Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
16.11.2018
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир "для (1-4) класса составлена в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373, в редак¬ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357) и Основной образовательной программой начального общего образования МОУ "СОШ №13" на основе Программы по окружающему миру автора А.А. Плешакова (М: Просвещение 2011), УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова. Учебный предмет «Окружающий мир» относится к обязательной части учебного плана и изучается на базовом уровне. На изучение предмета в учебном плане МОУ "СОШ №13" отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год, из которых 2 часа являются резервными.
Окр. мир.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 13»                УТВЕРЖДЕНА Приказом от «___»_____2018г.  №__ Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) для 4 а  класса Составитель Грачева Наталия Борисовна,  учитель начальных классов высшей квалификационной категории 1 г. Воскресенск 2018 год 2 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир "для (1­4) класса составлена в  соответствии с Федеральным  Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ   от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования (Приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от  6октября  2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010  г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357) и Основной образовательной программой начального  общего образования МОУ "СОШ №13" на основе Программы по окружающему миру автора  А.А. Плешакова (М: Просвещение 2011), УМК «Школа России» под редакцией  А.А.Плешакова.   УМК "Школа России" под ред.Плешакова А.А.   учебник : учебнику «Окружающий мир»  4 класс автора  А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.  «Окружающий мир» ­ учебник для 4 класса  общеобразовательных учреждений в двух частях. М.: «Просвещение», 2014. рабочая тетрадь: «Окружающий мир» авторы А.А. Плешаков,  Е.А. Крючкова в двух частях. М.: «Просвещение» 2018. тетрадь  для  контрольных  работ: «Окружающий  мир»  Тесты  авторы  А.А.  Плешаков,  Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. М.: «Просвещение», 2018. Место предмета Учебный предмет «Окружающий мир» относится к обязательной части учебного  плана и изучается на базовом уровне. На изучение предмета в учебном плане МОУ "СОШ №13" отводится  2 часа в  неделю, итого 68 часов за учебный год, из которых  2 часа являются резервными. Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» По окончании 4 класса учащиеся научатся: Человек и природа – – узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или   известных   характерных   свойств   и   проводить   простейшую   классификацию   изученных объектов природы; – проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить   опыты, используя   простейшее   лабораторное   оборудование   и   измерительные   приборы;   следовать инструкциям 3 – – и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать   естественнонаучные   тексты   (на   бумажных  и   электронных носителях,   в   том   числе   в   контролируемом  Интернете)   с   целью   поиска   и   извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; – использовать   различные   справочные   издания   (словарь   по   естествознанию, определитель   растений   и   животных   на   основе   иллюстраций,   атлас   карт,   в   том   числе   и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые  модели (глобус, карту, план) для  объяснения явлений – – или описания свойств объектов; обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и  неживой   природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; – понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и   функционировании   организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. – По окончании 4 класса учащиеся получат возможность научиться: – использовать   при   проведении   практических   работ   инструменты   ИКТ (фото­  и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить   небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; – моделировать   объекты   и   отдельные   процессы   реального   мира   с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; – осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; – пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; – выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; – планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные  действия   в   процессе познания  окружающего  мира  в  соответствии   с  поставленной  задачей  и  условиями  ее реализации. 4 По окончании 4 класса учащиеся научатся: Человек и общество – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать   достопримечательности   столицы   и   родного   края;   находить   на   карте   мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; – различать   прошлое,   настоящее,   будущее;   соотносить   изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя   дополнительные   источники   информации   (на  бумажных   и электронных   носителях,   в   том   числе   в   контролируемом   Интернете),   находить   факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,   группа   сверстников,   этнос),  в   том   числе   с   позиции   развития   этических   чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других – – людей и сопереживания им; использовать   различные   справочные   издания   (словари,  энциклопедии)   и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. – По окончании 4 класса учащиеся получат возможность научиться: – осознавать   свою   неразрывную   связь   с   разнообразными   окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его   созидательной   деятельности   на   благо   семьи,   в   интересах     образовательной организации, социума, этноса, страны; – проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно   установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; – определять   общую   цель   в   совместной   деятельности  и   пути   ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный 5 контроль   в   совместной   деятельности;   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и поведение окружающих. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Практическая работа:  движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Звездное небо ­ Великая книга Природы.  Мир глазами географа. Карта полушарий Мир глазами историка. Источники исторических сведений и их значение. Когда и где? Век и тысячелетие.  Мир глазами эколога. Международные соглашения по охране окружающей среды,  организации, экологические дни. Сокровищница Земли под охраной человека. Наиболее значимые объекты Всемирного  природного и культурного наследия в России и за рубежом.  