Рабочая программа по курсу «Святыни Дмитровской земли» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
путешествие по родному краю +.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 4 г. Дмитрова»
(МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова»)
141800, Московская область, г. Дмитров, микрорайон Махалина, д. 15
ru, сайт http://dmou4.edumsko.ru/
тел./факс 8 (496) 2240440, email – info
@ dm
- sch
04.
Утверждено
Директор
МОУ "Лицей №4 г.Дмитрова"
___________ Т.В.Малинникова
приказ №____ от «___» августа 2017г.
на основе решения педагогического
совета протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по внеурочной деятельности
по курсу "Святыни Дмитровской земли "
3 «Б» КЛАСС
Составитель: учитель начальных классов
Шилова Татьяна Вячеславовна
Дмитров, 2017 г. 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Путешествие по родному краю» разработана на
с учетом межпредметных и
основе Концепции стандарта второго поколения,
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших
школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых
результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Цели программы:
воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,
город, поселок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего
принять активное участие в его развитии;
сообщить школьникам сведения по истории, природе, культуре, экономическому развитию
Дмитровского края;
обогатить личный опыт учащихся путем проведения практических работ на местности,
обработки собранного материала, краеведческих походов и экскурсий, в процессе которых
осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних
случаях для конкретизации, в других для углубления знаний об особенностях своей
местности);
раскрыть возможные для возраста взаимосвязи исторического, культурного и
экономического развития родного края;
дать учащимся знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями,
проводимыми по охране природы в данной местности;
расширить запас знаний о своем генеалогическом древе;
формировать гуманное отношение к окружающей природе, воспитывать чувство
необходимости бережного отношения к природе, вызвать у детей стремление к
милосердию;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих
земляков.
По учебному плану школы на предмет «Путешествие по родному краю» в 3 классе
отводиться 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
1.2.
Планируемые результаты
1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому
разделу
Результатами изучения курса «Путешествие по родному краю» являются умения:
объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
называть государственные символы Дмитрова, Дмитровского рна;
ориентироваться на картеДмитровского рна, называть 23 соседей нашего края,;
называть 23 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии 3
5известных людей;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
охранять природу родного микрорайона;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного
движения;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из
разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью
взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности
самостоятельно или с помощью взрослых.
1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся.
Проекты:
а) Красная Книга Подмосковья
б) Родной город
2. Содержание учебного предмета «Святыни Дмитровской земли»
3 КЛАСС (34 ч)
Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание
любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача:
познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек
неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно
взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует
формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение
определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и
взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в
семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее
побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции
существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших,
какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше
открываются друг другу.
Данный прием способствует формированию у детей
уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли
человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том,
как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют
принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию,
применять эти знания на практике.
Знакомятся с историей города Дмитрова, с его достопримечательностями, гербом и
флагом, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении
программы знакомство с историей и природой Московской области, с нашими соседями, с
картой Московской области, Дмитровского района.
Тема 1. Введение (1 час)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края.
Тема 2. Край, в котором ты живешь (10 часов)
Исторические вехи заселения территории края. Дмитров и селения, окружавшие его. Синьковское
городище. Краткая история города Дмитрова. Дмитров младший брат Москвы. Летопись. Герб,
флаг, гимн Дмитро
Тема 3. Быт и народная культура прошлого (20 часов).
Принципы и особенности строительства, материалы, символы и обычаи. Виды жилища славян.
Планировка и внутреннее убранство жилого дома. Роль печи в доме, мебель. Хозяйственные
постройки. Утварь. Предметы, используемые в хозяйстве. Русская кухня. Хлебный и мучной
ассортимент. Похлебки, рыбные, мясные блюда. Напитки. Постный и скоромный стол. Обрядовая
еда. Ритуалы приема пищи. Русский народный костюм. Ткани. Мужской костюм: рубаха, порты,
пояса, обувь, головные уборы. Женский костюм: рубаха, душегрея, сарафан, головные уборы,
украшения. Символическое значение отделок. Промыслы. Народные приметы и поверья. Обычаи.
Праздники и обряды. Связь праздников с сельскохозяйственными работами. Рождество, Масленица,
Пасха, Троица. Языческие традиции в русских православных праздниках. Русская свадьба и ее
основные этапы.
Тема 4. Я и мой род (2 часа).
Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Составление
генеалогического древа своего рода.
3.Тематическое планирование
Колич
ество
часов
1
10
№
Раздел
Введение
1.
2. Край, в
котором
ты
живешь
Планируемые образовательные результаты учащихся
(Характеристика основных видов деятельности
ученика по разделу)
Рассказывать о достопримечательностях города на основе
своих наблюдений.Собирают краеведческую информацию
у членов своей семьи Находить на карте России,
московской обл.Находят на карте и называют культурные
и исторические памятники своей местности. Имеют
представления об истории происхождения своего города,
в полной мере владеть информацией о культурных и
исторических ценностях своего краяпланировать свои
действия в течение урока
взаимодействовать в паре при выполнении учебных
заданийОтвечать на итоговые вопросы и оценивать свои 3. Быт и
народная
культура
прошлого
4. Я и мой
род
7
8
достижения
Уметь создавать презентации, защищать творческие
проекты, составлять эскизы.планировать свои действия в
течение урока;
взаимодействовать в паре и группе при выполнении
учебных заданий.Отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения. Собирают краеведческую
информацию у членов своей семьи
Соотносить старину с современной действительностью.
