Рабочая программа Русский язык 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
6 кл
24.08.2018
Рабочая программа Русский язык 6 класс
Рабочая программа ориентирована на обучающихся 6 класса и рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю). Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А.Ладыженская и другие). Программа включает 4 раздела: пояснительная записка, планируемые результаты обучения, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
РП РЯ 6 класс 2016-17 год.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Творишинская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей филологии:  _________/Пастухова  Т.Н./ Протокол № 1  от «25» августа 2017 г. «Согласовано» Заместитель директора  по УВР: __________                        / Титова М.А./ «Утверждаю» Директор   ______________/Шкуратова  А.И./  «28» августа2017г. Приказ №  42/14 от « 30 » августа 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Пастуховой Т.Н., первой квалификационной категории       по русскому языку 6 класс 2017­ 2018 учебный год с. Творишино Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована  на обучающихся 6 класса МБОУ Творишинской  СОШ  и реализуется на основе следующих документов: ­  примерной Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. Русский  язык. М.Т.Баранов, Л.А.Ладыженская и др.(Рабочие программы:5­9 классы. М.:Просвещение,  2016 год); ­ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №  1897(зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. (№ 19644); ­ базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области,  утвержденный приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской  области  № 2501­04­0 от 12.04.2017; ­федерального перечня учебников, рекомендованных т допущенных Министерством  образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017­2018 учебный год; ­ учебного плана МБОУ Творишинская СОШ на 2017­2018 учебный год, утвержденный  приказом №42/13 от 30.08.2017   г. Программа соответствует  учебнику для 6 класса общеобразовательной школы  М.Т.  Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. Русский язык: 6 класс. Ч. 1,2.  М.:  Просвещение, 2016 г.  Всего 175 часов ( 5 часов в неделю). В   авторской   программе   по   русскому   языку   для   5   –   9   классов   М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2016 год) на изучение русского языка в 6 классе отведено 210 часов, а в рабочей программе – 175 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 6 классе отводится 5 часов в неделю, а в учебном году   35   рабочих   недель.   Уменьшение   количества   часов   произошло   за   счет   уплотнения материала   по   некоторым   темам.   В   пояснительной   записке   к   авторской   программе   по русскому языку для 5­9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение»,   2016   год)   сказано,   что   авторская   программа   включает   базовые   знания, которыми   должны   овладеть   все   учащиеся   общеобразовательной   школы   и   учитель   должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить   изменения   в   рабочую   программу.   Также   в   авторской   программе   отмечается,   что разные коллективы учащихся по­разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.      Учитывая   все   рекомендации,   таблица   изменений,   внесённых   в   рабочую   программу, выглядит следующим образом:   Структурные отличия государственной и рабочей программы Количество часов общеобразовательная программа рабочая программа 2ч + 1ч1 7ч + 2ч 3ч + 2ч 10ч + 2ч 3ч + 1ч 31ч + 4ч 22ч + 3ч 21ч + 4ч 16ч +2ч 23ч + 3ч 30ч + 6ч 10ч +2ч 2ч 12 ч 3 ч 13 ч 3 ч 24 ч 18 ч 25 ч 14 ч 23 ч 25 ч 12 ч 175 № Раздел  1. Язык, речь, общение 2. Повторение изученного в 5 классе 3. Текст  4. Лексика. Культура речи 5. Фразеология. Культура речи 6. Словообразование.   Орфография.   Культура речи 7. Морфология.   Орфография.   Культура   речи. Имя существительное  Местоимение  8. Имя прилагательное 9. Имя числительное 1 0. 1 1. 1 2. Глагол Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах   Итого: 210 1 Часы на развитие коммуникативных умений Планируемые результаты изучения предмета   Речь и речевое общение Ученик научится: • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать   образцы   устной   монологической   и   диалогической   речи   с   точки   зрения соответствия   ситуации   речевого   общения,   достижения   коммуникативных   целей   речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Ученик получит возможность научиться: • выступать   перед   аудиторией   с   небольшим   докладом;   публично   представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Ученик научится: • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль,   логику   изложения   учебно­научного,   публицистического,   официально­делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать   содержание   учебно­научного,   публицистического,   официально­делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Ученик получит возможность научиться: • понимать   явную   и   скрытую   (подтекстовую)   информацию   публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Ученик научится: • использовать   практические   умения   ознакомительного,   изучающего,   просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать   приёмы   работы   с   учебной   книгой,   справочниками   и   другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать   и   систематизировать   материал   на   определённую   тему,   анализировать отобранную   информацию   и   интерпретировать   её   в   соответствии   с   поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: • понимать,   анализировать,   оценивать   явную   и   скрытую   (подтекстовую) информацию   в   прочитанных   текстах   разной   функционально­стилевой   и   жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно­научных текстов, текстов СМИ, в том   числе   представленных   в   электронном   виде   на   различных   информационных