Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии
Оценка 4.8

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
биология
9 кл
23.03.2017
Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии
Данная рабочая программа позволит качественно подготовить учащихся к сдаче экзамена по биологии. В ней предусмотрены рассмотрение вопросов вызывающих наибольшее затруднение у учащихся при подготовке к экзамену. Программа составлена с учетом изменений в ОГЭ 2017 году. Структура соответствует основным разделам встречающихся на экзамене.
Рабочая программа спецкурса.doc
«Рабочая программа спецкурса «Подготовка к ОГЭ по биологии» Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена   с   учетом   Федерального Государственного стандарта, программы по биологии авторов  И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (  Природоведение. Биология. Экология : 5 – 11 кл.: программы. ­  М.: Вентана­ Граф, 2010. – 176 с. ).   Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.  Биология:  6­9 класс:   Учебник   для   учащихся         общеобразовательных   учреждений   /   И.Н. Пономарева,   О.А.   Корнилова,   Н.М.   Чернова;     под   ред.   проф.   И.Н. Пономаревой. – 4­е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2010. Программа   развивает   содержание   базового   курса   по   биологии,   дает учащимся возможность получить и укрепить навыки решения практических задач,   повышает   общую   эрудицию   учеников   в   теоретических   вопросах биологии .  Программа   основана   на   глубоких   межпредметных   связях   и   находится   на стыке   таких   наук   как   биохимия,   геология,   физика.   Целостное   восприятие учеником   мира   позволяет   ему     самоопределиться,   профессионально сориентироваться и сделать правильный выбор.  Программа   способствует   удовлетворению   познавательных   интересов учащихся   в   разных   областях   деятельности   человека,   объединенных вопросами биологии. Курс предусматривает различные формы и методы педагогической работы, что   существенно   расширяет   возможности   выстраивания   учеником индивидуальной   образовательной   траектории,   позволяет   ученику   быть конкурентно­ способным при поступлении в   среднеспециальные   и высшие учебные заведения. Жаркова Н.В. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению биологии  и собирающихся углубить полученные знания, получить дополнительную   подготовку   для   сдачи   огэ,   расширить   кругозор   и   стать конкурентно способными при поступлении. В отличии от других программ, данная программа: ­   рассмотрены   вопросы,   которые,   вызывают   затруднения   при   изучении базового курса. ­   все   методики,   по которым   школьники   изучают   материал,   составлены с учетом   последних   изменений   в структуре   огэ     по биологии.   На курсе уделяется внимание всем трем частям, из которых состоит экзамен. Ведущие идеи курса:  Обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;  Создать условия для дифференциации содержания обучения;  Установить   равный   доступ   к   полноценному   образованию   разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; Цели программы:  Закрепить   и   систематизировать   теоретические   знания   учащихся   по биологии  Научить   решать   задачи   разнообразные   по   уровню   сложности, соответствующие требованиям естественно­научного профиля.  В подготовке учащихся к успешной сдаче экзамена. Высокий балл на огэ позволит   школьнику   в   будущем   поступить   на ведущие   специальности технологических и медицинских вузов страны.  Задачи программы:  Повысить теоретический уровень знаний учащихся по биологии;  Способствовать   интеграции   знаний   учащихся,   полученных   при   изучении предметов   естественно­научного   профиля   при   решении   биологических задач. Жаркова Н.В.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих   проведения   наблюдений   за   живыми   биологических   экспериментов,   работы   с   различными способностей  в   процессе   организмами,   источниками информации; Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для     ухода   за   растениями,   домашними   животными,   заботы   о   собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей   деятельности   по   отношению   к   природной   среде,   собственному организму, здоровью других людей; Общеучебные умения и навыки, универсальные учебные действия Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями: В   блок регулятивных   действий включаются   действия,   обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ­ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом   конечного   результата;   составление   плана   и   последовательности действий; ­   прогнозирование   –   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его временных характеристик; ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; ­ оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ­   элементы   волевой   саморегуляции   как   способности   к   мобилизации   сил   и энергии, способность к волевому усилию. В   блоке универсальных   действий   познавательной   направленности целесообразно   различать   общеучебные,   включая   знаково­символические, логические, действия постановки и решения проблем. Жаркова Н.В. В число общеучебных входят: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­ поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ; ­   применение   методов   информационного   поиска,   в   том   числе   с   помощью компьютерных   средств   (в   геоинформационных   ситемах);   знаково­ символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта   и   преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов, определяющих данную предметную область); ­ умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ­   рефлексия   способов   и   условий   действия,  контроль   и   оценка   процесса   и результатов деятельности; ­ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Наряду   с   общеучебными   также   выделяются универсальные   логические действия: ­   анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных, несущественных); ­   синтез   как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; ­   выбор   оснований   и   критериев   для   сравнения,   сериации,   классификации объектов; ­ подведение под понятия, выведение следствий; ­ установление причинно­следственных связей, ­ построение логической цепи рассуждений, доказательство; ­ выдвижение гипотез и их обоснование; Жаркова Н.В. ­   действия   постановки   и   решения   проблем   включают   формулирование проблемы   и   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем творческого и поискового характера. В состав коммуникативных действий входят: ­   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ­   постановка   вопросов   –   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации; ­   разрешение   конфликтов  ­   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ­ управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; ­   умение   с   достаточно   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Требования к уровню подготовки учащихся  В результате изучения биологии в курсе  ученик должен Знать/понимать ­Характеристику царств живой природы ,основные свойства живой материи,  признаки прокариот и эукариот. ­ сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, развитие, размножение,  наследственность, изменчивость, оплодотворение, действие искусственного и  естественного отбора ; ­ особенности жизни как формы существования материи; ­роль физических и химических процессов в живых системах различного  иерархического уровня организации; ­фундаментальные понятия; Жаркова Н.В. ­о существовании эволюционной теории, клеточной теории, хромосомной  теории наследственности, теории антропогенеза; ­основные группы  и признаки живых организмов; ­ роль живых организмов в природе и жизни человека; ­ основные области применения биологических знаний в практике с/х, в ряде  отраслей промышленности, при охране окружающей среды; ­строение и физиологию человека ­ соотношение социального и биологического в эволюции человека; ­основные положения учения Вернадского В.И.; ­вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; Уметь ­ пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с  материалистических позиций вопросов происхождения жизни на Земле, а  также различных групп растений, животных, в том числе и человека; ­давать аргументированную оценку новой информации по биологическим  вопросам; ­работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для  микроскопических исследований; ­работать с учебной и научно­ популярной литературой, составлять план,  конспект, реферат; ­владеть языком предмета; ­решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные  кривые на растительном и животном материале; ­изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические  эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; ­ рассматривать под микроскопом и описывать биологические объекты. ­ сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы); Жаркова Н.