Мониторинг исследования связной речи
Оценка 4.7

Мониторинг исследования связной речи

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
дефектология
1 кл—4 кл
12.12.2022
Мониторинг исследования связной речи
Мониторинг исследования связной речи
Мониторинг исследования связной речи.docx

МОНИТОРИНГ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Структура методики

  • 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок).
  • 2. Пересказ прослушанного текста.

Содержание методики

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок).

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».

Оценка:

Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграм-матизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов — рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Горошины

В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка.

Критерий смысловой целостности: 5 баллов — воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1—2 вопроса); 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ даже по вопросам не доступен.

Методика исследования монологической связной речи Р.И. Лалаевой

(Лалаева Р.И., 2006)

Структура методики

  • 1. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
  • 2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
  • 3. Составление рассказа по сюжетной картинке.
  • 4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • 5. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • 6. Пересказ короткого текста с опорой на сюжетную картинку.
  • 7. Пересказ текста без опоры на наглядность.
  • 8. Исследование самостоятельного рассказа.

Содержание методики

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

  • 1. Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему.
  • 2. Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистичными.
  • 3. Следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
  • 1. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
  • С опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом служит серия сюжетных картинок «Девочка и еж».

Процедура и инструкция: После отработки содержания картинок с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «Составь рассказ “Девочка и еж”». Картинки не убираются.

В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать.

Критерии оценок.

Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации; целостности; наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления; грамматической правильности предложении, наличия связующих элементов между предложениями.

Рассказы оцениваются в баллах. Определяется уровень смысловой целостности (внутреннего программирования) и связности (языкового оформления), а также способа выполнения задания.

Уровни семантической оценки текста

I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью, определены временные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка — 4 балла.

II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка — 3 балла.

III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1—2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1—2). Оценка — 2 балла.

IVуровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2—3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка — 1 балл.

V уровень (низкий — отсутствие рассказа). Вместо рассказа ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка — 0 баллов.

Уровни языкового оформления текста

I уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка — 4 балла.

II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка — 3 балла.

III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка — 2 балла.

IV балла (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка — 1 балл.

Vуровень (низкий)', а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа — 1—2 предложения. Оценка — 0 баллов.

2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.

Материалом исследования служат серии из 3—4 картинок.

Серия из трех сюжетных картинок «Верный друг»:

  • 1. Мальчик едет с горы на лыжах и у него с руки падает варежка.
  • 2. Он останавливается и ищет ее.
  • 3. Собака приносит варежку.

Процедура исследования: Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Верный друг» — 2, 1, 3).

Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».

Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться... (Верный друг).

Прежде всего, оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из трех картинок оценивается в 2 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов.

Далее оценивается характер составления рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее.

3. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Материалом исследования служит сюжетная картинка «Дети на прогулке».

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться.... (Дети на прогулке).

Рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания.

Исследование пересказа

4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом исследования служит серия из трех сюжетных картинок и устный текст. Рассказ «Котенок». На улице шел дождь. Маленький, одинокий котенок сидел на асфальте около двери в подъезд. Девочки шли домой. Они увидели мокрого котенка и пожалели его. Девочки принесли бедного котенка домой и накормили его молоком.

Процедура и инструкция: Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется “Котенок”». Далее выкладывается первая картинка и читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т.д.

После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется “Котенок”». Картинки не убираются.

Критерии оценок.

Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений); целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора).

Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням.

5. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом исследования служат серии из 4—5 сюжетных картинок и устный текст сказки «Лиса и журавль».

Процедура и инструкция: Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку “Лиса и журавль”. А ты внимательно слушай и приготовься ее пересказать».

Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает перед ребенком соответствующие содержанию картинки.

Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши — и размазала ее по тарелке.

Подала ее и потчует:

  • Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.
  • Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так все сама и съела. Говорит лисица журавлю:
  • Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
  • Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка!

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак!

И лизнет его, и понюхает; толку все нет как нет!

Не лезет голова в кувшин.

А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется “Лиса и журавль”».

Картинки не убираются.

  • Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны вышеприведенным.
  • 6. Пересказ короткого текста с опорой на сюжетную картинку.

Материалом исследования служит сюжетная картинка «Три медведя» и устный текст.

Три медведя.

В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка.

Процедура и инструкция: Вначале ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься его пересказать. Рассказ называется... (Три медведя)». Перед ребенком выкладывается картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция. «А теперь перескажи то, что я прочитала».

7. Пересказ текста без опоры на наглядность.

Материалом исследования служат короткие и длинные тексты. Короткий текст «Катя и Маша» и более длинный текст «Галка и кувшин».

Катя и Маша

Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькая. На пути была речка. Катя взяла Машу к себе на спину и перенесла через речку.

Галка и кувшин

Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться.

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его слушай и приготовься пересказать». Затем прочитывается текст. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется ... (Катя и Маша. Галка и кувшин)».

  • Критерии оценок и характер оценки рассказов аналогичны выше представленным.
  • 8. Исследование самостоятельного рассказа.

Ребенку дается следующая инструкция: «Расскажи какой-нибудь мультфильм».

Кроме критериев, использованных при оценке рассказа по серии сюжетных картинок, пересказов, при оценке самостоятельного рассказа учитывается и критерий степени понятности текста. С учетом этого критерия рассказ оценивается по 3-балльной системе: восприятие текста значительно затруднено — 1 балл, текст в основном понятен, но имеются затруднения при понимании отдельных деталей текста — 2 балла; текст полностью понятен — 3 балла.


 

МОНИТОРИНГ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ

МОНИТОРИНГ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ

Критерий смысловой целостности : 5 баллов — воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл — пересказ неполный,…

Критерий смысловой целостности : 5 баллов — воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл — пересказ неполный,…

В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать

В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать

III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения

III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения

Исследование пересказа 4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок

Исследование пересказа 4. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает

Катя и Маша Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой

Катя и Маша Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022