Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл
09.04.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Интеллектуальные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Содержание программы соответствует задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.Рабочая программа по внеурочной деятельности разрабатывается на весь курс (4 года обучения), мной представлен лишь один из этапов её реализации
РП инт игры1 .docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной  деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в  образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с  классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их  участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и  организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и  интересы, помочь им их реализовать. Рабочая программа к курсу «Интеллектуальные игры» составлена в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе  программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н. А. Криволаповой, И. Ю.  Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия О. А.  Холодовой «Юным умникам и умницам» (М.: РОСТ книга, 2013). Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  общеинтеллектуального направления. Отличительными особенностями данной рабочей программы являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных,  метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.              Общая характеристика программы по внеурочной деятельности Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к развитию интеллекта и неотъемлемой  частью всего воспитательного процесса в школе. Программа внеурочной деятельности по курсу «Интеллектуальные игры» включает в себя  знания,  установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление  физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по  формированию всестороннего развития обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному  развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования.        Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы интеллектуальных  игр. Задачи: 1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умений выделять главное, доказывать и  опровергать, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного  восприятия, воображения; 3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли,  давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в  коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и  деятельность одноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных  дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще­учебных умений и навыков, а не усвоение каких­то конкретных знаний и умений. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является  обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,  общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;   формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою  деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и  сверстниками в учебном процессе; духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими  моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.   Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно­оздоровительному  направлению «Уроки здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет  способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике. Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания  сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы,  естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.             Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в  создании условий для осуществления воспитания культуры здоровья младших школьников в процессе  внеурочной деятельности, как одной из основных базовых национальных ценностей.  Новизна данной программы состоит в отсутствии программ внеурочной деятельности, направленных на  оздоровление и здоровьесбережение школьников посредством освоения правил правильного питания.  Следует отметить, что реализация программы предполагает обновление форм и методов образовательной  деятельности младших школьников. Полученные знания в результате освоения программы необходимы в  повседневной жизни, являются интересными и полезными для обучающихся. В основе реализации данной программы внеурочной деятельности  лежит системно­деятельностный подход,  который предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­ воспитательных целей и путей их достижения, ориентацию на достижение цели и основного результата  образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира, обеспечение преемственности  начального общего и  основного общего  образования, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,  диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного  состава.           Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации к обучению  и всестороннему развитию у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,  коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов  образования:   личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно­смысловые установки выпускников  начальной школы, отражающие их индивидуально­личностные позиции, социальные  компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской  идентичности;   метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия  (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт  специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его  преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,  лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Интеллектуальные игры» является  формирование следующих умений:  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей  правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех  простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,  как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Интеллектуальные игры» ­  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила  поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые  правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса   в 1­м классе являются формирование следующих  универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий  . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности  товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в  оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на  основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);  находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков,  схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного  предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. ­ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; ­выделять существенные признаки предметов; ­сравнивать между собой предметы, явления; ­обобщать, делать несложные выводы; ­классифицировать явления, предметы; ­определять последовательность событий; ­судить о противоположных явлениях; ­давать определения тем или иным понятиям; ­определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; ­выявлять функциональные отношения между понятиями; ­выявлять закономерности и проводить аналогии.   Контроль и оценка планируемых результатов. Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач. При этом основными  выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие  пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие  фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование  навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и  дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.  Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти,  качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации  внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,  узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.  Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты  сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа,  синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе  развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов  чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие  рассказы­ описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Содержание программы. Цель: обеспечить возможность расширить свой кругозор и свои знания по общеобразовательным предметам, сделать процесс обучения доступным и занимательным, применяя знания и умения на практике, в согласии с законами природы, законами бытия.  сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по общеинтеллектуальному Задачи:  1 развитию; 2 3 4 способствовать расширению кругозора детей и их всестороннему развитию; воспитывать у обучающихся интерес к общеобразовательным предметам; помочь учащимся опираться на зону ближайшего развития, используя взаимосвязь предмета с практикой, с явлениями природы, с законами бытия, с событиями из жизни.                                                                     1 класс Наименование раздела Количество Раздел I             Звуки и буквы Раздел II Словообразование Раздел III Ребусы и кроссворды. Вопросы­шутки. Раздел IV Однозначные и многозначные слова Раздел IV Числовые лабиринты. Итоговое занятие. Игра «Что, где, когда?» ИТОГО Наименование раздела Раздел I Занимательный русский язык Раздел II Чудеса в математике. ИТОГО Наименование раздела Раздел I Разделы языкознания. Раздел II Ребусы и кроссворды. Вопросы­шутки. Раздел III Числовые лабиринты и занимательные задачи. Раздел IV Природа и человек. Игра « Букварь природы» ИТОГО 2 класс 3 класс 4 класс. Наименование раздела Раздел I Разделы языкознания. Раздел II Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Раздел III Природа и человек. Растительный мир. Животный мир. Экологические связи в природе.  ИТОГО часов 12  3  3 3 10 2 33 Количество часов 44 24 68 Количество часов 29 18 11 10 68 Количество часов 20 16 32 68 Особенности организации учебного процесса.            Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит  становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает  тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс  состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.  На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи,  вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому  у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных  ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом  этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль,  возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения  задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно:  повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал  усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить  снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и  старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут  почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут  решать успешно).    Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный  фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.       Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и  формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной,  насыщенной и менее утомляемой.     В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой  темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с  усложнением материала и решаемых задач.      Для проведения занятий  разработан учебно­методический комплект, состоящий из следующих учебных  пособий:  а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;  б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с  заданиями, помещенными в тетрадях.   В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие  познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического  развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие  тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие  познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической  литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и  возможностей детей 6­10 лет, часть — составлена автором пособия.    В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но  каждый раз акцент  делается на каком­то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: задания на развитие внимания; задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения; задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие  произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как  умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и  возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух — трехходовые задачи. Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти.  Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы,  облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и  слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается  основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического  характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего  конкретного, до какого­либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не  проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей,  выбираемых из множества данных;              ­ складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.      Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами,  расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы  (предмет изображен с помощью чисел).  Задания, развивающие мышление  Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в  рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном  опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического  освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать  различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями,  учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений  работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).  Модель занятия такова: «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1­2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС.  Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются  показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности:  увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных  интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. РАЗМИНКА (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому  вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны  на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают  ребенка к активной учебно­познавательной деятельности. тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти,  внимания, воображения, мышления (15минут)       Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых  качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически­поисковые и  творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к  занятию.   ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3­5 минут)   Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу  ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)  На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи  трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур,  предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и  формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и  штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение  начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, — это и способ развития речи, и овладение  выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Основные принципы распределения материала:  1) системность: задания располагаются в определенном порядке;  2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;  3)принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;  4) увеличение объема материала;  5) наращивание темпа выполнения заданий;  6) смена разных видов деятельности.         Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребенка  и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Планируемые результаты реализации программы. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются  воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются по  трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,  устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.),  первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими  учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного  опыта.  Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к  базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),  ценностного отношения к социальной реальности в целом.           Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников  между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в  такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами  дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно  положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как  стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного  общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо  существование гражданина и гражданского общества.        Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом  (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая  сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного  интереса,   сформированности целеполагания,   развития контроля, оценки)   В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.             Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О,  Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: ­прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального  выполнения; ­ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения  операций, входящих в состав действия; ­рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на  понимание принципов его построения; ­контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения  фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль   в формах ­тестирование; ­практические работы; ­творческие работы учащихся; ­ контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания —  незнания», своих  потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе  осуществления   деятельности.         Содержательный контроль и оценка результатов  учащихся предусматривает выявление  индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими  детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы,  создание портфолио. Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя  меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают  положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых  выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным  школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение  активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).          Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на  протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития  познавательных способностей детей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких­то конкретных знаний и умений. Программа данного курса представляет систему интеллектуально­развивающих занятий и игр для  учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года обучения. Режим проведения занятий: 1­й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц (33ч). 2­й год обучения 2 часа в неделю, 8 часа в месяц (68ч). 3­й год обучения 2 часа в неделю, 8 часа в месяц (68ч). 4­й год обучения 2 часа в неделю, 8 часа в месяц (68ч). Для обучающихся третьих классов занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 занятий за учебный год. № Наименование разделов и тем. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие.  Проверка уровня  подготовки детей. Из истории математики.  Как люди научились  считать. Интересные приёмы  устного счёта. Умение рассуждать, находить и различать геометрические фигуры,  предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер);  находить лишний предмет в группе однородных; распределять  внимание. Внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить  изучаемый материал; правильно строить предложения; использовать  в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки  предметов; узнавать предметы, явления по их признакам;  Владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений,  различать звуки речи; правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; повторить приёмы  устного счёта. Учимся отгадывать ребусы. Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая  Решение занимательных  задач в стихах Загадки­смекалки Путешествие в Город  Сказок Практикум «Подумай и  реши» Как зарождалась  геометрия. (Точка. Кривая  линия. Прямая линия.  Отрезок. Луч. Ломаная  закономерность, признаки предметов, задача, рифма. Знакомство с  изографами, с термином уникурсальные фигуры. Решение буквенно­ цифровых ребусов. Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть  последовательность простых действий. Находить и различать геометрические фигуры, предметы с  одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить  лишний предмет в группе однородных; распределять внимание. Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри.  Уметь отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных  признаков; закономерности в расположении фигур по значению двух  признаков, решать задачи. находить Умение рассуждать, находить и различать геометрические фигуры,  предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер);  находить лишний предмет в группе однородных; распределять  внимание. Скор рект иров анны е срок и прох ожд ения Пла новы е срок и прох ожд ения 02.09. 2014 03.09 09.09 10.09 16.09 17.09 23.09 24.09 30.09 14 Математика вокруг нас.  15 Решение логических задач 16 Математика вокруг нас.  17 Путешествие в сказку  «Колобок» линия. Многоугольник) Геометрические фигуры. 10 11 Математические фокусы. 12 Задачи в стихах 13 Ученые­математики Числа в загадках,  пословицах и поговорках   Находить и различать геометрические фигуры, предметы с  одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить  лишний предмет в группе однородных; распределять внимание.  Уметь отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных  признаков; закономерности в расположении фигур по значению двух  признаков, решать задачи. находить Находить и различать геометрические фигуры, предметы с  одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить  лишний предмет в группе однородных; распределять внимание. Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри. Внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить  изучаемый материал; правильно строить предложения; использовать  в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки  предметов; узнавать предметы, явления по их признакам. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. Уметь точно выполнять действия под диктовку, подобрать,  решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Находить и различать геометрические фигуры, предметы с  одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить  лишний предмет в группе однородных; распределять внимание Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы.   Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. Уметь точно выполнять действия под диктовку, подобрать,  решать задачи фразеологизмы решать и составлять ребусы, работать  с изографами, уникурсальными фигурами. Отработка понятий: метр, миллиметр, километр, дециметр, грамм,  килограмм, аршин, верста, пуд. Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. Уметь точно выполнять действия под диктовку, подобрать,  решать задачи, фразеологизмы решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить  изучаемый материал; правильно строить предложения; использовать  в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки  предметов; узнавать предметы, явления по их признакам. Отработка  понятий: числовая закономерность, загадки, закономерности,  ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы. Как зарождался календарь? Отработка понятий: календарь, дата, загадки, звуки, однокоренные  Кто где живет?  Математическая беседа,  работа с таблицей Старинные меры измерения – длина, масса Форма, размер, цвет. Узоры  и орнаменты Знакомьтесь: Пифагор! 18 19 20 21 22 23 Единицы измерения  времени. История часов Единицы измерения  времени. История часов 24 Подготовка к  интеллектуальному  слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные  звуки, многозначные слова, антонимы Повторение понятий: правый,  левый, вне, внутри. Отработка понятий: час, минута, секунда, год, век. Уметь  внимательно слушать учителя, в игровой форме воспроизвести  полученные новые знания. Отработка понятий: час, минута, секунда, год, век. Уметь  внимательно слушать учителя, в игровой форме воспроизвести  полученные новые знания. Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. 01.10 14.10 15.10 21.10 22.10 28.10 29.10 04.11 05.11 11.11 12.11 25.11 26.11 02.12 03.12 марафону 25 Интеллектуальный  26 27 28 марафон Звуки и буквы. Звуковой  анализ слов. Игра «Поле  чудес». Словообразовательный  анализ. Игра «Найди пару» «Спрятавшиеся» слова.  