носителях,   официально­деловых   текстов),   высказывать   собственную   точку   зрения   на решение проблемы. Говорение Ученик научится: • создавать   устные   монологические   и   диалогические   высказывания   (в   том   числе оценочного   характера)   на   актуальные   социально­культурные,   нравственно­этические, бытовые,   учебные   темы   (в   том   числе   лингвистические,   а   также   темы,   связанные   с содержанием   других   изучаемых   учебных   предметов)   разной   коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно­научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать   и   чётко   формулировать   цели,   план   совместной   групповой   учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать   в   практике   устного   речевого   общения   основные   орфоэпические, лексические,   грамматические   нормы   современного   русского   литературного   языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров   в   учебно­научной   (на   материале   изучаемых   учебных   дисциплин),   социально­ культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать  и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо  Ученик научится: • создавать   письменные   монологические   высказывания   разной   коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально­ культурные,  нравственно­этические,  бытовые  и  учебные  темы,  рассказ о  событии,  тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать   содержание   прослушанного   или   прочитанного   текста   (подробно,   сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и   пунктуационные   нормы   современного   русского   литературного   языка;   стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Ученик получит возможность научиться: • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать   резюме,   деловые   письма,   объявления  с   учётом   внеязыковых   требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Ученик научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: • создавать   в   устной   и   письменной   форме   учебно­научные   тексты   (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально­деловые тексты   (резюме,   деловое   письмо,   объявление)   с   учётом   внеязыковых   требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Ученик научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические,   тексты   художественной   литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);   официально­деловые, • различать   и   анализировать   тексты   разных   жанров   научного   (учебно­научного), публицистического,   официально­делового   стилей,   разговорной   речи   (отзыв,   сообщение, доклад   как   жанры   научного   стиля;   выступление,   статья,   интервью,   очерк   как   жанры публицистического   стиля;   расписка,   доверенность,   заявление   как   жанры   официально­ делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать   устные   и   письменные   высказывания   разных   стилей,   жанров   и   типов   речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально­ делового   стиля;   рассказ,   беседа,   спор   как   жанры   разговорной   речи;   тексты повествовательного   характера,   рассуждение,   описание;   тексты,   сочетающие   разные функционально­смысловые типы речи); • оценивать   чужие   и   собственные   речевые   высказывания   разной   функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими   информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно­научную тему. Ученик получит возможность научиться: • различать   и   анализировать   тексты   разговорного   характера,   научные, публицистические, официально­деловые, тексты художественной литературы  с  точки зрения   специфики   использования   в   них   лексических,   морфологических,   синтаксических средств; • создавать   тексты   различных   функциональных   стилей   и   жанров   (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно­научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно­научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально­деловом   стиле;   готовить   выступление,   информационную   заметку, сочинение­рассуждение   в   публицистическом   стиле;   принимать   участие   в   беседах, разговорах,   спорах   в   бытовой   сфере   общения,   соблюдая   нормы   речевого   поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований,   предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со   спецификой   употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшой   протокольно­этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Ученик научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского   языка   среди   славянских   языков,   роль   старославянского   (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять   различия   между   литературным   языком   и   диалектами,   просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Ученик научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать   основные   орфоэпические   правила   современного   русского   литературного языка; • извлекать   необходимую   информацию   из   орфоэпических   словарей   и   справочников; использовать её в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Ученик научится: • делить   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового, словообразовательного анализа слова;   грамматического   и • применять   знания   и   умения   по   морфемике   и   словообразованию   в   практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Ученик получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать   необходимую   информацию  из   морфемных,   словообразовательных   и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Ученик научится: • проводить   лексический   анализ   слова,   характеризуя   лексическое   значение, принадлежность   слова   к   группе   однозначных   или   многозначных   слов,   указывая   прямое   и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать   лексическую   синонимию   как   средство   исправления   неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать   основные   виды   тропов,   построенных   на   переносном   значении   слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов,   антонимов,   фразеологическим   словарём   и др.)   