Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
3 кл
08.07.2018
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Составлена согласно авторской программы "Моя первая экология" В.А. Самковой, Сборника программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М: Вентана Граф, 2011 год. Переработана согласно нашей школы и состава учащихся. На внеурочную деятельность "Зеленый патруль" отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели.Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе
3класс Зеленый патруль.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­ лицей                                                  «Утверждена  приказом от _______________№__________» Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Зеленый патруль» для 3  класса                                                                                                                                                                                                                              учитель биологии                                                                                             первой квалификационной категории Составитель: 1 г. Воскресенск 2018 год   Рабочая программа курса «Зеленый патруль» составлена на основе нормативной базы:   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования второго поколения;  Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;  Сборника   программ   внеурочной   деятельности:   1­4   классы/   под   ред.   Н.   Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.   Пособия   для   учителя.   Григорьев   Д.   В.,   Степанов   П.   В.   Внеурочная   деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;  В   соответствии   с   учебным   планом   образовательной   организации   на   внеурочную деятельность «Зеленый патруль»   в 2018­2019 уч.г.  в 3  классе отводится  34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Примерные   планируемые   результаты   освоения   внеурочной деятельности «Зеленый патруль» По окончании курса внеурочной деятельности  3 класса учащиеся научатся:  уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;       правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;       соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;       работать с учебником, энциклопедиями;       пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. учащиеся получат возможность научиться: группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы; сознательно выполнять правила экологического поведения; высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены; определить по внешнему виду названия различных растений. видеть и понимать красоту живой природы; вести простейшие наблюдения в природе; воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; проводить самостоятельно наблюдения в природе; распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по  определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; Содержание внеурочной деятельности «Зеленый патруль» 2 Тема 1.   Дом, в котором я живу. 10 часов. Моя   окружающая   среда:   дома,   в   школе,   на   улице,   на   природе.   Понятие   о   доме   в   его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек   защищается   от   воздействия   окружающей   среды:   появление   одежды   и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов.   Новые   строительные   и   отделочные   материалы:   бетон   и   железобетон,   асбест, древесно­стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой   и   электроэнергией.   Увеличение   потребления   воды   и   электроэнергии   —   одна   из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из   условий   сохранения   окружающей   среды.   Преимущества   и   недостатки   малоэтажной застройки. «Экологический   дом»   —   дом,   не   наносящий   ущерба   окружающей   среде. Использование   при   его   строительстве   экологически   безопасных   для   здоровья   людей материалов,   хорошо   удерживающих   тепло,   а   также   специальных   конструкций, позволяющих   улавливать   энергию   солнца   и   ветра.   Домашняя   обстановка.   Предметы домашнего   обихода.   Чистота,   порядок   и   уют   в   доме.   Семейные   традиции   и   семейные праздники.   Одежда   и   обувь,   их   назначение:   защита   от   неблагоприятных   воздействий окружающей   среды,   утверждение   положения   человека   в   обществе   —принадлежность   к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных   условий.   Природные   материалы,   используемые   для   пошива,   окраски   и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище  — одна из древнейших потребностей человека.   Первобытные   «коллекционеры».   Находки   в   пещерах   первобытных   людей   — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения:   фигурки   из   обожжённой   глины,   изделия   из   бивней   мамонта,   костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из­ за   стремления   человека   украшать   себя   или   своё   жилище   красивым   мехом,   перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами. Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых   (муравьёв,   ос),   птиц   (ласточек,   стрижей,   воробьёв,   ворон),   млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.). 3 Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды». Тема 2.   О городах и горожанах.    5 часов. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение   первых   поселений.   Появление   городов.   Принципы   выбора   места   для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных   материалов   (камень,   глина,   древесина   и   т.   п.),   возможность   торговать   с соседями и др. Города­государства. Изменение   естественной   (природной)   среды   в   городе.   Рост   городов   за   счёт прилегающих   к ним  природных  территорий.  «Расползание»  городов  —  одна  из   причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические   проблемы   города:   загрязнение   воздуха   промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные   города   —   разные   люди:   влияние   города   на   образ   жизни,   характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология   —   наука   о   будущем.   Научные   прогнозы   дальнейшего   развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с   постоянным   ростом   численности   городского   населения   планеты.   Различные   проекты городов будущего. Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города. Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином. Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. Тема 3.   О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии.     9 часов. .Система   —   одно   из   ключевых   понятий   экологии.   Система   как   множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие   «экосистема».   Природные   (естественные)   и   искусственные   экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы   природных   экосистем:   наземные   и   водные   экосистемы.   Лес   —один   из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа   как   источник   различных   ресурсов,   необходимых   для   удовлетворения потребностей   человека.   Материальные   и   духовные   потребности.   Влияние   человека   на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на   примере   наблюдений   за   растениями   и   животными   города);   выявление   элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося). 