Рабочая программа "Развитие речи" для специального 2 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа "Развитие речи" для специального 2 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл
12.08.2018
Рабочая программа "Развитие речи" для специального  2  класса
Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью построена с учетом учебного плана, рекомендованного для организации образовательной работы с данной категорией обучающихся. Формы организации учебного процесса Настоящая программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения. К каждому ребёнку будет осуществляться индивидуальный подход 2 класс, количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Рабочая программа Развитие реи для специального 2 класса.docx

Государственное  общеобразовательное  казенное учреждение Иркутской области.

«Специальная коррекционная школа  интернат № 33 г. Братска»

 

 

РАССМОТРЕНО:                                            на заседании МО учителей              протокол №____от _________________

 

СОГЛАСОВАНО:       зам.директора по УВР          Загудаева Л.В. __________________

УТВЕРЖДАЮ:                                             директор  ГОКУ «СКШИ  № 33 г.Братска».                                                             Иванов А.В.______________

 

 

 

 

 

                                                   

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                по развитию речи                                                                                                                                                                                                      для 2 спец. класса                                                                                                                                                                                                                           (срок освоения программы 1 год)

 

 

                                                    Составила: учитель Емельянова А.Б.

 

 

 

 

2016 год

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….3-5

2.     Содержание  учебного предмета …………………………………………………………………………………..…..6-9

3.     Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………….10-11

4.     Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………..12

5.     Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………..13-22

6.     Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………………………………………23

 


                                                                    Пояснительная записка

                                                                                                                                                                                                                        Рабочая программа по счету  для 2 «В» класса  составлена на основе следующих документов:

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.     Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»

3.     Методические рекомендации по формированию учебного плана образовательными организациями
на 2016-2017 учебный год для детей с умственной отсталостью (Приложение 1к письму  от «01» августа2016года № 55-37-1441/16)

4.     Положение о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью построена с учетом учебного плана, рекомендованного для организации образовательной работы с данной категорией обучающихся.                            

      Речь учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью характеризуется бедностью и разнообразными речевыми дефектами. Самостоятельные высказывания детей бедны и примитивны. В повседневной речи дети пользуются самыми простыми фразами и отдельными словами. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых потребностей и ощущений. Для их устной речи характерны ошибки в грамматическом оформлении активной речи и не понимании грамматических конструкций. В их высказываниях часто наблюдаются ошибки склонения, спряжения, неправильное употребление различных грамматических категорий (числа, рода, падежа). В их речи часто отсутствуют служебные части речи (предлоги, союзы). Словарный запас беден, не дифференцирован и примитивен. В речи имеют место стереотипные обороты, которые механически повторяются детьми.

       Для того, чтобы научить глубоко умственно отсталых детей правильно произносить слова и правильно употреблять их, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания и потребности, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи учащихся.

       Необходимо научить называть предметы, которые их окружают в классе, в игровой комнате, в школе, дома. Плохо говорящих детей необходимо стимулировать повторять слова и фразы учителя.

На уроках-занятиях по развитию речи используются речевые игры, требующие вопросов и ответов. Это способствует развитию активности учащихся, побуждает их интерес, оживляет уроки.

      Каждый урок по развитию речи посвящен какой-либо теме, которая знакомит учащихся с явлениями окружающей действительности. Количество новых слов, с которыми знакомятся учащиеся на одном уроке должно быть ограничено, иначе они их не запомнят. Необходимо создавать ситуации по активизации речевых ресурсов детей. Нужно всячески способствовать тому, чтобы дети умели оформить словесно свои желания и действия. С этой целью дети заучивают вместе с учителем простейшие фразы-просьбы, фразы-инструкции и их выполнение.

      Необходимо создавать ситуации, которые способствовали бы  осмыслению и оречевлению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях. 

      На предметных уроках детям даются первоначальные сведения о живой и неживой природе.

       Задача обучения состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На предметных уроках учащиеся знакомятся с жизнью растений и животных. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Изучаются типичные представители растительного и животного мира.

       На предметных уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий и ощущений. Наблюдая за предметами и явлениями, учащиеся учатся анализировать, находить признаки сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

       Уроки-экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.

       Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал используется на уроках ручного труда, арифметике, рисования и на других уроках.

       Практические работы способствуют закреплению определенных умений и навыков. Большую помощь в изучении материала оказывают различные наглядные пособия, показ кино- и диафильмов. Для развития сенсорных процессов полезно заниматься лепкой из глины, пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций.

      Экскурсии, наблюдения, практические работы способствуют развитию речи, памяти, внимания, наблюдательности, мыслительных операций. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми объектами, предметами окружающей среды и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в практической деятельности учащихся.

