Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивному направлению "Здорово быть здоровым"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 17.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 4 класса «Здорово быть здоровым» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Общий объём составляет 35 часов в год. Продолжительность занятий 45 минут. Адресована учителям начальных классов.
Иконка файла материала Здорово быть здоровым.doc

I.Пояснительная записка

 

         Рабочая программа  внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному   направлению   «Здорово быть здоровым» для     4 б  класса составлена  на основе     следующих   

          нормативно-правовых и инструктивно- методических документов:

·      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

·      Закон Республики Башкортостан от 1.07.2013г.№696-3 «Об образовании в РБ», Закона РБ от 15.02.1999г.№216-3 «О языках народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014года).

·      Приказ Минобрнауки России от  06.10.2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012г. №1060, 29 декабря 2014 г. №1643, 18 мая 2015г. №507).

·      Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования, одобренная решением  федерального  учебно- методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015г №1/15).

·      Письмо Минобрнауки  Росии от 12.05.2011 №03-296  «Об организации внеурочной деятельности при введении действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

·      Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

·      Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г. (регистрационный номер 19993).;

·      ООП  НОО  МБОУ СОШ №

·      Положение об организации внеурочной деятельности учащихся  в  МБОУ СОШ № \(Приказ № 106 от 23.05.2015 г.)

 

          Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

       Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному  направлению «Здоровым быть здоровым» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. 

    Данная программа   является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует  познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы:

·        создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний на практике, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

·        формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи:

·         сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

·         формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

·         обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

·         научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

·         добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Формы организации образовательного процесса:

·         индивидуальная;

·         парная;

·         групповая;

·         работа над проектом.

Задачи индивидуальной работы:

·         выявить уровень знаний учащихся о природе;

·         выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

·         формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

·         определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

 

Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

·         распределение работы между участниками;

·         умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

·         владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

·         умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

 

II.Общая  характеристика  курса  внеурочной   деятельности

       Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

       Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

   Место курса  внеурочной деятельности в учебном плане:

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым»  составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю. Общий   объём составляет 35 часов в год.                       

   Продолжительность занятий   45 минут.

 

III.Описание  ценностных ориентиров  содержания  курса  внеурочной деятельности

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

 

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

IV. Личностные и метапредметные  результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами  программы является формирование следующих умений:

·        определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

·        определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

·        проговаривать последовательность действий на занятии.

·        учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

·        делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

·        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

·        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

·        преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

·        средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

·        умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·        слушать и понимать речь других.

·        средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

·        совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

 

V.Содержание курса внеурочной деятельности

 

            Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым!» разбита на семь разделов:

«Наша школа»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

«Здоровое питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

«Бережём здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

«Я в школе и дома»: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

«Я и мое ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

«Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.

  Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.


VI.  Календарно – тематическое  планирование

п/п

Дата

проведения

Наименование раздела

(количество часов) и тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения и действия)

 

 

 

Примечания

По плану

По

факту

 

Введение     (1час)

 

1

 

02.09

 

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

Уметь находить  сходства и различия между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

 

1.Среда обитания  (6 часов)

 

2

09.09

 

Времена года на Земле.

Сравнивать  времена года в разных географических  поясах Земли.

 

3

16.09

 

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Уметь находить признаки ранней осени.

 

4

23.09

 

Изменения окружающей среды.

Уметь находить взаимосвязь.

 

5

30.09

 

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Определять деревья по листьям.

 

6

07.10

 

Условия жизни растений.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

 

7

14.10

 

Разнообразие животных, условия их жизни.

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Выявлять причины исчезновения животных.

Рассказывать о способах охраны животных.

 

 

2.Жизнь животных ( 4часа)

 

8

21.10

 

Динозавры – вымерший вид животных .

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

 

 

9

28.10

 

Просмотр видеофильма о жизни динозавров .

 

10

11.11

 

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Рассказывать о способах охраны природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

 

11

18.11

 

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

 

Выявлять причины исчезновения растений и животных.

   Рассказывать о Красной книге, о редких растениях и животных.

 

3.Реки и озера  (8 часов)

 

12

25.11

 

Реки и озера.

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка.

 

13

02.12

 

Получение кислорода под водой.

 

14

09.12

 

Пресноводные животные и растения.

Классифицировать обитателей пресных вод.

 

15

16.12

 

Жизнь у рек и озер.

Рассказывать  об обитателях  берегов рек и озер.

 

16

23.12

 

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

 

17

20.01

 

Околоводные птицы.

Составление цепи питания.

 

 

 

18

27.01

 

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Составление обращения к жителям города

 

19

03.02

 

Акция « Сохраним первоцвет!»

 

4.Человек и животные  ( 8 часов)

 

20

10.02

 

Жизнь среди людей.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

 

21

17.02

 

Ролевая игра «Это все кошки».

Рассказывать о своих питомцах

 

22

24.02

 

Домашние животные.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Сравнивать и различать  диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных).

 

23

02.03

 

 

Викторина «Собаки – наши друзья».

 

24

09.03

 

Уход за домашними животными.

 

25

16.03

 

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

 

26

23.03

 

Люди и паразиты.

Рассказывать о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

 

27

06.04

 

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

 

5.Сельскохозяйственный труд  (7часов)

 

28

13.04

 

Почва .

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Оценивать плодородие почвы своего края.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охра-не почвы от разрушения.

 

29

20.04

 

Семена овощных и декоративных культур.

Различать семена по внешнему виду.

 

30

27.04

 

Заботы хлебороба весной.

Рассказывать о видах и значении труда  людей весной в поле.

 

31

04.05

 

Декоративные растения.

 Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам.

Рассказывать о люби-мом цветке.

 

32

11.05

 

Мы – друзья природы.

 Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

 Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

 

33

18.05

 

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

 

34

25.05

 

Итоговое занятие.

 

 



VII. Учебно – методического и материально – технического обеспечение курса  внеурочной  деятельности

 

  Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения данного курса, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература

Для учителя:

1.Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010 г.

2.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2011 г. - / Мастерская учителя.

3.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2010 г.

4.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2011 г. – / Мастерская учителя.

5.Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2010. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

6.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2011. – 268 с.

Интернет ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:      http://nsc.1september.ru/urok

5. Школы в Интернете. Большой список ссылок на школьные сайты, тематические сайты, информация о различных образовательных проектах. Возможность обмена методическими материалами. http://schools.techno.ru.

6.Российский образовательный портал – http://www.school.edu.ru – обеспечивает открытый доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.

 7.Портал «Российское образование» – http://www.edu.ru  содержит информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.

 8.Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.

 9.Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Портал нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru