Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)
Оценка 4.8

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
04.03.2018
Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)
Данная рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 и предназначена для обучающихся 1-4 классов для детей с интеллектуальными нарушениями.Данная рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 и предназначена для обучающихся 1-4 классов для детей с интеллектуальными нарушениями.
Развитие речи у детей с ОВЗ (УО) 1 -4 кл.docx
муниципальное общеобразовательное учреждение  «Основная школа № 3» РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета Протокол от «____» ______ 2017 г. №____ УТРЕРЖДАЮ: Директор школы _________________ Ж.Ю. Рюмина Приказ от «____»  ______ 2017 г. №____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» Составитель:  Пантелеева Н.В., учитель­логопед МОУ ОШ № 3 1 г. Переславль­Залесский 2017 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………….…………………………….…..2 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………………………………………...................................................3 3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ……………………………………………………………………………………………….4 4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА……………………………………………………………………………………4 5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА …………………………………………………………………………………………………………….…...5 6. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1­2 класс………………………………….……………………..…..……………………...……..… Содержание: 7 7. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3­4 класс  …………………………………………………………...................................................11 8. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………………………......19 9. ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ИЗУЧЕНИЯ   КУРСА………………………………………………………………………………………………….…… 19 10. ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………………………………………………………………………………22 11. ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………………………………………………………………………………25 12. ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………………………………………………………………………………………26 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     работы,   составлена   Программа коррекционно­логопедической с Федеральным государственным образовательным стандартом образования   обучающихся     с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями) использованием следующих методических разработок: ­ Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М, 2004.  ­ Аксенова, Якубовская: Русский язык. 3 класс. 4 класс.  Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М, 2016. ­   Бакисова   Л.О.   Система   работы   по   развитию   устной   и   письменной   коммуникации   у   детей   с   ОВЗ.   1­4   классы:   рабочие   программы, индивидуальные и групповые занятия. Волгоград, 2015. ­ Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991. ­ Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001. ­ Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007. ­ Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. М,  2003.  соответствии в     2 ­ Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие устной речи. 1 кл. Уч. пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Программа   предназначена   для   коррекции   системного   недоразвития   речи   у   обучающихся   1­4   классов  с   ОВЗ,   имеющих интеллектуальные нарушения. Дети с нарушениями интеллекта принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.                 Программа  реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5 человек в каждой подгруппе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.  Цель программы –  коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. Основные задачи: 1. формирование   и   развитие   различных   видов   устной   речи   (разговорно­диалогической,   описательно­повествовательной)   на   основе обогащения знаний об окружающей действительности; 2. обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; 3. развитие и совершенствование грамматического строя речи;  4. развитие связной речи;  5. коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма); 6. совершенствование речевых навыков, необходимых для общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы   в   соответствии   с   ситуацией   общения,   излагать   свои   мысли   понятно   для   окружающих,   высказывать   свою   точку   зрения, доказывать,   соглашаться,   возражать,   конструктивно   разрешать   противоречия;   пользоваться   разнообразными   формами   речевого этикета; проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми. Программа   составлена   для   реализации   коррекционного   курса   устной   и   письменной   речи   обучающихся.   Ключевая   идея   курса   заключается   в 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА повышении качества образования.  Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации коррегирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно­развивающего воздействия. Коррекция   нарушений   речи   обучающихся   требует   организации   специальной   логопедической   работы,   поэтому   в   учебном   плане   специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.  Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос   полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.    