Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
13.02.2018
Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершен-ствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, природоведению рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей. Сочетание теоретических и активных форм обучения: игра, беседа, дискуссия, походы, экскурсии и т.д.
Программа внеурочной деятельности Почемучки.doc
Программа
по внеучебной деятельности
«Почемучки»
Направление: научнопознавательное.
Автор:
Кривова
Ольга Валериевна,
учитель
начальных классов Образовательная программа «Почемучки».
Береги, цени и охраняй.
Защищай, добро преумножай,
Пусть цветущим будет отчий край!
Пояснительная записка.
Все мы – дети «Природы». Воспитание экологической культуры – одно
из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую
ряд элементов:
систему экологических знаний
нормативных, практических),
(естественнонаучных,
ценностно
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося
степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в
повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии
отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат
смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень
важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок
развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком,
как таблица умножения. Актуальность программы.
Начальная школа – начальный этап
становления человеческой личности. В этот период закладываются основы
личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к
объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и
материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети
правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках
окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического
воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа:
наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что
данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в
природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к
природе своей Родины.
Данная программа познавательного типа общекультурного уровня
направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка,
расширение его кругозора,
совершенствование его интеллекта,
наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся
устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия,
использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются
разные формы речи: диалог, описание, объяснение, природоведению рассказ.
Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие
способности детей. Сочетание теоретических и активных форм обучения:
игра, беседа, дискуссия, походы, экскурсии и т.д.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании,
методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно,
расширенно, в пределах занятия в экосистемном подходе к изложению
учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того,
программа предусматривает осознанное участие детей в практических
природоохранных акциях. Использование регионального компонента.
Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с
различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать
интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают
возможность педагогу проявлять себя творчески, т. к. в школьной программе
на экологию отводится очень мало времени.
Программа «Почемучки» углубляет и дополняет знания детей по
проблемам экологии, получаемые в общеобразовательной школе.
Основные идеи, на которых базируется данная программа:
Научная идея. Основные законы идея единства и неразрывной связи
всего живого, зависимости организма от условий окружающей природы и его
влияние на экосистему.
Общепедагогическая идея учёт в программе возрастных особенностей
учащихся.
Программа рассчитана на младших школьников, преимущественно, 710
лет, находящихся в возрасте, когда происходят глубокие физиологические и
психологические изменения, бурно развивается психика, поэтому педагогу
необходимо знать и учитывать в своей работе особенности физического
развития и психологические особенности поведения детей. Младшие
школьники чрезвычайно активны в этом возрасте. Они еще не умеют
анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому
каждая неудача вызывает у них чувство неуверенности и даже переживание
своей неполноценности. Вот почему важно оградить обучающихся от первых
возможных неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится»,
которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе. В этом возрасте у воспитанников еще не сформированы навыки
самостоятельных действий, но уже резко выражено стремление к
самоутверждению. Поэтому следует таким образом давать задания, строить
общение, чтобы учащиеся ощущали себя на уровне предъявленных требований
– это позволяет поддерживать в них высокую самооценку.
Учет особенностей возрастной психологии позволяет наиболее эффективно
и в то же время бережно, не травмируя психику обучающихся, достигать
поставленных в программе целевых ориентиров.
Социальная идея.
В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих
сотен живых существ.
Наряду с этим экологические проблемы представляют реальную угрозу
для общества, его физического и психологического здоровья. Современная
наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в
здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое
натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух,
бодрящую красоту природных ландшафтов. В обществе возрастает понимание
значимости экологических проблем и необходимости конкретных действий
для их решения. Проблема состояния окружающей среды и качества жизни
может быть решена только нашими совместными усилиями в этом
направлении. Экологическое образование этому способствует, так как
является основой формирования мировоззрения,
важным этапом
формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей
таких нравственных качеств как уважение к другим, терпимость, умения
сопереживать и сотрудничать. Познавать историю своего края, региональные
особенности. Создание программы по экологическому образованию и работа по ее
реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических
проблем, стоящих перед обществом.
Программа « Почемучки » предназначена для детей младшего школьного
возраста (7–10 лет) и рассчитана на 4 года обучения с периодичностью
занятий :1 класс 1 раз в неделю;2 кл,3кл,4кл. 2 раза в неделю по 2 часа.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и
иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей
эффективности занятий;
принцип доступности,
подразумевающий построение системы
обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст,
уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего
необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
принцип системности и последовательности обучения,
предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в
определенной логической последовательности как единое целое;
принцип сознания и активности,
предусматривающий
необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых
заданий;
принцип прочности,
предполагающий твердое усвоение и
закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их
усвоением;
принцип гуманизма,
в основе которого лежит убеждение в
способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на
удовлетворение его потребностей и интересов;
принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий
учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и
интересов обучающихся;
принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой
активности обучающихся.
Цель формирование у детей эмоционально–положительного,
ответственного отношения к природе на основе приобретенных знаний в
области экологии, личностных качеств и индивидуальных способностей детей,
обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить школьника умению жить в окружающей среде через познание
себя, изучение мира и его законов.
2. Научить преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.
3. Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам
экологической этики.
4. Изучить растительный и животный мир родного края.
Развивающие:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Способствовать развитию наблюдательности.
Развивать навыки бережного общения с живыми объектами.
Способствовать развитию у детей познавательного интереса,
любознательности, стремления к проведению опытов.
Способствовать развитию воображения и творческих способностей
ребёнка.
Развивать нравственные и эстетические чувства.
Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной
деятельности.
Воспитательные: 1.
2.
3.
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение
сопереживать.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять и
заботиться о ней.
Воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие
принципам экологической этики.
Методы и формы работы:
1. Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности –
словесные, наглядные, практические методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности метод
познавательных игр, дискуссии, организационнодеятельностные игры.
3. Метод проектов
4. Моделирование реальных условий с практической деятельностью.
5. Экскурсии.
6.Работа в группах – парах, тройках.
Содержание программы
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал
экологической культуры, осознанноправильного отношения к явлениям,
объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное
понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой:
человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий
природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – «Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их
приспособленности к осеннему и зимнему периоду. Дети узнают об основных
обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный
природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С.
Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел
природы городского музея. Дети знакомятся с животными Самарской
области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает
привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть
многих жителей животного мира теплых стран.
3 раздел – «Секреты неживой природы»
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно».
Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А
сколько интересного происходит с явлениями неживой природы.
Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды.
Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в
жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это
хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой
висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то
звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими
и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
4 раздел – «О чем шепчут деревья»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый
цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную
спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья
у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество
елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои
территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития
деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – «Молчаливые соседи»
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими.
Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные
закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес,
эмоциональную сферу.
6 раздел – «Пернатые друзья»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся
в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья».
На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций,
целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов,
рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка
быстро формируется психологический контакт с птицами, существами
активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети
устанавливают причинноследственные отношения, знакомятся с понятиями
«зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц
зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на
изготовление кормушек для птиц и проведение открытия «птичьей столовой».
7 раздел – «Оранжерея на окне».
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные
растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые
отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени
в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать
комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии
света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – «Человек – часть живой природы».
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее
значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами
безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях,
получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – «Охрана природы»
В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о
редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – «Досуговые мероприятия»
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме
познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде,
формировать экологическую культуру детей
Перспективное планирование занятий в 1 классе.
№
1.
Разделы
Темы
занятий
«Введение
1. «В гостях у природы»
Предлагаемые формы
проведения
Презентация, экскурсия в
школьный сад. в экологию»
2. Конкурс рисунков на
тему «Осень в родном
Практическая
организация выставки
работа,
2.
3.
4.
«Загадки
животного
мира»
«Секреты
неживой
природы»
«О чем
шепчут
деревья»
5.
«Молчаливые
соседи»
городе».
1.«Этот удивительный мир
животных»
2.Изготовление
аппликации на тему
«Болотное царство»
3. «Для чего бабочке
кружочки?»
1.«У солнышка в гостях»
в
музей
Праздничное
2. «Что у нас над головой
и под ногами?»
3.
мероприятие «Осенний
листопад»
4.«Экскурсия
Краеведческий
города»
1.«В гости к деревьям»
2.
елочка»
3.Творческая игра «Живи,
деревце!»
