Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история
3 кл
02.04.2018
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Данная программа будет интересна учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
рабочая программа Я родился в России 3 кл.doc
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я родился в России»
(3 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовнонравственное
направление), курс «Я родился в России» для 3 класса составлена в
соответствии с Базисным учебным планом МБОУ «Знаменская средняя
общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области,
который является нормативным документом, основанным на Федеральных
государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС).
Программа гражданскопатриотического воспитания «Я родился в
России» составлена на основе авторской книги патриотического воспитания
авторасоставителя И.А. Пашкович, Волгоград: «Учитель», 2006 г.,
определяет содержание,
основные пути развития гражданско
патриотического воспитания в нашей школе и направлена на воспитание
патриотизма и формирование гражданственности.
Гражданскопатриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях
демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также
укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой
выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения
жизненного успеха. Гражданскопатриотическое воспитание способствует
становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и
патриота своей страны.
Программа представляет собой определенную систему содержания,
форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданскопатриотического воспитания имеет большое
значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность программы курса
В последние годы в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации
населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей.
Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания. В реформируемом государстве
стратегическая цель социального развития направлена на построение
правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать
себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же
время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В
этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей
не только социальный, но и духовнонравственный, идеологический,
культурноисторический, военнопатриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового
государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению
собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость. В формировании такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование
системы патриотического воспитания,
формирование у учащихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной
личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на
основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного патриотического воспитания
школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и
историческому прошлому России, к традициям родного края;
физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом
образе жизни;
развивать системы патриотического воспитания младших школьников
через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление
содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в
процессе образования;
формировать гражданской компетентности через включение в работу
по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных
организаций и объединений, учреждений дополнительного образования,
системы школьного самоуправления; воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому
Родины, ее истории, традициям через поисковокраеведческую работу,
совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через
организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего
развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина
России.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном коллективная,
а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Просмотр видеоматериала
Просмотр презентаций
Экскурсии
Практические занятия:
Конкурсы
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуальнопознавательные игры
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры:
1. Сформированность у обучающихся гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры: включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к
учреждению, к педагогу, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданскопатриотической тематике;
проведение мероприятий.
Планируемые результаты освоения программы «Я родился в
России»
Личностные:
Получение младшим школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, труд, знания, культура) ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Самоценное отношение к себе через историю своего рода. Выяснение
значения, смысла учения для ребёнка, оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный
выбор.
Мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве
образовательного учреждения и семьи. Активизация процесса самопознания,
повышение активности и самооценки ребенка. Работа над повышением
школьной мотивации детей, волевой само регуляции личности. Формирование
внутренней позиции школьника.
Приобретение младшим школьником социальных знаний (об
общественных нормах, о социально одобряемых формах поведения в
обществе); выяснения значения, смысла составных «частей» счастья для
ребёнка.
Предметные:
Учащиеся должны знать о России, как о своей Родине; столицу своей
Родины; разбираться в понятии «моя малая Родина». Знать понятие
«Отечество», иметь ценностное отношение к России, своему народу, своей
семье, своему краю, отечественному культурному наследию, государственной
символике, русскому языку, народным традициям, старшему поколению.
Уметь позиционировать себя россиянином, человеком свободной
страны, знающим о культуре разных народов, игры и праздники народов
России.
Школьники должны знать о ценности отношения к природе ,
памятники архитектуры, старины; иметь первоначальный опыт эстетического,
эмоционально нравственного отношения к природе, всему живому вокруг;
соблюдать нормы экологической этики.
Учащиеся должны знать обязанности школьника и его права, о
принятых правилах в обществе, рисках и угрозах нарушения этих правил; знать, что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране;
иметь представление о понятиях: равноправие, закон, беззаконие, свобода
мыслей, Конституция.
Знать понятие «Безопасность»; иметь начальные представления о
правилах дорожного движения дома, на улице, в школе.
Уметь использовать навыки культурного поведения, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Метапредметные:
Заложить основы процесса самопознания; формировать позитивный
образ «Я»; способствовать повышению самовосприятия; организовать
позитивный образ толерантного взаимодействия; постановка вопросов,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; оптимизировать
внутригрупповое сотрудничество, приобрести позитивный его опыт.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя. Строить логическую цепь рассуждений.
В результате реализации Программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа
личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование учащихся и родителей.
