Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология
4 кл
03.11.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" разработана для обучающихся 4 класса. Программа направлена на развитие у обучающихся творческих способностей, фантазии. В курсе "Очумелые ручки" используется работа с разными материалами: бумага, нитки, фольга. Курс включает в себя разнообразные формы работы: оригами, вязание крючком, моделирование из фольги, поделки на основе объёмных нитяных коконов, изонить, объёмные и плоскостные аппликации, квиллинг.
РП Очумелые ручки.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» составлена в
соответствии с федеральными компонентами государственного стандарта, учебного плана
МБОУСОШ с. АдоТымово на основе программы внеурочной деятельности
«Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Актуальность программы: В процессе разработки программы главным ориентиром стала
цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и
социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию
истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов,
уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества,
поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными
предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не
только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают
интеллектуальнотворческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических
приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного
творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности,
создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовнонравственное
воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия
для воспитания: патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и
традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об
эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически
чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовнонравственного воспитания, задачами
привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков
программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
развитие коммуникативной компетентности;
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Системнодеятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают
активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника
реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в
принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые
материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Цели настоящей программы
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его
социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире
профессий; потребности в творческом труде;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний о продуктах,
средствах и предметах труда, общетрудовых и основных специальных трудовых
умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно
значимые материальные продукты;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности:
определение целей и задач деятельности; планирование, и организация их
практической реализации; объективная оценка процесса и результатов
деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными
инструментами и материалами;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности,
уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и
причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления,
глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи курса «Очумелые ручки»:
• формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и
• помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми,
активными созидателями «семейной жизни».
взаимопомощи.
• формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное
коллективно распределенную деятельность.
• формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия,
выстраиваемую на основе проблем и противоречий.
Принципы организации занятий курса «Очумелые ручки»:
1. Взаимоотношения педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и
поддержке, носят личностноорентированный характер.
2. Содержания занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий,
обеспечивается их практическая направленность.
3. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и
психологического возраста ребенка.
4. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной
теме, то есть разнообразием содержания при общей цели. 5. Занятия направлены на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы
«семьи».
6. Каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и
обеспечивает успешную деятельность всех детей.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.
Аппликация и моделирование.
Аппликация из деталей оригами.
Поделки из гофрированной бумаги и фольги.
Модульное оригами.
Работа с текстильными материалами.
Вязание крючком.
Отличительные особенности программы:
Данный факультатив является компонентом учебного плана внеурочной
деятельности, рассчитан на 102 часа.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в год: 102 часов.
Количество часов в неделю: 3 часа.
Ведущие формы, методы, технологии обучения
Формы обучения:
просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций;
беседа;
игры;
работа с художественной литературой.
Методы обучения:
практические;
объяснительноиллюстративный;
рассказ;
беседа;
работа с книгой;
метод проектов;
упражнение;
познавательная игра.
Технологии обучения:
личностное ориентирование;
ИКТтехнологии;
индивидуальное дифференцированное;
системнодеятельностный подход.
Формы контроля и учёта достижений обучающихся
Творческие работы
Конкурсы
Выставки
Условия реализации программы
Психологические условия реализации программы: реализация программы
предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование
способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать
личную позицию творца.
Педагог ориентирует обучающегося на высокое качество, помогает определиться с
выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает
для него мир в творчество.
Обоснование выбора учебнометодического комплекта
Данный УМК:
1. Программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
2. Волынкина Л.В. Энциклопедия вязания крючком. М.: «Мода и рукоделие», 2002.
3. Еременко Т.И. Кружок вязания Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии
для девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005
4. Керимова, Т. Волшебная цепочка. М., 1984.
5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. М.: Издво Эксмо.2004.
6. Ракова С.А. Вязание крючком. Ярославль «Академия развития», 2002.
7. Сборник материалов по итогам районного проблемно тематического семинара
«дополнительное образование детей: опыт, проблемы и перспективы развития».
8. Технология: Поурочные планы по разделу «Вязание»./ Авторсоставитель
Гурбина Е. А. – Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
10. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
11. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
12. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
13. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумагиЯрославль: Академия развития, 2006.
14. Л.Н. Коротовских, Л.К Месеренко, Л.А.Москвина. Уральские промыслы.
