Программа дополнительного образования направлена на:
- Развитие фантазии; детского творчества;
- Формирование правильного восприятия, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
- Релаксация направленная на расслабление мышц;
- Содействию развития процессов анализа, сравнения, обобщения;
-Воспитанию бережного отношения к материалам, использованным при работе.Рабочая программа по дополнительному образованию.
рабочая программа рисовалочка.doc
1
Рабочий программа
«РИСОВАЛОЧКА» 2
1 год обучения «Радужный хоровод»
Цели:
Развитие фантазии.
Формирование правильного восприятия, величины, цвета, пространственных отношений и
умение передать их в изображении.
Релаксация направленная на расслабление мышц.
Задачи:
Содействовать развитию процессов анализа, сравнения, обобщения.
Учебная программа состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап.
Знакомство с материалами и инструментами. (Навык держать карандаш между
большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.). Умение
пользоваться альбомом и резинкой.
Знакомство со строительным конструктором, геометрическими фигурами, полосками
цветного картона разной длины и ширины, геометрические мозаики, наборами мелких
предметов.
Упражнения, направленные на развитие двигательной сферы: движения карандашом в
заданном направлении, изменение направления движения. Прекращение движения в
нужной точке.
2. Практические занятия.
Выбор вида работ, определение последовательности. (Работа с мозаикой,
трафаретами, шаблонами).
Экспериментирование с художественными материалами (анализ и воспроизведения
цвета и цветовых оттенков, след кисти на бумаге).
Релаксация.
Концентрация внимания на смысловую сторону выполненных упражнений.
3. Общеразвивающий раздел. Знакомство с репродукциями художественных произведений и краткие беседы о них.
Разбор иллюстраций в детских книгах. Прослушивание музыкальных фрагментов,
упражнения на изображение чего либо.
3
Учебнотематическое планирование.
Наименование тем
Колво
часов
Теория
Практика
Рисование мухомора
Рисование по представлению
1. Вводное занятие
2. Игра «Радужный хоровод»
3.
«Уточним цвет предметов».
4. Игра «Какие цвета использованы»
5. Игра «Угадай по описанию»
6. Игра «За покупками в магазин»
7.
8.
9. Игра «Футболисты»
10. Рисование по памяти
11. Игра «Цветное лото»
12. Рисование с натуры
13. Работы с иллюстрациями
14. Игра «Подбери чашки к блюдцам»
15. Рисование курочки
16. Рисование мышки
17. Рисование кошки
18. Рисование собаки
19. Игра «Потерялся поясок»
20. Рисование клоуна
21. Симметричное вырезание
22. Игра «Оденем кукол на прогулку»
23. Моделирование
24. Игра «Радужный хоровод»
25. Игра «Составь букет»
2
2
6
4
4
8
4
8
6
4
8
4
2
4
4
4
4
4
4
8
6
2
8
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
4
2
2
4
3
4
4
2
6
2
1
3
3
3
3
3
2
6
4
1
6
1
1 26. Игра «У кого букет больше?»
27. Экскурсии, Наблюдение за природой.
28. Чтение книг, беседы о живописи.
29. Итоговое занятие.
Итого:
4
12
12
2
144
2
4
2
41
103
Основная часть.
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с техникой безопасности жизни, с техникой безопасности при
работе с материалами и инструментами.
Знакомство с планом занятий на год.
Знакомство с оборудование и материалами.
Противопожарная техника безопасности.
2. Игра «Радужный хоровод».
Теория. Беседа о семицветной радуге, которую увидели в небе матрешки.
Практика. Изготовление радужного хоровода матрешек.
Подведение итога.
3. «Уточним цвет предметов»
Теория. Изучение таблицы с изображениями растении близких по окраске (помидоры
и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и
баклажана).
Практика. Перечисление растений красного цвета. Сравнение красного и оранжевого
цветов.
Закрепление представлений детей о цвете. Аналогично работа по различению других
цветов.
Знакомство с правилами игры. Объединение детей в группы.
Игра «Наведем порядок».
Подведение итогов.
4. «Какие цвета использованы»
Теория. Беседа о цветах и их оттенках.
Практика. Демонстрация панно с изображением петуха.
Беседа о его окраске.
Создание спектра цветов использованных в панно.
5. Игра «Угадай по описанию».
Теория. Работа по картинкам.
Практика. Нахождение сходств и различий в картинках.
Имея описание , называем признак, общий для всех, потом признак имеющийся
только у трех предметов, и наконец на последний отличительный.
Другой путь анализа (с помощью 1012 детей). 5
Контроль правильности выбора.
Описание петрушки и бабочки.
6.Игра «За покупками в магазин»
Теория. Работа с наборным полотном.
Практика. Проигрывание различных игровых ситуаций.
Придумывание ситуаций с детьми, их проигрывание.
Вручение поощрительных сувениров.
7. Рисование мухомора.
Теория. Беседа о грибах и их видах.
Практика. Поэтапное рисование гриба.
Удаление вспомогательных линий.
Обводка основного контура карандашом.
