Данная рабочая программа создана к учебнику В.И. Уколова "История. Всеобщая История. 10 класс. Программа курса рассчитана на 28 часов, то есть на 2 часа в неделю. В ней учтены компоненты, отвечающие Федеральному Государственному Стандарту Образования, такие как Метапредметные, Предметные и Личностные достижения учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №25 г. Иркутска
Утверждаю:
Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска
Безденежных В.В. ________________________
« ___» ______________ 2019г.
Рассмотрено на научнометодическом
совете,
протокол № _____
« ____» _________ 2019г.
на
Рассмотрено
подразделения естественных и общественных
дисциплин,
протокол № ________
«____» _________________2019г.
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» для 10 класса
Количество часов: 2 час/нед (28 часов в год)
Учебник: В.И.Уколова А.В.Ревякин Всеобщая история/ под редакцией академика РАН
А.О.Чубарьяна. Изд «Просвещение», 2015
Составитель: Уварова Марина Семеновна,
учитель историиГ. Иркутск, 20192020 г.
Планируемые результаты освоения ООП СОО
Предметные результаты освоения ООП СОО
Ученик на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
–
–
событий;
–
–
–
–
–
персоналиями;
–
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники
информации;
макетов, интернетресурсов;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
программой;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в
науке их современных версиях и трактовках.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
–
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом
сообществе;
–
–
–
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и
ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
–
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
личностей ХХ века;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
–
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической
терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;–
владеть элементами проектной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Метапредметные результаты освоения ООП СОО
1.
Ученик научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
достижения поставленной цели;
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
–
ситуациях;
–
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
–
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельносхематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Коммуникативные универсальные учебные действия
3.
Ученик научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
(устных и письменных) языковых средств;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Личностные результаты освоения ООП СОО
1. Культурный кругозор и широта мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу
в развитии экономики, социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения
гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями. Выпускник должен владеть основами мировой
культуры и воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в
пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои
жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей.2. Патриотизм, выражающийся в том, что гражданин демократической России должен быть готов в
любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать
Конституцию Российской Федерации, общественнополитические достижения государства, чтить
государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, знать ее историю и
литературу, принимать активное участие в жизни государства.
3. Межкультурная компетентность по отношению к национальным культурам народов Российской
Федерации, владение родным языком и культурой, так как гражданин России, проживая в уникальном по
своей многонациональности и конфессиональности государстве, в евразийской державе, должен всегда
стремиться к укреплению межнациональных отношений в своей стране.
4. Информационная компетентность, т.к. в условиях конкурентных отношений важнейшим
преимуществом становятся навыки оперативной работы с информацией, компьютерная грамотность.
5. Коммуникативная компетентность: навык самозащиты от информации, причиняющей вред и
умение конструктивно взаимодействовать в современном коммуникативном пространстве (в том числе в
медиа пространстве), владение навыками делового общения, умение строить межличностные отношения,
способствующие самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Содержание учебного предмета (28 час)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
История как наука (1 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества:
историкокультурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации1.
–
–
Древнейшая история человечества (1 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и
социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего
1.человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и
формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
–
–
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (12 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности
и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление
знаний.
–
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индобуддийской и китайскоконфуцианской
цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе.
Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
–
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политикоправовая организация и
социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.
Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе.
Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудеохристианской духовной традиции, ее
религиозномировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
–
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного
поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского
общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
–
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и
восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние
Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры,
духовных ценностей в католической и православной традициях.
–
Становление и развитие сословнокорпоративного строя в европейском средневековом
Образование
обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений.
централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие
европейского Средневековья.
–
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры,
экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой
цивилизации. Социальнополитический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного
общества в XIVXV вв. Предпосылки модернизации.
–
–
Новое время: эпоха модернизации (14 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного
(аграрного) к индустриальному обществу.
–
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира.
–
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации.
Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере
мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление
протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского
общества.
–
Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVIIXIX
вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение
идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее
революционное движение. Национализм и его влияние на общественнополитическую жизнь в странах
Европы.
–
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.
Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной
экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция
традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные
модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
–
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной
картины мира в XVIIXIX вв. Культурное наследие Нового времени.
–
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение
международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени.
Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной
экспансии.–
–
№
–
1.
–
2.
–
3.
–
4
–
5
– Тема
урока
–
– Тип урока
–
–
–
–
– Историче
ское
познание
сегодня
– Урок
освоения
новых знаний
–
Предысто
рия.
– Ближний
Восток.
–
– Индия и
Китай в
древности
.
– УОНЗ
– УОНЗ
– Урок
рефлексии
– Древня
Греция.
