Программа разработана для внеурочной работы со старшеклассниками, приезжающими из отдаленных районов на обучение по профилю в образовательных учреждениях города и проживающими в школьной гостинице.
Содержание и реализация программы позволяет выпускникам социально адаптироваться на разных стадиях жизненного цикла, в построении собственного жизненного проекта, исходя из своих возможностей, интересов и целей.
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Гостиница для обучающихся
Рассмотрена на заседании
МО
протокол № ___
от ___________
Согласована заместитель
директора по УВР
__________ И.Б. Дронова
Утверждена
приказом директора
от _________ № ____
__________Е.С. Парамонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СОДЕРЖАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Направленность – общеинтеллектуальная
Для детей старшего школьного возраста
2й год обучения
144 часа (4 часа в неделю)2017 2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Содержание, воспитание и социальная адаптация обучающихся»
разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196, Федеральным Законом
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», санитарно
эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в
общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования
СанПин 2.4.5.240908, а также на основе методических рекомендаций Управления
образования
и науки Тамбовской области, института повышения квалификации
работников образования.
По виду данная программа является модифицированной (адаптированной): она
разработана с учетом особенностей организации режима и проживания обучающихся в
гостинице, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и
образования. Изменения могут вноситься в структурные компоненты по усмотрению
автора. Диагностика результатов по данной программе определяется количественными
показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки);
по уровню освоения – общеразвивающая: направлена на решение задач
формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе,
социальном опыте, также на удовлетворение познавательного интереса ребенка,
расширение его информированности в социокультурной области, обогащение навыками
общения и совместной деятельности;
по форме организации образовательного процесса – комплексная: соединяет
отдельные области, направления и виды деятельности в единое целое;
по образовательной направленности – общеинтеллектуальная: способствует
расширению знаний обучающихся в рамках отдельных образовательных областей,
обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии с социальнокультурной
средой, осуществляет формирование у детей положительного социального опыта, освоение
социальных ролей.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что она разработана для
гостиницы, функционирующей при муниципальном бюджетном образовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Героя Советского Союза Н.И.
Бореева». Так как основным профилем деятельности гостиницы является организация
проживания обучающихся образовательных учреждений
при невозможности
своевременного и безопасного подвоза обучающихся к месту учебы, возникает потребность
в организации досуга подростков во внеурочное время.
Целесообразность создания данной программы обуславливается тем, что обучение
усвоению социального опыта обучающимися предполагается рассматривать как ведущий
фактор, влияющий на успешность социальной адаптации детей.
Программа разработана с учетом специфики и реальных условий учреждения.
Содержание программы поможет выпускникам социально адаптироваться на разных
стадиях жизненного цикла, в построении собственного жизненного проекта исходя из своих
возможностей, интересов и целей.
2Цели программы: социокультурная адаптация обучающихся на разных стадиях
жизненного цикла через активизацию познавательной деятельности, всестороннее развитие
личности ребенка и развитие его творческого потенциала.
Задачи реализации данного курса:
формировать нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего
поколения посредством включения обучающихся в личностно значимые
творческие виды деятельности;
формировать мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья
обучающихся, формировать навыки здорового образа жизни;
расширять кругозор обучающихся, углублять знания детей в разных областях
науки, прививать устойчивый интерес к знаниям;
развивать творческую активность, сознательность, навыки самостоятельной
жизни;
развивать творческие способности и эстетический вкус детей, помогать их
самореализации, расширять их контакты с окружающей социокультурной
средой;
развивать интеллект старшеклассников;
формировать мотивации к обучению;
воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и пропагандировать
его;
расширять зоны ответственности и самостоятельности;
устранять эмоциональную зависимость воспитанника от взрослого.
Отличительной особенностью программы «Содержание, воспитание и социальная
адаптация обучающихся»
является социальный заказ родителей обучающихся,
проживающих в отдаленных от школ районах, и Отдела народного образования г.
Моршанска Тамбовской области.