Раскрашивание мухомора цветными карандашами.
8. Рисование по представлению.
Теория. Беседа о видах рисования: с натуры, по памяти, по представлению.
Практика. Упражнение на распознавание видов.
Практическая работа.
Итог занятия. Проверка полученных знаний.
9. Игра «Футболисты».
Теория. Рассказ о содержимом конвертов.
Практика. Распределение прямоугольников на две группы.
Выполнение задания (одевание футболистов).
Уточнение и закрепление термина «светлые, темные тона».
Итог занятия.
10. Рисование по памяти.
Теория, Организационный момент на закрепление пройденного материала.
Практика: Упражнение на различение предметов.
Выполнение практической работы по рисованию запомненных предметов.
Контроль: исправление ошибок.
11. Игра «Цветное лото».
Теория. Сообщение темы и целей занятия.
Беседа об основных цветах и их оттенках.
Сообщение правил игры.
Практика: Игра, подведение итогов.
Награждение поощрительными призами.
12. Рисование с натуры. 6
Теория. Повтор пройденного материала. Сообщение темы и целей.
Практика. Составление натюрморта.
Рисование с натуры.
Показ лучших работ. Закрепление полученных знаний
13. Работы с иллюстрациями.
Теория. Рассказ, сопутствующий работе.
Практика. Работа с наборным полотном, иллюстрациями на тему «Русская изба».
Повтор классической схемы декоративного убранства русской избы резного
деревянного узора наличника.
Эскиз фронтона крестьянской избы воссоздание орнамента.
Подведение итогов, исправление ошибок.
14. Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Теория. Работа с наборным полотном.
Практика. Рассказ, сопутствующий игре.
Работа с вырезанными чашками и блюдцами (дети работают поочередно).
Подведение итогов, исправление ошибок.
15.Рисование курочки.
Теория. Анализ поэтапного рисования.
Практика. Занятие на развитие пространственных представлений.
Подбор материала.
Поэтапный разбор рисунка.
Рисование, исправление ошибок.
16. Рисование мышки.
Теория. Беседа о грызунах и их видах.
Практика. Зарисовка горизонтальных линий, на ней полукруг и треугольник.
Прорисовка остальных деталей.
17. Рисование кошки.
Теория. Беседа о семействе кошачьих.
Практика. Просмотр слайдов.
Поэтапное рисование.
Проработка деталей. Исправление ошибок.
18. Рисование собаки.
Теория. Беседа о животных.
Практика. Поэтапная зарисовка эскиза.
Раскрашивание собаки.
Сочинение сказки. 7
19. Игра потерялся поясок.
Теория. Орг. Момент. Работа с таблицей.
Практика. Упражнение на различение большого количества оттенков (пятишести),
одного цвета.
Практическая работа, направленная на совершенствование навыка описания
предметов одежды (описание цветов, оттенков, рассказ о фасоне).
Выполнение упражнения направленного на расслабление мышц шейных позвонков.
20. Рисование клоуна.
Теория. Беседа о цирке.
Практика. Материалы и инструменты, необходимые в работе.
Объяснение и показ на бумаге порядок выполнения рисунка.
Практическая работа по зарисовке эскиза.
Акцентирование внимания детей на красоту цветового сочетания, на необходимость
соблюдать цветовой ритм.
Проработка деталей, раскрашивание.
Оформление работы в рамку.
21.Симметричное вырезание.
Теория. Организационный момент. Сообщение темы и целей.
Практика. Выполнение эскизов на бумажной основе.
Техника безопасности.
Выполнение зеркального вырезания.
Выполнение симметричного вырезания.
Выполнение симметрии в круге.
Задания на сравнение видов симметрий.
Оформление на заранее подготовленную основу.
Игра.
22.Игра «Оденем кукол на прогулку».
Теория. Демонстрация панно.
Практика. Работа по нахождению оттенков темнее, или светлее данного цвета.
Работа с предложенным материалом. Практическая работа по раскрашиванию.
Выставка работ.
23.Моделирование.
Теория. Познание новых свойств бумаги.
Практика. «Ставни отрываются – сказка начинается» делаем макет окна с
наличниками и ставнями из бумаги, имитируя прорезную избу по дереву рисунком и
вырезанием.
Познание новых свойств бумаги, которые могут быть использованы при
моделировании: изготовление елочки, лиственного дерева, стены дома из бумажных
бревен.
24. Игра «Радужный хоровод» 8
Теория. Сообщение темы и целей.
Практика. Работа по картинке с изображением радуги.
Закрепление правил игры.
Игра. Работа с картинками.
Подведение итогов.
25. Игра «Составь букет».
Теория. Правила игры.
Практика. Игра.
Подведение итогов.
26.Игра «У кого букет больше?»
Теория. Правила игры.
Практика. Игра.
Составление букетов: теплых, холодных тонов.
Чтение сказки «Цветиксемицветик».
Работа с игровым полем.
Награждение выигравших.
27.Экскурсии, наблюдение за природой.
28. Чтение книг, беседы о живописи.