4. Конкурс загадок «Во
просы Деда Всеведа
1.«Этот удивительный мир
животных»
«В лесу родилась
Беседа, презентация
Практическая
работа,
организация выставки.
Устный журнал
Презентация;
устный
журнал.
Экскурсия в природу.
Праздничное
мероприятие.
Экскурсия в Краеведче
ский музей города.
Игапутешествие.
Экскурсия в лес.
Коллективная творческая
работа.
Конкурсная программа.
Презентация на тему
«Братья наши меньшие»
Беседа о животных. 2.Конкурс
фотографий на тему
рисунков,
Практическая
организация выставки.
работа,
«Мой любимец».
3.
Конкурс
«Веселая рыбалка»
1.«Кто обедал на рябине?» Театрализованное
Играсоревнование.
загадок
2. «Синичкин день»
представление.
Презентация.
3.Открытие
столовой»
4.Викторина
разговоры».
«Птичьей
Коллективная
работа:
«Птичьи
изготовление кормушек
для птиц.
Викторина
на
экологическую тематику.
1.«Что растет на по
доконнике и на клумбе?»
2. «Зимний сад на окошке» Озеленение класса
Наблюдение.
журнал.
Устный
6.
«Пернатые
друзья»
7.
«Оранжерея
на окне».
3. «Праздник цветов»
Конкурсная программа.
«Человек –
часть живой
природы»
1. «От динозавров до
человека»
2.«Мое место в природе»
Презентация.
Написание сочинения.
3. «Чем славится мой
город».
4.«Когда
взрослым»
стану
я
Практическая
организация выставки.
работа,
Проект.
«Охрана
природы»
1. «Природа нужна нам,
мы нужны природе».
Дидактическая игра
8.
9. 2. «Не ломайте веточку!»
«Не
нарушайте
3.
тишину!»
4.
книги»
«Жители Красной
10.
«Досуговые
мероприятия»
1.«Мы
друзья».
с
природою
Экологическая игра
2.
«Царь природы»
3.Экологический праздник
«Радоваться вместе с
Землей!»
Итого:
34 часа
жизненных
Разбор
ситуаций
Беседа с использованием
игровых ситуаций.
Презентация,
фотографий,
выставка
иллюстраций.
Конкурсная программа.
Праздничное мероприятие
Праздничное мероприятие
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя внеучебной
деятельности.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисковоисследовательскую деятельность под руководством
руководителя кружка.
Средства диагностики результатов.
1. Педагогическая диагностика.
анализ анкет и тестов учащихся и родителей;
отзывы родителей ;
собеседование;
педагогические задачи;
степень участия детей в мероприятиях, доля призёров мероприятий
2. Психологическая диагностика – психологические тесты на определение
мотивации учащихся, интереса к предмету.
Методическое обеспечение программы
1.Учебно – наглядное пособие для учащихся.
2.Книжный фонд по познавательноречевому развитию:
методическая и справочная литература, словари и энциклопедии,
познавательный материал для педагогов, детская художественная литература,
подборка статей из периодической печати.
3.Настольные игры по экологии.
4. Рисунки, фото, модели животных, растений.
5. Телевизор.
6.Видеомагнитофон, видеотека.
7.Компьютер, компьютерные программы и игры.
8.Видеопроэктор, экран.
Для педагога:
Библиография 1.Дмитриева Н.Я., И.П. Товпинец «Естествознание». Пробный учеб.М.:
Просвещение, 2002
2.Королева А.В. «Естествознание для малышей». ж. «Начальная школа»
1998г. №10
3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П «Нетрадиционные уроки в начальной
школе»:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для
учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.
4.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
5.Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга
для воспитателей детского сада – М.:Просвещение,2001.
6.Ростов н/Д:ТИ «Учитель», 2002.
7.Рыжова Н.А «Не просто сказки»(экологические рассказы, сказки,
праздники)
8.Рыжова Н.А «Наш дом – природа». ж «Начальная школа» 1998г. №10
Для воспитанников:
1.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин «100 вопросов и ответов»
Животные.М.:ЗАО «Росмэн», 2006.
2.Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2007.
3.Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
4.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова М.:Тко
«АСТ», 1995.
5.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов М.:Тко
«АСТ», 1999.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.