Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Оценка 4.8
Документация
docx
МХК
3 кл
05.08.2018
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
шахматы 3 готова.docx
Пояснительная записка
Нормативно правовое обеспечение:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.3,ст.47,ст.48);
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
№ 373»;
Приказ Минобрнауки РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Министерства образования и науки Ростовской Федерации № 576 от 8.06.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованный к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации;
Примерный учебный план Ростовской области на 2017 2018 учебный год.
Устав МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича, Приказ Управление образования
Зимовниковского района от 16. 05. 2017г. №155
Образовательная программа начального общего образования МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея
Александровича на 20172018 учебный год, Приказ МБОУ Зимовниковской СОШ №6 имени Героя России Дьяченко Андрея
Александровича от 30.08.2017г. №154 «Об утверждении образовательных программ»;
Учебный план МБОУ Зимовниковской СОШ № 6имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича на 20172018 учебный год,
Приказ от 30.08.2017 №153
Примерная программа НОО М.: «Просвещение» 2015г.
Программа разработана в соответствии с программой : И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений" 2015г. В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения,
в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов
и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции
поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества
личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в
трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в
шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают
когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
Цели программы:
способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей,
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи курса:
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Раздел « Место учебного предмета в учебном плане»
Данная рабочая программа по шахматам рассчитана на 34часа. В соответствии с годовым календарным
графиком и расписанием уроков МБОУ Зимовниковской СОШ №6 имени Героя России Дьяченко Андрея
Александровича программа будет выполнена за 34 часа
Общая характеристика курса
Программа третьего и четвертого года обучения предназначена для III и IV классов начальной школы.
Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех
стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный,
но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы
дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”. В программе приводится перечень дидактических заданий с
небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список
учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
К концу 3учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль. К концу 3 учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и
называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить
общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья,
мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
Содержание программы 3класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов.
Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшкихрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие
фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля.
Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Тематическое планирование 3 класс
№
урока
1
2
3
Тема занятия
Содержание
Виды деятельности
Дата
проведен
ия
Повторение изученного
материала
Повторение изученного
материала.
Игровая практика
Повторение
программного
материала,
изученного за 2
год обучения
Повторение изученного
Просмотр диафильмов “Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и
“Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка.
Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах,
мат, пат. Начальное положение.
4.09
11.09
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
18.09 материала.
Практика матования
одинокого короля (дети
играют попарно).
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА
Игровая практика
с записью
шахматной партии
Игровая практика
Двух и трехходовые
партии.
Решение задания “Мат в 1
ход”
Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и
ферзя.
вертикалей, полей. Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность шахматных фигур.
Пример матования одинокого короля. Решение
учебных положений на мат в два хода без жертвы
материала и с жертвой материала (из учебника
второго года обучения).
Выявление причин поражения в них одной из
сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на
втором либо третьем ходу партии).
Дидактические задания “Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
25.09
2.10
9.10
16.10
Решение заданий “Поймай
Дидактические задания “Поставь детский мат”,
23.10
4
5
6
7
8 ладью”, “Поймай ферзя”.
“Защитись от мата
9
10
11
12
13
14
15
Игра “на мат” с первых
ходов партии. Детский
мат. Защита.
Решение заданий.
Вариации на тему
детского мата. Другие
угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита. Как
отражать скороспелый
дебютный наскок
противника.
Решение заданий
“Повторюшкахрюшка”
(черные копируют ходы
белых). Наказание
“повторюшек”.
Решение заданий
Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие
фигур. Темпы. Гамбиты.
Дидактические задания “Поставь детский мат”,
“Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход
“повторюшке”, “Выиграй фигуру у
“повторюшки”.
Дидактическое задание “Выведи фигуру”.
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12 16
17
18
19
20
21
Решение задания “Выведи
фигуру”..
Наказание за
несоблюдение принципа
быстрейшего развития
фигур. “Пешкоедство”.
Неразумность игры в
дебюте одними пешками
(с исключениями из
правила).
Решение заданий.
Принципы игры в дебюте.
Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит.
Решение заданий.
Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение
короля. Рокировка.
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02
Дидактические задания “Мат в два хода”,
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”,
“Можно ли побить пешку?”.
Дидактические задания “Захвати центр”,
“Выиграй фигуру”.
Дидактические задания “Можно ли сделать
рокировку?”, “В какую сторону можно
рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход
нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода
нерокированному королю”, “Не получат ли белые
мат в 1 ход, если рокируют?”. 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Решение заданий.
Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие
бывают пешки.
Решение заданий.
Связка в дебюте. Полная
и неполная связка.
Решение заданий.
Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые
и закрытые дебюты.
Решение заданий.
Типичные комбинации в
дебюте.
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Повторение
программного
Дидактические задания “Чем бить черную
фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.
Дидактические задания “Выиграй фигуру”,
“Сдвой противнику пешки”, “Успешное
развязывание”.
Дидактические игры и задания. Игровая
практика.
Повторение
программного
материала,
изученного за
второй и третий
год обучения
26.02
5.03
12.03
19.03
2.04
9.04
16.04
23.04
30.04
7.05 32
33
материала
Повторение
программного материала
Повторение
программного материала
14.05
21.05
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.