РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
23.04.2017
В программе курса правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте...)Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.Значение труда в жизни людей
Этика.Азбука добра 1абвг.docx
Муниципальное общеобразовательноеучреждение
«Средняя школа№2»
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 1
от «28» августа 2015г.
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора поУВР
_____________/Вайс О.И./
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ № 2
_____________/Бутов Ю.В./
«28» августа 2015г.
Приказ №
от «28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этика. Азбука добра.
(духовно – нравственное направление)
1а,б,в,г
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28»августа 2015 г. 2015 2016 учебный год
Раздел 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших
школьников духовнонравственного направления «Этика: азбука вежливости» И.С.Хомяковой,
В.И.Петровой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования,связана с программами«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы
духовнонравственной культуры народов России»
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается
на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в
социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и
поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи
добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении
деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы
предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе
изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно
нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме
факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизмалежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов
его реализации в учебновоспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие
нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной
отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Методы работы
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого
ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что
способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и
созданию общественного мнения;
развивающиенравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную
сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную
деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его
переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями
поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование
художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную
форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития
личностно значимого поведения.
Место предмета.
деятельности, рассчитан на 33часа в 1 классе.
«Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной
Ценностные ориентиры.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм,
который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их
необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и
не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие способности увидеть нравственную
ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение –
правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий,
правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство
с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов;
посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное
освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении
добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в
семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами
коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей
вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры,
работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда
детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности,
недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего
самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство,
соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных
ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого
поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит
место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым,
доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и
«пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать
другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию,
лексику), поведения в общественных местах.
Раздел 3. Тематический план программы
№ Наименование
Всего,
Количество часов
разделов/модулей,
тем
час
Аудиторны
е
Внеаудиторны
е
Характеристика
деятельности
обучающихся 1 Школьный этикет
7ч
4ч
3ч
Правила поведения во
время урока. Функция
школьного звонка.
Понятие « готовность к
уроку». Понятие «
перемена». Функция
перемен. Возможные игры
во время школьных
перемен.
Понятие « режим дня
школьника». Чем должен
заниматься ученик в школе
и дома. Знакомство с
правилами поведения в
школьной столовой, за
столом. Ролевая игра.
Понятия
«старательность»,
«прилежность».
Положительная оценка
данных качеств на
примерах из литературных
произведений. 2
Правила общения
11ч
9ч
2ч
Понятия
«доброжелательность»,
«вежливость». Отношение
человека к окружающим
его людям. Понятия
«мимика», «жесты»,
«поза». Отражение в
мимике, жестах, позах
человека его характера и
отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое
настроение». Содержание
понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы
дружбы. Тестирование «
мой друг». Знакомство с
правилами общения,
представления и
обращения. Разыгрывание
ситуаций. Проигрывание
ситуаций общения с
учителем. Знакомство с
историей имён,
появлением фамилий.
Обращение к
одноклассникам.
Изучение поступков
сказочных героев.
Умение вести диалог,
спор.. Знакомство с
правилами приветствия и
прощания. Моделирование
ситуаций. 3 О
трудолюби
и
6ч
6ч
4
Культура
внешнего вида
4ч
4ч
Понятие « учебный труд».
Труд ученика на уроке и
дома. Развивающие игры.
Понятие « трудолюбие».
Польза труда в жизни
человека. Элементы
культуры труда.
способы бережного
отношения к вещам,
созданным трудом других
людей.
Пути и способы
преодоления лени,
неумения трудиться.
Организация труда.
Обсуждение литературных
произведений Н. Носова.
Анализ действий главных
героев.
Культура внешнего вида
человека: чистота,
опрятность, аккуратность.
Как должен выглядеть
ученик.
Правила закаливания,
профилактика простудных
заболеваний.
Понятие « гигиена».
Правила личной гигиены. 5
Внешкольный
этикет
5ч
3ч
2ч
Общение с незнакомыми
людьми. Правила
поведения в городе.
Моделирование ситуаций.
Соблюдение правил
дорожного движения.
Сигналы светофора.
Понятие « общественный
транспорт». Проигрывание
ситуаций поведения в
транспорте.
Знакомство с правилами
поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации.
Усвоение стандартных
приёмов эстетических
форм общения.
Распределение ролей,
стихотворений,
разучивание песен.
Итого
33час
а
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с
другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и
заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие
школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений
между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной
литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений
обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого
поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет
решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные
нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое
добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно
посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно
следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие
поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение;
классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме
– о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для
определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек
зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с
учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого»
типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку
зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах,
парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым
учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном
пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. Раздел 5. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема
Содержание
Аудит. Внеаудит
.