и   использовать   полученную информацию в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать   собственную   и   чужую   речь   с   точки   зрения   точного,   уместного   и выразительного словоупотребления; • извлекать   необходимую   информацию  из   лексических   словарей   разного   типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического   словаря   и   др.)  и   справочников,   в   том   числе   мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять   формы   слов   различных   частей   речи   в   соответствии   с   нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • опознавать   основные   выразительные   средства   морфологии  в   публицистической   и художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять   особенности   употребления морфологических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; • извлекать   необходимую   информацию  из   словарей   грамматических   трудностей,   в том   числе   мультимедийных;   использовать   эту   информацию   в   различных   видах деятельности. Синтаксис Ученик научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать   разнообразные   синонимические   синтаксические   конструкции   в собственной речевой практике; • применять   синтаксические   знания   и   умения   в   практике   правописания,   в   различных видах анализа. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать   основные   выразительные   средства   синтаксиса   в   публицистической   и художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять   особенности   употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально­делового стилей речи; • анализировать   особенности   употребления   синтаксических   конструкций   с   точки зрения их функционально­стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Ученик научится: • соблюдать орфографические  и пунктуационные  нормы в процессе  письма  (в объёме содержания курса); • объяснять   выбор   написания   в   устной   форме   (рассуждение)   и   письменной   форме   (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую  информацию из  орфографических  словарей и  справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать   необходимую   информацию   из   мультимедийных   орфографических словарей   и   справочников   по   правописанию;   использовать   эту   информацию   в   процессе письма. Язык и культура Ученик научится: • выявлять   единицы   языка   с   национально­культурным   компонентом   значения   в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно  использовать  правила  русского  речевого  этикета в  учебной  деятельности  и повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать   и   сравнивать   русский   речевой   этикет   с   речевым   этикетом отдельных народов России и мира. Личностные результаты: 1)понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей народа;   определяющей   роли   родного   языка   в   развитии   интеллектуальных,   творческих способностей,   творческих   способностей   и   моральных   качеств   личности;   его   значения   в процессе получения школьного образования; 2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,   гордость     за   него;   потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный   объем   словарного  запаса   усвоенных   грамматических   средств   для свободного   выражения   мыслей   и   чувств   в   процессе   речевого   общения   способность   к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты:  1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; 2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,   компакт­диски   учебного   назначения,   ресурсы   Интернета;   умение   свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; 3)   овладение   приемами   отбора   и   систематизации   материала   на   определенную   тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; 4)   умение   сопоставлять   и   сравнивать   речевые   высказывания   с   точки   зрения   их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно   формулировать   их   в   устной   и   письменной   форме;   умение   воспроизводить прослушанный   или   прочитанный   текст   с   разной   степенью   свернутости;   умение   создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и   ситуации   общения;   способность   свободно,   правильно   излагать   свои   мысли   в   устной   и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого   обобщения   основных   орфоэпических,   грамматических, стилистических   норм   современного   русского   литературного   языка;   соблюдение   основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки   зрения   содержания,   языкового   оформления;   умение   находить   грамматические   и речевые   ошибки,   недочеты,   исправлять   их;   умение   совершенствовать   и   редактировать собственные   тексты;   умение   выступать   перед   аудиторией   сверстников;   небольшими сообщениями,  докладами;  применение  приобретенных знаний, умений сов  в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);   лексических, 6) коммуникативно­целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого   совместного   выполнения   какой­либо   задачи,   в   спорах,   обсуждениях;   овладение национально­культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка   русского   народа,   как   государственного   языка   Российской   Федерации   и   языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,   речевое   общение,   речь   устная   и   письменная;   монолог,   диалог   и   их   виды;   ситуация речевого   общения;   разговорная   речь,   научный,   публицистический,   официально­деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально­ делового