Содержание данной программы состоит из 6 образовательных областей различной
направленности: общекультурная деятельность, духовнонравственная деятельность,
хозяйственноэкономическая деятельность, просветительнооздоровительная деятельность,
общеинтеллектуальная деятельность, безопасность жизнедеятельности.
Каждая образовательная область включает в себя разделы: «Этикет», «Я и моя
семья», «Хозяюшка», «Познай себя», «Интеллектуальный променад», «Безопасность
жизни», «Наши права».
Особое значение в организации работы с обучающимися по данной программе
приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио и видеоматериалы.
Основные принципы реализации программы
Принцип гуманизма.
Осознание необходимости стимулировать собственную
активность ребенка, его готовность добровольно принять предлагаемые ему правила
поведения, исключая враждебность, упреки, наказания. Поддержание психологического
комфорта и стимулирующей атмосферы.
Принцип сотрудничества.
с
обучающимися. Демонстрация общего позитивного отношения и создание условий для
ощущения
благополучия и доверительных отношений. Создание атмосферы
доброжелательности, эмоционального комфорта.
Установление контактного взаимодействия
3Принцип индивидуальности. Индивидуальный подход и индивидуальная оценка
деятельности каждого обучающегося (ориентированная на формирование личностных
качеств и поведенческих моделей).
Используемые методы реализации программы
теоретические (лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация);
наглядные (демонстрация плакатов, схем, использование технических средств,
использование ИКТ, просмотр кино и телепрограмм);
практические (практические задания, тренинги, деловые и ролевые игры,
анализ и решение конфликтных ситуаций);
по степени активности познавательной деятельности (объяснительно
иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично
поисковый или эвристический);
по логичности подхода (индуктивный, аналитический, синтетический);
по степени взаимодействия педагогаобучающегося (пассивный, активный,
интерактивный).
Формы реализации программы (фронтальные, групповые, индивидуальные):
деловая, ситуативная, интеллектуальная игры; мастерская, мастеркласс; практическое и
социальное экспериментирование, исследование; беседы, разговор, тестирование;
викторины и конкурсы; практические занятия.
№№
п/п
1
2
3
4
5
6
Основные образовательные области программы 2го года обучения
Название образовательной области
Общее
количество
часов
Теория
Практика
Общекультурная деятельность
Духовнонравственная
деятельность
Хозяйственноэкономическая
деятельность
Просветительнооздоровительная
деятельность
Общеинтеллектуальная
деятельность
Правовая деятельность
Всего
30
14
51
24
10
15
144
Способы (методы) определения результативности
1) Педагогическое наблюдение
2) Педагогический анализ результатов:
24
12
10
18
15
79
6
2
41
6
10
65
Педагогический мониторинг (анкетирование, тестирование, опросы,
выполнение обучающимися диагностических заданий, диагностика
личностного роста и продвижения)
Участие воспитанников в мероприятиях (викторинах, выставках,
«Огоньках»)
4 Активность обучающихся на занятиях
Мониторинг образовательной деятельности детей
воспитанника, ведение летописи, оформление фотоотчетов)
(самооценка
Виды контроля:
Время проведения
В начале учебного года
Цель проведения
Формы контроля
Начальный (входной) контроль
В течение всего учебного
года
Беседа,
анкетирование.
тестирование,
Педагогическое наблюдение.
детей,
уровня
Определение
развития
их
творческих способностей,
задатков,
эмоциональной
активности
Текущий контроль
Определение
степени
усвоения обучающимися
материала.
учебного
уровня
Выявление
ответственности
и
заинтересованности
воспитанников в обучении.
Промежуточный (рубежный) контроль
По окончании изучения темы
или раздела.
В конце
полугодия.
В конце учебного года.
Определение
степени
усвоения обучающимися
материала
программы.
Определение
промежуточных результатов
обучения.
Итоговый контроль
Определение изменений в
показателях уровня развития
личности ребенка,
его
творческих способностей.
