рабочая программа "Святыни Дмитровской земли"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по курсу «Святыни Дмитровской земли» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Иконка файла материала путешествие по родному краю +.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 4 г. Дмитрова» (МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова») 141800, Московская область, г. Дмитров, микрорайон Махалина, д. 15  ru, сайт ­  http://dmou4.edumsko.ru/ тел./факс 8 (496) 224­04­40,  e­mail – info @ dm - sch 04. Утверждено Директор  МОУ "Лицей  №4 г.Дмитрова" ___________ Т.В.Малинникова приказ №____ от «___» августа 2017г. на основе решения педагогического  совета протокол № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по внеурочной деятельности по курсу "Святыни Дмитровской земли " 3 «Б» КЛАСС                    Составитель: учитель начальных классов Шилова Татьяна Вячеславовна Дмитров, 2017 г.1. Пояснительная записка Рабочая   программа   по   курсу   «Путешествие   по   родному   краю»   разработана     на   с   учетом   межпредметных   и основе   Концепции   стандарта   второго   поколения,   внутрипредметных  связей,  логики учебного процесса, задачи  формирования  у младших школьников   умения   учиться.   Программа   направлена   на   достижение   планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией  В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. Цели программы:  ­ ­ ­ ­ ­ воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  поселок   (его   традиции,   памятники   природы,   истории   и   культуры)   и  желающего принять активное участие в его развитии; сообщить школьникам сведения по истории, природе, культуре, экономическому развитию Дмитровского края; обогатить личный опыт учащихся путем проведения практических работ на местности, обработки собранного материала, краеведческих походов и экскурсий, в процессе которых осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях   для   конкретизации,   в   других   ­   для   углубления   знаний   об   особенностях   своей местности); раскрыть   возможные   для   возраста   взаимосвязи   исторического,   культурного   и экономического развития родного края; дать   учащимся   знания   о   значении   охраны   природы,   познакомить   с   мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности;  ­     расширить запас знаний о своем генеалогическом древе; ­ формировать   гуманное   отношение   к   окружающей   природе,   воспитывать   чувство необходимости   бережного   отношения   к   природе,   вызвать   у   детей   стремление   к милосердию; ­ формирование   гражданского   самосознания,   чувства   гордости   за   достижения   своих земляков. По учебному плану школы на предмет «Путешествие по родному краю» в 3  классе  отводиться  34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. 1.2. Планируемые результаты 1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому  тематическому  разделу Результатами изучения курса «Путешествие по родному краю» являются умения:      объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает; называть государственные символы Дмитрова, Дмитровского р­на; ориентироваться на картеДмитровского р­на, называть 2­3 соседей нашего края,; называть   2­3   достопримечательности   края,   города,   микрорайона,   фамилии     3­ 5известных людей; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;        охранять природу родного микрорайона; соблюдать   общепринятые   правила   поведения   в   обществе,   правила   дорожного движения; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;  добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото­коллажи с помощью взрослых или самостоятельно; вести   исследовательскую   работу   и   участвовать   в   проектной   деятельности самостоятельно или с помощью взрослых. 1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся. Проекты: а) Красная Книга Подмосковья б) Родной город 2. Содержание учебного предмета «Святыни Дмитровской земли» 3 КЛАСС (34 ч) Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви   к   родному   дому,   семье,   школе,   городу,   в   котором   живёшь.   Важнейшая   задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать   с   окружающим   микромиром.   Содержание   раздела   содействует формированию   практических   умений   ориентироваться   в   окружающем   мире   (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых,  показывает разнообразие  профессий,  дает  понятие  родственных  отношений  в семье, знакомит с городом.  При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать   с родителями,   бабушками   и дедушками,   выяснить,   какие   традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие   праздники   отмечают   дома.   Дети   рассказывают   об этом   всему   классу,   больше открываются   друг   другу.   Данный   прием   способствует   формированию   у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как   о них   заботятся,   какую   радость   общения   дают   они   человеку,   комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике. Знакомятся   с   историей     города   Дмитрова,   с   его   достопримечательностями,   гербом   и флагом, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Московской области, с нашими соседями, с картой Московской области, Дмитровского района. Тема 1. Введение (1 час) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края.  Тема 2. Край, в котором ты живешь (10 часов) Исторические вехи заселения территории края. Дмитров и селения, окружавшие его. Синьковское городище. Краткая история города Дмитрова. Дмитров ­ младший брат Москвы. Летопись. Герб, флаг, гимн Дмитро Тема 3. Быт и народная культура прошлого (20 часов). Принципы и особенности строительства, материалы, символы и обычаи. Виды жилища славян.  