Международная красная книга. Основные виды учебной деятельности ­ понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;    ­ характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы;  ­ моделировать строение Солнечной системы;   ­  извлекать  из   дополнительной   литературы   и   Интернета   научные   сведения   о   Солнце   и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать результаты своей работы на    уроке ­ анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;   ­  характеризовать  особенности   самой   маленькой   и   самой   большой   планет   Солнечной системы;  ­ отличать планеты и их спутники;  ­ моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;   ­  устанавливать  связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; ­ наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); ­  извлекать  из   дополнительной   литературы   и   Интернета   информацию   об   исследованиях астрономов и готовить сообщения; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­­ находить в небе и на карте звездного неба атласа­определителя изучаемые объекты; ­ моделировать изучаемые созвездия; ­  определять направление на север по Полярной звезде; ­  выполнять  задания   электронного   приложения   к   учебнику,   пользуясь   персональным компьютером; 6 ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ сравнивать глобус и карту полушарий; ­ находить условные значки на карте полушарий; ­ обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; ­ составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; ­  извлекать   информацию  о   географических   объектах   из   дополнительных   источников   и Интернета и готовить сообщения о них; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. ­ составлять рассказы о мире с точки зрения историка; ­характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; ­ обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; ­ посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному  материалу;  ­ оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. ­  определять  по   «ленте   времени»   век,   в   котором   происходили   упоминавшиеся   ранее исторические события; ­ обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ­ характеризовать современные экологические проблемы; ­ предлагать свои меры по решению экологических проблем; ­  извлекать  из   Интернета   сведения   о   способах   решения   экологических   проблем   и экологических организациях в России, готовить сообщения; ­ рассказывать о мире с точки зрения эколога; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;  Формы организации учебных занятий Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения  учебных задач (заданий) 7 Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение  алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных ЗУНов и УУД Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной  сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач). Умение  сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом  класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать  взаимопомощь  Коррекционный урок Индивидуальная работа над ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Природа России (10 ч) Равнины и горы России.  Моря, озера и реки России.  Природные зоны России. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь.  Тундра. Природные особенности тундры.  Леса России. Растительный и животный мир Лес и человек. Красная книга Зона степей. Экологические проблемы Пустыни. Растения и животные У Черного моря. Правила безопасности во время отдыха у моря. Основные виды учебной деятельности ­ понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; ­ находить на физической карте России изучаемые географические объекты; ­ различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; ­ характеризовать формы рельефа России; ­ географических объектах, готовить сообщения;  извлекать  из   дополнительной   литературы   и   Интернета   сведения   об   изучаемых 8 ­ выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; ­ различать моря и озера; ­ характеризовать особенности изучаемых водных объектов; ­  извлекать  из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; ­ готовить сочинения на тему урока; ­ формулировать выводы по изученному материалу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ различать физическую карту России и карту природных зон; ­ находить на карте природные зоны России и характеризовать их; ­  устанавливать   взаимосвязь  между   освещенностью   Солнцем   поверхности   Земли   и широтным расположением природных зон; ­  работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; ­ различать широтную и высотную поясность; ­ находить на карте природных зон зоны высотной поясности; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону арктических пустынь; ­ работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; ­  устанавливать   взаимосвязь  природных   особенностей   зоны   арктических   пустынь   и   ее освещенностью солнечными лучами; ­    характеризовать  природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; ­ выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; ­ прослеживать цепи питания в Арктике; ­  рассказывать  о   влиянии   освоения   природных   богатств   в   зоне   тундры   и   возникших вследствие   этого   экологических   проблемах,   о   природоохранных   мероприятиях   и заповедниках; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ находить на карте природных зон зону тундры; ­ работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; ­  выявлять   взаимосвязь  природных   особенностей   зоны   тундры   с   освещенностью   ее поверхности солнечными лучами; ­  характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; ­ выявлять экологические связи в зоне тундры; 9 ­  извлекать  из   дополнительной   литературы   (книги   «Зелёные   страницы»,   энциклопедий)   и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; ­ характеризовать зону тундры по плану; ­ моделировать природные особенности тундры; ­  рассказывать  о   влиянии   освоения   природных   богатств   в   зоне   тундры   и   возникших вследствие   этого   экологических   проблемах,   о   природоохранных   мероприятиях   и заповедниках; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей   лесных   зон   с   освещенностью,   количеством осадков и строением почвы; ­ опознавать с помощью гербария и атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; ­ по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов,  выявлять экологические связи; ­ моделировать цепи питания в зоне тайги; ­ сопоставлять природу тундры и лесных зон; ­  извлекать  из   Интернета   информацию   о   растениях   и   животных   лесной   зоны,  готовить