От первых
– УОНЗ
–
–
Тематическое планирование
– Планируемые результаты
– Предметные
– Локализоват
ь во времени
ключевые
события,
характеризо
вать
основные
этапы и
соотносить
хронологию
отечественн
ой и
всеобщей
истории
–
• Определять
принадлежность
события к
историческому
периоду, этапу.
• Излагать подходы к
периодизации
отечественной и
всеобщей истории,
раскрывать
отличительные черты
отдельных периодов.
• Объяснять
основания различных
вариантов
периодизации
отечественной и
всеобщей истории.
• Проводить
синхронизацию
событий
отечественной и
всеобщей истории
– Метапред
метные
– Познавател
ьные:
1.Устанавл
ивают
аналогии и
причинно –
следственн
ые связи,
выстраива
ют
логическую
цепь
рассуждени
й,относят
объекты к
известным
понятиям.
2.Самостоя
тельно
делают
выводы,пер
ерабатываю
т
– Личностные
–
1. ищут свою
позицию в
многообразии
общественны
х и
мировоззренч
еских
позиций,эстет
ических и
культурных
предпочтений
.
2.Оценивают
поступки,в
том числе
неоднозначны
е,разрешая
моральные
противоречия
на основе
общечеловече
ских и
российских
–
– Элемен
ты
содерж
ания
–
–
–
Предмет
историч
еской
науки,
периоди
зация и
хроноло
гия.
Предыст
ория.
– Ближни
–
–
й
Восток.
Индия
и Китай
в
древнос
ти.
Древня
Греция.
От–
6
–
7
–
8
государст
в до
расцвета
полиса.
–
–
– Древняя
Греция.
От полиса
к
эллинисти
ческому
миру.
– Древний
Рим.
Римская
империя
–
Западноев
ропейское
Средневек
овье.
Развитие
феодальн
ой
системы
– УОНЗ
– УОНЗ
– Обучения
умениям и
навыкам
–
–
–
первых
государ
ств до
расцвета
полиса.
Древняя
Греция.
От
полиса к
эллинис
тическо
му
миру.
Древний
Рим.
Римская
империя
Западно
европей
ское
Среднев
ековье.
Развити
е
феодаль
ной
системы
информаци
ю,преобраз
овываютеё,
представля
ют
информаци
ю на основе
схем,модел
ей,сообщен
ий.
3.Работая
по
плану,свер
яют свои
действия с
целью и
при
необходим
ости
исправляю
т ошибки с
помощью
учителя.
4.выявляют
особенност
и и
признаки
объектов;
приводят
примеры в
качестве
доказатель
ства
выдвигаем
ых
ценностей.
3.проявляют
уважение к
своему
нарду,другим
народам,прин
имают
ценности
других
народов.
4.понимают
важность
учёбы и
познания
нового,парин
имают
ценности
других
народов.
5.проявляют
учебно
познавательн
ый интерес к
новому
материалу и
способам
решения
новой задачи.
6.Оценивают
собственную
учебную
деятельность,
свои
достижения;
анализируют
–
• Находить и
показывать на карте
исторрические
объекты, места
событий и др.
• Систематизировать
картографический
данные, определять
общие явления и
тенденции.
• Выявлять на основе
информации карты
изменения,
происходившие в
результате
– Использоват
ь
исторически
у карту как
источник
информации
о странах,
значительны
х процессах
и
изменениях
на
политическо
й карте
мира.значительных
социально
экономических и
политический
событий и процессов.
–
9
–
10
–
11
–
12
–
13
–
14
–
–
Расцвет и
кризис
западноев
ропейског
о
христианс
кого
мира.
Византийс
кое
Средневек
овье.
– Исламски
й мир в
Средние
века
– Индия в
Средние
века
– Китай и
Япония в
Средние
века
– Возрожде
ние как
культурно
историчес
– Обучения
умениям и
навыкам
– Обучения
умениям и
навыкам
– Обучения
умениям и
навыкам
– Обучения
умениям и
навыкам
– Обучения
умениям и
навыкам
– Обучения
умениям и
навыкам
–
–
Расцвет
и кризис
западно
европей
ского
христиа
нского
мира.
Византи
йское
Среднев
ековье.
– Исламск
ий мир в
Средние
века
– Индия в
Средние
века
– Китай и
Япония
в
Средние
века
– Возрожд
ение как
культур
но
историч
– Анализирова
ть
информацию
из
исторически
х
источников
текстов,
материальны
х и
художествен
ных
памятников
Раскрывать
существенны
е черты
экономическ
ого,
социального
и
политическо
го развития
стран,
международ
ных
отношений,
развития
науки и
техники,
культуры.
–
• Излагать подходы к
периодизации
отечественной и
всеобщей истории,
раскрывать
отличительные черты
отдельных периодов.