29. Итоговое занятие.
Результативность программы.
В результате освоения программы первого года обучения дети делают первые шаги в мире
творчества.
Дети умеют:
пользоваться материалами и инструментами, используемыми в работе;
уметь различать предметы по форме и цвету;
рисовать по шаблону и раскрашивать с соблюдением контура;
рисовать по опорным точкам;
правильно сидеть за столом;
различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый,
фиолетовый, черный, белый.
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник.
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений,
сравнивать по форме, цвету, величине.
2 Год обучения «Наши руки не для скуки»
Цель:
Познакомить с существующими техниками рисования.
Задачи: 9
Расширять представления детей об отдельных произведениях живописи, декоративно
прикладного искусства.
Способствовать развитию особых качеств творческого воображения, обусловленных
пониманием коллективного начала, характерного для народного искусства.
Развивать мелкую моторику рук ребенка (ее центры связаны с речью), зрительно
двигательную координацию.
. Подготовительный этап
Учебная программа состоит из следующих этапов:
1.
Знакомство с материалами и инструментами.
Определение сюжета, устное описание объектов изображения.
Использование комбинаторской деятельности.
2. Практические занятия.
Показ приемов работы.
Использование игровых приемов и игровых ситуаций.
Решение задач композиционного характера.
Музыкальная релаксация.
Стимуляция учащихся к рассказу о проделанной работе и о содержании рисунка.
Анализ своих работ и работ других детей.
3. Общеразвивающий раздел.
Знакомство с произведениями живописи, скульптуры, графики объединенных одной
темой.
Знакомство с произведениями художественной литературы, беседы о них (строки
стихотворений, отрывки из сказок, былин рассказов).
Учебнотематическое планирование.
Наименование тем
1.
2.
Вводное занятие
Игра «Радужный хоровод». Как заинтересовать
ребенка.
Занятия с карандашами
Пальчиковые краски и их рецепты
Веселые пальчики
Упражнения с кисточкой и красками
Трафарет
Печати
Рисуем круглый год
Сказка о красках
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Мир в цвете.
Театр теней
12.
13.
Ручные рисунки
Разводим сырость
14.
Примакивание
15.
16.
Радужные брызги
Колво
часов
2
2
6
6
4
8
8
6
4
8
4
6
8
4
2
4
Теория Практика
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
4
4
2
6
6
4
2
6
2
4
6
2
1
2 Кляксография
Пенопластовые рисунки
Коллография.
Рисунки из пряжи
17.
Точки
18. Монотипия
19.
20.
21.
22.
23. Мозаика
24.
25.
26.
Индивидуальная работа
Чтение книг, беседы, экскурсии.
Итоговое занятие
Итого
6
6
6
4
4
4
4
8
14
2
144
2
2
2
2
2
2
2
4
1
48
10
4
4
4
2
2
2
2
4
1
96
Основная часть.
1. Вводное занятие.
Теория. История возникновения изобразительного искусства. План работы на год.
Оборудование рабочего места.
2.Игра «Радужный хоровод» Как заинтересовать ребенка.
Теория. Правила игры.
Практика. Поэтапный разбор правил игры. Выбор названия команд. Игра.
Контроль. Подведение итогов.
3.Занятия с карандашами.
Теория. Беседа о выборе художественных принадлежностей. Информация о
нововведениях в мире изобразительного искусства. Правила техники безопасности.
Практика. Правила пользования карандашами. Сведения о маркировке карандашей их
видах.
Раскрашивание и дорисовывание картинок.
Упражнение на развитие круговых движений.
Рисование на белой и цветной бумаге.
Контроль. Работа с цветными карточками.
4.Пальчиковые краски и их рецепты.
Теория. Беседа о красках и их видах. Рецепты собственноручно приготовленных
красок.
Практика. Упражнения по узнаванию цветов.
Практические занятия по приготовлению пальчиковых красок.
Рисование пальчиковыми красками.
Контроль. Показ лучших работ.
5.Веселые пальчики.
Теория. Беседа о веселых ситуациях, происходивших с детьми. Правила поведения на
занятиях.
Практика. Техника безопасности при работе. 11
Рисование « в воздухе».
Рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги.
Контроль. Самооценка учащихся.
6. Упражнения с кисточкой и красками.
Теория. Беседа о различении красок. Информация о правилах пользования
кисточками.
Практика. Работа с толстыми и тонкими, жесткими и мягкими кисточками. Рисование
линий.
Рисование пятен и точек.
Рисование на синей и зеленой бумаге желтых пятен (в первом случае рыбки в море, во
втором одуванчики в траве).
Практические занятия на различение красок.
Соревнования: «Кто быстрее закрасит лист».
Дорисовка лиц, мордочек, ушей и. т. д.
Практические занятия по смешиванию красок.
Контроль. Вопросы на закрепление полученных знаний.
7. Трафарет.
Теория. Происхождение трафаретов. Их виды.
Практика. Правила пользования трафаретами.
Знакомство с материалами из которых можно изготовить трафарет.
