Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Оценка 4.7
Документация +2
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
06.11.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" разработана для учащихся 1-4 классов. В программе содержится пояснительная записка с целями и задачами, подробное описание содержания курса на 4 года обучения и тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся для 3 класса. Прописаны планируемые результаты освоения курса "Ритмическая гимнастика".Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика"
рабоч прогр ритмика Макаренко с темат.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   внеурочной   деятельности  «Ритмическая  гимнастика» для 1­4 класса составлена в соответствии   с   требованиями   ФГОС   начального   образования   (2009г.),  утвержденная   Министерством   образования 06.03.2001г. на основе авторской программы   Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец". Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей­неволей становится заложником, быстро   развивающихся   технических   систем   (телевидения,   компьютеры,   сотовая   связь   и   т.д.)   –   всё   это   приводит   к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.  Актуальность  программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.  Ритмика   способствует   правильному   физическому   развитию   и   укреплению   детского   организма.   Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ­ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На   уроках   ритмики   постоянно   чередуются   нагрузка   и   отдых,   напряжение   и   расслабление.   К   увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют  общему  разностороннему  развитию  школьников, корректируют   эмоционально­волевую   зрелость.  У  детей  развивается  чувство   ритма,   музыкальный   слух  и  память.  На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия  ритмикой  положительно   влияют  на  умственное  развитие  детей:   ведь   каждое занятие  нужно  понять, осмыслить,  правильно   понять,  осмыслить,  правильно   выполнять  движения,  вовремя  включаться  в  деятельность,  надо осмыслить   соответствие   выбранных   движений   характеру   музыки.   Эти   занятия   создают   благоприятные   условия   для развития   творческого   воображения   школьников.   Бесспорно   также   их   воздействие   на   формирование   произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки   ритмики   оказывают   на   детей   организующее   и   дисциплинирующее   влияние,   помогают   снять   чрезмерную возбудимость и нервозность. Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную   деятельность   класса.   Постепенно   ученики   преодолевают   скованность,   у   них   возрастает   осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием   элементов   костюма   и   декорации.   Отработанные   сценические   музыкальные   постановки   удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают   детей   к   народной   культуре.   Все   народные   танцы   предназначены   для   совместного   исполнения   и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения. Цель программы – формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей  использовать ценности   физической   культуры   и   в   частности   средств   ритмической   гимнастики   для   укрепления   и   сохранения собственного здоровья,  организации  активного отдыха.   Задачи программы: освоение базовых  знаний и  общих представлений о физической культуре, их истории и современном развитии, значении   в   жизни     человека,   роли   в   укреплении   и   сохранении   здоровья,   физическом   развитии   и   физической подготовленности;  воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей основных   жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование   жизненно   важных   навыков   и   умений,   формирование   культуры   движения,   обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами различных видов фитнес­ аэробики;  обучение навыкам и умениям в физкультурно­оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному воспитанию, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. • • • • •                  Освоение   программного   материала   курса  «Ритмическая   гимнастика»  предполагает   реализацию педагогических принципов: • • • • •    • • • принципы   сознательности   и   активности  предусматривает   сознательность   в   отношении   занятий,   формирование интереса   в   овладении   танцевальными   движениями   и   осмысленного   отношения   к   ним,   воспитание   способности   к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.  принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.  принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. принцип   систематичности  предусматривает   непрерывность   процесса   формирования   танцевальных   навыков, чередование   работы   и   отдыха   для   поддержания   работоспособности   и   активности   учащихся,   определенную последовательность решения танцевально­творческих заданий.  принцип гуманности в воспитательной работе выражает:  безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;  глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;  создание   условий   для   максимального   раскрытия   индивидуальности   каждого   ребенка,   его   самореализации   и самоутверждения;  принцип   демократизма  основывается   на   признании   равных   прав   и  обязанностей   взрослых   и   ребенка,   на   создании эмоционально­комфортного климата в социальной среде.   принципа вариативности,  заложен в планировании учебного материала в соответствии возрастными особенностями учащихся, материально­технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал или помещение приспособленное для занятий фитнес – аэробикой, тренажерный зал, инвентарь, оборудование, стадион, спортивно – игровые площадки), региональными   климатическими   условиями   и   видом   учебного   учреждения   (городские,   малокомплектные   и   сельские школы);   принцип достаточности сообразности, определяющего распределение содержания учебного материала в конструкции основных   компонентов   двигательной   (физкультурно­оздоровительной   и   спортивно­оздоровительной)   деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся . Описание места курса «Ритмическая гимнастика» в учебном плане Программа курса  «Ритмическая гимнастика» предназначена  для организации внеурочной деятельности младших школьников   в   образовательных   учреждениях,   реализующих   общеобразовательные   программы   начального   общего образования. Программа  реализуется  в  1 – 4  классах из  расчета: 1 класс ­ 33 часа  в  год    (1  час  в  неделю); 2 класс – 34 часа  в  год   (1  час  в  неделю); 3 класс – 34  часа  в  год  (1  час  в  неделю); 4 класс – 34  часа  в  год  (1  час  в  неделю). Сроки  реализации   программы – 4  года. Общая характеристика курса. Курс  «Ритмическая гимнастика» предназначен   для организации внеурочной деятельности по спортивному направлению в 1­4 классах.   