создавать презентации, иметь представление об изменении
во времени быта, культуры, жизненных ценностей, их
традиций и обычаевпланировать свои действия в течение
урока. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения. Собирают краеведческую информацию о
членах своей семьи
3.1. Календарнотематическое планирование
Наименование разделов и тем
План
Коррекц
ия
№
ур
ок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение. Что такое краеведение? Что оно изучает?
Зарождение жизни на Дмитровской земле.
Основание г.Дмитрова: легенды и быль. Летопись.
Святой Дмитрий Солунский покровитель города.
Облик Древнего Дмитрова. Крепость и посад.
Занятия населения.
Дмитровские ярмарки.
Средневековый Дмитров. Строительство храмов и
монастырей.
Экскурсия в Борисоглебский монастырь и Успенский
собор.
Герб, флаг, гимн г. Дмитрова.
10
Селения окружавшие Дмитров.
11
Экскурсия в историкокраеведческий музей г.Дмитрова
12
13
Дмитров и Москва.
14 Жилище крестьян.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Утварь.
Русская кухня.
Одежда. Русский народный костюм
Промыслы Дмитровского района
Обычаи.
Обряды и праздники.
Народные приметы и поверья.
Религиозные праздники.
Дмитров в годы Великой Отечественной войны.
06.09.2016
13.09.2016
20.09.2016
27.09.2016
04.10.2016
11.10.2016
18.10.2016
25.10.2016
08.11.201
22.11.2016
29.11.2016
06.12.2016
13.12.2016
20.12.2016
27.12.2016
10.01.2017
28.02.2017
07.03.2017
14.03.2017
21.03.2017 24
25
26
27
Наш край фронту.
История названия улиц Дмитрова.
Экскурсия по улицам г.Дмитрова.
Итоговый урок по теме «Быт и народная культура
прошлого»
04.04.2017
11.04.2017
18.04.2017
25.04.2017
28 Моя семья. Мой род
29
Творческий проект «Составление генеалогического древа
своего рода».
Дмитров в произведениях литературы и живописи.
Памятники архитектуры Дмитрова.
Известные земляки.
Дмитров в произведениях литературы и живописи.
Итоговый урок по всему курсу
30
31
32
33
34
Планирование составлено в соответствии с календарным графиком школы на
20172018 учебный год.
3.2. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
Учебнометодическое
1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
2.«История. Московская область. Дмитровский район» (учебное пособие) Сухов В.В.,
Морозов А.Ю. и др., М., 2006г.
3.«История. Московская область. Дмитровский район» (хрестоматия) Сухов В.В., Морозов
А.Ю. и др., М., 2006г.
4.«Дмитровский край « под ред. Курышева И.Н., Гальченко В.В., «Стрелец», 1993г.,
г.Дмитров.
5.«Край наш Московский» (учебное пособие) под ред. Алексеева А.И., Ким Э.В.,
Глушковой В.Г., М., «Экопрос», 1997г.
6.«Подмосковье: на север от Москвы» Скегина Н.Г. и др., Издат. Центр A3 МСК, М.,
1998г.
7.«Историческое краеведение. Дмитров» Аркадьева А.В., г.Дмитров «Север
Подмосковья», 2000г.
8.«Этнографическое краеведение. Дмитровский район. Часть 2» Аркадьева А.В., Издат.
Дом «Авангард», 2003г.
9.«В гости к дмитровцам» (учебнометодическое пособие по краеведению) Аркадьева А.В.,
ООО «Издат. дом «Вести», 2007г.
10.«Город Дмитров: от основания города до половины 19века.» Тихомиров М.Н., Издат.
Дом «Вести», 2006г.
11.Учебные материалы по географии и экологии Москвы и Московской области,
«Спортакадемпресс», М., 2000г.
12.«Окружающая
«Сигналь», 1998г.
13.«География
1996г.
Москвы и Московской области» Алексеев А.И. и др., М., «Экопрос»,
среда Московского региона» Егоренков Л.И., Лопатина В.И., М., 14.«ЭкологияМосковского региона» Битюкова В.Р. и др., М., «Экопрос», 1996г.
15.«Родное Подмосковье» (учебное пособие) Греханкина Л.Ф., М., 2003г.
Материальнотехническое обеспечение
Ноутбук
Проектор
Колонки
Электронная доска
Документкамера
Цифровые образовательные ресурсы:
www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
www.schoolcollection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.edu.ru – Федеральный образовательный портал
www.openclass.ru – Образовательный портал «Открытый класс» Рассмотрена и проверена на соответствие
стандарта образования ШМО учителей
_________________________
Руководитель ШМО ________________________
Протокол №1 от «___» августа 2017г.
Согласовано на методическом совете школы
«___» августа 2017г.
Председатель методического совета Е.В.Погодина
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.