Изготовление трафарета.
Воспроизведение заданной формы и раскрашивание цветными карандашами, при этом,
не выходя за пределы контура.
Рисование предмета с использованием ориентиров.
Контроль. Самостоятельное выполнение трафарета.
8.Печати.
Теория. Происхождение печатей. Виды печатей.
Практика. Изготовление печатей в домашних условиях.
Подбор рисунков для печатей.
Самостоятельное изготовление печати.
Контроль. Выставка лучших работ.
9.Рисуем круглый год.
Теория. Беседа о временах года. Их особенностях.
Практика. Рисование простейших рисунков на каждое время года.
Комментарии детей к каждому рисунку.
Подписывание картин, выделяя слоги, разными цветами.
Контроль. Показ лучших работ.
10. Сказка в красках.
Теория. Беседы о сказках.
Практика. Работа с «большой книгой сказок».
Выбор понравившейся иллюстрации. 12
Работа с калькой и карандашом.
Игры на узнавание, различение и указывание цвета.
Раскрашивание сказочного сюжета.
Контроль. Показ лучших работ.
11. Мир в цвете.
Теория. Беседа о цветах радуги, и их оттенках.
Практика. Работа по таблице с названиями оттенков.
Работа с палитрой (из каких красок, какие получаются).
Наблюдение за облаками (как меняется небо, какой насыщенный цвет приобретает
заходящее солнце, в какой оттенок окрашиваются при этом облака).
Многоцветье в природе.
Придумывание собственных оригинальных названий цветов.
Игра с цветными прозрачными пленками.
Рисование сказочного цветка.
Контроль. Показ лучших работ.
12.Театр теней.
Теория. Беседа. Рассказы о детстве.
Практика. Пальчиковая разминка.
Практическое занятие по складыванию пальцев в разные «позиции».
Воспроизведение «собачки и лебедя».
Работа на бумаге (окрашенная рука прикладывается к бумаге).
Дорисовка картины фломастерами, или кисточкой.
Контроль. Рассказ детей о своих рисунках.
13. Ручные рисунки.
Теория. Беседа «Для чего нужны человеку руки?»
Практика. Пальчиковая гимнастика.
Игры на узнавание и различение предметов по форме.
Упражнения на формирование пространственных представлений о пространственных
признаках и отношениях. Графический диктант.
Пальчиковая разминка.
Контроль. Самостоятельная работа учащихся «Рисуем руками».
14.Разводим сырость.
Теория. Беседа о населенном пункте, в котором мы живем, о постройках находящихся
в деревне.
Практика. Подготовка необходимых материалов для работы.
Выполнение наброска будущей работы простым карандашом.
Рисование на мокром листе.
Контроль. Выставка лучших работ.
15. Примакивание.
Теория. Рассказ о способе рисования «примакиванием». 13
Практика. Рисование в воздухе кистью, метод «примакивание».
Освоение новой техники на бумаге.
Контроль. Исправление ошибок.
16.Радужные брызги.
Теория. Техника безопасности при работе.
Практика. Подготовка рабочего места.
Этапы работы.
Самостоятельная работа.
Вопросответ «Что напоминает вам живописная россыпь брызг?»
Работа с помощью трафарета.
Прорисовка деталей на чистой от брызг части рисунка.
Контроль. Показ работ, краткий рассказ.
17. Точки.
Теория. Знакомство с техникой рисования точками.
Практика. Игры: «Заполнение контура». «Я рисую половину, а ты дорисовываешь».
Знакомство с ватными палочками.
Рисование грозди винограда и куста малины.
Прорисовка отдельных элементов.
Расстановка точек на заранее подготовленном фоне кисточкой.
Контроль. Показ самых аккуратных работ.
18.Монотипия.
Теория. Знакомство с новой техникой.
Практика. Подготовка материалов и инструментов на рабочем месте.
Выполнение поэтапной работы в технике «монотипия».
Контроль. Рассказы ребят о получившемся изображении.
19. Кляксография.
Теория. Рассказ о технике развивающей абстрактное мышление и воображение.
Практика. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в работе.
Подготовка рабочего места.
Поэтапное выполнение работы.
Упражнение на узнавание цветов (какие есть и какие получаются).
Контроль. Ответы детей на вопрос: «Что ты видишь в этих кляксах?».
20. Пенопластовые рисунки.
Теория. Рассказ о новом используемом материале пенопласте.
Практика. Правила работы.
Подготовка рабочего места.
Выбор эскиза для рисунка.
Поэтапное выполнение работы.
Музыкальная пауза (релаксирующая музыка).
Контроль. Самооценка учащихся. 14
21. Коллография.
Теория. Знакомство с новой техникой.
Практика. Подготовка рабочего места, знакомство с материалами и инструментами
необходимыми для работы.
Подробное объяснение и показ всего хода построения изображения.
Поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание,
запоминание.)
Физкультминутка.
Практическое выполнение рисунка учащимися.
Знакомство с подручными средствами. которые можно использовать в этой работе.
Контроль. Показ лучших работ.