4 Практические работы: — «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; — изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; —   изготовление   модели,   имитирующей   какой­либо   объект   или   явление   (по   выбору учащегося); — составление композиции из комнатных растений. Игры: дидактические   игры   из   серии   «Найди   свой   дом»   («Лесные   экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня». Тема 4.  В сетях жизни.     6 часов. Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды.   Простейшая   классификация   экологических   связей:   связи   между   живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные­падальщики. Цепи питания. Сети питания.   Элементарные   представления   о   пищевой   пирамиде.   Роль   грибов   и   почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак­отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни. Наблюдения: внутривидовые   и   межвидовые   отношения   на   примере   поведения   птиц (голубей,   ворон,   воробьёв,   уток   и   других   птиц,   обитающих   в   городе),   кошек   и   собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе. Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае. Игры: «Популяция   оленей»,   «Белки,   сойки   и   орехи»,   «Найди   свою   семью»,   «Опасные цепочки», «Экологический театр». Тема 5.  Общий дом — общие проблемы.     4 часа. Увеличение   численности   населения   планеты.   Необходимость   производства   всё большего   количества   продовольственных   и   промышленных   товаров.   Рост   потребностей человека.   Экологические   проблемы   становятся   глобальными   —   «всеобщими», охватывающими   весь   земной   шар.   Глобальные   экологические   проблемы:   сокращение многообразия   видов   живых   организмов;   истощение   природных   ресурсов;   загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути   решения   экологических   проблем   (на   примере   борьбы   с   загрязнением окружающей   среды   бытовыми   отходами).   Переработка   и   повторное   использование бытовых отходов. Охраняемые   природные   территории   и   объекты:   заповедники,   заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. 5 Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. Наблюдения: выявление   наиболее   замусоренных   территорий   в   городе   (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). Практические   работы: «Вода,   которую   мы   теряем»:   насколько   рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов». Резерв.     1 час. Скорректир ованные сроки изучения учебного материала   Календарно­тематический  план учебного материала по внеурочной работе                                                     на 2018– 2019 учебный год «Зеленый патруль» для 3  класса Номе ра уроков по поряд ку № урока в разде ле, теме Тема занятия Плановые  сроки  изучения   учебного  материала Тема 1. Дом, в котором я живу.  10 часов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема 2. О городах и горожанах. 5 часов. Поговорим о доме  «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…»  Мой дом — моя крепость «Что нам стоит дом построить...»  «А у нас в квартире газ, а у вас?»  Дом — это не только стены  «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»  «Своя рубашка ближе к телу»  Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги  «Чудо в перьях»  1 2 3 4 5 Дом тянется к дому — получается город  Как «растёт» город  Как «живёт» город  «Сначала человек строит город, а потом...»  Будущее города — город будущего  11 12 13 14 15 Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком                                     равновесии.  9 часов. 16 1 О том, что общего между тобой, механическими часами и  Солнечной системой  6 17 18 19 20 21 22 23 2 3 4 5 6 7 8 От кочки до оболочки  Под пологом леса  «Всяк кулик своё болото хвалит»  Для кого пуста пустыня?  О белых куропатках, полярных совах и маленьких  леммингах, удививших учёных  Кто живёт рядом с нами?  «И кормилица, и вдохновитель ница»  Там, где ступала нога человека  9 24 Тема 4. В сетях жизни. 6 часов. 1 2 3 4 5 6 25 26 27 28 29 30 Тема 5. Общий дом — общие проблемы. 4 часа. Соседи по планете  О нитях, сплетающихся в сети  Вместе безопаснее  «И вместе не тесно, и врозь — скучно»  «Информатика» для волка  Школа под открытым небом  1 2 3 31 32 33 Резерв. 1 час. Наши общие проблемы  Что происходит с отходами, которые производят люди?  Будь достойным жителем Земли  часов 34 В том числе: Практических работ 34 итого По  програ мме выпол нено  СОГЛАСОВАНО  Зам. директора по УВР  __________/_____________________/  «______» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО  на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению протокол № ___ от «___» ________ 20___ г. Руководитель ШМО _____________ /__________________/                                       подпись             расшифровка подписи 7 8 № п/п 1 2 3 4 Тема раздела Кол­во часов 4 кл. 10 3 кл. 10 Дом,  в   котором я  живу: человек  и  окружающая его среда. 5 5 О    городах     и горожанах человек  в городе. 9 9 6 6 О  сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:   как устроены экологические системы В  сетях   жизни: многообразие  экологических связей. Содержание программы 3­4  классы   «Дом,  в  котором я живу» Универсальные учебные действия какие  происходят   изменения ­   формирование     элементарных     представлений     об экологии жилища; ­ формирование  понятия  о  доме  в  его  прямом  и переносном значении; ­ приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды; ­ знать   причины   возникновения   экологических проблем,  связанных  с  неэкономным  потреблением воды и электроэнергии; ­ знать что такое браконьерство; ­ составлять план простейшего исследования.  ­ рассказывать о возникновении первых поселений; ­ называть  естественной (природной) среды в городе;  ­ знать экологические проблемы города;  ­ указывать,  как  город  влияет  на  образ  жизни человека; ­   оформлять     выполненные   наблюдения     в     виде сообщения, проекта. ­ формирование   представление   об   экологии   как системы    со    множеством    закономерных    связей элементов   друг   с   другом,   разнообразие   систем, биологические системы; ­ моделировать экосистемы; ­ знать,   как   человек   влияет   на   природные экосистемы; ­ называть       положительные       и       отрицательные примеры     изменений     в     природе,     вызванных деятельностью человека. ­   знать   простейшую   классификацию   экологических связей; ­ иметь   элементарные   представления   о   пищевой пирамиде; ­ иметь     представления     о    способах     общения животных; ­ оформлять   выполненные   наблюдения   в   виде сообщения, проекта.  9 4 4 5 Общий  дом ­   общие проблемы:   почему возникают      и   как  решаются экологические проблемы. ­  иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических  проблем; ­ иметь  представление,  что  такое  заповедники, заказники,  национальные парки, памятники природы; ­ знать   охраняемые   государством   природные территории своего родного края; ­ знать и применять правила разумного отношения к  окружающей среде;  ­ составлять план исследования;  ­  оформлять    выполненные     наблюдения     в     виде сообщения, проекта.  10

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"

Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018