Содержанием работы на уроках  ритмики  является музыкально­ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения,  танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными   направлениями,   перестроения   с   образованием   кругов,   квадратов,   «звездочек»,   «каруселей»,   движения   к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.            Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами  развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения  под музыку дают возможность  воспринимать  и оценивать ее  характер  (веселая,   грустная),   развивают  спо­ собность переживать содержание музыкального образа.  Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на про­ странственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­ зованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Программа  по  ритмике  состоит из четырёх разделов: 1. Упражнения на ориентировку в пространстве 2. Ритмико­гимнастические упражнения 3. Игры под музыку 4. Танцевальные упражнения В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально­ритмической деятель­ ности. На каждом уроке осуществляется работа по всем  разделам  программы  в изложенной последовательности. Од­ нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное   содержание   второго   раздела   составляют   ритмико­гимнастические   упражнения,   способствующие выработке необходимых музыкально­двигательных навыков. В раздел ритмико­гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико­гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально­двига­ тельный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2   класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инс­ ценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха­Цокотуха». Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выра­ зительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего —с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.  Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).  Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­ терные особенности танцев разных национальностей. Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета На   занятиях   ритмикой   особое   внимание   уделяется   не   только   развитию   ритмической,   но   и   эмоционально­ действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка.   При решении  задач  физического  воспитания  необходимо  ориентироваться  на такие важные  компоненты,  как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими  упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.  Ценность природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.  Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру   и   самосовершенствованию,   важность   и необходимость   соблюдения   здорового   образа   жизни   в   единстве   его   составляющих:   физического,   психического   и социально­нравственного здоровья.  Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.  Ценность   истины  –   это   ценность   научного   познания   как   части   культуры   человечества,   разума,   понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность   семьи  как   первой   и   самой   значимой   для   развития   ребёнка   социальной   и   образовательной   среды, обеспечивающей   преемственность   культурных   традиций   народов   России   от   поколения   к   поколению   и   тем   самым жизнеспособность российского общества.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни,   состояния   нормального человеческого существования.  Ценность   свободы  как   свободы   выбора   человеком   своих   мыслей   и   поступков   образа   жизни,   но   свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.  Ценность   социальной   солидарности  как   признание   прав   и   свобод   человека,   обладание   чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.  Ценность патриотизма  – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность  человечества  –   осознание   человеком   себя   как   части   мирового   сообщества,   для   существования   и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур       Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Ритмика» 1 класс регулятивные Личностные результаты: сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально­положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико­танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально­ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно­творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты   способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  накопление  представлений о ритме, синхронном движении.  наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности   навык умения учиться:  решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация  информации с помощью учителя. Учащиеся должны уметь:  готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;  под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, неопускать голову, без познавательные лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;  ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;  ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая  круг и не сходя с его линии;  ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;  соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;  выполнять игровые и плясовые движения;  выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;  начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.   