I.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым» для 4 б класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно- методических документов:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
· Закон Республики Башкортостан от 1.07.2013г.№696-3 «Об образовании в РБ», Закона РБ от 15.02.1999г.№216-3 «О языках народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014года).
· Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012г. №1060, 29 декабря 2014 г. №1643, 18 мая 2015г. №507).
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015г №1/15).
· Письмо Минобрнауки Росии от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
· Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
· Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г. (регистрационный номер 19993).;
· ООП НОО МБОУ СОШ №
· Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в МБОУ СОШ № \(Приказ № 106 от 23.05.2015 г.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Здоровым быть здоровым» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы:
· создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний на практике, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
· формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи:
· сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
· формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
· обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
· научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
· добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формы организации образовательного процесса:
· индивидуальная;
· парная;
· групповая;
· работа над проектом.
Задачи индивидуальной работы:
· выявить уровень знаний учащихся о природе;
· выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
· формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
· определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
· распределение работы между участниками;
· умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
· владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
· умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
II.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Общий объём составляет 35 часов в год.
Продолжительность занятий 45 минут.
III.Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
IV. Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
· определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
· проговаривать последовательность действий на занятии.
· учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
· средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
· умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· слушать и понимать речь других.
· средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
V.Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово быть здоровым!» разбита на семь разделов:
«Наша школа»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Здоровое питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Бережём здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и мое ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
VI. Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование раздела (количество часов) и тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия)
|
Примечания |
||
По плану |
По факту |
|
||||
Введение (1час) |
||||||
1 |
02.09 |
|
Вводное занятие. Жизнь на Земле. |
Уметь находить сходства и различия между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. |
|
|
1.Среда обитания (6 часов)
|
||||||
2 |
09.09 |
|
Времена года на Земле. |
Сравнивать времена года в разных географических поясах Земли. |
|
|
3 |
16.09 |
|
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
Уметь находить признаки ранней осени. |
|
|
4 |
23.09 |
|
Изменения окружающей среды. |
Уметь находить взаимосвязь. |
|
|
5 |
30.09 |
|
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». |
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Определять деревья по листьям. |
|
|
6 |
07.10 |
|
Условия жизни растений. |
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. |
|
|
7 |
14.10 |
|
Разнообразие животных, условия их жизни. |
Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Выявлять причины исчезновения животных. Рассказывать о способах охраны животных.
|
|
|
2.Жизнь животных ( 4часа)
|
||||||
8 |
21.10 |
|
Динозавры – вымерший вид животных . |
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.
|
|
|
9 |
28.10 |
|
Просмотр видеофильма о жизни динозавров . |
|
||
10 |
11.11 |
|
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» |
Рассказывать о способах охраны природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. |
|
|
11 |
18.11 |
|
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
|
Выявлять причины исчезновения растений и животных. Рассказывать о Красной книге, о редких растениях и животных. |
|
|
3.Реки и озера (8 часов)
|
||||||
12 |
25.11 |
|
Реки и озера. |
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка. |
|
|
13 |
02.12 |
|
Получение кислорода под водой. |
|
||
14 |
09.12 |
|
Пресноводные животные и растения. |
Классифицировать обитателей пресных вод. |
|
|
15 |
16.12 |
|
Жизнь у рек и озер. |
Рассказывать об обитателях берегов рек и озер. |
|
|
16 |
23.12 |
|
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». |
Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. |
|
|
17 |
20.01 |
|
Околоводные птицы. |
Составление цепи питания.
|
|
|
18 |
27.01 |
|
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» |
Составление обращения к жителям города |
|
|
19 |
03.02 |
|
Акция « Сохраним первоцвет!» |
|
||
4.Человек и животные ( 8 часов)
|
||||||
20 |
10.02 |
|
Жизнь среди людей. |
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. |
|
|
21 |
17.02 |
|
Ролевая игра «Это все кошки». |
Рассказывать о своих питомцах |
|
|
22 |
24.02 |
|
Домашние животные. |
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных). |
|
|
23 |
02.03
|
|
Викторина «Собаки – наши друзья». |
|
||
24 |
09.03 |
|
Уход за домашними животными. |
|
||
25 |
16.03 |
|
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». |
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
|
|
26 |
23.03 |
|
Люди и паразиты. |
Рассказывать о влиянии окружающей среды на здоровье человека. |
|
|
27 |
06.04 |
|
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. |
|
||
5.Сельскохозяйственный труд (7часов)
|
||||||
28 |
13.04 |
|
Почва . |
Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охра-не почвы от разрушения. |
|
|
29 |
20.04 |
|
Семена овощных и декоративных культур. |
Различать семена по внешнему виду. |
|
|
30 |
27.04 |
|
Заботы хлебороба весной. |
Рассказывать о видах и значении труда людей весной в поле. |
|
|
31 |
04.05 |
|
Декоративные растения. |
Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам. Рассказывать о люби-мом цветке. |
|
|
32 |
11.05 |
|
Мы – друзья природы. |
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
|
|
33 |
18.05 |
|
Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся. |
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
|
|
34 |
25.05 |
|
Итоговое занятие. |
|
|
|
VII. Учебно – методического и материально – технического обеспечение курса внеурочной деятельности
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения данного курса, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Основная литература
Для учителя:
1.Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010 г.
2.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2011 г. - / Мастерская учителя.
3.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2010 г.
4.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2011 г. – / Мастерская учителя.
5.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2010. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
6.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2011. – 268 с.
Интернет ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Школы в Интернете. Большой список ссылок на школьные сайты, тематические сайты, информация о различных образовательных проектах. Возможность обмена методическими материалами. http://schools.techno.ru.
6.Российский образовательный портал – http://www.school.edu.ru – обеспечивает открытый доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.
7.Портал «Российское образование» – http://www.edu.ru содержит информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.
8.Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.
9.Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Портал нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.