стилей и разговорной речи; функционально­смысловые типы речи (повествование, описание,   рассуждение);   текст,   типы   текста;   основные   единицы   языка,   их   признаки   и особенности употребления в речи; 5)овладение   основными   стилистическими   ресурсами   лексики   и   фразеологии   русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,   орфографическими,   пунктуационными),   нормами   речевого   этикета; использование   их   в   своей   речевой   практике   при   создании   устных   и   письменных высказываний; 6)распознавание   и   анализ   основных   единиц   языка,   грамматических   категорий   языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7)проведение   различных   видов   анализа   слова   (фонетического,   морфемного, словообразовательного,   синтаксического   анализа словосочетания   и   предложения,   многоаспектного   анализа   с   точки   зрения   его   основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;   лексического,   морфологического), 8)понимание коммуникативно­эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание тем учебного курса Язык, речь, общение  2ч. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения Повторение изученного в  5 классе.  Культура речи  12 ч. (11+1) Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание.   Простое   предложение.   Сложное   предложение.   Пунктуация   в   простом   и сложном предложении. Прямая речь, диалог. Развитие речи Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально­деловой стиль. Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы. Обучающиеся должны уметь:  обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ   промежуточных   практических   работ;   контрольный   диктант   с   грамматическим заданием. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и  конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили  речи. Официально­деловой стиль. Текст (3 часа) Лексика и фразеология. Культура речи  13 ч. (10+3) Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари. Общеупотребительные   слова.   Профессиональные   слова.   Диалектные   слова.    Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно­русская и заимствованная лексика. Эмоционально­окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах. Развитие речи Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения. Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно­русскую и заимствованную лексику; эмоционально­ окрашенные слова; фразеологизмы. Обучающиеся   должны   уметь:  пользоваться   различными   словарями;   определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать  содержание текста;  составлять  рабочие материалы  к описанию помещения. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный тест.   Словообразование и орфография. Культура речи  24 ч. (21+3) Повторение пройденного по словообразованию в V классе. Этимология   слова.   Основные   способы   образования   слов   в   русском   языке.   Правописание чередующихся гласных О и А в корнях  ­ГОР­/­ГАР­, ­КОС/КАС­. Правописание гласных в приставках ПРЕ­ И ПРИ­, буквы Ы и И после приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Развитие речи Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины. Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой. Обучающиеся должны уметь:  производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные   и   глаголы   в   прошедшем   времени;   пользоваться   словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение­описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием. Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное. Культура речи  20 ч. (18+2) Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки   существительного.   Несклоняемые существительные   (ознакомление).   Род   несклоняемых   существительных.   Существительные общего рода. Образование существительных.   Разносклоняемые   существительные. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах ­ЕК ­ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах  существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе ­ЧИК (­ЩИК). Развитие речи Употребление   в   речи   разносклоняемых   и   несклоняемых   существительных.   Описание помещения по личным впечатлениям. Обучающиеся   должны   знать:  морфологические   признаки   существительного;   способы образования   существительных;   правописание   не   с   существительными   и   суффиксов существительных. Обучающиеся   должны   уметь:  различать   существительное   среди   других   частей   речи;  пользоваться   орфографическими   правилами   при   выборе   написаний,   основанных   на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи;   производить   морфологический   разбор   существительного;   создавать   тексты   типа описания. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ   промежуточных   практических   работ;   сочинение­описание   помещения;   контрольные диктанты с грамматическим заданием.   Имя  прилагательное. Культура речи  25 ч. (23+2) Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные.   Образование   прилагательных.   Степени   сравнения   прилагательных;   обра­ зование степеней сравнения. НЕ   с   именами   прилагательными.   Буквы   О   и   Е  после   шипящих   и   Ц  в   суффиксах прилагательных.  Правописание   гласных   Н  и  НН  в  именах  прилагательных.   Различение   на письме суффиксов ­К­ и ­СК­. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Развитие речи Употребление в речи   прилагательных. Описание   природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины. Обучающиеся   должны   знать:  морфологические   признаки   прилагательного;   способы образования   прилагательных;   правописание   не   с   прилагательными   и   суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных. Обучающиеся   должны   уметь:  различать   прилагательное   среди   других   частей   речи;  пользоваться   орфографическими   правилами   при   выборе   написаний,   основанных   на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи;   производить   морфологический   разбор   прилагательного;   создавать   тексты   типа описания. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине;   выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.   Имя   числительное. Культура речи 14 ч. (12+2) Имя   числительное   как   часть   речи.   Морфологические   признаки   числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные   количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Склонение количественных  числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение   порядковых   числительных.   Правописание   гласных   в   падежных   окончаниях порядковых числительных. морфологические   признаки   числительного;   способы Развитие речи Употребление в речи  прилагательных. Устное выступление.   Обучающиеся   должны   знать: образования числительных; правописание числительных. Обучающиеся   должны   уметь:  различать   числительное   среди   других   частей   речи;  пользоваться   орфографическими   правилами   при   выборе   написаний,   основанных   на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ   промежуточных   практических   работ;     контрольный   диктант   с   грамматическим заданием Местоимение. Культура речи  23 ч. (19+4) Местоимение   как   часть   речи.   Морфологические   признаки   местоимения.   Синтаксическая роль   местоимений   в   предложении.   Разряды   местоимений.   Склонение   местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3­го лица после   предлогов.   Образование   неопределённых   местоимений.   Дефис   в   неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Развитие речи Употребление в речи  местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения. Обучающиеся   должны   знать: образования  местоимений; правописание  местоимений. Обучающиеся   должны   уметь:  различать    местоимение   среди   других   частей   речи; пользоваться   орфографическими   правилами   при   выборе   написаний,   основанных   на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор   местоимения; писать   изложение с элементами сочинения,  составлять рассказ по сюжетным рисункам. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам;   изложение с элементами сочинения;  сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.    морфологические   признаки    местоимения;   способы Глагол. Культура речи  26 ч. (23+3) Повторение   пройденного   о   глаголе   в   V   классе.   Морфологические   признаки   глагола.   Пе­ реходные  и непереходные  глаголы.  Изъявительное,  условное  и  повелительное  наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении.   Правописание   глаголов  повелительного   наклонения.   Разноспрягаемые   глаголы.   Безличные   глаголы.   Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Развитие речи Употребление   в   речи    глагола.   Употребление   наклонений   глагола.   Рассказ.   Рассказ   по рисункам. Рассказ на основе услышанного. Обучающиеся должны знать:  морфологические признаки   глагола; способы образования  глагола ; правописание  суффиксов глаголов. Обучающиеся должны уметь:  различать   глагол среди других частей речи;   пользоваться орфографическими   правилами   при   выборе   написаний,   основанных   на   морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты­рассказы. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение­ рассказ   на   основе   услышанного,     сочинение­рассказ;   контрольные   диктанты   с грамматическим заданием. Повторение изученного в  6 классе  12 ч.   Орфография.   Орфографический   разбор. Разделы   науки   о   языке.   Пунктуация. Пунктуационный   разбор.   Лексика   и   фразеология.   Словообразование.   Морфология. Синтаксис. Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы. Обучающиеся должны уметь:  обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять   тему   и   основную   мысль   текста,   его   стиль;   писать   изложения   (выборочные,   с элементами   сочинения)   и   сочинения   различных   видов   (по   картине,   рассказы,   на   основе услышанного). Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант. Тематическое планирование № Раздел, тема урока 1 1. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение (2 часа) Кол­ во Час. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Язык, речь, общение. Ситуация общения. Повторение изученного в 5 классе – 12 часов 1. Фонетика,  орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.   2. Морфемика. Орфограммы в  корнях слов.   3.Морфемика. Орфограммы в приставках. 4. Части речи. Морфологический разбор слова.   5. Орфограммы в окончаниях слов.    6. Сочинение «Интересная встреча» 7. Словосочетание    8. Простое и сложное предложение.     9. Синтаксический разбор предложений    10. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 11. Контрольный диктант №1  по теме «Повторение»(Входная  контрольная работа) 12. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Текст – 3 часа 1.   Текст, его особенности.   2.  Тема и основная мысль текста. 3. Официально­деловой стиль. Лексика. Фразеология. Культура речи. – 13 часов 1. Слово и его лексическое значение   2. р/р Собирание материалов к сочинению    3. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» 4. Общеупотребительные слова, профессионализмы    5. Диалектизмы     6.  Исконно­русские и заимствованные слова   7. Устаревшие слова. 8.Неологизмы   9. р/р Словари  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27­28 29 30 31 32 33­34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 10­11. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.   12. Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология»  13. Контрольный тест по теме «Лексика.Фразеология»   Словообразование. Культура речи. Орфография­ 24 часа 1.  Морфемика и  словообразование   2. р/р Описание помещения   3­4. Основные способы образования слов в русском языке   5. Этимология слов   6. р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план  7. Сочинение­описание помещения. 