Определение результатов
обучения. Ориентирование
обучающихся на дальнейшее
(в т.ч. на самостоятельное)
обучение.
Праздник, опрос.
Опрос,
итоговое занятие.
играиспытание,
Формы подведения итогов реализации программы: активное участие в конкурсах,
конференциях, различного рода мероприятиях.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Способы и формы
Способы и формы
Способы и формы
выявления результатов
Беседа
Опрос
Наблюдение
Праздничные мероприятия
фиксации результатов
Материалы анкет, тестов
Фото
Отзывы (детей и родителей)
Аналитические материалы
предъявления результатов
Праздничные мероприятия
Итоговые занятия
Диагностические карты
Аналитические материалы
5по итогам выполнения
программы
по итогам проведения
психологической
диагностики
Итоговые занятия
Психологическая
диагностика
Анкетирование
Анализ результатов участия
детей в мероприятиях,
социальнозначимой
деятельности
Режим занятий: 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю,
продолжительность занятия академический час (45 ﹶ).
Возрастной диапазон обучающихся, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы, 15 18 лет.
Срок реализации образовательной программы 2 года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы 2го года обучения обучающийся должен
знать/понимать:
общественные нормы устройства общества, социально одобряемые и неодобряемые
формы поведения в обществе, социальную реальность в повседневной жизни;
этику и эстетику повседневной жизни человека, принятые в обществе нормы
отношения между людьми;
традиции календарных обрядов, семейных праздников и общекультурные
человеческие ценности;
основные права и обязанности гражданина РФ, права ребенка и о работе органов
защиты прав ребенка.
уметь:
адекватно оценивать свои познавательные возможности, ставить посильную
творческую задачу, общаться на уровне приобретенного социального опыта;
владеть культурой общения и постоянно развиваться в этом направлении;
определять ценностные ориентиры, объединяющие в себе нравственные нормы
поведения и чувство патриотизма, отношение к своему здоровью и внутреннему миру;
целесообразно использовать информационные ресурсы, компьютерные и интернет
технологии для получения дополнительных знаний;
различать понятия «права» и «обязанности», выявлять общее и различие между
этими понятиями;
владеть способами самоорганизации, саморазвития, самопознания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни при:
моделировании системы взаимоотношений в своем микроклимате;
ориентировании в окружающей действительности и взаимодействии с окружающим
миром;
выборе целевых и смысловых установок, принятии решений;
участии в мероприятиях различного уровня;
организации своего досуга;
6выборе жизненного пути в процессе профессионального самоопределения.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Наименование образовательной области,
раздела, темы
Теория Практика
Колво
часов
всего
Общекультурная деятельность
Раздел «Этикет»
Этикет на каждый день
Приветствие
Золотые правила хорошего тона
Беседа и культура речи
Подарки
Этикет улицы
Этикет гостеприимства
Вы в гостях. Гости у вас…
Деловой этикет
Секреты этикета
Требования этикета к дому
Традиции календарной обрядности
Всего
2
1
1
3
2
1
4
3
2
2
1
8
30
Духовнонравственная деятельность
Раздел «Я и моя семья»
Родственные связи
Брачносемейные отношения. «Моя будущая
семья»
Социальные и правовые знания, касающиеся
семьи и брака
«На пороге новой семьи»
Атмосфера семьи, стиль жизни
2
1
1
1
1
7
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
8
24
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
6
1
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3
3.1
3.2
3.3.
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.13
3.14
3.15
3.16
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
2
1
1
1
1
1
12
1
1
0,5
0,5
1
1
1
2
4
4
4
3
2
2
2
5
4
3
1
1
2
1
3
3,5
4
3
1,5
2
1
4
4
3
1
4
4
2
41
1
1
Равномерное участие каждого члена семьи в
выполнении домашней работы
Финансовое положение семьи
Семейные конфликты, пути их разрешения
Этика семейных отношений
Подготовка
к воспитанию детей.