В. ­ процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое  размножение у различных живых организмов); ­ делать выводы на основе этих  сравнений. ­ определять принадлежность человека к определенным систематическим  группам. ­ анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,  происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и  пути их решения, воздействие факторов окружающей среды, факторов риска  на здоровье человека. ­ проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, а также использовать  информационные технологии. ­ использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:  ­оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде;  ­соблюдения правил поведения в окружающей среде; ­ оценки этических аспектов некоторых исследований в области  биотехнологии; ­заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и  окружающим; соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики  заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек;  Учебно – тематический план Тема занятий Количество часов Форма занятий, 1. Биология как наука. Методы биологии 4ч 1.Биологические   науки. биологии.   Методы 2.Ученые­   Жаркова Н.В. биологи,   внесшие 1ч 1ч семинар семинар определенный   вклад   в   изучении биологии 3.Строение   микроскопа, работы приготовление микропрепаратов   правила микроскопом,   с   4. Строение растительной, животной, клетки   гриба   и   клетки   бактерий. Особенности строения вируса. 1ч 1ч практикум практикум 2.Признаки живых организмов               8ч 5.Основные свойства живых систем 6.Решение   биологических   задач   с использованием графиков 7.Решение   биологических   задач   на взаимосвязь строения органов в связи с выполняемой функцией по ботанике 8.Решение   биологических   задач   на взаимосвязь строения органов в связи с выполняемой функцией по зоологии 9.Решение   биологических   задач   на взаимосвязь строения органов в связи с   выполняемой   функцией   по анатомии человека 10.Решение   биологических   задач   по заданному   тексту   с   использованием общебиологических понятий 11.Решение   биологических   задач   на соответствии 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч семинар практикум практикум практикум практикум практикум практикум Система, многообразия, эволюция живых организмов­9ч 12.Систематика как наука 1ч практика Жаркова Н.В. 13.Отделы растений 14. Жизненные циклы растений 15.Беспозвоночные животные 16.Жизненные циклы паразитических червей 17.Позвоночные  животные   позвоночных 18.Физиология животных 19 Грибы 20 Лишайники 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Человек и его здоровье­10 21.Ткани человека 22.Системы органов человека 23 Нервная система 24. Органы чувств 25.Кровеносная система 26.Дыхательная система 27.Система опоры и движения 28.Пищеварительная система 29.Обмен   веществ   и   энергии. Определение норм питания человека. Составление рациона питания. 30.Размножение организмов   и   развитие 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч семинар семинар практикум семинар практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум Взаимосвязь организмов и окружающей среды­4ч 31Факторы среды Жаркова Н.В. 1ч практикум Взаимоотношения 32 организмов   живых 33 Пищевые цепи 34. Круговорот веществ и энергии 1ч 1ч 1ч практикум практикум практикум Итого:                              35ч                         Содержание программы 1. Биология как наука. Методы биологии­ 4ч Биология  – наука, изучающая свойства живых систем. Методы биологии  (Моделирование, наблюдение, эксперимент, генеалогический, исторический  ,палеонтологический ,центрифугирование,  цитологический или цитогенетический, биохимический) Ученые­ биологи,  внесшие определенный вклад в изучении  биологии. Строение микроскопа, правила работы с микроскопом,  приготовление микропрепаратов.  Строение растительной, животной, клетки  гриба и клетки бактерий. Особенности строения вируса. Жаркова Н.В. Практическая работа «Правила приготовления микропрепаратов кожицы  листа», « Плесневого гриба»  «Строение растительной, животной, клетки гриба и клетки бактерий» 2. Признаки живых организмов       ­        8ч Основные   свойства   живых   систем.   