«Взгляд» Челябинск 2003г. №
Тематический план
Темы занятий
Колво часов
Аппликация и моделирование
Инструктаж по технике безопасности. Оригами.
Оригами.
Рельефная бумага.
1
1.1 – 1.2
1.3 – 1.6
1.7 – 1.9
1.10 – 1.14 Аппликации в технике квиллинг.
2
2.1
2.2
2.3 – 2.6
2.7 – 2.11
3
3.1 – 3.4
4
4.1 – 4.6
Вязание крючком
Правила охраны труда и безопасности на занятиях
(повторение).
Прихватки для посуды, они же подставки под горячее.
Вязание прихватки «Ягодка».
Карандашницыживотные. Вязание карандашниц «Тигрёнок»,
«Собачка», «Медвежонок».
Моделирование из фольги
Моделирование цветов и фигурок животных.
Вязание крючком
Курочканаседка заварила чай (набор: подставка под чайник и
грелка на чайник).
Игольница «Божья коровка».
Шкатулки под мелочи.
4.7 – 4.9
4.10
4.11 – 4.16 Изготовление шкатулки «Бабочка».
4.17 – 4.21 Изготовление шкатулки «Улей».
5
5.1 – 5.6
5.7 5.8
5.9 – 5.14
5.15 – 5.18
5.19 – 5.24 Аппликации в технике изонить.
6
6.1 – 6.10
Объёмные и плоскостные аппликации
Многослойные аппликации.
Элементы квиллинга.
Аппликации в технике квиллинг.
Техника изонить. Заполнение круга, угла.
Поделки на основе нитяного кокона
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных
поделок.
Изготовление вязаных игрушек
7
14
2
4
3
5
11
1
1
4
5
4
4
21
6
3
1
6
5
24
6
2
6
4
6
10
10
17 7.17.2
Использование вязки геометрических фигур в изготовлении
игрушек.
Вязаные фрукты и овощи.
7.3 – 7.9
7.10 – 7.17 Игрушкиживотные.
9
Итоговое занятие.
Выставка детских работ.
9.1
2
7
8
1
1
Итого
102 ч.
Содержание учебного материала
№ Наименование
разделов, тем
Тема урока
1 Раздел 1.
Аппликация и
моделирование.
14 ч.
12. Инструктаж по технике
безопасности. Оригами.
36. Оригами.
79. Рельефная бумага.
1014. Аппликации в технике
квиллинг.
2 Раздел 2.
Вязание
крючком. 11 ч.
15. Правила охраны труда и
безопасности на занятиях
(повторение).
тео
рия
1
прак
тика
1
4
3
5
1
Наименование
практической
деятельности
познакомить с
правилами
поведения на
курсе
внеурочной
деятельности
сравнивать
различные
виды
конструкций и
способы их
сборки;
моделировать
несложные
изделия
с разными
конструктивны
ми
особенностями
повторение
инструктажа
по технике
безопасности 3 Раздел 3.
Моделирование
из фольги. 4 ч.
4 Раздел 4.
Вязание
крючком. 21 ч.
5 Раздел 5.
Объёмные и
плоскостные
аппликации. 24
ч.
16. Прихватки для посуды, они же
подставки под горячее.
1720. Вязание прихватки
«Ягодка».
2125. Карандашницыживотные.
Вязание карандашниц «Тигрёнок»,
«Собачка», «Медвежонок».
2629. Моделирование цветов и
фигурок животных.
3035. Курочканаседка заварила
чай (набор: подставка под чайник
и грелка на чайник).
3638. Игольница «Божья
коровка».
39. Шкатулки под мелочи.
4045. Изготовление шкатулки
«Бабочка».
4650. Изготовление шкатулки
«Улей».
5156. Многослойные аппликации
5758. Элементы квиллинга.
5964. Аппликации в технике
квиллинг.
6568. Техника изонить.
Заполнение круга, угла.
6974. Аппликации в технике
изонить.
6 Раздел 6.
Поделки на
основе нитяного
кокона. 10 ч.
7584. Изготовление нитяных
коконов. Оформление объёмных
поделок.