3 В структуру занятия может входить:  ­ упражнения для развития артикуляционной моторики;  ­ упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;  ­ дыхательная гимнастика;  ­ коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;  ­ формирование фонематических процессов;  ­ работа со словами, звуко­слоговой анализ слов;  ­ работа над предложением, текстом;  ­ обогащение и активизация словарного запаса.      Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.  В   программе   предусмотрены   следующие   виды   контроля:   логопедическое   обследование,   направленное   на   выявление   особенностей   речевого развития   обучающихся;   мониторинг   динамики   речевого   развития   обучающихся,   их   успешности   в   освоении   АООП   образования   с   последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся: ­ индивидуально организованное обследование, ­ сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы), ­ наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, ­ изучение работ ребенка (тетради). В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний  в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.  3.МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа подгрупповых занятий рассчитана на 34 занятия в год в 1­2 классах (1 раз в неделю), 68 занятий в год во 2­4 классах (2 раза в неделю).   В соответствии СанПиНами (24.22821­10, с изменениями от 24.11.2015г. № 81) продолжительность подгрупповых занятий может варьироваться, но не должна превышать больше 40 минут.  Продолжительность коррекционно­развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.  При  необходимости  могут  проводиться  индивидуальные  занятия  по  коррекции  звукопроизношения,  продолжительностью  15 –  20 минут, 1­3 раза в неделю, в соответствии с  индивидуальным планом работы, составленным на каждого ребенка. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 4 Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения  практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные  результаты освоения АООП должны отражать:  1) владение навыками коммуникации (со взрослыми, со сверстниками) и принятыми нормами социального взаимодействия;  2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;  5) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты:  1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;  2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико­синтаксической  сторон речи и связной речи;  3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;  4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения. 5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА 1­2 класс Звуки речи (3 ч) Формирование представлений о звуках речи. Звуковой состав слова. Звуковой анализ слова. Слово (15 ч) Знакомство со словом. Различение слов, сходных по звучанию. Слова, обозначающие неживые предметы. Обобщающие слова. Понятие о   словах,   обозначающих   живые   предметы.   Дифференциация   слов,   обозначающих   живые   и   неживые   предметы.   Понятие   о   словах, обозначающих   действие   живых   предметов.   Слова,   обозначающие   действие   неживых   предметов.   Подбор   действий   к   предметам. Дифференциация слов­предметов   и слов­действий. Понятие о словах, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предметам. Дифференциация слов­предметов, слов­действий, слов­признаков. Предложение (6 ч) 5 Знакомство с предложением. Слово как часть предложения. Состав предложения. Связь слов в предложении. Предлоги. Составление предложений с предлогами. Анализ предложения.  Слоговой состав слова (4 ч) Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Слоговой состав слова. Слоговой анализ слов.  Связная речь (6 ч) Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Составление рассказа по картинке с помощью  ответов на вопросы. Цепной текст. Последовательный рассказ с опорой на серию картин. Составление рассказа по сюжетной картинке. Звуки речи (4 ч) Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.  Слоговая структура слова (3 ч) Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Слогообразующая роль гласных.  3­4 класс Место   ударения   в   слове.   Ударные   и   безударные   гласные.   Ударение.   Выделение   ударного   гласного.   Безударные   гласные. Смыслоразличительная роль ударения.  Ударение (5 ч) Твердые и мягкие согласные (10 ч) Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными и­ы. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными а­я. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными у­ю. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными о­ё. обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». мягкий знак в слове. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в конце слова. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация смягчающего и разделительного мягкого знака.  Слова, обозначающие предмет (11 ч) Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Слова, обозначающие один и много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большие и маленькие предметы. Сравнение двух предметов. Предмет и его части.  Слова, обозначающие действие предмета (7 ч) Слова, обозначающие действие предмета. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с различными приставками. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих действия, по родам. Подбор слов­действий к слова­ предметам. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов.  6 Слова, обозначающие признак предмета (7 ч) Слова, обозначающие признак предмета. Выделение ведущих признаков предмета. Образование относительных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно­ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных, близких по значению. Проверочный диктант по теме « слова, обозначающие предметы, действия, признаки». Предложение   и   слово.   