Дата
Мы пришли на урок.
Правила поведения
на уроке
Зачем
перемены?
нужны
Правила поведения на
перемене
Мы – в школьной
столовой.
Правила
поведения в
столовой
Школьный этикет 7ч
Обсуждение предложенных
ситуаций.
Формулирование
правил поведения на уроке.
на
правил
Закрепление
поведения
уроке.
Разыгрывание сценок. Анализ
поведения героев сказок
Обсуждение поставленного
перед уроком вопроса.
Формулирование
правил
поведения на перемене.
Анализ поведения героев
художественных
произведений
Закрепление
правил
поведения на переменах.
Разыгрывание сценок.
Экскурсия в столовую.
Знакомство с работниками
столовой.
Формулирование
правил поведения в столовой.
Закрепление
правил
поведения в столовой.
Оказание
помощи по
наведению порядка в зале.
1
1
1
1
1
1 7. Как быть
прилежным и
старательным.
8
Зачем
«вежливые» слова
нужны
9
Доброжелательность
10
Мои
товарищи:
вежливое обращение к
сверстникам.
11 Общение по телефону
12
Мой учитель.
13 Общение со взрослыми
1
1
1
1
1
1
Понятия
«старательность»,
«прилежность».
Положительная оценка
данных качеств на
примерах из
литературных
произведений.
Правила общения 11ч
и обсуждение
Чтение
произведения «Волшебное
слово».
Просмотр
фрагментов из фильмов.
Ролевая игра
Конкурс добрых сюрпризов.
Разыгрывание сценок
Анализ
отрывков
прочитанных произведений.
Формулирование
правил
общения с товарищами
занятие.
Практическое
Формулирование
правил
общения по телефону.
Просмотр
отрывков
мультфильмов. Анализ
Конкурс
рисунков.
Формулирование
правил
общения с учителями,
взрослыми.
Разыгрывание
сценок
Чтение
и обсуждение
отрывков книг. Экскурсия в
библиотеку.
с
библиотекарем
Беседа
14
15
Добро и зло.
Проблемный вопрос: что можно
считать добром и злом.
Изучение поступков сказочных
героев.
Думай о других:
сочувствие – как его
выразить?
занятие.
Практическое
Разыгрывание
сценок.
Обсуждение поставленного
1
1
1 16 Эмоции.
Наши имена.
Моя семья.
перед уроком вопроса.
Просмотр
видеофильмов
обсуждение.
отрывков
и
их
Знакомство с историей имён,
появлением фамилий.
Обращение к одноклассникам.
Конкурс
Дидактическая игра.
рисунков.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
О трудолюбии 6ч
Чтение
отрывков детских книг
и обсуждение
Чтение
отрывков детских книг
и обсуждение
Конкурс рассказов.
Дидактическая игра.
Старательность
помощник в учебе
Старательность
помощник в учебе
Как мы трудимся: в
школе и дома.
Как мы трудимся: в
школе и дома.
Бережливость: каждой
вещи своё место
Наведение
дневнике, портфеле.
порядка
Бережливость: каждой
вещи своё место
Наведение
кабинете.
порядка
в
в
Культура внешнего вида 4ч
Основные
Мойдодыра.
правила
Основные
Мойдодыра.
правила
Учимся не болеть.
Подготовка и проведение
праздника «В гостях у
Мойдодыра»
Подготовка и проведение
праздника «В гостях у
Мойдодыра»
Правила закаливания,
профилактика простудных
заболеваний.
1
1
1 28 Каждой вещи свое
место.
Правила поведения на
улице.
Правила поведения в
транспорте.
Правила поведения в
гостях.
29
30
31
32
33
Просмотр отрывков
видеофильмов и их
обсуждение. Развивающие
игры.
1
Внешкольный этикет 5ч
Практическое занятие.
Формулирование правил
поведения на улице. Выход на
улицу.
Практическое занятие.
Формулирование правил
поведения в транспорте.
Выход на улицу.
Знакомство с правилами
поведения в гостях.
Разыгрывание.ситуации
1
1
1
1
1
«Спасибо»
«пожалуйста».
и
Игра в магазин. Общение с
продавцами и покупателями.
« Чтобы радость
людям дарить, надо
добрым и вежливым
быть»
Проведение и организация
итогового мероприятия.
Раздел 6. Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от «6» октября 2009 г. № 373)
2. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
3.Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
4. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
5.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как
субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)
Интернетресурсы
1. http://www.portalslovo.ru/ 2. http://www.bestreferat.ru/referat98091.html
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этика. Азбука добра.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.