Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивному направлению "Здорово быть здоровым"
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивному направлению "Здорово быть здоровым"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физическая культура
4 кл
17.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивному направлению "Здорово быть здоровым"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 4 класса «Здорово быть здоровым» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Общий объём составляет 35 часов в год. Продолжительность занятий 45 минут. Адресована учителям начальных классов.
Здорово быть здоровым.doc

I.Пояснительная записка

 

         Рабочая программа  внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному   направлению   «Здорово быть здоровым» для     4 б  класса составлена  на основе     следующих   

          нормативно-правовых и инструктивно- методических документов:

·      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

·      Закон Республики Башкортостан от 1.07.2013г.№696-3 «Об образовании в РБ», Закона РБ от 15.02.1999г.№216-3 «О языках народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014года).

·      Приказ Минобрнауки России от  06.10.2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012г. №1060, 29 декабря 2014 г. №1643, 18 мая 2015г. №507).

·      Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования, одобренная решением  федерального  учебно- методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015г №1/15).

·      Письмо Минобрнауки  Росии от 12.05.2011 №03-296  «Об организации внеурочной деятельности при введении действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

·      Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

·      Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г. (регистрационный номер 19993).;

·      ООП  НОО  МБОУ СОШ №

·      Положение об организации внеурочной деятельности учащихся  в  МБОУ СОШ № \(Приказ № 106 от 23.05.2015 г.)

 

          Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

       Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному  направлению «Здоровым быть здоровым» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. 

    Данная программа   является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует  познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы:

·        создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний на практике, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

·        формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи:

·         сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

·         формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

·         обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

·         научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

·         добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Формы организации образовательного процесса:

·         индивидуальная;

·         парная;

·         групповая;

·         работа над проектом.

Задачи индивидуальной работы:

·         выявить уровень знаний учащихся о природе;

·         выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

·         формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

·         определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

 

Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

·         распределение работы между участниками;

·         умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

·         владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

·         умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

 

II.Общая  характеристика  курса  внеурочной   деятельности

       Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

       Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

   Место курса  внеурочной деятельности в учебном плане:

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым»  составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю. Общий   объём составляет 35 часов в год.                       

   Продолжительность занятий   45 минут.

 

III.Описание  ценностных ориентиров  содержания  курса  внеурочной деятельности

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

 

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

IV. Личностные и метапредметные  результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами  программы является формирование следующих умений:

·        определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

·        определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

·        проговаривать последовательность действий на занятии.

·        учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

·        делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

·        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

·        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

·        преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

·        средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

·        умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·        слушать и понимать речь других.

·        средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

·        совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

 

V.Содержание курса внеурочной деятельности

 

            Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым!» разбита на семь разделов:

«Наша школа»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

«Здоровое питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

«Бережём здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

«Я в школе и дома»: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

«Я и мое ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

«Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.

  Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.


VI.  Календарно – тематическое  планирование

п/п

Дата

проведения

Наименование раздела

(количество часов) и тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения и действия)

 

 

 

Примечания

По плану

По

факту

 

Введение     (1час)

 

1

 

02.09

 

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

Уметь находить  сходства и различия между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

 

1.Среда обитания  (6 часов)

 

2

09.09

 

Времена года на Земле.

Сравнивать  времена года в разных географических  поясах Земли.

 

3

16.09

 

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Уметь находить признаки ранней осени.

 

4

23.09

 

Изменения окружающей среды.

Уметь находить взаимосвязь.

 

5

30.09

 

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Определять деревья по листьям.

 

6

07.10

 

Условия жизни растений.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

 

7

14.10

 

Разнообразие животных, условия их жизни.

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Выявлять причины исчезновения животных.

Рассказывать о способах охраны животных.

 

 

2.Жизнь животных ( 4часа)

 

8

21.10

 

Динозавры – вымерший вид животных .

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

 

 

9

28.10

 

Просмотр видеофильма о жизни динозавров .

 

10

11.11

 

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Рассказывать о способах охраны природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

 

11

18.11

 

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

 

Выявлять причины исчезновения растений и животных.

   Рассказывать о Красной книге, о редких растениях и животных.

 

3.Реки и озера  (8 часов)

 

12

25.11

 

Реки и озера.

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка.

 

13

02.12

 

Получение кислорода под водой.

 

14

09.12

 

Пресноводные животные и растения.

Классифицировать обитателей пресных вод.

 

15

16.12

 

Жизнь у рек и озер.

Рассказывать  об обитателях  берегов рек и озер.

 

16

23.12

 

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

 

17

20.01

 

Околоводные птицы.

Составление цепи питания.

 

 

 

18

27.01

 

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Составление обращения к жителям города

 

19

03.02

 

Акция « Сохраним первоцвет!»

 

4.Человек и животные  ( 8 часов)

 

20

10.02

 

Жизнь среди людей.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

 

21

17.02

 

Ролевая игра «Это все кошки».

Рассказывать о своих питомцах

 

22

24.02

 

Домашние животные.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Сравнивать и различать  диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных).

 

23

02.03

 

 

Викторина «Собаки – наши друзья».

 

24

09.03

 

Уход за домашними животными.

 

25

16.03

 

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

 

26

23.03

 

Люди и паразиты.

Рассказывать о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

 

27

06.04

 

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

 

5.Сельскохозяйственный труд  (7часов)

 

28

13.04

 

Почва .

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Оценивать плодородие почвы своего края.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охра-не почвы от разрушения.

 

29

20.04

 

Семена овощных и декоративных культур.

Различать семена по внешнему виду.

 

30

27.04

 

Заботы хлебороба весной.

Рассказывать о видах и значении труда  людей весной в поле.

 

31

04.05

 

Декоративные растения.

 Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам.

Рассказывать о люби-мом цветке.

 

32

11.05

 

Мы – друзья природы.

 Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

 Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

 

33

18.05

 

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

 

34

25.05

 

Итоговое занятие.

 

 



VII. Учебно – методического и материально – технического обеспечение курса  внеурочной  деятельности

 

  Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения данного курса, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература

Для учителя:

1.Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010 г.

2.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2011 г. - / Мастерская учителя.

3.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2010 г.

4.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2011 г. – / Мастерская учителя.

5.Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2010. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

6.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2011. – 268 с.

Интернет ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:      http://nsc.1september.ru/urok

5. Школы в Интернете. Большой список ссылок на школьные сайты, тематические сайты, информация о различных образовательных проектах. Возможность обмена методическими материалами. http://schools.techno.ru.

6.Российский образовательный портал – http://www.school.edu.ru – обеспечивает открытый доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.

 7.Портал «Российское образование» – http://www.edu.ru  содержит информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.

 8.Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.

 9.Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Портал нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

I .Пояснительная записка

I .Пояснительная записка

Цель программы: · создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний на…

Цель программы: · создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний на…

Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации

Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

VI . Календарно – тематическое планирование № п/п

VI . Календарно – тематическое планирование № п/п

Жизнь животных ( 4часа) 8 21

Жизнь животных ( 4часа) 8 21

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Почва . Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности)

Почва . Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивному направлению "Здорово быть здоровым"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивному направлению "Здорово быть здоровым"

VII . Учебно – методического и материально – технического обеспечение курса внеурочной деятельности

VII . Учебно – методического и материально – технического обеспечение курса внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017