сообщения; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; ­ обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; ­ обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; ­  совершать  виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; ­ характеризовать лесные природные зоны  по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; . ­ находить на карте природных зон зону степей; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей   степной   зоны   с   освещенностью,   количеством осадков и характером почвы; ­ опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны степей; ­ характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи; ­ сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; ­  совершать  виртуальные   экскурсии   с   помощью   Интернета   в   степные   заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; ­ характеризовать зону степей по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; 10 ­ находить на карте природных зон зону полупустынь; ­  устанавливать   взаимосвязь  освещенности,   количества   осадков   и   состава   почв   с образованием полупустынь и пустынь;   ­ опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны степей; ­ характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи; ­ сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; ­  совершать  виртуальные   экскурсии   с   помощью   Интернета   в   степные   заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; ­ характеризовать зону степей по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ находить на карте природных зон зону субтропиков; ­ устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; ­   по   гербарию,   иллюстрациям   учебника   и   атласу­определителю   «От   земли   до   неба» опознавать растения субтропиков; ­  знакомиться  с   животным   миром   зоны   Черноморского   побережья   Кавказа   и   морскими животными,  устанавливать экологические связи; ­ моделировать цепи питания; ­ анализировать экологические проблемы зоны; ­  совершать  виртуальные   экскурсии   на   курорты   Черноморского   побережья   Кавказа,   в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; ­ обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; ­ работать с терминологическим словариком; ­ характеризовать зону субтропиков по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. Формы организации учебных занятий Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения  учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение  алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных ЗУНов и УУД 11 Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной  сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач). Умение  сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом  класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать  взаимопомощь  Коррекционный урок Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Урок­экскурсия Родной край ­ часть большой страны (15 ч) Наш край.  Поверхность нашего края Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Пр. работа «Определение полезных ископаемых. Изучение их  свойств» Земля – кормилица. Жизнь леса  Жизнь луга.  Жизнь в пресных водах.  Экскурсия: «Растения и животные леса». Экскурсии: «Растения и животные луга». Экскурсии: «Растения и животные водоёмов». Растениеводство в нашем крае.  Животноводство в нашем крае. Презентация проектов «Мой атлас­определитель», «Мои зелёные страницы», «Чему меня  научили уроки экологической этики»  Обобщение и систематизация знаний. «Растения и животные луга»; растения и животные водоёмов» ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  сопоставлять  карту своего региона с политико­административной картой России с целью 12 выяснения местоположения региона; ­ находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; ­ характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; ­ определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; ­ находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); ­ обобщать полученную информацию, готовить сообщение; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ находить на карте региона крупные овраги и балки; ­  интервьировать  взрослых   о   формах   поверхности   рядом   с   городом   (селом),   о   наличии оврагов и истории их возникновения; ­ обсуждать меры по охране поверхности своего края; ­ моделировать знакомый участок поверхности своего края; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; ­ составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; ­ описывать одну из рек по данному в учебнике плану; ­ составлять план описания озера (пруда); ­ моделировать наиболее знакомый водный объект; ­ выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; ­ обсуждать материалы рассказа  «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; ­ интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; ­ работая в группах  определять  название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; ­   работая   в   группах,  извлекать  из   учебника   сведения   о   выданном   образце   полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; ­ выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; ­ извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; ­  обсуждать  материалы   рассказа   «И   камень   достоин   уважения»   из   книги   «Великан   на поляне»; ­  интервьюировать  взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие­либо полезные ископаемые или продукты их переработки; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; ­ извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; ­ моделировать тип почв своего региона; ­ готовить доклад о значении почвы для жизни на земле; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; 13 ­ обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»; ­  извлекать  из   краеведческой  литературы   информацию  о  почвоохранных   мероприятиях   в регионе; ­ определять с помощью атласа­определителя растения смешанного леса в гербарии; ­ рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; ­ моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; ­ характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; ­ опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; ­ обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­  выявлять  нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; . ­ определять с помощью атласа­определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; ­ определять животных луга на иллюстрации учебника; ­ выявлять экологические связи на лугу; ­  рассказывать  по своим  наблюдениям  о растениях, животных  и  грибах  на лугах  своего региона; ­ моделировать цепи питания на лугу; ­ сравнивать природные особенности леса и луга; ­ характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; ­ приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять  предлагать  пути   решения нарушения   экологического   равновесия   по   вине   человека, экологических проблем; ­ обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; ­ составлять памятку «Как вести себя на лугу»;  ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ опознавать с помощью атласа­определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; ­ опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; ­ определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; ­ различать зерна зерновых культур; ­ выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; ­ собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; ­ извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; ­ характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­  выявлять  взаимосвязь   развития   отраслей   животноводства   в   регионе   с   природными условиями; 14 ­  извлекать  из   краеведческой   литературы,   СМИ   и   Интернета   информацию   о   развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе; ­ характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; ­ рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ выбирать тему проекта; ­ намечать план работы; ­ отбирать информацию в избранных для проекта книгах; ­ готовить оформление доклада (слайды); ­ готовить доклад; ­ презентовать доклад в классе; . ­ выполнять тесты с выбором ответов; Формы организации учебных занятий Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения  учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение  алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных ЗУНов и УУД Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной  сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач). Умение  сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД 15 Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом  класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать  взаимопомощь  Контрольный урок Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД Результаты самостоятельной работы Коррекционный урок Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Уроки­экскурсиии Страницы Всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня . Основные виды учебной деятельности ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; ­ обсуждать роль огня и приручения животных; ­ анализировать иллюстрации учебника; ­  рассказывать  на   основе   экскурсии   в   краеведческий   музей   о   жизни,   быте   и   культуре первобытных людей на территории региона; ­ понимать роль археологии в изучении первобытного общества; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; ­ находить на карте местоположение древних государств; ­  извлекать  информацию из учебника,  анализировать  иллюстрации,  готовить  сообщения и презентовать их в классе; ­  обобщать  сведения  о древних  государствах,  их  культуре,  религиях,  выявлять  общее  и отличия; ­ понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; ­ понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; 16 ­ работать с терминологическим словариком; ­  сопоставлять  длительность   исторических   периодов   Древнего   мира   и   Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; ­ находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; ­ описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; ­ сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; ­ развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; ­  сопоставлять  мировые   религии,  выявлять  их   общность   и   различия:   место   и   время   их возникновения, особенности храмов; ­ понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­  работать с терминологическим словариком; ­ определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; ­ сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; ­ прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; ­ обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; ­ выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; ­ обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; ­ характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; ­ развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; ­ выполнять задания электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; ­ характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; ­ характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; ­ рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX­XXI веков; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. Формы организации учебных занятий Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями 17 Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения  учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение  алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных ЗУНов и УУД Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной  сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач). Умение  сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом  класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать  взаимопомощь  Контрольный урок Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД Результаты контрольной или самостоятельной работы Коррекционный урок Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Урок­экскурсия Страницы истории России (20 ч) Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. 18 Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920­1930 годов. Великая война и великая Победа. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. ­ понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; ­ анализировать карту расселения племен древних славян; ­  выявлять  взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; ­ характеризовать верования древних славян; ­ моделировать древнеславянское жилище; ­ составлять план рассказа на материале учебника; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­  прослеживать  по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX­XI веках; ­ характеризовать систему государственной власти  в IX­XI веках в Древней Руси; ­ отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; ­ обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; ­  анализировать  былину   об   Илье   Муромце   как   отражение   борьбы   Древней   Руси   с кочевниками; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­   в   ходе   самостоятельной   работы   (в   группах)  анализировать  карты   Древнего   Киева   и Древнего   Новгорода,  характеризовать  их   местоположение,   оборонительные   сооружения, занятия   горожан,   систему   правления,   находки   берестяных   грамот   в   Новгороде,  готовить сообщения, презентовать их на уроке; ­ сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; ­ обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; ­ развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; ­ обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; ­ характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по по изученному материалу; ­  обсуждать  роль   создания   славянской   письменности   для   распространения   культуры   в Древней Руси; ­ характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; ­ выявлять роль летописей для изучения истории России; ­ характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; 19 ­ сопоставлять оформление  древнерусских книг с современными; ­ обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; ­ прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; ­ обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; ­ описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; ­ рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; ­  находить  на   карте   места   сражений   Александра   Невского   со   шведскими   и   немецкими захватчиками; ­ по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; ­ высказывать своё отношение к личности Александра Невского; ­ работать с терминологическим словариком; ­ заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); ­ приводить факты возрождения северо­восточных земель Руси; ­ рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; ­ прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; ­ обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; ­ составлять план рассказа о Куликовской битве; ­ рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; ­ моделировать ход Куликовской битвы; ­ отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; ­  обсуждать,  почему   была   так   важна   для   Дмитрия   Донского   поддержка   Сергия Радонежского; ­ рассказывать о поединках богатырей; ­ заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ осознавать роль Куликовской битвы в истории России; ­ рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; ­ описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; ­ обсуждать значение освобождения от монгольского ига; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­  отмечать  на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; ­  обсуждать,  как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; ­ на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам)  рассказывать  о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; ­ сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; ­ работать с терминологическим словариком; ­ развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; 20 . ­ обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; ­ отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы; ­ заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; ­ осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; ­ рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; ­ описывать достопримечательности Санкт­Петербурга; ­ обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; ­  отмечать  на «ленте времени» год основания Санкт­Петербурга, год, когда Россия стала империей; ­ прослеживать по карте приобретения Петра I; ­ высказывать свое отношение к личности Петра Великого; ­ составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; ­ составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; ­ прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; ­ обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; ­ отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; ­ извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; ­ высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; ­ обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; ­ описывать достопримечательности Петербурга; ­ сравнивать положение разных слоев российского общества; ­ рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; ­ прослеживать по карте рост территории государства; ­ рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; ­  извлекать  из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в  XVIII веке; ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; ­ отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; ­ заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; ­  обсуждать,  почему   после   Отечественной   войны   1812   года   был   воздвигнут   на   Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; ­  извлекать  из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, 21 готовить доклады, презентовать их в классе; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва»  изучать  текст учебника,  выполнять  задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; ­ работать с историческими картами; ­ находить на карте Трассибирскую магистраль; ­ сопоставлять исторические источники; ­  извлекать  из   дополнительной   краеведческой   литературы   сведения   о   технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; ­  отмечать  на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции; ­ составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; ­  интервьюировать  взрослых   членов   семьи   о   том,   какую   роль   сыграли   революция   и Гражданская война в судьбе семьи; ­ развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; ­ знакомиться по карте СССР с административно­территориальным строением страны; ­  сравнивать  герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; ­ сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; ­ в ходе экскурсии по городу  выяснять,  какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; ­  знакомиться  по   фотографиям   в   Интернете   с   обликом   довоенных   станций   метро   (для москвичей – в ходе экскурсии); ­ прослушивать в записях (Интернет) песни 30­х годов; ­  составлять  план рассказа о ходе Великой Отечественной войны,  рассказывать  о ней по ­  извлекать  из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); ­  интервьюировать  старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; ­ прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; ­ знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; ­ интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи,  отбирать  в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; ­ работать с электронным пособием; Формы организации учебных занятий 22 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения  учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение  алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных ЗУНов и УУД Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной  сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач). Умение  сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом  класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать  взаимопомощь  Коррекционный урок Индивидуальная работа над ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Урок­экскурсия Современная