Ответственность родителей за воспитание
детей
«Какой я буду мамой, и каким я буду
папой?»
Совместное выполнение обязанностей,
связанных с уходом за младенцем
Всего часов
1
2
1
1
1
1
1
14
Хозяйственнобытовая деятельность
Раздел «Хозяюшка»
Сбалансированное питание
Полезные завтраки
Приготовление домашних салатов из свежих
овощей
Закусочные блюда
Приготовление холодных блюд
Сервировка стола
Блюда из рыбы
Приобретение умений и навыков ведения
домашнего хозяйства
Уют в доме. Интерьер
Выпечка.
3.9
3.10
3.11 Мелкий ремонт по дому
3.12
Их предназначение.
Лечебные травы.
Фитотерапия
Аптечка в вашем доме
Цветы в доме
Приготовление горячих блюд
Напитки
Всего часов
2
2
10
Просветительнооздоровительная деятельность
3
6
4
2
51
Раздел «Познай себя»
Познай себя
О значении гигиены для здоровья девушки
Мода и здоровье. Хотим быть красивыми
Что надо знать девочке, девушке, женщине
О вреде курения и алкоголя
О косметике
«Здоровые волосы»
Симптомы нарушения физического и
душевного равновесия
О ранних половых связях
ЗОЖ
2
1
3
1
1
2
2
2
1
1
8
2
1
3
1
1
1
1
2
1
1Ноги и ногти
4.11
4.12 Женское очарование
4.13
День спорта (1 раз в квартал)
Всего часов
1
3
4
24
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
Общеинтеллектуальная деятельность
Раздел «Интеллектуальный променад»
Под сенью дружных муз
Петра творенье
«Планета 23.8»
Ты счастливчик
Интеллектуальный променад
Всего часов
1
1
1
2
5
10
Правовая деятельность
Раздел «Наши права»
Что такое закон
Человек в мире правил
Мораль и право
Закон и порядок
Об органах защиты прав ребенка
Кодекс гражданства
Преступление и наказание
Знакомство с всеобщей декларацией прав
человека
Права и обязанности человека
Конвенция о правах ребенка
Всего часов
Всего часов за 2 год обучения
1
1
1
1
1
1
1
5
1
2
15
144
1
3
18
1
1
1
1
1
1
1
5
1
2
15
79
4
6
1
1
1
2
5
10
65
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2й год обучения
I. Общекультурная деятельность. Раздел «Этикет»
1.1. Этикет на каждый день. Основы этикета на каждый день. Искусство быть
красивым. Внешний вид. «Элегантная женщина. Какой ты ее видишь?» Мода, осанка,
походка. Недостатки фигуры.
1.2. Приветствие знак вежливости. Основные правила приветствия.
1.3. Золотые правила хорошего тона. Звания и обращение к тем, кто их носит.
Правила хорошего тона.
1.4. Беседа и культура речи. Вести беседу – искусство. Умение выбирать тему для
разговора. Где и о чем лучше не говорить. Комплименты. Цитаты. Шутки во время беседы.
О жаргоне, об арго.
1.5. Подарки, которые всегда уместны. Должен ли каждый подарок быть сюрпризом.
Как вручать подарок и как принимать его. Что подарить?
1.6. Этикет улицы. Что значит этикет улицы. Правила, не знающие исключений.
91.7.
Этикет гостеприимства. Об этикете
на официальных мероприятиях.
Разновидность приемов и банкетов. Презентация. Подготовка к проведению приема. Форма
одежды. Сервировка банкетного стола. Посуда. Роль цвета в оформлении стола. Цветы на
столе. Подача закусок, блюд и напитков.
1.8. Вы в гостях… Гости у вас… Об обязанностях гостей и обязанностях хозяина.
Что необходимо в каждом хозяйстве… Гость, явившийся без приглашений…
Последовательность приема различных закусок и блюд. Сервировка праздничного стола.
1.9. Деловой этикет. Понятие «деловой этикет». Принципы делового этикета.
