теста.  Выполнить   эскиз композиции, подобрать цветовые отношения. Вспомнить технику работы с соленым тестом. Материалы: картон А 4, соленое тесто, гуашь. Самостоятельная работа: познакомиться с работами из соленого теста. 3 год обучения Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж. Квиллинг. 1.1. Тема: « Подводное царство». Коллаж.  Работа выполняется в технике   коллаж   с   использованием   элементов   декора.   Подобрать   нужный материал  из  журналов, выдержав  нужную  цветовую  гармонию.  Повторить виды коллажа и способы его выполнения. Материалы: бумага А3, журналы, клей, элементы декора. Самостоятельная работа: знакомство с художниками ­ моринистами. 17 1.2. Тема: «Корзина с цветами». Квиллинг. Повторить технику  квиллинг и основные приемы. Выполнить эскиз работы, скомпоновать в  листе, подобрать нужные, гармоничные цвета. Материалы: цветной картон, бумага для квиллинга, клей. Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков. 1.3. Тема:   Конструирование   объемной   формы   «Волшебное дерево». Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Художественное конструирование объемной формы на основе геометрической фигуры ­ круг. Материалы: салфетки, цветочный горшок, клей ПВА. Самостоятельная работа: выполнить открытку из салфеток, А5 1.4. Тема:   Композиция   в   технике   вырезания   из   бумаги «цзяньчжи».  Познакомить   с   новой   техникой.  Система   работы   с  бумагой построена по принципу от простого к сложному.  Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий   и   развивающий   смысл   задания   сохраняется.   Использовать правила симметричного вырезания. Материалы: бумага, резак, ножницы, клей ПВА. Самостоятельная работа: знакомство с новой техникой 1.5. Тема:   Коллаж.  Выполнить   коллаж,   соединяя   в   композиции разные предметы по фактуре, форме и цвету. Такой эксперимент в работе позволит детям увидеть привычные вещи по­новому. Материалы:   использование   цветных   страниц   из   глянцевых   журналов   , пуговицы, бисер, ножницы, клей, бумага А3. Самостоятельная работа: составить миниатюрный коллаж А5. Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях. 2.1. Тема:   Жостовская   роспись.  Беседа   о   виде   росписи, художественно   ­   стилистические   особенности     центра   росписи   Жостово. Краски,   применяемые   для   росписи.   Познакомить   с   центрами   росписи   по дереву,   узнать   особенности   стиля   и   орнаментальные   мотивы.   Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения.   На   основе   полученных   знаний   самостоятельно   выполнить роспись на досочке или подносе. Материалы: доска или поднос, акрил. Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме. 18 2.2 Тема: Роспись по деревянному яйцу. Научиться работать по  образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки  выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Материалы: деревянная заготовка яйца, гуашь. Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы  над будущей композицией. 2.3 Тема: Роспись по стеклу. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной  росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания,  композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз,  выполнить роспись на стекле. Материалы: стекло, акрил. Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома. 2.4 Тема:   Роспись   на   вазе.   Выполнить   точечной   росписью   с применением   декупажа.  Создать   композицию   с   использованием характерных   образов   выбранной   росписи.   Используя   основные   элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на  вазе. Материалы: ваза, акрил, контуры, салфетки, клей. Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома. 2.5.Тема:   Батик.   Смешанная   техника   росписи.  Познакомить   с техникой   смешанной   росписи   ткани.   Обратить   внимание   на   цветовую гармонию,   выразительность   линий   и   мягких   переходов   одного   цвета   в другой.   Продемонстрировать   приемы   работы   кистью   на   ткани.   Создать композицию "Цветы", работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи,   резервирование,   роспись   (работа   с   цветом).   Декорирование выполненной композиции контурами. Материалы: краски для батика, ткани, декоративные контуры, резерв. Самостоятельная   работа:   читать   сказки,   найти   образы   птиц,   собрать иллюстративный материал. 2.6.   Тема:   Панно   «Птица­пава».  Повторить   технику   росписи «Холодный   батик».   Повторить   приемы   работы   (переведение   рисунка   на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. 19 Материалы: ткань, краски для батика, резерв, стеклянные трубочки. Самостоятельная   работа:   выполнить   упражнения   по   отработке   навыков работы кистью на ткани. Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. 3.1.Тема   Пейзаж.   Техника   монотипия.  Повторить   приемы, используемые в технике монотипия. Выполнить эскиз будущей композиции, подобрать цветовое решение. Законченную работу дописать акварелью. Материалы: бумага А 4, акварель. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке А5 3.2.Тема:   Цветы   в   вазе.  Выполнить   работу   в   технике   набрызг. Познакомиться   с   новой   техникой   набрызг   ­   разбрызгивание   краски   с помощью зубной щетки и расчески. Материалы: трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке А5. 3.3.Тема: «Красивые цветы». Техника граттаж. Повторить технику граттаж.   Рассказать   о   порядке   работы   во   время   создания   данной композиции. Отработать навыки и умения работы, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения задания. Материалы: бумага А3, масляная пастель, гуашь, зубочистки. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную работу, А5. 3.4.Тема: «Фрукты». Панно из соленого теста. Повторить основы и приемы работы с соленым тестом. Выполнить эскиз, подобрать гармоничное сочетание цветов. Материалы: соленое тесто, гуашь, картон. Самостоятельная работа: познакомиться с работами, выполненными в этой технике. Ш.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».  Знание   основных   понятий   и   терминологии   в   области   декоративно   ­ прикладного искусства и художественных промыслов. Знание   основных   видов   и   техник   декоративно­прикладной деятельности. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения,   выразительность   силуэта,   локальный   цвет,   симметрия­ асимметрия и др.).   