Обозначение   границ   предложения.   Определение   количества   предложений   в   тексте.   Составление   предложений   с употреблением различных падежей. Деформированное предложение. Дополнение предложений по вопросам. Интонационная законченность предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Использование предлогов в речи.  Предлоги в предложении. Сложные предложения.  Предложение (12 ч) Текст (9 ч) Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану. Составление текста из данных предложений. Выборочное выписывание из текста по заданию. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по сюжетной картине. Итоговая проверочная работа. 6. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1­2  класс № п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся 3 Звуки речи Предполага­ емые сроки проведения. Дата проведения занятия Сентябрь  7 Формирование представлений о звуках  речи Звуковой состав слова Звуковой анализ слова 1 2 3 15 4(1) Знакомство со словом 5(2) Различение слов, сходных по звучанию 6(3) Слова, обозначающие неживые предметы 7(4) Обобщающие слова 8(5) Понятие о словах, обозначающих живые  предметы. Обобщающие слова 9(6) Слова, обозначающие живые предметы 10(7) Дифференциация слов, обозначающих  живые и неживые предметы Знакомиться с органами речи, которые участвуют в образовании речи. Наблюдать за работой органов речи, над образованием звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять количество и последовательность звуков в словах. Определять первый и последний звуки в словах. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.  Слово  Определять лексическое значение слова.   Подбирать обобщающие понятия к группам предметов. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. Различать слова, близкие по звучанию.  Осуществлять контроль за ходом своей деятельности. Различать слова и звукосочетания.  Сравнивать предметы, выделять основные признаки.  Выявлять общий признак группы слов.  Определять лексическое значение слов. Подбирать обобщающие понятия к группам предметов.  Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. Ставить вопросы к словам­предметам Группировать слова по заданному признаку.  Выделять общий признак группы слов.  Различать  (по   значению   и   вопросам)   одушевленные   и   неодушевленные   имена существительные. Сентябрь­ январь  8 11(8) 12(9) Понятие о словах, обозначающих действие живых предметов Слова, обозначающие действие неживых  предметов 13(10) Подбор действий к предметам.  Антонимы 14(11) Дифференциация слов­предметов и слов­ действий 15(12) Понятие о словах, обозначающих признак  предмета 16(13) Слова, обозначающие признак предмета 17(14) Подбор признаков к предметам.   Антонимы 18(15) Дифференциация слов­предметов, слов­ действий, слов­признаков Ставить вопросы к словам­предметам, отвечающим на вопросы кто? что? Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.  Знакомиться с признаками слов­действий.  Группировать  слова   по   заданному   признаку   (отвечают   на   вопрос  что   делает?). Задавать вопрос к словам­действиям.  Отгадывать по действиям предмет.  Сравнивать действия, выделять основные признаки.  Осуществлять подбор  действий к предметам.  Приобретать опыт в постановке вопросов к словам­действиям.  Подбирать слова, противоположные по значению. Понимать  на   слух   речь   учителя   и   одноклассников,    работать  совместно   в группе для достижения общей цели. Различать, сравнивать   слова­предметы и слова­действия.  Выявлять общий признак группы слов.  Выделять из ряда слов слова по заданному признаку.  Распознавать слова­предметы и слова­действия в предложениях.  Составлять простое нераспространенное предложение.  Подбирать слова­предметы к данным признакам, согласуя их в роде и числе.  Задавать вопросы к словам­признакам.  Определять предмет по его признакам.  Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Осуществлять подбор признаков к предметам.   Приобретать  опыт в постановке вопросов  к словам­признакам (какой? какая? какое? какие?).  Подбирать антонимы к словам­признакам.  Определять роль имен прилагательных в речи. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто? или что  делает? или какой?). Различать слова­предметы, слова­признаки, слова­действия в ряду слов.  Выявлять  общий признак группы слов.  Составлять предложения, используя слова­предметы, слова­признаки и слова­действия. Осуществлять выбор из нескольких вариантов. Работать совместно в группе для достижения общей цели 9 6 Предложение  19(1) Знакомство с предложением 20(2) Состав предложения 21(3) Связь слов в предложении 22(4) Предлоги 23(5) Составление предложений с предлогами 24(6) Анализ предложения 4 25(1) Слог как часть слова 26(2) Деление слов на слоги 27(3) Определение порядка слогов в слове 28(4) Слоговой анализ слов Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по картинке. Составлять предложения по картинкам.  Определять  правильную последовательность слов в предложении.  Определять количество слов в предложении. Употреблять предлоги в речи.  Составлять предложения с использованием предлогов.  Определять последовательность и количество слов в предложениях.  Осуществлять самооценку своих действий. Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать  на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Слоговой состав слова Различать слово и слог. Определять количество и последовательность  в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Анализировать слова (выделять первый, последний слог в слове).  