Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
4 кл
25.02.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
С учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования проводится внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления "Занимательная математика". Младшие школьники на этих занятиях знакомятся со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
занимательная математика.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Милютинская средняя общеобразовательная школа Ростовская область, Милютинский район, ст. Милютинская                                                                                                                           «Утверждаю»                                                                                                            Приказ от 29.08. 2017 г № 106                                                                                                          ____________  Н.Н. Ходышева  Директор МБОУ Милютинской СОШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» по внеурочной деятельности  4 « б » класс Количество часов   34 часа Учитель: З.В. Гончарова Рабочая   программа   курса   «Учимся   решать   задачи»   разработана   с   учётом   основных   направлений   модернизации   общего   образования, требований Федерального   компонента   государственного   стандарта   начального   образования, и   ориентирована   на   формирование   базовых универсальных   компетентностей,   обеспечивающих   готовность   обучающихся   использовать   свои   знания   и   умения   для   самообразования   и решения практических жизненных задач.  Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» является формирование следующих умений: ­ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ­ учебно­познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; ­ готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;   ­ способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью; ­ способность к организации самостоятельной учебной деятельности. У ученика могут быть сформированы: ­ внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов; ­ устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач ­ адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; ­ планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;   ­ различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок; ­ выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;   ­ адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •   осуществлять   констатирующий   и   предвосхищающий   контроль   по   результату   и   по   способу   действия,   актуальный   контроль   на   уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в   исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно­познавательных задач; – использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно­следственные связи; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть общим приёмом решения задач; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму. Все выпускники получат возможность научиться: – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно­познавательных книгах и др.); – создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их; – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик  научится: ­   участвовать   в   диалоге,   в   общей   беседе,   выполняя   принятые   правила   речевого   поведения   (не   перебивать,   выслушивать   собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); ­ выражать в речи свои мысли и действия; ­ строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; ­ задавать вопросы; ­ осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; ­ строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения. ­ использовать речь для регуляции своего действия. Ученик  получит возможность научиться: ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; ­ аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; ­ начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; ­ оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; ­ инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; ­ применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:  – анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять  количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; – решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–4 действия); – оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;  – решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли; – решать задачи в 3–4 действия; – находить разные способы решения задач; – совершенствовать умения решения задач на нахождение площади, периметра прямоугольника; на увеличение\уменьшение единиц в  несколько раз; на разностное сравнение; на нахождение цены, количества, стоимости; ­ умение записывать условие задачи в виде таблицы; ­ умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. ­ представлять условие задачи в виде рисунка, модели, схемы, таблицы, математической записи; ­ умение сопоставлять схему с условием задачи, выражением;  ­ выбирать наиболее удобный способ для записи условия и обосновывать его; ­ осуществлять переход от одной формы представления к другой; ­ по условию подбирать, составлять вопросы; ­ составлять задачи по определённой теме; ­ разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть; ­ составлять задания по решённой задаче. Содержание курса Числа. Арифметические действия. Величины Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не ­ достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи Единица  длины километр. Составление карты путешествия:  на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».  Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:  найти цифровое значение букв в условной записи  Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы. Занимательное моделирование Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,  октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом  условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?  (Работа с набором «Танграм».) Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.       Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины,  соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры­путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи  на основе статистических данных по станице, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Календарно ­ тематическое планирование с определением основных видов  внеурочной деятельности №  п/п Разделы программы и темы  учебных занятий  Кол­во  часов Характеристика деятельности  Дата 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 10­ 11  12 13 14 Интеллектуальная разминка Числа­великаны Мир занимательных задач Кто что увидит? Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Как велик миллион? Что такое гугол? Задачи   со   многими   возможными   решениями.   Задачи   с   не ­ достающими   данными,   с   избыточным   составом   условия.   Задачи   на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Занимательные задания с римскими цифрами. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). Задачи   в   стихах   повышенной   сложности:   «Начнём   с   хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание  нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы. Единица   длины   километр.   Составление   карты   путешествия:   на определённом   транспорте   по   выбранному   маршруту.   Определяем расстояния между городами и сёлами. Работа   в   «центрах»   деятельности:   конструкторы, математические   игры   (работа   на   компьютере), головоломки, занимательные задачи. «Открой»   способ   быстрого   поиска   суммы.   Как   сложить   несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.   электронные   математические 15­ 16 17­ 18 19 20 Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!»  21 Решай, отгадывай, считай В царстве смекалки Числовые головоломки Мир занимательных задач 22­ 23 24 25­ 26 27  Математические фокусы Интеллектуальная разминка 28­ 29 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 Объёмные   фигуры:   цилиндр,   конус,   пирамида,   шар,   куб.   Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки.  Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма   треугольная,   куб,   конус,   четырёхугольная   пирамида,   октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Составление   сборника   числового   материала,   взятого   из   жизни   (газеты, детские журналы), для составления задач. Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.  Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и  задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по  проверке готовых решений, в том числе неверных. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5,  соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100.Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Задачи   со   многими   возможными   решениями.   Запись   решения   в   виде таблицы.   Задачи   с   недостающими   данными,   с   избыточным   составом условия.   Задачи   на   доказательство:   найти   цифровое   значение   букв в условной записи. Отгадывание   задуманных   чисел:  «Отгадай   задуманное   число»,  «Отгадай число и месяц рождения» и др. Работа   в   «центрах»   деятельности:   конструкторы, математические   игры   (работа   на   компьютере), головоломки, занимательные задачи.   электронные   математические 30 31 32 Блиц­турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас 33   Математический лабиринт 34 Математический праздник. 1 1 1 1 1 Решение   логических,   нестандартных   задач.   Решение   задач,   имеющих несколько решений. Математика   в   спорте.   Создание сборника   числового   материала   для составления задач. Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая   пара   быстрее   составит   (и   зарисует)   геометрическую   фигуру? (Работа с набором «Танграм».) Интеллектуальный   марафон.   Подготовка   к   международному   конкурсу «Кенгуру». Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Список литературы: Плакат «таблица умножения»  Таблицы для начальной школы. Математика:. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,  С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /,  2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. ­ М„ 2006. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Милютинской СОШ СОГЛАСОВАНО Заместитель  директора  по ВР ____________________

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018