8. Буквы о и а в корне ­кос­ ­ ­кас­   9. Буквы о и а в корне ­гор ­ ­ ­гар – 10. Буквы а и о в корне –зар­, ­зор­ 11. Правописание корней с чередованием. 12. Контрольный диктант за 1 четверть 13. Анализ ошибок контрольного диктанта 14­. Буквы ы и и после приставок   15. Гласные в приставках пре ­ и при­   16. Значение приставки при­ 17.Значение приставки пре­. 18. Правописание гласных в приставках пре­ и при­ 19. Соединительные о и е в сложных словах   20. Сложносокращенные слова   21. Морфемный и словообразовательный разбор слов 22. Повторение изученного по теме «Словообразование». 23. Контрольный диктант по теме «Словообразование». 24. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Морфология. Культура речи. Орфография Имя существительное – 20 часов 1­2. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»   3. Разносклоняемые имена существительные 4. Буква е в суффиксе ­ен­ существительных на –мя    5. Несклоняемые имена существительные   6. Род несклоняемых имен существительных    7. Имена существительные общего рода   8. Морфологический разбор имени существительного   9. р/р Сочинение­описание по личным наблюдениям.   10­11. Не с существительными   Проверочная работа по теме «Правописание существительных» 13­14. Буквы ч и щ в суффиксе –чик (­щик)   15. Гласные в суффиксах существительных –ек и  ­ик   16. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных    17­18. Обобщение изученного по теме «Имя существительное»   19. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»   20. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.   Имя прилагательное – 25 часов 1­2. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»   3. р/р Описание природы.   4­5. Степени сравнения имен прилагательных   6. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные  прилагательные   7. Относительные прилагательные    8. Притяжательные прилагательные   9. Контрольный диктант за 1 полугодие. 55­56 57 58 59 60 61 62 63 64­65 66 67­68 69 70 71­72 73 74 75­76 77 78­79 80 81 82 83 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 84 85 86 87­88 89 90 91 92­94 95 96 97­98 92 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112   10. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.   11. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина 12. Морфологический  разбор имени прилагательного   13­14. Не с прилагательными 15. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными 16. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных   17. Описание пейзажа по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер». 18­20. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных    21. Различение на письме суффиксов прилагательных –к­ и –ск­   22. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных   23­24. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 25. Контрольный диктант с грамматическим заданием 26. Работа над ошибками Имя числительное – 14 часов 1. Имя числительное как часть речи   2. Простые и составные числительные    3. Мягкий знак на конце и в середине числительных     1 Порядковые числительные 5. Разряды количественных числительных     6. Числительные, обозначающие целые числа   7. Дробные числительные.   8. Собирательные числительные   9.  Употребление числительных в речи 10.  Морфологический разбор имени числительного    11. р/р Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!» 12. Повторение изученного материала по теме «Имя числительное»  1 1 2 1 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122­ 123 124­ 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 13. Контрольный диктант с грамматическим заданием 14. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Местоимение – 23 часа 1. Местоимение как часть речи   2.Разряды местоимений. Личные местоимения. 3.Особенности склонения личных местоимений   4.р/р Составление рассказа от первого лица 5. Возвратное местоимение себя   6. Вопросительные местоимения. 7. Относительные местоимения   8­9. Неопределенные местоимения    10­11. Отрицательные местоимения   12. Притяжательные местоимения   13. Притяжательные местоимения. 14. р/р Сочинение­рассуждению   15. р/р Написание сочинения­рассуждения 16. Указательные местоимения   17­18. Определительные местоимения   19. Рассказ по воображению   20. Морфологический разбор местоимения 21. Повторение изученного по теме «Местоимение» 22. Контрольный диктант по теме «Местоимение 23. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 138­ 139 140 1­2.  Глагол как часть речи   3.Сочинение­рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением. Глагол ­  26 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 141 142 143­ 144 145­ 146 147­ 148 149­ 150 151 152 153 154 155 156 157­ 158 159­ 160 161 162 163 164 165­ 166 167 168 169 170­ 171 172 173 4. Разноспрягаемые глаголы.   2 р/р Написание сжатого изложения 6­7. Глаголы переходные и непереходные   8­9. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение   10­11. Условное наклонение   12­13. Повелительное наклонение.     14. Различение повелительного  наклонения и формы будущего времени.  15. Рассказ по сюжетным картинкам 16. Употребление наклонений   17. Безличные глаголы   18. Морфологический разбор глагола   19. р/р Рассказ на основе услышанного.   20­21. Правописание гласных в суффиксах глаголов.   22­23. Повторение и систематизация по теме «Глагол» 24. Контрольный диктант по теме «Глагол» 25. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 26. Комплексный анализ текста. Повторение – 12 часов 1. Разделы науки о языке.  2­3. Орфография. Орфографический разбор.    4.Синтаксис и  пунктуация.   5. Лексика и фразеология.  6 . Словообразование.   7­8. Морфология.   9. Итоговый контрольный диктант.   10. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 174 175 11. Комплексное повторение и обобщение 12.