Осуществлять самооценку своих действий. Последовательно  выполнять  учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Февраль­ март Март­ апрель  10 6 29(1) Пересказ с опорой на серию сюжетных  картин 30(2) Пересказ с опорой на сюжетную картину 31(3) Составление рассказа по картинке с  помощью ответов на вопросы 32(4) Цепной текст 33(5) 34(6) Последовательный рассказ с опорой на  серию картин Составление рассказа по сюжетной  картинке Связная речь Апрель­май Осуществлять пересказ текстов с опорой на серию сюжетных картин, на сюжетную  картину. Отвечать на вопросы по содержанию. Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Осуществлять самооценку своих действий. Составлять рассказ по картинке, с помощью ответов на вопросы, с опорой на серию  сюжетных картин, по одной сюжетной картинке. Отвечать на вопросы по содержанию рассказа.  Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать  на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Осуществлять самооценку своих действий. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку  зрения, логично, понятно строить суждения. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  3­4 класс N п/п 4 1 2 Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся Звуки и буквы Звуки и буквы. Алфавит Звуки речи   Наблюдать за работой органов речи, над образованием звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять количество и последовательность звуков в словах. Определять первый и последний звуки в словах. Закреплять различи е в понятиях «звук» и «буква». Предполага­ емые сроки проведения. Дата проведения Сентябрь 11 Гласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы 3 4 3 5(1) Анализ односложных слов 6(2) Анализ двусложных слов 7(3) Слогообразующая роль гласных  5 8(1) Место ударения в слове 9(2) Ударные и безударные гласные 10(3) Выделение ударных гласных Наблюдать  за работой органов речи, участвующих в образовании   гласных и согласных звуков. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять количество и последовательность звуков в словах. Определять первый и последний звуки в словах. Выделять признаки гласных и согласных звуков.  Различать гласные и согласные звуки на слух.  Осуществлять самооценку своих действий. Слоговая структура слова Сентябрь  Закреплять понятие о слоге как о части слова. Определять количество слогов в слове с опорой на гласный звук. Переносить части слова при письме. Делить слова на слоги. Выделять гласные из ряда слогов,  слов. Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на  контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Осуществлять самооценку своих действий. Ударение  Соотносить слово с его ритмическим рисунком.  Выделять голосом ударный гласный звук в слове.  Определять ударный звук в слове.  Воспроизводить ритмический рисунок слова.  Выделять ударные и безударные гласные. Знакомиться с понятием «орфограмма». Выбирать  проверочное слово из ряда родственных слов. Сентябрь­ октябрь 12 11(4) Безударные гласные 12(5) Смыслоразличительная роль ударения 10 13(1) 14(2) 15(3) Дифференциация  мягких согласных перед  гласными и­ы Дифференциация  мягких согласных перед  гласными а­я Дифференциация  мягких согласных перед  гласными у­ю Дифференциация  мягких согласных перед  гласными о­ё 16(4) 17(5) Обозначение мягкости согласных при  помощи буквы «е»  18(6) Мягкий знак в слове 19(7) Обозначение мягкости согласных при  помощи буквы «ь» в конце слова  20(8) Обозначение мягкости согласных при  помощи буквы «ь» в середине слова Определять количество слогов в слове с опорой на гласный звук.  Выделять ударный гласный и ударный слог в слове.  Наблюдать различие между словами, различающихся местом ударения, устанавливать  различие в значении слов. Осуществлять самооценку своих действий. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Твердые и мягкие согласные Сравнивать артикуляцию парных гласных (ы­и, а­я, у­ю, о­ё).  Находить  слова,   в   которых   буквы  и,  я,   ю,   е,   ё  обозначают   мягкость   предыдущего согласного.  Различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Соотносить количество звуков и букв в слове.   Устанавливать различие в значении слов с гласными и­ы, а­я, у­ю, о­ё (выл­вил, мал­мял, вол­вёл и др.). Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на  контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Осуществлять самооценку своих действий. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Анализировать  пары   слов   с   мягким   знаком   и   без   него   (мел­мель,   угол­уголь   и   др.), устанавливать различие в значении слов. Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. 21(9) Разделительный мягкий знак Характеризовать  функции   Ь   (разделительный   и   показатель   мягкости   предыдущего согласного) Октябрь­ ноябрь­ 13 22(10) Дифференциация смягчающего и  разделительного мягкого знака Анализировать пары слов с разделительным мягким знаком и без него. Определять лексическое значение слов с Ь. Работать совместно в группе для достижения общей цели. 11 Слова, обозначающие предмет Ноябрь­ декабрь 23(1) Слова, обозначающие предмет 24(2) Слова, обозначающие понятия 25(3) Различение одушевленных и  неодушевленных предметов 26(4) Слова, обозначающие один и много  предметов  27(5) Существительные в родительном  падеже единственного и  множественного числа  Группировать слова по заданному признаку.  Выделять общий признак группы слов.  Ставить вопросы к словам­предметам, отвечающим на вопросы кто? что? Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.  Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Уточнять значение слов.  Классифицировать слова, распределять слова по группам.  Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Выявлять общий признак группы слов. Устанавливать основание, по которому сгруппированы слова. Подбирать обобщающие понятия к группам предметов. Ставить вопросы к словам­предметам. Ставить вопросы к словам­предметам, отвечающим на вопросы кто? что? Различать  (по   значению   и   вопросам)   одушевленные   и   неодушевленные   имена существительные. Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Подбирать обобщающие понятия к группам предметов. Уточнять значение слов. Понимать на слух речь учителя и одноклассников.  Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Образовывать множественное число имен существительных (стол­столы). Составлять словосочетания и предложения с существительными в  единственном и множественном числе. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Образовывать  множественное   число   имен   существительных   в   родительном падеже (стол­стола, столы­столов). Составлять  родительном падеже в единственном и множественном числе. словосочетания   и   предложения   с   существительными   в 14 28(6) Существительные мужского рода  29(7) Существительные женского рода  30(8) Существительные среднего рода  31(9) Слова, обозначающие большие и маленькие  предметы  32(10) Сравнение двух предметов  33(11) Предмет и его части  Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на  контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Определять род имени существительного, заменяя слова­предметы подходящим  по смыслу местоимением (он). Работать совместно в группе для достижения общей цели. Осуществлять самооценку своих действий. Определять род имени существительного, заменяя слова­предметы подходящим  по смыслу местоимением (она). Работать совместно в группе для достижения общей цели. Осуществлять самооценку своих действий. Определять род имени существительного, заменяя слова­предметы подходящим  по смыслу местоимением (оно). Работать совместно в группе для достижения общей цели. Осуществлять самооценку своих действий. Образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью  уменьшительно­ласкательных суффиксов.  Уточнять значение слов.  Применять полученные знания в новых ситуациях. Сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия.  Соотносить предметы с обобщающим понятием.  Определять предмет по названию его составных частей. Соотносить предметы с их составными частями.  Применять полученные знания в новых ситуациях. 7 Слова, обозначающие действие предмета 34(1) Слова, обозначающие действие предмета Группировать слова по заданному признаку (отвечает на вопрос что делает?). Задавать вопрос к словам­действиям. Определять предмет по действиям.  Сравнивать действия, выделять основные признаки. Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Январь­ февраль 15 35(2) Сопоставление форм одного и того же  глагола  36(3) Употребление глаголов с различными  приставками 37(4) Изменение слов, обозначающих действия по  числам 38(5) Изменение слов, обозначающих действия по  родам 39(6) Подбор слов­действий к словам­предметам 40(7) Дифференциация слов, обозначающих  предметы и действия предметов Употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы.  Задавать вопрос к словам­действиям. Сравнивать действия, выделять основные признаки. Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Употреблять глаголы с различными приставками. Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Уточнять лексическое значение слов с различными приставками. Осуществлять самооценку своих действий. Образовывать множественное число глаголов. Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Задавать вопрос к словам­действиям. Осуществлять самооценку своих действий. Согласовывать имена существительные с глаголами в роде. Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Задавать вопрос к словам­действиям. Последовательно  выполнять  учебные   действия   и   адекватно   реагировать   на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Подбирать глаголы к именам существительным.  Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Задавать вопрос к словам­действиям. Группировать  слова по заданному признаку (отвечают на вопрос  кто? что?  или  что делает?).  Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) слова­предметы и слова­действия. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. Понимать на слух речь учителя и одноклассников.  Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. 7 Слова, обозначающие признак предмета 41(1) Слова, обозначающие признак предмета Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос какой? какая? какое? и обозначают вкус, размер, цвет, форму).  Февраль­ март 16 42(2) Выделение ведущих признаков предмета 43(3) Образование относительных прилагательных 44(4) Образование прилагательных с  уменьшительно­ласкательным значением 45(5) Подбор прилагательных с противоположным значение 46(6) Подбор прилагательных, близких по  значению Проверочный   диктант   по   теме   «Слова, обозначающие   предметы,   действия, признаки»   47(7) 12 48(1) Предложение и слово 49(2) Обозначение границ предложения Задавать вопросы к словам­признакам. Выявлять общий признак группы слов. Подбирать антонимы к словам­признакам. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Выделять ведущие признаки предметов (цвет, величина, форма, вкус, материал, качества характера). Выявлять общий признак группы слов. Подбирать антонимы к словам­признакам. Осуществлять самооценку своих действий. Понимать на слух речь учителя и одноклассников.  Образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов. Выявлять общий признак группы слов. Подбирать антонимы к словам­признакам. Задавать вопросы к словам­признакам. Образовывать прилагательные, используя уменьшительно­ласкательные суффиксы. Выявлять общий признак группы слов. Задавать вопросы к словам­признакам. Подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы).  Выявлять общий признак группы слов. Задавать вопросы к словам­признакам. Подбирать слова­признаки, близкие по значению (синонимы). Задавать вопросы к словам­признакам. Записывать под диктовку, слова, предложения, текст. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Предложения  Различать «предложение» и «слово». Составлять предложение из набора слов. Применять правила обозначения границ предложения. Выделять законченные предложения из сплошного текста. Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Март­апрель 17 50(3) Определение количества предложений в  тексте 51(4) Составление предложений с употреблением  различных падежей Последовательно  выполнять  учебные   действия   и   адекватно   реагировать   на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Составлять  предложения,   изменяя   слова,   данные   в   начальной   форме   по   вопросам различных падежей.   Грамматически правильно оформлять предложение.  52(5) Деформированное предложение 53(6) Дополнение предложений по вопросам 54(7) Интонационная законченность предложения. Повествовательные предложения 55(8) Вопросительные предложения 56(9) Восклицательные предложения 57(10) Использование предлогов в речи 58(11) Предлоги в предложении Составлять  предложение,   правильно   согласовывая   слова,   определять   правильный порядок слов в предложении.   Грамматически правильного составлять предложения.  Последовательно  выполнять  учебные   действия   и   адекватно   реагировать   на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Распространять простое двусоставное предложение. Грамматически правильно оформлять предложение.  Вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, проявлять самостоятельность в высказываниях. Составлять предложения из слов, данных вразбивку. Различать разные виды интонации, правильно обозначать на письме. Применять правила обозначения границ предложения на письме. Последовательно  выполнять  учебные   действия   и   адекватно   реагировать   на контроль и оценки со стороны учителя­логопеда. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Осуществлять самооценку своих действий. Осознавать роль предлогов в речи.  Применять правила о написании предлогов в предложении. Составлять предложения с использованием предлогов. Определять количество слов в предложениях с предлогами.  18 59(12) Сложные предложения Строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но». Грамматически правильно оформлять предложение. Применять полученные знания в новых ситуациях. 9 Текст  Апрель­май 60(1) Восстановление деформированного текста 61(2) Восстановление текста с пропущенными  словами 62(3) Пересказ текста по вопросам 63(4) Пересказ текста по плану 64(5) Составление текста из данных предложений 65(6) Выборочное выписывание из текста по  заданию Устанавливать последовательность предложений в тексте. Грамматически правильно оформлять предложение. Применять правила обозначения границ предложения. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. Делиться  впечатлениями об увиденном, услышанном,  высказывать  свою точку зрения, логично, понятно строить суждение. Точно употреблять слова в тексте. Дополнять содержание текста словами по смыслу.  Грамматически правильно оформлять предложение. Применять правила обозначения границ предложения. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. Устанавливать связь предложений в тексте. Грамматически правильно оформлять предложения. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. Делиться  впечатлениями об увиденном, услышанном,  высказывать  свою точку зрения, логично, понятно строить суждение. Составлять план после прочтения текста. Пересказывать текст в соответствии с планом.  Грамматически правильно оформлять предложения. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Располагать предложения в правильной логической последовательности. Устанавливать связь между предложениями. Грамматически правильно оформлять предложения. Выбирать из текста слова, предложения, отрывки по заданию логопеда. Применять полученные знания в новых ситуациях. 19 66(7) Составление рассказа по серии сюжетных  картин  67(8) Составление рассказа по сюжетной картине 68(9) Итоговая проверочная работа Осуществлять самооценку своих действий. Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. Грамматически правильно оформлять предложения. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. Делиться  впечатлениями об увиденном, услышанном,  высказывать  свою точку зрения, логично, понятно строить суждение. Последовательно излагать текст без опоры на картинный план.  Грамматически правильно оформлять предложения. Применять полученные знания в новых ситуациях. Осуществлять самооценку своих действий. Делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания. Записывать под диктовку, слова, предложения, текст. Четко выполнять задания логопеда. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. 7.УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно­методический комплекс Для учителя­логопеда: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.: КАРО, 2004. – 208 с. Садовникова   И. Н.   Коррекционное   обучение   школьников   с   нарушениями   чтения   и   письма.   Пособие   для   логопедов,   учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. ­ 256 с. Современный урок в коррекционном классе / авт. – сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 130 с. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей­логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с. 20 Исследование устной речи  Диагностика состояния устной и письменной речи у младших школьников 1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с. 2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с. 3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с. 4. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с. 5. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно­методическое пособие . ­  СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2008. – 67 с. 6. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом  для обследования фонетико­фонематической системы речи. Наглядно­методическое пособие . ­  СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2008. – 56 с.  7. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико­грамматического строя и связной речи. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб. : ДЕТСТВО­ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. ­ 52 с 8. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными  нарушениями  произношения. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб.: ДЕТСТВО­ ПРЕСС, 2008. – 51 с. 9. Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс­диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000. Исследование  письменной речи:   1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011. 2. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с. 3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно­вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с. 4. Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно­методическое пособие. ­ СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с. Для обучающихся: 1. Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «Аквариум­Принт», 2006. – 56с. 2. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32с.  3. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2011. – 32с. 4. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1­4 класс – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.– 80с. 21 Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационно­методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителя­логопеда, наглядных пособий, а так же: 1. Материалы для диагностики речевых нарушений; 2. Дидактические пособия для развития мелкой моторики; 3. Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов; 4. Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения; 5. Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова; 6. Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексико­грамматического строя речи; 7. Дидактические пособия для развития и формирования связной речи; 8. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи; 9. Методическая и справочная литература. 8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В ходе реализации программы обучающиеся 1­2 классов получат возможность научиться: ­ различать звуки и буквы; ­ определять последовательность, количество, позицию звука в слове, подбирать слова на заданный звук; ­ узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана; ­ обобщать слова по основным признакам, выделять общий признак группы слов; ­ участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета; ­ рассматривать, последовательно раскладывать сюжетные картинки, определять главную идею сюжета, составлять предложения,  небольшие рассказы по предложенному материалу;   ­ делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах, соотносить количество звуков и букв в словах. ­   понимать   на   слух   речь   учителя   и   одноклассников   при   непосредственном   общении   и   вербально/невербально   реагировать   на услышанное; ­ отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией; ­ целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со  стороны учителя­логопеда; ­ осуществлять самооценку своих действий; ­ осуществлять выбор из нескольких вариантов; ­ работать совместно в группе для достижения общей цели. 22 В ходе реализации программы обучающиеся 3­4 классов получат возможность научиться: ­ различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите; ­ различать гласные и согласные звуки по их основным признакам; ­ определять характер звуков: гласные (ударные, безударные), согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие); ­ проводить фонетический разбор; ­ определять количество слогов, образовывать новые слова путем перестановки слогов; ­ узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана; ­ различать слова­предметы, слова­признаки, слова­действия по их основным признакам; ­ подбирать действие, признаки к предметам, предметы к действиям; ­ образовать относительные прилагательные, прилагательные с уменьшительно­ласкательным значением;  ­ подбирать прилагательные с противоположным значением, прилагательные, близкие по значению; ­ использовать отработанную лексику (номинативный, предикативный словарь) в самостоятельной речи.  ­   практически   использовать   в   речи   словосочетания   (существительное   и   глагол,   существительное   с   предлогом   и   глагол,   существительное   и прилагательное);  ­ образовывать нужную в предложении форму слова; ­ использовать в предложении слова различных частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между  ними по вопросам; ­ отвечать полным предложением, используя слова вопроса; ­ последовательно выкладывать сюжетные картинки, определять основную идею сюжета и составлять предложения, рассказы по предложенному материалу, выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных   задач, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; ­   использовать   элементы   текста   для   поиска   нужной   информации,   делать   выписки   из   прочитанных   текстов   с   учетом   цели   их   дальнейшего использования (списывание, обсуждение изученных текстов), оценивать уместность использования слов в тексте; ­ писать под диктовку, списывать слова, предложения, тексты; ­ участвовать в диалогах, соблюдая нормы речевого этикета;  ­ понимать речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально  реагировать на услышанное; ­ осуществлять самооценку своих действий; ­ осуществлять выбор из нескольких вариантов; ­ работать совместно в группе для достижения общей цели; ­ отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией; ­ применять полученные знания в новых ситуациях. Динамика речевого развития отслеживается с помощью таблиц, приведенных в Приложениях, 1,2,3. 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Динамика развития письменной речи Особенности овладения письмом учащимися Типы ошибок Виды ошибок 1 класс I II Учебный год 2 класс I II 3 класс I II 4 класс I II п/го д. п/го д. п/г од. п/г од. п/г од. п/г од. п/г од. п/го д. Без ошибок /с 1 ошибкой Ошибки  звукового  состава слова Лексико­ грамматическ ие ошибки замены согласных замены гласных пропуски гласных пропуски согласных пропуски слогов и частей слова Перестановки, персеверации,  антиципации добавления раздельное написание частей слова контаминации замена фонем по звуковому сходству нарушение согласования ошибки в окончании замена слов по звуковому сходству замена по семантическому сходству пропуски слов лишнее слово, повторы слов слитное написание слов 24 Графические  ошибки Ошибки на  правила  правописания замена букв по количеству элементов замена букв по пространственному  расположению зеркальное письмо букв общее искажение букв, слов правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных знаки препинания  правописание мягких согласных правописание безударной гласной в  корне слова правописание парной согласной правописание чк/чн другие ошибки на правила  правописания Затрудняются писать на слух Списывание Особенности овладения чтением учащимися  1 класс I II Учебный год 2 класс I II 3 класс I II 4 класс I II п/го д. п/го д. п/г од. п/г од. п/г од. п/г од. п/г од. п/го д. Параметры Способ чтения  побуквенное отрывистое слоговое 25 плавное слоговое плавное   слоговое   с   целостным   прочтением   отдельных слов чтение целыми словами и группами слов Правильность чтения: I. Правильное (безошибочное) II. Виды ошибок  ошибки в окончаниях  замены слов на основе смыслового сходства  замены слов на основе оптического сходства  ошибки в постановке ударения  пропуски букв  антиципации букв  персеверации букв смешение оптически сходных букв  добавление звуков реверсии букв и слогов  пропуски слогов  пропуски слов перестановки слов повторы частей или целых слов пропуски и повторы строк аграмматизмы ошибки   интонационного   обозначения   границ предложения III. Понимание прочитанного  понимает полностью понимает частично не понимает 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карта динамики речевого развития Учебный год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс I п/год. II п/год. I п/год. II I п/год. п/год. Связная речь  II п/год. I п/год. II п/год. Устная речь  Звуковая сторона речи 27 Параметры Уровень  самостоятельности  повествования Типы используемых  предложений Аграмматизмы  Общее звучание речи: ­ темп ­ плавность ­ четкость  ­ логические ударения Артикуляционный  аппарат: ­ строение ­ двигательная функция Отсутствие, смешение,  замена звуков Искажение  произношения Слоговая структура Звуковой анализ и  синтез Пассивный словарь Активный словарь Словоизменение  Словообразование  Синтаксис (построение  предложений) Общая и мелкая  моторика Графика Наличие  специфических ошибок Наличие  неспецифических  ошибок Способ чтения Понимание  прочитанного Словарный запас Грамматический строй речи Письмо  Чтение  Оценка достижения личностных результатов ПРИЛОЖЕНИЕ 3 28 Владение навыками  коммуникации и принятыми  ритуалами социального  взаимодействия, в том числе с  использованием  информационных технологий Сформированность   навыков коммуникации со взрослыми Сформированность   навыков коммуникации со сверстниками     Владение коммуникации средствами   Адекватность ритуалов   взаимодействия применения социального способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях способность обращаться за помощью способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях способность обращаться за помощью способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации Система бальной оценки результатов Балл 0 баллов 1 балл Характеристика продвижений Нет продвижения Минимальное продвижение 29 2 балла 3 балла Среднее продвижение Значительное продвижение 30

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)

Рабочая программа  «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения» (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018