 

 


Содержание учебного предмета

                                                                                                                                                                                                                                                    2 класс

      Повторение пройденного в первом классе.

      Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями.

      Составление по картинкам простых распространенных предложений, состоящих из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.).

       Умение осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.

       Умение строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственное отношение предметов (на парте – в парте, на шкафу – в шкафу).

 Продолжение работы, которая была начата в первом классе, по соотнесению натуральных объектов с их графическим   изображением, умение назвать изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов.

       Знание форм множественного числа (стол – столы, книга – книги и так далее).

       Заучивание стихотворений, считалок, потешек, коротких песенок.

Тематика

       Овощи  (помидор, огурец). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Обобщающее понятие «овощи».

       Фрукты (лимон, апельсин, банан). Различие по форме, величине, вкусу. Обобщающее понятие «фрукты».

        Деревья. Распознавание не более двух видов деревьев, заметно отличающихся друг от друга (например, береза и сосна). Уметь выделять наиболее яркие признаки этих деревьев (цвет коры, иглы у сосны, листья у березы. Осенью листья опадают, а иглы остаются).

        Комнатные растения (герань цветущая). Название. Распознавание по внешнему виду.

        Домашние животные (кошка, собака). Расширение и дополнение знаний, полученных в первом классе. Внешний вид: тело покрыто шерстью, на лапах когти. Какую пользу кошки и собаки приносят человеку, как заботится о них человек.

        Дикие животные (лиса, заяц). Внешний вид, питание.

        Домашние птицы (курица). Сравнение петуха и курицы (величина, оперение, гребень, шпоры, голос). Чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

        Птицы (ворона, воробей). Наблюдения за живыми птицами во дворе или в парке. Внешний вид (туловище, на голове глаза, клюв). Птицы кладут яйца, высиживают птенцов. Сравнение. Различие.

       Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. Зима: холод, снег, снежинки. Весна: потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек. Ведение календаря погода.

       Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе.

       Практическая работа в живом уголке. Посадка в ящик для наблюдения семян овса.

       Экскурсии в сад, на огород, в поле, к цветнику, в лес, к реке.

       Просмотр диафильмов: «Осенние работы на огороде», «Осень».

 

Формы организации учебного процесса                                                                                                                                                          Настоящая программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения. К каждому ребёнку будет осуществляться индивидуальный подход                                                                                                                                                                         2 класс, количество часов в год – 34,  количество часов в неделю – 1.

 

 

 

                                                                                        


Планируемые результаты освоения учебного материала

 

Предметные результаты

Личностные результаты

             Учащиеся должны уметь:

Отвечать на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями.

Осуществлять классификацию предметов (овощи,фрукты,обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.                                                                                                   Строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственное отношение предметов (на парте – в парте, на шкафу – в шкафу). Знание форм множественного числа (стол – столы, книга – книги и так далее).

Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);

Учащиеся должны знать названия изучаемых  предметов, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре)

 

                                                                                                     

   Овладения навыками составления простых предложений, правильно употребляя формы слов;

   Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

 

 

 

 

                                                                      


Учебно –тематическое планирование

Наименование разделов

Кол-во часов

Практические работы

Экскурсии

1

Овощи.

3

               1

 

2

Фрукты.

4

 

 

3

Домашние животные.

3

 

 

4

Дикие животные.

2

 

 

5

Домашние птицы.

1

 

 

6

Птицы.

2

 

 

7

Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе.

3

 

 

8

Изменения в природе

3

 

3

9

Времена года

3

 

 

10

Школа.Класс.Учебные принадлежности

4

 

1

11

Правила дорожного движения

1

 

 

12

Охрана здоровья

2

 

 

13

Деревья

2

 

 

14

Комнатные растения

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

34

1

4


 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Календарно – тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Словарь

1

07.09

«Здравствуй, школа»

Экскурсия№1 по школе

Школа

2

14.09

Класс

Учебный кабинет, правила поведения в классе

Доска, парты, урок, звонок.

3

21.09

Учебные принадлежности и их применение.

Беседа

Карандаш, ручка, тетрадь

4

28.09

Осень. Труд взрослых осенью.

Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках . Труд взрослых осенью

Составление предложений по вопросам учителя.Рассматривание иллюстраций, составление предложений по картинке

Осень, похолодание, дождь. Ливень, листопад

Труд.

5

05.10

Наблюдение за сезонными изменениями  в природе

Экскурсия №2 на школьный двор

 Осень, похолодание, дождь. Ливень, листопад, сбор урожая

6

12.10

 Овощи: морковь.

Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках . Труд взрослых осенью

Составление предложений по вопросам учителя.

Осень, похолодание, дождь. Ливень, листопад, сбор урожая

7

19.10

Овощи: помидор

Рассматривание иллюстраций, составление предложений по картинке

Овощи

8

26.10

Овощи: огурец.

