Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
3 кл
08.07.2018
Составлена согласно авторской программы "Моя первая экология" В.А. Самковой, Сборника программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М: Вентана Граф, 2011 год. Переработана согласно нашей школы и состава учащихся. На внеурочную деятельность "Зеленый патруль" отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели.Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе
3класс Зеленый патруль.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
«Утверждена приказом от _______________№__________»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Зеленый патруль»
для 3 класса
учитель биологии
первой квалификационной категории
Составитель:
1 г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа курса «Зеленый патруль» составлена на основе нормативной базы:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения;
Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
Сборника программ внеурочной деятельности: 14 классы/ под ред. Н. Ф.
Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
В соответствии с учебным планом образовательной организации на внеурочную
деятельность «Зеленый патруль» в 20182019 уч.г. в 3 классе отводится 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Примерные планируемые результаты освоения внеурочной
деятельности «Зеленый патруль»
По окончании курса внеурочной деятельности 3 класса
учащиеся научатся:
уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
работать с учебником, энциклопедиями;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
учащиеся получат возможность научиться:
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений.
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
Содержание внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
2 Тема 1. Дом, в котором я живу. 10 часов.
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его
прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего
человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и
уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и
окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и
жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные
народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища:
юрта, чум, палатка.
Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от
неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного
ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об
экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных
домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест,
древесностружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических
материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается
водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из
причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно
из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной
застройки.
«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде.
Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей
материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций,
позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы
домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные
праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к
определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от
природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и
декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных,
шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль»
в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей
человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей —
окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые
украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные
изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из
за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями,
чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли
редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, —
насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих
(белок, домашних хомячков и др.).
3 Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить»
(разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
Тема 2. О городах и горожанах. 5 часов.
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни,
возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для
основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы
строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с
соседями и др. Городагосударства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт
прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин
разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города
от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города:
пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города:
загрязнение воздуха промышленными
предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и
за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер,
настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития
городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи
с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты
городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе
по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных
вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии. 9 часов.
.Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество
закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент —
составная часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм
как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы.
Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование
экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес —один из
наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система.
Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня
— экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения
потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на
природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе,
вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды
(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов,
входящих в экосистему (по выбору учащегося).
4 Практические работы:
— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно
связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
— изготовление модели, имитирующей какойлибо объект или явление (по выбору
учащегося);
— составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»);
«Экологический театр», «Узнай меня».
Тема 4. В сетях жизни. 6 часов.
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие
организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их
среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми
существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между
различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества.
Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животныепадальщики. Цепи питания. Сети
питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных
микроорганизмов в экосистеме.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи,
стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов,
забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи
и тля; ракотшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи,
язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение.
Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц
(голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак;
обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные
цепочки», «Экологический театр».
Тема 5. Общий дом — общие проблемы. 4 часа.
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё
большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей
человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими»,
охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение
многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение
окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением
окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование
бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров,
участие в различных экологических движениях и т. п.
5 Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне);
установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально
используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
Резерв. 1 час.
Скорректир
ованные
сроки
изучения
учебного
материала
Календарнотематический план
учебного материала по внеурочной работе
на 2018– 2019 учебный год
«Зеленый патруль» для 3 класса
Номе
ра
уроков
по
поряд
ку
№
урока
в
разде
ле,
теме
Тема занятия
Плановые
сроки
изучения
учебного
материала
Тема 1. Дом, в котором я живу. 10 часов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема 2. О городах и горожанах. 5 часов.
Поговорим о доме
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…»
Мой дом — моя крепость
«Что нам стоит дом построить...»
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Дом — это не только стены
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
«Своя рубашка ближе к телу»
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги
«Чудо в перьях»
1
2
3
4
5
Дом тянется к дому — получается город
Как «растёт» город
Как «живёт» город
«Сначала человек строит город, а потом...»
Будущее города — город будущего
11
12
13
14
15
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком
равновесии. 9 часов.
16
1
О том, что общего между тобой, механическими часами и
Солнечной системой
6 17
18
19
20
21
22
23
2
3
4
5
6
7
8
От кочки до оболочки
Под пологом леса
«Всяк кулик своё болото хвалит»
Для кого пуста пустыня?
О белых куропатках, полярных совах и маленьких
леммингах, удививших учёных
Кто живёт рядом с нами?
«И кормилица, и вдохновитель
ница»
Там, где ступала нога человека
9
24
Тема 4. В сетях жизни. 6 часов.
1
2
3
4
5
6
25
26
27
28
29
30
Тема 5. Общий дом — общие проблемы. 4 часа.
Соседи по планете
О нитях, сплетающихся в сети
Вместе безопаснее
«И вместе не тесно, и врозь — скучно»
«Информатика» для волка
Школа под открытым небом
1
2
3
31
32
33
Резерв. 1 час.
Наши общие проблемы
Что происходит с отходами, которые производят люди?
Будь достойным жителем Земли
часов
34
В том числе:
Практических работ
34
итого
По
програ
мме
выпол
нено
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
7 8 №
п/п
1
2
3
4
Тема раздела Колво часов
4 кл.
10
3 кл.
10
Дом, в
котором я
живу: человек
и окружающая
его среда.
5
5
О городах
и горожанах
человек в
городе.
9
9
6
6
О сложных
системах,
маленьком
гвозде и
хрупком
равновесии:
как устроены
экологические
системы
В сетях
жизни:
многообразие
экологических
связей.
Содержание программы
34 классы
«Дом, в котором я живу»
Универсальные учебные действия
какие
происходят изменения
формирование элементарных представлений об
экологии жилища;
формирование понятия о доме в его прямом и
переносном значении;
приводить примеры того, как человек защищается от
воздействия окружающей среды;
знать причины возникновения экологических
проблем, связанных с неэкономным потреблением
воды и электроэнергии;
знать что такое браконьерство;
составлять план простейшего исследования.
рассказывать о возникновении первых поселений;
называть
естественной (природной) среды в городе;
знать экологические проблемы города;
указывать, как город влияет на образ жизни
человека;
оформлять выполненные наблюдения в виде
сообщения, проекта.
формирование представление об экологии как
системы со множеством закономерных связей
элементов друг с другом, разнообразие систем,
биологические системы;
моделировать экосистемы;
знать, как человек влияет на природные
экосистемы;
называть положительные и отрицательные
примеры изменений в природе, вызванных
деятельностью человека.
знать простейшую классификацию экологических
связей;
иметь элементарные представления о пищевой
пирамиде;
иметь представления о способах общения
животных;
оформлять выполненные наблюдения в виде
сообщения, проекта.
9 4
4
5
Общий дом
общие
проблемы:
почему
возникают
и как
решаются
экологические
проблемы.
иметь представление о глобальных экологических
проблемах человечества и пути решения экологических
проблем;
иметь представление, что такое заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы;
знать охраняемые государством природные
территории своего родного края;
знать и применять правила разумного отношения к
окружающей среде;
составлять план исследования;
оформлять выполненные наблюдения в виде
сообщения, проекта.
10
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Рабочая программа по внеурочке : "Зеленый патруль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.