Игра «Блицвопрос» 29 Фразеологизмы.  Фразеологические термины.  Игра «Перевёртыши» 30 Многозначность  фразеологизмов.  31 32 33 Составление крылатых  выражений из отдельных  слов. Работа с пословицами.  Фразеологизмы­синонимы. Замена выражений  синонимами. 34 Интеллектуальный  марафон 35 Однозначные и  многозначные слова. Игра  «Кто больше?». 36 Подготовка к конкурсу  «Зимние интеллектуальные  игры» 37 Учимся делать логические  выводы. Игра «Веришь – не  веришь» 38 Анаграммы. Шарады.  Метаграммы.  39 40 Семейная игра «Кто хочет  стать миллионером» Ребусы. Занимательные  головоломки. 41 Подготовка к конкурсу  «Енот» Умение воспроизвести полученный материал в тестовой форме. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. Уметь точно выполнять действия под диктовку, подобрать,  решать задачи фразеологизмы.  Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. Уметь точно выполнять действия под диктовку, подобрать,  решать задачи фразеологизмы, умение решать и составлять ребусы,  работать с изографами, уникурсальными фигурами. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, решать и составлять ребусы, работать с изографами,  уникурсальными фигурами. Отработка понятий: загадки, звуки, синонимы, антонимы,  однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и  согласные звуки, многозначные слова, антонимы Умение воспроизвести полученный материал в тестовой форме.  Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. Уметь точно выполнять действия под диктовку, подобрать,  решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы. Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова.  Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы 09.12 10.12 16.12 17.12 23.12 24.12 30.12 31.12 13.01 14.01 20.01 21.01 27.01 28.01 03.02 04.02 10.02 42 43 44 45 46 Вопросы­шутки. Игра «Ума палата» Числовые лабиринты. Игра  «Что? Где? Когда?» Занимательные задачи со  сказочным сюжетом.  Задачи. Игра «Причуды  математики» Любопытные особенности  некоторых чисел и действий с ними.  47 Познавательная игра  «Интеллектуальный  дилижанс» 48 Задачи на нахождение  закономерностей. 49 Олимпиада по математике 50 Игры со спичками 51 52 Числовые головоломки.  Математические ребусы,  кроссворды Числовые головоломки.  Математические ребусы,  кроссворды 53 Природа и человек. Игра «Букварь природы» 54 Растительный мир. Игра «Алфавит» 55 Животный мир. 56 Лабиринт «В мире  животных» Совершенствование  воображения. Веселая  переменка. 57 Подготовка к конкурсу  «Золотое руно» 58 Конкурс «Золотое руно». Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, решать и составлять ребусы, работать с изографами,  уникурсальными фигурами. Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, решать и составлять ребусы, работать с изографами,  уникурсальными фигурами. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Отработка понятий: числовая закономерность, ребусы, гласные и  согласные звуки, многозначные слова, работать с изографами,  уникурсальными фигурами. Геометрическими фигурами. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Уметь различать представителей животного мира. Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки,  звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы,  гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова. 11.02 24.02 25.02 03.03 04.03 10.03 11.03 17.03 18.03 24.03 25.03 31.03 01.04 14.04 15.04 21.04 22.04 59 60 61 62 Экологические связи в  природе.  Игра «Ботанический поезд» Числовые головоломки.  Математические ребусы,  кроссворды Тренировка внимания.  Логические задачи на  развитие аналитических  способностей и  способностей рассуждать. Занимательные задачи со  сказочным сюжетом. 63 Подготовка к  интеллектуальному  марафону 64 Интеллектуальный  Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: числовая закономерность, загадки, звуки,  однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и  согласные звуки, многозначные слова, антонимы. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова.  Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы Умение воспроизвести полученный материал в тестовой форме. 65 66 марафон Развитие умения  сравнивать, находить  сходство и различие. Игра  «Найди лишнее». Классификация предметов. Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. Уметь различать представителей животного мира. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая  закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы,  закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные  слова, антонимы. 28.04 29.04 05.05 06.05 12.05 13.05 19.05 20.05 67 Игра «Экологическое лото» Отработка понятий: числовая закономерность, загадки, звуки,  26.05 68 Круглый стол «Подведем  итоги» однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и  согласные звуки, многозначные слова, антонимы. Обобщение изученного за год. Повторение основных понятий. 27.05 Календарно­тематическое планирование. Перечень учебно-методического и материально-технического  обеспечения       образовательного и воспитательного процесса.    Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Н. А.  Криволаповой, И. Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием  методического пособия О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам» (М.: РОСТ книга, 2013).             Список литературы: 1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от  действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. :  Просвещение, 2010. – 152 с. 2. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития  логического мышления / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2002. 3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. 4. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной  школе :  система заданий : в 2 ч. Ч. 1.  /  М. Ю. Демидова [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б.  Логиновой.– М. : Просвещение, 2010. – 215 с. 5. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев ; под ред. М.  К. Потапова. – М. : Наука, 1979. 6. Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины,  головоломки / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 1997. 7. Лавриненко, Т. А. Задания  развивающего  характера по математике : пособие для учителей  начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2003. 8. Перельман, Я. И. Занимательные задачи для маленьких / Я. И. Перельман. – М. : Омега,1994. – 256 с. 9. Родионова, Е. А. Олимпиада «Интеллект». 2 класс : сб. заданий для самостоятельной  подготовки / Е. А. Родионова [и др.]. – М. : Образование, 2002. 10. Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников : кн. для учителя : из  опыта работы  / В. Н. Русанов. – М. : Просвещение, 1990. 11. Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай : пособие для учащихся начальной школы / В. П.  Трутнев. – М. : Просвещение, 1980. 12. Узорова, О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1–2 классы : пособие  для четырехлетней начальной школы / О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2008.      13. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных  способностей (7–8 лет) : метод. пособие : 2 кл. / О. А. Холодова. – М. : РОСТкнига, 2013. – 276 с.  14. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения :  пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : Владос, 2000. Оборудование и кадровое обеспечение программы. Для осуществления образовательного процесса по Программе «» необходимы следующие  принадлежности:  учебный кабинет;  компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;  набор ЦОР по валеологии.  интерактивная доска.  проектор.  рабочее место учителя, оборудованное компьютером.  МФУ.  музыкальный центр.  электронные пособия. Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов, либо любой другой специалист,  обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием. «Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол № 3 от 29.08.2014 г. «Согласовано» Зам. Директора по ВР _______________ /Лаврова И.В. От ………………...2014 г

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Интеллектуальные игры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018