МОНИТОРИНГ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Структура методики
Содержание методики
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».
• Оценка:
Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграм-матизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов — рассказ не оформлен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».
Горошины
В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
• Оценка.
Критерий смысловой целостности: 5 баллов — воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1—2 вопроса); 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ даже по вопросам не доступен.
Методика исследования монологической связной речи Р.И. Лалаевой
(Лалаева Р.И., 2006)
Структура методики
Содержание методики
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
Материалом служит серия сюжетных картинок «Девочка и еж».
Процедура и инструкция: После отработки содержания картинок с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «Составь рассказ “Девочка и еж”». Картинки не убираются.
В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать.
• Критерии оценок.
Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации; целостности; наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления; грамматической правильности предложении, наличия связующих элементов между предложениями.
Рассказы оцениваются в баллах. Определяется уровень смысловой целостности (внутреннего программирования) и связности (языкового оформления), а также способа выполнения задания.
Уровни семантической оценки текста
I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью, определены временные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка — 4 балла.
II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка — 3 балла.
III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1—2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1—2). Оценка — 2 балла.
IVуровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2—3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка — 1 балл.
V уровень (низкий — отсутствие рассказа). Вместо рассказа ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка — 0 баллов.
Уровни языкового оформления текста
I уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка — 4 балла.
II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка — 3 балла.
III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка — 2 балла.
IV балла (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка — 1 балл.
Vуровень (низкий)', а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа — 1—2 предложения. Оценка — 0 баллов.
2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
Материалом исследования служат серии из 3—4 картинок.
Серия из трех сюжетных картинок «Верный друг»:
Процедура исследования: Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Верный друг» — 2, 1, 3).
Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».
Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться... (Верный друг).
Прежде всего, оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из трех картинок оценивается в 2 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов.
Далее оценивается характер составления рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее.
3. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Материалом исследования служит сюжетная картинка «Дети на прогулке».
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться.... (Дети на прогулке).
Рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания.
Исследование пересказа
4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Материалом исследования служит серия из трех сюжетных картинок и устный текст. Рассказ «Котенок». На улице шел дождь. Маленький, одинокий котенок сидел на асфальте около двери в подъезд. Девочки шли домой. Они увидели мокрого котенка и пожалели его. Девочки принесли бедного котенка домой и накормили его молоком.
Процедура и инструкция: Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется “Котенок”». Далее выкладывается первая картинка и читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т.д.
После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется “Котенок”». Картинки не убираются.
• Критерии оценок.
Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений); целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора).
Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням.
5. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Материалом исследования служат серии из 4—5 сюжетных картинок и устный текст сказки «Лиса и журавль».
Процедура и инструкция: Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку “Лиса и журавль”. А ты внимательно слушай и приготовься ее пересказать».
Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает перед ребенком соответствующие содержанию картинки.
Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши — и размазала ее по тарелке.
Подала ее и потчует:
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка!
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак!
И лизнет его, и понюхает; толку все нет как нет!
Не лезет голова в кувшин.
А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется “Лиса и журавль”».
Картинки не убираются.
Материалом исследования служит сюжетная картинка «Три медведя» и устный текст.
Три медведя.
В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка.
Процедура и инструкция: Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься его пересказать. Рассказ называется... (Три медведя)». Перед ребенком выкладывается картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция. «А теперь перескажи то, что я прочитала».
7. Пересказ текста без опоры на наглядность.
Материалом исследования служат короткие и длинные тексты. Короткий текст «Катя и Маша» и более длинный текст «Галка и кувшин».
Катя и Маша
Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькая. На пути была речка. Катя взяла Машу к себе на спину и перенесла через речку.
Галка и кувшин
Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться.
Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его слушай и приготовься пересказать». Затем прочитывается текст. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется ... (Катя и Маша. Галка и кувшин)».
Ребенку дается следующая инструкция: «Расскажи какой-нибудь мультфильм».
Кроме критериев, использованных при оценке рассказа по серии сюжетных картинок, пересказов, при оценке самостоятельного рассказа учитывается и критерий степени понятности текста. С учетом этого критерия рассказ оценивается по 3-балльной системе: восприятие текста значительно затруднено — 1 балл, текст в основном понятен, но имеются затруднения при понимании отдельных деталей текста — 2 балла; текст полностью понятен — 3 балла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.