Внешний облик делового человека первый шаг к успеху. Вы устраиваетесь на работу:
Заполнение анкеты при приеме на работу. Этикет служебных отношений. Деловые подарки.
Как, кому и что подарить?
1.10. Секреты этикета. Столовые приборы их назначение. Вы в ресторане или
кафе…
1.11. Требования этикета к дому.
1.12. Традиции календарной обрядовости. Празднование календарных праздников на
Руси. Практические занятия по приготовлению постных и праздничных блюд.
II. Духовнонравственная деятельность. Раздел «Я и моя семья»
2.1. Я и мои родственники. Вопросы взаимоотношений с родственниками. Знаю ли я
свою родословную.
2.2. Брачносемейные отношения. Моя будущая семья. Моделирование системы
взаимоотношений в будущей семье. Моральноэтические нормы поведения в семье.
2.3. Социальноправовые знания, касающиеся семьи и брака. Социальноправовые
знания, касающиеся семьи и брака. Встреча с работниками ЗАГСа.
2.4. На пороге новой семьи. Нормы поведения в семейной жизни.
2.5.
Атмосфера семьи. Стиль жизни. Значение совместной деятельности для
сплочения семьи. Моделирование «Стиль жизни в семье. Каким он должен быть?».
2.6. Равномерное участие каждого члена семьи в выполнении домашней работы.
Система взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Хозяйственные работы в семье.
«Мужская» и «женская» работа.
2.7.
Финансовое положение семьи. Целесообразность в
расходовании денег.
Бережливость в финансовых делах семьи.
2.8. Семейные конфликты. Моделирование конфликтов и пути выхода из данной
ситуации. Решение проблемы бесконфликтным путем. Причины конфликтных ситуаций.
2.9. Этика семейных отношений. Семья ячейка общества и модель общественных
отношений.
2.10. Подготовка к воспитанию детей. Ответственность родителей за воспитание
детей. Система взаимоотношений между будущими родителями. «Ответственен ли я за
воспитание своего ребенка?»
2.11. Какими мы будем родителями. Качества личности, необходимые для будущих
родителей. Дискуссия «Какой я буду мамой?» Дискуссия «Каким я буду папой?»
2.12. Совмсестное выполнение обязанностей связанных с уходом за младенцем.
Значение совместной деятельности по уходу за младенцем.
III. Хозяйственнобытовая деятельность. Раздел «Хозяюшка»
103.1. Сбалансированное питание. Обмен веществ. Два основных этапа. Суточный
пищевой рацион. Советы по питанию.
3.2. Полезные завтраки. Каша рисовая с тыквой. Каша овсяная с яблоками. Каша
гречневая с молоком.
3.3. Приготовление домашних салатов из свежих овощей и фруктов. Вкусная и
здоровая пища. Делимся своими рецептами. Фруктовый салат. Конкурс «Кулинарный
поединок».
3.4. Закусочные блюда. Навыки работы на кухне (самостоятельная фантазия в
составлении бутербродов). Горячие бутерброды, тосты, гренки. Конкурс «Готовим
дома».
3.5.
Рецепты.
использованием распространенных, доступных продуктов.
Приготовление холодных блюд.
Приготовление блюд с
3.6. Сервировка стола. Применение полученных знаний на практике.
3.7.
Блюда из рыбы. Тепловая обработка: варка, жарение. Советы рецептов
приготовления рыбы. Котлеты из рыбы. Рыба под маринадом. «Белип».
3.8. Приобретение умений и навыков ведения домашнего хозяйства. Содержание
дома в порядке и чистоте. Закрепление приобретенных знаний по основам ведения
домашнего хозяйства. Кухня как рабочее место. Столовая в крохотной кухне. Дела
домашние практическое занятие по ведению домашнего хозяйства.
3.9.
Уют в доме. Интерьер. Правила гигиены в доме. Обновление жилого
пространства, создающего уют в любом помещении. «Декупаж»: подарим вещам
вторую жизнь. Декоративные подушки изюминка в интерьере. Рациональный ремонт.