Планировка и внутреннее убранство жилого дома. Роль печи в доме, мебель. Хозяйственные  постройки. Утварь. Предметы, используемые в хозяйстве. Русская кухня. Хлебный и мучной  ассортимент. Похлебки, рыбные, мясные блюда. Напитки. Постный и скоромный стол. Обрядовая  еда. Ритуалы приема пищи. Русский народный костюм. Ткани. Мужской костюм: рубаха, порты,  пояса, обувь, головные уборы. Женский костюм: рубаха, душегрея, сарафан, головные уборы,  украшения. Символическое значение отделок. Промыслы. Народные приметы и поверья. Обычаи. Праздники и обряды. Связь праздников с сельскохозяйственными работами. Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Языческие традиции в русских православных праздниках. Русская свадьба и ее  основные этапы.  Тема 4. Я и мой род (2 часа). Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Составление  генеалогического древа своего рода. 3.Тематическое планирование Колич ество часов 1 10 № Раздел Введение 1. 2. Край, в  котором  ты  живешь Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу) Рассказывать о достопримечательностях города на основе  своих наблюдений.Собирают краеведческую информацию  у членов своей семьи Находить на карте России,  московской обл.Находят на карте и называют культурные  и исторические памятники своей местности. Имеют  представления об истории происхождения своего города,  в полной мере владеть информацией о  культурных и  исторических ценностях своего краяпланировать свои  действия в течение урока взаимодействовать в паре при выполнении учебных  заданийОтвечать на итоговые вопросы и оценивать свои3. Быт и  народная  культура  прошлого 4. Я и мой  род 7 8 достижения Уметь   создавать   презентации,   защищать   творческие проекты, составлять эскизы.планировать свои действия в течение урока; взаимодействовать в паре и группе при выполнении  учебных заданий.Отвечать на итоговые вопросы и  оценивать свои достижения. Собирают краеведческую  информацию у членов своей семьи Соотносить старину с современной действительностью.  создавать презентации, иметь представление об изменении  во времени быта, культуры, жизненных ценностей, их  традиций и обычаевпланировать свои действия в течение  урока. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои  достижения. Собирают краеведческую информацию о  членах своей семьи 3.1. Календарно­тематическое планирование Наименование разделов и тем План Коррекц ия  № ур ок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Что такое краеведение? Что оно изучает?  Зарождение жизни на Дмитровской земле. Основание г.Дмитрова: легенды и быль. Летопись. Святой Дмитрий Солунский ­ покровитель города. Облик Древнего Дмитрова. Крепость и посад. Занятия населения. Дмитровские ярмарки. Средневековый Дмитров. Строительство храмов и  монастырей. Экскурсия в Борисоглебский монастырь и Успенский  собор. Герб, флаг, гимн г. Дмитрова. 10 Селения окружавшие Дмитров. 11 Экскурсия в историко­краеведческий музей г.Дмитрова 12 13 Дмитров и Москва. 14 Жилище крестьян. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Утварь. Русская кухня. Одежда. Русский народный костюм Промыслы Дмитровского района Обычаи. Обряды и праздники. Народные приметы и поверья. Религиозные праздники. Дмитров в годы Великой Отечественной войны. 06.09.2016 13.09.2016 20.09.2016 27.09.2016 04.10.2016 11.10.2016 18.10.2016 25.10.2016 08.11.201 22.11.2016 29.11.2016 06.12.2016 13.12.2016 20.12.2016 27.12.2016 10.01.2017 28.02.2017 07.03.2017 14.03.2017 21.03.201724 25 26 27 Наш край ­ фронту. История названия улиц Дмитрова. Экскурсия по улицам г.Дмитрова. Итоговый урок по теме «Быт и народная культура  прошлого» 04.04.2017 11.04.2017 18.04.2017 25.04.2017 28 Моя семья.  Мой род 29 Творческий проект «Составление генеалогического древа своего рода». Дмитров в произведениях литературы и живописи. Памятники архитектуры Дмитрова. Известные земляки. Дмитров в произведениях литературы и живописи. Итоговый урок по всему курсу 30 31 32 33 34 Планирование составлено в соответствии с календарным графиком школы на  2017­2018 учебный год. 3.2. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса Учебно­методическое   1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. 2.«История. Московская область. Дмитровский район» (учебное пособие) Сухов В.В.,  Морозов А.Ю. и др., М., 2006г. 3.«История. Московская область. Дмитровский район» (хрестоматия) Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др., М., 2006г. 4.«Дмитровский край « под ред. Курышева И.Н., Гальченко В.В., «Стрелец», 1993г.,  г.Дмитров. 5.«Край наш Московский» (учебное пособие) под ред. Алексеева А.И., Ким Э.В.,  Глушковой В.Г., М., «Экопрос», 1997г. 6.«Подмосковье: на север от Москвы» Скегина Н.Г. и др., Издат. Центр A3 МСК, М.,  1998г. 7.«Историческое краеведение. Дмитров» Аркадьева А.В., г.Дмитров «Север  Подмосковья», 2000г. 8.«Этнографическое краеведение. Дмитровский район. Часть 2» Аркадьева А.В., Издат.  Дом «Авангард», 2003г. 9.«В гости к дмитровцам» (учебно­методическое пособие по краеведению) Аркадьева А.В., ООО «Издат. дом «Вести», 2007г. 10.«Город Дмитров: от основания города до половины 19века.» Тихомиров М.Н., Издат.  Дом «Вести», 2006г. 11.Учебные материалы по географии и экологии Москвы и Московской области,  «Спортакадемпресс», М., 2000г. 12.«Окружающая «Сигналь», 1998г. 13.«География 1996г. Москвы и Московской области» Алексеев А.И. и др., М., «Экопрос»,  среда Московского региона» Егоренков Л.И., Лопатина В.И., М.,14.«ЭкологияМосковского региона» Битюкова В.Р. и др., М., «Экопрос», 1996г. 15.«Родное Подмосковье» (учебное пособие) Греханкина Л.Ф., М., 2003г. Материально­техническое обеспечение  Ноутбук   Проектор  Колонки  Электронная доска  Документкамера Цифровые образовательные ресурсы:  www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов www.school­collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.edu.ru – Федеральный образовательный портал www.openclass.ru – Образовательный портал «Открытый класс»Рассмотрена и проверена на соответствие            стандарта образования ШМО учителей            _________________________            Руководитель ШМО ________________________            Протокол №1от «___» августа 2017г.         Согласовано на методическом совете школы           «___» августа 2017г.             Председатель методического совета Е.В.Погодина