2. Общешкольный праздник,
включающий чествование активных
участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской
деятельности и т.д.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
2
3
4
Знаменательные даты в нашей жизни
Растим патриота и гражданина
Мой край родной
Спорт и здоровье
14
7
5
4 5
Я и семья
Всего:
4
34
Содержание учебного курса «Я родился в России»
Гражданскопатриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях
демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также
укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой
выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения
жизненного успеха.
Модель
последовательных целесообразных
гражданскопатриотического воспитания детей в
воспитательнообразовательном процессе школы представляет собой
совокупность
взаимодействий
администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта
деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она
ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие
субъектов воспитательнообразовательного процесса. С точки зрения
содержания, она нацелена на развитие всех прямых (педагогов,
обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников
образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в
самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные
формы воспитательнообразовательного процесса.
Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на
гражданское и патриотическое воспитание учащихся.
«Знаменательные даты в нашей жизни»
Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе России,
республики, района, школы, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Развивать общественную активность учащихся.
Воспитывать
сознательное отношение к труду и народному достоянию.
Экономическое воспитание.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего
поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и
независимости.
Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание
гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и
правонарушения окружающих.
Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и
мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное
отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества. «Растим патриота и гражданина»
Формирование гражданской и правовой направленности личности,
активной жизненной позиции, привитие чувства долга по защите Отечества,
уважения к памяти его защитников.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как
части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих
родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где
человек родился.
Задачи:
Формирование правосознания и воспитание
гражданской
ответственности.
Воспитание эстетической культуры и развитие художественных
способностей.
Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры
поведения.
Воспитание ответственности и исполнительности, точности при
соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в
природе.
Формирование потребности самообразования в условиях развития
науки, культуры, техники.
Формирование морально волевых качеств, осознание активной роли
личности в становлении характера; умение проявлять решительность и
настойчивость в преодолении трудностей.
«Мой край родной»
Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей
малой Родине, бережного отношения к природе, окружающему миру.
Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым,
культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к
природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое
прошлое родного края.
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании
окружающей действительности.
Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края.
Формировать стремление к развитию художественных способностей и
творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение
эстетических знаний и совершенствование умений и навыков.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего
поколения нашего села, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы
и независимости.
«Спорт и здоровье» Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в
здоровом образе жизни.
Задачи:
Воспитывать сознательное отношение к учению,
развивать
познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать
готовность к сознательному выбору профессии.
Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру
поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением
здоровья и формированием навыков санитарно гигиенической культуры,
туризмом.
Формировать осознание роли физического совершенствования в
развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья,
стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре,
спорту, туризму, к активному участию в работе оборонноспортивных,
санитарнооздоровительных мероприятий.
«Я и семья»
Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности,
Подготовка к выполнению основных
приобщение к традициям семьи.
социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья главный фактор воспитания семьянина.
Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам.
Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь
своих близких.
Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия дос
тойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие.
Верностьоснова семьи.
Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки.
Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки,
бабушки и дедушки.
Задачи:
Формировать уважение к членам семьи.
Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери,
сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Формировать умение понимать семейные трудности.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Печатные пособия 1. Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д.
Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. 2001 г.№7.
2. Конституция Российской Федерации. Гимн Российский Федерации.
Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.
3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г.
Круглов. М.: Просвещение, 1990 г.
4. Старинные русские пословицы и поговорки [Текст]. М. : Детская
литература, 1993 г.
5. Детские подвижные игры народов СССР. Составитель: Л.П. Анашкина.
Изд. « Просвещение», 1988 г.
6. Мазыкина Н., Методические рекомендации по совершенствованию
военнопатриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина //
Воспитание школьников. 2003г. N 6. С. 1317.(1)
7. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева. М.:
Художественная литература, 2003 г.
8. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007
г.
9. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева. М.:
Художественная литература, 2003г.
10.Таблицы различных видов растений, животных.
11.Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)
Экраннозвуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. Аудиозаписи музыки.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1. CD/DVD –проигрыватели.
2. Компьютер с программным обеспечением.
3. Интерактивная доска.
4. Мультимедийный проектор.
Для учащихся:
Натуральный фонд.
1. Школьная и районная библиотека.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
Список литературы
1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» Волгоград,
Издательство «Учитель»,2009 2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы (внеклассная работа в
начальной школе) Волгоград, «Учитель», 2007
3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009 г.
4. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя» Москва
«Глобус», 2009 г.
5. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников»
Москва «Дрофа», 2007 г.
6. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников»
Москва, 2006 г.
7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий. Авторсоставитель И.А. Пашкович.
Волгоград: «Учитель», 2006 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я родился в России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.