3.10. Выпечка. Приготовление пищи в духовом шкафу. Простейшие рецепты
выпечки. Шарлотка. Блинчики с начинкой. Пицца. Запеканка.
3.11. Мелкий ремонт по дому. Использование хозяйственных инструментов в быту.
Мастерим своими руками (девочки).
3.12. Лечебные травы и их предназначение. Фитотерапия. Грудные чаи. Сборы
лекарственных растений.
3.13. Аптечка в вашем доме. Оказание первой помощи при травмах. Первая помощь
при переломе. Как правильно поставить горчичники. Солнечный или тепловой удар.
3.14. Цветы в доме. Комнатные растения и уход за ними. Умение формировать
клумбы. Любите и понимайте цветы. Посев однолетних растений на участке. Альпийская
горка (Чем украсить и что посадить?).
3.15.
Приготовление горячих блюд. О сортах и предназначениях различных
распространенных первых блюд.
макаронных изделий. Технология приготовления
Рассольник. Борщ. Макаронные изделия.
3.16.
Напитки. Компот из замороженных ягод и фруктов. Компот из
сухофруктов. Желе из фруктов.
IV. Просветительнооздоровительная деятельность. Раздел «Познай себя»
4.1. Познай себя. Я и мой организм. О внутреннем строении организма и взаимосвязи
образа жизни и состояния здоровья. Дыхание. Кровеносная система. Нервная система.
Двигательные функции.
4.2. О значении гигиены для здоровья девушки. Правила личной гигиены. Заболевание
ногтей пальцев ног.
4.3. Мода и здоровье. «Хотим быть красивыми». Цвет лица и режим питания. Умейте
скрыть одеждой недостатки своего тела. Обувь (Правильно выбирайте обувь).
114.4. Что надо знать девочке, девушке, женщине. Встреча с врачом.
4.5. О вреде курения и алкоголя. Цвет лица и табак.
4.6. О косметике. Косметические недостатки и меры по их устранению.
4.7. «Здоровые волосы». Прически. Особенности ухода за волосами.
4.8.
Симптомы нарушения физического и душевного равновесия. Наркотики.
Успокаивающие лекарственные препараты. Как поддержать душевное и физическое
равновесие.
4.9. О ранних половых связях. О вреде для подрастающего организма ранних половых
связей.
4.10. ЗОЖ. Дискуссия на тему «Как ты растолкуешь понятие «Здоровый образ
жизни»?
4.11. Женское очарование. Нравиться вот наше настоящее призвание. Элегантность.
Правильно подбирайте украшения и драгоценности. Одевайтесь со вкусом. Советы.
Сделайте свое жилище благоуханным.
4.12. Ноги и ногти. Эпиляция. Косметические недостатки и болезни ног.
4.13. День спорта. Подготовка и проведение праздников.
V. Общеинтеллектуальная деятельность». Раздел
«Интеллектуальный
променад»
5.1. Под сенью дружных муз. Литературный турнир, посвященный творчеству А.С.
Пушкина.
5.2. Петра творенье. Интеллектуальное казино.
5.3. «Планета 238». Подготовка и проведение праздников, посвященных 23
февраля, 8 Марта.
5.4. Ты счастливчик. Интеллектуальная игра.
5.5. Интеллектуальный променад. Внеклассные занятия на развитие интеллекта у
подростков. Бизнесигры.
VI. Правовая деятельность. Раздел «Наши права»
6.1. Что такое закон. Главный закон страны Конституция.
6.2. Человек в мире правил. Роль правил в жизни человека и общества. Роль привычки
в поведении.
6.3. Мораль и право. Осознание детьми равенства всех людей независимо от расы,
цвета кожи, языка, религии.
6.4. Закон и порядок. Действие закона распространяется на всех людей без
исключения.
6.5. Право на защиту своих прав. Права и право на восстановление в правах.