22. Рисунки из пряжи.
Теория. Знакомство с новым материалом «пряжей».
Практика.
Определение последовательности (планирование деятельности).
Работа учащихся над рисунком.
Поэтапная работа с пряжей.
Работа с основой и клеем.
Контроль. Сочинение сказок.
23. Мозаика.
Теория. Мозаика и ее виды.
Практика. Игры.
Выбор рисунка для будущей мозаики.
Копирование эскиза на заранее выбранный фон.
Сортировка кусочков бумаги по цвету и размеру.
Работа по изготовлению мозаики.
Контроль. Тестирование.
24. Индивидуальная работа.
25. Чтение книг, экскурсии, беседы.
26. Итоговое занятие.
По окончании второго года обучения дети знают:
новые приемы рисования
умеют:
различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные
свойства;
правильно размещать изображение на листе бумаги; рисовать несложные по форме
предметы, состоящих из нескольких частей;
рисовать по представлению знакомые детям предметы. 15
3 год обучения: «Разноцветные фантазии»
Цель: Познакомить детей с видами рисования, увлечь, заинтересовать своей
деятельностью.
Задачи:
Выявить опыт детей, уровень их знаний;
Включать детей в совместную деятельность.
Создавать атмосферу творчества.
Учебная программа состоит из следующих этапов.
1 Подготовительный этап.
Знакомство с материалами и инструментами.
Передача зрительных соотношений величин предметов.
Объединение групп предметов общим сюжетом.
Определение последовательности рисунка.
Работа с конструктивными элементами.
2. Практические занятия.
Анализ объекта изображения (натуры, или образца) его формы, величины, строения,
цвета, положения в пространстве, или выявление сюжета рисунка.
Указания к началу работы (рекомендации по композиции и техники исполнения
рисунка. Предупреждение ошибок.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изображения деятельности
(осуществление индивидуального руководства, повторное привлечение внимания детей
к объекту изображения, стимуляция деятельности учащихся, дополнительный показ
технических приемов рисования)
3. Общеразвивающий раздел.
Беседы по содержанию картин, знакомство с репродукциями.
Чтение отрывков из литературных произведений.
Экскурсии в картинную галерею.
Курс «Разноцветные фантазии».
Учебнотематическое планирование.
Наименование тем
Количество
Теория
Практика Вводное занятие
Рисуем соломинкой
1.
2. Жанры картин
3. Пейзаж
4.
5. Перьевая ручка и чернила
6. Пастельные мелки
7. Небо
8.
Вода
9. Натюрморт
10 Портрет
11. Шаржкарикатура
12. Техники рисования
13. Граттаж
14. Цветная галерея
15. Коллаж
16. Резервирование контура
17. Маленькие хитрости
18. Светотень
19. Мех и кожа.
20. Рисуем с натуры
21. Рисунок чернилами
22. Чудо акварель
23. Индивидуальная работа
24. Чтение книг, беседы, экскурсии.
25. Итоговое занятие.
Итого
часов
16
2
2
6
4
4
8
8
6
4
8
4
6
8
4
2
4
6
6
6
4
4
4
14
14
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
1
1
4
2
2
6
6
4
2
6
2
4
6
2
1
2
4
4
4
2
2
2
10
10
Основная часть.
1. Вводное занятие.
Теория. Беседа о летних мероприятиях. Общий обзор предлагаемых тем и предстоящих
мероприятиях. Противопожарная техника безопасности.
2. Жанры картин.
Теория. Беседа о картинах и их видах.
Практика. Характеристика каждого жанра.
Работа со справочной литературой.
Выбор вида работ.
Методы выполнения в карандаше и красках.
Исправление ошибок.
Показ лучших работ.
3. Пейзаж.
Теория. Знакомство с термином «пейзаж». Беседа о природе.
Практика. Экскурсия на природу. 17
Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в работе.
Знакомство с цветовой палитрой.
Типы пейзажей.
Оформление альбомов из собранных иллюстраций.
Рисование основных элементов: земная поверхность, растительность, постройки,
перспектива вида.
Контроль: Поединок творческих идей на тему: «Описание озер, морей, рек, фауны.
Людей, света, погодных явлений: дождь, облака, снег.
4. Рисуем соломинкой.
Теория. Рассказ о том, что вместо обычного рисования можно рисовать соломинкой.
Материалы необходимые для этого.
Практика. Выполнение эскизов с применением декоративных элементов.
Практическая работа.
5 Перьевая ручка и чернила.
Теория. Основные требования к перьевым ручкам и чернилам.
Практика. Сочетание ярких и бледных оттенков. Их эффект.
Проверка подготовки рабочего места.
Рисование эскиза.
Прорисовка чернилами, перьевой ручкой.
Контроль: конкурс: «Странички моего альбома».
6. Пастельные мелки.
Теория. Что из себя представляют мелки, их состав.
Практика. Эксперименты с мелками (переходы, измена фактуры, точки, штрихи, линии).
Оформление коробки для хранения мелков.