20           Умение решать художественно ­ творческие задачи материалами. Умение   работать   в   различных   техниках:   плетения,   аппликации, коллажа, конструирования. Умение изготавливать игрушки из различных материалов. Навыки заполнения объемной формы узором. Навыки ритмического заполнения поверхности. Навыки   проведения   объемно­декоративных   работ   рельефного изображения. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов. Наличие   творческой   инициативы, цветового и композиционного решения. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.   понимание   выразительности IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Видами   контроля   по   учебному   предмету   «Прикладное   творчество» промежуточная и итоговая аттестации в каждом классе. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени  в конце 1, 3, 5 полугодия в виде контрольных уроков в форме просмотров работ   обучающихся.     В   конце   2,4,6   полугодий   проводится   итоговая аттестация в виде творческих работ. 2. Критерии оценок Оценивание   работ   осуществляется   по   двум   направлениям: практическая   работа   и   теоретическая   грамотность.   Важным   критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие   темы   задания.   Это   обеспечивает   стимул   к   творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. "5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с   соблюдением   необходимой   последовательности,   составил   композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно­трудовые умения. "4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции   и   в   цветовом   решении,   при   работе   в   материале   есть небрежность. 21 "3"   (удовлетворительно)   ставится,   если   работа   выполнена   под самостоятельность   ученик   неряшлив   и неуклонным   обучающегося   практически   отсутствует, безынициативен.   руководством   преподавателя, VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Для   развития   навыков   творческой   работы   учащихся   программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов   в   обучении   и   развитии   творческих   способностей   детей младшего школьного возраста.     Применяются следующие средства дифференциации: разработка заданий различной трудности и объема; разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; вариативность темпа освоения учебного материала; индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации, при объяснении   материала,   является   формирование   умения   у   учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала   учащимся   предлагается   воспользоваться   ранее   полученной информацией. Учащиеся   могут   получить   разную   меру   помощи,   которую   может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.   В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: тренировочные   ­   в   которых   предлагается   работа   по   образцу,   с иллюстрацией,   дополнительной   конкретизацией.   Они   используются   с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; частично­поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; 22  творческие,  для которых характерна новизна формулировки, которую ученик   должен   осмыслить,   самостоятельно   определить   связь   между неизвестным   и   арсеналом   своих   знаний,   найти   способ   изображения заданного. Организации самостоятельной работы Для   полноценного   усвоения   программы   предусмотрено   введение самостоятельной   работы.   На   самостоятельную   работу   отводится   50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным  темам, завершения работ, рисования с применением   шаблонов,   сбора   информации   по   теме),   а   также   возможны экскурсии,   участие   обучающихся   в   творческих   мероприятиях   города   и образовательного   заведения.   Для   эффективного   выполнения   домашней работы   все   задания   выполняются   в   специальном   «Альбоме   домашних заданий». VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список методической литературы 1. 1.Аверьянова М.Г. Гжель ­ российская жемчужина.­ М, 1993 Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010  3. 3.Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная  кукла своими руками. Белый город, 2010 4.Богуславская И. Русская глиняная игрушка. ­ Л.: Искусство, 1975      5.Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,  Северный паломник, ­ 2008 Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.  4. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. ­ Арт­Родник, 2007      5. 6. Энциклопедия, АСТ­Пресс Книга, 2009 7. 8. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст­пресс, 2005    9. 10. «Изобразительное искусство», 1984 11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994  Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988 Орловская  традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007 12. Плетение.   Лоза.   Береста.   Рогоза.   Соломка.   Тростник:   справочник     / Сост. Теличко А. А., Рыженко В.И..­ М.; Оникс, 2008 23 13. 12.Русские   художественные   промыслы.   ­   М.:   Мир   энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010 14. 13.Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 15. 14.Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. 16. Аст ­ пресс, 2006 17. 15.Неменский   Б.М.   Программы.   «Изобразительное   искусство   и художественный труд». 1­9 класс. М., Просвещение, 2009 18. 16.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. ­ М.: Просвещение, 1985  Юный художник 1992 г.: №№3­4. Яковлева О. "Филимоновская  игрушка" Список учебной литературы 1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам  народного искусства. ­ М. Мозаика­Синтез, 2007 2. Дорожин   Ю.   Г.   Мезенская   роспись.   Рабочая   тетрадь   по   основам народного искусства. ­ М. Мозаика­Синтез, 2007 3. Клиентов А. Народные промыслы. ­ М.: Белый город, 2010 Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. ­ М.: Белый город, 2010 4. Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., Мозаика­Синтез, 2003 5. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.­ М.. Изд­во Эксмо, 2003 Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. ­ М.: АСТ, 1998 24

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество" ДПОП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018