–
• Проводить
синхронизацию
событий
отечественной и
всеобщей истории
–
• Объяснять
назначение
источника, выявлять
его принадлежность
определенному лицу,
и
характеризую
т
эмоционально
е состояние.
положений.
5.воспроиз
водят
информаци
ю по
памяти,нео
бходимую
для
решения
учебной
задачи.
6.извлекаю
т
необходим
ую
информаци
ю из
учебника и
дополнител
ьных
источников
,творчески
перерабаты
вают её.
Регулятивн
ые:
1.Самостоя
тельно
формулиру
ют задание:
определяю
т его
цель,плани
руют
алгоритмобщественному
течению и др.
• Проводить поиск
информации в
источнике,
устанавливать, что
дает данный источник
для характеристики
событий, явлений.
• Определять смысл
(главную идею)
высказиывания,
изображения.
• Сопоставлять
информацию из
различных
источников, выявляя
совпадения и
различия.
–
15
–
16
–
17
–
18
–
19
–
20
кая эпоха
– Возникнов
ение
мирового
рынка.
– Общество
и
экономик
а «старого
порядка»
– Промышл
енная
революци
я
– Индустри
альное
общество
–
Религия и
церковь в
начале
Нового
времени.
– Наука и
обществен
но
политичес
кая
– УОНЗ
– УОНЗ
– Обучения
умениям и
навыкам
– УОНЗ
– Обучения
умениям и
навыкам
– Урок
развивающего
котроля
еская
эпоха
– Возникн
овение
мировог
о рынка.
– Общест
во и
экономи
ка
«старог
о
порядка
»
– Промыш
ленная
революц
ия
–
– Индустр
иальное
обществ
о
Религия
и
церковь
в начале
Нового
времени
.
– Наука и
обществ
енно
политич
еская
его
выполнени
я.
2.удержива
ют цель
деятельнос
ти до
получения
её
результата;
осуществля
ют
самостояте
льный
контроль
своей
деятельнос
ти.
3.в диалоге
с учителем
учатся
вырабатыва
ть
критерии
оценки и
определять
степень
успешност
и
выполнени
я своей
работы и
работы
всех,исход–
21
–
22
–
23
–
24
–
25
–
26
мысль.
– Художест
– Урок
венная
культура
развивающего
контроля
– УОНЗ
–
Государст
во
на
Западе и
Востоке.
– Политиче
– УОНЗ
ские
революци
и XVII
века.
– Становлен
– УОНЗ
ие
либеральн
ой
демократ
ии
– Встреча
миров.
– Европейс
кое
равновеси
– УОНЗ
– УОНЗ
–
мысль.
– Художе
ственна
я
культур
а
Государ
ство на
Западе и
Востоке
.
–
– Политич
еские
революц
ии XVII
века.
–
–
• Выделять главные
признаки
исторических
явлений, событий.
• Конкретизировать
содержание общих
понятий
применительно к
эпохе, периоду,
региону, стране (на
примерах событий,
ситуаций, действий
людей и т.д.
• выявлять
качественные
изменения в
различных сферах
жизни общества.
• Характеризовать
ключевые процессы и
проблемы развития
России и мира
• Выделять главные
признаки
исторических
явлений, событий.
• Конкретизировать
содержание общих
понятий
применительно к
эпохе, периоду,
региону, стране (на
примерах событий,
–
–
Раскрывать
существенны
е черты
экономическ
ого,
социального
и
политическо
го развития
стран,
международ
ных
отношений,
развития
науки и
техники,
культуры.
Раскрывать
существенны
е черты
экономическ
ого,
социального
и
политическо
го развития
стран,
международ
я из
имеющихся
критериев.
Коммуника
тивные:
1.Вычитыва
ют все
виды
текстовой
информаци
и(фактуаль
ную,подтек
стовую,кон
цептуальну
ю) 2.
Участвуют
в диалоге;
слушают и–
27
е XVII—
XVIII вв.
– Конфликт
ы
и
противоре
чия XIX в.
– Обучения
умениям и
навыкам
–
28
– Контроль
ная
работа
–
знать
основные
положения
раздела;
применять
полученные
знания и
умения
–
– Характе
ризовать
основны
е
положен
ия
раздела;
анализи
ровать
изученн
ые
понятия
, делать
выводы,
отвечать
на
вопросы
по
темам
раздела.
ситуаций, действий
людей и т.д.
• выявлять
качественные
изменения в
различных сферах
ных
отношений,
развития
науки и
техники,
культуры.
–
–
ние
различных
точек
зрения .
4.вступают
в
коллективн
ое
сотрудниче
ство;
участвуют
в
обсуждени
и
вопросов,о
бменивают