Практическая работа: достижение различных эффектов от резко очерченных контуров, до
мягкой растушевки.
Знакомство с термином «Энгровская бумага».
Рисование на цветной бумаге.
7. Небо.
Теория. Подготовка материалов и инструментов.
Вводная беседа. Сообщение темы и целей.
Установление связи между новым и предыдущим материалом.
Практика. Анализ объекта изображения (строение цвета, положение в пространстве).
Определение последовательности выполнения рисунка.
Дополнительный показ технических приемов рисования.
Работа учащихся над рисунком.
Подведение итогов. Фиксирование внимания на достоинства и ошибки детей.
8. Вода.
Теория. Беседа о водоемах и их видах.
Практика. Подготовка рабочего места.
релаксация под шум воды. 18
Методы рисования водоемов.
Зарисовка эскиза.
Выполнение работы красками.
Показ лучших работ.
9. Натюрморт.
Теория. Знакомство с термином натюрморт.
Беседа об овощах и фруктах.
Практика. Подбор муляжей по форме,
Анализ муляжей, оформление на подставку.
Выполнение эскиза.
Выполнение рисунка.
Показ лучших работ.
10. Портрет.
Теория. Что такое портрет? Чем они отличаются.
Практика. Экскурсия в художественную галерею.
Отличия лица европейского типа от азиатского.
Основные пропорции, по которым образцы копируются на бумагу.
Расположение глаз, носа, уголков рта на оси овала лица.
Расстояния и вспомогательные линии лица.
11. Шарж карикатура.
Теория. Значение этого жанра изобразительного искусства.
Практика. За счет чего достигается сатирический и юмористический эффекты.
Зарисовка эскиза, используя кальку.
Выделение, каких либо частей лица для того. Чтобы вызвать улыбку.
Проработка шаржа.
Оформление работы в рамку.
12.Техники рисования.
Теория. Особенности различных техник рисования.
Практика. Анализ объектов изображения
Самостоятельное изучения объекта изображения.
Использование наглядных пособий и дидактического материала.
Объединение отдельных свойств в целостный образ изображения.
Совместное с учениками определение последовательности выполнения каждого вида.
Контроль: Проверка знаний учащихся тестовыми заданиями.
13. Граттаж.
Теория. Происхождение новой техники. Техника безопасности с иглой (зубочисткой).
Практика. Подготовка материалов.
Способ выполнения граттажа.
Выполнение эскиза на заранее подготовленном фоне.
Процарапывание эскиза. 19
Оформление.
Контроль. Исправление ошибок.
14. Цветная галерея.
Теория. Беседа о фотографиях.
Практика. Подготовка рабочего места.
Выбор рамки. Изображение лица в центре общих чертах.
Подготовка пяти копий фотографий.
Вырезание копий при соблюдении техники безопасности.
Закрепление трафарета на листе.
Закрашивание контуров губкой.
Составление композиций.
Контроль. Исправление ошибок.
15. Коллаж.
Теория. Знакомство с техникой.
Практика. Подготовка рабочего места.
Работа с журналами. Вырезание разноцветных кусочков.
Рассортировка по цвету.
Зарисовка эскиза.
Выполнение коллажа.
Показ лучших работ.
16. Резервирование контура.
Теория. Необходимость этой техники. Техника безопасности с клеем.
Практика. Подготовка материалов для работы.
Поэтапное выполнение работы.
Зарисовка контуров рисунка.
Оформление в рамку.
Контроль. Выставка лучших работ.
17. Маленькие хитрости.
Практика. Разговор с детьми об их ошибках при рисовании.
Способы их исправления.
18. Светотень.
Теория. Назначение светотени.
Практика. Материалы и инструменты, с помощью которых можно изобразить тень.
Выбор вида работ.
Выполнение проработки светотени.
Самостоятельная работа учащихся.
Показ лучших работ
19. Мех и кожа.
Теория 20
. Просмотр открыток животных. Беседа о них.
Практика. Изучение структуры меха и кожи.
Анализ шерсти бурого и белого медведя.
Приемы изображения кожи черепахи (волны).
Приемы изображения шерсти барана (завитки, линии).
Выполнение эскиза. Проработка деталей.
20. Рисуем с натуры.
Теория. Беседа о способе рисования с натуры.
Практика. Подготовка рабочего места.
Правила рисования.
Рисование с натуры, под руководством педагога.
Проработка деталей.
Контроль. Исправление ошибок.
21. Рисуем чернилами.
Теория. Рассказ о том, что можно нарисовать чернилами.
Практика. Подготовка рабочего места
Знакомство с чернилами.
Практическая работа «Сочетание бледных и ярких оттенков двух цветов».
Эскиз.
Рисование чернилами.
Исправление ошибок.
22.Чудо акварель.
Теория. Все о выборе акварели.
Практика. Правила пользования акварелью.
Упражнения с кистью. Выполнение мазков в различном сочетании.
Художественная идеяиспользование декоративных средств художественной
выразительности.