Решение   биологических   задач   на взаимосвязь строения органов в связи с выполняемой функцией по ботанике, зоологии, анатомии и экологии. Решение биологических задач по заданному тексту с использованием  общебиологических понятий Практическая работа « Решение тестовых заданий № 20­32               3.Система, многообразия, эволюция живых организмов­9ч Общая   характеристика   царств   живой   природы,   характеристика   отдела водоросли, мхи, папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных, их анатомических и физиологических особенностей. Жизненные циклы растений. Характеристика   беспозвоночных   и   беспозвоночных   животных.   Жизненные циклы паразитических червей. Особенности строения грибов и лишайников. Решение   биологических   задач   на   взаимосвязь   строения   и   выполняемой функцией­ задания  № 3­28   4.Человек и его здоровье­10 Ткани   человека,   органы   и   системы   органов   человека,   физиологические процессы в организме человека. Обмен веществ и энергии. Продукты питания, рацион питания,  роль витаминов в нормальной жизнедеятельности организма.   5. Взаимосвязь организмов и окружающей среды­4ч Абиотические,   биотические   и   антропогенные   факторы   среды, взаимоотношения   живых   организмов   между   собой   и   окружающей   средой, пищевые цепи, круговорот веществ и энергии. Решение тестовых и биологических задач. Литература Жаркова Н.В. 1.Биология. 9­й класс. Подготовка к ГИА­2012. Кириленко А.А., Колесников  С.И., Даденко Е.В. /Д: 2011. ­ 345 с. 2.Биология. Подготовка к ОГЭ­2016. 15 тренировочных вариантов по  демоверсии на 2016 год. Кириленко А.А, Колесников С.И. и др. Р. на Д.:  2016. ­ 464 с. 3.ГИА 2013. Биология. 9 класс. Типовые тестовые задания. Лернер Г.И. М.: 2013. - 160 с. 4. ОГЭ­2017. Биология. Тематические тренировочные задания. 9 класс .Лернер Г.И./ Изд.Эксмо -2017г 5.ОГЭ 2015. Биология. Тематические и типовые экзаменационные варианты:  32 варианта. Под ред. Рохлова В.С. М.: 2015. ­ 304 с. https://bio­oge.sdamgia.ru http://www.ctege.info/shpargalki­dlya­ege­po­vsem­predmetam/shpargalki­dlya­ ege­po­biologii­samyie­luchshie­shpargalki­po­biologii.html https://neznaika.pro Приложение Изучение микроскопического строения тканей. Цель: дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).  Оборудование: гистологические препараты, микроскопы Ход работы: 1.Приведите в рабочее состояние микроскоп. 2.Рассмотрите микропрепараты. 3.Используя учебник §4, заполните таблицу: Жаркова Н.В. Название ткани Местоположение  ткани в организме 1.Эпителиальные  Внутренняя  поверхность  сердца и …  Особенности  строения Сомкнуты в ряды, межклеточное  вещество … 2.Соединительная Хрящи и кости Функции Опорная ....... ....... Жировая  Кровь  А) Б) 3.Мышечная А) гладкая Б) поперечно­ полосатая 4.Нервная Волокна … Волокна … А) Б) Состоит из  нейроглии и  нервных клеток –  нейронов, каждый из них состоит из  тела и отростков:  коротких –  дендритов и  длинных –  аксонов. 4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон,  дендрит, тело. 5. Выпишите в тетрадь: Ткань – это … Дендриты – отростки, … Аксон – отросток, … Синапс – место … 6.Выберите правильный ответ Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит … А) через рецепторы; Б) через дендриты; В) через тело нейрона; Жаркова Н.В. Г) через синапсы. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека. Цель работы: распознавать органы на таблицах, определять систему органов, к которому относится данный орган. Оборудование: карточки Ход работы: 1.Рассмотрите рисунок. 2.Определите, какие органы отмечены на рисунке. 3.Заполните таблицу. Название органа Система органов Определение норм рационального питания. Цель работы: учиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион для  подростков. Оборудование: калорийности, Жаркова Н.В.  таблицы   химического   состава   пищевых   продуктов   и  энергетической   потребности   детей   и   подростков   различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков. Ход работы: Задание1. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции  кафе быстрого питания Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) 425 380 39 33 41 19 18 35 Чикен Фреш МакМаффин 355 13 15 42 (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) Омлет с ветчиной Салат овощной Салат   «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) 350 60 250 Картофель по­деревенски 315 Маленькая порция 225 картофеля фри Мороженое с шоколадным наполнителем 325 Вафельный рожок «Кока­Кола» Апельсиновый сок 135 170 225 Жаркова Н.