Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
формирование знаний о физической культуре и спорте;
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса физической культуры для 5 класса постороена в
соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования 2004 года на основе комплексной
программы физического воспитания авторов В.И.Лях, М.Я. Виленского 59 классы,
М.: «Просвещение», 2016 год, и соответствует учебному плану школы. Учебный
предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая
культура».
Цель программы – формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Задачи:
содействие гармоническому развитию личности, закрепление навыков правильной
осанки;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование основ о личной гигиене;
формирование культур движений, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;
формирование знаний о физической культуре и спорте;
обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета на ступени начального
общего образования
Предметом обучения физической культуре в основной школе является
двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью укрепляется здоровье,
совершенствуются
физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно
развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической
культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода
к учащимся
с учётом состояния здоровья, пола, физического развития,
двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и
качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно –
правовых актов Российской Федерации, в том числе:
•
требованиях к результатам освоения образовательной программыосновного общего образования, представления в Федеральном
государственном стандарте начального общего образования;
концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина;
Законе РФ «Об образовании»;
•
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2002
года;
примерной программе начального общего образования;
приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889
•
•
•
Описание места учебного предмета в учебном плане
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к
минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом
стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа
базового уровня. В рабочей программе выстроена система учебных уроков и
педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные
учебные действия, дано учебно –методическое обеспечение. На уроки в 5 классе
выделяют 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Физическая
культура»:
воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к
активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности;
укрепление здоровья, формирование общих и специфических учебных умений,
способов познавательной и предметной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
В данном разделе представлены итоговые результаты освоения программного
материала по предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать
учащиеся по завершении обучения в 5 классе.
Личностные результаты формируются в ходе изучения физической культуры и
отражают:
•
•
•
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину;
знание истории физической культуры своего народа;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку;
•
освоение социальных норм, правил поведения;
• формирование коммуникативной компетентности общении исотрудничестве;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях. Это:
•
•
•
•
•
•
•
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
умение работать индивидуально и в группе;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты отражают:
•
•
•
понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, укреплении и сохранении здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
умение отбирать физические упражнения и регулировать физическую
нагрузку с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
знание правил техники безопасности и профилактики травматизма;
• формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и
своих основных физических качеств и функциональных возможностей;
• формирование умение выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений;
Содержание курса
Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»,
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое
совершенствование».
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным
представлениям развитии познавательной активности человека и включает в себя
такие учебные темы, как
«История физической культуры»
Олимпийские игры древности Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения
«Физическая культура (основные понятия)»
Физическое развитие человека
«Физическая культура человека»
Режим дня и его основное содержание
Проведении самостоятельных занятий по коррекции осанки
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит
задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в
самостоятельные формы занятий физической культурой. Раздел включает в себя
такие темы
«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»
Выбор упражнений и составление комплексов УУГ
«Оценка эффективности занятий физической культурой»
самонаблюдение и самоконтроль
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное
физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья.
Раздел включает в себя ряд основных тем:
«Физкультурнооздоровительная деятельность»
оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели
«Спортивнооздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»
гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы
(построения и перестроения на месте; передвижение строевым шагом); упражнения
общеразвивающей направленности с предметами и без (сочетание различных
положений рук, ног, туловища; на месте и в движении; простые связки; с набивным
мячом, гантелями, скакалкой, обручами, палками); акробатические упражнения и
комбинации (кувырок вперед и назад; стойка на лопатках); опорные прыжки (вскок
в упор присев; соскок прогнувшись); висы и упоры (мал – вис прогнувшись и
согнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; дев – смешанные
висы; подтягивание из виса лежа); ритмическая гимнастика;
легкая атлетика: беговые упражнения (бег на короткие, средние, длинные
дистанции), высокий и низкий старт; ускорения с высокого старта; кроссовый бег,
бег с преодолением препятствий; гладкий равномерный бег на учебные дистанции;
прыжковые упражнения ( прыжок в высоту способом «перешагивание»);
упражнения в метании (метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную
цель, метание малого мяча с места и с разбега (34 шагов);
лыжные гонки: передвижение на лыжах (попеременный двухшажный ход,
одновременный бесшажный ход); подъемы, спуски, повороты( торможение
«плугом», подъем «полуелочкой», поворот «переступанием»);
баскетбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек(стойка игрока, способы передвижения, остановка прыжком); ловля и передачи
мяча(ловля и передача мяча двумя руками от груди); ведение мяча (ведение мяча в
низкой, средней и высокой стойке; в движении по прямой; ведущей и неведущей
рукой); броски мяча ( броски двумя руками от груди с места, после ведения , после
ловли);техника защиты ( вырывание и выбивание мяча); тактика игры ( тактика
свободного нападения; тактика позиционного нападения; нападение быстрым
прорывом); овладение игрой (игра по упрощенным правилам);
волейбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек
(стойка игрока, способы передвижения, комбинации); передача мяча (передача мяча
сверху двумя руками на месте и после перемещения); овладение игрой (игры и
игровые задания с ограниченным числом игроков, пионербол, игра по упрощенным
правилам);
Прикладноориентированнная подготовка
Прикладноориентированнные упражнения (передвижение по пересеченной
местности; спрыгивание и запрыгивание; расхождение вдвоем; лазанье по
гимнастической стенке; преодоление полос препятствий;
Упражнения общеразвивающей направленности
Общефизическая подготовка
гимнастика с основами акробатики: развитие гибкости, координации движений,
силы, выносливости
легкая атлетика: развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты
лыжная подготовка: развитие выносливости, силы, координации движений,
быстроты
баскетбол: развитие выносливости, силы, быстроты
Темы олимпийских уроков
– Олимпийский спорт в России: олимпизм, отечественные спортсмены,
олимпийские чемпионы.
Спортивная атрибутика: эмблема команды, спортивная форма, как элемент
спортивной атрибутики, талисман команды. Правила поведения на спортивно
массовых мероприятиях: правила поведения в местах скопления людей,
ознакомление с инструкцией на входном билете, объявления диктора на стадионе.
Требования к одежде для занятий физическими упражнениями: правильно
подбирать обувь и одежду для занятий выбранным видом спорта, не использовать
чужую обувь и одежду во избежании передачи инфекций.
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура»
Выпускник научится:
•
•
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать
его взаимосвязь со здоровьем;
определять базовые понятия и термины физической культуры, излагать их спомощью выполнения техники двигательных действий, развития физических
качеств;
•
•
рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма, правильного
выбора одежды и обуви, подготовки мест занятий;
Выпускник получит возможность научиться:
•
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научиться:
•
•
•
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку;
тестировать показатели физического развития и основных физических
качеств;
оказывать помощь в организации и проведении занятий;
Выпускник получит возможность научиться:
•
вести дневник по физкультурной деятельности
Физическое совершенствование
Выпускник научиться:
•
•
•
•
•
•
•
выполнять ОРУ на развитие основных физических качеств;
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных
упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту);
выполнять передвижение на лыжах попеременным и бесшажным ходом;
выполнять спуски и торможения одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол,
волейбол;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального
развития основных физических качеств
• Обучающийся получит возможность научиться: выполнять комплексы
упражнений по профилактики осанки, дыхательной гимнастики;