Итоговый урок 1 1 Приложение  Контрольно­измерительные материалы Входной контрольный диктант Осенью Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана. Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке. Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что­то сильно ударилась во время полета. «Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я. (90 слов) Задания. 1) Выполните синтаксический разбор предложений: 1 вариант – На голых листьях …;  2 вариант ­  Вдруг среди листвы… (По И.Соколову­Микитову.) 2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм. 3) Выполните разбор любых двух словосочетаний. Сжатое изложение СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СЛОВ      Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование  морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков.  Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.      Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном  походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он  любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.      Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю  до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от  прислуги.      Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль  включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для  пояснения значений слов.      Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это  настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык. Контрольная работа по теме «Лексикология» I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов: I   вариант              II   вариант аккорд                            гаммы П. Выпишите из словаря по одному слову: I   вариант                  II   вариант заимствованное               диалектное устаревшее                      профессиональное III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый) Заранее намеченный путь следования — (маршрут)  Мысленно представить себе что­нибудь — (вообразить)  Очень большой — (огромный, гигантский)  Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)  Знаки для обозначения звуков — (буквы)  Слова,   употребляемые   жителями   одной   местности,— (диалектные) Часть слова без окончания — (основа слова) IV. Замените фразеологизмы синонимами. I    вариант                                      II    вариант задрать нос, спустя рукава        водить за нос,    засучив рукава С одним из них придумайте предложение, запишите его.  V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами. Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие  оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу. VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении. I    вариант Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.  Паустовский.) II   вариант В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые. VII. Выпишите синонимы из предложений. I    вариант                                      II    вариант Когда мальчик слушал его пение,    Кругом, покорив всё своей полное беспредельной тоски,           темнотой, наполнив покоем чувство бесконечной жалости           и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце. VIII.  Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в  другом — в переносном. I    вариант                                      II    вариант язык                                                 хрустальный Выборочное изложение А. Пушкин «Станционный смотритель»      «Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона  Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке  отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за столом,  окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в  треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль  и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и  шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел  я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с  бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с  тремя медалями на полинялых лентах...       Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я  тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних  местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение» Контрольный диктант по теме «Словообразование» Ночлег в лесу Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.   Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.  Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.  Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.   А   подниматься   нужно   с   рассветом!   Раздается   команда:   "Всем   спать!"   Лагерь   быстро затихает. (102 слова) (По А.Зуеву.) Задания. 1) Выполните синтаксический разбор предложений: 1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.  2 вариант ­  Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. 2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы. 3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: 1 вариант – побежали, съестное;  2 вариант –  отужинали, рассвет. 4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.  Итоговый контрольный диктант за I четверть Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. В тихий   зимний   день   выйдешь   в   лес   на   лыжах,   дышишь   и   не   надышишься.   Под   деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.  Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше   слышатся   в   лесу   голоса   птиц.   На   лесных   полянках   появляются   проталины,   ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники. Многое   услышишь   в   весеннем   лесу.   На   вершине   высокой   ели   распевает   дрозд.   Тонко   пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)       (По И. Соколову­Микитову.) Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Выполните синтаксический разбор предложений: 1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. 2 вариант –  В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.  3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: 1 вариант – весенний;  2 вариант –  лесных. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Русская зима       Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок. Вот  прилетела  большая   сова  и   подала   голос.   Ей  отозвались  другие  совы.   Пискнула   тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.  (112 слов) Задания. 1) Произведите морфологический анализ слов: 1 вариант – непогоду, на сучок; 2 вариант – жизнью, на ветках.       (По И. Соколову­Микитову.) 2) Произведите морфемный анализ слов:       1 вариант – речонка;       2 вариант – бельчонок. 3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Ранним   летним   утром   мы   отправляемся   на   рыбалку.   Заря   едва   разгорается,   и   природа   еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно­белый туман. По узкой тропинке среди темно­ зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. солнца.       Речка   неширокая,   но   достаточно   глубокая.   Берега   ее   с   каждым   годом   все   больше   зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки. переливаются Серебряные лучах   росинки         в   Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками. Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.  (119 слов)  (По И.Соколову­Микитову.) Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Произведите морфологический анализ слов: 1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу); 2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок). 3) Произведите морфемный анализ слов:       1 вариант – преспокойно;       2 вариант – серебряные. Контрольный диктант по теме «Имя числительное»       Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.  Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов. Окрестности   Байкала   одеваются   в   зимний   наряд   раньше   самого   озера.   Уже   в   октябре   зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры. Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло. Летом   даже   в   безветренный   день   может   вдруг   налететь   шквалистый   ветер,   и   тогда   озеро становится неласковым морем.  (113 слов) (По материалам книги «Энциклопедия чудес природы») Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Произведите морфологический анализ слов: 1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок; 2 вариант – пятая часть. 3) Произведите морфемный анализ слов:       1 вариант – преспокойно;       2 вариант – безветренный. 4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения. Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч Контрольный диктант по теме «Местоимение» солнца. Весна набирает скорость. По утрам  легкий холодок  держится  в низинах, а на южной стороне пригорка  уже загорелись желтые огоньки какого­то растения. Это мать­и­мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка. Вот что­то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.       Из кустов доносится чье­то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они   вялые,   неприметные,   а   сейчас   заговорили   полным   голосом.   Пройдет   какая­нибудь   неделя,   и грачиный   гомон   и   песни   жаворонков   объявят   о   победе   весны.   Вернутся   и   другие   птицы.   Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.  (118 слов) (По материалам книги «Энциклопедия чудес природы») Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Выпишите местоимения, определите их разряд.  3) Произведите морфемный анализ слов:       1 вариант – преспокойно;       2 вариант – безветренный. 4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант)  предложения последнего абзаца. Диктант по теме «Глагол» Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились   какие­то   далекие   звуки.   Вдруг   из­под   пола   раздались   чьи­то   негромкие   голоса.   Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи –   полезные   зверюшки.   Они   никому   не   причиняют   вреда,   никого   не   боятся,   уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.  (108 слов) Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Графически объясните написания ­тся (­ться) в глагол, которые встречаются в данном (По И. Соколову­Микитову.) тексте..  3) Произведите морфологический анализ слов:       1 вариант – услышите;       2 вариант – доносились. 4) Составьте схему  1 предложения последнего абзаца. Контрольный диктант по теме «Глагол» Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего­то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой­нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет  что­нибудь – косой  опять  повернется назад  и  направится  в  сторону.  Когда  светлеет,  он ложится снег.       Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.  в     (110 слов)   Задания. 1) Озаглавьте текст.   (По Л. Толстому) 2)  Произведите морфологический анализ слов:       1 вариант – поймали бы, светлеет;       2 вариант – ходил бы, боится. 4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.  В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса во мраке ночи. Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины. Вдруг   хрустнул   снег   под   чьими­то   тяжелыми   ногами.   Это   вышагивает   дымчато­серый   лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается. Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин. Лось   стоит   среди   блестящих   от   лунного   света   снегов,   жует   хвою,   а   рядом   зайчонок   грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.  (117 слов) (По Д. Зуеву.) Задания. 1) Озаглавьте текст. 2)  Произведите фонетический анализ слов:       1 вариант – елей;       2 вариант – осинке. 3) Произведите морфологический анализ 1 вариант – любого существительного; 2 вариант – любого прилагательного. 4) Произведите синтаксический разбор 1 вариант – любого сложносочиненного предложения; 2 вариант – любого осложненного предложения.

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс

Рабочая программа Русский язык 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2018