Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
9 кл
22.12.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар речи» в 9 классе составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская СОШ № 2» на 2014 – 2019 гг., авторской программы Кашаевой В.В.., примерной программы по внеурочной деятельности в 9 классе, которая прошла апробацию в МБОУ СОШ №2 г. Салехард по общекультурному направлению. Цель программы: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по стилистике, культуре речи, показать учащимся, что овладение речевыми нормами позволит быть успешным в любой коммуникативной ситуации.
вн.д. РАЗВИВАЕМ ДАР РЕЧИ 9 кл.doc
МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2»  Городского округа Ступино УТВЕРЖДЕНО приказом директора  МБОУ «Мещеринская СОШ №2» № ____ от «30» августа 2018 г. РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла протокол № 1 от «28» августа 2018 г. Руководитель ШМО__________ (Е.Е.Шмяткова) СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы по ВР _____________(О.В.Бодрова) «29» августа 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности 9 класс «Развиваем дар речи» на 2018– 2019 учебный год Составил учитель: Дюкова О.В. Мещерино 2018 1 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар речи» в 9 классе составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская СОШ № 2» на 2014 – 2019 гг., авторской  программы Кашаевой В.В.., примерной программы по внеурочной деятельности в 9 классе, которая прошла апробацию в МБОУ СОШ №2 г. Салехард по общекультурному направлению. Цель программы: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по стилистике, культуре речи, показать учащимся, что овладение речевыми нормами позволит быть успешным в любой коммуникативной ситуации.   Важнейшие задачи курса: ­ сформировать языковую интуицию, необходимую для речевых умений и   навыков,   для   обеспечения   произвольности   и   осознанности   речевой деятельности, для расширения  словарного  запаса  учащихся, более  полного овладения   грамматическим   строем   русского   языка,   овладения   системой стилистических разновидностей речи, овладения нормами языка; ­   способствовать   овладению   навыками   чтения   и   письма   с   целью   его понимания   и   преобразования,   для   передачи   информации   и   общения,   для анализа художественного текста с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;    ­   ориентировать   на   тесную   связь   обучения   с   непосредственными жизненными   потребностями,   интересами   и   социокультурным   опытом учащихся;   ­   сформировать   знания   работы   с   текстом,   которые   могут   быть применимы   в   рамках   образовательного   процесса   разных   предметных плоскостей; ­   создавать   условия   для   саморазвития   и   самосовершенствования личности   школьника   путем   сознательного   и   активного   присвоения   нового социального опыта по написанию текста; ­   формировать   целостное   представление   о   мире,   взаимосвязях   его частей,   пересекающихся   в одном   предмете   или   сочетающихся   в   нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности. Актуальность выбора программы внеурочной деятельности «Развиваем дар   речи»   позволяет   показать   учащимся,   как   увлекателен,   разнообразен, неисчерпаем   мир   слова,   мир   русской   грамматики.   Это   имеет   большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.  В процессе изучения данного курса школьники смогут увидеть   мир   исторической   грамматики,   фразеологического   многообразия, возможности тропов и фигур в речевом оформлении; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание стилистики и речевой культуры создает   условия   для   успешного   усвоения   всех   учебных   предметов.   Без 2 словом, хорошего   владения,   невозможна   никакая   познавательная деятельность.   Поэтому   особое   внимание   на   занятиях   уделяется   заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три   развивающий   и   познавательный, аспекта   дидактической   цели: воспитывающий. Познавательный аспект Формирование   и   развитие   разных   видов   памяти,   внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные   способы   достижения   требуемого   результата,   новые   подходы   к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие   мышления   в   ходе   усвоения   таких   приемов   мыслительной деятельности,   как   умение   анализировать,   сравнивать,   синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений. Рабочая программа предназначена для обучения школьников в возрасте 14­15  лет  стилистическим   особенностям   и   культуре   речи,   компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей.                  Основной формой организации учебного процесса является классно­ урочная   система.   В   качестве   дополнительных   форм   организации образовательного процесса в школе используется система индивидуальных и групповых   практических   занятий,   научных   и   творческих   проектов   с использованием современных информационных технологий.  Тема 1 История русского языкознания(1ч).  Содержание программы 1. 