умение координировать свои усилия с усилиями других;  задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций. Знания и умения ­ знать позиции рук, ног, точки класса; ­ знать движения, выученные за год; ­ знать названия движений и танцев; ­ знать танцы, выученные за год; ­ уметь танцевать в заданном темпе. коммуникативные 2  класс Личностные результаты: сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты   Умение   детей   двигаться   в   соответствии   с   разнообразным   характером   музыки,   различать   и   точно   передавать   в Регулятивные движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  самовыражение ребенка в движении, танце.  Учащиеся должны уметь:  понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и познавательные движения;  организованно строиться (быстро, точно);  сохранять правильную дистанцию в колонне парами;  самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и му­ зыкальным сигналам;  соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; коммуникативные  правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».   учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);   формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов;  умение координировать свои усилия с усилиями других. Знания и умения ­ знать движения, выученные за год; ­ знать названия движений и танцев; ­ знать танцы, выученные за год; ­ уметь координировать движения; ­ уметь танцевать в заданном темпе. 3 класс Личностные результаты:   сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным   артистизмом,   ребенок   может   мобильно   управлять   своими   эмоциями,   преображаться,   что   способствует развитию души, духовной сущности человека. Метапредметные результаты   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  умение действовать по плану и планировать свою деятельность.  воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.    умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта  познавательные регулятивные характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;  рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;  соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;  самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;  передавать  в игровых и плясовых движениях  различные нюансы  музыки:  напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;  передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;  повторять любой ритм, заданный учителем;  задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).   учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и  коммуникативные ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  участие в музыкально­концертной жизни класса, школы, города и др.; Знания и умения ­ знать движения, выученные за год; ­ знать названия движений и танцев; ­ знать танцы, выученные за год; ­ знать танцевальные схемы; ­ уметь координировать движения; ­ уметь танцевать в заданном темпе 4 класс. Личностные результаты: знание моральных норм и сформированность морально­этических суждений; способность к оценке своих поступков и  действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.  Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса,  высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под  музыку; позитивная самооценка своих музыкально ­ творческих возможностей. Метапредметные результаты   преобразовывать практическую задачу в познавательную; регулятивные   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;   целеустремлённость и настойчивость в достижении цели  Учащиеся должны уметь:  правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального познавательные отрывка;  отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; коммуникативные  различать основные характерные движения некоторых народных танцев.   продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;  с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­ формацию как ориентир для построения действия;  умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально­творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Знания и умения ­ знать движения, выученные за год; ­ знать названия движений и танцев; ­ знать танцы, выученные за год; ­ знать танцевальные схемы; ­ уметь танцевать в заданном темпе. 1 класс УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Содержание курса Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. РИТМИКО­ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие   упражнения.  Наклоны,   выпрямление   и   повороты   головы,   круговые   движения   плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений.  Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение  на   расслабление   мышц.  Подняв  руки  в стороны  и  слегка  наклонившись   вперед,  по  сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация  отряхивания  воды  с пальцев);   подняв плечи как  можно  выше,  дать им свободно  опуститься  в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии   с   изменениями   в   музыке   (легкий,   танцевальный   бег   сменяется   стремительным,   спортивным;   легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных   подражательных   образах,   хорошо   знакомых   детям   (повадки   зверей,   птиц,   движение   транспорта,   дея­ тельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пе­ нием или речевым сопровождением. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Знакомство   с   танцевальными   движениями.   Бодрый,   спокойный,   топающий   шаг.   Бег   легкий,   на   полупальцах.   Под­ прыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Тематическое планирование с определением основных видов  деятельности обучающихся 1 класс (33 часа) сетка 2 класс  УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ        Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по од­ ному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. РИТМИКО­ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие упражнения.  Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сги­ бая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание   согнутых   в   колене   ног,   как   при   маршировке.   Сгибание   и   разгибание   ступни   в   положении   стоя   и   сидя. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений.  Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгиба­ нием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным под­ ниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхива­ ние кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол). ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами   (высокий,   средний,   низкий).   Упражнения   на   самостоятельное   различение   темповых,   динамических   и   ме­ лодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально­двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пру­ жинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Тематическое планирование с определением основных видов  деятельности обучающихся 2 класс  (34ч) № П/П Тематическое     планирование Кол­во часов Характеристика деятельности учащихся 3 класс  УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах. РИТМИКО­ГИМНАСТИЧЕСККЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие   упражнения.  Наклоны,   повороты   и   круговые   движения   головы.   Движения   рук   в   разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны сдвижениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флаж­ ками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. Упражнения   на   расслабление   мышц.  Выпрямление   рук   в   суставах   и   напряжение   всех   мышц   от   плеча   до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп.  Элементы русской пляски:  приставные шаги с приседанием,  полуприседание  с выставлением ноги на пятку,  присядка  и полуприсядка  на месте и с продвижением.  Движения  парами:  боковой галоп,  поскоки.  Основные движения народных танцев. Тематическое планирование с определением основных видов  деятельности обучающихся 3 класс  (34ч) № П/П 1 2­3 3­5 6­7 8  9 10 11­13 14­15 16 17­18 19 20 21­22 Тематическое     планирование Вводное занятие.  Беседа о технике  безопасности на занятии при  выполнении упражнений,  разучивании танцев. Разминка.  Понятие о рабочей и  опорной ноге Общеразвивающие упражнения.  Базовые шаги аэробики Упражнения на формирование  осанки, совершенствование  равновесия и ориентации в  пространстве. Ритмико­гимнастические  упражнения.  Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками,  животом. Танец «Вару­Вару» Основные  танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина Упражнения на развитие гибкости. Прыжки высокой амплитуды. Разминка. Повороты и наклоны  корпуса. Упражнения на развитие  координации движений. Танец «Сударушка» Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве. Ритмические упражнения в различных комбинациях. Кол­во часов Характеристика деятельности учащихся 1 2 3 2 1 1 1 3 2 1 2 1 1 2 Знать правила поведения на занятиях ритмической гимнастикой.  Понимать важность  соблюдения гигиены во время и после занятий. Соблюдать правила техники безопасности во время самостоятельных занятий  физическими упражнениями. Моделировать технику базовых способов передвижения. Закрепляются знания и навыки.  Составлять  комплекс   упражнений   для   развития   быстроты   и  выполнять  их   во   время самостоятельных занятий. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Выявлять  типичные  ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) своих  сверстников, уметь анализировать  и исправлять их. Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения,  составлять  и выполнять комплекс упражнений по коррекции и нарушений осанки.  Выполнять упражнения на совершенствование равновесия и ориентации в пространстве Уметь выполнять сложнокоординационные движения.   Применять полученные знания на практике. Выучить основные позиции. Концентрация внимания. Самоконтроль.  Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании  и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений. Уметь выполнять шаг­приставка по одному, в парах; Осваивать технику выполнения  танцевальных движений , соблюдать технику безопасности. Составлять  комплекс   упражнений   для   развития   гибкости     и  выполнять  их   во   время самостоятельных занятий. Осваивать технику выполнения прыжков высокой амплитуды, соблюдать технику  безопасности Уметь выполнять сложнокоординационные движения.   Применять полученные знания на практике. Концентрация внимания. Самоконтроль Составлять  комплекс упражнений для развития координации и  выполнять  их во время самостоятельных занятий. Осваивать технику выполнения танцевальных движений , соблюдать технику  безопасности. Уметь выполнять сложнокоординационные движения.   Применять полученные знания на практике. Концентрация внимания. Самоконтроль Выявлять  типичные  ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) своих  сверстников, уметь анализировать  и исправлять их. 23­24 25­26 27 28­29 30 31 32 33 34 Упражнения на координацию  движений. Упражнения для увеличения  амплитуды и гибкости Танец «Самба». Разучивание  танцевальных шагов. Я – герой сказки. Любимый  персонаж сказки (имитация под  музыку).  Разминка. Приставные шаги.   Общеразвивающие упражнения. Упражнения на развитие скоростно­ силовых качеств Индивидуальное творчество. Урок­смотр знаний 2 2 1 2 1 1 1 1 1 Выполнять комплекс упражнений для развития координации и совершенствовать  их во  время самостоятельных занятий. Составлять комплекс упражнений для увеличения амплитуды и гибкости,  выполнять  их  во   время  самостоятельных   занятий.  Выявлять    типичные     ошибки  при выполнении упражнений, уметь анализировать  и исправлять их. Передавать в движении динамическое нарастание в музыке, сильной доли такта. Выполнять упражнения с передачей  игровых образов при инсценировке песен.  Передавать в движениях развернутый сюжет  музыкального рассказа. Смена ролей в  импровизации. Уделить особое внимание на артистичность выполнение упражнений Закрепляются знания и навыки. Составлять комплекс упражнений для развития быстроты, координации и выполнять их  во время самостоятельных занятий. Отбирать основные средства для коррекции осанки и телосложения, составлять  и  выполнять комплекс упражнений по коррекции и нарушений осанки. Выполнять  упражнения на совершенствование равновесия и ориентации в пространстве Составлять  комплекс упражнений на развитие скоростно­силовых качеств и  выполнять их во время самостоятельных занятий. Самостоятельно составлять комплексы из изученных упражнений, подбирать дозировку  в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния, осваивать их. Выполнять нормативы по физической подготовленности Выполнять тестовые упражнения для определения физического развития и физической  подготовленности. Анализировать показатели. 