В. 21 3 14 5 3 6 3 0 2 14 0 12 16 12 11 4 0 0 35 10 15 38 29 50 22 42 35 Чай без сахара Чай с сахаром (две чайные ложки) 0 68 0 0 0 0 0 14 Энергозатраты при различных видах физической активности Виды физической активности Прогулка   – 5   км/ч;   езда   на   велосипеде   – 10   км/ч; волейбол   любительский;   стрельба   из   лука;   гребля народная Энергетическая стоимость 4,5 ккал/мин Прогулка  – 5,5  км/ч;   езда   на   велосипеде   – 13  км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) 5,5 ккал/мин Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь 6,5 ккал/мин Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи 7,5 ккал/мин Бег   трусцой;   езда   на   велосипеде   – 19   км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин 1)Фёдор, нападающий в футбольном клубе, после вечерней игры  решил поужинать в ресторане быстрого питания.  Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Фёдору оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и   напитков   для   того,   чтобы   компенсировать   энергозатраты   во   время футбольного матча,  продолжавшегося для спортсмена 89  минут. При выборе учтите, что Фёдор обязательно закажет «Кока­Колу».  В   ответе   укажите:   энергозатраты   спортсмена; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время матча. 2)Почему при составлении рациона футболисту Фёдору недостаточно учитывать только калорийность продуктов? Приведите два аргумента. Жаркова Н.В. Задание 2. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции  кафе быстрого питания Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Двойной МакМаффин (булочка, майонез,   салат,   помидор, сыр, свинина) 425 Фреш МакМаффин (булочка, майонез,   салат,   помидор, сыр, ветчина) 380 39 33 41 19 18 35 Чикен Фреш МакМаффин 355 13 15 42 (булочка,   майонез,   салат, помидор, сыр, курица) Омлет с ветчиной Салат овощной Салат салат, майонез, гренки) «Цезарь» (курица,   Картофель по­деревенски Маленькая порция картофеля фри 350 60 250 315 225 Мороженое с шоколадным 325 наполнителем Вафельный рожок «Кока­Кола» Апельсиновый сок Жаркова Н.В. 135 170 225 21 3 14 5 3 6 3 0 2 14 0 12 16 12 11 4 0 0 35 10 15 38 29 50 22 42 35 Чай без сахара 0 0 0 0 Чай   с   сахаром   (две   чайные ложки) Таблица 2 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков 68 14 0 0 Возраст, лет Белки (г/кг) Жиры (г/кг) Углеводы (г) Энергетическая потребность (ккал) 7–10 11–15 2,3 2,0 1,7 1,7 330 375 2550 2900 и 1,0 1,9 16   старше Таблица   3  Калорийность   при   четырёхразовом   питании (от   общей калорийности в сутки) 3100 475 Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин 14% 18% 50% 18% 1)12­летняя Ольга вместе с родителями в каникулы посетила Владимир. После посещения Золотых ворот семья решила поужинать в местном кафе быстрого   питания.   Используя   данные   таблиц   1,   2   и   3,   рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Ольги, если она питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков.  При   выборе   учтите,   что   Ольга   обязательно   закажет   салат   «Цезарь» и стакан чая с одной ложкой сахара. В ответе укажите: калорийность ужина при   четырёхразовом   питании; заказанные блюда,   которые   не   должны повторяться; их энергетическую ценность и количество жиров в нём. 2)Почему   большинство   диетологов   считают   углеводы   незаменимыми компонентами пищи? Приведите две причины. Задание 3.  Таблица 1. Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков Возраст, Белки Жиры Жаркова Н.В. Углеводы Энергетическая потребность лет 7–10 11–15 (г/кг) (г/кг) 2,3 2,0 1,7 1,7 (г) 330 375 (ккал) 2550 2900 и 1,9 1,0 16   старше Таблица   2.  Калорийность   при   четырёхразовом   питании (от   общей калорийности в сутки) 3100 475 Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин 14% 18% 50% 18% Тринадцатилетний   Николай   вместе   со   своими   родителями   вечером посетил   кафе   быстрого   питания.   Масса   тела   Николая   составляет   56   кг. Рассчитайте   рекомендуемую   калорийность   и   количество   белков,   жиров   и углеводов (в г) в ужине Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день. Жаркова Н.В.

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии

Рабочая программа спецкурса по подготовке ОГЭ по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017