Россия (9 ч) Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Путешествие по России. Презентация проектов. Обобщающий урок по историко­обществоведческим темам 23 Основные виды учебной деятельности ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на политико­административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; ­ анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; ­ обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­  готовить  проекты   «Декларации   прав»   (членов   семьи,   учащихся   класса,   учителей   и учащихся), обсуждать их в классе; ­ различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; ­ различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; ­  следить  за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; ­ моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); ­  знакомиться  с   особенностями   герба   Российской   Федерации,   его   историей,   символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; ­ знакомиться с флагом Победы, знать его историю; ­ выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать  гимн РФ от гимнов других государств; ­ обсуждать, зачем государству нужны символы; ­ моделировать символы своего класса, семьи; ­  различать  праздники   государственные,   профессиональные,   церковные,   национальные, территориальные, семейные; ­  составлять  календарь   профессиональных   праздников   в   соответствии   с   профессиями родителей; ­ прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; ­ знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; ­ интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи,  отбирать  в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; ­ составлять группу по интересам, распределять обязанности; ­ подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; ­ составлять план и текст доклада; ­ подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); ­ презентовать проект; Формы организации учебных занятий 24 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения  учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение  алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных ЗУНов и УУД Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной  сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач). Умение  сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом  класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать  взаимопомощь  Коррекционный урок Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат Календарно­ тематический план по учебному предмету «Окружающий мир» на 2018 ­ 2019 учебный год. Номер а уроков по поряд ку № урока в раздел е, теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала Скоррект ированные сроки изучения учебного материала 25 Раздел «Земля и человечество»­9ч Мир глазами астронома. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Практическая  работа: «Движение Земли вокруг своей оси и  вокруг Солнца» Звездное небо ­ Великая книга Природы.  Мир глазами географа. Карта полушарий. Мир глазами историка. Источники исторических  сведений и их значение. Когда и где? Век и тысячелетие.  Мир глазами эколога. Международные  соглашения по охране окружающей среды,  организации, экологические дни. Сокровищница Земли под охраной человека.  Наиболее значимые объекты Всемирного  природного и культурного наследия в России и за  рубежом.  Международная красная книга. Раздел «Природа России»­10ч Равнины и горы России. Формы земной  поверхности Моря, озера и реки России.  Природные зоны России.  Карта природных зон  России.  Зона арктических пустынь.  Тундра. Природные особенности тундры Леса России.  Растительный и животный мир Лес и человек. Красная книга Зона степей. Экологические проблемы Пустыни.  Растения и животные У Черного моря. Правила безопасности во время  отдыха у моря. Раздел «Родной край­часть большой страны»­ 15ч Наш край.  Поверхность нашего края Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Пр. работа  «Определение полезных ископаемых. Изучение их свойств» Земля – кормилица. Жизнь леса  Жизнь луга.  Жизнь в пресных водах.  Экскурсия «Растения и животные леса» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 03.09­07.09 10.09­14.09 17.09­21.09 24.09­28.09 01.10­05.10 08.10­10.10 15.10­19.10 22.10­26.10 29.10­02.11 06.11­09.11 12.11­16.11 26.11­30.11 03.12­07.12 10.12­14.12 17.12­21.12 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 26 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 10 Экскурсия «Растения и животные луга» 11 Экскурсия «Растения и животные водоёмов» 12 Растениеводство в нашем крае.  13 Животноводство в нашем крае. 14 Презентация проектов «Мой атлас­ определитель», «Мои зелёные страницы», «Чему  меня научили уроки экологической этики»  Обобщение и систематизация знаний. Раздел «Страницы всемирной истории»­5ч Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня. 15 1 2 3 4 5 24.12­28.12 09.01­11.01 14.01­18.01 21.01­25.01 28.01­01.02 Раздел «Страницы истории России»­20ч 04.02­08.02 Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Михаил Васильевич Ломоносов. 13 14 15 16 17 18 19 20 Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920­1930 годов. Великая война и великая Победа. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. 11.02­15.02 18.02­20.02 26.02­01.03 04.03­07.03 11.03­15.03 18.03­22.03 25.03­29.03 01.04­05.04 15.04­19.04 Раздел «Современная  Россия»­7ч 22.04­26.04 1 2 3 4 5 6 7 Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Путешествие по России. Презентация проектов. Обобщающий урок по  историко­обществоведческим темам 29.04­03.05 06.05­10.05 13.05­17.05 27 Резервные уроки­2ч 67 68 Итог 1 2 часов Резервный урок по теме «Повторение  пройденного материала» Резервный урок по теме «Презентация проектов» уроков повторения В том числе:  контрольных работ 20.05­27.05 практичес ких (лаборато уроков развития речи рных) работ 68 по прогр амм е выпо лнен о СОГЛАСОВАНО                                                               СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР                                               на заседании ШМО МОУ «СОШ №13»,  «_________/Макарова М.Ю./                                     рекомендуется к утверждению « 30 » августа 2018 года                                              протокол № 1 от « 29 » августа 2018 г.                                                                                        Руководитель ШМО                                                                                           ______________/Пахомова О.В./                                                                                                                                                                                                        28

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018