Рабочая программа учебного курса физической культуры для 5 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. формирование знаний о физической культуре и спорте;
Иконка файла материала rabochaya_programma_5_klass.docx
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса физической культуры для 5 класса постороена в  соответствии с требованиями Федерального компонента  государственного  стандарта основного общего образования 2004 года на основе комплексной  программы физического воспитания авторов В.И.Лях, М.Я. Виленского 5­9 классы,  М.: «Просвещение», 2016 год, и соответствует учебному плану школы. Учебный  предмет «Физическая культура»  входит в образовательную область «Физическая  культура».                                                                                                                                              Цель программы – формирование личности, готовой к активной творческой  самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Задачи: ­ содействие гармоническому развитию личности, закрепление навыков правильной  осанки;   ­ обучение основам базовых видов двигательных действий; ­ развитие координационных и кондиционных способностей; ­ формирование основ о личной гигиене; ­ формирование культур движений, развитие основных физических качеств и  повышение функциональных возможностей организма; ­ формирование знаний о физической культуре и спорте; ­обучение навыкам и умениям в физкультурно­оздоровительной и спортивно­ оздоровительной деятельности. Общая   характеристика     учебного   предмета   на   ступени   начального общего образования Предметом обучения     физической   культуре в основной школе   является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения   этой   деятельностью   укрепляется   здоровье,   совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим   требованием   проведения   современного     урока   по   физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к   учащимся     с   учётом   состояния   здоровья,   пола,   физического   развития, двигательной   подготовленности,   особенностей   развития   психических   свойств   и качеств, соблюдения гигиенических норм. Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно – правовых актов Российской Федерации, в том числе: • требованиях   к   результатам   освоения   образовательной   программыосновного   общего   образования,   представления   в   Федеральном государственном стандарте начального общего образования; концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина; Законе РФ «Об образовании»; • • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»; • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2002 года; примерной программе начального общего образования; приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889 • • •           Описание места учебного предмета в учебном плане            На основании Примерных программ Минобрнауки  РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта   конкретного   образовательного   учреждения   реализуется   программа базового   уровня.   В   рабочей   программе   выстроена   система   учебных   уроков   и педагогических   средств,   с   помощью   которых   формируются       универсальные учебные действия, дано учебно –методическое обеспечение. На уроки в 5 классе выделяют 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели).  Ценностные   ориентиры   содержания   учебного   предмета   «Физическая культура»: ­ воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной   самореализации   в   личной,   общественной   и   профессиональной деятельности; ­  укрепление   здоровья,  формирование   общих   и  специфических   учебных   умений, способов познавательной и предметной деятельности. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета. В данном разделе представлены итоговые результаты освоения программного  материала по предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать  учащиеся по завершении обучения в 5 классе.  Личностные результаты формируются в ходе изучения физической культуры и  отражают: • • • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание истории физической культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения  к другому человеку; • освоение социальных норм, правил поведения; • формирование коммуникативной компетентности общении исотрудничестве; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;  Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях. Это: • • • • • • • • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и  формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение работать индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  Предметные результаты отражают: • • • понимание роли и значения физической культуры в формировании  личностных качеств, укреплении и сохранении здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,  умение отбирать физические упражнения и регулировать физическую  нагрузку с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма; знание правил техники безопасности и профилактики травматизма; • формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и  своих основных физических качеств и функциональных возможностей; • формирование умение выполнять комплексы общеразвивающих,  оздоровительных и корригирующих упражнений;  Содержание курса Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»,  «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое  совершенствование». Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным  представлениям развитии познавательной активности человека и включает в себя  такие учебные темы, как                   «История физической культуры» ­ Олимпийские игры древности­ Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения «Физическая культура (основные понятия)»  ­ Физическое развитие человека «Физическая культура человека»  ­ Режим дня и его основное содержание  ­ Проведении самостоятельных занятий по коррекции осанки Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит  задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в  самостоятельные формы занятий физической культурой. Раздел включает в себя  такие темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» ­ Выбор упражнений и составление комплексов УУГ «Оценка эффективности занятий физической культурой»  ­ самонаблюдение и самоконтроль Раздел «Физическое совершенствование»  ориентирован на гармоничное  физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья.  Раздел включает в себя ряд основных тем: «Физкультурно­оздоровительная деятельность» ­ оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели «Спортивно­оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ­ гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы  (построения и перестроения на месте; передвижение строевым шагом); упражнения общеразвивающей направленности с предметами и без (сочетание различных  положений рук, ног, туловища; на месте и в движении; простые связки; с набивным  мячом, гантелями, скакалкой, обручами, палками); акробатические упражнения и  комбинации (кувырок вперед и назад; стойка на лопатках); опорные прыжки (вскок в упор присев; соскок прогнувшись); висы и упоры (мал – вис прогнувшись и  согнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; дев – смешанные  висы; подтягивание из виса лежа); ритмическая гимнастика; ­ легкая атлетика: беговые упражнения (бег на короткие, средние, длинные  дистанции), высокий и низкий старт; ускорения с высокого старта; кроссовый бег,  бег с преодолением препятствий; гладкий равномерный бег на учебные дистанции;  прыжковые упражнения ( прыжок в высоту способом «перешагивание»);  упражнения в метании (метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную  цель, метание малого мяча с места и с разбега (3­4 шагов);  ­ лыжные гонки: передвижение на лыжах (попеременный двухшажный ход,  одновременный бесшажный ход); подъемы, спуски, повороты( торможение  «плугом», подъем «полуелочкой», поворот «переступанием»); ­ баскетбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек(стойка игрока, способы передвижения, остановка прыжком); ловля и передачи  мяча(ловля и передача мяча двумя руками от груди); ведение мяча (ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; в движении по прямой; ведущей и неведущей  рукой); броски мяча ( броски двумя руками от груди с места, после ведения , после ловли);техника защиты ( вырывание и выбивание мяча); тактика игры ( тактика  свободного нападения; тактика позиционного нападения; нападение быстрым  прорывом); овладение игрой (игра по упрощенным правилам); ­ волейбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек  (стойка игрока, способы передвижения, комбинации); передача мяча (передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения); овладение игрой (игры и  игровые задания с ограниченным числом игроков, пионербол, игра по упрощенным  правилам); Прикладно­ориентированнная подготовка Прикладно­ориентированнные упражнения (передвижение по пересеченной  местности; спрыгивание и запрыгивание; расхождение вдвоем; лазанье по  гимнастической стенке; преодоление полос препятствий; Упражнения общеразвивающей направленности Общефизическая подготовка  ­ гимнастика с основами акробатики: развитие гибкости, координации движений,  силы, выносливости ­ легкая атлетика: развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты  ­ лыжная подготовка: развитие выносливости, силы, координации движений,  быстроты  ­ баскетбол: развитие выносливости, силы, быстроты Темы олимпийских уроков  – Олимпийский спорт в России: олимпизм, отечественные спортсмены,  олимпийские чемпионы.  ­ Спортивная атрибутика: эмблема команды, спортивная форма, как элемент  спортивной атрибутики, талисман команды. ­ Правила поведения на спортивно­ массовых мероприятиях: правила поведения в местах скопления людей,  ознакомление с инструкцией на входном билете, объявления диктора на стадионе.  ­ Требования к одежде для занятий физическими упражнениями: правильно  подбирать обувь и одежду для занятий выбранным видом спорта, не использовать  чужую обувь и одежду во избежании передачи инфекций.  Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура» Выпускник научится: • • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем; определять базовые понятия и термины физической культуры, излагать их спомощью выполнения техники двигательных действий, развития физических  качеств; • • рационально планировать режим дня и учебной недели; руководствоваться правилами профилактики травматизма, правильного  выбора одежды и обуви, подготовки мест занятий; Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник научиться: • • • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной и  корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку; тестировать показатели физического развития и основных физических  качеств; оказывать помощь в организации и проведении занятий; Выпускник получит возможность научиться: • вести дневник по физкультурной деятельности Физическое совершенствование Выпускник научиться: • • • • • • • выполнять ОРУ на развитие основных физических качеств; выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных  упражнений; выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту); выполнять передвижение на лыжах попеременным и бесшажным ходом; выполнять спуски и торможения одним из разученных способов; выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол,  волейбол; выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального  развития основных физических качеств  • Обучающийся   получит возможность научиться: выполнять комплексы  упражнений по профилактики осанки, дыхательной гимнастики;