6.6. Кодекс гражданства. Гражданство. Право на заботу и защиту со стороны
государства.
6.7. Преступление и наказание. «Болезни поведения».
6.8. Всеобщая декларация прав человека. Представление о правах человека. «Право
на неприкосновенность личности и жилища». «Право на имущество». «Право на вступление
в брак». «Право на социальное обеспечение». «Право на труд». «Право на отдых». «Право
на охрану здоровья».
«Право на свободу». «Право на
гражданство».
«Право на образование».
126.9. Права и обязанности человека.
6.10. Конвенция о правах ребенка. Знакомство с конвенцией и основными статьями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
• Авторские рекомендации И.Ю. Солотиной;
• Методические рекомендации педагога Е.Д. Худенко;
13• Методические рекомендации Управления образования и науки Тамбовской
области, института повышения квалификации работников образования;
• Информационная и справочная литература, разработки и сценарии проведения
различных мероприятий.
Материальнотехническое обеспечение программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков;
учебная комната для самоподготовок;
комната для работы с компьютером;
комната отдыха;
спортзал, оборудованный спортивными тренажерами и теннисным столом;
пищеблок, оборудованный в соответствии с современными требованиями;
столовая на 30 посадочных мест;
складские помещения;
душевая комната и прачечная;
комната гигиены с душевой кабиной;
столы, стулья в учебных помещениях;
компьютер, принтер, телевизор, музыкальный центр;
учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш,
фломастеры, наборы цветной бумаги и картона, ножницы)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
14Список литературы, рекомендованной педагогам:
1) Александров И.Ф., Алферова О.С., Ахметьянова З.А. Семейное право на
рубеже XX XXI веков: к 20летию Конвенции ООН о правах ребенка:
Материалы Международной научнопрактической конференции / Отв. ред.
О.Н. Низамиева. М.: Статут, 2011;
2) Баландин Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов
для умников и умниц. – М.: МОО ИНТИ, 2008;
3) Баткина И.Б. Этикет. Психология и культура поведения. ДВГТУ: Учеб.
пособие, 1996;
4) Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. – М.: Просвещение, 1986;
5) Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. –
Липецк: Изд–во ЛЗПИ, 1999;
6) Волков В. М. Как избежать беды. Советы подполковника милиции детям: кн.
для чтения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». М.: Вита
Пресс, 2003;
7) Вольф И. Современный этикет. М.: Кристина и К.,1997;
8) Гаспарян В.А. Семья на пороге ХХІ века: социологические проблемы. М.:
Наука, 172с.
9) Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во
внеучебной деятельности. – Ж. «Социальногуманитарные знания»: №4, 2011;
10) Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся
лицеев. – М.: Феникс, 2006;
11) Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. ред. А.И. Антонов.
М.: Наука, 1990;
12) Гипптенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, так? М.: АСТ «АСТРЕЛЬ»,
2011;
13) Готовим быстро и вкусно / Под редакцией Т. Радина. М.: ЭсКиМо, 2008;
14) Жиренко О.Е., Лобачева С.И., Савченко Е.В. Мир праздников и викторин /
Учебное издание классным руководителям. Москва, 2008;
15) Журнал «Развитие и коррекция». Москва, 2000;
16) Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: книга для
учителя. М.: Просвещение, 1984;
17) Караковский В.А.