Рассказывание по картинке

Овощи

9

09.11

Фрукты: лимон.

Рассказывание по картинке

Фрукты.

10

16.11

Фрукты: банан.

Дидактическая игра

Фрукты.

11

23.11

Фрукты:  апельсин

Рассматривание иллюстраций, составление предложений по картинке.

Фрукты.

12

30.11

Овощи и фрукты. Сравнение.

Д/игра:«На что похоже?»

Овощи и фрукты.

13

07.12

Зима: изменения в природе.                                        

Экскурсия№3 в зимний парк

Холод, снег, снежинки

14

14.12

Труд взрослых зимой .

Раскрашивание.

Труд

15

21.12

Праздник Новый год.

Разучивание стихотворения: «Новый год».Раскрашивание

Год

16

28.12

Праздник Новый год.

Подготовка к празднику Рассказ по картинке, раскрашивание.

Кошка ,внешний вид, питание.

17

11.01

Домашние животные: кошка

Рассказ по картинке, раскрашивание.

Кошка ,внешний вид, питание.

18

18.01

Домашние животные:собака

Рассказ по картинке, раскрашивание.

Собака, внешний вид, питание.

19

25.01

Дикие животные: лиса.

Рассказ по картинке, раскрашивание.

Лиса, внешний вид, питание.

20

01.02

Дикие животные: заяц

Рассказ по картинке, раскрашивание.

Заяц, внешний вид, питание,где живёт.

21

08.02

Домашние и  дикие животные: сравнение

Рассказ по картинке

Внешний вид, питание, где живёт.

22

15.02

Комнатные растения :герань .

Рассказ по картинке, раскрашивание.

Растение

23

22.02

Правила дорожного движения.

Д/игра: «Перейди улицу».

Знаки,светофор

24

01.03

Деревья: берёза.

Раскрашивание.

Дерево,листья,стол,ветки

25

15.03

Деревья: ель.

Раскрашивание

Дерево,иголки.

26

 22.03

Весна, изменения в природе.

Рассказ по картинке

Сосульки ,потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек.

27

 05.04

Домашние птицы :курица .

Рассказ по картинке Прослушивание стихотворения

курица

28

12.04

Птицы нашего края: ворона.

Рассказ по картинке: раскрашивание

ворона

29

19.04

Птицы нашего края: воробей.

Рассказ по картинке: раскрашивание

воробей

30

26.04

Посади лук.

Практическая работа№1

лук.

31

03.05

Культура поведения

Рассказ по картинке:

поведение

32

10.05

Изменения в природе.

Экскурсия №4в весенний парк

Распускание почек, яркое солнце

33

17.05

Насекомые – бабочка.

Рассказ по картинке,раскрашивание

бабочка.

34

24.05

Человек и охрана здоровья

Просмотр видеофильма

здоровье

                                                                                                                                                                                                                                      Учебно-методическое обеспечение

1.     Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2002.

2.     Билич Л.А. Основы валеологии. – С-пб.: Национальная академия ювенологии, 1998.

      Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. – СПб: КАРО, 2005.

3.     Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями. Межвузовский сборник научных трудов.- Иркутск, 1997.

4.     Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.5. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983.

5.     Гончарова Е.Л. Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубоким нарушением зрения и слуха. – Дефектология. – 1996. - №5. – с.47-58.

6.     Гончарова Е.Л. Методика оценки сформированности компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии. – Дефектология. – 2001. - №3. – с. 81-86.

7.     Дети с нарушениями умственного развития. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 1992.

8.     Долгих Л.Ю. условия развития мотивационного уровня речепорождения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2002.

9.     Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

10. Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991.

11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей.- СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 1998.

 

Календарно – тематическое планирование

 

 

 


Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………

Пояснительная записка

Пояснительная записка

На уроках-занятиях по развитию речи используются речевые игры, требующие вопросов и ответов

На уроках-занятиях по развитию речи используются речевые игры, требующие вопросов и ответов

Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в практической деятельности учащихся

Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в практической деятельности учащихся

Содержание учебного предмета 2 класс

Содержание учебного предмета 2 класс

Дикие животные (лиса, заяц). Внешний вид, питание

Дикие животные (лиса, заяц). Внешний вид, питание

Планируемые результаты освоения учебного материала

Планируемые результаты освоения учебного материала

Учебно –тематическое планирование №

Учебно –тематическое планирование №

Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Дата Тема урокаЭлементы содержанияСловарь 107

Дата Тема урокаЭлементы содержанияСловарь 107

Новый год».Раскрашивание

Новый год».Раскрашивание

Учебно-методическое обеспечение 1

Учебно-методическое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018