на занятиях по
вязанию
крючком
вязание
прихваток для
посуды
вязание
прихватки
вязание
карандашниц
моделирование
цветов и
фигурок
животных из
фольги
вязание набора
вязание
игольницы
вязание
шкатулки
вязание
шкатулки
вязание
шкатулки
изготовление
многослойных
аппликаций
изготовление
элементов
квиллинга
изготовление
аппликаций в
технике
квиллинг
знакомство с
техникой
изонить
изготовление
аппликаций в
технике
изонить
изготовление
нитяных
коконов,
оформление
объёмных
1
1
1
4
5
4
6
3
1
6
5
6
2
6
3
6
9 Раздел 7.
Изготовление
вязаных
игрушек. 17 ч.
Раздел 8.
Итоговое
занятие.
7
8
8586. Использование вязки
геометрических фигур в
изготовлении игрушек.
8793. Вязаные фрукты и овощи.
94101. Игрушкиживотные.
102 Выставка детских работ.
1
поделок
вязание
геометрически
х фигур
вязание
фруктов и
овощей
вязание
игрушек
выставка работ
1
7
8
1
Итого: 102 часа
5
97
Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности,
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественнотворческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны иметь представление:
– о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов;
– об одинаковых свойствах разных материалов;
– о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;
Овладеть общеучебными умениями:
– анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью
определения существенных для выполнения работы характеристик; – решать творческие задачи по заданным условиям;
– самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;
– контролировать свою деятельность на всех этапах работы;
– сотрудничать при выполнении коллективных работ;
Должны знать и понимать:
– термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
– свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику,
оригами;
– названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними;
– разные приемы разметки деталей из бумаги;
– приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей;
– способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;
различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;
Должны уметь:
– лепить разными способами;
– вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;
– складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;
– плести пряди из различных материалов;
– выполнять швы по прямой линии;
– экономно размечать детали на бумаге;
– соединять детали разными способами;
– самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение
образца;
– самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;
– самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения
действий в работе по образцу;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Ожидаемые результаты
Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала,
то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Формой подведения итогов считать: Выставка работ учащихся.
Список литературы
1. Программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
2. Волынкина Л.В. Энциклопедия вязания крючком. М.: «Мода и рукоделие», 2002.
3. Еременко Т.И. Кружок вязания Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для
девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005
4. Керимова, Т. Волшебная цепочка. М., 1984.
5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. М.: Издво Эксмо.2004. 6. Ракова С.А. Вязание крючком. Ярославль «Академия развития», 2002.
7. Сборник материалов по итогам районного проблемно тематического семинара
«дополнительное образование детей: опыт, проблемы и перспективы развития».
8. Технология: Поурочные планы по разделу «Вязание»./ Авторсоставитель Гурбина Е. А.
– Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
10. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
11. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
12.
Издательство «Учебная литература», 2004.
13. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумагиЯрославль: Академия развития, 2006.
14. Л.Н. Коротовских, Л.К Месеренко, Л.А.Москвина. Уральские промыслы. «Взгляд»
Челябинск 2003г.
Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Т.Н. Проснякова
Интернетресурсы:
1. www.uzelok.ru› Вязание крючком
2. http://darievna.ru рукодельный Рунет
3. edu.ru › modules.php каталог образовательных Интернетресурсов
4. http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал
5. http://ru.pdfdocument.com/ebook/ Схемы+Вязания+Крючком
6. http://blog.kp.ru/users/3993024/rubric/1758914/ аудио и видео. Вязание крючком .
7. www.sangela.de/wjasanie/wjasanie1.html Основы вязания крючком
8. http://crochetstory.ru – Вязаная история начинается ...
Материальнотехническое обеспечение
1. Помещение для занятий должно быть достаточно светлым и хорошо
проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. 2. Рабочее место обучающегося–ученические столы с легко моющимся покрытием,
должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга.
3. Стол для учителя
4. Инструменты:
•крючки (от 1.5 до 8 мм);
•ножницы;
•сантиметровая лента;
•булавки;
•швейные иглы;
•штопальная игла.
5.Основные материалы:
*пряжа и нитки разной толщины и цветов;
*фурнитура;
*калька;
*миллиметровая бумага;
*фольга;
*бумага.
6. Оснащение шкаф для материалов, инструментов и методических
пособий, образцов изделий, выставочный стенд работ кружковцев.
7. Технические средства мультимедийный проектор, экран, компьютер.
8. Наглядноиллюстративные и дидактические материалы: схемы, фотографии,
технологические карты, инструкционные карты, раздаточный материал, мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства, диски, журналы, проектные работы
учащихся, таблицы по технике безопасности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.