4 класс УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из не­ скольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции   во   всех   видах   построений   с   использованием   лент,   обручей,   скакалок.   Упражнения   с   предметами,   более сложные, чем в предыдущих классах. РИТМИКО­ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие упражнения.  Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускоре­ нием,  с  резким  изменением  темпа движений.  Плавные,   резкие,   быстрые,  медленные  движения  кистей рук.  Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за   голову,   на   поясе.   Всевозможные   сочетания   движений   ног:   выставление   ног   вперед,   назад,   в   стороны,   сгибание   в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки   над   головой,   на   груди,   перед   собой,   справа,   слева,   на   голени.   Самостоятельное   составление   несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной голо­ вой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений   в   музыке.   Самостоятельная   смена   движения   в   соответствии   со   сменой   частей,   музыкальных   фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвиже­ нием назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев. Планируемые  результаты освоения   курса "Ритмическая гимнастика" Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах   учащихся,   которые   они   должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно: ­ формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  ­ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ­ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­ формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;  ­овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ­формирование   этических   чувств   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей; ­   формирование   умения   использовать   знания   об   индивидуальных   особенностях   физического   развития   и   физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; ­владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; ­ проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; ­ проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; ­ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;   формирование   умения   понимать   причины   успеха   или   неуспеха   учебной   деятельности   и   способности   конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение   осуществлять   информационную,   познавательную   и   практическую   деятельность   с   использованием   различных средств информации и коммуникации;         формирование   понимания   красоты   телосложения   и   осанки   человека   в   соответствии   с   культурными   образцами   и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья; Предметные результаты   отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:  формирование   знаний   о   роли   ритмической   гимнастики   для   укрепления   здоровья   (физического,   социального   и психического),   о   положительном   влиянии   физических   занятий   на   развитие   человека   (физическое,   интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение   умениями   организовывать   здоровьеформирующую   и   здоровьесберегающую   жизнедеятельность   (режим   дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, спортивные игры и т. Д.);        формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными  мониторинга  здоровья  (длины  и массы  тела и др.),  показателями  основных  физических  качеств  (быстроты, координации, гибкости, выносливости); обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств ритмической гимнастики; изложение   фактов   истории   развития   ритмической   гимнастики,   Олимпийских   игр   современности,     влияние   аэробных занятий  на организм  человека; развитие основных физических качеств; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; организация и проведение со сверстниками спортивных игр, эстафет; смотров – конкурсов по видам фитнес­аэробики, спортивно­оздоровительных мероприятий и соревнований; подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных элементов классической аэробики, танцевальной­аэробики, функционального тренинга; осуществление объективного судейства программ своих сверстников; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; выполнение комплексов на 8­16­32 счета из различных видов фитнес­аэробики с предметами и   без, с   музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения; умение находить отличительные особенности в техническом  выполнении упражнений разными обучающимися; выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.       Учебно­методическое обеспечение 1.   Программа для обучающихся 1­4 классов "Ритмика и танец", утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.  автор Беляева В. Н. 2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т.II Частные методики. – М.: Федерация  аэробики России, 2002. – 216 с. 3.  Аэробика: теория и методика проведения занятий/Учебное пособие для ВУЗов физической  культуры. –Спорт Академ  Пресс.­М., 2002  4. Лисицкая Т.С. Базовые виды аэробики (классическая аэробика, степ­аэробика, силовые виды групповых упражнений,  фитнес­гимнастика) : прогр. курса по выбору для  специальности 032101.65 : рек. Умо по образованию в обл. физ.  культуры и спорта : утв. эксперт. учеб.­метод. советом РГУФКСиТ / сост. Лисицкая Т.С. [и др.] ; Рос. гос. ун­т физ.  культуры, спорта и туризма. – М., 2009. – 12 с.: табл. – Библиогр.: с. 12 (6 назв.). –  12.24 5.  Бегун. И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по   составлению  годового и тематического планирования. Центр «Школьная  книга» М.2007. стр. 6. Вербина О.Ю. Фитнес и здоровье. Чебоксары:Чуваш.гос.пед.унив­т, 2010 7. Вербина О.Ю. Фитнес­аэробика. Чебоксары:Чуваш.гос.пед.унив­т, 2010 Материально­техническое обеспечение ­  актовый зал; ­ магнитофон; ­ компьютер, оснащенный звуковыми колонками; ­ фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке ­ детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); ­ наглядные демонстрационные пособия; ­ коврики для выполнения упражнений; ­ мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Ритмическая гимнастика" для учащихся 1-4 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017