2. Понятия: язык, семья, группа Вопросы для рассмотрения: Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа. 3. Практическая работа: анализ текста Тема 2. Основные этапы исторического развития русского языка(1ч)  1. 2. Понятия: язык, старославянизмы Вопросы   для   рассмотрения:   Старославянский   язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы. 3. Практическая работа: анализ текста, упражнения 3 Тема 3. Краткая история русской письменности(1ч). 1. 2. Понятия: алфавит, орфография, графика Вопросы   для   рассмотрения:   Глаголица.   Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма. Практическая работа: анализ текста, упражнения 3. Тема 4. Ударение(2ч)  1. Понятия:   произношение   и   фоника.   ударение   и произношение, нормы речи, звукопись. 2. Вопросы:   Литературное   произношение   и   фоника. Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи.  3.  Звукопись. Тема 5. Лексика(3ч).  1. 2. Понятия: стилистика, нормы, многозначность, антонимы, омонимы Вопросы:   Лексические   нормы.   Лексическая   сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.  3. 4. Практическая работа: анализ текста, упражнения Практическая работа: анализ текста, упражнения Тема 6. Стилистическая окраска слов(2ч).  1. Понятия:   Диалектизмы.   Жаргонизмы.   Устаревшие   слова. Неологизмы. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология.  2. Вопросы:   Диалектизмы.   Жаргонизмы.   Устаревшие   слова. Неологизмы.   Заимствования   в   русском   языке.   Плеоназм.   Речевая недостаточность. Тавтология 3. Практическая работа: анализ текста, упражнения Тема 7. Фразеологизмы(2ч).  1. 2. Понятия: Фразеологизмы  Вопросы:   Особенности   строения   фразеологизмов.   Загадки фразеологии.   Фразеологизмы   книжные,   разговорные   и   просторечные. Синонимия фразеологизмов 3.  Практическая работа: анализ текста, упражнения Тема 8. Стилистика и культура речи. (8 ч). 1. 2. Понятия : что есть стилистика? Что такое культура речи? Вопросы: стилистика – древняя и молодая наука. История создания   термина   стиль.   Основные   разделы   стилистики   Задачи грамматической,   функциональной   стилистики   и   стилистики   текста. закономерности, Практическая   целесообразность,   оборотов, грамматических   форм   конструкций.   Изучение   функциональной стилистики,   т.е.   стилей   русского   языка:   научного,   официально­ делового, публицистического и разговорного стилистика,   уместность   употребления   слов,   анализирующая   4 3. Практическая работа: анализ текста. Тема 9. Фигуры речи. (3ч) 1. Понятия:   Анафора.   Антитеза.   Бессоюзие.   Градация.   Многосоюзие.   Риторический   вопрос. Инверсия. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.   Параллелизм. 2. Вопросы:   Анафора.   Антитеза.   Бессоюзие.   Градация.   Многосоюзие.   Риторический   вопрос. Инверсия. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.    Параллелизм. 3. Практическая работа: анализ текста, упражнения Тема 10 Стилистика и риторика (4ч) 1. Понятия: дать понятие о науке «риторика», дать понятие о русском   письменном   двуязычии,   размежевании   в   пределах   единого письменно­литературного языка. 2. 3. Вопросы: знакомство с риторикой Древней Греции и Рима.   Знать   виды   речи,   функции   ораторской   речи,   знать   об истоках возникновения теории «трех стилей», о развитии теории «трех стилей»   на   Руси,   познакомить   со   стилистическими   теориями   Ф. Прокоповича, М.В.Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Г.Р.Державина. Ключевые слова: «роды речений» и «три штиля». 4. Практическая  работа:  устное  выступление­защита.  Защита рефератов­проектов   «Что   такое   риторика?»;   работа   со   словарем; исследование текстов. Тема 11. Историческая грамматика. Перевод текста(3ч) 1. 2. 3. текста.  Понятия: Историческая грамматика. Старославянизмы  Вопросы: Историческая грамматика. Старославянизмы Практическая работа:  анализ текста, упражнения, перевод Тема 12. Жанры публицистики(4ч) 1. 2. 3. Понятия: Жанры публицистики Вопросы: жанры публицистики Практическая работа: создание текстов различных жанров публицистики. Тема 13. Итоговое занятие. (1ч.) Курс рассчитан  на 34 часа в год /1 час в неделю. Продолжительность учебного занятия 45 минут.  5 Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностные:  умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес   к   чтению,   к   ведению   диалога   с   автором текста; потребность в чтении;  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  интерес к изучению языка;  осознание   ответственности   за   произнесённое   и написанное слово. Метапредметные результаты:   высказывать предположения на основе наблюдений;  формулировать   тему,   проблему   урока;   искать   пути   её решения;   соотносить   цели   и   результаты   своей   деятельности; определять степень успешности работы,    понятий;  осуществлять самопроверку письменных текстов. выделять   главное,   свёртывать   информацию   до   ключевых  искать   пути   решения   проблемы,   строить   логически обоснованные рассуждения;  группировать   слова   по   самостоятельно   выбранным основаниям.      