Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Рассмотрено на заседании кафедры естественно-математических наук и информатики, протокол № 2 от __ сентября 20__ г.
Зав. кафедрой ______ / М.В. Трофимова
|
|
"Утверждаю" Директор гимназии
/ Т.И.Виноградова
М.П. |
Рабочая программа
спецкурса «Краеведение»
для 7 класса
на 2016/2017 уч.г.
Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории
Галина Николаевна Евтушенко
Урюпинск 2016
Пояснительная записка
В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в 7 классе. В учебной программе сокращено количество часов, отводимое на изучение многообразия видов животных, природных сообществ, их значении и охране. В то же время 28.06.2001 г. Волгоградская Областная Дума приняла постановление №12/219 «О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области», в котором сказано о необходимости максимально полного использования потенциала образовательных учреждений для научно-методического и информационного обеспечения системы экологического образования.
В связи с этим разработана программа спецкурса «Краеведение». Программа разработана для учащихся 7 класса, 1ч в неделю в одном из полугодий, всего 17 часов.
Цель программы: изучение биоразнообразия и экологии основных видов животных в типичных природных сообществах Волгоградской области; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием природы родного края; воспитание любви к своему краю, своей стране; формирование основ экологической культуры.
Программа решает задачи:
- ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, Волгоградской области;
- освоение учащимися знаний о редких и исчезающих видах животных Волгоградской области, а также о необходимых мерах их охраны;
- овладение учащимися умениями работать с определителями животных;
- формирование и развитие у учащихся интереса к изучению природы родного края.
Требования к уровню подготовки учащихся:
описывать приспособления животных к месту обитания; животных Урюпинского района;
называть виды животных - обитателей степи, лесостепи и водоёмов Волгоградской области;
проводить примеры редких и охраняемых животных;
объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области;
применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
использовать знания для разработки экологического проекта по охране животных Волгоградской области.
Тематический план
№№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контро- ля |
|
теорет. |
практ. |
||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
||
2 |
Животный мир Волгоградской области |
7 |
2 |
5 |
|
2.1 |
Животные степной и лесостепной природных зон. |
1 |
|
1 |
|
2.2 |
Кто живёт около водоёмов? Водные животные. |
1 |
|
1 |
Защита проекта |
2.3-2.4 |
Животные Урюпинского района. |
2 |
1 |
1 |
|
2.5 |
Животные на улицах нашего города. |
1 |
|
1 |
|
2.6 |
Беспозвоночные и позвоночные животные Волгоградской области |
1 |
1 |
|
зачёт |
2.7 |
Опасные животные Волгоградской области |
1 |
|
1 |
|
3 |
Редкие и охраняемые животные Волгоградской области |
5 |
2 |
3 |
|
3.1 |
Изменения в сообществах под воздействием человека |
1 |
|
1 |
|
3.2 |
Основные категории редких и охраняемых животных Волгоградской области |
1 |
1 |
|
|
3.3 |
Охраняемые территории Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники |
1 |
1 |
|
|
3.4 |
Разработка экологического проекта «Охрана животных Волгоградской области» |
1 |
|
1 |
|
3.5 |
Защита экологического проекта «Охрана животных Волгоградской области» |
1 |
|
1 |
Защита проекта |
4 |
Экскурсии |
4 |
|
4 |
|
4.1 |
Экскурсия в парк |
1 |
|
1 |
|
4.2 |
Экскурсия на озеро Подпесочное |
2 |
|
2 |
|
4.3 |
Отчёт об экскурсиях |
1 |
|
1 |
Отчёт об экскурсиях |
|
Итого: |
17 |
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч)
Цель: изучить актуальность проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России и Волгоградской области.
Задачи: рассмотреть причины, приводящие к уменьшению биоразнообразия; изучить основные положения Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и программы действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
Содержание: проблема сохранения биоразнообразия. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
Основные понятия: биоразнообразие; проблема сохранения биоразнообразия.
Проблема сохранения биоразнообразия. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
Тема 2. Животный мир Волгоградской области (7 ч)
Цель: изучить животных Волгоградской области и Урюпинского района, их многообразие и значение.
Задачи: изучить виды животных, обитающих в степи, лесостепи, водоёмах , прибрежных зонах и их приспособления к месту обитания.
Содержание: беспозвоночные и позвоночные животные Волгоградской области и Урюпинского района, их многообразие и значение. Приспособления животных к условиям обитания. Животные, обитающие в парках и скверах города Урюпинска.
Практическая работа № 1«Составление схемы «Разнообразие животных степи и лесостепи».
Практическая работа № 2 «Характеристика животного мира Урюпинского района».
Практическая работа № 3 «Составление схемы «Животные парков и скверов города Урюпинска».
Проект № 1 «Создание листовок «Озеру Подпесочному – чистые берега!»
Тема 5. Редкие и охраняемые животные Волгоградской области (3 ч)
Цель: изучить основные причины изменений в природных сообществах; меры по сохранению биоразнообразия в природных сообществах, применяемые в Волгоградской области.
Задачи: знать основные категории животных: исчезнувшие виды, уязвимые виды, редкие виды, виды с неопределенным статусом; применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
Содержание: изменения в сообществах под воздействием человека. Основные категории животных: исчезнувшие виды, уязвимые виды, редкие виды, виды с неопределенным статусом.
История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники.
Основные понятия: исчезнувшие виды; уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом; природные памятники; национальные парки; заказники.
Практическая работа № 4 «Влияние деятельности человека на экосистемы».
Проект № 2«Охрана животных Волгоградской области».
Тема 6. Экскурсии (4 ч)
Цель: овладеть навыками проведения наблюдений за живыми объектами в природе.
Задачи: определять виды беспозвоночных животных при помощи определителя; проводить наблюдения за обитателями водоёма и прибрежной зоны.
Содержание: определение видов беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в парке. Животные водоёма. Животные прибрежных зон.
Основные понятия: животные водоёмов и прибрежных зон; птицы культурных ландшафтов.
Литература для учителя
1) Брылёв В.А. Памятники природы Волгоградской области. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.
2) Брылёв В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000.
3) Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1984.
4) Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия// Биология в школе. – 2004. - № 8.
5) Володина Н.Г., Кувалдина А.Н. Методика организации экскурсии со школьниками в лес. – Волгоград, 1992.
6) Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Методическое пособие/Под ред. проф. В.А. Сагалаева. – М.: Глобус, 2008.
7) Красная книга: редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области/ сост. В.А. Брылев. – Волгоград, 192.
8) Миркин Б.Н., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы// Биология в школе. – 2004. - № 8.
9) Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области. Приложение к Постановлению Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 г. № 12/219//Консультант Плюс: Волгоградский выпуск.
Литература для учащихся
1) Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Рабочая тетрадь-практикум/Авт.-сост. М.В. Оданович. – М.: Глобус, 2008
2) Брылёв В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.