«Музыкальный ручеек». После прослушивания музыкального фрагмента упражнения на
изображение воды в определенном состоянии (буря, море, скалы, гладь) в технике
раздельного мазка.
Релаксационные упражнения.
Выполнение декоративной художественной композиции на свободную тему.
Краткий рассказ о своих работах.
23. Индивидуальная работа.
24. Чтение книг, Беседы, экскурсии.
25. Итоговое занятие.
По окончании третьего года обучения дети знают:
истории написания многих картин известных художников.
Умеют:
предавать зрительные соотношения величин предметов;
объединять группы предметов общим сюжетом;
умеют проводить прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) от руки. 21
4 Год обучения. Разноцветные узоры.
Цель: Развитие фантазии, творческих способностей
Развитие лидерских и организаторских качеств.
Задачи:
Научить детей фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном;
Способствовать развитию общественно – полезных качеств личности;
Развивать мелкую моторику рук.
Учебная программа несет в себе 3 основных этапа.
1. Подготовительный этап.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимых в работе.
Показ и сменяемость видов народного искусства.
Связи с профессиональным искусством
Методические приемы, обеспечивающие возрастающий интерес к встрече с
произведением искусства.
Целенаправленные наблюдения, сравнение цветовых сочетаний, определение
последовательности работ.
2. Практические занятия.
Художественные и технические приемы.
Рассматривание и осмысление деталей узора, выделение признаков.
Упражнения на передачу цветовой гаммы.
Ритмическое чередование простейших графических элементов
Упражнения на ощущение плавно, резко, создание орнаментов.
Художественные идеи орнаментирование бытовых предметов.
Формирование и навыков графического письма.
Общеразвивающий раздел.
Беседы о декоративно прикладном искусстве, традициях, достопримечательностях. Показ
изделий народных умельцев, учебных таблиц, репродукций и фотографий.
Учебнотематическое планирование
Наименование тем
Количество
часов
Теория
Практика
Вводное занятие
1
2 Жанры «Декоративно – прикладного
творчества»
Узор и его виды
Геометрическая форма
Пространственная композиция
Орнамент и его виды
3
4
5
6
2
8
8
6
8
8
1
2
2
2
2
2
1
6
6
4
6
6 7
Народные промыслы
8 Жостовская роспись
9 Мезенская роспись
10 Полховмайданская роспись
11 Хохлома
12 Филимоновская роспись
13 Чеканка
14
Витраж
15 Мозаика
16 Изготовление сувениров
17 Индивидуальная работа
18
19 Итоговое занятие
20. Итого
Беседы, экскурсии, чтение книг
10
10
10
10
10
10
8
10
10
46
20
20
2
144
4
4
4
4
4
4
2
4
4
10
55
22
8
6
6
6
6
6
6
6
6
36
89
.
Основная часть.
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство. План работы на год.
Оборудование рабочего места.
Правила техники безопасности.
Практика. Анкетирование: «Что привело тебя в объединение».
2. Жанры «Декоративно – прикладного искусства».
Теория. Беседа о жанрах декоративноприкладного искусства.
Практика. Декоративное рисование и его виды.
Значение декоративного рисования для воспитанников коррекционной школы.
Художественная ценность народных костюмов.
Практическое занятие «Украшение костюма».
Контроль. Выставка работ.
3.Узор и его виды.
Теория. Узор и его виды.
Практика. Организация рабочего места.
Виды узоров
Комбинации элементов.
Чередование по цвету, величине и форме.
Пространственная организация узора.
Составление узора по готовым образцам.
Составление узора из данных элементов.
Самостоятельное составление узоров.
Комментирование своих работ.
4. Геометрическая форма.
Теория. Геометрическая форма как декоративный элемент.
Практика. Композиция из геометрических фигур. Анализ построения. 23
Занятия на пространственную композицию рисунка.
Значение ритмичности и симметрии окраски элементов.
Способы компоновки геометрических фигур.
Составление собственного узора.
Показ лучших работ.
5. Пространственная композиция.
Теория. Беседа «Красна улица домами».
Практика. Сборка построек из элементов строительного материала.
Повтор последовательности выполнения рисунка.
Определение формы, цвета, величины, пропорции.
Выполнение рисунка соблюдая определенную последовательность.
Дополнение рисунка элементами творчества.
Контроль. Самооценка учащихся.
6. Орнамент и его виды.
Теория. Орнамент и его виды. Мастерская красоты.
Практика. Просмотр слайдов с изображением различных сувениров украшенных
орнаментом.
Эстетическая оценка готового образца.
Раппопорт, поле орнамента (анализ).
Построение ленточного орнамента.
Построение сетчатого орнамента.
Построение композиции замкнутого элемента.
Упражнения на изображение элементов геометрического орнамента. Выполнение узора
для ковра.
Исправление ошибок.
7. Народные промыслы.
Теория. Чтение сказок. Знакомство с народными умельцами. История родного края.
Фольклорные традиции.
Практика. Диспут «Во что играли наши прадеды»
Изготовление кукол, лошадок из мочала на основе традиционных приемов соломенных
игрушек».