Общечеловеческие ценности – основа учебно
воспитательного процесса. – Журн. «Воспитание школьников»: №2, 1993;
18) К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности
личности / Под. ред. В.С. Мухиной. М.: Мысль, 1989;
19) Методические рекомендации «Россия антитеррор детям». – Тамбов, 2006;
20) Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Изде 6е, испр. и доп. – Обнинск:
Световид, 2009;
21) Никольская Е. Беседы о домашнем хозяйстве. – М.: Молодая Гвардия, 1959;
22) Пилявец Ю.Г., Зыкин Б.В., Овечкин В.С. Права ребенка доступно и
интересно: кн. для чтения. Псков: Издво центра соц. проектирования
«Возрождение», 2001;
23) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /
Под редакцией Е.Г. Силяевой. М.: Издат. центр «Академия», 2002;
24) Рогов Е.И. М. Настольная книга школьного психолога». Гуманитарное изд
во: центр «ВЛАДОС»;
1525) Смагина Л.И., Карнейчик А.С., Петрикевич А.А., Царик И.А. Сто уроков по
правам ребенка: учеб.метод. пособие. Минск: Университетское, 1999;
26) Солотина И.Ю. Программа по социальноправовой реабилитации детей и
подростков;
27) Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение,
1987;
28) Формирование личности старшеклассника / Под ред. Дубровиной И.В. М.:
Педагогика, 1989;
29) Шаульская Н. Интеллектуальные игры для старшеклассников. – М.: Феникс,
2008;
30) Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель
Пресс, 2000;
31) Худенко Е.Д. Методические рекомендации по написанию спецкурса по
подготовке детей к самостоятельной жизни;
32) Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. Издание 2е, дополненное и
исправленное. М.: Педагогическое общество России, 2000;
33) Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994;
34) Шмаков С.А. Игры–шутки, игры–минутки. М.: Новая школа, 1993;
35) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
Интернетресурсы:
1) http://sitdikovafm.net/category/masterskay/intellektualni_klub/
2) http://www.ktlospo.com/st_psycho_semjaponjatie_i_harakteristiki.htm
3) http://www.rae.ru/forum2012/10/523
Список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения
данной образовательной программы:
1) Албертс Л.В. Литвинова И.П. Семья принимает гостей. М.: Культура и
традиции, 1995;
2) Антонова Т.Б., Афанасьева В.В., Волчков И.М. Права ребенка: знаю,
реализую, защищаю: кн. для чтения / Отв. ред. В.М. Сапогов. Псков:
ПОИПКРО, 2003;
3) Астахов П. Я и государство (Детям о праве). М.: Эксмо, 2011;
4) Астахов П. Я и школа (Детям о праве). М.: Эксмо, 2009;
5) Афоризмы и цитаты о праве, законе, государстве, законности, правах,
законодательстве. – Ж. «Читаем, учимся, играем»: №9, 2006;
6) Баранова Н., Колобенина О. Идеальная хозяйка. Полный иллюстрированный
курс. – М.: Эксмо, 2016;
7) Белов В. Этикет / Справочник хорошего тона. 2005;
8) Валле О. Мой дом мое счастье: все будет hygge! – М.: АСТ, 2017;
9) Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. Ценность
культуры и морали. – М.: Московская правда, 1991;
10) Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Издво ЛЗПИ,
2000;
11) Все об этикете. РостовнаДону: Феникс, 1995;
12) Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008;
13) Зубанова С.Г. Интеллектуальные игры для школьников. История. – М.:
Феникс, 2016;
1614) Изложение некоторых статей Конвенции о правах ребёнка. – Ж. «Читаем,
учимся, играем»: №3, 2004;
15) Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой. – М.: Педагогика, 1992;
16) Николаева Т., Илларионова Н. Этикет и мы. – М.: Сов. спорт, 1993;
17) Нянковский М. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для
школьников. – М.: Академия Развития, 1997;
18) Рыбина Д., Михайлова И. Салаты для праздников и не только. АСТ
«ЭсКиМо»;
19) Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.: Издат. дом Мещерякова,
2013;
20) Свобода это рай: комикс: история, рассказанная подростками, отбывающими
наказание... М.: Самокат, 2008;
21) Трофименко В., Волгин Л. Поговорим об этикете. – М.: Москов. Правда, 1991;
22) Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для школьников и их
педагогов. М.: Рига, 1995;
23) Энциклопедия красоты, здоровья и хорошего самочувствия / Перевод с франц.
М.А. Нелюбиной. Краснодар: Кн.издво, 1994;
24) Энциклопедия хороших манер. СПб.: Диамант, 1997.
17