планировать   учебное   сотрудничество   с   учителем   и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;  уметь   высказывать   и   обосновывать   свою   точку   зрения, слушать и слышать других,   быть   готовым   корректировать   свою   точку   зрения, договариваться   о   совместной   деятельности   и   приходить   к   общему решению;   оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные результаты:  извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, алгоритм, схему); 6 делать выводы;        анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, создавать тексты разных жанров; анализировать текст; редактировать текст; извлекать   информацию   из   различных   источников   и обрабатывать ее;    оперировать средствами художественной выразительности; выстраивать развернутый ответ, приводить аргументы; создавать исследовательский проект. Ученик  получит возможность научиться:  ­составлять план решения учебной проблемы;  ­ проявлять познавательную инициативу;  ­   самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры действия в незнакомом материале;  ­ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;  ­ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  ­   с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно   и   точно передавать   партнеру   необходимую   информацию   как   ориентир   для построения действия;  ­ владеть монологической и диалогической формой речи; ­   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   партнерам   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  –   самостоятельно   вычитывать   все   виды   текстовой   информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;   ­   адекватно   понимать   основную   и   дополнительную   информацию текста, воспринятого на слух;  ­ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;   – осуществлять анализ и синтез;   ­   использованию   методов   и   приёмов   художественнотворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.   7 Тематическое планирование  Раздел (глава, модуль)   русской   история История русского языкознания. Основные   этапы   исторического развития русского языка. Краткая письменности. Ударение. Лексика. Стилистическая окраска слов. Фразеологизмы Стилистика и культура речи. Фигуры речи. Стилистика и риторика. Историческая грамматика. Перевод текста Жанры публицистики. Итоги года. Общее количество часов: общее кол­во часов 1 1 1 2 3 2 2 8 3 4 3 4 34 В том числе теоретических практических 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 1 1 1 1 9,5 0,5 0,5 0,5 1,5 2,5 1,5 1,5 6 2 3 2 3 24,5 8 Календарно­тематическое планирование №п/п к/ч История русского языкознания (1ч.) Тема Дата по плану по факту 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Русский язык в кругу других языков. Языковая  семья. Языковая группа(ветвь). Родственные  языки. Индоевропейские языки.  Восточнославянская группа. 1. Основные этапы исторического развития русского языка(1ч.) 1. Старославянский язык. Древнерусский язык.  Церковнославянский язык. Старославянизмы. Краткая история русской письменности(1ч.) 1. Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит.  Орфография. Реформы русского письма. Ударение (2ч.) 2. Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение.  Орфоэпические нормы речи. Звукопись. Интонация . Лексика. (3 ч.)       3. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость.  Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы.  Антонимы.       2.      2. Стилистическая окраска слов. (2 ч.) Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова.  Неологизмы. Жаргонизмы. Заимствования в  русском языке. Плеоназм. Речевая  недостаточность. Тавтология. Фразеологизмы. (2 ч.) Особенности строения фразеологизмов. Загадки  фразеологии. Фразеологизмы книжные,  разговорные и просторечные. Стилистика и культура речи. (8 ч.)      8. Что есть стилистика? Стилистика – древняя и  молодая наука. История создания термина стиль.  Основные разделы стилистики. Задачи грамматической, функциональной  стилистики и стилистики текста. Практическая стилистика, анализирующая  закономерности, целесообразность, уместность  употребления слов, оборотов, грамматических  форм конструкций. Изучение функциональной стилистики, т.е. стилей  9 9.    3. 10.    4. русского языка: научного, официально­ делового,  публицистического и разговорного. Понятие о культуре речи. Фигуры речи. (3ч.) Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация.  Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм.  Риторический вопрос. Риторическое обращение.  Умолчание. Эллипсис. Эпифора. Стилистика и риторика. (4ч.) Понятие о науке «риторика»,  понятие о русском  письменном двуязычии, размежевании в пределах  единого письменно­литературного языка. Риторика Древней Греции и Рима. Виды речи, функции  ораторской речи. Истоки возникновения теории  «трех стилей». Теория «трех стилей» на Руси.  Стилистические теории Ф. Прокоповича,  М.В.Ломоносова, В. К. Тредиаковского,  Г.Р.Державина.  11. 12. Итог о Историческая грамматика. Перевод текста.     3.    4. Жанры публицистики. Итоги года. 34 ч. 10

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Развиваем дар речи" ( 9 класс, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018