Художественное оформление отдельных деталей одежды.
Выставка лучших работ.
8. Жостовская роспись.
Теория. Происхождение Жостовской росписи.
Практика. Знакомство с отличительными признаками жостовских подносов.
Освоение простейших элементов растительного орнамента.
Составление из них композиций на основе творческих принципов народного искусства.
Исправление ошибок.
9. Мезенская роспись. 24
Теория. Беседа о корнях древности. Обереги и их назначение. Характерные особенности
мезенской росписи.
Практика. Графичность, фризовость, многоярусность.
Использование цветов.
Происхождение местного названия: «Прялицакокорица, или корневуха».
Назначение мезенской прялки.
Сходство росписи с рисунками первобытных людей. «Мужской характер росписи».
Анализ трехярусовости росписи (нижний, средний кони и олени, верхний птицы).
Освоение простейших приемов, элементов при составлении композиции.
Анализ элементов.
Последовательность рисования фигуры коня.
Изготовление оберега.
10. Полховмайданская роспись.
Теория. Происхождение Полховмайданской росписи.
Практика. Повтор главных отличительных элементов: большой цветок «роза», листок,
ягоды и яблочки на ветке (бордюр).
«Укрась матрешку» роспись фигурки матрешки.
«Сказочная ветка». Приемы приблизительной симметрии, роспись вылепленных игрушек.
11. Хохлома.
Теория. История возникновения.
Практика. Декоративная тематическая композиция «Хохломские миски и ложки».
Художественная идея: орнаментиравание бытовых предметов.
Контроль. Показ лучших работ.
12. Филимоновская роспись.
Теория. Сказка про деда Филимона.и его игрушки.
Практика. Повтор главных отличительных элементов: «солнышко, полоски, елочки».
Украшаем росписью коня, птицу.
Создание панно в стиле русского лубка «В деревне Филимоново».
Выставка лучших работ.
13. Чеканка.
Теория. Рассказ о том, что чеканка является одним из древнейших видов искусства.
Знакомство с панно «Девушкахевсурка». Автора Г. Габашвили.
Практика. Знакомство с материалами, применяемыми в чеканке. Требования к ним.
Знакомство с двумя основными методами чеканки (скользящий чекан, классический
чекан).
Выбор эскиза. Выполнение практической работы.
Обработка мелких деталей и. т. д.
Показ варианта оформления чеканного произведения.
Выставка работ. Комментарии детей к ним.
14. Витраж. 25
Теория. Витраж – один из старинных видов декоративного искусства. Применение этого
искусства.
Практика. Способы изготовления витражей. Практическая работа, выполняемая
педагогом.
Классический способ – цветное стекло.
Витраж, изготовленный из керамических красок.
Создание витражей из органического стекла.
Применение муфельной печи.
Практическая работа выполняемая детьми под руководством педагога: витраж из п
ленки, витраж изготовленный методом раскрашивания
Оформление витража в рамку.
15. Искусница природа.
Теория. Беседа о древесине, как о материале, используемом для оформления жилых
помещений. Экскурсия в парк.
Практика. Опыты: «Текстура и окраска древесины».
Акцентирование внимания на необычные формы сухих веток.
Выполнение эскиза на заранее подготовленных спилах древесины.
Раскрашивание эскиза
Обработка поверхности сувенира лаком.
16. Мозаика.
Теория. Термин мозаика. Ее применение.
Практика. Логические игры «Продолжи узор» с использованием законов мозаики.
Освоение основных приемов мозаики.
Создание декоративного образа на основе переработки натурального материала.
– Вырезание отдельных симметричных узоров из бумаги, сложенной в восемь раз.
Компоновка деталей на заранее подготовленный фон.
Оформление мелких деталей.
Показ лучших работ.
17. Изготовление сувениров.
Теория. Сказка, которую должна рассказать кисточка. Сказка, которую должна
рассказать кисточка. «В гостях у мастерицы». Традиционная русская одежда, ее
особенности. Повтор главных отличительных элементов росписей.
Практика.
Выполнение работ в красках.
Изготовление сувенира «расписная досочка».
«Собираемся на праздник» изготовление костюмов для матрешек.
Лепка сувенира на основе дымковской игрушки.
Изготовление масок для участников народного праздника.
Коллективное настенное панно.
«Сказочная птица» орнаментированное изображение птицы.
Моделирование строений из бумаги. Их роспись.
Создание панно в стиле русского лубка «В деревне Филимоново».
выставка поделок. Ярмарка. 18. Индивидуальная работа.
19. Беседы, экскурсии, чтение художественных произведений.
20. Итоговое занятие.
26
По результатам освоения четвертого года обучения дети умеют:
составлять узор в полосе из основных геометрических фигур,
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
равномерно накладывать штрихи без лишнего нажима в одном направлении, не выходя за
контур,
находят гармонически сочетающиеся цвета в работе с акварелью и гуашевыми красками,
владеют знаниями о широко известных мастерах декоративно – прикладного искусства.
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Рабочая программа "Рисовалочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.